Педагогика
УДК 378
аспирант Хилько Анна Александровна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), начальник отдела организации практической подготовки обучающихся и содействия трудоустройству выпускников Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский строительный техникум» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Елена Николаевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАДИНОСТЬЮ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Аннотация. В современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования должны быть особо ориентированы на проведение качественной профориентационной работы в новом формате с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Главным образом это связано в целом с отсутствием системы профориентационной работы с данной категорией обучающихся ориентирующейся на выбор специальностей среднего профессионального образования. Существует некая стереотипность выбора специальностей абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью, которая мешает сбалансированному учету их личностных интересов, специфика физических ограничений, а также возможностей рынка труда. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации молодежи с ОВЗ и инвалидностью, работы с их законными представителями так же затрудняет данный процесс. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определенный уровень профессиональной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Ключевые слова: профориентационная работа, среднее профессиональное образование, абитуриенты, абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью, профессиональные пробы.
Annotation. In modern socio-economic conditions, institutions of secondary vocational education should be particularly focused on conducting high-quality career guidance work in a new format with applicants with disabilities and disabilities. This is mainly due in general to the lack of a system of career guidance with this category of students focused on the choice of specialties of secondary vocational education. There is a certain stereotype of the choice of specialties by applicants with disabilities, which prevents a balanced consideration of their personal interests, the specifics of physical limitations, as well as the possibilities of the labor market. Insufficient professional competence of teachers in the field of professional orientation of young people with disabilities and working with their legal representatives also complicates this process. Consciously received professional education, taking into account individual characteristics, correctly chosen methods, will guarantee a certain level of professional socialization of students with disabilities and disabled people.
Keywords: career guidance work, secondary vocational education, applicants, applicants with disabilities and disabilities, professional tests.
Введение. Социально-экономические изменения последних лет привели к тому, что профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных учреждений происходит в совершенно новых условиях - условиях неопределенности. Отсутствует обязательная система распределения выпускников общеобразовательных учреждений в вузы, появилась молодежная безработица. В связи с этим старшеклассники больше внимания уделяют выбору профессии и своему профессиональному будущему. Появилась тенденция планирования карьеры - актуальная необходимость настоящего времени, которую следует начинать еще в стенах общеобразовательных учреждений. К тому же нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности развития современного поколения.
Не учитывая вышеизложенные факторы факторов, невозможно предложить адекватную программу профориентационной работы, отвечающую современным жизненным реалиям. Поэтому профессиональные образовательные организации должны быть особо ориентированы на проведение качественной профориентационной работы в новом формате [1-9].
Особые сложности в этом процессе возникают при работе с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Изложение основного материала статьи. Государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принятые в настоящее время законодательные акты, разработанные методические материалы открывают новые возможности и перспективы развития, социального и профессионального становления для данной категории обучающихся.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 3%, а по сравнению с 2018 годом на 5,5%. Дети-инвалиды являются потенциальными абитуриентами профессиональных образовательных организаций, в том числе среднего профессионального образования. Однако следует отметить, что по последним данным комплексного наблюдения условий жизни населения только 42,8% респондентов (родителей, законных представителей) готовы к получению профессионального образования своими детьми.
Тем не менее численность обучающихся инвалидов, получающих среднее профессиональное образование неуклонно растет, в 2020 году она составила 1962700 человек, что на 9% больше чем в 2018
году, из них в Ставропольском крае по программам СПО обучаются 38395 чел., это на 8% больше чем в 2018 году [1].
Получение профессионального образования одна из важнейших ценностей человека, путь к их полноценному включению в социальную экономическую жизнь государства и общества. Профессиональное образование - основа социализации для данной категории обучающихся.
Однако не всегда полученное профессиональное образование соответствует специальности и выполняемой работе, особенно высок процент такого рода несоответствий среди выпускников с ОВЗ и инвалидностью. По данным комплексного наблюдения условий жизни населения только у 35,1% инвалидов специальность и выполняемая работа соответствует заявленной профессии (специальности) в дипломе [1].
Поэтому весьма важным аспектом является процесс выбора профессии, специальности, который будет способствовать сбалансированному учету личностных интересов, специфики физических ограничений, а также возможностей рынка труда для данной категории абитуриентов.
В настоящее время существует некая стереотипность выбора профессий, специальностей абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью, отсутствует система профориентационной работы, ориентирующей как на получение профессионального образования в целом, так и правильный выбор траектории профессионального развития.
Решению выше изложенной проблемы будет способствовать проведение ранней профориентационной работы, осуществление консультирования абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, их родителей по вопросам обучения в учреждениях среднего профессионального образования, проведение соответствующих видов профессиональной диагностики.
На территории Ставропольского края действуют более ста профессиональных образовательных организаций. В подчинении Министерства образования Ставропольского края находятся 30 учреждений СПО и два ВПО, в том числе ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» (ССТ), образовательное учреждение, которое включено в проведение профессиональных мероприятий как федерального, регионального значения, так и ведущее собственную профориентационную политику, в том числе в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
При этом организация профориентационной работы с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью основана на использовании Письма Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 «О дополнительных мерах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»).
Министерством образования Ставропольского края осуществляется ежегодный мониторинг проведения профориентационных мероприятиями в разрезе охвата обучающихся в ОВЗ и инвалидов. В мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение в 2020-2021 учебном году, приняли участие около 900 обучающихся 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе в психологическом профориентационном консультировании - более 830 человек.
С 2019 года на территории Ставропольского края реализуется проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Основной целью реализации данного проекта является не просто помощь в выборе будущей специальности, а формирование осознанности и способности к выбору учащимися профессиональной траектории. В рамках данного проекта разработана типовая модель профориентационной работы для учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которая повышает методическую компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, консультационно-разъяснительную работу с их родителями (законными представителями) [2, 4].
ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», являлось одной из 26 площадок на территории Ставропольского края, успешно реализующих данный проект в 2020 году.
В 2020 году мероприятия данного проекта проходили как в офлайн, так и онлайн формате, что позволило сделать его более доступным как с точки зрения географического удаления от места проведения, так и с точки зрения доступности для абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.
ГБПОУ ССТ успешно внедряет методику, приемы, способы данного проекта и в своей традиционной профориентационной деятельности.
Модель профориентационной работы, применяемая ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» представлена на рис. 1.
Модель профориентационной работы, мероприятия, реализуемые в ее рамках, способствуют формированию осознанности, самостоятельности и ответственности в определении специальности; повышают качества профессионального выбора у абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с их возможностями, способностями, ограничениями.
Цель организации профориентационной работы
Цель ПОО - формирование самостоятельности и ответственности в построении профессионально-карьерной траектории на основе предоставленных рекомендаций
Цель абитуриента - повышение качества выбора в отношении своих
профессиональных склонностей, индивидуальных (психологических н физиологических) особенностей
Компоненты профориентационной работы
п
Материально-техническое обеспечение (архитектурная
доступность специализированное учебное (лабораторное)
оборудование)
Учебно-методическое обеспечение (программы профессиональной диагностики. профессионального консультирования, профориентационной работы)
Кадровое обеспечение
(сотрудники ПОО; специалисты сопровождения)
Информационное сопрово;кдение [система консультирования, сайт ПОО; адаптированный под особенности и возыолсиости лиц с ОВЗ и инвалидностью)
Профессиональное сопрововдение [служба профориентации,
специалисты (методисты,
психолога, дефектологи а т.д.])
Комплексное сопрово;кдение [система консультирования
родителей, волонтеры)
Этапы профорнентационной работы
- профессиональное информирование
- запрос абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, родителей [законных представителей)
- консультационно-разъяснительная работа
- профессиональный подбор
- выбор профессиональной траектории
Результат - эффективная профессиональной траектория
Рисунок 1. Модель организации профориентационной работы
Профориентационная деятельности в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» осуществляется по следующим направлениям:
• профессиональное информирование,
• консультационно-разъяснительная работа,
• профессиональный подбор,
• выбор профессиональной траектории.
В рамках консультативно-разъяснительной работы до сведения абитуриентов и их родителей (законных представителей) доводится информация о содержании и перспективах развития, предлагаемых образовательным учреждением специальностей, формы и условия их освоения.
Так же оказывается помощь в профессиональном самоопределении с учетом психологических, психофизиологических, физиологических особенностей абитуриента в форме профориентационного тестирования. Консультации проводятся на основании ИПРА и (или) ПМПК, а также согласно приказа Минтруда России от 04.08.2014 N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" по определению круга специальностей, которые могут быть освоены ими в данной профессиональной образовательной организации [5].
Определение степени профессиональной пригодности к конкретной специальности в соответствии с нормативными требованиями, а также осознанными профессиональными интересами абитуриента осуществляется с помощью профессионального подбора.
Выводы. Формирование способности выбора профессиональной траектории невозможно без понимания своих сильных качеств и собственных ограничений, без попыток выбора и совершенных ошибок, в связи с этим, в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» применяются такие формы профориентационной работы как фестивали профессий, квесты, профессиональные пробы.
При организации профессиональных мероприятий с участием абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо учесть архитектурную доступность площадок, сопровождающих лиц, проанализировать специальности, наиболее подходящие для группы участников, убедиться, что задания доступны, корректны [6; 7; 8].
В национальном проекте «Образование» профориентация учащихся общеобразовательных учреждений -заявлена как приоритетная государственная задача, так как результаты профориентации и построения молодым поколением своей профессиональной траектории связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие страны.
Литература:
1. Положение инвалидов. [Электронный ресурс]: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
2. Методические рекомендации по реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" в 2019 году для субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://bilet.worldskills.ru/
3. Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Приказа Минтруда России от 04.08.2014 N 515 "" [Электронный ресурс]: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268
4. Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка". Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 23.09.2019 г. №Р-97 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 334897/
5. Растегаева Д.А., Литвинова Е.Р., Филимонюк Л.А. Особенности построения государственно-частного взаимодействия в системе профессионального образования в условиях его открытости // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 38-41.
6. Хилько А.А Особенности профессионального самоопределения молодежи, в том числе с ОВЗ и инвалидностью в современных социально-экономических условиях // Мир науки, культуры, образования. -2018. - № 6 (73). - С. 216-219.
7. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Современные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5 (78). - С. 81-83.
8. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Проектирование современных форм профориентационной работы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 91-93.
9. Rezchikov A., Dolinina O., Kushnikov V., Ivaschenko V., Kachur K., Bogomolov A., Filimonyuk L. The problem of a human factor in aviation transport systems // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. -Т. 9. - № 46.
Педагогика
УДК 371.3
кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант Эшбаева Гузал Бахтиёровна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ
Аннотация. В работе проанализированы общие понятия метапредметности и межпредметности. Показаны основные отличия этих двух понятий. Рассмотрена классификация метапредметных связей. Рассмотрены варианты интеграции различных предметов на уроках и во внеурочной деятельности по биологии в современной школе. Авторы в статье приводят пример интеграции различных дисциплин не только при проведении уроков, но и во внеурочной деятельности, в частности при выполнении проектов.
Ключевые слова: метапредметность, межпредметность, проектная деятельность.
Annotation. The paper analyzes the general concepts of metasubject and intersubject. The main differences between these two concepts are shown. The classification of meta-subject relationships is considered. The options for integrating various subjects in the classroom and in extracurricular activities in biology in a modern school are considered. The authors of the article give an example of the integration of various disciplines not only in the conduct of lessons, but also in extracurricular activities, in particular in the implementation of projects.
Keywords: metasubject, intersubject, project activities.
Введение. Способом реализации в школьном обучении интеграционных процессов в биологии являются метапредметные связи. В отличие от межпредметных связей, которые обеспечивают взаимодействие между разными дисциплинами, изучающимися в школе, метапредметные результаты образовательной деятельности представляют собой способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картины мира.
Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Автором и разработчиками метапредметов в качестве деятельного подхода в содержании были выделены знание, проблема, знак, задача и другие. Данные метапредметы позволяют формировать и развивать универсальные способы деятельности. Итогами метапредметного образования являются сформированные и реализуемые в практической деятельности универсальные учебные действия [2, с. 386]. Они в свою очередь представляют собой систему учебных действий обучающихся, которая предполагает владение навыками планирования и организации самостоятельной работы по освоению новых знаний и умений не только в рамках учебного процесса, но и в определенных жизненных ситуациях.
Изложение основного материала статьи. Биология как учебный предмет играет важную роль в познании обучающимися законов природы, в формировании естественно-научной картины мира, в осуществлении связи между формированием теоретических знаний о мире и применением их в повседневной жизни, навыков здорового образа жизни и элементарных правил оказания первой медицинской помощи, а