Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Анна Павловна, Шипкова Екатерина Николаевна, Егорова Полина Анатольевна

В статье представлены результаты разработки и внедрения эффективной практики, направленной на помощь в профессиональном самоопределении детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе непрерывного образования. Показана эффективность этой работы в условиях дистанционного обучения. Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ осложнено целым рядом условий, связанных как с ограничениями по здоровью, имеющимися у школьника, так и ограниченным кругом возможных профессий. Cделать выбор, соответствующий желаниям и возможностям, для такого обучающегося очень важно, поскольку это обеспечивает его независимость и полноценную жизнь в дальнейшем. В статье проведен анализ условий профессионального самоопределения детей, не способных к систематическому посещению учебных заведениях и постоянному пребыванию в них, обучающихся на дому; обоснованы необходимость и возможность оказания им помощи в условиях дистанционной школы. Представлены результаты диагностики родительской позиции по профориентации ребенка-инвалида и результаты анкетирования обучающихся. Описана дополнительная общеобразовательная программа, разработанная для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья 8-9 классов, с целью актуализации процесса профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подготовки их к совершению осознанного профессионального выбора с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, реализуемая в рамках дистанционного обучения в контексте непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Анна Павловна, Шипкова Екатерина Николаевна, Егорова Полина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The article presents the results of the development and implementation of effective practices aimed at assisting professional self-determination of disabled children with and children with physical condition (PC) in the continuing education system. The effectiveness of this work in the conditions of distance learning is shown. The professional self-determination of students with PC is complicated by a number of conditions, both related to health restrictions available to the student and a limited range of possible professions. Making a choice that meets the desires and opportunities of such a student is very important, since this ensures his independence and full life in the future. The article analyses the conditions of professional self-determination of children who are unable to attend educational institutions systematically and stay there or at home; the need and possibility of providing them with assistance in a distance school are justified. The results of diagnosis of parental position on vocational guidance of a disabled child and results of questionnaire of students are presented. An additional general-education program developed for children with disabilities and children with physical condition of 8 9 classes is described in order to update the process of professional self-determination of children with disabilities and children with PC, prepare them for making informed professional choices taking into account the individual characteristics and capabilities of students, implemented as part of distance learning in the context of continuing education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Научная статья УДК 376.1

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24

Анна Павловна Чернявская113, Екатерина Николаевна Шипкова2, Полина Анатольевна Егорова3

1 Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям». 150040, г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 58 3Учитель ГОУ ЯО «Центр помощи детям». 150040, г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 58 1 achernyavskaya@yandex.ru3, https://orcid.org/0000-0002-6882-3332 2kat2006-7@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9788-1339 3cpd.yaroslavl@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6493-5831

Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье представлены результаты разработки и внедрения эффективной практики, направленной на помощь в профессиональном самоопределении детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе непрерывного образования. Показана эффективность этой работы в условиях дистанционного обучения. Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ осложнено целым рядом условий, связанных как с ограничениями по здоровью, имеющимися у школьника, так и ограниченным кругом возможных профессий. Сделать выбор, соответствующий желаниям и возможностям, для такого обучающегося очень важно, поскольку это обеспечивает его независимость и полноценную жизнь в дальнейшем. В статье проведен анализ условий профессионального самоопределения детей, не способных к систематическому посещению учебных заведениях и постоянному пребыванию в них, обучающихся на дому; обоснованы необходимость и возможность оказания им помощи в условиях дистанционной школы. Представлены результаты диагностики родительской позиции по профориентации ребенка-инвалида и результаты анкетирования обучающихся. Описана дополнительная общеобразовательная программа, разработанная для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья 8-9 классов, с целью актуализации процесса профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подготовки их к совершению осознанного профессионального выбора с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, реализуемая в рамках дистанционного обучения в контексте непрерывного образования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, обучение детей с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, непрерывное образование

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф. 99.1. БВ09АА00006)

Для цитирования: Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 16-24. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24.

Original article

Anna P. Chernyavskaya13, Ekaterina N. Shipkova2, Polina A. Egorova3

1Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogical technologies, FSBEI HE «Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky». 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 2Deputy director of SEI YarR «Center for assistance to children». 150040, Yaroslavl, Nekrasov st., 58 3Teacher of SEI YarR «Center for assistance to children». 150040, Yaroslavl, Nekrasov st., 58 1 achernyavskaya@yandex.ru3, https://orcid.org/0000-0002-6882-3332

© Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А., 2022

2kat2006-7@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9788-1339 3cpd.yaroslavl@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6493-5831

Professional self-determination of students with disabilities

Abstract. The article presents the results of the development and implementation of effective practices aimed at assisting professional self-determination of disabled children with and children with physical condition (PC) in the continuing education system. The effectiveness of this work in the conditions of distance learning is shown. The professional self-determination of students with PC is complicated by a number of conditions, both related to health restrictions available to the student and a limited range of possible professions. Making a choice that meets the desires and opportunities of such a student is very important, since this ensures his independence and full life in the future. The article analyses the conditions of professional self-determination of children who are unable to attend educational institutions systematically and stay there or at home; the need and possibility of providing them with assistance in a distance school are justified. The results of diagnosis of parental position on vocational guidance of a disabled child and results of questionnaire of students are presented. An additional general-education program developed for children with disabilities and children with physical condition of 8 9 classes is described in order to update the process of professional self-determination of children with disabilities and children with PC, prepare them for making informed professional choices taking into account the individual characteristics and capabilities of students, implemented as part of distance learning in the context of continuing education.

Keywords: professional self-determination, career guidance, training of children with disability, children with physical condition , distance learning, continuous education

The article was prepared as part of the State task of the Ministry of education of the Russian Federation № 073-00077-21-02 to carry out scientific research on the topic «Professional pedagogical training of students in the system of continuous pedagogical education» (no. Register entry 730000F. 99.1. BV09AA00006)

For citation: Chernyavskaya A. P., Shipkova E. N., Egorova P. A. Professional self-determination of students with disabilities. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):16-24. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24.

Введение

В Российской Федерации актуальной и широко обсуждаемой является проблема профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти процессы осложнены целым рядом условий, связанных как с ограничениями по здоровью, имеющимися у обучающегося, так и суженным кругом профессий, в рамках которого может осуществляться выбор. Но сделать выбор, соответствующий желаниям и возможностям, для такого обучающегося очень важно, поскольку тем самым будет обеспечена его независимость и более полноценная жизнь в дальнейшем. В зависимости от нозологии, часть обучающихся может обучаться и впоследствии работать и по профессиям психолого-педагогического или социально-педагогического профиля.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 г. общая численность инвалидов в России составляет 11 631 000 человек (примерно 8 % от всего населения страны), в том числе 704 000 дети-инвалиды [Положение инвалидов ... , 2021]. Наблюдается тенденция ежегодного увеличения числа студентов-инвалидов. Среди лиц с инва-

лидностью от 15 лет и старше в 2020/2021 учебном году в организациях среднего профессионального образования обучалось 30 041 студентов-инвалидов, в вузах — 28 321 [Положение инвалидов ... , 2021]. Федеральный реестр инвалидов констатирует, что на 1 января 2021 г. стабильную работу имеют лишь 26 % инвалидов трудоспособного возраста [Занятость инвалидов ... , 2021]. Данные факты свидетельствуют о наличии потребности в создании дополнительных условий для профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ начиная с периода обучения в школе.

Одним из условий, которое необходимо учитывать, является неспособность части обучающихся к систематическому посещению и постоянному пребыванию в учебных заведениях и необходимость охвата профориентационной работой детей, обучающихся на дому. В связи с развитием дистанционного обучения, в которое активно включаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, именно дистанционная среда может являться средством развития их профессионального самоопределения.

Цель данного исследования — обоснование и разработка эффективной практики формирования профессионального самоопределения детей-

инвалидов и детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.

Анализ литературы

В научной литературе представлены разные определения термина «профессиональное самоопределение обучающихся». В зарубежной психологии профессиональное самоопределение трактуется как процесс раскрытия резервов личности, ее творческого начала, уникальности, неповторимости и тесно связывается с самореализацией, самоактуализацией, самотрансценден-цией, самоанализом [Долгушина, 2013]. В контексте данной статьи мы опираемся на определение, сформулированное Н. С. Пряжниковым: профессиональное самоопределение — это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив [Пряжников, 2008].

Принципы и методы профориентационной работы отражены в публикациях Е. А. Климова [Климов, 2004], Н. С. Пряжникова [Пряжников, 2008], Е. С. Романовой [Романова, 2013], А. П. Чернявской [Чернявская, 2013; Чернявская 2017], Л. М. Митиной [Митина, 2015].

Проблема профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ поднимается в исследованиях Р. И. Егоровой [Егорова, 2019], Е. С. Романовой [Романова, 2013], Е. Л. Атишко [Атишко, 2015], Е. В. Свистуновой [Свистунова, Ананьева 2011], А. А. Наумова [Наумов, 2008] и др. Ученые сходятся во мнении, что работу необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс и педагогов и родителей; также на протяжении всего периода профориентации важно корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями. Е. В. Свистунова, Е. В. Ананьева отмечают целесообразность проведения психолого-педагогической работы с данной категорией детей по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. При этом анализ литературы выявляет необходимость дальнейшего изучения темы профессионального самоопределения подростков, имеющих ограничения по здоровью, в научно-методическом и практическом плане.

Практическое оказание помощи в профессиональном самоопределении детям-инвалидам и детям с ОВЗ сдерживается недостаточностью разработок, учитывающих возможности внедрения эффективных педагогических технологий при рассмотрении проблемы выбора профессии данной категорией детей.

Решению проблемы профессионального выбора обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ученые препятствуют следующие затруднения: недостаточно активная жизненная позиция; не-сформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований отдельных профессий к состоянию здоровья; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка [Васильева, 2012; Резапкина, 2014; Романова, 2012].

Методология исследования

В школе дистанционного обучения государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям» для детей с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся на дому, с целью организации процесса профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к совершению осознанного профессионального выбора с учетом индивидуальных особенностей и возможностей разработана дополнительная образовательная программа «Шаг в будущее». Ее содержание основано на теории профессионального развития, разработанной в 1950-е гг. д. Сьюпером [Super, 1957]. В теории обозначено, что выбор первой профессии и места обучения — только первый шаг на профессиональном пути человека, а также сформулировано понятие «профессиональной зрелости» [Super, 1957]. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, совершающий профессиональный выбор (профессии, обучения, движения внутри карьеры), учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора, насколько его профессиональное развитие и круг решаемых им проблем соответствуют тому уровню, которого обычно достигают люди его возраста и социального статуса. На протяжении прошедших десятилетий эти идеи все более полно воплощаются в жизнь [The future of jobs ... , 2016; Golinkoff, 2016].

Проведенные нами многолетние исследования [Чернявская, 2013; Чернявская, 2017] показывают, что основными характеристиками профессиональной зрелости являются автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости делать выбор и принимать решения.

Программа базируется на рефлексивно-деятельностном (Л. В. Выготский,

В. К. Зарецкий), субъектно-ориентированном (Л. В. Байбородова, В. Е. Лепский, В. В. Юдин) и ортобиотическом (И. И. Мечников) подходах.

Каждое занятие выстраивается на основе субъектно-ориентированной технологии, разработанной Л. В. Байбородовой [Байбородова, 2017; Байбородова, 2019]. Сущность технологии состоит в том, что педагог создает условия, позволяющие обучающимся на основе собственных интересов и потребностей через разнообразные формы деятельности сделать осознанный выбор, получить актуальную информацию о себе, мире профессий, необходимых профессиональных качествах, а также неизбежных профессиональных ограничениях и соотнести ее со своими особенностями здоровья.

Акцент в процессе реализации программы делается не на усвоении информации, а на освоении поля собственных возможностей — спектра ресурсов человека, опирающихся на его личностные, психофизиологические особенности и позволяющих человеку успешно реализовать поставленные перед собой цели и задачи. Таким образом, становится возможным перевести фокус внимания с ограничений здоровья на сильные стороны и возможности, не игнорируя, но и не преувеличивая ограничения в процессе профессионального самоопределения обучающихся [Бонкало, 2015]. На занятиях создаются условия для освоения обучающимися механизмов самоанализа и интерпретации собственного опыта профессионального самоопределения для работы каждого ребенка по отслеживанию и рефлексии своих собственных шагов, формирования субъектной позиции обучающихся, подготовки к осознанному выбору профессии.

Результаты

В Школе дистанционного обучения, где проводилось исследование, обучаются дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать массовую школу (в абсолютном большинстве — дети с ОВЗ и дети-инвалиды). В организации созданы условия для реализации основных и адаптированных основных общеобразовательных программ всех уровней общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Взаимодействие участников образовательного процесса во время учебных занятий и внеурочной деятельности организовано в формате смешанного обучения [Barbour, 2011] посредством видеосвязи (Skype, TeamViewer, ZOOM, Сферум и др.), ин-

формационно-образовательной среды и интерактивных образовательных ресурсов.

На первом этапе было проведено анкетирование родителей и обучающихся с целью выявления уровня готовности к проведению профори-ентационной работы. В анкетировании приняли участие 26 родителей и 15 обучающихся 8-9 классов.

Анкетирование родителей проводилось по методике «Карты-анкеты для выявления родительской позиции по профориентации ребенка-инвалида», разработанной Санкт-Петербургским НИИ экспертизы и организации труда инвалидов для родителей детей-инвалидов [Карта-анкета для выявления ... , 2021]. По результатам анкетирования 65 % родителей отметили, что проблема профессионального развития будущего ребенка для них очень важна. 69 % уверены в том, что их ребенок будет хорошо работать и 73 % — что сможет получить профессию. Необходимость помощи в профессиональной ориентации отметили 85 % родителей, и только 15 % заявили о том, что их дети не нуждаются в помощи при выборе профессии.

Опрос обучающихся проводился на основе разработанной нами анкеты, по результатам которой 26 % детей (по мнению их самих) уже определились с выбором профессии. При этом 93 % обучающихся хотели бы получить помощь специалистов и обсудить варианты своего профессионального будущего, в их число вошли и те, кто отмечал свою уверенность в профессиональном выборе.

Таким образом, анализ ответов детей и родителей выявил необходимость создания условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся. Решением поставленной задачи является реализация дополнительной общеобразовательной программы для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ 8-9 классов, реализуемая в рамках дистанционного обучения, объемом 34 часа (1 час в неделю).

Цель программы — актуализация процесса профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подготовка к совершению осознанного профессионального выбора с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, возможностей рынка труда.

Одним из факторов успешного профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ является включение в данный процесс родителей. Программой предусмотрены ме-

роприятия для родителей в виде информирования, тематических вебинаров, консультаций.

В содержании курса определены шесть ключевых тем:

1) «секреты» выбора профессии;

2) представление о себе и проблема выбора профессии;

3) мир профессионального труда;

4) встречи с представителями отдельных профессий;

5) планирование профессионального пути;

6) творческий проект по теме «Мой шаг в будущее».

В работе курса предусмотрены разнообразные формы деятельности обучающихся: профориен-тационные игры; практические задания; групповые мини-проекты; индивидуальные проекты; диагностика; индивидуальные консультации; дискуссии, обсуждения; беседы; совместное с родителями участие во встречах с представителями профессиональных образовательных организаций; совместные с родителями профориен-тационные встречи со специалистами ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»; участие в чемпионате профессионального мастерства «Аби-лимпикс»; работа с интернет-ресурсами («Про-ектория» [Проектория, 2021], «Школа профессий будущего» [Школа профессий будущего, 2021], «Лифт в будущее» [Лифт в будущее, 2021], «Атлас новых профессий» [Атлас новых профессий, 2021], «Профориентатор» [Профориентатор, 2021], «Билет в будущее» [Билет в будущее, 2021] и др.); вечера вопросов и ответов; решение кейсов по проблематике курса. В завершение курса обучающиеся разрабатывают индивидуальный проект собственной образовательной и профессиональной перспективы, который презентуется и обсуждается на общем мероприятии.

Специфика дистанционного обучения заставляет постоянно искать разнообразные ресурсы для обеспечения эффективной организации деятельности обучающихся. В работе нами используются доски Padlet для совместной работы (составления вопросов, мозгового штурма, отзывов, размещения и обсуждения готовых проектов), объекты Google-Диск: Google документы (для совместной работы над кейсами), таблицы, презентации (в качестве электронной индивидуальной рабочей тетради), формы (для проведения анкетирования и опросов) и Jamboard. Платформа Genial.ly служит оболочкой для создания игр, Learnis позволяет создавать веб-квесты,

Wordwall — многофункциональный инструмент, благодаря разнообразию шаблонов, позволяет создать интерактивный ресурс для занятия.

Использование дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить избыточность ресурсов в рамках одного занятия, создавая возможность выбора для обучающихся, что способствует формированию у них субъектной позиции, навыков самооценки, рефлексии, удержанию внимания и повышению мотивации к профессиональному самоопределению детей с ОВЗ. В условиях информационно-образовательной среды при необходимости можно вернуться к материалам прошлых занятий и, таким образом, гибко перестроиться под образовательный запрос ребенка.

Специфика задач курса исключает традиционную систему оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по развитию характеристик профессиональной зрелости [Чернявская, 2017]. Ее диагностика проводится в начале и по завершении курса. Стартовая диагностика позволяет определить индивидуальные характеристики развития профессиональной зрелости и использовать эти результаты для работы с конкретным обучающимся, а также определить сильные и слабые стороны в развитии характеристик всей группы, что позволяет скорректировать количество часов, выделенных на определенную тему.

Результаты входной диагностики показали, что развитие профессиональной зрелости детей-инвалидов и детей с ОВЗ не связано с особенностями конкретной нозологии, так как результаты в одной нозологической группе разнились от низких до довольно высоких. Также было выявлено, что данной группе обучающихся присущи низкие показатели характеристик «информированность и соотнесение информации со своими особенностями» (59 %) и «планирование» (66 %). Наибольший показатель 73 % «автономность».

Наблюдение за работой обучающихся на первых занятиях курса позволяет сделать вывод о низком уровне понимания необходимости собственной активности в процессе профессионального самоопределения: 80 % обучающихся регулярно посещают занятия курса; 60 % активно включаются в рабочий процесс на занятии, лишь 20 % готовы выполнять задания и работать с дополнительными источниками информации, предложенными учителем, вне рамок занятия курса. Для присвоения информации и осознанного соотнесения ее со своими особенностями целесо-

образно проведение отдельных рефлексивных мероприятий, индивидуально через каждые 4-5 занятий курса.

Выводы:

- Результаты диагностики обучающихся и опроса родителей выявляют необходимость создания условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

- Анализ деятельности образовательной организации и наблюдения за обучающимися позволили выделить следующие особенности организации процесса формирования профессионального самоопределения детей с инвалидностью, которые являются ключевыми для данной категории детей.

- Отсутствие линейности и четкой последовательности перехода от одной темы к другой: работа выстраивается циклично и основывается на постепенном углублении и расширении знаний обучающихся в процессе осознания ими своего профессионального выбора.

- Более высокие результаты обучения по программе профессионального самоопределения и в целом профориентационной работы достигаются, когда они согласованы с программой воспитания образовательной организации: мероприятия в календаре образовательных событий спланированы так, что они по своему содержанию или смыслу соответствуют темам курса профориентации, которые изучаются детьми в это же время. Такое планирование позволяет сделать занятия по профориентации разнообразнее, привлекательнее и личностно значимее для обучающихся.

- Необходимым условием результативности профориентационной работы является создание ситуаций для осознания ребенком важности его личного выбора и формирования навыков принятия решений. С этой целью на занятиях выстраиваются субъект-субъектные отношения между педагогами и обучающимися, подразумевающие активную роль ребенка, стремящегося к развитию собственных способностей на основе индивидуальных возможностей. Субъектность ребенка с инвалидностью и ОВЗ важна и в отношениях с родителями, в связи с чем необходима просветительская работа с родителям о недопустимости поощрения иждивенческой позиции ребенка-инвалида и гиперопеки.

- Систематическая работа с родителями является обязательным требованием к организации

формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ и инвалидностью. В программе предусмотрены разные ее формы: консультирование, разъяснение, просветительская работа. Именно от позиции родителя зависит сформиро-ванность характеристик профессиональной зрелости. Просвещение родителей, их информированность и владение вариантами образовательных маршрутов ребенка-инвалида, их полное представление о спектре допустимых профессий дают возможность наиболее полно реализовать возможности ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

- Оценивание эффективности данной работы следует проводить по мониторингу развития характеристик профессиональной зрелости: автономности; информированности и соотнесению информации со своими особенностями; умению принимать решения, планировать, положительному эмоциональному отношению к необходимости сделать выбор. При этом целесообразен мониторинг приращений в развитии данных характеристик у каждого ребенка индивидуально — в ситуации с детьми-инвалидами недопустимо сравнение показателей с усредненными данными.

Наблюдение за учебной деятельностью обучающихся позволяет сделать вывод о том, что добиться результатов в формировании профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ позволит только системный подход к проведению занятий, через реализацию специализированного курса, а не отдельные, пусть и многочисленные, профориентационные мероприятия.

Полученные результаты важны для организации работы с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как в общеобразовательных организациях, так и при реализации дополнительных образовательных программ в процессе непрерывного образования.

Библиографический список

Атишко Е. Л. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБУ КО Реабилитационный центр для инвалидов «Калужский реабилитационно-образовательный комплекс» // Вестник современной науки. 2015. № 12-2 (12). С. 13-18.

Атлас новых профессий. Навигатор по рынку труда. URL: https://new.atlas100.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Байбородова Л. В. Использование субъектно-ориентированной технологии воспитания в проектной деятельности // Воспитание школьников. 2017. № 4. С. 3-11.

21

Байбородова Л. В. Формирование субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. Т. 2. № 3 (4). 2019. С. 14-19.

Билет в будущее. URL: http://bilet-help.worldskills.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Бонкало Т. И. Профориентационная работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья: ортобиотический подход / Т. И. Бонкало, М. Н. Цыганкова // Ученые записки. 2015. Т. 14. № 3. С. 17-24.

Быстрова Н. В. К вопросу о профориентационной работе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Быстрова, С. Н. Казначеева, О. И. Госельбах, К. А. Максимова // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 7-10. DOI: 10.26140/ knz4-2019-0802-0001.

Васильева Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. 124 с.

Долгушина Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Современная школа. 2013. № 3-4 (16-17). С. 101-107.

Егорова Р. И. Повышение качества профессиональной ориентации старшеклассников с нарушением слуха в условиях школы-интерната // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 118-120.

Занятость инвалидов в трудоспособном возрасте // Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/analitika/zanyatost/zanyatost?territory=unde fined (дата обращения: 22.11.2021).

Карта-анкета для выявления родительской позиции по профориентации инвалидов молодого возраста // Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. URL: https://studref.com/449322/pedagogika/karta_anketa_vyy avleniya_roditelskoy_pozitsii_proforientatsii_invalidov_ molodogo_vozrasta#266 (дата обращения: 22.11.2021).

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов вузов. Москва : ИЦ «Академия», 2004. 320 с.

Лифт в будущее. Всероссийская программа профориентации. URL: https://lift-bf.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Митина Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 3. С. 79-86.

Наумов А. А. Педагогические условия профориен-тационной работы с подростками, страдающими церебральным параличом // Образование и наука. 2008. № 3 (51). С. 97-104.

Панина С. В. Организация профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья / С. В. Панина, А. А. Кудряшова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 150-154.

Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 31.10.2021).

Проектория. URL: https://proektoria.online/ (дата обращения: 10.11.2021).

Профориентатор. URL: https://proforientator.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.

Резапкина Г. В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ : учебно-методический комплект / Мин-во образования Респ. Коми ; Коми респ. ин-т развития образования. Сыктывкар : КРИРО, 2014. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе : методическое пособие. Москва : Издательский центр «Академия». 2013. 304 с.

Романова Е. С. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультирова-нию подростков с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Романова, Б. М. Коган,

Е. В. Свистунова, Е. В. Ананьева. Москва : Издательский центр «Академия», 2012. С. 16-23.

Свистунова Е. В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Свистунова, Е. В. Ананьева // Системная психология и социология. 2011. № 4 (II). 140 с.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Москва : Вла-дос-Пресс, 2013. 96 с.

Чернявская А. П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 166-169.

Школа профессий будущего. URL: https://shpb.edu.yar.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Barbour M., Brown R., Waters L. H., Hoey R., Hunt J. L., Kennedy K., Ounsworth C., Powell A., Trimm T. (2011). Online and Blended Learning: A Survey of Policy and Practice of K-12 Schools Around the World. Vienna, VA: iNacolPress.

The future of jobs. (2016). Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report. Geneva (Switzerland): World Economic Forum. рр. 157.

Golinkoff R. M., Hirsh-Pasek K. (2016). Becoming brilliant: what science tells us about raising successful children. Washington, DC: APA Lifetools. рр. 314.

Reference list

Atishko E. L. Professional'naja orientacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v uslovijah

GBU KO Reabilitacionnyj centr dlja invalidov «Kalu-zhskij reabilitacionno-obrazovatel'nyj kompleks» = Professional orientation of children with disabilities in the conditions of SBI KO Rehabilitation Center for Disabled People «Kaluga Rehabilitation and Educational Complex» // Vestnik sovremennoj nauki. 2015. № 12-2 (12). S. 13-18.

Atlas novyh professij. Navigator po rynku truda = Atlas of new professions. Labour market navigator. URL: https://new.atlas100.ru/ (data obrashhenija: 10.11.2021).

Bajborodova L. V. Ispol'zovanie sub#ektno-orientirovannoj tehnologii vospitanija v proektnoj deja-tel'nosti = Use of subject-oriented education technology in project activities // Vospitanie shkol'nikov. 2017. № 4. S. 3-11.

Bajborodova L. V Formirovanie sub#ektnoj pozicii rebenka v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija = Formation of the child's subjective position in conditions of additional education // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Serija 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. T. 2. № 3 (4). 2019. S. 14-19.

Bilet v budushhee = A ticket to the future. URL: http://bilet-help.worldskills.ru/ (data obrashhenija: 10.11.2021).

Bonkalo T. I. Proforientacionnaja rabota s uchash-himisja, imejushhimi ogranichennye vozmozhnosti zdo-rov'ja: ortobioticheskij podhod = Career guidance work with students with limited health opportunities: orthobi-otic approach / T. I. Bonkalo, M. N. Cygankova // Uchenye zapiski. 2015. T. 14. № 3. S. 17-24.

Bystrova N. V. K voprosu o proforientacionnoj rabote sredi lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja = To the question of career guidance among persons with disabilities / N. V. Bystrova, S. N. Kaznacheeva, O. I. Gosel'bah, K. A. Maksimova // Karel'skij nauchnyj zhur-nal. 2019. T. 8. № 2 (27). S. 7-10. DOI: 10.26140/ knz4-2019-0802-0001.

Vasil'eva L. P. Professional'naja reabilitacija: profori-entacija i otbor na professional'noe obuchenie lic s ogra-nichennymi vozmozhnostjami = Vocational rehabilitation: career guidance and selection for vocational training of persons with disabilities / L. P. Vasil'eva, K. Je. Zborovskij. Minsk : GIUST BGU, 2012. 124 s.

Dolgushina T. N. Professional'noe samoopredelenie kak komponent professional'nogo stanovlenija lichnosti = Professional self-determination as a component of professional personality development / T. N. Dolgushina, S. N. Jurevich // Sovremennaja shkola. 2013. № 3-4 (16-17). S. 101-107.

Egorova R. I. Povyshenie kachestva professional'noj orientacii starsheklassnikov s narusheniem sluha v uslovi-jah shkoly-internata = Improving the quality of professional orientation of high school students with hearing impairment in boarding school // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 4 (77). S. 118-120.

Zanjatost' invalidov v trudosposobnom vozraste = Employment of persons with disabilities in working age // Federal'nyj reestr invalidov. URL:

https://sfri.ru/analitika/zanyatost/zanyatost?territory=unde fined (data obrashhenija: 22.11.2021).

Karta-anketa dlja vyjavlenija roditel'skoj pozicii po proforientacii invalidov molodogo vozrasta // Profession-al'naja orientacija lic s uchetom ogranichennyh vozmozhnostej zdorov'ja = Map-questionnaire for identification of parental position on vocational guidance of young persons with disabilities//Professional orientation of persons taking into account limited health opportunities. URL: https://studref.com/449322/pedagogika/karta_anketa_vyy avleni-

ya_roditelskoy_pozitsii_proforientatsii_invalidov_molod ogo_vozrasta#266 (data obrashhenija: 22.11.2021).

Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoo-predelenija = Psychology of professional self-determination : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. Moskva : IC «Akademija», 2004. 320 s.

Lift v budushhee. Vserossijskaja programma profori-entacii = Elevator to the future. All-Russian career guidance program. URL:https://lift-bf.ru/ (data obrashhenija: 10.11.2021).

Mitina L. M. Psihologija lichnostnogo i professional'nogo razvitija cheloveka v sovremennom soci-okul'turnom prostranstve = Psychology of personal and professional development of a person in the modern soci-ocultural space // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2015. № 3. S. 79-86.

Naumov A. A. Pedagogicheskie uslovija proforientac-ionnoj raboty s podrostkami, stradajushhimi cerebral'nym paralichom = Pedagogical conditions of career guidance with adolescents suffering from cerebral palsy // Obra-zovanie i nauka. 2008. № 3 (51). S. 97-104.

Panina S. V Organizacija proforientacionnoj raboty s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja = Organization of career guidance work with children with disabilities / S. V Panina, A. A. Kudrjashova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 67-3. S. 150-154.

Polozhenie invalidov = Status of the disabled // Feder-al'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (data obrashhenija: 31.10.2021).

Proektorija = Proektoria. URL:

https://proektoria.online/ (data obrashhenija: 10.11.2021).

Proforientator = Professional orientator. URL: https://proforientator.ru/ (data obrashhenija: 10.11.2021).

Prjazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika = Professional self-determination: theory and practice : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. 320 s.

Rezapkina G. V. Organizacija raboty po proforientacii i profadaptacii detej-invalidov i lic s OVZ = Organization of work on career guidance and vocational adaptation of children with disabilities and persons with HIA : uchebno-metodicheskij komplekt / Min-vo obrazovanija Resp.

Komi ; Komi resp. in-t razvitija obrazovanija. Syktyvkar : KRIRO, 2014. 48 s.

Romanova E. S. Organizacija proforientacionnoj raboty v shkole = Organization of career guidance at the school : metodicheskoe posobie. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija». 2013. 304 s.

Romanova E. S. Uchimsja sotrudnichat': Kompleksnyj podhod k proforientacii i profkonsul'tirovaniju podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja = Learning to cooperate: comprehensive approach to career guidance and professional counselling for adolescents with disabilities / E. S. Romanova, B. M. Kogan, E. V Svistunova, E. V Anan'eva. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2012. S. 16-23.

Svistunova E. V. Kompleksnyj podhod k proforientacii i profkonsul'tirovaniju podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja = Comprehensive approach to career guidance and professional counselling for adolescents with disabilities / E. V. Svistunova, E. V. Anan'eva // Sistemnaja psihologija i sociologija. 2011. № 4 (II). 140 c.

Chernjavskaja A. P. Psihologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noj orientacii = Psychological counselling

on vocational guidance. Moskva : Vlados-Press, 2013. 96 s.

Chernjavskaja A. P. Psihologicheskie predposylki razvitija professional'noj zrelosti starsheklassnikov = Psychological prerequisites for the development of professional maturity of high school students // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. № 3. S. 166-169.

Shkola professij budushhego = School of professions of the future. URL: https://shpb.edu.yar.ru/ (data obrash-henija: 10.11.2021).

Barbour M., Brown R., Waters L. H., Hoey R., Hunt J. L., Kennedy K., Ounsworth C., Powell A., Trimm T. Online and Blended Learning: A Survey of Policy and Practice of K-12 Schools Around the World. Vienna, VA: iNacolPress. 2011.

The future of jobs. Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report. Geneva (Switzerland): World Economic Forum. 2016. rr. 157.

Golinkoff R. M., Hirsh-Pasek K. Becoming brilliant: what science tells us about raising successful children. Washington, DC: APA Lifetools. 2016. rr. 314.

Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 27.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 23.11.2021; approved after reviewing 27.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.