Научная статья на тему 'ДИСКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСТАНТА'

ДИСКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСТАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / образовательная дистанционная среда / интерактивность / интерактивные технологии / обучающиеся / professional self-determination / educational distance environment / interactivity / interactive technologies / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Дружинина Ольга Михайловна, Бояркина Юлия Анатольевна, Ионина Наталья Геннадьевна

В рамках обновленного ФГОС, модернизации высшего педагогического образования появляется объективная необходимость кардинального пересмотра подходов к процессу самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся в школе и вузе. Объект – образовательный процесс школы и вуза. Предмет – создание интерактивной дистанционной образовательной среды для повышения уровня самоопределения, профессионального самоопределения обучающихся школы и вуза. Используемые теоретические, практические методы, контент-анализ доказывают важность поставленной проблемы. Раскрыты параметры дефиниций «самоопределение» и «профессиональное самоопределение». Разработана система учебных программ, учебных занятий с применением компонентов интерактивной образовательной среды – ведущих средств самоопределения. Опытно-экспериментальная работа доказывает влияние интерактивных дистанционных средств на уровень сформированности показателей самоопределения, профессионального самоопределения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Дружинина Ольга Михайловна, Бояркина Юлия Анатольевна, Ионина Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCOURSE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTERACTIVITY OF THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

Within the framework of the updated Federal State Educational Standard, modernization of higher pedagogical education, there is an objective need for a radical revision of approaches to the process of self-determination and professional self-determination of students at school and university. The object is the educational process of the school and university. The subject is the creation of an interactive distance learning environment to increase the level of self–determination, professional self-determination of schoolchildren and university students. The used theoretical and practical methods (for instance, content analysis), prove the importance of the posed problem. The parameters of the definitions of "self-determination" and "professional self-determination" are revealed. A system of curricula and training sessions has been developed, using components of an interactive educational environment – the leading means of self-determination. Experimental work proves the influence of interactive remote means on the level of formation of indicators of self-determination and professional self-determination of students.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСТАНТА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-45-57 УДК 378.1

ДИСКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСТАНТА

Г.И. Егорова, О.М. Дружинина, Ю.А. Бояркина, Н.Г. Ионина Статья поступила в редакцию 10 марта 2023 г.

В рамках обновленного ФГОС, модернизации высшего педагогического образования появляется объективная необходимость кардинального пересмотра подходов к процессу самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся в школе и вузе. Объект - образовательный процесс школы и вуза. Предмет - создание интерактивной дистанционной образовательной среды для повышения уровня самоопределения, профессионального самоопределения обучающихся школы и вуза. Используемые теоретические, практические методы, контент-анализ доказывают важность поставленной проблемы. Раскрыты параметры дефиниций «самоопределение» и «профессиональное самоопределение». Разработана система учебных программ, учебных занятий с применением компонентов интерактивной образовательной среды - ведущих средств самоопределения. Опытно-экспериментальная работа доказывает влияние интерактивных дистанционных средств на уровень сформированности показателей самоопределения, профессионального самоопределения обучающихся.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образовательная дистанционная среда, интерактивность, интерактивные технологии, обучающиеся.

THE DISCOURSE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTERACTIVITY OF THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

G.I. Egorova, O.M. Druzhinina, Yu.A. Boyarkina, N.G. Ionina

Within the framework of the updated Federal State Educational Standard, modernization of higher pedagogical education, there is an objective need for a radical revision of approaches to the process of self-determination and professional self-determination of students at school and university. The object is the educational process of the school and university. The subject is the creation of an interactive distance learning environment to increase the level of self-determination, professional self-determination of schoolchildren and university students. The used theoretical and practical methods (for instance, content analysis), prove the importance of the posed problem. The parameters

of the definitions of "self-determination" and "professional self-determination" are revealed. A system of curricula and training sessions has been developed, using components of an interactive educational environment - the leading means of self-determination. Experimental work proves the influence of interactive remote means on the level of formation of indicators of self-determination and professional self-determination of students.

Key words: professional self-determination, educational distance environment, interactivity, interactive technologies, students.

На современном этапе развития образования на всех уровнях говорится о необходимости гармоничного сочетания форм традиционного офлайн-обучения и применения дистанционных образовательных технологий в системе самоопределения, профессионального самоопределения. Особенно остро данный вопрос стоит в системе профессионального сообщества школы и вуза. Сейчас наиболее важным для педагогов школы и вуза является поиск ответов на следующие вызовы. Как должен быть организован процесс профессионального самоопределения будущих специалистов, которые будут осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях цифровизации всех сфер экономики? Каким образом можно сохранить лучшие практики и традиции профессионального самоопределения в условиях школы и вуза? Как организовать процесс самоопределения с учетом применения интерактивных технологий в условиях дистанта? Существует ли возможность повысить качество профессионального самоопределения с учетом диалектики взаимосвязи технологий (классические - интерактивные - дистанционные)?

За последние два года, когда весь мир вынужденно столкнулся с необходимостью развития дистанционного обуче-

ния, мы получили некоторые «уроки классического дистанта» и увидели, что в нем открываются не только минусы, но и значительный потенциал для самопределе-ния и профессионального самоопределения. Дополнительно отметим, что теоретические блоки программ обучения требуется перевести в цифровой формат, за счет чего усилить их практическую составляющую с учетом новых методик и принципов проведения как каждого занятия, так и отдельных модулей дисциплин школы и вуза.

Однако, несмотря на существующие вызовы современного мира, и объективную необходимость кардинального пересмотра подходов к процессу самоопределения и профессионального самоопределения в школе и вузе, на первый план выходит проблема неготовности обучающихся и педагогов к овладению новыми цифровыми технологиями. На практике чаще всего происходит «под-страивание» различных традиционных репродуктивных технологий и методов профессионального самоопределения (встречи, ярмарка рабочих мест, экскурсии, профессиональные пробы) под соответствие новым требованиям профессиональных встреч [5].

Такой подход к организации занятий в образовательном сообществе не

позволяет создать мотивацию, заинтересовать и вовлечь обучающихся в процесс профессионального самоопределения, не ориентирует на формирование профессиональных компетенций и высоких образовательных результатов. Здесь следует отметить высокую роль параметров интерактивности. С одной стороны, несложно понять, что интерактивность является одним из инструментов организации активной деятельности обучающихся на занятии. С другой стороны, необходимо понимать значение организации интерактивной дистанционной среды для организации деятельности по профессиональному самоопределению [1, с. 58, с. 67].

Раскроем в рамках академической и экспертной дискуссии особенности интерактивной дистанционной образовательной среды как средства интенсификации процесса самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся. Педагогам хорошо знакома специфика интерактивного обучения [2, с. 77], которая заключается в том, что субъект-субъектное взаимодействие преобразуется, изменяются межличностная коммуни-

кация, традиционные функции, умение оценивать работу, оказывать поддержку. Интерактивные технологии в первую очередь направлены не только на получение знаний и навыков, но и позволяют получить практический опыт и решение жизненных задач, вопросов самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся [3, с. 106].

В нашей работе мы использовали систему интерактивных средств в рамках решения вопросов самоопределения, профессионального самоопределения. Под интерактивными средствами понимаем особые программы, которые в режиме реального времени позволяют обучающимся решать вопросы личного самоопределения, повышать свой профессиональный кругозор в выбранной профессии, совершенствовать образовательный потенциал (специфика профессии, ее роль в социуме, умения, навыки) [4, с. 53, с. 55]. Функционально-дидактическое значение и целевые характеристики некоторых интерактивных средств (онлайн-платформ) в рамках профессионального самоопределения показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Функционально-дидактическое значение и целевые характеристики интерактивных средств

Интерактивные средства Содержание

УоиТиЬе Цель - обогащение опыта профессионального самоопределения, онлайн-обучения о профессии (включение аннотаций, комментария, видеоролика о профессии, самоопределении)

У1тео Цель - создание совместной учебно-профессиональной среды (обсуждение, анализ интерактивных видео, презентаций, обмен видео, дискуссионные форумы, видеоаннотации, слайд-шоу)

Продолжение таблицы 1

Wideo Цель - создание материалов высокого качества для управления, мотивации, креативности в профессиональным самоопределении (видеоролики при использовании креативных шаблонов, графиков)

Powtoon Цель - вовлечение в процесс самоопределения, раскрытие концептуальных положений о сущности профессий технического, гуманитарного, художественного направления через создание анимации

SoundCloud Цель - создание интегрированных проектов, личных аудиозаписей о выбранной профессии, ее специфике, истории развития данного профессионального направления через обсуждение, анализ

Миксклауд (Mixcloud) Цель - организация форумов обсуждения, обратной связи, поиск нового контента в зависимости от темы (самоопределения, профессия). Взаимодействие с обучающимися, педагогами, друзьями, родителями

Google документы Цель - взаимное сотрудничество, составление отзыва, организация помощи в повышении качества самоопределения

Google таблицы Цель - создание обучающимися электронных таблиц, использование формул, таблиц при обработке результатов научно-исследовательских проектов. Знакомство с технологическими расчетами параметров конкретного производства, выявление данных при анкетировании. Обоснование значимости результатов в педагогическом эксперименте. Построение графических зависимостей для наглядности

Слайдшер (slideshare) Цель - изучение материала с помощью слайд-шоу как интерактивного пособия, изучение материала, обсуждение вопросов, поиск ответов

Kahoot Цель - познание через интерактивную игру, соревнование, обсуждение результатов

Animoto Цель - создание видео о профессии (учителя, инженера) с включением фото, музыкального сопровождения

Использование интерактивных средств значимо с позиции мотивации, повышения интереса к вопросам профессионального самоопределения. Следует отметить и высокую вовлеченность обучающихся школы и вуза в применение интерактивных средств для совместного сотрудничества: обмен опытом работы, решение задач корпоративного профессионального проекта, организация соревнований, проведение профессиональных викторин.

Проведение онлайн-занятий в традиционном формате не является в полной мере эффективным, так как множество преподавателей сталкиваются с проблемами, присущими дистанционному формату: недостаточной мотивацией обучающихся, невозможностью полного контроля и т.д. Очевидно, что вопрос выстраивания эффективного процесса обучения на основе применения интерактивных технологий приобретает особую важность. Многие вузы, которые ранее не хо-

тели менять привычные традиционные методы обучения, вынужденно перешли в дистанционный формат и начали принимать необходимость использования современных технологий в своей деятельности, что на данный момент позволяет выявить положительные и отрицательные стороны онлайн-преподавания. Реализация интерактивной составляющей в дистанционный формат образования может способствовать более качественной подготовке будущих специалистов [11, с. 120-122]. Современные методы и технологии открывают перед педагогами огромное количество возможностей при проектировании учебного занятия и организации работы студентов с информацией, позволяют повысить дидактический потенциал через усиление интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

К методам повышения интерактивности дистанционных занятий для самоопределения и профессионального са-

моопределения можно отнести не только лекции с мультимедийной презентацией, но и организованные с помощью специальных цифровых сервисов или цифровых каналов взаимодействия дискуссии, метод «мозгового штурма», метод критического мышления, мини-исследования, метод блиц-опроса, метод анкетирования, решение ситуационных заданий, выполнение групповых заданий, которые требуют коллективных усилий для их выполнения, и др. Основные критерии интерактивной образовательной среды - это возможность установления обратной связи между всеми участниками образовательного процесса; разнообразие учебного процесса, повышение мотивации к самоопределению, получение образовательного результата [6, с. 12-14]. Проанализировав современные образовательные платформы, отмечаем наиболее значимые для разработки образовательных продуктов и развития самоопределения (таблица 2).

Таблица 2 - Сервисы для образовательных продуктов и самоопределения

Назначение сервиса Название сервиса Ссылка для изучения сервиса

Визуализация идей Miro https://miro.com/ru/

Xmind https://xmind.app/

WhiteboardFox https://r2.whiteboardfox.com/

Планирование задач TickTick https://ticktick.com/

Todoist https://todoist.com/ru

AnyDo https://www.any.do/ru/

Корпоративная работа Google Документы https://docs.google.com/?hl=ru

Microsoft Word Online https://www.microsoft.com/ru- ru/microsoft-365/free-office-online-for-the- web

Яндекс. Документы https://docs.yandex.ru/

Продолжение таблицы 2

Создание опросов, проверочных работ Google Формы https://docs.google.com/forms/createPhhr u

Яндекс.Взгляд https://surveys.yandex.ru/

Liveworksheets https://www.liveworksheets.com/

Simpoll https://simpoll.ru/

Составление презентаций Google презентации https://docs.google.com/presentation/crea te?usp=apps_start&hl=ru

PowerPoint Online https://www.microsoft.com/ru- ru/microsoft-365/free-office-online-for-the- web

Genially https://genial.ly/

Хранение данных Google Диск https://drive.google.com/drive/my-drive?hl=ru

Яндекс.Диск https://disk.yandex.ru/

Облако Mail.ru https://cloud.mail.ru/

Создание игр LearningApps https://learningapps.org/

Wordwall.net https://wordwall.net/ru

Joyteka https://joyteka.com/ru

Конструирование iSpring Suite https://www.ispring.ru/ispring-suite

CoreApp https://coreapp.ai/

Stepik https://teach.stepik.org/ru

Дополнительно отметим, что прикладные функции онлайн-сервисов отличаются друг от друга и могут быть использованы в соответствии с дидактическими целями и планируемыми образовательными результатами [5].

Ведущая цель исследования - доказать влияние интерактивных дистанционных технологий на повышение уровня самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся школы и вуза. Для достижения поставленной цели решали задачи: 1) определяли готовность педагогов к применению интерактивных средств (он-лайн-платформ); 2) раскрывали влияние он-лайн-платформ на получение качественных

образовательных результатов, самоопределения, выбора будущей профессии.

В первой части исследования был проведен опрос педагогов школы и вуза о готовности к применению онлайн-платформ на занятиях.

Экспертная оценка уровня готовности проходила при посещении аудиторных и внеаудиторных занятий. Выборка педагогов составила 139 штатных представителей ППС Тюменского государственного университета и 60 педагогов из числа работодателей, учителей образовательных организаций города Тюмени, преподавателей других вузов Тюменской области.

Раскроем результативность экспериментальной работы. Перед проведени-

ем эксперимента педагоги были ознакомлены с экспертной картой, критериями и показателями, по которым проводилось изучение занятий. Дополнительно проводили самооценку готовности применять интерактивные онлай-платформы для достижения качественного самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся по следующим критериям: организационная деятельность преподавателя; дидактическая деятельность педагога; качество организации учебного процесса; качество учебного материала дистанционного занятия; деятельность обучающегося.

Организационная деятельность преподавателя оценивалась с позиции соответствия структуры занятия особенностям дистанционного обучения.

Дидактическая деятельность педагога рассматривалась с позиции применения на занятии различных видов познавательной активности обучающихся с использованием частично-поискового, поискового методов. Большое значение имело формирование мотивации к самоопределению, профессиональному самоопределению при использовании внешних стимулов [6]. Качество организации учебного процесса рассматривалось через призму использования педагогами на занятиях новейших педагогических технологий, адекватных специфике дистанционной формы обучения, и оценки оптимальности и разнообразия приёмов обратной связи, наличия рефлексии на всех этапах занятия.

Критерий оценки качества учебного материала дистанционного занятия включал в себя также традиционные под-

ходы к содержанию и контенту (оригинальность предлагаемого подхода, соответствие содержания материала занятия обозначенным целям и задачам, соблюдение требований к оформлению и предъявлению электронных средств обучения, создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности педагога и обучающихся) [8, с. 144-199; 11, с. 120, 122].

Критерий «деятельность обучающегося» наряду с самоопределением и профессиональным самоопределением, включал такие показатели как уровень сформированности ИКТ-компетенции, уровень познавательной активности, наличие навыков самостоятельной работы, самоконтроль, степень сформированности умений не только слушать, слышать, следовать инструкции преподавателя, но и активно осуществлять продуктивную деятельность в цифровой среде в рамках дистанционного формата.

Определение уровня эффективности занятий рассчитывалась по итоговому количеству набранных баллов по показателям экспертной карты оценки в соответствии со следующей балльной шкалой занятия: высокая эффективность (100 - 85), средняя (84 - 60), низкая эффективность (59 - 0).

В результате посещения нами 40 занятий средний уровень эффективности по данной экспертной карте составил 77 баллов. Наиболее низкие значения по таким показателям как самоопределение обучающегося и качество профессионального самоопределения.

Только отдельные педагоги применяют интерактивные дистанционные технологии в вопросах самоопределения и профессионального самоопределения для получения совместного «продукта» в результате образовательной деятельности. Такую возможность, организовать

совместное продуктивное взаимодействие студентов друг с другом, преподавателем и учебным, профессионально значимым материалом дают онлайн-платформы (рисунок 1).

Не работаю ни с одной из них 9.3%

Pad let 34,9%

Joyteka 2,3%

Learning Apps 30,2%

Wordwall 16,3%

Liveworksheets т 7%

Canva 23,3%

Genially № 4,7%

81.4%

Сервисы Google (документы,.

0 S 10 15 20 25 ао 35 40

До чи пршодмии гелей. иснолыуюшмч цифровые оилийи hihi формы

Рисунок 1 - Результаты опроса педагогов по применению интерактивных онлайн-платформ для самоопределения и профессионального самоопределения

Анализ результатов опроса позволил прийти к следующим выводам: 45% педагогов, привлеченных из школ, не знакомы с большинством онлайн-сервисов, 40% - знакомы, но не используют эти ресурсы в учебном процессе. Используют данные сервисы в своей педагогической деятельности только около 15% опрошенных. Опрос педагогов ВУЗа показал более негативные результаты: не знакомы с платформами -65%, знакомы, но не применяют - 30%, прибегают к использованию всего лишь 5% опрошенных.

Педагоги отмечают, что важнейшей проблемой внедрения дистанционного обучения остается вопрос развития

самоопределения и профессионального самоопределения. Как системные и структурированные понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение» строим с учетом следующих компонентов:

• ценностно-целевой - формирует положительные отношения развитию «самости» - внутреннего стержня каждого обучающегося, мотивирует к трудовой, профессиональной деятельности, изучению и важности будущей профессиональной деятельности, раскрывает и позволяет осознавать ценности и престижность своей будущей трудовой деятельности;

• рефлексивный - включает анализ достижений целей, коррекцию деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личностный компонент - учитывает склонности каждого обучающегося к профессиональной деятельности, знания и представления об особенностях, условиях развития себя как личности, своих индивидуально-личностных способностей к самообразованию, профессиональному образованию, требованиях к высокому уровню

Каждый компонент включает составляющие действия, которые сопровождаются применением системы интерактивных средств.

Высокий уровень развития самоопределения, профессионального самоопределения связываем с качественными содержательными, деятельностными изменениями структуры личности обучаю-

• профессионально-деятельностный строится в рамках учебной, внеучебной деятельности с применением интерактивных дистанционных технологий, продуктом которой являются личные смыслы, диалог, сотрудничество участников в достижении целей саморазвития, самоопределения личности обучающегося. Учитывает параметры физиологии, психического развития, состояние здоровья обучающихся (рис. 2).

щегося, которые в будущем обеспечат высокий уровень профессиональной деятельности и качества профессионала [9, с. 21-72; 10, с. 3-9].

Для проверки эффективности влияния интерактивных дистанционных технологий на уровень развития самоопределения, профессионального самоопределения в образовательный

развития;

Рисунок 2 - Функционально-дидактическая роль интерактивных технологий в профессиональном самоопределении обучающихся школы и вуза

процесс школы и вуза разработаны и внедрены различные программы. В школьной практике широкий отклик получила программа элективного курса «Цифровые технологии в развитии личности» для обучающихся 10-11 классов. В рамках высшей школы была разработана и внедрена программа «Цифровые технологии в самоопределении и профессиональном выборе», реализованная в практике обучения бакалавров педагогических направлений, в дисциплинах по выбору. Отдельные блоки программ апробированы в практике обучения бакалавров естетвеннонаучного

направления, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, истории, иностранного языка.

В работе экспериментальных групп были апробированы не только разработанные программы, но и применялись различные формы занятий с включением интерактивных дистанционных технологий. Высокую эффективность в решении вопросов самоопределения, профессионального самоопределения показала технология «перевёрнутый класс». Используя такую технологию, мы получили возможность провести систему занятий без затрат времени на фронтальную подачу материала, включение в этапы занятия онлайн-платформ с разным функционалом. Предложена общая схема учебного занятия по развитию самоопределения.

Включение интерактивной игры «Колесо фортуны» позволяет обучающимся раскрыть своё желание, испытать удачу. Закрепление изученных терминов происходит с помощью интерактивной

игры «Термины». Включение ролевой игры «Профессиональное интервью» важно обучающимся, они выбирают себе роли: физик-инженер, эколог, программист-технолог и журналист. Команды из «физика», «эколога» и «программиста» работают вместе над научным проектом. «Журналист» берет интервью, задавая заранее подготовленные совместно с педагогом вопросы. Заключительным этапом занятия является рефлексия. При помощи доски совместного редактирования устанавливается обратная связь команда - педагог, обучающийся - педагог. На доске совместного редактирования есть дополнительный материал по данной теме и глоссарий, а также можно оставить свой отзыв о занятии и оценить свою работу на уроке от 1 до 5 баллов.

Для удобства использования сервисов с применением инструмента Google-сайт создан сайт урока, на котором объединены все этапы.

В ходе экспериментальной работы были определены контрольные и экспериментальные группы. В работу экспериментальных групп включались образовательные платформы, усиливающие интерактивность на каждом этапе занятия. Занятия в контрольной группе строились в традиционной форме. Анализ остаточных знаний в виде теста в каждой из групп позволил сделать вывод о том, что экспериментальные группы обучающихся выполняли задание успешнее, чем обучающиеся контрольных групп (рис. 3).

Рисунок 3 - Динамика уровневого прироста самоопределения и профессионального самоопределения обучающихся в условиях интерактивной образовательной среды

Качественная результативность

самопределения обучающихся (32%) обеспечила высокий прирост показателей профессионального самоопределения (44%).

Таким образом, проведена системная работа по созданию интерактивной образовательно-развивающей среды как открытой совокупности цифровых образовательных ресурсов для обеспечения высокой результативности в вопросах самоопределения и профессионального самоопределения. Создание интерактивной образовательно-развивающей среды преобразует характер дистанционного образования как для педагога, так и для обучающегося. Разработанная система имеет принципиальное отличие от классического варианта ди-станта и связана с высокой мотивацией, прогрессивным темпом обучения, развитием личностных качеств. Динамический характер среды обеспечивается скоростными изменениями, характером иннова-

ционных цифровых ресурсов, созданием новых платформ.

В ходе экспериментальной части обучающиеся (школы и вуза) показали качественый результат, что говорит о важности интерактивной трансформации обучения в дистанционной образовательной среде и личной заинтересованности обучающихся школы и вуза.

Дополнительно обучающиеся старшей школы высказывали свое мнение об удовлетворенности качеством занятий с применением онлай-платформ. Обучающиеся высшей школы по направлению подготовки «Педагогическое образование» стали активно применять в своей практической деятельности онлайн-платформы «Learning Apps» и «Padlet».

В исследовании решены поставленные задачи. При этом разработанные программы с использованием образовательных интерактивных плаформ (Genially, Google-сервисы,

.1оу1ека, РаШе! и др.) усиливают характер интерактивности процесса самоопределения, профессионального самопре-деления, что значимо в рамках решения задач обновленного ФГОС, ядра педагогического образования.

Предложенные методические

рекомендации по применению цифровых ресурсов соотносятся с принципами отбора платформ для развития представлений о будущей и действующей профессии. Теоретико-методологическое обоснование

применения интерактивных дистанционных технологий для успешности профессиональной деятельности важно как для современного специалиста, бакалавра разной направленности, так и в целях эффективности педагогической деятельности. Дидактическая роль интерактивных средств заключается в том, что онлайн-занятие становится высокораз-вивающим и прогрессивным.

Список литературы

1. Васильева А.В. Выявление эволюционной последовательности возникновения и развития интерактивного обучения // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - Т.6. - №4. - С. 58-71. - DOI: 10.18413/2313- 8971-2020-6-4-0-5.

2. Васильева А.В. Механизм функционирования интерактивного обучения (на примере обучения русскому языку как иностранному) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2021. - № 4. - С. 76-88. - DOI: 10.18384/23107219-2021- 4-76-88.

3. Васильева А.В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2021. - № 200. - С. 101-113. -DOI: 10.33910/1992- 6464-2021-101-113.

4. Ванягина М.Р. Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 46- 57. - DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

6. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Academia, 2000. - 174 с.

7. Панина Т.С., Вавилова Л.И. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2006. - 176 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 199 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебно-методичское пособие. - М.: Академия, 2007 . - С. 23.

10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.

11. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. - М.: МЭСИ, 2007. - 296 с.

References

1. Vasileva A.V. Vy'yavlenie e'volyucionnoj posledovatel'nosti vozniknoveniya i razvitiya interaktivnogo obucheniya // Nauchny'j rezuTtat. Pedagogika i psixologiya obrazovaniya. - 2020. -T.6. - №4. - S. 58-71. - DOI: 10.18413/2313- 8971-2020-6-4-0-5.

2. Vasil eva A.V. Mexanizm funkcionirovaniya interaktivnogo obucheniya (na primere obucheniya russkomu yazy'ku kak inostrannomu) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. - 2021. - № 4. - S. 76-88. - DOI: 10.18384/2310-7219-2021- 4-76-88.

3. Vasileva A.V. Konstruirovanie definicii kategorii «interaktivnoe obuchenie» metodom dvuxurovnevoj triadicheskoj deshifrovki kategorii // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2021. -№ 200. - S. 101-113. -DOI: 10.33910/1992- 6464-2021-101-113.

4. Vanyagina M.R. Vliyanie obrazovatel'noj sredy' voennogo vuza na obuchenie inostranny'm yazy'kam // Nauchny'j rezul'tat. Pedagogika i psixologiya obrazovaniya. - 2021. - T. 7. - № 2. -

5. 46- 57. - DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4.

5. Mitina L.M. Psixologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODE'K», 2003. - 400 s.

6. Mordovskaya A.V. Teoriya i praktika zhiznennogo i professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. - M.: Academia, 2000. - 174 s.

7. Panina T.S., Vavilova L.I. Sovremenny'e sposoby' aktivizacii obucheniya: Ucheb.posobie dlya stud. vy'ssh. ucheb. zavedenij / Pod red. T.S. Paninoj. - M.: Akademiya, 2006. - 176 s.

8. Polat E.S., Buxarkina M.Yu., Moiseeva M.V. Novy'e pedagogicheskie i informacionny'e texnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy' povy'sh. kvalif. ped. kadrov / Pod red. E.S. Polat. - M.: Akademiya, 2002. - 199 s.

9. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika: uchebno-metodichskoe posobie. - M.: Akademiya, 2007 . - S. 23.

10. Rezapkina G.V. Ya i moya professiya: Programma professional'nogo samoopredeleniya dlya podrostkov. - M.: Genezis, 2000. - 128 s.

11. Samoopredelenie uchashhejsya molodezhi v profiTnom obuchenii: stanovlenie i razvitie prob-lemy': materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. S.N. Chistyakovoj. - M.: ME'SI, 2007. - 296 s.

Для ссылки: Егорова Г.И., Дружинина О.М., Бояркина Ю.А., Ионина Н.Г. Дискурс профессионального самоопределения обучающихся в условиях интерактивности образовательной среды дистанта // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. -№2 (27). - С. 45-57.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-45-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.