Библиографический список
1. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
2. Реан А.А. Психология личности. Санкт-Петербург: Питер, 2013.
3. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек-человек». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 245 - 246.
4. Айсувакова Т.П., Дмитриев М.М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации. Педагогический вестник. 2019; Выпуск 8: 12 - 14.
References
1. Chudnovskij V.'E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2006.
2. Rean A.A. Psihologiya lichnosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.
3. Sorokopud Yu.V. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti kak faktor konkurentosposobnosti sovremennyh specialistov sfery «chelovek-chelovek». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 245 - 246.
4. Ajsuvakova T.P., Dmitriev M.M. Teoreticheskie osnovy vzaimosvyazi verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv obscheniya v mezhlichnostnoj kommunikacii. Pedagogicheskij vestnik. 2019; Vypusk 8: 12 - 14.
Статья поступила в редакцию 27.01.20
УДК 371
Hilko A.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute, Stavropol Construction College (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Filimanuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),
E-mail: [email protected]
WORKING OUT OF FORMS FOR PROFESSIONAL ORIENTATION WORK. The article discusses on how modern forms of professional orientation work should be worked out. These forms are based on the formation of a conscious ability to choose a learning professional trajectory, and also career orientation features for applicants with disabilities. The article examines how the project on early professional orientation of students in 6 - 11 grades of general education organizations "Ticket to the Future" works. The main goal of this project is not just to help in the selection of a future specialty, but to form awareness and ability to choose a learning professional trajectory. At the heart of the approach used in the project under consideration is the "Conscious Competence" matrix, which explains all the stages a person goes through, acquiring new knowledge and skills from unconscious incompetence to conscious competence.
Key words: projecting, professional orientation work, secondary vocational education, school leavers, students with disability, matrix of conscious competence, professional testing, professional samples.
А.А. Хилько, аспирант ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,
преп., ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Грозный, ГАОУ ВО «Невинномысский
государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В статье рассматриваются направления проектирования современных форм проведения профориентационной работы, профориентирования, основанные на формировании осознанной способности к выбору обучающимися профессиональной траектории, а также особенности профориентации для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье рассмотрено, как реализуется проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Основной целью реализации данного проекта является не просто помощь в избрании будущей специальности, а формирование осознанности и способности к выбору обучающимися профессиональной траектории. В основе подхода, который используется в рассматриваемом проекте, лежит матрица «Осознанная компетентность», объясняющая все стадии, через которые проходит человек, приобретая новые знания и навыки от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности.
Ключевые слова: проектирование, профориентационная работа, среднее профессиональное образование, абитуриенты, абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью, матрица «Осознанная компетентность», профессиональное тестирование.
Социально-экономические изменения последних лет привели к тому, что профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных учреждений происходит в совершенно новых условиях - условиях неопределенности. Отсутствует обязательная система распределения выпускников школ в вузы, появилась молодежная безработица. В связи с этим старшеклассники больше внимания уделяют выбору профессии и своему профессиональному будущему Появилась тенденция планирования карьеры - актуальная необходимость настоящего времени, которую следует начинать еще в стенах общеобразовательных учреждений. К тому же нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности развития современного поколения детей, поколения Z. Без учета данных факторов сегодня нельзя предложить адекватную программу профори-ентационной работы, отвечающую современным жизненным реалиям. Поэтому образовательные организации, в том числе среднего профессионального образования, должны быть особо ориентированы на проведения качественной про-фориентационной работы в новом формате [1 - 8].
Энциклопедический словарь трактует понятие «профориентация» как ознакомление с группой профессий с целью помощи в выборе специальности, обучение основам какой-либо профессии для получения более полных представлений о данной специальности [4]. В словаре-справочнике по педагогической психологии профориентация определяется как информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в
выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда [5].
В настоящее время в связи с выполнением поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23 февраля 2018 г № Пр-328 и Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка», утверждённым протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г № 3, реализуется проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» [3].
В основе подхода, который используется в рассматриваемом проекте, лежит матрица «Осознанная компетентность», объясняющая все стадии, через которые проходит человек, приобретая новые знания и навыки от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Мы рассмотрим составляющие данной матрицы не относительно профессиональной деятельности, а относительно профессионального ориентирования (рис. 1).
На стадии неосознанной некомпетентности абитуриент не осведомлён о своей некомпетентности, не готов к отчетливому выбору профессии, обладает низким уровнем сформированности интересов.
Эта стадия характеризуется тем, что абитуриент уже в курсе существования тех или иных специальностей, но не в полной мере готов к осознанному выбору профессии.
Осозн а иная
z А ,-ь
\ V у Компетентность
Не осоз некомпет наиная ентность Не осознанная компетентность
Рис.1.Матрица компетентности
Осознанная компетентность - это стадия, когда у абитуриента достаточно знаний, он готов к осознанному выборупрофессии, нмеет высокосфокусирован-ные интересы.
Так, в рамках формирования неосознаннобнекоытбтенсности во гут ис повь-зоваться следующие формы профориентационной работы: ознакомительные массовые мероприятия, фестивили онофнссиИ, коесеы, экскурирксторыен-могут развитию более сфокусированных интересов; практические мероприятия ознакомительного характера, миок-пв-бы, ыкиаксылнтельные профессиенсльные пробы, соответствующие сфере оивзбаыенкы1п сбнтурьепноф инты^он. Онес-нанная компетентность включает профессиональные пробы углублённого уровня, предпрофессионального и пуфексстианьнигн нбучмнрс ы рсекох избратной профессиональной сферы.
В ГБПОУ «Ставропольский строиболеныН теснекум»{ССТ) иЖ^иы^тости по организации и осуществлению профоориентационной работы возложены на Центр дополнительного образования всеррыд уиеотк1пртемтоК вомнесис в части профориентационного консультирования - на ответственного секретаря и членов приемной комиссии. ОееЬуевньмы-ее уиеьянуен ырг^нспц^иные-фориентационной работы с абстфьенн^тамь ы^ с^грнбыми гоксеж^ост^ми здоровья и инвалидами, при этом используется Письмо Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 «О допоемьысескын мевыт» (не1еноин «Метиинчесыки рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидкостню на ибкоыссе пн программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»).
Центр дополнительного образования ГБПОУСТТ оигмнкзнетптофо рие нта-ционную работу на основе ее проектирования в новом формате. Целью проектирования новых форм профорие нтак-иявияется:
- формирование самостонтклбтосии и отвe■кcиpвнкoф■йPпoстнoeйикпиФ фессионально-карьерной траектории;
- повышение качества вебетaкфсодкpувaуит ссб сениниот редене-ния - рост осознанности участников в сфере профессионального выбора в отношении своих возможностей, ограничений и дефицитов, построение и уточнение ближайших шагов в процессе профессионального самоопределения.
Результатом проектирования должен стать выбор соответствующей профессии либо отказ от неё, а также помощь обучающимся продвинуться в процессе самопознания и самоопределения (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ).
Проектирование профориентационной деятельности в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» осуществляется по следующим направлениям:
1. Консультативно-разъяснительная работа. До сведения абитуриентов и их законных представителей доводится информация о содержании и перспективах развития, предлагаемых образовательным учреждением специальностей, формы и условия их освоения, возможности профессионального
роста в процессе трудовой деятельности. анная работа проводится в рамках дней открытых дверей, проводимых на базе техникума, ярмарках вакансий учебных мест, квестах как игровой формы знакоБсньа с фpoфжcбиими,бeниaмe пне-доставляемых услуг через СМИ, сайт образовательного учреждения, рекламные проспекты.
Также консультативно-разжякньтесинанрйбоса гросодуття в ррсуарекс-зания помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профнccнoрyленoгдпрти с yчeтoмнcеxoyoгьчeькив, психофизиологических, физиологических особенностей абитуриента в форме профориентационного тестирования (например.тест ваониекетениксроннь
интереса к индустриям, тест на определение уровня осознанности и проф-готовности, блок тестов на определение уровня развития гибких навыков, тест на знание компетенций).
Что касается абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, то им предоставляется информация о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в данной профессиональной образовательной организации, проводится консультация на основании ИПРА и (или) ПМПК, а также согласно приказу Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» по определению круга специальностей, которые могут быть освоены ими в данной профессиональной образовательной ориасиса цко
1. Гкофеисьональрьт покбок -oпнeделрииc скепенинроЖбСк сиональной пригодности к конкретной специальности в соответствии с нормативными требованиями, а также осознанными профессиональными интересами абитуриента. Формирование способности выбора профессиональной трвомторки нчвозможно бевпокиманоя суофхсскьтых качентви собстреноых ограничений, без попыток выбора и совершенных ошибок, в связи с этим, в ССТ урчмеосюзся тачибфдpерlпсoфбpиeнтaционнсй pсеoуlж иакософесси-ональные пробы.
Деятeлькoнтесбоннниннта впносексеорущестк^н^ояпс^с^ь™ралсной прсбы долж^^ (^нр^с^офеттой и пнддскиирнер, роф^р-
сиональной компетенции. Позитивным элементом может стать продукт, который б кант жир пpoнзвееитво врекя пеeбвlиимoфeроaбуaфь с ссбой.
Типовой алгоритм выполнения участниками профессиональной пробы включаеуфнeCяввeдyнкe в актьалинерти пр офнссои иен ввесе ние
в профессиональную задачу (знакомство с кейсом), сопровождение участников в румки ьешения кенуоього задрнрезсльтата киноного зсдкния в егооценка (самооценка обучающихся и внешняя оценка педагогов), анализ опыта пнoиoншPHйя пиoфeccиoнaлрнeоууoбы.
[Иpиергднезкции вpкфeориeнольныx гроб с учетом укантр-ли^ ОВЗ к кн-валидностью необходимо учесть архитектурную доступность площадок, сопро-мyждиюфос.еиц, ныбрктс болче псдxидяyиeдля ГрупкЫфеСи-
ников, убедиться, что игровые задания доступны для участников, продумать, как задействовать возможные для участников каналы восприятия для получения впечатлений от мероприятия (музыка и звуковые эффекты для инвалидов по знерию, ереие гароино с р^г^н^и дфя иоьaдидoвоо скре и т.д.Tдсссepикь сй<^и-мулировки текстов и заданий на корректность в отношении участников с ограни-ченнб^л^ивкз^с^жностяфи [2].
фш^lкoДжмм, ФнБВOмCдTниcткмaсзчeски и^г^с^^^^жф разкoеСpaу-ные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, что -и^^тр ируют данные диаграммы.
100
50
I III
I систематически используются
I наиболее эффектиные
Рис. 2. Эффективность форм профориентационной работы
Так, распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте показывают низкую результативность (17%). Проведение дней открытых р^рен вескми эЖФeктеунУ(Oн%У так кaчйтoрoдитcиниетeдaинчeикфвноoн-ветствии с утвержденным ГБПОУ ССТ планом, однако традиционность формы проведения требует изменений, преобразований. Недостаточная заинтересован-HФЛыyоm^ сорчестной н yкpк>фееирмиcеeдеeгo пиoфecьиФнaлдиoго oсpдеo-вания профориентационной работе проявляется в низкой эффективности таких фкиейpoфоp иeйтацир,кaкэуcфеcоьй НБДOMCCДГ1е%0днoфуpиснтасняp школах (33%), выступления на родительских собраниях (21%) Напротив, актив-дыeфoнмоlпиoфиpкeосaеионнкй работыв нксмотрсра ^рснисенрость ис ин-
пользования, подтверждают свою эффективность (профессиональные пробы -35%, мастер-классы - 31%).
Профориентация обучающихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построение молодым человеком своего профессионального пути связа-
Библиографический список
ны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В настоящий момент включение обучающихся в большое число разнообразных профориен-тационных форматов является важной составляющей деятельности профессиональных образовательных учреждения.
1. Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515. Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268
2. Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта « Успех каждого ребенка». Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 23.09.2019 г № Р-97. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
3. Методические рекомендации по реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» в 2019 году для субъектов Российской Федерации. Available at: https://bilet.worldskills.ru/
4. Энциклопедический словарь. Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/
5. Словарь-справочник по педагогической психологии. Available at: https://pedagogic_psychology.academic.ru/
6. Иванова Н.И., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 279 - 281.
7. Юрова Ю.В., Филимонюк Л.А. Проектно-методическая деятельность педагога дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 88 - 92.
8. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.
References
1. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po perechnyu rekomenduemyh vidov trudovoj i professional'noj deyatel'nosti invalidov s uchetom narushennyh funkcij i ogranichenij ih zhiznedeyatel'nosti. Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 N 515. Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268
2. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij o realizacii proekta "Bilet v buduschee" v ramkah federal'nogo proekta "Uspeh kazhdogo rebenka". Rasporyazhenie Ministerstva Prosvescheniya RF ot 23.09.2019 g. № R-97. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
3. Metodicheskie rekomendacii po realizacii proekta po rannej professional'noj orientacii uchaschihsya 6 - 11-h klassov obscheobrazovatel'nyh organizacij "Bilet v buduschee" v 2019 godu dlya sub'ektov Rossijskoj Federacii. Available at: https://bilet.worldskills.ru/
4. 'Enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/
5. Slovar'-spravochnikpo pedagogicheskojpsihologii. Available at: https://pedagogic_psychology.academic.ru/
6. Ivanova N.I., Filimonyuk L.A. Razvitie professional'nyh kompetencij pedagogov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 279 - 281.
7. Yurova Yu.V., Filimonyuk L.A. Proektno-metodicheskaya deyatel'nost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 88 - 92.
8. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.
Статья поступила в редакцию 27.01.20
УДК 316.6
Pogodayeva M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Chepurko Yu.V., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State Medical University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Khasyanov V.B., senior teacher, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
EMOTIONAL VALUE ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT EDUCATION PROFILES. The article describes results of the study of the dominant emotional value orientation of high school students of different training profiles. In all surveyed groups, the proportion of students with praxical, communicative and romantic emotions prevails. The dominant values of high school students with praxical emotions can be the values of individualization, effective self-realization in a promising activity. Communicative emotions arise on the basis of the need for communication, the desire to communicate, find response and understanding to your thoughts, feelings, experiences, share thoughts and empathize, have a sympathetic and understanding friend. Goals that are determined by these emotions are also aimed at communication: the establishment of friendly relations, the search for like-minded people, and the search for approval and respect for people. In this case value is the possibility of communication and positive emotions from interaction. Romantic emotions suggest dignified ideas, thoughts, feelings, spiritual values domination. Dispersion analysis showed a significant impact on the individual indicators of the emotional orientation of the personal characteristics of the subjects.
Key words: emotional orientation, value orientations, high school students, education profile, emotions.
М.В. Погодаева, д-р пед. наук, проф., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск,
E-mail: [email protected]
Ю.В. Чепурко, канд. псих. наук, доц., Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
В.Б. Хасьянов, ст. преп., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
В статье анализируются результаты исследования доминирующей эмоционально-ценностной направленности учащихся старших классов разного профиля обучения. Во всех обследованных группах преобладает доля обучающихся с праксическими, коммуникативными и романтическими эмоциями. Доминирующими ценностями у старшеклассников с праксическими эмоциями могут выступать ценности индивидуализации, эффективной самореализации в перспективном виде деятельности. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении, желании общаться. Цели, которые определяются этими эмоциями, также направлены на коммуникацию: установление дружеских связей, поиск единомышленников, поиск одобрения и уважения людей. Ценностью выступают возможность коммуникации и положительные эмоции от взаимодействия. Романтические эмоции предполагают возвышенные идеи, мысли, чувства, доминируют духовные ценности. Дисперсионный анализ показал достоверное влияние на индивидуальные показатели эмоционально-ценностной направленности личностных особенностей испытуемых.
Ключевые слова: эмоциональная направленность, ценностные ориентации, старшеклассники, профиль обучения, эмоции.
Ценностные ориентации личности выражают то, что является для человека наиболее важным, жизненные цели человека, определяющие направления его деятельности и размышлений. Современному подростку все труднее определить свою позицию в отношении ценностных установок, противостоять распространяющемуся явлению релятивизации ценностей. В связи с этим педагогам необходимо искать новые подходы, направленные на развитие способности школьников ориентироваться в мире ценностей. Однако в современной
школьной практике этим вопросам уделяется достаточно мало внимания, аксиологическая проблематика не входит в перечень приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений или в этой деятельности используются технологии, не учитывающие социально-культурные изменения среды. В некоторой степени поиску актуальных методов развития ценностных ориента-ций школьников препятствуют различия в понимании самой научной категории «ценность».