Научная статья на тему 'Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью'

Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITY / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Анна Александровна, Филимонюк Людмила Андреевна

В статье рассматриваются направления деятельности профессиональных образовательных организаций, способствующие профессиональной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилько Анна Александровна, Филимонюк Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION INDIVIDUALS WITH HIA AND DISABILITY

The article discusses activities professional educational organizations that promote the professional socialization of persons with disabilities (HIA) and disability.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью»

10. Харечкин А.Н., Ардышев А.Н., Гапонов Р.В. Экстремальные виды спорта как способ адаптации сотрудников правоохранительных органов к условиям психоэмоционального стресса / Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России. Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 2017. С. 340-346

11. Харечкин А.Н., Мамонтов Д.Ю. Неявные «скрытые» условия образования в структуре вузовской педагогической системы / Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. -2017. - С. 330-334.

12. Харечкин А.Н., Москвин М.М, Зубенко С.С Особенности психологической подготовки и обучения слушателей вузов МВД России к несению службы в ОВД с оружием / Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 256-261

13. Харечкин А.Н., Харечкина Ю.О. Методика формирования подхода к изучению учебной деятельности курсантов в освоении специальных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей нервной системы / В сборнике: актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-38.

Педагогика

УДК 378

магистр Хилько Анна Александровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), преподаватель

ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются направления деятельности профессиональных образовательных организаций, способствующие профессиональной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная социализация, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, профориентационная работа, трудоустройство.

Annotation. The article discusses activities professional educational organizations that promote the professional socialization of persons with disabilities (HIA) and disability.

Keywords: professional education, professional socialization, persons with disabilities and disability, career guidance, employment.

Введение. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года для формирования инновационной экономики необходимым условием является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [4].

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Уровень конкурентоспособности национальной экономики в значительной степени зависит от качества рабочих кадров, уровня их профессионализма, социализации и кооперации. В этом контексте важным условием является разработка мероприятий, обеспечивающих доступность качественного обучения и успешную социализацию молодежи в процессе их профессиональной деятельности. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является рассмотрение возможности профессиональной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Изложение основного материала статьи. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации к категории инвалидов на 1 января 2017 относится 12314 тыс. чел., что на 2,7% меньше, чем в 2015 году. При незначительном сокращении общего числа инвалидов, из диаграммы видим, что по категории «дети до 18 лет» наблюдается рост на 6,44% (на 01.01.2017 их число составило 628 тыс. чел) [5].

Таблица 1

Численность инвалидов за период 2015-2017 гг.

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год Отношение 2017/2015 гг.

1 2 3 4 5

Всего инвалидов по основным возрастным группам 12656 12538 12314 97,30

Дети в возрасте до 18 лет 590 613 628 106,44

Ситуация по данным показателям в Ставропольском крае отражает общероссийскую тенденцию.

В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ОВЗ, из них более 10 тыс. - дети с инвалидностью Тенденция роста числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов очевидна. И эта тенденция ставит перед системой образования и обществом в целом важную задачу - создание для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования, независимо отстепени состояния его здоровья, что будет являться одной из ступенейна пути к его самостоятельной, полноценной жизни в современном обществе.

Дети с ОВЗ и инвалидностью, окончившие образовательные учреждения (в 2016/2017 году в Ставропольском крае 179 лиц с ОВЗ и инвалидностью окончили образовательные организации) являются потенциальными абитуриентами учреждений профессионального образования, и соответственно представляют собой значительную долю рабочих кадров, не использовать которую не только не гуманно, но и не рационально с экономической точки зрения.

Именно система профессионального образования способна стать отправной точкой для лиц с ОВЗ и инвалидностью на пути профессиональной социализации в современном обществе. Таким образом, организация профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современной российской системы образования.

В настоящее время в этом направлении наметилась положительная тенденция.

Таблица 2

Сведения об инвалидах - студентах профессиональных образовательных организаций

Показатели 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год Отклонение

1 2 3 4 5

СПО 12359 14788 16796 135,90

ВПО 16779 16768 18043 107,53

Из данных таблицы видно, что в Российской Федерации численность студентов-инвалидов получающих профессиональное образование в период с 2015 по 2017 годы возросло на 5701 тыс. руб. или 19,6 %. Причем рост количества обучающихся, получающих среднее специальное образование с 2015 по 2017 годы на 28,37 % превосходит динамику в высшем образовании. В 2017 году количество студентов-инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена составило 16796 человек, что на 35,9% больше чем в 2015 году [5].

Профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие профессионального образования» государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. № 583-п (далее - постановление №583-п).

В Ставропольском крае профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в 28 профессиональных образовательных организациях подведомственных министерству обучается - 44 человека, по программам подготовки специалистов среднего звена - 146 человек, по программам высшего образования - 29 человек. Государственная система профессионального образования в Ставропольском крае представлена 44 профессиональными образовательными организациями [3].

Профессиональное образование - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [2].

Таким образом, именно профессиональное образование способно создавать условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействовать достижению главных целей развития государства и общества.

В десяти профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству, разработаны и внедрены программы профессионального обучения, адаптированные для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, по 12 профессиям: «Повар», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Столяр строительный», «Штукатур», «Каменщик», «Облицовщик-плиточник», «Портной», «Изготовитель пищевых полуфабрикатов», «Кондитер (общественное питание)», «Столяр», «Слесарь-сантехник», «Пекарь» обучаются более 266 человек [3].

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы в Ставропольском крае созданы две базовые профессиональные образовательные организации: ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в 2016 году) и ГБПОУ «Георгиевский колледж» (в 2017 г.).

В колледжах создана безбарьерная среда для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включающая в себя [6]:

- беспрепятственный доступ обучающихся из числа инвалидов в здания, учебные и иные помещения;

- создание условий для получения детьми-инвалидами и инвалидами качественного образования;

- реализацию программы комплексного социально-психолого-педагоги-ческого сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- разработку и реализацию адаптированных профессиональных образовательных программ.

Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, обеспечивающее ей

право на труд, специальность, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению уровня и качества жизни.

В целях реализации комплекса мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2015 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», профессиональные образовательные организации могут

обеспечивать более высокий уровень профессиональной социализации своих обучающихся. Это особенно актуально в динамично меняющихся социально-экономических условиях, когда важным является не только полнота и качество получаемого профессионального образования, но и выбираемая специальность, так как она должна быть востребованной и перспективной для экономики конкретного региона.

Важнейшими направлениями на пути к профессиональной социализации являются:

1) Выбор специальности. Это одно из важнейших направлений, так как именно оно определяет дальнейшие жизненные приоритеты и перспективы будущего специалиста. На этом этапе необходимо учитывать не только индивидуальные особенности, интересы, обучающихся, но и востребованность выбираемой ими специальности, перспективы трудоустройства. У многих абитуриентов возникают трудности с профессиональным самоопределением на данной этапе, особенно у лиц с ОВЗ и инвалидов в вилле ряда причин. Этими причинами могут быть: особенности отклонений в развитии, степень их выраженности, неадекватность осознания собственных возможностей и их влияния на профессиональный выбор, неадекватность самооценки профессионально важных качеств применительно к предпочитаемому виду профессиональной деятельности.

Так, по данным комплексного наблюдения условий жизни населения - 83,8 % инвалидов в возрасте 15 лет и более, занятые в экономике, имеют профессию (специальность), подтвержденную дипломом, не имеют наличие такого подтверждения 16,2 %. Что касается соответствия специальности и выполняемой работы, только у 35,1% респондентов оно выполняется. Близкую к полученной специальности работу осуществляют 15,6 % инвалидов, а не соответствующую полученной специальности - 49,3 % [5].

Важным в данном контексте является правильная организация профориентационной работы, профессионального консультирования и профессионального выбора. Необходимо использовать психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности, индивидуальные особенности и личностные характеристики. Это позволит сформулировать рекомендации о возможных сферах профессиональной деятельности, соответствующих психологическим и физиологическим особенностям конкретного обучающегося.

Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края организован мониторинг охвата обучающихся в ОВЗ и детей-инвалидов профориентационными мероприятиями в 2016-2017 учебном году. Всего профессиональной ориентацией было охвачено 1021 детей (83%) от общего количества выпускников общеобразовательных организаций из числа лиц, нуждающихся в особых условиях обучения.

2) Индивидуализация образовательного маршрута. В данном направлении необходимо осуществлять комплексное социальное, психологическое и педагогическое обследование студентов с ОВЗ и инвалидностью, на его основе разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие и образовательные программы. Важным является проведение коррекционно-развивающих занятий, организация работы с родителями, обеспечение их консультативной поддержкой. Работа в этом направлении должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося, оказание ему комплексной помощи в процессе адаптации к образовательной организации и профессиональной подготовки, овладении социальными компетенциями.

3) Комплексное сопровождение - объединение усилий всех субъектов образовательного процесса, направленное на создание условий, способствующих успешной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательное профессиональное пространство. Большое значение в данной работе отводится специалистам сопровождения: педагогам-психологам, социальным педагогам, специальным педагогам, медицинским работникам, а также непосредственно педагогам образовательного учреждения. Педагоги-психологи создают систему социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту.

4) Поддержка выпускников с ОВЗ в период их трудоустройства и адаптации на рабочем месте. Оказываясь на этапе непосредственного включения в профессиональную деятельность, у выпускников с ОВЗ и инвалидностью возникает ряд проблем. Как правило, одной из главных среди них, является проблема трудоустройства [4]. Уровень безработных лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность составляет 21,6 %, доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность 17,2 %. При этом численность безработных и занятых среди всего населения 5,8 % и 76,6 % соответственно.

В этом направлении региональные профессиональные организации могут обеспечивать более высокий уровень профессиональной социализации своих выпускников посредством тесной связи с региональными работодателями, мониторинга их потребностей в профессиональной подготовке специалистов, взаимодействие с органами власти, в том числе Министерством труда и социальной защиты населения, центрами занятости населения, общественными организациями и объединениями.

Так же, при изучении основных аспектов профессиональной социализации лиц с ОВЗ инвалидов, необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с их удовлетворенностью работой и выбранной специальностью по ряду аспектов: заработок, надежность работы, выполняемые обязанности, режим работы, условия труда, профессиональная удовлетворенность, моральное удовлетворение.

Таблица 3

Удовлетворенность работой инвалидов (%)

Показатели Вполне Не вполне Совсем не Не определено

удовлетворены удовлетворены удовлетворены

1 2 3 4 5

заработок 31,2 50,3 18,4 0,1

надежность работы 65,9 26,9 6,3 0,9

выполняемые 75,5 20,5 2,8 1,1

обязанности

режим работы 85,4 11,6 2,7 0,3

условия труда 72,7 22,8 3,8 0,7

профессиональная 61,3 27,9 8,5 2,3

удовлетворенность

моральное 63,9 27,4 6,4 2,4

удовлетворение

Данные комплексного наблюдения условий жизни населения, показывают, что наибольшее неудовлетворение у опрошенных инвалидов наблюдается по следующим категориям: заработок, надежность работы, профессиональная и моральная удовлетворенность. Что касается непосредственно профессионального удовлетворения, то его испытывают 61,3 % респондентов, не вполне удовлетворены 27,7 %, совсем не удовлетворены 8,5%, затруднились ответить 2,3%.

Выводы. Таким образом, в настоящее время процесс профессиональной социализации приобретает особо важное значение для лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества и представляющую собой значительную долю рабочих кадров нашего государства.

Литература:

1. Гудожникова О.Б. Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования: дис. кан. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2016. - 159 с.

2. Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании Ьйр://уапаех.ш/с1екфгеак?Ьи=ищ1515572887313562746.

3. Информация о реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р, в Ставропольском крае http://stavminobr.ru/up1oads/stavminobr.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

5. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/coппect/rosstat_maiп/rosstat/ru/statistics/popu1atioп/disaЬi1ities/#

6. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Анализ состояния инклюзивного профессионального образования в Ставропольском крае. Современные тенденции развития науки и технологии. Периодический научный сборник по результатам работы XX Международной научно-практической конференции г. Белгород, 30 ноября 2016 г. - Белгород, 2016. - С. 126-130.

Педагогика

УДК 303.022:37.01:656.13

кандидат технических наук, доцент Щербаков Игорь Николаевич

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону); кандидат экономических наук, доцент Щербакова Елена Александровна

Южно-Российский государственный политехнический университет (г. Новочеркасск)

ДИАГНОСТИКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Представлены результаты анкетирования школьников, студентов, педагогов по вопросам актуальности и востребованности проектной деятельности учащихся и педагогов по безопасности дорожного движения. Для каждой группы респондентов составлена анкета, учитывающая социальное положение и возраст респондентов. Подсчитан индекс удовлетворенности, целесообразности, необходимости, потребности и готовности. Сформулированы основные выводы по работе и предложены дальнейшие действия по развитию проектной деятельности учащихся и педагогов в формировании навыков безопасного поведения детей на дороге.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, интегрированные занятия, волонтер, математика, информатика, правила дорожного движения, проект, дорожно-транспортное происшествие.

Annotation. The results of questioning of students and teachers about the project activity for the traffic safety are presented. The questionnaire is made for each group of respondents with different social status and age. The indexes of satisfaction, expediency, need, requirement and readiness are determined. The main conclusions of work are formulated and further actions for development of the project activity of pupils and teachers in formation of children safe behavior on the road are offered.

Keywords: traffic safety, the integrated occupations, the volunteer, mathematics, information science, traffic regulations, the project, the road accident.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.