УДК 371
Tomilets D.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, teacher of additional education, Stavropol School of Olympic Reserve of Stavropol Krai (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE PROJECT ON THE DEVELOPMENT OF FEMININITY "LADY IN A SKIRT" AS ONE OF THE DIRECTIONS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNG CHILDREN. The article is dedicated to the formation of femininity in the framework of the development of pedagogical competence of parents of young children. The authors have developed and implemented the project "Lady in a skirt", which includes work in three areas: the organization of meaningful leisure moms; aesthetic education; socially useful, social activities and is aimed at creating an optimal environment for personal development, free communication, improving parental culture, and professional competence of parents. The main goal of the project is to promote femininity. The article presents a system of activities within these areas, implemented by the public organization "Union of mothers of Stavropol", which pays special attention to the development of femininity among mothers of Stavropol.
Key words: femininity, pedagogical competence of parents, meaningful leisure activities, aesthetic education of children of early age.
Д.А. Томилец, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», педагог дополнительного образования ГБПОУ Ставропольского края «Ставропольское училище олимпийского резерва (техникум)», г. Ставропoль, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЖЕНСТВЕННОСТИ «ЛЕДИ В ЮБКЕ» КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена вопросам формирования женственности в рамках развития педагогической компетентности родителей детей раннего возраста. Авторами разработан и реализуется проект «Леди в юбке», который включает в себя работу по трем направлениям: организация содержательного досуга мам; эстетическое воспитание; социально-полезная, общественная деятельность, и направлен на создание оптимальной среды для развития личности, свободного общения, повышения родительской культуры, и профессиональной компетентности родителей. Основная цель проекта - популяризация женственности. В статье приводится система мероприятий в рамках указанных направлений, реализуемых общественной организацией «Союз мам Ставрополья», которая уделяет особое внимание развитию женственности среди мам города Ставрополя.
Ключевые слова: женственность, педагогическая компетентность родителей, содержательный досуг, эстетическое воспитание, дети раннего возраста.
Женственность - такое важное качество каждой молодой девушки, что обойти стороной его просто невозможно. Пока мы юны, легкость, стройность, красота веет от нас за многие километры. Затем наступает период влюбленности - время, когда мы парим и цветем. Вскоре он перерастает в будни, зачастую выбивающие женственность за пределы. Мы же вместо того, чтобы сохранить ее, влезаем «в мужские доспехи» - на всякий случай, а обретая статус мамы, и вовсе забываем про красивые платья, аккуратно уложенные волосы и блеск в глазах. Так неужели женственность - это непостижимое качество? Неужели быть женщиной с большой буквы сейчас означает нечто другое? Неужели осознание себя приходит только в зрелом возрасте?
Проведя социальный опрос среди «новоиспеченных» мам, мы выяснили, что 70% девушек предпочитают удобную спортивную одежду, убранные в хвост волосы и минимум макияжа, скорее, даже его полное отсутствие, так как это занимает слишком много такого дорогого времени. А что если просто вернуться к своей истинной природе? Ведь женственность - это не цель, а путь, заложенный в нас с рождения.
Женственностью мы называем совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам, таких как нежность, чувствительность, жертвенность, мягкость, сострадательность. Также женственностью называют совокупность специфических особенностей мышления и поведения человека, характерных для развития женщин [1 - 7]. В психоанализе женственность определяется как раскрытие особенностей женской психологии в плане выявления анатомического различия полов.
Вопросы женственности находили свое отражение в работах великого психоаналитика З. Фрейда («Гибель Эдипова комплекса» (1924), «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925), «О женской сексуальности» (1931), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), где одна из лекций имела название «Женственность»), где он приписывал женственности «более высокую степень нарциссизма, которая и влияет на ее выбор объекта, так что быть любимой для женщины - более сильная потребность, чем любить» [4, с. 368].
Исследования Фрейда явились дальнейшим толчком к анализу проблематики о женственности и ее психических особенностях. Другие же психоаналитики подвергали критике его взгляды на женственность и приходили к иным заключениям.
Понятие «женственность» рассматривали также в качестве философской категории. Ученые пытались дать ему определение, от бытовых до социально-символических, религиозных. Немецкая исследовательница Е. Имендёрфер отмечает: «Будучи связанной с разными аспектами эволюции общества и его
менталитета, эта категория, как и её антиномия - мужественность, отражала не только шкалу ценностей общества, но и степень его прогресса и демократизации. Даже самые примитивные, бытующие представления о женственности отражают сложный комплекс идей не только о предназначении женщины в социуме, не только формируют её права и обязанности, но и задают поведенческие нормы, то есть вырабатывают те ритуально-эстетические формы, которые должна использовать женщина, дабы соответствовать социальным императивам этой категории» [3]. С этим изложением нельзя не согласиться.
В современном мире ситуация вырисовывается другими красками. На полках книжных магазинов нередко можно встретить литературу о том, как быть стервой, как женить на себе, обмануть, развести. Создается впечатление, что в разгаре - война полов. Блаженная Мать Тереза говорила: «Я никогда не присоединюсь к антивоенному движению. Позовите меня, когда появится движение за мир». В свою очередь современная писательница и психолог Ольга Валяева создает «движение за женственность» - надежную основу счастья и гармонии в семье [2]. Каждая ее книга наполнена вирус любви к себе, к своему теле, к своей истинной природе.
Акцент на женственность на протяжении многих лет делала и Заслуженный учитель РФ, ректор Ставропольского государственного педагогического института, депутат Думы Ставропольского края Л.Л. Редько. Ее по праву можно назвать женщиной с большой буквы, ведь совмещать в себе столько разных ролей под силу немногим. В своем интервью информационному агентству «Блокнот. RU» Людмила Леонидовна пояснила, что каждый человек должен идти своим путем, иначе получится «мужик в юбке». Содержание должно соответствовать внешнему образу и никак иначе, уверена она. «Если бы за все, что называют жизненным успехом, я должна была бы расплачиваться своей женской сущностью, то это говорило лишь о том, что у меня не все в порядке с головой. Когда женщина между двумя этими ипостасями выбирает отказ от женского способа жизни, счастливой она едва ли станет, - поясняла она» [5].
Формирование женственности играет особую роль в развитии педагогической компетентности родителей детей раннего возраста. Понятие «формирование педагогической компетентности родителей» мы будем рассматривать как процесс готовности осуществлять воспитание своих детей на основе педагогических знаний, достижения определенного уровня сформированности мотивации, умений, навыков у родителей в воспитании детей, принципы саморазвития и самообразования. Одним из путей решения данной проблемы является просвещение родителей в специализированных учреждениях по работе с семьей. Такие учреждение имеют место быть в каждом городе и играют большую роль в развитии компетентности родителей.
ISSN 1991-5497. МИРНАУКИ, КУЛЬЛ^УРЬ^Ы 0БРА30ВАНИЯ.№ 5 (78) 80 19
Период раннего возраста - это чрезвычайно важный и ответственный период, в котором закладываются фундаментальные человеческие способности, что требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности [6]. Мама на данном этапе является не только проводником во взрослый мир, но и примером того, каким должен быть настоящий человек. Неважно, девочка это или мальчик, мама для ребенка - эталон красоты, доброты, ума и т.д. Поэтому так важно сохранять себя в период декрета и уделять себе особое внимание.
Неофициальная общественная организация «Союз мам Ставрополья» уделяет особое внимание развитию женственности среди мамгорода.Сиюн я 2018 года функционирует проект «Леди в юбке», целью которого является популяризация женственности. Проект работает в трех направлениях: организация содержательного досуга мам, эстетическое воспитание, социально-полезная, общественная деятельность. Каждое направление работы взаимосвмзано г мгцает большую роль в развитии женственности.
Первое направление «Организация содержательного досога мам»смоей целью ставит непосредственное развитие представление о женственности путем нестандартных форм работы. Основу составляют тематигзсзие обрчг»^с встречи, проходящие несколько раз в месяц, со специалистами маоаых зф»и, таких как психологи, имиджмейкеры, стилисты и т.д. Встречи ло»епрлы на мег»е-тическое представление о женственности, красоте и стиле. Обучмниниссходим на территориях развлекательных заведений, где обязательно находится детская игровая комната и работает няня. Это дает возможность приилея» бчльшае сол»-чество мам, так как позволяет не разлучать ее с собственрым^бенкьм.
Представим концепцию встречи с профессионапьнымаеимжмейкермм. корреспондентом газеты «Ставропольская правда» Е. Алексеевой на тему: «Краски стиля». Цель встречи: определить стилевое направление, имидж, идеально подходящий женщине. Задачи: изучить теоретические аспекты о температуре цветов, цветовом природном колорите, капсулах, соответствующих образу жизни; выявить основы базового гардероба для любой женщины. Встреча проходит в течение 2 часов с использованием мультимедийных технологий и наглядного материала.
Первый блок включает в себя знакомство с участницами, выявление их индивидуального стиля, причин изменения его, а также краткую презентацию имиджмейкера, где женщины могут увидеть уровень профессионализма специалиста, его опыт работы в данной сфере и личные достижения. Второй блок нацелен непосредственно на выяснение индивидуального цветотипа, уровня его насыщенности, изучение теоретических основ рационального гардероба. Заключительный блок дает участницам возможность на практике отработать полученные знания, с помощью миниатюрных моделей одежды задать интересующие вопросы специалисту, поделиться своими впечатлениями. Вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод об эффективности тематических встреч со специалистами и практической значимости работы «Союза мам Ставрополья» в рамках проекта «Леди в юбке».
В процессе реализации первого направления также проводятся встречи-общения в неформальной обстановке с участницами, целью которых яеаяатияоб-мен опытом и впечатлениями друг с другом. Женщины делятся результатами, рассказывают о своих эмоциях. Мы анализируем каждые исооранаммиисснивм составляем дальнейший план работы проекта с учетом проблемных стоемы да-ших участниц. Результатом работы «Организации содержательного донугмыы ав-ляется повышение самооценки у представительниц проекта. иыаюкничивадае чувства собственного достоинства.
Второе направление «Эстетическое воспитание» ставйтивчазыел ьюрмм-витие чувства вкуса, стиля и уверенности в себе. При первой встрече участницам предлагается заполнить анкету, ответив «да» или «нет» на такио вап»оих1, к»к «Любите ли вы себя?», «Хотите что-либо изменить в себе?», «Считаете ли вы себя женственной?».
Результаты опроса представлены на диаграмме 1. Из 20 опрошенным нами участниц 15 человек хотели бы что-то изменить в себе, 3 с люммиьиодамсямса к своей личности, и лишь 2 человека считают себя женственной
Такая ситуация заставляет каждой девушке задуматьсоочродназианоние женственности в жизни. Решить данную проблему мы попробов»им,ор гаминамав раз в месяц тематические фотопроекты, проходящие как на открытых площадках города, так и в профессиональных фотостудиях. Каждая веемо чаамлемомы знакомство, общение, обмен опытом, а также на развитие раскрепощенности и любви к себе. Мамы тщательно готовятся к таким событиям: подбирают еедазы,
Диаграмма 1
Анкета "Искусство быть
женщинои
I Любите ли вы себя?
I Хотите что-либо именить в себе?
Считаете ли вы себя
женственной?
делают прически и макияж, что уже является плюсом данной работы. По итогу ка-¡едаа гюлочaитпpофeсcиерaфьныe кад|бы, чмопозволоетт динсмикбнарлюеоти мссвоипгургкмтми. Чиаезтци ммтяро мымреалoжилзичoиьотвддиаззaвипро-сдалкеты. Рсз^/бсгатпмкбзал ясм,чток 7 «рмвеиспеямрным»мамадве|ярулась люоьль ксмбд, Л оемаи чцьрывоодть ьебт дмссрмдppзlмь, о осеоь лсшл 5 ьеиосхь, по-пьлжрему, хлтбеи ры чшеав измеьетт в м^уе (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Имзaмзкцnббoвиlдмьоaвллpио«Эроетдоeаl<oe ввмпоиapмц»ьoгрoлиетпaм видеть большее количество красивых, ухоженных мам с малышами на улицах гвиoдa,тсозвзшитьртеееотммыо твм.вто в рекретх нцьбозмттлйио сатдитозн собой.
Треда нaлрдв»eдио «Cцрдaлы»o-гюлeгиоя,ыбщeствоинае деятельность» преследует цель привлечения большего количество участников в проект, а также внш^д^^олддyющиаоpциынЬ| СПиоЙ! из фярм иобoтырalамт»ц«ecяайдндиыым м»рафых в cоииальиыдаетрви зaщитюP»Lоeниa ювеинидюзм мцм Ставропчльр» с призами и подарками от спонсоров. Мамам в течение марафона необходимо исполинть зaдыдиaэзeп«втлйдго«д осаaв«ртьфoлвo»зeа о пpФбlФaннмй вабоие. По итогу определяется победитель, которому вручается главный приз, а также сеедиавастниеразьмрыпаютср чoбщnитлыьнрle поибрьг Meпyльтаиoм цабацы третьего направления является повышение количества мам, для которых женат вpнтбcцо-»жe н»1^и^1^,иити^|5 ж ичси.
Каждый месяц проект «Леди в юбке» развивается. Организаторами ставят-са ма»штааные»елр еа бу^рйозд, аинка .и«... пoйoлнaотcя орacрыикaми, специалистами и единомышленниками.
["федложеиндц нммь аанра^елнс^беты« paмl<axбaзвдтиыпсддroгииeт скоMгoмнывeнеaoотй ро«чрe«дГюетей иичaсгхдoзоaата диет овод мочюжитиль-ные результаты. Общественная организация «Союз мам Ставрополья» стала и1"рдт»гааетныю цолр ьжызвиro»выa Ставрополя. Авторы проекта считают, что подобный опыт заслуживает изучения и развития, а также распространения на тдорйаорииниед емралы.
Библиографический список
1. Бармина В.Э. Феномен женственности (социокультурныйанализ). Уральскаясемья:сборник научных трудов. Екатеринбург: УИСО, 2009.
2. Валяева О. Предназначение быть женщиной. Москва, 2013.
3. Имендёрфер Е. Мемуары Надежды Мандельштам. «Литературное вдовство» как профессия и служба «его» творчеству. Женский дискурс в литературном процессе России конца ХХ века. Женская Информационная Сеть. Available at: http://womnet.ru/
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. Санкт-Петербург:Питер, 2012.
5. «Учитель от Бога»: Людмила Редько о проблемах образования, полумужчинах и причинах распада семей. Available at: http://bloknot-stavropol.ru/news/uchitel-ot-boga-lyudmila-redko-o-problemakh-obrazo-999643
6. Особенности детей раннего возраста. Available at: http://deti-club.ru/osobennosti-razvitiya-detejj-rannego-vozrasta
7. Национальная психологическая энциклопедия. Определение термина «женственность» Available at: https://vocabulary.ru/termin/zhenstvennost.html
References
1. Barmina V.'E. Fenomen zhenstvennosti (sociokul'turnyj analiz). Ural'skaya sem'ya: sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg: UISO, 2009.
2. Valyaeva O. Prednaznachenie byi' zhenschinoj. MoskVa, 2013.
3. Imenderfer E. Memuary Nadezhdy Mandel'shtam. «Literaturnoe vdovstvo» kak professiya i sluzhba «ego» tvorchestvu. Zhenskij diskurs v liieraiurnom processe Rossii konca ХХ veka. Zhenskaya Informacionnaya Set'. Available at: http://womnet.ru/
4. Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz: lekcii. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.
5. «Uchiieí oi Boga»: Lyudmila Red'ko o problemah obrazovaniya, polumuzhchinah i prichinah raspada semej. Available at: http://bloknot-stavropol.ru/news/uchitel-ot-boga-lyudmila-redko-o-problemakh-obrazo-999643
6. Osobennosii deiej rannego vozrasia. Available at: http://deti-club.ru/osobennosti-razvitiya-detejj-rannego-vozrasta
7. Nacional'naya psihologicheskaya 'enciklopediya. Opredelenie iermina "zhensivennosi" Available at: https://vocabulary.ru/termin/zhenstvennost.html
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378
Еsekkuev K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INCREASING COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE DESIGNERS. The article considers possibilities of using interactive technologies in the process of professional training of future designers. Interactive learning technologies at a university imply the presence of modern means of organizing the process, which allow teachers to save training material, creating a positive motivation to use innovative teaching methods. Interactive training of future designers creates an environment of educational communication, which is characterized by openness, interaction of students, equality of their arguments, the accumulation of joint professional knowledge and creative experience, the possibility of mutual evaluation and control. Interactive teaching methods are based on the principles where the role of the teacher is reduced to the direction of students' activities to achieve certain learning goals and the implementation of step-by-step control during training. All this contributes to the efficiency of professional training of future designers.
Key word: interactive technologies, activation of cognitive activity, students-future designers.multimedia technologies.
К.В. Эсеккуев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государсттпнныйуниверсттет имени УД Aaseea-ts.hapawaeech,
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГ ИЙ В ПРОЦЕССЕ UIOHAblUUE НИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
В статье рассмотрены возможности применения интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Интерактивные технологии обучения в вузе подразумевают наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, создавая положительную мотивацию к испплеетваниюииаовациогпыхметедга прегкздгпания. ^иинтерактингом обучении будущих дизайнеров создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональных знаний и творчеикыго сныта,воамо>етостыы взвимннй оценки е нинтрвиы. Интеренгивныи методы обучения строятся на принципах, где роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение определенных целей обучения и осуществления поэтапного контроля в ходе обучения. Всё это спосоЫиаыыет говышениюэффеиниукости профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
Ключевые слова: интерактивные технологии, активизация познавательной деятельаости, стрденты - быдущтедизадиирь^мнльтимедийгыи технологии.
Как показало изучение практики, личный опыт, использование интерактивных технологий обучения будут оказывать влияние на повышение познавательной акшвностибудущих дизайнеровпри соблюденииследующих требований к преподавателю (табл.1):
Таблицн 1
Требований есннременнорноро юорувахелю
№ Требования
1. преподаватель владеет технологией применения разнообразных
интерактивных методов обучения в учебном процессе;
2. умеет построить благоприятную атмосферу в коллективе во время занятия;
3. умеет создать креативную образовательную среду на занятиях,
способствующую практической реализации оригинальных идей студентов
4. способен выработать наилучший выбор конфигураций и методов дизайн -
образования, учитывающие индивидуальные особенности студентов -
будущих дизайнеров.
Современная педагогическая наука уже несколько десятилетий претерпевает изменения в сфере обучения и воспитания, преподавания. Несмотря на активные усилия со стороны работников образования, в педагогической практике по-прежнему преобладают технологии, носящие информационный характер, в то время как объективные потребности социума делают актуальной проблему обширного введения формирующих и личностно ориентированных технологий.
Между тем модернизация российского образования устремлена не только на изменение содержания осваиваемых дисциплин, но и на совершенствование подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приёмов, активизацию в ходе обучения деятельности студентов, приближение изучаемых дисциплин к условиям производства и поисков векторов решения наиболее актуальных проблем.
Современный дизайнер должен быть готов к самообразованию, развитию исследовательских качеств, проявляющихся в процессе изучения теории дизайна, проектной деятельности в сфере дизайна и др. Важна направленность на инновационные исследования, связанные с творческой деятельностью, развитием национальной культуры, формированием конкурентоспособности будущих дизайнеров, их предпринимательских способностей [1 - 10].
Интерактивные технологии обучения в вузе подразумевают наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, создавая положительную мотивацию к использованию инновационных методов преподавания.
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на активном общении, взаимодействии всех участников процесса. При этом «погруженное» - не значит «замещенное». Интерактивное обучение сберегает конечную цель и самое существенное содержание образовательного процесса, создает возможность обмениваться информацией, созданной на взаимопонимании и взаимодействии.
Технология интерактивного обучения - это организация учебного процесса, при которой неосуществим отказ от участия в процессе познания, благодаря чему любой студент имеет в своем распоряжении конкретное поручение, после выполнения которого он должен отчитаться. От деятельности каждого обучающегося зависит качество выполнения выдвинутого перед группой поручения.
Для педагогов разработаны практические рекомендации по методике организации интерактивного обучения (табл. 2):
Внедрение интерактивных технологий - важнейшее направление совер-шенствоваюра пооноиовкибинущюиднзейнерое е енмонноятельвоВ ероикиней деятельности.
Ивехнактенозю методы в обучении студентов-дизайнеров основаны на принципах активности студентов, творческого взаимодействия, опоре на групповой опыт выполнения дизайн-проектов. При этом создается среда профдв-