Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев Джебир Авадиевич, Гузуева Элина Руслановна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович

В статье изучено дистанционное тьюторское сопровождение как возможный ресурс развития компонентов самоорганизации студентов вузов. Были приведены и раскрыты понятия: самореализация сопровождение, тьюторство, индивидуализация, а также выявлены методические особенности и выведено понятие дистанционного тьюторского сопровождения. Сделан вывод о том, что самоопределение, самоорганизация студентов вузов является предметом работы тьютора. Современные технологии, новые социальные инструменты предлагают студентам доступ к знаниям, а также возможность взаимодействия со сверстниками в контексте обучения. Дистанционное сопровождение обладает дополнительными преимуществами: синхронность и асинхронность; эффективный доступ к информации; уменьшение социальной дистанции; открытая избыточная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев Джебир Авадиевич, Гузуева Элина Руслановна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS AND UNDERGRADUATES BY MEANS OF REMOTE TUTOR SUPPORT

The article studies remote tutoring as a possible resource for the development of self-organization components of university students. The concepts were given and revealed: self-realization, support, tutoring, individualization, as well as methodological features were identified and the concept of remote tutor support was derived. It is concluded that self-determination, self-organization of university students is the subject of a tutor's work. Modern technologies, new social tools offer students access to knowledge, as well as the ability to interact with peers in the context of learning. Remote tracking has additional advantages: synchronicity and asynchrony; effective access to information; reducing social distance; open redundant educational environment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики, кандидат педагогических наук Абдуллаев Джебир Авадиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

доцент кафедры бизнес-информатика, кандидат педагогических наук Гузуева Элина Руслановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности,

кандидат педагогических наук Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация: В статье изучено дистанционное тьюторское сопровождение как возможный ресурс развития компонентов самоорганизации студентов вузов. Были приведены и раскрыты понятия: самореализация сопровождение, тьюторство, индивидуализация, а также выявлены методические особенности и выведено понятие дистанционного тьюторского сопровождения. Сделан вывод о том, что самоопределение, самоорганизация студентов вузов является предметом работы тьютора. Современные технологии, новые социальные инструменты предлагают студентам доступ к знаниям, а также возможность взаимодействия со сверстниками в контексте обучения. Дистанционное сопровождение обладает дополнительными преимуществами: синхронность и асинхронность; эффективный доступ к информации; уменьшение социальной дистанции; открытая избыточная образовательная среда.

Ключевые слова: самореализация, сопровождение, тьюторство, дистанционное тьюторское сопровождение, индивидуализация, студент.

Annotation. The article studies remote tutoring as a possible resource for the development of self-organization components of university students. The concepts were given and revealed: self-realization, support, tutoring, individualization, as well as methodological features were identified and the concept of remote tutor support was derived. It is concluded that self-determination, self-organization of university students is the subject of a tutor's work. Modern technologies, new social tools offer students access to knowledge, as well as the ability to interact with peers in the context of learning. Remote tracking has additional advantages: synchronicity and asynchrony; effective access to information; reducing social distance; open redundant educational environment.

Keywords: self-realization, support, tutoring, remote tutor support, individualization, student.

Введение. В сложившейся эпидемиологической ситуации крупные университеты были вынуждены перевести обучение в дистанционный формат. При этом образовательная среда продолжает расти и развиваться за счет цифровой образовательной среды, открываются новые возможности для всех субъектов образовательного процесса. Опыт обучения студентов вузов в цифровой образовательной среде 2020-2021 годов показал новые возможности и дефициты. Студенты и магистранты без отрыва от работы и семьи смогли организовать свою профессиональную деятельность и карьерное развитие, проложить свой образовательный маршрут более эффективно за счёт использования новых технологий. У студентов и магистрантов с ОВЗ появилась возможность получить дистанционно не только дополнительное, но и основное высшее образование, сменить специализацию, повысить квалификацию, обменяться знаниями и опытом с однокурсниками.

Однако опыт 2020 года показал также и дефициты навыков, необходимых для эффективного освоения образовательных программ в цифровой образовательной среде, в частности, навыков самоорганизации.

Многие студенты и магистранты оказались не готовы к обучению в цифровой образовательной среде, так как это потребовало более высокой самоорганизации, умения самостоятельно находить источники информации и работать с ней, расставлять приоритеты, формулировать и ставить цели, планировать, работать с внутренним сопротивлением, своевременно корректировать планы в условиях нарастающей неопределенности. В ситуации дальнейшего нарастания неопределенности, массового перехода обучающихся в цифровую образовательную среду особенно актуальным становится не только собственно переход к цифровым технологиям, но также вопрос развития навыков планирования, целеполагания, самоконтроля, в целом самоорганизации.

Одним из способов решения проблемы может быть дистанционное тьюторское сопровождение студентов вузов.

Изложение основного материала статьи. Современные тенденции образования XXI века предъявляют требования к углубленному освоению имеющихся функций и развитию новых, более гибких и емких направлений в деятельности.

На фоне этих изменений происходит переосмысление роли педагога и работы учебного заведения. Становятся важными неординарное мышление, социальный интеллект, инновационное и адаптивное мышление, межкультурная компетентность, алгоритмическое мышление, умение фильтровать лишнюю информацию, работать с современными медиа.

В настоящее время важно включить в учебный процесс индивидуализацию, которая позволяет человеку действовать нестандартно с применением личного жизненного опыта, своих потенциальных возможностей, способностей для развития.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый человек проходит свой собственный путь к освоению того или иного знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным, и тем самым реально осуществляет свое самообразование [3]. Индивидуализация подразумевает освоение каждым учащимся отдельного, выбираемого им самим, содержания. В этом состоит отличие индивидуализации от индивидуального подхода.

Индивидуализация образования - путь движения человека к желаемому результату и продукту своего самоопределения, самообразования; процесс движения к себе возможному средствами образования.

Следует обратить внимание на своеобразие процесса дистанционного сопровождения образовательного процесса. В первую очередь, дистанционное сопровождение сочетает в себе целостный комплексный взгляд на предмет обучения, который раскрывается через исследование его составляющих. Совокупность последних в целом в процессе взаимодействия и создает систему, где тесно переплетены сущность (содержание, структура, объем, количество) с формой (модель, порядок, качество). Происходит постоянное взаимодействие каждого участника процесса (студент, группа, тьютор как субъекты образовательной среды с их возможностями, способностями, опытом) со всей средой. Это значительно расширяет возможности как личностного развития, так и влияния субъекта на другие субъекты образовательной среды.

Так как методология дистанционного тьюторского сопровождения в науке мало раскрыта, раскроем понятия «сопровождение», «тьюторство», «дистанционное тьюторское сопровождение», «индивидуализация».

Тьюторство - это вид профессиональной деятельности человека, который сопровождает другого человека или группу в процессе формирования и реализации их индивидуально-образовательной программы в определенной практике. Базовым процессом в тьюторстве является самореализация человека, в качестве субъекта своей жизнедеятельности, смыслообразования.

Сопровождение - «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [2]. Стратегии сопровождения включают использование различных ролей в совместной деятельности, стилей восприятия, осуществления деятельности и управления процессом преимущественно за счет вопросов различного назначения.

Согласно стандарта профессиональный тьюторской деятельности [6], Межрегиональной тьюторской ассоциации тьютор выполняет следующие обобщенные трудовые функции:

- организация образовательной среды для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

- сопровождение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;

- организационно-методическое обеспечение процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

Для осуществления тьюторского сопровождения создается образовательная среда, которая поддерживает и побуждает самодвижение, провоцирует и вызывает инициативу, самореализацию, осознанность выбора ресурсов, самооценку достижений и перспективы.

Дистанционное сопровождение является развитой системой, деятельность которой должна быть обеспечена соблюдением определенных условий.

Педагогические условия практики индивидуализации:

- Избыточность ресурсов: больше, чем человек может использовать одновременно. Альтернативные ресурсы в отношении запроса тьюторанта необходимы, чтобы возникала необходимость отказаться от менее эффективного для его приоритетов ресурса; для осознания своего приоритета и отказа от лишнего;

- Открытость среды: возможность влиять на среду (обсуждать, дополнять, проектировать, строить индивидуальный маршрут). Это означает возможность для тьюторанта влиять на среду для реализации своего образовательного движения для становления самодвижения;

- Вариативность ресурсов (культурно-предметных, антропологических, социальных), наличие двух и более вариантов одновременно. Нужны, чтобы возникала необходимость осмыслить критерии выбора, для влияния на качество самодвижения;

- Неструктурированность: нет расписания, структуры и т.п. Определяет необходимость для тьюторанта самому задавать структурность, опираясь на свои приоритеты. Нужна для проявления самоорганизации.

Наиболее сильным мотивом использования дистанционного сопровождения в учебном процессе является внутренняя уверенность тьютора в его целесообразности, а лишь затем идет удовольствие от использования современных информационных технологий и своей причастности к современным способам сопровождения. И тьютора, и студентов в дистанционном образовании привлекают гибкие условия сопровождения, новая форма обучения и возможности общения, технологической поддержки при планировании и доступа к учебным материалам [6].

Дистанционное сопровождение позволяет охватить новую аудиторию, с которой ранее не было возможности заниматься в вузе; поддерживать развитие новых идей, личную мотивацию в использовании технологий; способствовать интеллектуальному развитию.

Тьютор в цифровой образовательной среде способен создать окружение, в котором участники совместно определяют смысл учебного материала, генерируют идеи и понимание. Роль тьютора может варьироваться от модели к модели, но эффективное управление должно базироваться и учитывать различные ключевые педагогические принципы.

Цифровая образовательная среда может быть охарактеризована как [5]: сложная, многокомпонентная, с сильными взаимными связями; многоканальная; высоко коммуникативная; мультиформатная; дружественная, интуитивно понятная; надёжная, устойчивая; предоставляющая возможность получать/предоставлять обратную связь; политехнологичная (разные технологии под одно и то же, одна технология под разные цели/задачи); с выходом на внешние ресурсы; с возможностью модификации/адаптации самими пользователями; с возможностью создания сообществ.

Такие особенности цифровой образовательной среды предполагают разработку новых условий обучения, и тьюторы имеют возможность сознательно создавать культуру, которая может поддерживать процесс самоопределения, самообразования, самоорганизации студентов вузов.

В зависимости от стиля восприятия и работы с информацией у людей могут различаться технологии обучения. Эти особенности в то же время требуют пересмотра условий современного учебного процесса.

Дистанционное сопровождение требует особым образом организованного учебного материала, особых методов сопровождения, общения средствами дистанционных и других технологий, а также особой организации и администрирования.

Дистанционное тьюторское сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных образовательных решений при дистанционном формате обучения.

Эффективная стратегия тьюторского сопровождения направлена на создание условий для самостоятельного принятия образовательных решений. В цифровой образовательной среде эти условия создаются на базе и средствами, которые предоставляет цифровая среда.

В процессе дистанционного сопровождения тьютору важно учитывать:

- условия, в которых могут находится студенты (наличие специальных средств связи, различный уровень цифровой грамотности и запрос студентов, специфику аудитории;

- легко приспосабливаться к индивидуальным потребностям студента;

- материалы должны быть интерактивными. Чтобы студент изучал их через реализацию практических действий и текущую самооценку знаний с применением результатов оценки для предоставления обратной связи;

- способствовать развитию навыков общения в дистанционном режиме, как по линии «студент -преподаватель, так и по линии» студент - студент;

- способствовать развитию самоорганизации. Дистанционное обучение становится провокативной средой для развития самоорганизации.

В современном образовании тьютор может быть ключевой фигурой, где он: создает открытую, избыточную, вариативную образовательную среду; организует процесс бучения как деятельность; создает условия для обеспечения запланированных результатов как в отношении полученных знаний и умений, так и по приобретенным личных качеств студентов.

Зачастую студентам (как и многим людям) трудно понять, что их собственный опыт и переживания - это также ценность. Если тьютор доброжелательно и вовремя обратит внимание на то, что можно обратиться к студенту, он почувствует свою личную ценность и поймет важность дальнейшего обучения.

В дистанционном тьюторском сопровождении используется комбинация коммуникативной активности и самостоятельного обучения в цифровой образовательной среде. Это означает, что для образовательного результата надо проектировать комбинации взаимодействий студента, тьютора и содержания.

Для дистанционного тьюторского сопровождения нужен целый комплекс технологий развития и совершенствования различных составляющих процесса сопровождения, которые используются во взаимосвязи и взаимовлиянии. Совместное действие этих технологий имеет очень сложный и гибкий характер и не может быть обеспечено просто суммой технологий. Специфика заключается в том, что технологии подключаются к процессу в нужное время по результатам наблюдения процесса сопровождения тьютором.

Проведение групповых веб-тьюториалов как составной части тьюторского сопровождения основывается на основных приемах дистанционного тьюторского сопровождения, в том числе:

Личностно-ресурсное картирование. Процесс создания карты, как культурный образец человеческой деятельности, сопряжен, с намерением человека изучать окружающий мир, объективировать ранее приобретенные им знания с помощью разных способов фиксации знаний о мире. Карта - способ фиксации результатов познания мира. Имеет важные характеристики, которые позволяют работать с ней дистанционно с использованием современных цифровых ресурсов [4]. Образовательная карта включает в себя субъективный опыт ее автора с использованием условных знаков и масштаба.

Рефлексивное зеркало помогает тьюторанту сфокусироваться на своем запросе, корректно отразить возможные гипотезы, варианты индивидуально-образовательной программы.

Свободное проектирование - это технология построения пространства открытого проектирования в образовательной системе, где авторы проектов опираются исключительно на собственный интерес. Здесь тьютор создает образовательное пространство, среду для проявления инициативы, а тьюторант по собственной воле разрабатывает, предъявляет и реализует свои идеи, проявляя способность к свободному самостоятельному проектированию.

Вопрошание. Умение формулировать и ставить вопросы, удерживать их в своем мышлении, направлять их окружающим, искать на них ответы становится важной частью умений современного человека, и отдельным фокусом внимания, сопровождающего тьютора. Если предложить студенту задавать вопросы, он зачастую затрудняется. В нашей культуре недостаточно опыта, примеров, которые в свою очередь накладывают ограничения [1]. Тьютор создает условия, поддерживающие возникновение вопросов у тьюторанта. Тьютор может не знать ответа на какой-то вопрос, при этом он может предложить тьюторанту вместе найти на него ответ или пригласить эксперта. Для обеспечения содержательного, осмысленного вопрошания необходимо владеть специальными техниками организации этого процесса. Разработка такого рода техник в настоящее время ведется как в нашей стране, так и за рубежом [1].

На каждом этапе процесса самоорганизации тьютор инициирует постановку тьюторантом собственных вопросов, помогает углубить и развернуть эти вопросы, учит его удерживать и дополнять поле вопросов на всем протяжении всего процесса. Помогает тьюторанту анализировать и корректировать вопросы, которые возникли в процессе обучения и потеряли свою актуальность на этапе разработки.

Дистанционное сопровождение является формой будущего, так как при постоянном развитии оно будет только впитывать в себя достижения новых технологий и инновационные предложения.

Преимущества дистанционного обучения - это: как синхронность, так и асинхронность; эффективный доступ к информации; уменьшение социальной дистанции.

Однако новые технологии создают новые условия, которые дают возможность развивать культуру в рамках образовательной среды, которая будет наилучшим образом служить студентам. В каждой образовательной среде есть культурные элементы, которые превалируют над всеми компонентами, поэтому можно добавить культуру, которая будет служить фоном для всех компонентов среды обучения.

Выводы. Самоорганизация является системным понятием, поэтому рассматривается в связи с различными аспектами учебной деятельности. К самоорганизации можно отнести: самоопределение и самодиагностику; самоанализ и самопроектирование; самоконтроль и самооценку; самоактуализацию и саморегуляцию; самовоспитание и самообразование; управление своим временем. В целом самоорганизация - это совокупность процессов, которая содержит в себе организационные навыки и умения, которые разворачиваются во времени и опираются на способность студента к самостоятельности и упорядочиванию своей деятельности.

Самореализация человека в качестве субъекта его жизнедеятельности является базовым процессом в тьюторстве, где сам субъект отвечает за смыслообразование для своих действий. Тьютор, работая с

образовательной средой и учитывая принцип индивидуализации, сталкивается с тем, что учебно-профессиональное развитие в образовательной среде зависит как от объекта, так и от субъекта.

Самоопределение, самоорганизация студентов вузов является предметом работы тьютора. С учетом выбранной модели самоорганизации представленные компоненты самоорганизации отражают целевую направленность процесса учебно-профессионального развития в вузе. Современные технологии, новые социальные инструменты предлагают студентам доступ к знаниям, а также возможность взаимодействия со сверстниками в контексте обучения. Дистанционное сопровождение обладает дополнительными преимуществами: синхронность и асинхронность; эффективный доступ к информации; уменьшение социальной дистанции; открытая избыточная образовательная среда.

Литература:

1. Данилова В.Л. Опыт подготовки тьюторов к работе со слушателями Серебряного университета // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4. - С. 424-429.

2. Казакова Е.И. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития детей с различными возможностями и потребностями. - СПб.: «Свое издательство», 2015. - 235 с.

3. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику // Педагогика, №5. - 2014.

4. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только... -М., 2018. - 207 с.

5. Крашенинникова Л.В. Навигатор по образовательным Интернет-ресурсам для тьюторов и преподавателей. - М., 2019. - 122 с.

6. Суханова Е.А. Стандарт профессиональной тьюторской деятельности: версия для высшего и дополнительного профессионального образования. - Томск, 2012. - 120 с.

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики, кандидат педагогических наук Абдуллаев Джебир Авадиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры огневой подготовки,

кандидат педагогических наук Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, (г. Нальчик);

ассистент кафедры бизнес-информатика Абдулкадыров Умалт Умарович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье изучен процесс становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза. Профессиональная идентичность выступает одним из основных компонентов самосознания, образа «Я», претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. В современных, постоянно меняющихся, условиях профессиональная идентичность выступает одной из самых востребованных среди других видов идентичности. Процесс становления профессиональной идентичности является фундаментальным в процессе получения высшего профессионального образования и подвергается влиянию различных факторов. На становление профессиональной идентичности влияют психологические, социальные и педагогические факторы.

Ключевые слова: студент, идентичность, профессиональная идентичность, будущий профессионал.

Annotation. The article studies the process of formation of the professional identity of students of a pedagogical university. Professional identity is one of the main components of self-awareness, the image of "I", it undergoes changes throughout a person's life. In modern, constantly changing conditions, professional identity is one of the most demanded among other types of identity. The process of formation of professional identity is fundamental in the process of obtaining higher professional education and is influenced by various factors. The formation of professional identity is influenced by psychological, social and pedagogical factors.

Keywords: student, identity, professional identity, future professional.

Введение. В настоящее время среди студентов магистратуры и выпускников вузов всё чаще возникает проблема поиска собственного «Я» и становления себя как профессионала. Современные исследования указывают на то, что магистранты при выпуске из ВУЗов не идентифицируют себя с образом профессионала. При этом, именно сформированная профессиональная идентичность определяет успешность и эффективность человека в профессии, его устойчивость к профессиональной деформации и стремление к саморазвитию.

В современных условиях, обусловливающих изменения в содержании образования, в требованиях к представителю конкретной профессии, повышение значимости саморазвития и самообразования, с учетом припарадигмальности психолого-педагогической науки становление профессиональной идентичности является достаточно сложной задачей. В таких условиях у будущих профессионалов часто отсутствует осознанность и понимание целей образования, возникают трудности с саморегуляцией процессов учения, меньше внимания уделяется взаимодействию с профессиональной группой, что негативно отражается не только на всеобъемлющем образовательном процессе, но и на становлении профессиональной идентичности.

Таким образом, возникает вопрос - как происходит процесс становления профессиональной идентичности в современных социально-профессиональных условиях? И какие факторы наиболее сильно влияют на успешность данного процесса?

Изложение основного материала статьи. Проблема идентичности стала активно глобально разрабатываться исследователями только после 70-х годов прошлого столетия. В этот период проблемы, связанные с личностным выбором и персональной ответственностью в разных сферах жизни человека, обострились и к концу XX - началу XXI века человек начал чувствовать себя более свободным в своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.