DOI: 10.25198/1814-6457-238-78 УДК 378.147
Егорова Г.И., Осин М.В.
Сургутский государственный педагогический университет, г Сургут, ХМАО-ЮГРА, Россия
E-mail: [email protected], [email protected]
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В условиях современных реалий профессия педагога характеризуется большими эмоциональными затратами, высокой ответственностью за результативность субъект-субъектных отношений, качество и ответственность образовательных результатов. Выполняя профессиональные задачи, учитель чаще всего не думает о своей культуре профессиональной успешности, ее роли в жизнедеятельности, карьере. Эта ключевая проблема должна решаться целенаправленно и непрерывно в высшей школе. Разработана программа активизации процесса развития культуры профессиональной успешности будущего учителя, реализованная для педагогических направлений.
Теоретическая часть программы знакомит обучающихся с понятием «культура профессиональной успешности» как системном понятии с учетом двух значимых феноменов. Феномен «культура» базисная личностная основа, в которой сконцентрирован результат воспитанности и образованности обучающихся, проявляющийся в гармонии физического, умственного, духовного, нравственного развития каждого обучающегося. Понятие «профессиональная успешность» это важное надпрофессиональное (мета) качество, ориентирующее субъект на высокий уровень профессионального самоопределения, стремления к профессиональному росту.
Практическая часть программы строится на отработке компетенций, направленных на самоопределение и культуру профессиональной успешности.
Экспериментальная работа показала высокий уровень готовности будущего педагога к развитию культуры профессиональной успешности в вузе, в сетевом взаимодействии «наставник - обучающийся работодатель» при выполнении ряда условий: создание целостной культурно-образовательной среды среды успеха; учет диалектики взаимосвязи самоопределения и культуры профессиональной успешности; развитие системы теоретических и практических знаний; изучение показателей культуры профессиональной успешности; знакомство с вопросами интенсификации педагогического труда, комплексной оценкой профессионально-функционального состояния - как одного их компонентов культуры профессиональной успешности и самоопределения.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, культура профессиональной успешности, сетевое взаимодействие, учитель.
Egorova G.I., Osin M.V.
Surgut State Pedagogical University, Surgut, KhMAO-UGRA, Russia E-mail: [email protected], [email protected]
DEVELOPMENT OF SELF-DETERMINATION AS THE BASIS OF THE FUTURE TEACHER PROFESSIONAL SUCCESS CULTURE
In the conditions of modern realities, the profession of a teacher is characterized by high emotional costs, high responsibility for the effectiveness of subject-subject relations, the quality and responsibility of educational results. Performing professional tasks, the teacher most often does not think about his culture of professional success, its role in life, career. This key problem must be addressed purposefully and continuously in higher education. A program has been developed to activate the process of developing a culture of professional success for a future teacher, implemented for pedagogical areas.
The theoretical part of the program introduces students to the concept of «culture of professional success» as a systemic concept, taking into account two significant phenomena. The phenomenon of «culture» is the basic personal basis in which the result of upbringing and education of students is concentrated, manifested in the harmony of the physical, mental, spiritual, moral development of each student. The concept of «professional success» is an important supra-professional (meta) quality that orients the subject to a high level of professional self-determination, striving for professional growth.
The practical part of the program is based on the development of competencies aimed at self-determination and a culture of professional success.
The experimental work showed a high level of readiness of the future teacher to develop a culture of professional success at the university, in the network interaction «mentor - student employer» under a number of conditions: creation of a holistic cultural and educational environment of the environment of success; taking into account the dialectic of the relationship between self-determination and the culture of professional success; development of a system of theoretical and practical knowledge; study of indicators of the culture of professional success; acquaintance with the issues of intensification of pedagogical work, a comprehensive assessment of the professional and functional state - as one of the components of the culture of professional success and self-determination.
Key words: self-determination, professional self-determination, culture of professional success, networking, teacher.
Современная стратегия развития российского образования делает акцент на самоопределении, профессиональном самоопределении как особых закономерностях деятельности будущего учителя, вбирающей ценностные, культурологические основы, ориентированные на будущее цивилизованное развитие общества. Доказательством данного тезиса стала система выявленных причин в ходе литературного обзора и контент анализа монографических исследований, научных статей.Во-первых, профессиональное самоопределение обеспечивает высокий уровень теоретической готовности будущего учителя к решению актуальных задач в области качества, применения цифровых, проектных технологий, функциональной грамотности. Во-вторых, профессиональное самоопределение обеспечивает практический уровень готовности будущего учителя к выполнению профессиональных задач на основе требований стандарта, ожиданий педагогов. В-третьих, отметим значимость непрерывности профессионального самоопределения, рефлексии, осмысления, самоутверждения в профессии на протяжении всей жизни (lifelong education).
Система выявленных причин доказывает сложившееся противоречие. С одной стороны профессиональное самоопределение будущего учителя - ключевой ориентир педагогического образования, заданный нормативно-правовыми документами, а с другой будущий учитель сталкиваются со снижением качества и эффективности своей деятельности, неудовлетворённостью своих достижений, высокой напряженностью, профессиональными деформациями. Проведённый контент-анализ, показал, многозначность понимания содержания, функциональной роли категории «самоопределение»: конструкт личного будущего обучающихся [4]; совершенствование «самостей» [6]; формирование внутреннего стержня [8]; самостоятельность и продуктивное действие [9], [12]; внутренний психологический ресурс [11].
Методологическое обоснование проведено П.Г. Шедровицким, который указывает на важность теоретического и прикладного для конструирования системы работы современного учителя в рамках самоопределения, обучающихся. В свое работе берем за основу формулировку, предложенную П.Г. Щедровиц-
ким [16]. Понятие «самоопределение» рассматриваем как личностное качество, внутренний ресурс способностей обучающихся, обеспечивающих строительство внутреннего мира, индивидуального «Я», своей индивидуальной программы развития. В содержании понятия «профессиональное самоопределение» учитываем авторскую позицию Ф.В. Повшедной [7]. Профессиональное самоопределение - это системно-целенаправленный процесс вхождения выбора, проектирования будущей профессиональной деятельности. Понятие профессиональная успешность широко обосновано выдающимися психологами в совокупности различных детерминант: развитость профессиональных качеств, прогнозирование будущего, уровень профессионального развития, профессиональная готовность, уровень личной работоспособности, функционального состояния. Система выявленных детерминант обеспечивает уровень профессиональной успешности, что было положено в основу теоретико-методологического обоснования развития культуры профессиональной успешности. Контент анализ научных статей, личная практика авторов по анализу профессионального самоопределения будущих учителей показывает, что процесс самоопределения, профессионального самоопределения необходимо реализовывать параллельно с процессом развития и овладения основами культуры профессиональной успешности - как значимого конструкта преодоления профессиональных деформаций, трудностей и выстраивания будущей карьеры. Актуальная значимость нашей позиции решает и систему задач педагогической акмеологии, культурологии о повышении профессионализма, компетентности, профессиональной культуры будущего специалиста, в том числе учителя.
В рамках акмеологического, культурологического подходов рассматриваем понятие «культура профессиональной успешности» как индивидуально-личностное качество, часть профессиональной культуры, обеспечивающей высокую мотивацию, развитие ресурсов для преодоления профессиональных деформаций, трудностей и достижения успеха будущего учителя. Сущностные характеристики понятия «культура профессиональной успешности» раскрыты в исследованиях психологов.
Ученые - мастера психологии отмечают, что ведущей линией развития личности является тезис «учить учиться», что значит учить себя, формировать себя ка личность, что обеспечит в будущем высокий уровень профессиональной культуры (А.Г. Асмолов), наклонностей (Д.Б. Эльконин). Историческая ретроспектива и анализ работ классиков психологии, педагогики, профессионального образования, раскрывает функционально-дидактическое значение культуры профессионального успеха человека как условие социализации, уровень качественной работоспособности (таблица 1).
Понятие «культура профессионального успеха» как системное понятие основывается на двух значимых феноменах. Феномен «культура» базисная личностная основа, в которой сконцентрирован результат воспитанности и образованности обучающихся, проявляющийся в гармонии физического, умственного, духовного, нравственного развития каждого обучающегося. Понятие «профессиональный успех» сегодня определено как важное качество личности с одной стороны и психолого-физиологическое свойство субъектов, проявляемое в профессиональной деятельности [4].
В нашем понимании культура профессиональной успешности человека - это часть профессиональной культуры, системное образование личности, которое строится с учетом рациональной организации процессов самоопределения, профессионального самоопределения.
Используя закономерности культурологического подхода под процессом развития культуры
профессиональной успешности понимаем процесс, наполненный ценностным смыслом, ориентированным на формирование индивидуального стиля деятельности, самоопределения, востребованных в жизнедеятельности и будущей профессии обучающихся. Авторские позиции психологов, педагогов доказывают интегральную зависимость профессионального самоопределения и культуры профессиональной успешности обучающихся. Позиции интегративной взаимосвязи очевидны: структурированность процессов; компонентная структура понятий, учитывающих психологические, физиологические, физические качества обучающихся; направленность и мотивацию, развитые умственные приемы, действия, умения; высокая осведомленность, когнитив-ность, коммуникация.
Психолого-педагогические закономерности показывают значимость культуры профессиональной успешности для каждого обучающегося с разных позиций:
- каждый обучающийся субъект жизни, ориентирован на развитие своей «самости» (саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование);
- учитель наставник, посредник раскрывает основы культуры профессиональной успешности, отбирает формы, методы, средства педагогического сопровождения по поддержке индивидуального, профессионального самоопределения;
- движущие силы процесса - это те ценностно-смысловые параметры, ресурсы личности, сотрудничество для достижения целей самоопределения;
Таблица 1 - Функционально-дидактической значение культуры профессиональной успешности человека
(историческая ретроспектива)
ФИО Содержание Функциональное значение, вид
В.М. Бехтерев Обоснован характер культуры умственной труда - ведущего фактора развития, основы жизнедеятельности человека, общественного прогресса. Фактор и условие жизнедеятельности, прогресса
И.М. Сеченов Показаны условия повышения работоспособности как фактора успешности. Учет режима труда и отдыха
А.Ф. Лазурский Диагностические процедуры утомляемости личности учащихся в обучении. Важность диагностики
А.П. Нечаев Успешность связана с распорядком дня. Опора на распорядок дня
Э. Крепелин Успешность связана с функциональными возможностями, проявляемыми в разных видах занятий. Учет функциональных возможностей
- образовательное сообщество - как целостная культурно-образовательная среда, где закладываются основы значимые для культуры профессиональной успешности [5].
Как системное и структурированное образование культура профессиональной успешности строится с учетом следующих компонентов:
- мотивационный (МК) формирует положительные отношения к трудовой, профессиональной деятельности, к изучению и важности будущей профессиональной деятельности, раскрывает и позволяет осознавать ценности и престижность своей будущей трудовой деятельности;
- профессионально-деятельностный компонент (ПДК) - ориентирован на совершенствование познавательных функций, совершенствование умений учиться, применять знания на практике. Параметры данного компонента строятся в рамках не только учебной, но и вне учебной деятельности в образовательном сообществе. Приоритет данного компонента - изучение элементов культуры умственного труда, их совершенствование, развитие для конкретной профессии (учителя, спортсмена, инженера);
- профессионально-физиологический компонент (ПФК) объективно раскрывает физиологическую готовность обучающегося к будущей и действующей профессии, выявляет факторы риска, возможности получения стресса, карьерного роста;
- личностно-рефлексивный компонент (ЛРК) - ориентирован на развитие личностных качеств, необходимых в данной профессии и как их развивать. Формирует внутренний стержень, свою позицию, учитывает направленность каждого обучающегося на убеждение о важности культуры профессиональной успешности - как особой профессиональной ценности и качества будущего профессионала. Дает четкую оценку правильности выбора будущей профессии и отвечает на вопрос: насколько правильно обучающийся сделал свой профессиональный выбор?
Учет данных компонентов в образовательном процессе позволяет получить качественные результаты: продукты деятельности личные смыслы в выборе будущей профессии; ценности рационального взаимодействия в системе «наставник - ученик работодатель» на основе диалога, сотрудничества участников;
ценности психического преобразования через становление внутреннего стержня «самостей» обучающегося.
Таким образом, высокий уровень развития культуры профессиональной успешности связываем с качественными содержательными, деятельностными изменениями структуры личности, которые в будущем обеспечат высокий уровень профессиональной деятельности и качества профессионала [15].
Иначе говоря, это та совокупность свойств и важных качеств, которые определяют уровень продуктивности, результатов в каждой профессии. При этом обучающийся должен понимать особый статус выбранной профессии, ее многофункциональность, особенности нагрузки, характер и сложности профессионального труда. Владея знаниями, умениями в области культуры профессиональной успешности обучающиеся понимают их важность, необходимость для снятия негативных факторов, ликвидации возникающих стрессов [14], [15].
Рассматривая этапы развития культуры профессиональной успешности, понимаем, что это системный и систематический процесс, который должен встраиваться в образовательную среду школьного сообщества (начальная, средняя, старшая школа) не только в рамках профильного обучения, но и рамках разговора о важном, классных часов с родительским сообществом и представителями интегрированных бизнес структур.
Охват длительного периода неслучаен, он учитывает развитие жизненных, профессиональных планов, смену ситуаций выбора, приоритет ведущих деятельностных направлений, изменений в личностной структуре обучающихся [13].
Выделение этапов развития культуры профессиональной успешности связываем с этапами самоопределения, далее профессионального самоопределения обучающихся. Раскроем этапы в рамках образовательного сообщества школы. Однако, следует отметить особо этап пропедевтический - дошкольный, когда воспитанники знакомятся с некоторыми профессиями в игровой форме, при чтении сказок, рассказов. Начальный этап (1-4 классы) - это знакомство и развитие интереса к профессиям при проведении профессиональных встреч
с родителями, представителями разных профессий, что работает на мотивацию, повышение интереса к будущей профессии. Основной этап (5-9 классы) - рассматриваем как особую среду самоопределения, профессионального самоопределения и выбора, через выполнение творческих проектов, организации экскурсий, познания своей индивидуальности на предмет пригодности к будущей профессии. Заключительный этап (10-11 классы) - этап профессиональный, определяется высоким уровнем самоопределения и параметрами полного знакомства с будущей профессией, ее положительными и отрицательными моментами, возможностью построения карьеры, ее влияние на организм человека, ее социокультурная роль и значение.
На каждом рассмотренном этапе были учтены приемы и методы развития культуры профессиональной успешности, которые влияли на глубину убеждений о выборе будущей профессии, на критерии личного отношения и своих возможностей в будущей профессии. На конечном этапе, некоторые обучающиеся изменяли свои профессиональные намерения, другие - подтверждали свой выбор. Такая закономерность важна не только в плане будущей профессиональной деятельности, но и для личного самоопределения, активного освоения, нахождения собственного профессионального «Я».
Нами предложена модель развития культуры профессиональной успешности, которая реализована по этапам профессионального самоопределения с учетом компонентов (ценностно-смыслового, когнитивно-развивающего, профессионально-деятельностного, рефлексивно-оценочного). Реализация модели строилась на базе Сургутского государственного педагогического университета, школ района, информационно-методического центра. Ведущая задача сетевого кластера «школа-вуз-методический центр» создание интегративной образовательной среды по обеспечению высокого уровня развития самоопределения, профессионального самоопределения - как основы культуры профессиональной успешности. Дополнительно работа строилась в рамках профильного обучения в классах разной направленности (педагогический, психолого-педагогический, естественнонаучный, технический, математический, химико-технологические.
Следует отметить содержательные направления, которые встраивалась в дисциплины гуманитарного и естественнонаучного направления, учитывались в организации дополнительного образования, включались в программы профильного класса (рисунок 1).
Раскроем содержательные направления развития самоопределения и культуры профессиональной успешности, включенные в образовательный процесс школы и вуза. Содержательное направление «Культура труда» -раскрывает аспекты культуры умственного труда, ориентирует на развитие мыслительной деятельности (внимание, мышление, память, развитие приемов синтеза, анализа, креативности). Включались методы саморегуляции, научного поиска, развития самостоятельности. Следующее содержательное направление «Культура здоровья» знакомит с медицинскими особенностями профессии, физиолого-психо-логическими особенностями будущего специалиста, влияние профессии на здоровье. Третье содержательное направление раскрывает роль личности в профессии. Это то направление, ко -торое показывает не только специфику профессиональной деятельности будущей профессии, но и возможности профессионального роста, карьеры, доказывает необходимость обучения через всю жизнь и многое другое. Четвертое содержательное направление «Культура отдыха и профессия» доказывает значение вопросов чередования работы и активного отдыха, роль физической культуры, ее влияние на повышение качества профессиональной деятельности.
Отметим тот факт, что содержательные направления строились с учетом важных компонентов и содержательных модулей, что легло в основу оценки результативности развития самоопределения и культуры профессиональной успешности.
Таким образом, с одной стороны развитие культуры профессиональной успешности это важный процесс с точки зрения профессионального развития, а с другой стороны, для достижения ее результативности (количественных и качественных) изменений, необходимо учитывать диалектику взаимосвязи с самоопределением и профессиональным самоопределением. Учет диалектической взаимосвязи обеспечит развитие профессиональных знаний, умений,
убеждений о роли будущей профессии, карьерный рост, социализацию.
Нами разработана программа курса «Куль -тура профессиональной успешности будущего учителя», реализованная в практике работы бакалавров, магистров педагогических направлений на базе СурГПУ в ХМАО - ЮГРЕ.
В ходе реализации курса обучающиеся проводили сопоставительный анализ особенностей различных профессий. Было определено, что показатели профессиональной успешности учителей существенно отличаются от таких же значений среди людей других профессий, так как профессия педагога характеризуется большими эмоциональными затратами, высокой ответственностью за результативность субъект-субъектных отношений, качество и ответственность образовательных результатов. На старших курсах обучающиеся отмечали аспекты инновационной деятельности современного учителя, высокие требования к вопросам организации образовательной среды, знакомились с вопросами интенсификации педагогического труда на протяжении трудовой недели, года.
Изучение данных профессиональных закономерностей ставило обучающихся в ситуацию выбора. Обучающиеся отмечали, что все эти события создают дополнительное напряжение, влияющие на возможности будущего учителя. Большой интерес у обучающихся был связан с изучением причин снижения работоспособности, которые приводят к физиологическому и психологическому стрессу, что может проявляться в невротических расстройствах, усталости, психосоматических заболеваниях, из-за чего возникает проблема профессиональной деформации [3].
Возникал многозначный вопрос: как решить такие проблемы и отдавать ли предпочтение выбранной профессии учителя?
В ходе дальнейшего продвижения по курсу «Культура профессиональной успешности будущего учителя», обучающиеся на всех этапах знакомились с основами культуры умственного труда, раскрывали вопросы сохранения физического, психического здоровья учителя, выполняли тренинговые упражнения по совершенствованию психолого физиологических ка-
Рисунок 1 - Система развития культуры профессиональной успешности в сетевом взаимодействии
честв, использовали технологии и физические упражнения для активного отдыха, работы.
Раскрывая роль личности в профессии, обучающиеся выполняли творческие проекты «Культура труда учителя», «Ролевые позиции современного учителя», «Учитель - новатор и учитель - практик», «Учительство - это призвание», «Беру пример с К.Д. Ушинского», «Учительские династии в истории региона».
Большую роль оказывали интегрированные проекты (бакалавр учитель) по теме «Учитель -новые форматы профессии XXI века», где учитывались взгляды обучающегося-бакалавра и действующего учителя-практика. Профессиональные взгляды с различных позиций подтверждали значение профессионального самоопределения для обучения через всю жизнь и многое другое.
Обучающиеся делали свой выбор, отмечая, что знание компонентов, методик развития показателей культуры профессиональной успешности позволяют учителю достигать качественных результатов при меньших энергетических и психологических затратах. В свою очередь это повышает его конкурентоспособность на региональном рынке труда.
Дополнительно обучающиеся знакомились с вопросами психолого-физиологической направленности, следствием которых может быть повышение уровня отношений к личному здоровью обучающегося. Интересным и актуальным фактом стало получение оперативной информации о личном функциональном состоянии обучающихся при высоких учебных нагрузках.
Раскроем некоторые итоги эксперимента по проведению комплексной оценки профессионально-функционального состояния (ПФК) од-
ного из компонентов культуры профессиональной успешности обучающихся на практических занятиях, что позволяло нам выявить состояние готовности к будущей работе учителя.
На первом этапе эксперимента произведена механическая (систематическая) выборка обучающихся. Сбор и анализ данных производили согласно правилам биоэтики, в период (июнь 2022 г.) в два этапа (начало и конец практических занятий) в первой половине дня по стандартным методикам, все обследуемые относились к I и II основной группе здоровья. При этом использовали современные методы оценки показателей данного компонента (ПФК): антропометрия, простая зрительно-моторная реакция, диагностика субъективной представленности четырех состояний снижения успешности в работе: утомление, монотония, пресыщение, стресс [1].
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась в программах Microsoft Excel, Statistica 10.0. Для определения достоверности различий мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни и хи-квадрат Пирсона. Первые результаты исследования связывали с произвольной реакцией человека на зрительный стимул (ПЗМР), что позволяет рассматривать полученный результат в качестве интегрального показателя функциональных резервов системы. Результаты исследования показателей ПЗМР (таблица 2).
Достоверных отличий в результатах ПЗМР в ходе прохождения практики выявлено не было, при этом установлено, что данные показатели в контрольных и экспериментальных группах соответствует нормативным значениям [1], что в сравнении со значениями средне-
Таблица 2 - Результаты ПЗМР обучающихся
Индикатор Начало практики Конец п тактики
Юноши (n=15) M±m Девушки (n=10) M±m Юноши (n=15) M±m Девушки (n=10) M±m
М,мс 210,35±4,4 227,52±3,4* 210,84±6 223,3±6,6
ФУС, усл.ед. 4,71±0,1 4,24±0,08* 4,66±0,1 4,4±0,2
УР, усл.ед. 2,19±0,1 1,59±0,1* 2,25±0,1 1,65±0,2
УФВ, усл.ед. 3,88±0,1 3,17±0,1* 3,91±0,1 3,2±0,3
Общее число ошибок, раз 3,47±1,51 1,33±0,42 3±1,2 2,6±0,9
Примечание: М - среднее значение, ФУС - функциональный уровень системы, УР- устойчивость реакции, УФВ - уровень функциональных возможностей.*- достоверны межполовые различия при р<0,05.
го времени реакции у обучающихся меньше в среднем на «61 мс (юноши) и «92мс (девушки).
Отмечено, что в аналогичном исследовании проведенным у обучающихся не изучавших программу «Культура профессиональной успешности» среднее время ПЗМР у юношей было выше на «31,7 мс, а у девушек «14,5мс, что свидетельствует о более высокой скорости проведения импульса возбуждения у обучающихся, которая вероятно объясняется более высоким уровнем подготовленности. Своевременная диагностика функционального состояния сосудов имеет важное значение, т. к. изменения, происходящие в них, могут служить информативным диагностическим маркером действия различных неблагоприятных факторов. Показатели, характеризующие функциональное состояние обучающихся (частота пульса, возраст сосудистой системы, стресс представлены) (табл. 3.).
Установлено, что большинство юношей (71,5%) и девушек (100%), принимавших участие в исследовании, характеризовались частотой пульса более 80 уд/мин. что может указывать на переутомление организма в период
прохождения практических занятий, что может привести к более серьезному снижению работоспособности. При оценке интегрального показателя (сосудистый возраст), установлено, что у всех обучающихся биологический возраст сосудов выше, чем паспортный на 3,7 лет (юноши) и 4,8 (девушки).
Оценка значений уровня стресса, который отражает состояние центров, регулирующих сердечно-сосудистую систему, показало, что у юношей (43%) и девушек (60%) отмечен повышенный уровень стресса (15-500), который может проявляться в эмоциональном стрессе и усталости или свидетельствовать об этом.
Установлено, что в начале практических занятий у обучающихся не наблюдалось психического пресыщения от образовательного процесса, которое характеризуется непринятием простой, субъективно неинтересной деятельности. Состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов в процессе обучения испытывали 16% обучающихся, при этом у 20% наблюдалась снижение успешности в работе. Показатели субъективной представленности разных состояний по снижению культуры успешности (рисунок 2).
В ходе прохождения практи-□ Утомленые че ских занятий по разработанной и Монотонна программе, у обучающихся была в'Пресыщение замечена большая заинтересован-
3 Сгресс
Рисунок 2 - Распределение обучающихся по показателям культуры профессиональной успешности по блоку (ПФК начало и конец практики)
ность в получении результатов своей готовности к реализации компонентов профессиональной деятельности учителя. Все практические занятия были разделены на блоки, при освоении которых проводились перерывы с использованием физической и
Таблица 3 - Показатели функционального состояния обучающихся
Начало практики Конец практики
Показатели Юноши Девушки Юноши Девушки
(п=15) (п=10) (п=15) (п=10)
М±т М±т М±т М±т
ЧП, уд.в мин. 84,9±3,2 97,4± 5,7 80,6±2,8 84,4±4,2
УЛ, лет 31,6± 3,1 23,6± 3,4 38,2±2,7 25±2,4
Стресс, усл.ед. 157,2± 34,5 224± 83,4 186,1±47,4 134±44,4
Примечания: ЧП- частота пульса, УА-возраст сосудистой системы.
когнитивной нагрузки с целью отвлечения от монотонности учебного труда. Таким образом, к завершению практических занятий нам удалось повысить показатели культуры профессиональной успешности, мотивации, достичь снижения уровня стресса.
В заключении следует отметить, что обучающиеся профильных педагогических классов, в которых были реализованы отдельные компо -ненты программы «Культура профессиональной успешности поступили в педагогические университеты по различным направлениям.
Результаты эксперимента показали, что изучение курса «Культура профессиональной успешности» имеет теоретико-практическое значение в подготовке обучающихся не только к выбору будущей профессии, но и развивает логику профессионального самоопределения в условиях выбора другой профессии, что важно для обучения через всю жизнь.
Данная позиция имеет большое социальное значение, так как способствует снижению безработицы, при этом обучающийся легко будет адаптирован к новой профессии и сообществу в целом.
15.03.2023
Список литературы:
1. Гусева, Н.Л. Анализ психофизиологических показателей функционального состояния человека-оператора в условиях монотонной деятельности: диссертация... кандидата биологических наук: 03.00.13. СПб., 2005. С. 12—44.
2. Голубева, О.В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики / О.В. Голубева // Высшее образование сегодня. 2008. №12. С. 34—35.
3. Дорогина, О.И. Работоспособность личности: психологические аспекты: практико-ориентированная монография / О.И. До-рогина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. С.38.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
5. Киселева, Ю.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2009. №5. С.273—276.
6. Лупанова, Н.А. Самоопределение человека как научная категория. //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. №3. 2010. С. 302—306.
7. Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя. Монография / Ф.В. Повшедная, О. В. Голубева. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ 2002. С 23—25.
8. Попов, А.А., Аверков, М.С., Матюнина, М.А. Самоопределение: модель и способ организации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. No 65. С. 154—170. doi: 10.17223/1998863Х/65/15
9. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. М.: Академия, 2007. С 54—69.
10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т.2. С. 289
11. Сафин, В.Ф. Психологический аспекты самоопределения личности / В.Ф. Сафин // Психологический журнал. 1984. №4. С. 65—73.
12. Саукова, Е.В.Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии/ Е.В. Саукова, А. А. Самсоненко // Молодой ученый. 2020. № 39 (329). С. 60-62. URL: https://moluch.ru/archive/329/73807/ (дата обращения: 31.01.2023).
13. Солодова, Г.Г. Профессиональное самоопредедение студентов как будущих педагог: социокультурный аспект / Г.Г. Солодова // Ползуновский вестник. 2006. №3. С.243—247.
14. Суворов, Н.Б. Информационная надежность человека в системах управления. психологические аспекты // Информация и космос. - Санкт Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ», СПБ. 2009.№2. С. 152—157.
15. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности /В. Д. Шадриков. М., 2010.С. 28—34.
16. Щедровицкий, П.Г. Активные формы обучения и проблема содержания образования (от педагогики интереса к педагогике активности) // П.Г. Щедровицкий Критика педагогического разума. Работы 1985-2004 годов. М.: Политическая энциклопедия. 2021. С. 128—169.
References:
1. Guseva, N.L. (2005) Analysis of psychophysiological indicators of the functional state of a human operator in conditions of monotonous activity: Dissertation [Analiz psihofiziologicheskih pokazatelej funkcional'nogo sostoyaniya cheloveka-operatora v usloviyah monotonnoj deyatel'nosti: dissertaciya... kandidata biologicheskih nauk: 03.00.13]. SPb, P. 12-44.
2. Golubeva, O.V. (2008) Professional'noe samoopredelenie budushchego uchitelya v processe pedagogicheskoj praktiki [Professional self-determination of the future teacher in the process of pedagogical practice]. Higher education today [Vysshee obrazovanie segodnya], №12. p. 34-35.
3. Dorogina, O.I. (2010) Personal performance: psychological aspects: a practice-oriented monograph [Rabotosposobnost' lichnosti: psihologicheskie aspekty: praktiko-orientirovannaya monografiya]. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, P.38.
4. Zeer, E.F. and Rudej, O.A. (2008) Psychology of professional self-determination in early youth: Proc. allowance Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannej yunosti: Ucheb. Posobie]. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo P. 256.
5. Kiseleva, Yu.V. (2009) Pedagogical conditions for the formation of a culture of educational activity of students [Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov]. World of science, culture, education [Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya], №5, pp. 273-276.
6. Lupanova, N.A. (2010) Samoopredelenie cheloveka kak nauchnaya kategoriya [Human self-determination as a scientific category]. Bulletin of the Kostroma State University. named after N.A. Nekrasov [Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova], №3, P. 302-306.
7. Povshednaya, F.V. and Golubeva, O.V. (2002) Methodological foundations of professional self-determination of the future teacher. [Metodologicheskie osnovyprofessional'nogo samoopredeleniya budushchego uchitelya]. Nizhnij Novgorod: Izd-vo NGPU, P. 23-25.
8. Popov, A.A., Averkov M. S., Matyunina M. A. (2022) Self-determination: a model and method of organization [Samoopredelenie: model' i sposob organizacii]. Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya]. No 65. P. 154-170. doi: 10.17223/1998863H/65/15
9. Pryazhnikov, N.S. (2007) Professional self-determination: theory and practice [Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika]. M.: Akademiya, 2007. P. 54-69.
10. Davydov, V.V. (ed.) (1999) Russian Pedagogical Encyclopedia [Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya]. In 2 vol. M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, Vol. 2. P. 289.
11. Safin, V.F. (1984) Psychological aspects of personality self-determination [Psihologicheskij aspekty samoopredeleniya lichnosti]. Psychological journal [Psihologicheskij zhurnal], №4, pp. 65-73.
12. Saukova, E.V. and Samsonenko, A.A. (2020) Theoretical approaches to the concept of «self-determination» in psychology [Teoreticheskie podhody k ponyatiyu «samoopredelenie» v psihologii]. Young scientist [Molodoj uchenyj], №39 (329), pp. 60-62. URL: https://moluch.ru/ archive/329/73807/ (data obrashcheniya: 31.01.2023).
13. Solodova, G.G. (2006) Professional self-determination of students as future teachers: socio-cultural aspect [Professional'noe samooprededenie studentov kak budushchih pedagog: sociokul'turnyj aspekt]. Polzunovskiy Bulletin [Polzunovskij vestnik], №3, pp. 243-247.
14. Suvorov, N.B. (2009) Information reliability of a person in control systems. psychological aspects [Informacionnaya nadezhnost' cheloveka v sistemah upravleniya. psihologicheskie aspekty]. Information and space [Informaciya i kosmos]. Sankt Peterburgskij elektrotekhnicheskij universitet «LETI», SPB, №2, pp. 152-157.
15. Shadrikov, V.D. (2010) Professional abilities [Professional'nye sposobnosti]. M., P. 28-34.
16. Shchedrovickij, P.G. (2021) Active forms of education and the problem of the content of education (from pedagogy of interest to pedagogy of activity) [Aktivnye formy obucheniya i problema soderzhaniya obrazovaniya (ot pedagogiki inte sa k pedagogike aktivnosti)]. Criticism of pedagogical reason. Works 1985-2004 [Kritika pedagogicheskogo razuma. Raboty 1985-2004 godov]. M.: Politicheskaya enciklopediya, P. 128-169.
Сведения об авторах:
Егорова Галина Ивановна, профессор кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID 0000-0003-3586-9139
Осин Максим Владиславович, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]
628417, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2