УДК 378
О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова, Т. Г. Доссэ
Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы
В соотвествии с принципом непрерывности образования в статье актуализируется проблема тьюторского сопровождения слушателей в системе дополнительного профессионального образования. С учетом специфики взрослой аудитории и особенностей ее обучения рассматриваются необходимые компоненты индивидуального образовательного маршрута освоения дополнительных профессиональных программ. Определяются цели, задачи, функции и ролевые позиции тьютора в системе дополнительного профессионального образования, его профессиональные качества как организатора учебного процесса. Авторы представляют практический опыт и результаты совместной деятельности тьютора и слушателя на факультете дополнительного професионального образования ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, тьюторское сопровождение взрослых, индивидуальный образовательный маршрут.
O. A. Koryakovtseva, I. Ju. Tarkhanova, T. G. Dosse
Tutor's Support of Grown up Students: Opportunities and Prospects
In the article according to the principle of non-stop education the problem of tutor's support of students in the system of further professional education is staticized. Necessary components of the individual educational route of development of further professional programmes are considered taking into consideration specificity of adult audience and features of its training. The purposes, tasks, functions and role positions of the tutor in the system of further professional education, his professional qualities as an organizer of the educational process are defined. The authors represent practical experience and results of the joint activity of the Tutor and the Student at the Faculty of Further Professional Education of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
Keywords: further professional education, tutor's support of adults, an individual educational route.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, развитие личности, обеспечение соответствия квалификации работника меняющимся условиям трудовой деятельности и социальной среды. К настоящему времени в науке достаточно полно определен основной педагогический смысл дополнительного профессионального образования, который состоит во введении в образование и сознание человека того, чего ранее не было, направленное дополнение имеющегося профессионального и социального опыта [1, с. 70]. Это отражает сущность дополнительного профессионального образования как важнейшего института, обеспечивающего специалисту возможность непрерывного профессионального развития согласно принципу «образование в течение всей жизни», приобретающему в последнее время все большую социальную ценность.
Дополнительное профессиональное образование сегодня можно формально определить как систему обучения, в которой целевой аудиторией являются взрослые люди, находящиеся на трудовом этапе социализации [3, с. 83]. Специфика такой аудитории связана с тем, что учебная деятель-
ность не является для ее представителей ведущей - взрослый работающий человек не может уделять обучению много времени и сил. В связи с этим организация социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования имеет свои особенности, прежде всего связанные с созданием оптимальных условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов освоения дополнительных профессиональных программ.
При разработке индивидуального маршрута освоения дополнительной профессиональной программы предусматриваются
- индивидуальная образовательная программа, состоящая из инвариантной и вариативной частей;
- критерии оценки уровня и качества подготовки по каждому виду деятельности слушателя;
- сроки обучения;
- условия организации индивидуальной формы освоения дополнительной профессиональной программы;
- объем времени на освоение каждого учебного модуля, входящего в образовательную программу, и в целом на всю программу;
© Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., Доссэ Т. Г., 2015
- формы освоения содержания дополнительной профессиональной программы;
- виды учебной деятельности;
- тематика консультаций;
- входная и итоговая диагностика уровня профессиональной компетентности;
- формы промежуточной и итоговой аттестации;
- виды учета результатов освоения содержания дополнительной профессиональной программы.
На сегодняшний день возникает ряд объективных проблем в организации дополнительного профессионального образования: высокая конкуренция на рынке дополнительных образовательных услуг, ориентированность потенциальных обучающихся на конкретные практические образовательные результаты, связанная с этим широкая вариативность содержания дополнительных профессиональных программ [2, с. 25]. Все пере-численое приводит к необходимости удовлетворения насущных образовательных потребностей обучающихся и решения конкретных практических задач организации индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим представляется актуальным внедрение в образовательный процесс института тьюторов. Так, взрослый, обучающийся по индивидуальному образовательному маршруту, и тьютор согласуют программу обучения, учебный план, включающий перечень всех учебных модулей с указанием количества часов на освоение каждого из них; сроки обучения; графики индивидуальных консультаций; входную и итоговую диагностику уровня предметной подготовки; форму промежуточной и итоговой аттестации.
Очевидно, что при такой организации образовательного процесса ключевой фигурой его администрирования становится тьютор. Остановимся более подробно на этой, пока еще новой для нашего образования, роли.
Сущность и содержание деятельности педагогов и административно-управленческого персонала подразделений дополнительного профессионального образования сегодня меняются: все более востребованными становятся роли консультанта, организатора и координатора проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучающихся, то есть всего того, что составляет содержание деятельности тьютора [5, с. 76]. Тьюторами могут быть как штатные сотрудники организации дополнительного профессионального образования, так и лица, привлекаемые на условиях
совместительства или почасовой оплаты труда. Тьюторы поддерживают с выпускниками электронную, телефонную, почтовую и иные виды связи, а также встречаются в центре образовательного консалтинга.
Целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для становления обучающихся по программам дополнительного профессионального образования как субъектов собственной образовательной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности; как субъектов социально-профессиональной деятельности, повышающих собственный профессионализм.
В условиях дополнительного профессионального образования основной их задачей является управление процессом применения полученных слушателями знаний и умений в их профессиональной деятельности [6]. Это предполагает закрепление за тьютором следующих функций: содействие социально-профессиональному общению выпускников, их взаимопомощи и поддержке; координация запросов; посредничество между выпускниками и преподавателями; информирование выпускников о возможностях дальнейшего обучения.
Тьюторы соединяют в себе
- качества преподавателя: проводят вводное и заключительное занятия, помогают слушателям в их профессиональном саморазвитии, обеспечивают правильное и эффективное использование учебно-методического обеспечения программы;
- качества консультанта: координируют познавательный процесс, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют слушателей по различным вопросам изучаемого курса;
- качества менеджера: осуществляют набор и формирование групп, составляют график учебного процесса, управляют проведением групповых занятий, организуют процесс образовательного взаимодействия и управляют им.
Ролевой репертуар тьютора включает две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, посредник, фасилитатор).
Тьюторство в образовательной практике - явление достаточно молодое, которое становится все более популярным и востребованным. На сегодняшний день в образовании наиболее полно представлены две практики тьюторства: сопровождение индивидуальных маршрутов обучающихся и сопровождение их личностного разви-
тия. При этом тьюторское сопровождение взрослых обучающихся мы рассматриваем не только как процесс персонализации выбора содержания и форм образования, но и как управленческий механизм, воплощающий принципы субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.
Технологии тьюторского сопровождения, на наш взгляд, отличаются от прочих тем, что ориентированы на стимулирование активности обучающегося по определению дефицитов в своей компетенции и созданию условий, в которых они смогут их преодолеть. В традиционной образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования акцент делается на оказание образовательных услуг, а в тьютор-стве - на создание помогающей ситуации, снятие барьеров сопротивления, развитие мотивации на активное и осмысленное участие в образовательном процессе.
Таким образом, тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса совместного с обучающимся проектирования и построения его индивидуального образовательного маршрута. Тьютор активизирует мотивы самореализации взрослого обучающегося, процессы его личностного развития, формирования социально продуктивного образа и стиля жизни.
Своеобразие деятельности тьютора как субъекта сопровождения обучающегося заключается в том, что ее суть не исчерпывается информационным обменом. Личностное взаимодействие учащегося и педагога приобретает вид сотрудничества [4, с. 94]. Ведь не случайно многие выпускники дополнительных профессиональных программ в ходе проводимого по итогам обучения самоанализа отмечают, что хорошие отношения с тьютором дают им гораздо больше, чем посещение лекционных занятий.
В рамках принятого на факультете дополнительного профессионального образования ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Положения о тьюторстве определено, что основная работа тьютора связана со слушателями, которым он доступен каждый день в течение отведенного для приема слушателя рабочего времени. Тьютор устанавливает со слушателями отношения сотрудничества, обеспечивая им психологическую поддержку в ходе обучения, организует их образовательную деятельность, представляет интересы слушателей, а также постоянно осуществляет контакт с преподавателями, с администрацией факультета. Он объясняет слушателям особенности организации
модульного образовательного процесса, оказывает им помощь в формировании индивидуальных образовательных маршрутов, учитывая требования учебного плана дополнительной профессиональной программы и собственные интересы слушателя. Тьютор ведет заполнение матрицы индивидуального плана, а обучающийся создает его окончательную редакцию и подписывает его. С этого момента индивидуальный план обучения становится для слушателя документом, условия которого он обязан выполнять.
Тьютор содействует слушателям в изменении их индивидуальных планов при наличии объективных обстоятельств; помогает справиться с выполнением индивидуального учебного плана, выявляет личные потребности в обучении.
Тьютор готовит все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса и предоставляет их слушателям на сайте факультета, а также знакомит слушателей с приказами, положениями и требованиями, регламентирующими образовательный процесс.
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; осуществляет их персональное сопровождение в образовательном пространстве; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс личностного развития (помогает слушателям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный запрос к процессу обучения, выстроить образовательную перспективу).
Тьютор совместно со слушателем
- оценивает и распределяет имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
- координирует согласованность познавательных интересов и потребностей обучающихся и содержания вариативных модулей дополнительной профессиональной программы;
- определяет объем информационной и консультативной работы;
- выбирает оптимальную организационную структуру для коммуникаций;
- создает условия для расширения образовательного пространства факультета,
- привлекает дополнительные образовательные и исследовательские ресурсы.
В результате совместной деятельности тьютора и слушателей (идентификация актуальных проблем, требующих обсуждения в образовательном процессе, презентация нового знания в
процессе обмена опытом, самооценка образовательных результатов и их соотнесение с наличными образовательными потребностями) происходит удовлетворение потребности взрослого обучающегося в признании ценности его социального и профессионального опыта, содержание образования становится более приближенным к реальным условиям профессиональной деятельности, формируется профессиональное сообщество, в котором аккумулируется опыт по решению актуальных для данного вида профессиональной деятельности проблем.
Внедрение в процесс реализации дополнительных профессиональных программ, технологий тьюторского сопровождения позволило достичь ряда позитивных изменений:
- появился конкретный специалист - тьютор, который систематически отслеживает реализацию индивидуальных образовательных маршрутов слушателей, осуществляет постоянный контроль за их выполнением и своевременную коррекцию программы с учетом потребностей обучаемого;
- тесная работа с обучающимися по использованию их собственного потенциала привела к повышению мотивации слушателей, их профессиональному и личностному росту, а значит, повысила эффективность и качество оказания образовательных услуг;
- укрепилось партнерское взаимодействие с заказчиками, работодателями, внешним окружением факультета.
Библиографический список
1. Аниськина, Н. Н. Образование длиною в жизнь [Текст] / Н. Н. Аниськина // Стандарты и качество. -2011. - № 5. - С. 70-73.
2. Коряковцева, О. А., Куликов, А. Ю. К вопросу о работе факультетов в системе ДПО университета: перспективы деятельности по повышению профессиональной мобильности [Текст] / О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / редакционная коллегия: Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева, М. В. Новиков (научный редактор). - Ярославль, 2014. - С. 24-26.
3. Свинторжицкая, И. А., Дополнительное профессиональное образование как практика социальной уверенности [Текст] / И. А. Свинторжицкая,
Л. И. Ермакова, Н. Г. Бондаренко // European Social Science Journal. - 2013. - № 9-1 (36). - С. 82-87.
4. Симонова, Г. И. Феноменология педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся [Текст] / Г. И. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2006. -№ 15. - С. 91-97.
5. Современные тенденции и перспективы подготовки специалистов для инновационной экономики [Текст] : коллективная научная монография / А. Ф. Ахметов, Л. Н. Бельская, Л. С. Берсенева и др. / под общ. ред. Е. А. Ободковой. - Ярославль : Изд-во ФГБОУ ВПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова», 2013. -388 с.
6. Тарханова, И. Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования [Текст] / И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 126-130.
Bibliograficheskij spisok
1. Anis'kina, N. N. Obrazovanie dlinoju v zhizn' [Tekst] / N. N. Anis'kina // Standarty i kachestvo. - 2011. -№ 5. - S. 70-73.
2. Korjakovceva, O. A., Kulikov, A. Ju. K voprosu o rabote fakul'tetov v sisteme DPO universiteta: perspektivy dejatel'nosti po povysheniju professional'noj mobil'nosti [Tekst] / O. A. Korjakovceva, A. Ju. Kulikov // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v uslovijah modernizacii : materialy shestoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) / redakcionnaja kollegija: T. V. Bugajchuk, O. A. Korjakovceva, M. V. Novikov (nauchnyj redaktor). -Jaroslavl', 2014. - S. 24-26.
3. Svintorzhickaja, I. A., Dopolnitel'noe profession-al'noe obrazovanie kak praktika social'noj uverennosti [Tekst] / I. A. Svintorzhickaja, L. I. Ermakova, N. G Bondarenko // European Social Science Journal. -2013. - № 9-1 (36). - S. 82-87.
4. Simonova, G. I. Fenomenologija pedagogicheskogo soprovozhdenija social'noj adaptacii uchashhihsja [Tekst] / G. I. Simonova // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2006. - № 15. - S. 91-97.
5. Sovremennye tendencii i perspektivy podgotovki specialistov dlja innovacionnoj jekonomiki [Tekst] : kollektivnaja nauchnaja monografija / A. F. Ahmetov, L. N. Bel'skaja, L. S. Berseneva i dr. / pod obshh. red. E. A. Obodkovoj. - Jaroslavl' : Izd-vo FGBOU VPO «Gosudarstvennaja akademija promyshlennogo menedzhmenta imeni N. P. Pastuhova», 2013. - 388 s.
6. Tarhanova, I. Ju. Social'nye jeffekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - T. 2. -№ 2. - S. 126-130.