Научная статья на тему 'Специфика тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и ступеней образования'

Специфика тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и ступеней образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ТЬЮТОРСТВА / ИСТОРИЯ ТЬЮТОРСТВА / ОДАРЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СПЕЦИФИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золина М.А.

В статье рассматриваются вопросы распространения образования на основе принципов непрерывности и индивидуализации, которые подразумевают проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, программ и учебных планов. Статья посвящена специфике тьюторского сопровождение, которое вновь обретает актуальность и важность. Концентрирует свое внимание на выявлении специфики современного тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и уровней образования. Представлена этимология слова «тьютор», показаны истоки тьюторства за рубежом, приведены примеры отечественной и зарубежной практики тьюторского сопровождения. Выявлены характерные черты и основные социальные функции тьютора как педагога, сопровождающего индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на всех стадиях: от проектирования до реализации. Выделены педагогические позиции тьюторства в зависимости от контингента обучающихся (инклюзия, одаренные дети, условия общеобразовательной школы (различный контингент обучающихся), иностранные обучающиеся (студенты)) и от ступени образования (в школе, дополнительном образовании, дистанционном обучении, СПО, ВУЗе). По каждому выделенному виду тьюторского сопровождения (по контингенту обучающихся, по ступеням образования) освещены особенности и специфические функции, которые тьютор выполняет в процессе образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и ступеней образования»

Специфика тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и ступеней образования

Золина Мария Алексеевна

аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, та-ria.zolina1@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы распространения образования на основе принципов непрерывности и индивидуализации, которые подразумевают проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, программ и учебных планов. Статья посвящена специфике тьюторского сопровождение, которое вновь обретает актуальность и важность. Концентрирует свое внимание на выявлении специфики современного тьюторского сопровождения в зависимости от контингента обучающихся и уровней образования. Представлена этимология слова «тьютор», показаны истоки тьюторства за рубежом, приведены примеры отечественной и зарубежной практики тью-торского сопровождения. Выявлены характерные черты и основные социальные функции тьютора как педагога, сопровождающего индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на всех стадиях: от проектирования до реализации. Выделены педагогические позиции тьюторства в зависимости от контингента обучающихся (инклюзия, одаренные дети, условия общеобразовательной школы (различный контингент обучающихся), иностранные обучающиеся (студенты)) и от ступени образования (в школе, дополнительном образовании, дистанционном обучении, СПО, ВУЗе). По каждому выделенному виду тьюторского сопровождения (по контингенту обучающихся, по ступеням образования) освещены особенности и специфические функции, которые тьютор выполняет в процессе образовательной деятельности.

Ключевые слова: виды тьюторства, история тьюторства, одаренные обучающиеся, специфика тьюторского сопровождения, тьюторство, тьютор.

о с

СП ^

о

сч m

SI

Z

Идея тьюторского сопровождения имеет большую историю, но начать хотелось бы с этимологии слова "тьютор". К нам это слово пришло из английского языка, в котором "tutor" понимается по-разному, в зависимости от роли обучающегося:

• по отношению к школьникам - домашний учитель, репетитор, наставник, который обучает и сопровождает ученика;

• по отношению к студентам английских университетов - руководитель студентов;

• в юридическом понимании - это опекун.

В английский язык слово пришло из старофранцузского "tuteur" (опекун), которое появилось благодаря латинскому "tutor", происходящему от "tuerie", которое означает "предохранять".

Русское понятие "тьютор" ассоциируется с менторством, наставничеством, репетиторством. Менторство является американской практикой, а тью-торство - британской [1, с.105-106]. Все эти интерпретации объединяет то, что под тьютором в самом широком смысле подразумевается человек, который берет на себя функцию заботы по отношению к лицу, которое в этом нуждается, что подразумевает его более высокий человеческий или профессиональный статус.

Начало своей истории тьюторство берет именно в практике классических английских университетов (Оксфорда и Кембриджа) XIV века. Постепенно, к концу XVI века в университетах позиция тьютора становится весьма важной, причем первоочередной их задачей было воспитание студентов. Позднее, в XVII веке значимость образовательных функций тьютора возрастает: студент совместно с тьютором составляет свой учебный план, выбирая учебные курсы, тьютор следит за успеваемостью своих подопечных, а также консультирует их в случае затруднений. К XVII веку тьюторская система становится официально признанной, а с 1700 по 1850 год в университетах отсутствовали публичные курсы и кафедры, и тьюторы стали готовить своих подопечных к экзаменам. В это время система тьюторского сопровождения становится основополагающей в обучении, а лекционная деятельность была только дополнением к ней. Важным моментом при возникновении тьюторства является среда, в которой оно возникает и укореняется. Основными характеристиками этой среды являлись: открытость образовательного пространства, ценности свободы преподавания и учения, разнообразие школ, авторских курсов, авторитетов и педагогов, с постоянной необходи-

мостью выбора и выстраивания собственного образовательного маршрута. Тьютор сопровождал процесс совершения выбора, процесс самообразования студента, при этом он делился собственным опытом в этой области, продолжая проводить научные исследования, занимаясь самообразованием, и помогая одновременно своим подопечным выстраивать индивидуальные образовательные маршруты [2]. Также тьюторская система была направлена на сохранение целостности индивидуальной жизни без разрыва веры и разума [3]. По мнению И.К. Проскуровской, соприкосновение культурной традиции как общего и индивидуального, связь истории развития человеческого мышления в целом и лично конкретного обучающегося лежит в поле работы тьютора, который находится в поиске средств их фиксации. Она выделяет три составляющие, которые тьютор должен осуществлять в своей работе:

• передача культурного содержания (трансляция традиции);

• индивидуальная деятельность;

• образовательные ситуации их пересечения

[4].

Российский университет, унаследовавший Германскую модель конструирования образовательного процесса, не предполагал тьюторского сопровождения, так как не имел условий для свободного выбора в силу разных причин. Отечественная история развития педагогического сопровождения сводится к практике домашних учителей, однако это не совсем то же самое, что институт тьютор-ства.

Уже в современной постреформенной России осуществлялись некоторые попытки привить традицию тьюторства в университетах, но она не прижилась в силу отсутствия подобного опыта в прошлом. В качестве примера можно привести экспериментальную деятельность Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), в просторечии "Шанинка" по имени одного из ее основателей - Т. Шанина, известного социолога, долгое время работавшего в британских университетах. "Суть идеи Т. Шанина заключалась в интеграции двух образовательных моделей: британской и российской. Он предложил трансформировать обе существующие модели для создания новой. Однако перенести тьюторство на российскую почву не удалось, из-за дефицита научно-педагогических кадров. Тьюторство - совершенно специфическая форма деятельности, которая в нашей стране не имела аналогов, ей нужно овладевать заново, что говорит о необходимости готовить кадры. Новый виток развития тьюторства в России начался с первого конкурса тьюторов в 1989 году во главе с руководителем Школы культурной политики П. Г. Щедровицким с целью обеспечения кадрами одной из международных образовательных программ. С тех пор начала развиваться региональная сеть тьюторской практики в таких городах как Томск, Брянск, Красноярск, Ижевск, Кемерово, Новосибирск, Москва и другие. До 2008 года в условиях школ педагоги (от

учителей и педагогов дополнительного образования до социальных педагогов и психологов) брали неофициально на себя тьюторские функции, однако с 2008 года была официально закреплена в Едином квалификационном справочнике "должность "тьютора" как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования" [5, с.59].

Педагогическая позиция тьютора находит применение на различных уровнях образования, а также при работе с разным контингентом обучающихся. Так, например, можно выделить следующие позиции по контингенту обучающихся:

• тьютор в инклюзии;

• тьютор по работе с одаренными детьми;

• тьютор в условиях общеобразовательной школы (с различным контингентом обучающихся);

• тьютор по работе с иностранными обучающимися (студентами).

Тьюторские практики можно разделить и по уровням образования:

• тьютор в школе;

• тьютор в дополнительном образовании;

• тьютор в дистанционном обучении;

• тьютор в СПО;

• тьютор в ВУЗе.

В зависимости от контингента и уровня образования, в рамках которых работает тьютор, меняется круг специфических функций, однако, основной функционал остается неизменным. Можно выделить характерные черты тьюторства:

• тьютор - это педагог;

• тьютор работает на основе принципа индивидуализации образования;

• совместно с обучающимся тьютор выявляет интересы, потребности и возможности обучающихся;

• совместно с обучающимся тьютор создает индивидуальную образовательную программу (которая содержит цели и задачи образования, а также индивидуальный учебный план, отвечающий этим целям и задачам);

• тьютор работает не только с обучающимся, но и с его родителями, учитывая заказ на образование, исходящий от семьи;

• тьютор проводит совместную рефлексию и сопоставление планируемых образовательных результатов и реальных, тем самым прививая культуру принятия решений и анализа последствий этих решений [2].

Коротко остановимся на особенностях деятельности тьютора в зависимости от контингента обучающихся:

1) Тьютор в инклюзии: выполнение тьютором посреднически-вспомогательной функции по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, которая способна восполнить дефицитные возможности детей. Однако в большей степени важно выполнение основных функций (сопровождение формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута со всем спектром соответствующих целеполаганий и механиз-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

(Ч 1Л

01 г

мов их достижений), что крайне важно для максимально полноценного развития и реализации способностей таких детей [6, с.292];

2) Тьютор в условиях общеобразовательной школы (с различным контингентом обучающихся): делится на периоды начальной, средней и старшей школы. Тьюторское сопровождение младших школьников направлено на создание условий формирования первичных мотивационных установок, интереса к знаниям, к процессу умственного труда, направленного не только на результат, но и на процесс познавательной деятельности, а также на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов [7 с.4]. Тьюторское сопровождение в основной школе направлено на привитие обучающимся культуры формирования собственной индивидуальной образовательной программы, а также образовательной и жизненной стратегии в целом. Причем тьютор прорабатывает с обучающимся все стадии: от разработки и формирования ИОП с пониманием того, какие цели достигаются при ее помощи и какие задачи необходимо выполнить для достижения поставленных целей [7, с.7-8]. Основным направлением работы тьюторов со старшеклассниками является образовательная рефлексия и формирование образа своего профессионального будущего. "Образовательная рефлексия - это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем" [7, с.11]. Образовательная рефлексия - неотъемлемая часть образовательной и жизненной стратегии современного страшекласс-ника.

3) Тьютор по работе с иностранными обучающимися (студентами): деятельность тьютора направлена на аккультурацию иностранных студентов (адаптация к новым социокультурным условиям, преодоление культурного шока, освоение основных элементов инокультуры, ее понимание), помощь в организации учебной и внеучебной деятельности (приспособление к новым требованиям, касающихся организации учебного процесса, в том числе к самостоятельной и научно-исследовательской деятельности), на организацию коммуникации для гармоничного входа в новый коллектив студентов и организацию благоприятной психологической среды, а также на мониторинг успехов, трудностей и достижений как в учебной, так и во внеучебной деятельности [8, с.160];

4) тьютор по работе с одаренными детьми.

Сопровождение одаренных детей требует от

тьютора выполнения следующих емких задач:

1) Организация единого образовательного пространства для полного раскрытия потенциала обучающегося. Для этого необходимо использовать ресурсы не только школы, но и находить возможности в учреждениях дополнительного образования, высшего образования, а также он-лайн образования. В условиях многообразия образовательных возможностей тьютор является консультантом и помощником для ребенка при выборе

курсов, кружков, летних школ, лагерей и т.д., где обучающийся может апробировать соотношение своих способностей и возможностей. Тьютор находится в постоянном поиске возможностей апробирования и раскрытия потенциала ребенка, в том числе может взаимодействовать с ВУЗами и научно-исследовательскими учреждениями. Преимущество единого образовательного пространства заключается в широком спектре возможностей в плане прямого общения и взаимодействия с профессионалами различного уровня, задействованных в различных сферах [9, с.57].

2) Организация непрерывного образования и развития одаренного обучающегося. Непрерывность здесь понимается как выстроенный гармоничный процесс перехода ребенка от одной ступени образования к другой (от дошкольного образования до ВУЗа). Под выстроенным гармоничным процессом мы понимаем единство идеи, целей, содержания и методик образования. Непрерывность образования важна для формирования индивидуального образовательного маршрута, причем на различных этапах необходимо сочетание программ. Так, например, в школьном возрасте должны идейно совпадать программы основного и дополнительного образования, в студенчестве -программы профессионального и дополнительного образования. Сопровождение индивидуального образовательного маршрута является важной частью, которая помогает в построении маршрута таким образом, чтобы сохранялась преемственность этапов обучения. А.В. Колесникова выделяет проблему сопровождения индивидуального образовательного маршрута в условиях сменяющихся периодов обучения. Также исследователь отмечает, что педагогическое сопровождение, осуществляемое тьютором, может обеспечить непрерывность развития и по вертикали, и по горизонтали. Под вертикалью А.В. Колесникова понимает содержание образования и методы работы на разных возрастных этапах, которые являются специфическими в условиях работы с одаренными детьми; под горизонталью же понимается создание условий на определенном возрастном этапе для повышенного уровня подготовки за счет интеграции разных типов образования (например, основное и дополнительное) [9, с.58].

3) Организация процесса обучения, исключающего перегрузки и сохраняющего психическое и физическое здоровье. Проблема перегрузок одаренных детей широко распространена и связана с тем, что "выделяющиеся" дети обращают свое внимание на педагогов, которые в свою очередь, с одной стороны, хотят развить способности данного ребенка каждый в своем предмете, а с другой стороны, привлекают к участию в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, преследуя цель не только наращивания опыта такой деятельности у ребенка, но и создание собственного портфолио и портфолио образовательной организации. В такой ситуации важно тьюторское сопровождение, чтобы тьютор концентрировал внимание на целях развития в приоритетных для обуча-

ющегося областях не только у ребенка, но и у педагогов. Тем самым, с одной стороны, формируется у ребенка навык совершения выбора согласно его приоритетам, с другой стороны формирование у педагогов понимания важности учета интересов и целей каждого конкретного ребенка [9, с.58].

4) Создание моделей тьюторского сопровождения, которые будут соответствовать возрасту и связанными с ним особенностями. Среди так особенностей исследователь выделяет "характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления". Действия тьютора направлены на сопровождение личностного развития обучающегося, а значит он должен подбирать методы и технологии, которые будут эффективны в работе с конкретным обучающимся на конкретном возрастном этапе. Необходим учет индивидуальных особенностей, возможностей и возрастных ограничений, а так как речь идет о работе с одаренными обучающимися, то модель тьюторского сопровождения должна иметь целью опережающее возрастному развитие ребенка [9, с.58].

Тьюторские практики также можно разделить и по уровням образования:

1) тьютор в школе (описание выше);

2) тьютор в дополнительном образовании: функционал педагога-тьютора в дополнительном образовании схож с функционалом тьютора в школе, но отличается тем, что тьютор в системе дополнительного образования является же и педагогом, преподающим некое мастерство, дисциплину и т.п., а значит он занимается развитием ребенка и построением его индивидуального образовательного маршрута в рамках определенной предметной области, виде спорта или области искусства;

3) тьютор в дистанционном обучении (организация эффективного изучения курса, а также сопровождение процесса прохождения курса с целью достижения наилучшего результата с учетом "обратной связи" от педагогов по выполненным заданиям; проведение групповых и индивидуальных тьюториалов по поддержанию уровня интереса к курсу и анализу и рефлексии результатов деятельности обучающегося) [5, с.55-56];

4) тьютор в среднем профессиональном заведении: основными функциями тьютора на данной ступени образования являются совместное со студентом выявление и поддержка его индивидуальных особенностей, ориентация на предметно-практическую деятельность, помощь в формировании портфолио студента (участие в профессиональных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.п.), а также формирование условий для развития самостоятельной и инициативной личности [10, с.167-168];

5) тьютор в ВУЗе (помощь в создании и сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента со своевременным внесением коррективов в связи с пополнением знаний, умений, навыков и изменением возможностей и обстоятельств, а также совместный со студентом

поиск средств и ресурсов для реализации ИОМ; помощь в организации проектной и исследовательской деятельности: от идеи и постановки целей и задач до сопровождения студента или команды в процессе работы) [1, с. 108].

Тьюторское сопровождение - достаточно гибкий и адаптирующийся инструмент, ведь он работает на основе принципа индивидуализации. Вопрос о реальном внедрении традиционного для западной традиции тьюторства как действенного инструмента сопровождения в образовательном процессе для России остается актуальным на различных уровнях от школьного до высшего. Несмотря на то, что в экспертном сообществе этот вопрос дебатируется давно, сегодня еще не выработано сколько-нибудь согласованного подхода. В среде педагогов-практиков отношение к феномену тьюторства остается неоднозначным. Одни отрицают его по причине заимствования (западная практика не является для нас образцом для подражания), другие принимают этот институт, но считают его экономически затратным, третьи считают, что тьюторство в изначальном своем виде может существовать только в частной практике или негосударственных организациях.

Как бы то ни было, для того, чтобы российское образование достигло результатов, которые ставятся как необходимые перед ним обществом и государством оно не должно пренебрегать опытом лучших, включая и тех, кто не имеет российского происхождения. В условиях глобализации разумное сочетание универсального и локального сегодня очень важно. При заимствовании лучшего зарубежного опыта, проверенного веками, его можно адаптировать к российским реалиям и на основе интеграции лучшего вырабатывать такую модель тьюторства, которая бы отвечала современным требованиям и способствовала бы улучшению качества отечественного образования.

Литература

1. Микова И.С. Концептуальные подходы к тью-торству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе//Вестник ПГГПУ. Серия №1. Психологические и педагогические науки, 2016. С.104-112

2. Абрамовских Н.В., Казаева Е.А. Тьюторство: история и современность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-31.pdf. Дата обращения: 10.03.2019 г.

3. Н.В.Рыбалкина. Размышления о тьюторстве. Москва-Тверь: «СФК-Офис», Серия «Библиотека тьютора». Вып.6., 2016. - 188с.

4. Проскуровская И. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://thetutor.ru/biblioteka/teoriya-i-istoriya/k-voprosu-o-rekonstmktsii-istorюheskikh-osnovanij-tyutorstva/. Дата обращения: 21.02.2019 г.

5. Ковалева Т.М. Принцип индивидуализации и профессия тьютора в российском образовании. с.43-72//Исторические истоки и теоретические ос-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. - Электрон. дан. -Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=e publications. Дата обращения: 10.02.2019 г.

6. Чередилина М. Ю. Виды и направления тьюторского сопровождения в школе: практический конструктор моделей // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2017. - № 2 (39). - С. 290-296.

7. Дудчик С.В., Теров А.А., Чередилина М.Ю., Черемных М.П. Лекция 4. Тьюторское сопровождение в общем образовании. ООО «Издательство Форум Медиа», 2016. С.1-26.

8. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в ВУЗе// Высшее образование в России. - 2012. - №10.

- С.157-161.

9. А. В. Золотарева. Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений. Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1.

- Том II (Психолого-педагогические науки). - С.56-61

10. И. В. Грибенникова. Опыт реализации модели тьюторского сопровождения студентов СПО//Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, 28-30 марта 2012 г.,). - Пермь, 2012. - С.167-169.

The specifics of tutoring support, depending on the contingent

of students and levels of education Zolina M.A.

Moscow State University Lomonosov

In the light of the spread of education on the basis of the principles of continuity and individualization, which implies the design of individual educational routes, programs and curricula, the article is devoted to the specifics, tutoring re-acquires relevance and importance. This article discusses the specifics of modern tutor support, depending on the contingent of students and levels of education. The etymology of the word "tutor", sources of tutoring abroad, domestic and foreign practice of tutor accompaniment is given. Outlines the characteristics and basic functionality of the tutor as a teacher, accompanying the individual educational route of the student at all stages: from design to implementation. Pedagogical positions of tutoring are highlighted depending on the contingent of students (inclusion, gifted children, conditions of a general education school (different students), foreign students (students)) and on the level of education (school, secondary education, university). For each selected type of tutor accompaniment (by the contingent of students, by the steps of education) the features and specific functions that the tutor performs are highlighted. Key words: types of tutoring, history of tutoring, gifted students, specificity of tutor support, tutor.

References

1. Mikova I.S. Conceptual approaches to tutoring in higher education in domestic and foreign literature // Bulletin of PGGPU. Series number 1. Psychological and Pedagogical Sciences, 2016. P.104-112

2. Abramovskikh N.V., Kazaeva E.A. Tutoring: history and modernity [Electronic resource]. Access mode: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-31.pdf. Circulation date: 03/10/2019

3. N.V.Rybalkina. Reflections on tutoring. Moscow-Tver: SFK-Office, Tutor Library series. Issue 6., 2016. - 188c.

4. Proskurovskaya I. On the question of the reconstruction of the

historical foundations of tutoring [Electronic resource]. Access mode: https://thetutor.ru/biblioteka/teoriya-i-istoriya/k-voprosu-o-rekonstruktsii-istoricheskikh-osnovanij-tyutorstva/. Circulation date: 21.02.2019

5. Kovaleva T.M. The principle of individualization and the profession of a tutor in Russian education. p.43-72 // Historical origins and theoretical foundations of tutoring. [Electronic resource]: Educational and practical edition: a textbook for the discipline "Historical origins and theoretical foundations of tutoring" / Far Eastern Federal University, School of Education; [comp. A.V. Medvedeva, I.B. Klyubina]. - Electron. Dan. -Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2014 - Access mode:

http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublicatio ns. Circulation date: 02/10/2019

6. Cheredilina M. Yu. Types and directions of tutor support at school: practical model constructor // Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business. - 2017. -№ 2 (39). - p. 290-296.

7. Dudchik S.V., Terov A.A., Cheredilina M.Yu., Cheremnykh M.P.

Lecture 4. Tutoring support in general education. LLC "Publishing Forum Media", 2016. C.1-26.

8. Kazantsev A.A. Tutor support of the process of adaptation of

foreign students in the university // Higher education in Russia. -2012. - №10. - P.157-161.

9. A.V. Zolotareva. The concept of tutor support of the development

of a gifted child in the context of interaction of educational institutions. Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2014. - № 1. -Volume II (Psychological and Pedagogical Sciences). - P.56-61

10. I. V. Gribennikova. The experience of implementing the tutor support model for students of secondary vocational education // Tutor support for individual educational programs at different levels of education: materials of the International Scientific and Practical Conference (Perm, March 28-30, 2012). - Perm, 2012. - p. 167-169.

о

(4

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.