Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинова Наталья Геннадьевна

Цифровизация экономики привела к тому, что обучающиеся организаций высшего образования должны владеть цифровыми компетенциями как для исполнения профессиональных обязанностей, так и для обучения в цифровой среде. Взрослые обучающиеся - это неоднородная аудитория, и готовность слушателей к работе в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС) имеет разные уровни. Большинство из них нуждается в тьюторском сопровождении образовательной деятельности. Функции тьютора определены в нормативных документах (стандартах), но зависят от возрастных, психологических, социальных, профессиональных особенностей контингента обучающихся. Целью статьи является анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях ЭИОС. Определены затруднения слушателей в дистанционном и смешанном обучении; названы типичные проблемы, с которыми они сталкиваются при прохождении дополнительных профессиональных программ. Выявлены индуктивно и описаны типичные функции тьюторского сопровождения разных категорий взрослых обучающихся. Систематизирован опыт реализации функций тьюторов в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» на базе Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анкудинова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONS OF THE ADULTS’ LIFELONG EDUCATION TUTOR'S SUPPORT IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Due to digitalization of the economy students of higher educational organizations must possess digital competencies, both for the performance of professional duties and for learning in a digital environment. Adult learners are a heterogeneous audience, and have different levels of readiness to study in the electronic information educational environment (EIEE). Most of the adult learners need tutor support for their educational activities. The functions of a tutor are defined in standards, but they depend on the age, psychological, social, and professional characteristics of the students. The article aims to analyze the functions of tutoring support for lifelong education of adults in the electronic education environment. Difficulties in distance and blended learning are determined; the typical problems the adult students face with when completing additional professional programs are named. The typical functions of tutor support for different categories of adult learners are inductively identified and described. The experience of implementing the functions of tutors in the framework of the federal project “New Opportunities for Everyone” of the national project “Education” on the basis of the South Ural State University (National Research University) is systematized.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 378.046.4

DOI: 10.14529^210206

АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Н.Г. Анкудинова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Цифровизация экономики привела к тому, что обучающиеся организаций высшего образования должны владеть цифровыми компетенциями как для исполнения профессиональных обязанностей, так и для обучения в цифровой среде. Взрослые обучающиеся -это неоднородная аудитория, и готовность слушателей к работе в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС) имеет разные уровни. Большинство из них нуждается в тьюторском сопровождении образовательной деятельности. Функции тьютора определены в нормативных документах (стандартах), но зависят от возрастных, психологических, социальных, профессиональных особенностей контингента обучающихся. Целью статьи является анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях ЭИОС. Определены затруднения слушателей в дистанционном и смешанном обучении; названы типичные проблемы, с которыми они сталкиваются при прохождении дополнительных профессиональных программ. Выявлены индуктивно и описаны типичные функции тьюторского сопровождения разных категорий взрослых обучающихся. Систематизирован опыт реализации функций тьюторов в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» на базе Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)».

Ключевые слова: цифровизация, тьюторское сопровождение, образование взрослых, непрерывное образование, электронно-информационная сообразительная среда.

Постановка задачи

В современном мире растет доля дополнительного профессионального образования среди всех других этапов непрерывного образования. Приоритет принадлежит открытым формам непрерывного образования. Для них характерны академические свободы участников образовательного процесса, выбор обучающимися содержания образования, его вариативность, персонифицированность. В то же время такое непрерывное образование требует специально организованной поддержки обучающихся, сопровождения их образовательной деятельности опытным наставником или консультантом. Для разных категорий взрослых слушателей значимость непрерывного образования разная. По статистике научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» (НОЦ ПНО) Института дополнительного образования ЮжноУральского государственного университета (ИДО ЮУрГУ) наиболее активно повышают свою профессиональную квалификацию работники образовательных организаций, возможно, в силу того, что образование составляет для них одну из приоритетных ценно-

стей. Сотрудники промышленных предприятий чаще изучают программы дополнительного образования по решению руководства и в соответствии с возникновением производственной необходимости освоить новые трудовые функции.

Каждой категории, хотя и в разной степени, необходимо тьюторское сопровождение для оказания технической и содержательной консультационной помощи при дистанционной форме изучения материала. Наше исследование посвящено анализу трудовых функций тьюторского сопровождения профессионального образования взрослых, среди которых значительную часть составляют научно-педагогические работники (НПР) различных организаций высшего образования Российской Федерации. В статье мы рассмотрели тьюторское сопровождение слушателей профессиональных дистанционных программ в условиях обучения в электронной образовательной среде (Электронный ЮУрГУ, платформа МооШе). Задачей статьи является обоснование актуальности тьюторского сопровождения образования взрослых и раскрытие его содержания.

Обзор литературы

Поскольку тьюторство существует уже несколько сотен лет, базовые вопросы тьютор-ства исследованы в науке достаточно подробно. Но разные времена диктуют разные требования к тьютору. Проблема тьюторства стала более актуальной и была поставлена по-новому с появлением дистанционного обучения. С появлением цифровой среды, с массовостью дистанционного обучения функции тьюторов изменяются, что требует изучения трудовых функций тьютора и тьюторского сопровождения образования взрослых в современных условиях. Остановимся на научных предпосылках, знание которых поможет найти специфику функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронной образовательной среды в наши дни.

Профессия тьютора является одной из старейших. По некоторым данным должность тьютора существовала в европейских университетах с XIV в. Известны явления и понятия тьютора общего образования, высшего образования, тьютора в образовании взрослых. Для России явление тьюторства довольно новое, а вопросы тьюторства начали изучаться в конце ХХ в. Основоположником школы тьюторства в России принято считать П.Г. Щед-ровицкого [17]. В настоящее время крупной научной школой, в которой исследуются проблемы тьюторства, является научная школа профессора Т.М. Ковалевой [7-9, 14]. Исследованием различных проблем и форм тьютор-ства занимались и многие другие ученые [1, 4, 16]. Функции тьютора в российских образовательных организациях описаны в документах. Должностные обязанности тьютора нашли отражение в квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (2010 г.). В 2017 г. появился Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (для уровня общего образования). В нем выделы трудовые функции тьютора. Представленные в них обязанности и трудовые функции различаются между собой, но тьюторы имеют и общие черты, и общие функции, независимо от уровня образования: помощь, сопровождение, организация, поддержка, субъективность, индивидуализированность -такие свойства выделяют исследователи тьютора [7-9].

Т.Б. Серебровская систематизирует виды тьюторов по основанию «квалификационный уровень»: тьютор-стажер (студент-помощник), академический тьютор (магистр, обладающий соответствующей его должности квалификацией), тьютор-наставник (как правило, имеющий ученую степень и / или квалификацию тьютора), тьютор-супервизор (опытный профессор) [16]. Различаются они и по трудовым функциям. В современном университете, по мнению Т. М. Ковалевой, тьютор совмещает позицию наставника, ассистента и проектировщика [8, 9].

К.Н. Волченкова выделяет три основных этапа тьюторской деятельности: «Первый этап: создание тьютором «избыточной» образовательной среды, прежде всего за счет раскрытия тьюторантом образовательного потенциала окружающего социума, его собственно социальной, инфраструктурной, культурно-предметной составляющей, а также раскрытие и использование собственного антропологического образовательного потенциала. Второй этап: навигация образовательного маршрута тьютором и/или самим тьюторантом. Третий этап: стратегирование - обсуждение возможности разных масштабов действия тьюто-ранта» [4, с. 74].

Тьюторство в непрерывном образовании взрослых имеет свои особенности. В работе тьютора, сопровождающего дополнительное профессиональное образование, надо учитывать: возрастные особенности взрослых обучающихся [5]; специфические цели, содержание и методы дополнительного профессионального образования и управления им [2, 3, 6, 10, 15, 18]; связь дополнительного образования с интересами других сфер жизнедеятельности людей, с целями развития экономики [11-13, 19, 20].

Методология исследования

Наше исследование посвящено продолжению решения задачи выявления функций тьюторского сопровождения взрослых на основе анализа: научных источников, документов, опыта тьюторского сопровождения (как собственного, так и других тьюторов). Мы опирались на гуманистическую, системно-синергетическую методологию выявления функций тьюторского сопровождения непрерывного профессионального образования взрослых в электронной образовательной среде. Эта методологическая позиция отвечает идеям развития академических свобод в уни-

верситете и профессиональной самореализации личности на предприятии. На основе методологии мы разработали технологию исследования. Гуманность по отношению к испытуемым - это ее характерная черта. Во избежание стрессов, психологического напряжения для слушателей они не привлекались к непосредственным действиям по выявлению функций тьюторов. Все выводы основывались на неявном наблюдении, анализе и абстрагировании исследователя. Неформализуемость взаимодействия тьюторов и слушателей - это проявление синергизма в процессе исследования. Невозможно разработать строгую модель функций тьютора, так как тьютор-ское взаимодействие может варьироваться в зависимости от программы, категории слушателей, условий обучения. Поэтому был избран индуктивный способ изучения явления тьюторского сопровождения. В то же время само исследование и его результаты максимально систематизированы.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования: выявить функции тьюторского сопровождения непрерывного профессионального образования взрослых в электронной среде; охарактеризовать их специфику; разработать теоретическую модель функций тьютора. Этим задачам соответствуют методы исследования, представленные в таблице. Функции тьюторов выявлены на основании документов, анализа исследований ученых и изучения практики. На практике в результате применения указанных методов исследования выявлялись проблемы, к решению которых привлекаются тьюторы. Выявлялся круг функций, с помощью которых тьюторы помогали решать эти проблемы.

Результаты исследования

и их обсуждение

Интерпретируя требования стандартов и выводы ученых, можно сделать вывод, что тьютор содействует формированию у слуша-

телей способности к самостоятельным действиям; оказывает им помощь в выборе образовательной траектории и выполнении заданий; оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся; способствует их социализации.

На практике функции тьюторов зависят от типичных затруднений, которые возникают у взрослых слушателей при работе в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС). Определены следующие классы трудностей, с которыми столкнулись слушатели и в которых им была оказана тьютор-ская поддержка. В результате наблюдения и бесед со слушателями были выявлены трудности слушателей, вызванные:

• недостаточностью информации;

• несовершенством управления образовательного процесса и присутствием в нем не-формализуемых аспектов;

• недостаточной цифровой грамотностью, недостаточно высоким уровнем цифровой компетентности слушателей;

• неумением ориентироваться в цифровом портале;

• недостаточной коммуникативной компетентностью слушателей;

• недостаточной самоорганизацией.

Из анализа опыта преодоления слушателями трудностей с помощью тьюторов выявлены такие виды работ тьюторов, как:

• советы по выбору курсов;

• помощь в регистрации;

• размещение своевременных направляющих, ориентирующих объявлений;

• систематическое взаимодействие со слушателями в чате, на форуме;

• создание доброжелательной атмосферы общения в ЭИОС;

• организационная помощь либо помощь в коммуникации с нужным специалистом;

• техническая помощь либо помощь в коммуникации с нужным специалистом;

Методы решения задач исследования

Задачи исследования Методы исследования

Выявить функции тьюторского сопровождения непрерывного профессионального образования взрослых в электронной среде Наблюдение Анализ действий тьюторов в портале Анализ переписки слушателей в портале Абстрагирование функций Изучение

Охарактеризовать специфику функций тьюторского сопровождения непрерывного профессионального образования взрослых в электронной среде Теоретические методы логического вывода

Разработать теоретическую модель функций тьютора Синтез целого, моделирование

• консультационно-содержательная помощь либо помощь в коммуникации с нужным специалистом.

Результаты - характеристика функций тьюторов при сопровождении дистанционного обучения взрослых слушателей в электронной среде - получены путем обобщения данных документов, исследований [4, 9, 16, 17] и систематизации педагогического опыта. Анализ опыта тьюторов, сопровождавших программы дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» на базе Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета)» показал, что общение слушателей с тьюторами чаще происходило по организационным вопросам и при возникновении технических проблем. К тьюторам обучающиеся обращались за советом, консультацией, с сомнениями. Несмотря на временные ограничения и дистанционный формат образования, в первые же дни взаимодействия между слушателями и тьюторами складывались доверительные отношения, устанавливалось неформальное, живое общение.

Общение слушателей с преподавателями чаще происходило по вопросам выполнения заданий, обсуждались трудности восприятия

содержания образования. Характер общения носил в большей степени деловой характер, в то время как к тьюторам часто обращались с личными вопросами в связи с прохождением программ.

Таким образом, тьюторы в большей степени решают организационные проблемы обучения. Нужна ли ему квалификация педагога-предметника? Опыт показал, что это необходимо: не всегда организационные проблемы отделимы от предметных, и решаются они в комплексе. Для того чтобы оказать организационную помощь слушателю, тьютор должен разбираться в содержании программы, понимать смысл заданий, даже если преподаватель может дать более глубокую консультацию по их выполнению. Опыт показал, что наилучшим форматом взаимодействия является согласованное взаимодействие между слушателями, тьюторами и преподавателями программы. Можно ли совместить функции тьютора и преподавателя? Представляется, что в условиях массового обучения это нецелесообразно, так как и тьюторы, и преподаватели выполняют не свойственные им функции не разово, а систематически, затрачивая на это много времени.

Обобщение опыта, требований из нормативных документов и научных работ позволило разработать следующую модель функций тьютора (см. рисунок).

Функции тьютора, сопровождающего непрерывное образование взрослых в условиях электронной образовательной среды

Патронажно-управленческие

Организация, стимулирование, контроль

Сопровождение

обучения, наставничество

Информационное сопровождение обучения

Обеспечение целостности и непрерывности образовательной деятельности слушателя

Статистическая и аналитическая обработка сведений о прохождении слушателями программы

А.

Информационно-аналитические

Личностно-коммуникационные

Организационная поддержка слушателей, обеспечение доступности коммуникации с ними

Помощь слушателям в обеспечении коммуникации с преподавателями, со службой технической поддержки

Создание благоприятного психологического климата

Модель функций тьютора, сопровождающего обучение взрослых слушателей в ЭИОС

Тьютор, таким образом, не только сопровождает образовательную деятельность слушателей, но и помогает нивелировать недостатки дистанционного образования (обезли-ченность, отсутствие общения, полное самоуправление слушателями своим образованием, слабую, по сравнению с очным образованием, обратную связь).

Выводы

В статье выявлены функции тьюторов, характерные для сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронной образовательной среды. Предпосылками выявления функций послужили стандарты профессиональной деятельности тьюторов, научные исследования по данному вопросу и анализ типичных затруднений слушателей и педагогического опыта тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых.

Литература

1. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Проф. образование и рынок труда. -2019. - № 3. - С. 4-18.

2. Волошина, И.А. Маркетинг в дополнительном образовании / И.А. Волошина, И.О. Котлярова, Ю.В. Тягунова //Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 48-53.

3. Волошина, И.А. Система переподготовки управленческих и технических кадров в сфере энергосбережения / И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9, № 1. - С. 94-102.

4. Волченкова, К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента / К.Н. Волченкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Т. 5. -№ 3. - С. 71-76.

5. Змеев, С.И. Наука ХХ1 века: Андраго-гика / С.И. Змеев // Высшее образование в России / С.И. Змеев. - 1998. - № 2. - С.76-79.

6. Ильясов, Д.Ф. Объективные и субъективные факторы и их учет в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений / Д.Ф. Ильясов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9. - № 2. -С. 6-26.

7. Ковалева, Т. М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании /

Т. М. Ковалева // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст. - М.: МИОО, 2008. - 160 с. БОГ: 10.46916/ 22102020-1-978-5-00174-018-6

8. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. - М.: СФК-офис, 2012. - 303 с.

9. Ковалева, Т.М. Об истоках тьютор-ской модели современного университета в антропологическом контексте / Т.М. Ковалева // Становление тьюторской модели современного университета в России: коллективная моногр. - Томск: Издат. Дом Томского гос. ун-та, 2019. - С. 9-19.

10. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2011. - 188 с.

11. Котлярова, И.О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Социал. педагогика. - 2010. - № 3. - С. 22-26.

12. Лобанов, Н.А. Непрерывное образование как большая система: законы функционирования и развития / Н.А. Лобанов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII междунар. конф. - 2019. -С. 440-446. БОГ. 10.25136/2409-8736.2019.1. 28894

13. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. - http://www.zmme. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 05.04.2020).

14. Практики индивидуализации в образовательном пространстве Института педагогики, психологии и социологии // Становление тьюторской модели современного университета в России / науч. ред. Т.М. Ковалева, А. О. Зоткин, Е.А. Суханова. - Томск: Издат. дом Томского гос. ун-та. - 2019. - 256 с.

15. Сенашенко, В. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза / В. Сенашенко, В. Кузнецова // Высш. образование в России. - 2005. -№ 9. - С. 39-47.

16. Серебровская, Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы / Т.Б. Серебровская // Вестник ОГУ. - 2011. -№ 5 (124). - https://cyberleninka.rU/article/n/ tyutorstvo-v-kontekste-modernizatsii-vysshey-shkoly (дата обращения: 22.04.2021).

17. Щедровицкий, П.Г. Выготский и современная педагогическая антропология / П.Г. Щедровицкий // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996. - С. 73-128.

18. Kotlyarova, I. Peculiarities of Formal, Nonformal and Informal Education of the Academic Staff / I. Kotlyarova // SGEM2016 Conference Proceedings. - 2016. - Book 1, vol. 3. -P. 731-735.

19. Voloshina, I. Elite engineering educa-

tion in mixed project groups / I. Voloshina, I. Kotlyarova // Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8-9 June, 2017. -P. 528-535.

20. Voloshina, I. Lifelong Learning for University Human Resource Development / I. Voloshina, I. Kotlyarova // INTED2017 Proceedings. - 2017. - P. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

Анкудинова Наталья Геннадьевна, психолог научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, n.g.ankudinova@gmail.com.

Поступила в редакцию 11 февраля 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210206

ANALYSIS OF THE FUNCTIONS OF THE ADULTS' LIFELONG EDUCATION TUTOR'S SUPPORT IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

N.G. Ankudinova, n.g.ankudinova@gmail.com

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Due to digitalization of the economy students of higher educational organizations must possess digital competencies, both for the performance of professional duties and for learning in a digital environment. Adult learners are a heterogeneous audience, and have different levels of readiness to study in the electronic information educational environment (EIEE). Most of the adult learners need tutor support for their educational activities. The functions of a tutor are defined in standards, but they depend on the age, psychological, social, and professional characteristics of the students. The article aims to analyze the functions of tutoring support for lifelong education of adults in the electronic education environment. Difficulties in distance and blended learning are determined; the typical problems the adult students face with when completing additional professional programs are named. The typical functions of tutor support for different categories of adult learners are inductively identified and described. The experience of implementing the functions of tutors in the framework of the federal project "New Opportunities for Everyone" of the national project "Education" on the basis of the South Ural State University (National Research University) is systematized.

Keywords: digitalization, tutoring, adult education, lifelong learning, electronic information educational environment.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Blinov V.I., Esenina E.Yu, Sergeev I.S. [Mentoring in Education: you Need a Well-honed Tool]. Vocational Education and the Labour Market, 2019, no. 3, pp. 4-18. (in Russ.)

2. Voloshina I.A., Kotlyarova I.O., Tyagunova Yu.V. [Marketing in Additional Education]. Higher Education in Russia, 2010, no. 12, pp. 48-53. (in Russ.)

3. Voloshina I.A., Kotlyarova I.O. [System of the Managerial and Technical Staff Training in Energy Saving]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 94-102. (in Russ.)

4. Volchenkova K.N. [Tutor Support as the Basis of the Suject-Subject Relationship between a Tutor and a Student]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2013. vol. 5, no. 3, pp. 71-76.

5. Zmeev S.I. [Science of the XXI Century: Andragogy]. Higher Education in Russia, 1998, no. 2, pp. 76-79. (in Russ.)

6. Ilyasov D.F. [Objective and Subjective Factors and their Accounting in the Management of Advanced Training of Heads of Educational Institutions]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 6-26. (in Russ.)

7. Kovaleva T.M. [Open Educational Technologies as a Resource of Tutor Activity in Modern Education]. T'yutorskoe soprovozhdenie i otkrytye obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennom obrazo-vanii. Sbornik statey [Tutor Support and Open Educational Technologies in Modern Education. Digest of Articles]. Moscow, MIOO Publ., 2008. 160 p. DOI: 10.46916/22102020-1-978-5-00174-018-6

8. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Pro-fessiya "t'yutor" [Profession "Tutor"]. Moscow, SFK-ofis Publ., 2012. 303 p.

9. Kovaleva T.M. [About the Origins of the Tutor Model of a Modern University in an Anthropological Context]. Stanovlenie t'yutorskoy modeli sovremennogo universiteta v Rossii: kollektivnaya mono-grafiya [Formation of the Tutor Model of a Modern University in Russia: a Collective Monograph]. Tomsk, 2019, pp. 9-19. (in Russ.)

10. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lichnykh resursov cheloveka [Continuing Education throughout Life: the Development of Personal Resources of a Person]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ., 188 p.

11. Kotlyarova I.O., Serikov G.N. [Social Partnership of Subjects of Education, Culture, Science and Business in Human Self-realization]. Social Pedagogy, 2010, no. 3, pp. 22-26. (in Russ.)

12. Lobanov N.A. [Continuing Education as a Large System: Laws of Functioning and Development]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: materialy XVII mezhdunarodnoy konferentsii [Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development: Proceedings of the 17th International Conference], 2019, pp. 440-446. (in Russ.) DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.28894

13. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropeyskogo Soyuza [Memorandum of Continuing Education of the European Union]. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed 05.04.2020).

14. Kovaleva T.M., Zotkin A.O., Sukhanova E.A. [Individualization Practices in the Educational Space of the Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology]. Stanovlenie t'yutorskoy modeli sovremennogo universiteta v Rossii [Formation of the Tutor Model of a Modern University in Russia]. Tomsk, Izdatelskiy dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2019. 256 p.

15. Senashenko V., Kuznetsova V. [Additional Educational Professional Programs in the Structure of the University]. Higher Education in Russia, 2005, no. 9, pp. 39-47. (in Russ.)

16. Serebrovskaya T.B. [Tutoring in the Context of Modernization of Higher Education]. Vestnik OGU [Bulletin of OGU], 2011, No. 5 (124). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-v-kontekste-modernizatsii-vysshey-shkoly (accessed: 22.4.2021) (in Russ.)

17. Shchedrovskiy P.G. [L. Vygodskiy and Modern Educational Antropology]. T'tutorstvo: ideya i ideologiya [Tutoring: Idea and Ideology]. Tomsk, 1996, pp. 73-128. (in Russ.)

18. Kotlyarova I. Peculiarities of Formal, Nonformal and Informal Education of the Academic Staff. SGEM2016 Conference Proceedings, 2016, book 1, vol. 3, pp. 731-735.

19. Voloshina I., Kotlyarova I. Elite Engineering Education in Mixed Project Groups. Proceedings of the 14th International Conference Efficiency and Responsibility in Education, 8-9 June, 2017, pp. 528-535.

20. Voloshina I., Kotlyarova I. Lifelong Learning for University Human Resource Development. INTED2017Proceedings, 2017, pp. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

Received 11 February 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Анкудинова, Н.Г. Анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронно-информационной образовательной среды / Н.Г. Анкудинова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 2. - С. 63-69. БО!: 10.14529/реа210206

Ankudinova N.G. Analysis of the Functions of the Adults' Lifelong Education Tutor's Support in the Conditions of the Electronic Educational Environment. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 2, pp. 63-69. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.