Научная статья на тему 'Механизм воспитания самостоятельности у обучающихся в системе обучения вуза и критерии оценивания ее результата (по материалам исследования)'

Механизм воспитания самостоятельности у обучающихся в системе обучения вуза и критерии оценивания ее результата (по материалам исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM-BASED APPROACH / INDEPENDENCE / A METHOD OF FORMING SELF-SUFFICIENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова О. В., Дворянкина Е. К.

В статье обозначена проблема необходимости воспитания самостоятельности при подготовке квалифицированных кадров в вузе, выделен набор существенных характеристик данного понятия, предлагается механизм воспитания и самовоспитания самостоятельности субъектом учения, обозначены критерии отслеживания результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова О. В., Дворянкина Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF SELF-SUFFICIENT WORK IN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION SYSTEM AND THE CRITERIA OF ASSESSMENT ITS RESULTS

The article defines a topical question of forming self-sufficiency as a necessary feature in the process of training of future specialists in higher education system. The set of important characteristics of this meaning is marked. The authors offer mechanisms of development of educational and self-educational independence among students. The criteria of tracking the results are indicated.

Текст научной работы на тему «Механизм воспитания самостоятельности у обучающихся в системе обучения вуза и критерии оценивания ее результата (по материалам исследования)»

УДК 37.012

Yemelyanova O. V,, Dvoryankina Ye.K THE MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF SELF-SUFFICIENT WORK IN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION SYSTEM AND THE CRITERIA OF ASSESSMENT ITS RESULTS. The

article defines a topical question of forming self-sufficiency as a necessary feature in the process of training of future specialists in higher education system. The set of important characteristics of this meaning is marked. The authors offer mechanisms of development of educational and self-educational independence among students. The criteria of tracking the results are indicated.

Key words: system-based approach, independence, a method of forming self-sufficient work.

О.В. Емельянова, преп. каф. информационного и технического обеспечения ОВД Дальневосточного юридического института МВД России, г. Хабаровск, E-mail: emelianova84@mail.ru; Е.К. Дворянкина, д-р пед. наук, проф. каф. математики и информатики Дальневосточного гос. гуманитарного университета, г. Хабаровск, E-mail: sispodx@inbox.ru

МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ)

В статье обозначена проблема необходимости воспитания самостоятельности при подготовке квалифицированных кадров в вузе, выделен набор существенных характеристик данного понятия, предлагается механизм воспитания и самовоспитания самостоятельности субъектом учения, обозначены критерии отслеживания результативности.

Ключевые слова: системный подход, самостоятельность, механизм воспитания самостоятельности.

Анализ сложившегося состояния в профессиональной подготовке квалифицированных кадров в вузе и государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, позволяет констатировать обострившиеся противоречия между требованиями к профессиональному образованию и готовностью получать его на высоком уровне самостоятельности и творчества; между необходимостью становления обучающихся субъектами саморазвития самостоятельности как основы их профессиональной подготовки и недостаточностью научно обоснованных рекомендаций по организации целевого взаимодействия в системе обучения.

Проблема саморазвития самостоятельности у обучающейся молодежи не может быть решена без теоретического контекста, который позволяет обеспечить ее решение. Для разработки механизмов управления становлением обучающихся в системе обучения и воспитания при изучении основ наук в вузе субъектами самовоспитания самостоятельности обратимся к сущностной характеристике понятий «самостоятельность», «субъект самовоспитания», «механизмы управления становлением субъектной позиции» раскрытых в наученной литературе и обозначим выбор концепции исследования для решения проблемы, то есть поставленных задач и достижения цели.

Для нашего исследования важен педагогический аспект понятия самостоятельности, рассмотренный в трудах философов. Так, Сократ считал, что целью образования человека и морального его совершенствования является приобретение способности к самопознанию, а условие реализации этой цели - самостоятельность, которая проявляется в привычке ставить вопросы и искать на них ответы. М.Ф. Квинтилиан [1] указывал на необходимость поощрять у детей стремление к творчеству, в чем он видел проявление высшей формы самостоятельности. Недостаточно, по его мнению, копирование действий наставника. Наиболее значимой для нашего исследования оказалась позиция А.Г. Мысливченко [2], в которой ученый самостоятельность связывает с внутренней свободой человека, под которой понимается специфическая человеческая избирательная и согласованная активность сознания, воли и нравственности при самостоятельном выборе целей, принятии решений и воплощении их в жизнь. Такая философская идея на понятие самостоятельности личности позволила подойти к пониманию самовоспитания самостоятельности с позиции системного подхода, который позволил разработать теоретические положения и обозначить педагогические условия для становления обучающихся субъектами саморазвития самостоятельности.

Обзор материала из научных источников, можно представим с двух позиций: в первой - самостоятельность рассматри-

вается как научное понятие и его проявление, во второй - пси-холого-педагогические аспекты возможности воспитания самостоятельности. Остановимся на кратком обзоре психолого-пе-дагогической литературы, в которой рассматривается понятие самостоятельности человека и ее проявление.

Так, И.С. Кон утверждает, что самостоятельность - наиболее ценное качество личности, благодаря которому «формируются и реализуются творческие потенции человека и достигается полнота бытия» [3, с. 208]. Возникают вопросы, в сравнении с какими качествами личности самостоятельность является наиболее ценным, с другой стороны, как это качество формируется в мировоззрении личности? Чтобы понять сущность этого понятия и возможность его формирования обратимся к характеристике ее проявления. Так, В.Д. Пекелис связывает самостоятельность человека с ее проявлением в умении управлять своим поведением. Самостоятельный человек готов всесторонне анализировать ситуацию, соотносить свои возможности с ее требованиями и законами, которым следует подчиняться, выбирая оптимальный вариант поведения, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим [4]. С позиции системного подхода, который принят за концептуальный ориентир, названные характеристики присущи субъекту-управленцу, то есть субъекту [5].

Самостоятельность характеризуется многими психологами как опора человека на собственные силы, как умение ставить перед собой цели, подбирать средства для их реализации. Аналогичный подход раскрывается в словаре, составителем которого является Е.С. Рапацевич. В словаре самостоятельность определяется как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [6].

В итоге проведенного анализа можно констатировать, что понятие самостоятельности, хотя и раскрывается по-разному, позволяет выделить набор существенных признаков, к каковым относятся: готовность поставить цель в любой ситуации; подобрать средства для ее достижения, проявляя при том ответственность и инициативность, активность; готовность принять решение в нестандартных ситуациях. Выделенный набор признаков понятия позволил разработать механизм становления обучающихся субъектами самовоспитания самостоятельности.

Самостоятельность как качество личности в работах многих ученых рассматривается в связи с другими, например, нравственными: ответственность, целеустремленность, самодеятельность, активность; интеллектуальными. Так, Е.П. Ильин [7] счи-

тает, что «самостоятельность характеризуется не только самостоятельным принятием решений и осуществлением намеченного, но и взятие на себя ответственности за дела и поступки». Однако самостоятельность и ответственность являются элементами состава нравственной категории свободы, наряду с другим: самодеятельность, единство личного и общественного, са-мопринуждение и др.

А.А. Кирсанов и Ж.А. Зайцева отмечают связь самостоятельности и творчества: «...акт творчества в отличие от действий, основанных на применении уже известных приёмов и правил, ., означает всякий раз поиск самостоятельного пути к достижению желаемого эффекта» [8]. В этом контексте связь между творчеством и самостоятельностью имеет место, если рассматривать их с процессуального аспекта. Анализ показал на связь «свободы» и «самостоятельности», самостоятельность как понятие нравственности является элементом состава информационного поля нравственной категории свободы. На связь творчества и свободы указывал Н.А. Бердяев [9].

Рассмотрим вариант установления уровня проявления самостоятельности, предложенный Т.Э. Токаевой [10] (нулевой, низкий, средний, высокий) применительно к следующим показателям, а их формирование считать механизмом реализации целей: 1. Готовность поставить цели в ситуации (проявление активности в целеполагании); 2. Создание последовательности действий для выполнения того или иного задания (разработка технологии получения желаемого результата; развитие системного (телеологического) мышления); 3. Организация деятельности по реализации разработанной технологии (проявления опыта опережающего или реального моделирования системы познания или поведения (проявление качеств субъектной позиции); 4. Самоанализ (рефлексия) своей деятельности и ее результа-

та по степени достижения цели (проявление опыта рефлексивной культуры субъекта системы обучения); 5. Перенос (экстраполяция) приобретенного опыта в системе учения в систему самообучения и самовоспитания. Обозначенные критерии указывают на механизм реализации технологии самовоспитания обучающихся.

Для наших исследований по проблеме становления обучающихся субъектами самовоспитания самостоятельности материалы, предложенные Т.Э. Токаевой, оказались основой для разработки критериев оценивания уровня сформированности самостоятельности у будущих специалистов юридического вуза, при изучении ими предметных областей знаний. Отметим, что адаптирование разработанных материалов для вузовской практики стало возможным благодаря принятому системному подходу к образованию.

Таким образом, изучение, анализ и систематизация психо-лого-педагогической литературы позволил сделать ряд заключений: 1) понятие самостоятельности рассмотрено в исследованиях достаточно объемно, но зафиксировано отсутствие логического определения; 2) анализ разных позиций позволил выделить наличие общих характеристик, раскрывающих понятие самостоятельности и заложить основы его определения, перечислив набор существенных признаков, то есть состав определения самостоятельности как системы; 3) отсутствие четкого определения понятия самостоятельности, а поэтому возможность ее как качества личности развивать с неизбежностью потребовало использовать системный подход и предложить вариант решения проблемы, обозначенной сложившимися противоречиями на современном этапе развития высшего профессионального образования в целом и подготовки квалифицированных специалистов юридических кадров, в частности.

Библиографический список

1. Квинтилиан, М.Ф. 12 книг риторических наставлений / пер. с латин. А Никольского. - СПб., 1834.

2. Мысливченко, А.Г. Человек как предмет философского познания. - М., 1972.

3. Кон, И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. - М., 1992.

4. Пекелис, В.Д. Как найти себя: энциклопедия, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше: в 3 кн. - М., 1989.

5. Дворянкина, Е.К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов будущей профессиональнопедагогической деятельности: автореф. дис ... д-ра пед. наук. - М., 2012.

6. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

8. Кирсанов, А.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. - Казань, 1995.

9. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Мышление. - М., 1989.

10. Токаева, Т.Э. Педагогические услвоия воспитания самостоятельности у детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1994. Bibliography

1. Kvintilian, M.F. 12 knig ritoricheskikh nastavleniyj / per. s latin. A Nikoljskogo. - SPb., 1834.

2. Mihslivchenko, A.G. Chelovek kak predmet filosofskogo poznaniya. - M., 1972.

3. Kon, I.S. Psikhologiya samostoyateljnosti // Pedagogika zdorovjya. - M., 1992.

4. Pekelis, V.D. Kak nayjti sebya: ehnciklopediya, kotoraya pomozhet tebe statj siljnee, umnee, luchshe: v 3 kn. - M., 1989.

5. Dvoryankina, E.K. Modelirovanie obrazovateljnoyj sistemih vuza po razvitiyu studentov kak subjhektov budutheyj professionaljno-

pedagogicheskoyj deyateljnosti: avtoref. dis ... d-ra ped. nauk. - M., 2012.

6. Sovremennihyj slovarj po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2001.

7. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2000.

8. Kirsanov, A.A. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti lichnosti v pedagogicheskom processe / A.A. Kirsanov, Zh.A. Zayjceva. - Kazanj, 1995.

9. Berdyaev, N.A. Filosofiya svobodih. Smihsl tvorchestva. Mihshlenie. - M., 1989.

10. Tokaeva, T.Eh. Pedagogicheskie uslvoiya vospitaniya samostoyateljnosti u deteyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 1994.

Статья поступила в редакцию 11.04.14

УДК 373.3

Zhirkova K.A. ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS WITH A DIFFERENTIATED APPROACH IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH IN A PRIMARY SCHOOL. This article deals with realization of a differentiated approach and activation of cognitive activity in learning a foreign language at school. The concepts of “differentiation” and “cognitive activity” are analyzed . The author pays attention to the existence of a basic embodiment of a differentiated approach based on this study.

Key words: group, differentiation, differentiated approach, differentiated instruction, foreign language, cognitive activity.

К.А. Жиркова, аспирант каф. педагогики и психологии МГГУ им. Шолохова, г. Москва, E-mail: zhirkova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.