Научная статья на тему 'Использование потенциала проектной деятельности в подготовке магистрантов'

Использование потенциала проектной деятельности в подготовке магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / проектная деятельность / информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности. / interactive teaching methods / project activities / information and communication technologies in project activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. П. Петрова

В статье анализируются потенциал и практическое значение использования интерактивных методов обучения в подготовке магистрантов. Рассматриваются особенности и преимущества метода проектов, методология и технология организации проектной деятельности в учебном процессе. Значительное внимание уделяется возможностям применения в проектной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Автор делает вывод о том, что использование в процессе подготовки магистрантов проектной деятельности в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями позволяет достичь высоких образовательных результатов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. П. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF POTENTIAL OF DESIGN ACTIVITY IN TRAINING MASTER STUDENTS.

The article analyzes the potential and practical importance of using interactive teaching methods in the preparation of undergraduates. Features and advantages of the project method, the methodology and technology of organizing project activities in the educational process are considered. Considerable attention is paid to ways of using information and communication technologies in project activities. The author concludes that the use of project activities in the process of training undergraduates in combination with information and communication technologies allows to achieve high educational results necessary for the effective implementation of professional activities in the modern information society.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала проектной деятельности в подготовке магистрантов»

Рис. 7. Схема заданий по форме ответа

Анализ ответов выполняется посредствомсравнения ответапрактиканта кл иники с заранее введенными текстовыми эталонами. Используемые текстовые эталоны могут представлять собой последовательность обычных символов (или один сомвонНитакжнряда зарепернвированных сснволвв-сипяволов частнчннго а н алитаотяитснпсрктяканта ктявикс.

Симяоимнастртяого а иатязв осдеда то з вот яют стдтавл я^^ f^^T^c^-0ca3Hb— эяжлоят! скноДисироватьих рачлииным абразомст-льюао-ачении тхям аяяу-стимых ответов. Для анализатора ответов нужен специальный алгоритм. Напри-ме-навнoды а э^^н^тпи,сфянмдоя^ь^я^о^о насяанядксмяс

этапе проектирования МОСК и ответ практиканта клиники. На выходе - форми-ауетая рездлятат срнвнеися -].

Блок методической помощи при работе на ПК может включать в себя: помощь по работе с клавиатурой и дисплеем ПК; инструкций по работе с МОСК; помощь при неправильных или непредполагаемых ответах практиканта клиники.

Блок оценки результатов обучения. Формирование оценки за усвоенный материал может проводиться с учетом количества допущенных ошибок в задании, веса ошибочно выполненных тестов в задании, веса типа допущенной ошибки при выполнении задания, затраченного времени и т.д.

Наиболее распространен метод выставления оценки за количество правильно выполненных заданий (или число допущенных ошибок).

После того, как завершен подбор всего материала по предмету, наставник в подавляющем большинстве случаев обнаружит, что у него слишком много информации. На этом этапе необходимо постоянно помнить заданную цель обучения и выстраивать весь подобранный материал по приоритету [4].

В зависимости от вопроса и выборочно-констру-ируемый ответ, и свободно-конструируемый могут быть представлены в одноэлементной или многоэлементной форме (рис. 7).

Эффективность обучения в стоматологической клинике как одного из новых видов образовательной программы и формы организации практики зависит от профессионализма внедрения в клинический процесс обучения института наставничества и отвечающего потребностям системы стоматологического образования посредством моделирования и реализации обучающих программ в цифровом виде. Мы полагаем, что успешность решения данных задач во многом зависит от построения и реализации системы нацеленности на практико-ориентированное обучение студентов - будущих врачей при обучении в клинике, а особенно ее приоритетного компонента: комплекса условий, обеспечивающих эффективность процесса нацеленности на практико-ориентированное обучение студентов в цифровом формате, который позволяет проводить занятия не только на рабочем месте, но и дистанционно.

Библиографическийсписок

1. Аронов Л. В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись. Avialable at: https://isb-dzm.ru/leonid-aronov-v-meditsine-molodomu-spetsialistu-bez-horoshego-nastavnika-ne-obojtis/

2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии. Ученые записки орловского государственного университета. 2016; № 2: 205 - 210.

3. Тонгуш В.В., Рощектаева У.Ю. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала. Инновационная наука. 2017, Т. 2, № 4: 190 - 193.

4. Тютенова Ж.А. Анализ современных условий внедрения наставничества в медицине. Новые задачи современной медицины: материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016: 83 - 85.

5. Шогенова Ф.А. Методология педагогического проектирования инновационной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. Aronov L. V medicine molodomu specialistu bez horoshego nastavnika ne obojtis'. Avialable at: https://isb-dzm.ru/leonid-aronov-v-meditsine-molodomu-spetsialistu-bez-horoshego-nastavnika-ne-obojtis/

2. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Nastavnichestvo kak uslovie 'effektivnogo upravleniya medicinskimi organizaciyami v oblasti stomatologii. Uchenye zapiski orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2: 205 - 210.

3. Tongush V.V., Roschektaeva U.Yu. Nastavnichestvo kak odin iz metodov obucheniya i razvitiya personala. Innovacionnaya nauka. 2017, T. 2, № 4: 190 - 193.

4. Tyutenova Zh.A. Analiz sovremennyh uslovij vnedreniya nastavnichestva v medicine. Novye zadachi sovremennoj mediciny: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2016: 83 - 85.

5. Shogenova F. A. Metodologiya pedagogicheskogo proektirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti studentov v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.08.19

УДК 378

Petrova N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

THE USE OF POTENTIAL OF DESIGN ACTIVITY IN TRAINING MASTER STUDENTS. The article analyzes the potential and practical importance of using interactive teaching methods in the preparation of undergraduates. Features and advantages of the project method, the methodology and technology of organizing project activities in the educational process are considered. Considerable attention is paid to ways of using information and communication technologies in project activities. The author concludes that the use of project activities in the process of training undergraduates in combination with information and communication technologies allows to achieve high educational results necessary for the effective implementation of professional activities in the modern information society.

Key words: interactive teaching methods, project activities, information and communication technologies in project activities.

Н.П. Петрова, д-р пед. наук, проф., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

E-mail: klnp13@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ

В статье анализируются потенциал и практическое значение использования интерактивных методов обучения в подготовке магистрантов. Рассматриваются особенности и преимущества метода проектов, методология и технология организации проектной деятельности в учебном процессе. Значительное внимание уделяется возможностям применения в проектной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Автор делает вывод о том, что использование в процессе подготовки магистрантов проектной деятельности в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями позволяет достичь высоких образовательных результатов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

Кточевые слова: интерактивные методы обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности.

Для современной России характерна тенденция к формированию принципиально новой системы высшего образования, обеспечивающей интеграцию в мировое информационно-образовательное пространство. Становление подобной системы образования сопряжено с кардинальными изменениями теоретических и практических подходов к построению процесса обучения. В первую очередь это касается форм и методов обучения, которые должны соответствовать актуальным техническим возможностям, обеспечивать гармоничное вхождение обучающихся в информационное общество и способствовать развитию их интереса к самостоятельной исследовательской деятельности и формированию субъектности. Указанным требованиям отвечают интерактивные методы обучения, которые в рамках нашего исследования мы будем интерпретировать как виды деятельности, развивающие творческий подход к выполнению заданий, исследовательскую активность, самостоятельность в поиске необходимой информации и принятии ключевых решений и обеспечивающие благоприятные условия для раскрытия потенциала каждого обучающегося.

Интерактивные методы обучения позволяют решить ряд задач:

- повысить результативность понимания, усвоения и творческого применения знаний в процессе решения практико-ориентированных задач;

- сформировать мотивационный комплекс, оптимальный для группового решения проблем, совместной поисковой и инновационной деятельности;

- развить способности к неординарному мышлению, ознакомить с современными технологиями генерирования новаторских идей, обучить магистрантов когнитивным методам самостоятельной организации познавательной деятельности, прогнозирования и оценки ее эффективности;

- получить позитивный опыт организации поисковой, исследовательской, инновационной деятельности в рамках как индивидуальной, так и групповой работы;

- оптимизировать контроль усвоения знаний, умений и навыков, становления и совершенствования необходимых компетентностей [1, с. 2].

Из всей совокупности интерактивных методов обучения наибольшим потенциалом в подготовке магистрантов, по нашему мнению, обладает проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Данное предположение подкрепляется следующими аргументами:

- метод проектов позволяет отработать навыки поиска информации, ее анализа, формулирования проблемы и определения оптимального варианта ее решения в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности;

- проектная деятельность позволяет приобрести опыт совместной работы, предполагающий освоение конструктивного планирования действий и распределение обязанностей в рабочей группе, технологий принятия решений, развитие способности брать на себя ответственность и т.д.;

- проектная деятельность повышает информационную культуру магистрантов, стимулирует их интерес к информационно-коммуникационным технологиям и различным аспектам их применения для решения учебных и научных задач.

Проблематика применения метода проектов в высшей школе достаточно широко освещена в современных исследованиях. Теоретико-методологические аспекты проектного обучения представлены в работах таких отечественных ученых, как В.С. Зайцев, Т.И. Закирова [2 - 4] и др. Особенности применения технологий проектной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов вуза рассмотрены Е.С. Полат, А.О. Мухаметжановой [5 - 7] и др. Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности нашли свое отражение в исследованиях А.Ю. Никитина [6].

Тем не менее проведенный анализ указанных исследований свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов применения проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в подготовке магистрантов. На основе анализа существующих подходов мы определяем проектную деятельность как образовательную технологию, направленную на решение исследовательской задачи посредством организованных, целенаправленных действий при использовании определенных методов и ресурсов. Проектная деятельность, прежде всего, предполагает разработку четкого плана по решению поставленной задачи, грамотного формулирования и осмысления проблемы исследования, выдвижения гипотезы и ее проверку на соответствие целевым установкам. Можно выделить ряд усло-

вий, при которых целесообразно использование проектной деятельности в подготовке магистрантов:

1. Наличие актуальной проблемы, требующей исследовательского поиска и творческого подхода для ее разрешения.

2. Ожидаемые результаты проектной деятельности будут обладать определенной степенью новизны, научной или практической значимостью. Наиболее оптимальный результат - это готовые к внедрению разработки.

3. Для решения поставленной проблемы необходима организация самостоятельной деятельности магистрантов.

4. Работа над проектом требует использования исследовательских методов решения проблемы. При этом должна соблюдаться логически выстроенная последовательность действий: определение проблемы; постановка цели и задач; формулирование гипотезы; отбор и обсуждение исследовательского инструментария и форм предоставления конечных результатов; сбор и анализ данных; подведение итогов; оформление и презентация результатов проектной деятельности.

5. Возможность структурирования содержательной части предполагаемого проекта [7].

Эффективная организация проектной деятельности в подготовке магистрантов требует научно обоснованной классификации учебных проектов. Наиболее значимые элементы обобщенной классификации учебных проектов мы представили в таблице 1.

Проектную деятельность согласно разработкам Никитина А.Ю., Никитиной Н.Н. следует осуществлять в несколько этапов:

1. Мотивационно-целевой этап. Данный этап включает в себя осознание участниками творческой группы мотивов и приоритетных ценностей планируемой деятельности, постановку проблемы, определение ключевого замысла проекта, формулирование цели и основных задач проекта.

2. Организационный этап. На этом этапе планируется предстоящая деятельность, определяется ее модель, источники информации, примерный объем работы, формируется структура творческой группы. Важным элементом этого этапа является детализация предстоящей деятельности, в частности распределение ролей членов творческой группы, назначение сроков выполнения предписанных видов работ.

3. Практико-исследовательский этап, предполагающий непосредственно проектирование: сбор и анализ информации, поиск оптимального варианта решения проблемы, выбор формы реализации проекта.

4. Результативно-презентационный этап включает в себя первичное обсуждение результатов проектной деятельности, при необходимости - корректировку проекта.

5. Оценочно-рефлексивный этап. Основу этого этапа составляет оценка и самооценка полученных результатов, хода проведенной работы. Здесь необходимо не только оценить конечный результат проектной деятельности, но и проанализировать проблемы, возникшие в ходе выполнения проекта, обсудить приобретенные знания и умения, выработать рекомендации для дальнейшей деятельности в данной области [6].

Существенно повысить результативность проектной деятельности в подготовке магистрантов можно посредством включения в нее информационно-коммуникационных технологий. Это достигается за счет таких особенностей информационно-коммуникационных технологий, как:

- предоставление быстрого доступа к большой информационной базе, что позволяет не только облегчить процесс сбора необходимой информации, но и получить достаточно полные представления об уже существующих подходах к решению исследовательской задачи, чтобы избежать повторов;

- оптимизация процесса обработки информации, возможность оперативно обрабатывать значительные объемы данных, просчитывать множество альтернативных вариантов решения проблемы, предоставлять результаты расчетов в удобной форме;

- расширение возможностей предъявления информации, повышения ее наглядности, реалистичности и привлекательности с позиции восприятия.

Мы считаем, что использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности позволит:

- повысить вовлеченность магистрантов в проектную деятельность, сформировать устойчивую мотивацию к творческой, инновационной работе;

Таблица 1

Классификация учебных проектов

Основание для классификации Типы проектов и их характеристика

Характер ведущей деятельности 1. Исследовательские проекты, основанные на логике экспериментального исследования, имеют четко определенную структуру, ярко выраженную научную или практическую значимость. 2. Творческие проекты, основанные на творческом подходе к решению поставленной задачи. Структура проекта определяется в соответствии с логикой конечного результата, предполагает свободу в выборе формы предоставления результата проектной деятельности. 3. Игровые проекты имеют «открытую» структуру, предназначены преимущественно для отработки командной работы, повышения эффективности группового взаимодействия, приобретения опыта совместных действий по решению поставленной задачи. 4. Информационные проекты, ориентированные на сбор и анализ информации об исследуемом объекте (процессе, явлении), обобщение и систематизацию полученной информации и предоставление полученных результатов для обсуждения (доклад, реферат, статья и т.п.). 5. Практико-ориентированные проекты, направленные на решение конкретной проблемы, полученные результаты должны обладать высокой практической значимостью и потенциально иметь возможность для внедрения.

Предметно-содержательная область проектной деятельности 1. Монопроекты, разрабатываются в рамках определенного учебного предмета. 2. Межпредметные проекты, направленные на решение сложной междисциплинарной проблемы, охватывают две и более учебных дисциплины, предполагают скоординированные действия нескольких творческих групп.

Характер координации проектной деятельности 1. Проекты с открытой координацией. Координатор, в качестве которого может выступать преподаватель, активно участвует в проектной деятельности, организует работу творческой группы, дает рекомендации, контролирует ход работы. 2. Проекты со скрытой координацией. Координатор не проявляет инициативы, но принимает участие в работе творческой группы на правах ее участника.

- активно привлекать магистрантов к процессу получения и применения знаний с использованием современных информационных технологий;

- создать условия для всестороннего раскрытия потенциала обучающихся, активизации их умственной деятельности;

- качественно усилить контроль за деятельностью магистрантов;

- изменить функциональную деятельность преподавателя, который будет выступать в основном координатором самостоятельной работы магистрантов.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что использование проектной деятельности в подготовке магистрантов будет способствовать формированию целого ряда компетенций, необходимых для востребованного на современном рынке труда специалиста, а именно:

- умения самостоятельно генерировать инновационные идеи, опираясь на информацию из различных областей научных знаний;

- умения грамотно выбирать методологию для решения исследовательской задачи, применять ее на практике;

- способности к аналитическому мышлению, системному анализу, установлению причинно-следственных связей;

- навыка поиска, обработки и интерпретации информации при помощи современных информационных технологий;

Библиографический список

- умения формулировать научную проблему в исследуемой сфере, определять целевые установки и задачи для ее решения;

- умения делать научно обоснованные заключения по результатам проведенного исследования;

- умения работать в творческой группе, конструктивно взаимодействовать с ее участниками, находить компромиссные решения;

- способности презентовать и при необходимости аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Приведенный перечень компетенций, формируемый посредством проектной деятельности, является далеко не полным. Мы привели лишь наиболее значимые из них в контексте рассматриваемой проблемы.

В заключение подчеркнем, что использование в процессе подготовки магистрантов проектной деятельности в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями позволяет достичь высоких образовательных результатов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Включение проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс подготовки магистрантов обеспечивает достижение приоритетных образовательных целей, а именно: формирование личности обучающегося, обладающего высоким потенциалом научного творчества, инновационной активностью и информационной культурой.

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека. 2012; № 2: 1 - 18.

2. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ. Вестник ЧГПУ. 2017; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/metod-proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz

3. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27080

4. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; №5: 65 - 70.

5. Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; № 2-1: 84 - 88.

6. Никитин А.Ю., Никитина Н.Н. Использование ИКТ в подготовке бакалавров истории. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-v-podgotovke-bakalavrov-istorii

7. Полат Е.С. Метод проекта. История и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2010.

8. Петрова Н.П. Информационная культура личности и её формирование у студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 286 - 287.

References

1. Guschin Yu.V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshej shkole. Psihologicheskijzhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obschestva i cheloveka. 2012; № 2: 1 - 18.

2. Zajcev V.S. Metod proektov kak sovremennaya tehnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij analiz. Vestnik ChGPU. 2017; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz

3. Zakirova T.I. Proektnaya deyatel'nost' studentov kak metod formirovaniya kompetencij studentov vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27080

4. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; №5: 65 - 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Muhametzhanova A.O., Ajdarbekova K.A., Muhametzhanova B.O. Interaktivnye metody obucheniya v vuze. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016; № 2-1: 84 - 88.

6. Nikitin A.Yu., Nikitina N.N. Ispol'zovanie IKT v podgotovke bakalavrov istorii. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2015; № 11. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-v-podgotovke-bakalavrov-istorii

7. Polat E.S. Metod proekta. Istoriya i teoriya voprosa. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2010.

8. Petrova N.P. Informacionnaya kul'tura lichnosti i ee formirovanie u studentov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 286 - 287.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

уДК 371

Khilko A.A., ро^даи^иэ^ Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute, Stavropol Construction College (Stavropol, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Filimonuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES. The article deals with problems of vocational training of young people with disabilities, which are faced by educational organizations at the present time, presents statistics on the problems under consideration both in the Russian Federation as a whole and in the Stavropol Krai. The authors conclude that the solution to the problem of vocational guidance can be implemented as a result of earlier career guidance, counseling young people with disabilities, their parents on training in institutions of secondary vocational education, including the conduct of appropriate diagnostics. This will contribute to their conscious and optimal choice of form and place of vocational education. Consciously received professional education and taking into account individual characteristics, correctly chosen methods will guarantee a certain level of professional socialization of young people with disabilities. Key words: secondary vocational education, youth with disabilities, career guidance activities, accessible (barrier-free) environment.

А.А. Хилько, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», преп. ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», г. Ставрополь, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д.п.н., проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В статье рассматриваются проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья, с которыми сталкиваются образовательные организации в настоящее время, представлены данные статистики по рассматриваемым проблемам как по РФ в целом, так и по Ставропольскому краю. Авторы делают вывод о том, что решение проблемы профессионального ориентирования может быть осуществлено в результате проведения ранней профориентационной работы, осуществления консультирования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, их родителей по вопросам обучения в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе с проведением соответствующей диагностики. Это будет способствовать осознанному и оптимальному выбору ими формы и места получения профессионального образования. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определённый уровень профессиональной социализации молодежи с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, молодежь с ОВЗ и инвалидностью, профориентационные мероприятия, доступная (безбарьерная) среда.

Одним из направлений социальной политики в области образования в настоящее время является поддержка молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В этом контексте особенно остро стоит вопрос разработки мероприятий, обеспечивающих доступность качественного образования для молодежи с ОВЗ и инвалидностью, в том числе профессионального. Именно получение профессионального образования данной категорией лиц будет являться основой их дальнейшей социализации в современных социально-экономических реалиях [1 - 4].

Проблемы возникают в практике образовательных организаций еще на этапе осуществления профориентационных мероприятий с молодежью с ОВЗ и инвалидностью. Главным образом это связано с отсутствие системы профориен-тационной работы с данной категорией абитуриентов, ориентирующей на выбор специальностей среднего профессионального образования. Существует некая стереотипность выбора специальностей молодежью с ОВЗ и инвалидностью, которая мешает сбалансированному учету их личностных интересов, специфики физических ограничений, а также возможностей рынка труда. Недостаточная

Таблица 1

Динамика обучающихся СПО

Показатели 2017 год 2018 год Отклонение

Российская Федерация

Всего 1667939 1622184 45755 97,26

в том числе с ОВЗ и инвалидов 15148 16238 1090 107,2

Ставропольский край

Всего 30242 31142 900 102,98

в том числе с ОВЗ и инвалидов 299 344 45 115,05

В 2018 году в Российской Федерации численность обучающихся, получающих среднее профессиональное образование, составила 1622184 чел., что на 2,7% меньше, чем в 2017 году из них в Ставропольском крае по программам СПО обучаются 31142 чел., при этом в 2017 году их численность была на 2,98% меньше. Что касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, то тенденция их увеличения наблюдается как в РФ в целом, так и в образовательных организациях Ставропольском крае, 7,2% и 15,05% соответственно [5], [6].

Несмотря на повышение доступности профессионального образования для молодежи с ОВЗ и инвалидностью, остается ряд проблем, с которым сталкиваются профессиональные образовательные организации при осуществлении своей деятельности в данном направлении.

Рис. 1. Намерения родителей по продолжению обучения детей с ОВЗ и инвалидностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.