Научная статья на тему 'Тьюторство как технология современного качества индивидуализации образования'

Тьюторство как технология современного качества индивидуализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF INSTRUCTION / ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ / TUTOR SUPPORT / TUTORIAL SYSTEM OF ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Лилия Алексеевна, Солодкова Марина Ивановна, Борченко Ирина Дмитриевна

Актуализируется проблема индивидуализации на современном этапе развития образования, в том числе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассматривается вопрос индивидуализации образования на уровне начального общего образования в общеобразовательной школе. В рамках реализации инновационных проектов регионального и федерального уровней представлена практика индивидуализации образовательной деятельности в части адаптации и развития обучающихся на основе организации и технологий тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ, маршрутов, проектов. Выделены основные направления деятельности по представлению практического опыта работы образовательных организаций с использованием ресурсов тьюторства, а также представлены некоторые результаты сопоставления трудовых действий тьютора и других категорий педагогов для достижения целей индивидуализации образования обучающихся. Охарактеризованы основные подходы к формированию стратегий тьюторского сопровождения индивидуализации образования в начальной школе. Обозначены и аргументированы условия для освоения функций тьютора педагогами общеобразовательной организации, соблюдение которых позволит решить проблему создания условий для реализации индивидуализации образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Лилия Алексеевна, Солодкова Марина Ивановна, Борченко Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS A TECHNOLOGY OF MODERN EDUCATION INDIVIDUALIZATION QUALITY

The article actualizes the problem of individualization of education at the present stage of the development, including taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of general education. Сonsiders the issue of education individualization at the level of primary general education at general education school. As part of the implementation of innovative projects at the regional and federal levels, the practice of individualizing educational activities in terms of adapting and developing students based on the organization and technologies of tutoring individual educational programs, routes, projects is presented. The main directions of activity on presentation of practical experience of work of educational organizations with the use of tutoring resources are outlined, as well as some results of comparison of labor activities of the tutor and other categories of teachers to achieve the goals of individualization of education of students. The main approaches to the formation of strategies for tutoring support for the individualization of education in primary schools have been singled out and characterized. The conditions for mastering the functions of a tutor by teachers of a general education organization are indicated and argued, and observance of them will solve the problem of creating conditions for the realization of the individualization of educational activity.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как технология современного качества индивидуализации образования»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 37. 04+371. 124

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-144-153

ТЬЮТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Емельянова1, М. И. Солодкова2, И. Д. Борченко2

1 Начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска, Челябинск

2 Челябинский институт переподготовки и повышения образования работников образования, Челябинск

Актуализируется проблема индивидуализации на современном этапе развития образования, в том числе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассматривается вопрос индивидуализации образования на уровне начального общего образования в общеобразовательной школе. В рамках реализации инновационных проектов регионального и федерального уровней представлена практика индивидуализации образовательной деятельности в части адаптации и развития обучающихся на основе организации и технологий тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ, маршрутов, проектов. Выделены основные направления деятельности по представлению практического опыта работы образовательных организаций с использованием ресурсов тьюторства, а также представлены некоторые результаты сопоставления трудовых действий тьютора и других категорий педагогов для достижения целей индивидуализации образования обучающихся. Охарактеризованы основные подходы к формированию стратегий тьюторского сопровождения индивидуализации образования в начальной школе. Обозначены и аргументированы условия для освоения функций тьютора педагогами общеобразовательной организации, соблюдение которых позволит решить проблему создания условий для реализации индивидуализации образовательной деятельности.

Ключевые слова: индивидуализация образовательной деятельности, индивидуализация обучения, тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская система сопровождения.

Нормативной основой обеспечения индивидуализации образования является действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами [1]. При этом законом устанавливается, что индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1].

Данная позиция находит свое продолжение и развитие в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - Стандарт), одной из

целей которого является создание оптимальных условий для индивидуального развития всех обучающихся в рамках освоения ими основной образовательной программы [2].

Актуализируя проблему индивидуализации на современном этапе развития образования, в том числе с учетом требований Стандарта, необходимо обозначить некоторые этапы развития взглядов ученых и практиков на основные принципы, цели индивидуализации.

В научной литературе к особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относят: обучаемость - общие умственные способности, а также специальные способности; учебные умения; обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации). При этом к общим способностям обычно относят способности, которые определяют успешность человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь и т. д.) [3].

Вместе с тем, наряду с функциями адаптации и развития, которые, по мнению ученых и практиков в сфере образования являются основополагающими при индивидуализации образовательной деятельности, в последнее время акцентуируется такая функция индивидуализации, как реализация.

Так, например, под индивидуализацией образовательной деятельности в широком контексте понимается способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счет возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных и образовательных перспектив [4, с. 17].

Актуальной, соответствующей новым требованиям Стандарта видится позиция В. М. Жураковской, которая подчеркивает, что задача педагога в обсуждаемом контексте индивидуализации образования, состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить именно становление индивидуальности обучающихся, передать им механизм управления своей индивидуальностью. Необходимо, чтобы учащийся стал субъектом формирования своей индивидуальности [5].

Если говорить об организации образовательной деятельности в школе, то необходимо рассматривать все аспекты и возможности организации образовательной среды, выбора соответствующих образовательных технологий, форм организации образовательной деятельности и обеспечить подготовку педагогов именно в таком аспекте профессиональной деятельности.

Большим потенциалом в части решения проблем индивидуализации обладает система тьюторства, при которой главным инструментом обучения, воспитания и базовой функциональной обязанностью педагога (тьютора) является создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. При этом изменения в программу вносятся в зависимости от совместного с обучающимся и его родителями (законными представителями) анализа успехов и продвижения учащегося на пути освоения знаний. Принципиальное понятие такой педагогики - уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения [6].

Аккумулируя представления ведущих ученых в сфере образования и воспитания о тью-торских практиках (Б. Д. Эльконин, В. В. Давыдов, М. Ю. Чередилина, П. Г. Щедровицкий, Т. М. Ковалева, С. А. Щенников) [7-10], можно выделить ряд особенностей работы тьютора, обозначенных в научных источниках:

- помощь учащимся в создании своего образовательного образа;

- помощь учащимся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении карты поиска и использования образовательных ресурсов для их реализации, выработке индивидуального образовательного маршрута, а затем и жизненной траектории;

- обеспечение индивидуального предметного движения в разных образовательных областях;

- работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками;

- помощь учащимся в освоении технологий приобретения знаний, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;

- развитие индивидуальной социальной активности учащихся.

Сегодня в практике работы образовательных организаций пока нет примеров работы тьюторских служб, оформленных в единстве организации и содержания деятельности, как, например, это уже имеет место быть для служб психолого-педагогического сопровождения обеспечения качества образовательной деятельности. Вместе с тем содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, наличие профессионального стандарта «Тьютор» как педагога в области воспитания позволяют разворачивать в образовательных организациях инновационную деятельность по обеспечению современного качества образования с учетом базовых принципов индивидуализации образовательного процесса.

Анализ научной литературы, а также литературы по представлению практического опыта работы образовательных организаций с использованием ресурсов тьюторства позволяет выделить основные направления деятельности в этом аспекте по индивидуализации образования школьников, к которым относят:

- выполнение оценочной функции, когда формируется инструментарий, проводится сбор, обработка и анализ информации о каждом ребенке (или об обучающихся, которым оказывается тьюторская поддержка). Исполнителями данной функции являются субъекты внутренних систем оценки качества образования в школе, в том числе и тьюторы. Вместе с тем именно к тьюторам поступает наиболее полная и «готовая», оформленная как необходимая и достаточная, информация для принятия педагогически обоснованных решений;

- выполнение функции работы с информацией, когда формируются данные о внутренних (школьных) и внешних ресурсах образовательной среды, которые могут быть выбраны (использоваться) для построения образовательных маршрутов и (или) формирования индивидуальных образовательных программ школьников; формирование и представление аннотируемой информации о продвижении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам и (или) индивидуальным образовательным программам для заинтересованных в данной информации участников образовательных отношений (ребенок, родители (законные представители) детей, педагоги, социальные партнеры школы и др.);

- функцию консультирования, содержание которой предполагает формирование и определение целей и ценностей обучающихся при получении соответствующего образования (соответствующего уровня образования) на основе саморефлексии и самостоятельно сформированных учащимися образовательных потребностей (совместно с родителями, законными представителями);

- функцию навигации (маршрутизации), при выполнении которой совместно с обучающимся выбираются формы, методы освоения образовательных программ или отдельных их частей, объемы информации (содержания образования), места получения образования (в том числе, организации дополнительного образования, негосударственные образовательные организации, образовательные площадки социальных партнеров школы и др.);

- выполнение функций контроля, оценки результатов продвижения ребенка по выбранному индивидуальному маршруту (индивидуальной образовательной программы) или их динамики, то есть оценивается становление и развитие самостоятельной деятельности детей.

Данные функции могут выполняться педагогами, которые замещают должности тьюторов, либо педагогами, которые наделены такими функциями без замещения должности «тьютор». При этом для педагога будут актуализироваться приемы и методы субъект-субъектных отношений при организации совместной деятельности [11, с. 123]. В зависимости от выбранной школой стратегии тюторского сопровождения индивидуализации образования учащихся будет выстраиваться соответствующая организационная структура управления данными процессами. Например, при достижении определенного уровня готовности руководителей и педагогов школы может быть создана отдельная служба тьюторского сопровождения. С целью проектирования различных (возможных для реализации) стратегий тьюторского сопровождения индивидуализации образования в школе, с одной стороны, необходимо четко определить сферы деятельности тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-предметников (учителей), с другой стороны, четко выстроить содержание и организацию взаимодействия указанных специалистов.

В таблице представлен фрагмент некоторых результатов сопоставления трудовых действий тьютора и других категорий педагогов для достижения целей индивидуализации образования обучающихся (на основе профессиональных стандартов). То есть показаны функции педагогов различных категорий, выполнение которых обеспечивает качество индивидуализации образовательного процесса в рамках их (педагогов) компетенции, и в то же время четко высвечиваются основания (формы, технологии, содержание образования) взаимодействия педагогов в контексте тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, программ, проектов.

На основании данных результатов сопоставления руководство школы может принять решение о формате взаимодействия специалистов (педагогов). Например, могут быть приняты решения о создании соответствующего структурного подразделения (тьюторская служба сопровождения или тьюторско-психолого-педагогическая служба сопровождения) либо о создании методического сетевого объединения педагогов соответствующих специальностей, координирующего и направляющего работу по обеспечению качества индивидуализации образовательного процесса на основе тьюторства.

Принятие решений о переходе на тьюторскую систему сопровождения индивидуализации обучения младших школьников должно основываться на выверенной стратегии такого сопровождения в условиях необходимости оценки и эффективного использования в школе имеющихся для этого ресурсов: кадровых, материально-технических, программно-методических, сетевых (взаимодействие с социальными партнерами); мотивационных (в т. ч. готовности обучающихся к выбору индивидуальных маршрутов и (или) программ; готовности педагогов сопровождать эти процессы в школе, а также сформированной заинтересованности родителей обучающихся в такой системе взаимодействия со школой).

Выбирая стратегии выстраивания тьюторского сопровождения на уровне начального общего образования, необходимо также учитывать и следующие обстоятельства:

- учителя начальной школы, реализуя предметное содержание образования, акцентируют свою работу на использовании межпредметных технологий, в том числе использовании проектных технологий обучения, в своей работе уже применяют отдельные тьюторские практики сопровождения индивидуализации образования младших школьников (при реализации функций тьюторства в виде адаптации и развития детей);

Таблица

Сопоставление трудовых действий тьютора и других категорий педагогов для достижения целей индивидуализации образования обучающихся

(на основе профессиональных стандартов)

Наименование должностей Функции

по работе с информацией консультирования навигации (маршрутизации)

Тьютор 1. Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации. 2. Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности. 3. Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательной деятельности 1. Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. 2. Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. 3. Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов 1. Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. 2. Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам. 3. Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

Педагог-психолог 1. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся 1. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников. 2. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. 3. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам 1. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей. 2. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся

- в соответствии с действующим законодательством педагогу, замещающему должность тьютора, установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в объеме 36 часов, при этом, например, не нормировано время для работы с различ-

ными категориями участников образовательных отношений (другие педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся). Следовательно, нормирование рабочего времени тьютора становится обязанностью образовательной организации с учетом выбранной стратегии тьюторского сопровождения индивидуализации образовательного процесса;

- уровень сформированности внутренней (школьной) и внешней (ресурсы социальных партнеров, другие образовательные организации) образовательной среды, которая должна обеспечивать, с одной стороны, некую избыточность для определения ребенком своих предпочтений в образовании, с другой стороны, необходимо четко определять направления и ресурсы развития такой среды в условиях усиления бюджетирования образования в бюджетных образовательных организациях;

- уровень развитости инфраструктуры образовательной организации (наличие специально оборудованных помещений библиотеки, спортивных залов, зон для проведения работ в рамках проектной деятельности обучающихся, специализированных кабинетов для проведения внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности младшего школьника и др.).

Необходимо также отметить, что процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций образовательной организации при решении проблем, наиболее значимых для нее на данном этапе функционирования и (или) развития.

В отношении выстраивания стратегии тьюторского сопровождения индивидуализации образования детей в школе представляется целесообразным осуществить следующие этапы работы:

1-й этап. Анализ и аннотированное описание образовательной среды школы (внутренней и внешней) как ресурса формирования и реализации индивидуальных маршрутов и (или) индивидуальных образовательных программ обучающихся. Результатом работы на данном этапе станет структурированная информация для участников образовательных отношений: руководителей, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом ресурсы образовательной среды для обучающихся первых классов необходимо формировать преимущественно для выявления склонностей, интересов обучающихся к той или иной образовательной деятельности.

Данную информацию необходимо представить в формате, который позволит правильно сориентироваться обучающимся и их родителям (законным представителям) при выборе образовательных маршрутов (программ).

Целесообразно представить следующую информацию по каждому образовательному ресурсу: наименование программы; указание статуса данной программы (внеурочная деятельность, дополнительная общеразвивающая программа); объем времени, который отводится обучающимся для освоения программы; календарный график реализации программы (месяц(ы), дни недели, время); краткая цель программы с указанием ожидаемых результатов ее реализации (через достижение личностных, предметных и метапредмет-ных результатов освоения программы обучающимися); формы и технологии реализации программы (например, программа реализуется через групповой проект, результаты ее реализации представляются в форме презентации проекта; программа является исследовательской, включает в себя работу в лабораториях, в библиотеке, в рамках выездных проектных сессий для обучающихся, результаты ее реализации представляются на выставке работ и др.).

Кроме того, можно представить гиперссылки на информационные источники, отражающие содержание программ, для предоставления родителям (законным представителям) возможности более подробно познакомиться с данными ресурсами. Особенно это актуально для программ, которые представляют другие образовательные организации, являющиеся социальными партнерами школы.

При этом указанную выше информацию необходимо представить в целом на уровне общего образования (т. е. для 1-4 классов).

2-й этап. Этап принятия решения об основных формах поддержки обучающихся в рамках индивидуализации образовательных программ, или реализации индивидуальных учебных планов, или тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов. На данном этапе должны быть разработаны и приняты (или это должно быть сделано в превентивном порядке) локальные нормативные акты, закрепляющие порядок разработки и реализации индивидуальных образовательных планов, программ, индивидуальных образовательных маршрутов. Кроме того, определены группы детей, которым по согласованию с родителями (законными представителями) будет оказываться соответствующая поддержка и созданы условия для конкретных форм индивидуализации образовательного процесса. Данные решения должны приниматься как минимум на двух уровнях управления и реализации образовательной деятельности:

- на уровне руководства школой: выявление индивидуальных особенностей обучающихся, которые будут учитываться при организации образовательного процесса; управление разработкой и реализацией индивидуальных образовательных программ (учебных планов, маршрутов); разработка локальных актов по организации образовательного процесса с учетом необходимости реализации индивидуальных образовательных программ (учебных планов, маршрутов) или внесение изменений и дополнений в действующие локальные акты; организация методической работы и (или) повышение квалификации (профессиональная переподготовка) педагогических и руководящих работников (при необходимости); расчет потребности и порядок направления (распределения) ресурсного обеспечения на реализацию индивидуальных образовательных программ (учебных планов, маршрутов); согласование с советом школы (или родительским советом) стратегии тьюторского сопровождения в школе;

- на уровне педагогов: реализация современных образовательных технологий, прежде всего проектных и межпредметных; разработка и использование в образовательном процессе учебных материалов, контрольно-измерительных материалов, заданий для самостоятельной работы обучающихся (в том числе кейсов заданий или ситуационных задач).

3-й этап. Разработка дорожной карты (перспективного плана) на среднесрочную перспективу (2019-2020 гг.) по поэтапному введению тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных программ (учебных планов, маршрутов).

4-й этап. Организация работы службы взаимодействия участников образовательного процесса с целью своевременной координации всех работ и организации консультационных услуг всем участникам образовательного процесса (педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители)). Данная служба может представлять собой либо отдельное структурное подразделение, либо совещательный и методический орган образовательной организации (с наделением определенных функций должностных лиц, обеспечивающих введение тьюторского сопровождения индивидуализации образовательного процесса).

5-й этап. Организация мониторинга всех процессов индивидуализации образовательного процесса в школе посредством внесения соответствующих положений (изменений, дополнений) во внутреннюю систему оценки качества образования. При этом в части оцен-

ки результатов и эффектов тьюторской системы индивидуализации образовательной деятельности обучающимся и их родителям (законным представителям) должна быть предоставлена возможность стать субъектами оценивания.

Подводя некоторые итоги, следует указать на то, что становление и развитие практики в общеобразовательных организациях тьюторского сопровождения индивидуализации образовательной деятельности, обеспечивающей современное качество образования, являются инновационной деятельностью общеобразовательной организации, так как имеют все признаки инновации. Это нововведение, которое серьезно повышает эффективность образовательной деятельности, строится на основе учета интересов участников образовательных отношений и носит характер преемственности с традициями. Сегодня тюторство в системе общего образования Российской Федерации представляет собой научную разработку в виде идеи в научных концепциях и методических предложениях; в отдельных общеобразовательных организациях начата ее опытно-экспериментальная проверка, то есть имеется определенное распространение в практике. Данная инновация отличается широким масштабом и глубиной преобразований всей школьной системы, именно поэтому тьюторство является ресурсно-затратным для школы. А значит, такая инновация должна тщательно готовиться и обеспечивается необходимыми средствами (кадровыми, материально-техническими, научно-методическими, финансовыми), чтобы она нашла отражение в конкретных предписаниях к деятельности педагогов-практиков и руководителей образовательных организаций.

Список литературы

I. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» п . 1 ст. 34 . URL: http:// ivo . garant. ru/#/document/70291362/paragraph/1:0, (дата обращения: 19 .04. 2018) .

2 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» . URL: http://ivo . garant. ru/#/document/197127/paragraph/2644:0 (дата обращения: 19 .04. 2018) .

3 . Розин В . М . Конструирование и природа индивидуализации . Москва; Тверь: СФК-Офис, 2014. 290 с . (Серия «Библиотека

тьютора» . Вып . 5) .

4 . Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской

школы: автореф . дис .... канд . пед . наук . М . , 2009 . 26 с . 5. Жураковская В . М . Структура опыта становления индивидуальности обучающегося как основание для его формирования // Мир науки, культуры, образования . 2014 . № 2 (45) .

6 . Логинов Д . А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе . М . : Сентябрь, 2014. 160 с .

7 . КовалеваТ . М . , Кобыща Е . И . , Попова С . Ю . , Теров А. А. , Чередилина М . Ю . Профессия «тьютор» . Серия «Библиотека

тьютора» . М . : СФК-Офи, 2012, 2013. Вып . 2. 303 с .

8 . Ковалева Т . М . , Чередилина М . Ю . Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д . Б . Эльконина -

В . В . Давыдова . М . : Авторский клуб, 2015. 56 с .

9 . Ковалева Т. М . Тьюторская практика в России . Сопровождение индивидуальных образовательных программ .

Альманах. Выпуск 2009 г. / под ред . Т . М . Ковалевой и др . Томск, 2009 . 104 с .

10 . Щедровицкий Г. П . Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти

В . В . Давыдова . Рига; Москва: Эксперимент, 1999 . 144 с .

II. Никитина Л . А . Методическая организация совместной деятельности: проблемные точки в деятельности педагога начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) .2017 . № 4 (18) . С . 123 . DOI: 10 .23951/23076127-2017-4-120-125.

Емельянова Лилия Алексеевна, директор, начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска (ул. Молдавская, 23Б, Челябинск, Россия, 454021). E-mail: [email protected]

Солодкова Марина Ивановна, отличник просвещения Российской Федерации, первый проректор, Челябинский институт переподготовки и повышения образования работников

образования (ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Россия, 454091). E-mail: solodkovami@ rambler.ru

Борченко Ирина Дмитриевна, кандидат культурологии, ученый секретарь, заведующий учебно-методическим центром профессиональной переподготовки, Челябинский институт переподготовки и повышения образования работников образования (ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Россия, 454091). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 23.04.2018

DOI: 10. 23951/2307-6127-2018-3-144-153

TUTORING AS A TECHNOLOGY OF MODERN EDUCATION INDIVIDUALIZATION QUALITY

L. A. Emel'yanova1, M. I. Solodkova2, I. D. Borchenko2

1 Elementary School No. 95 in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russian Federation

2 Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skills of Educators,

Chelyabinsk, Russian Federation

The article actualizes the problem of individualization of education at the present stage of the development, including taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of general education. Considers the issue of education individualization at the level of primary general education at general education school. As part of the implementation of innovative projects at the regional and federal levels, the practice of individualizing educational activities in terms of adapting and developing students based on the organization and technologies of tutoring individual educational programs, routes, projects is presented. The main directions of activity on presentation of practical experience of work of educational organizations with the use of tutoring resources are outlined, as well as some results of comparison of labor activities of the tutor and other categories of teachers to achieve the goals of individualization of education of students. The main approaches to the formation of strategies for tutoring support for the individualization of education in primary schools have been singled out and characterized. The conditions for mastering the functions of a tutor by teachers of a general education organization are indicated and argued, and observance of them will solve the problem of creating conditions for the realization of the individualization of educational activity.

Key words: individualization of educational activity, individualization of instruction, tutor, tutor support, tutorial system of accompaniment.

References

1. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsiii" p. 1, st. 34 [Federal Law of December 29, 2012 no . 273-FZ "On Education in the Russian Federation", p . 1 art. 34 (in Russian) . URL: http://ivo . garant. ru/#/ document/70291362/paragraph/1:0 (accessed 19 April 2018) .

2 . Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 "Ob utverzhdenii i wedenii v deystviye federal'nogo

gosudarstveennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 no . 373 "On approval and introduction of the federal state educational standard of primary general education"] (in Russian) . URL: http://ivo . garant. ru/#/document/197127/paragraph/2644:06 (accessed 19 April 2018) .

3 . Rozin V M . Konstruirovaniye i priroda individualizatsii [Design and the nature of individualization] . Moscow - Tver, SFK-Ofis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Publ . , 2014. 290 p . (Seriya "Biblioteka t'yutora" . Vyp . 5 [Series «Library of the tutor» . Issue 5]) (in Russian) .

4 . Terov A . A . Pedagogicheskiye usloviya individualizatsii obrazovatel'nogo protsessa v starshikh klassakh sel'skoy shkoly. Av-

toref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of individualization of the educational process in the senior classes of rural schools . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Moscow, 2009 . 26 p . (in Russian) .

5 . Zhurakovskaya V. M . Struktura opyta stanovleniya individual'nosti obuchayushchegosya kak osnovaniye dlya ego formirovani-

ya [The structure of the experience of becoming a student's individuality as the basis for its formation] . Mir nauki, kul'tury, ob-razovaniya - The world of science, culture and education, 2014, no . 2 (45) (in Russian) .

6 . Loginov D . A . Kak postroit' sistemu t'yutorskogo soprovozhdeniya obuchayushchikhsya v shkole [How to build a system of

tutoring accompanying students in school] . Moscow, Sentyabr' Publ . , 2014. 160 p . (in Russian) .

7 . Kovaleva T M . , Kobyshcha E . I. , Popova S . Yu . , Terov A. A. , Cheredilina M . Yu . Professiya «t'yutor» [Profession «tutor»] .

Seriya «Biblioteka t'yutora» . Vyp . 2 [Series «Library of the tutor» . Issue 2] . Moscow, SFK-Ofis Publ . , 2012, 2013. 303 p . (in Russian)

8 . Kovaleva T M . , Cheredilina M . Yu . T'yutorstvo kak resurs dlya sistemy razvivayushchego obucheniya D. B. El'konina -

V. V. Davydova [Tutoring as a resource for the system of developmental learning of D . B . El'konin - V. V Davydov] . Moscow, Avtorskiy klub Publ . , 2015. 56 p . (in Russian) .

9 . Kovaleva T. M . T'yutorskaya praktika v Rossii. Soprovozhdeniye individual'nykh obrazovatel'nykh programm [Tutor practice in

Russia . Maintenance of individual educational programs] . Al'manakh [Almanac] . Tomsk, 2009 . 104 p . (in Russian) .

10 . Shchedrovitskiy G . P Razvivayushcheye obrazovaniye i mysledeyatel'nastnya pedagogika [Developing education and thought-

activity pedagogy] . Pervyye chteniya pamyati V. V. Davydova [First readings in memory of V V. Davydov] . Riga-Moscow, Eksperiment Pub . , 1999, 144 p . (in Russian) . 11. Nikitina L . A . Metodicheskaya organizatsiya sovmestnoy deyatel'nosti: problemnye tochki v deyatel'nosti pedagoga nachal'noy shkoly [Methodical organization of joint activities: problem points in the activity of the primary school teacher] . Nauchno-peda-gogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no .4 (18), pp . 120-125 (in Russian) . DOI: 10 .23951/2307-6127-20174-120-125.

Emel'yanova L. A., Elementary School No. 95 in Chelyabinsk (ul. Moldavskaya, 23B, Chelyabinsk, Russian Federation, 454021). E-mail: [email protected]

Solodkova M. I., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skills of Educators (ul. Krasnoarmeyskaya, 88, Chelyabinsk, Russian Federation, 454091). E-mail: [email protected]

Borchenko I. D., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skills of Educators (ul. Krasnoarmeyskaya, 88, Chelyabinsk, Russian Federation, 454091). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.