Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненилин Сергей Николаевич

В статье рассмотрены вопросы формирования профессионального самоопределения обучающихся, представлены организационно-педагогическая модель управления профессиональным самоопределением обучающихся и результаты её апробации в муниципальной информационно-образовательной среде.Технологический прогресс ставит под сомнение существование множества современных профессий. Система формирования профессионального самоопределения должна обеспечить рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор человеком своего профессионального пути, адаптацию и профессиональное развитие на протяжении всей жизни. Это требует изменения и обновления существующих в образовательных организациях и муниципальных системах образования организационно-управленческих механизмов и методики профориентации обучающихся.В ходе экспериментальной работы нами разработана и апробирована организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения обучающихся, создана муниципальная информационно-образовательная среда, которая обладает интегративностью, интерактивностью, полифункциональностью и функционирует в сетевом взаимодействии всех субъектов муниципальной системы образования. Организационно-управленческую поддержку процессов формирования муниципальной информационно-образовательной среды обеспечивает межведомственный координационный совет по подготовке профессиональных кадров.Такая среда обеспечивает информирование и самообразование обучающихся, отвечает потребностям всех субъектов, входящих в ее состав (обучающиеся, родители, образовательные организации, работодатели и т.д.), способствует формированию базовой культуры личности, необходимых компетенций для трудового и социального самоопределения обучающихся.В муниципальную информационно-образовательную среду входят образовательные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, функционирующие на основе сетевого взаимодействия. Образовательный процесс в этой среде осуществляется через реализацию современных педагогических технологий: открытых сетевых образовательных программ, элективных курсов, ключевых событий, которые реализуются базовыми образовательными организациями в условиях функционирования единой муниципальной информационно-телекоммуникационной среды (интернет-платформ, образовательных порталов, публичных каналов профориентационной направленности).В информационно-образовательной среде муниципалитета и функционирующих в ней образовательных организациях реализуются обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, координационная, управленческая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ненилин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE MUNICIPAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The research focuses on the issues of the formation of students’ professional self-determination and presents the organizational and pedagogical model for managing students’ professional self-determination and the results of its testing in the municipal information and educational environment. Technological progress calls into question the existence of many contemporary professions. The system of formation of professional self-determination should ensure the rational distribution of labor resources, a person’s career choice, adaptation, and professional development throughout life. It requires changing and updating the organizational and managerial mechanisms existing in educational organizations and municipal educational systems and career guidance methods for students.During the experimental work, the authors have developed and tested an organizational and pedagogical model for forming students’ professional self-determination/ Moreover, the authors have created a municipal information and educational environment that has interactivity, and multifunctionality and operates in the network interaction of all subjects of the municipal education system. The interdepartmental coordination council for the training of professional personnel provides organizational and managerial support for forming the municipal information and educational environment.This environment provides students’ information and self-education, meets the needs of all its constituents (i.e., students, parents, educational organizations, employers, etc.), and contributes to the formation of a basic personality culture and necessary competencies for students’ labor and social self-determination.The municipal information and educational environment include educational organizations, enterprises, and institutions of all forms of ownership, functioning based on network interaction. In this environment, the educational process is carried out through the implementation of advanced pedagogical technologies: open network educational programs, elective courses, and key events implemented by basic educational organizations in the conditions of functioning of a uni ed municipal information and telecommunication environment (i.e., Internet platforms, educational portals, and public channels of career guidance). 78Teaching, developing, educational, communicative, coordinating, and managerial functions are implemented in the information and educational environment of the municipality and the educational organizations that function within it .

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2023. Т. 21 № 1

С . Н . НЕнилин

Формирование профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде

(МКУ Управление образованием г. Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса; e-mail: snenilin@yandex. ru)

В статье рассмотрены вопросы формирования профессионального самоопределения обучающихся, представлены организационно-педагогическая модель управления профессиональным самоопределением обучающихся и результаты её апробации в муниципальной информационно-образовательной среде.

Технологический прогресс ставит под сомнение существование множества современных профессий. Система формирования профессионального самоопределения должна обеспечить рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор человеком своего профессионального пути, адаптацию и профессиональное развитие на протяжении всей жизни. Это требует изменения и обновления существующих в образовательных организациях и муниципальных системах образования организационно-управленческих механизмов и методики профориентации обучающихся.

В ходе экспериментальной работы нами разработана и апробирована организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения обучающихся, создана муниципальная информационно-образовательная среда, которая обладает интегративностью, интерактивностью, полифункциональностью и функционирует в сетевом взаимодействии всех субъектов муниципальной системы образования. Организационно-управленческую поддержку процессов формирования муниципальной информационно-образовательной среды обеспечивает межведомственный координационный совет по подготовке профессиональных кадров.

Такая среда обеспечивает информирование и самообразование обучающихся, отвечает потребностям всех субъектов, входящих в ее состав (обучающиеся, родители, образовательные организации, работодатели и т.д.), способствует формированию базовой культуры личности, необходимых компетенций для трудового и социального самоопределения обучающихся.

В муниципальную информационно-образовательную среду входят образовательные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, функционирующие на основе сетевого взаимодействия. Образовательный процесс в этой среде осуществляется через реализацию современных педагогических технологий: открытых сетевых образовательных программ, элективных курсов, ключевых событий, которые

реализуются базовыми образовательными организациями в условиях функционирования единой муниципальной информационно-телекоммуникационной среды (интернет-платформ, образовательных порталов, публичных каналов профориентационной направленности).

В информационно-образовательной среде муниципалитета и функционирующих в ней образовательных организациях реализуются обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, координационная, управленческая функции.

Ключевые слова: формирование профессионального самоопределения обучающихся; муниципальная информационно-образовательная среда; организационно-педагогическая модель; сетевое обучение; дистанционное обучение; программы внеурочной деятельности; профессиональное тестирование; профессиональное информирование; профессиональные пробы; индивидуальный образовательный маршрут.

Введение

Система образования XXI века сталкивается с вызовами, связанными с изменениями мирового политического, социально-экономического пространства . Неопределенность, многозадачность, полифункциональность профессиональных умений и навыков определяются технологическим прогрессом, который уже сегодня ставит под сомнение существование множества современных профессий . При этом работодатели выдвигают высокие требования к компетенциям и качествам личности, которыми должен обладать человек Существующая система формирования профессионального самоопределения должна обеспечить рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор человеком своего профессионального пути, адаптацию и профессиональное развитие на протяжении всей жизни

В ходе анализа литературы выявлено, что формирование профессионального самоопределения старшеклассников в информационно-образовательной среде - интегративный динамический поэтапный процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных, социально-профессиональных потребностей и профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии с использованием совокупности информационного (обработка, передача информации, обеспечивающая оперативный доступ к информации и осуществляющая образовательные научные коммуникации), технического (программные средства хранения), учебно-методического обеспечения (организационно-методические средства), неразрывно связанной с человеком как субъектом образовательного процесса

Методология (методы)

Теоретико-методологическую основу исследования, обусловленную его проблематикой, целью, задачами, спецификой предмета и объекта, составили:

- идеи системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов (Э . Ф . Зеер [1], А . В . Хуторской [2] и др .);

- субъектный подход к развитию личности в процессе обучения и профессионального становления (Б . Г . Ананьев [3], А .А. Деркач [4]);

- теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся (С . Н . Чистякова [5], Т . М . Чурекова [6]);

- теоретико-методологические аспекты взаимодействия социальных партнеров (С . Т. Шацкий [7]);

- теоретико-педагогическое обоснование проектирования и внедрения инновационных технологий в практику работы общеобразовательных организаций (В . П . Беспалько [8], П .Я . Гальперин [9], В .А . Сласте-нин [10]);

- идеи методического обеспечения деятельности современной системы образования (И . Ю . Алексашина [11], А . П . Тряпицына [12]).

Вопросы профессионального самоопределения рассматриваются различными исследователями с точки зрения философских и методологических аспектов: социологическое (И .С . Кон) [13], социальное (В . И . Журавлев) [14], профориентационное (А . Е . Голомшток) [15], Е .А . Климов [16], Н . С . Пряжников [17]).

Проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся являются достаточно проработанными, однако по результатам исследований Е . Л . Рудневой, Н . Э . Касаткиной и др . в настоящее время существующие в образовательных организациях и муниципальных системах образования организационно-управленческие механизмы и методики профориентации обучающихся требуют обновления [18, с 60]

Данные обстоятельства, по мнению ученых и педагогов-практиков, актуализируют проблемы управления формированием профессионального самоопределения обучающихся и создания организационно-педагогических условий рассматриваемого процесса [19, с . 28]. Это значит, что современным менеджерам образования, педагогам-практикам необходимо апробировать и внедрять новые организационно-управленческие механизмы и модели профессионального самоопределения обучающихся, содействовать обновлению содержания, форм, технологий и методов работы

Результаты исследования

Как показывают результаты апробации организационно-педагогической модели по формированию профессионального самоопределения обучающихся, на достижение эффективного результата влияет специально созданная муниципальная информационно-образовательная среда, которая обладает интегративностью, интерактивностью, полифункциональностью и функционирует в сетевом взаимодействии всех субъектов муниципальной системы образования . Такая среда обеспечивает информирование и самообразование обучающихся, отвечает потребностям всех субъектов, входящих в ее состав (обучающиеся, родители, образовательные организации, работодатели и т. д .), способствует формированию базовой культуры личности, необходимых компетенций для трудового и социального самоопределения обучающихся [20, с . 56].

Организационно-управленческую поддержку процессов формирования муниципальной информационно-образовательной среды в Между-реченском городском округе обеспечивает межведомственный координационный совет по подготовке профессиональных кадров (рис . 1) .

Рис. 1. Организационная структура управления профессиональным самоопределением обучающихся в муниципальной системе образования

Таким образом, муниципальную информационно-образовательную среду мы определяем как интегративную, поликультурную, интерактивную и постоянно развивающуюся организационно-педагогическую систему, в которую входят образовательные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности и которая функционирует на основе сетевого взаимодействия

Образовательный процесс в этой среде осуществляется через реализацию современных педагогических технологий: открытых сетевых образовательных программ, элективных курсов, ключевых событий, которые реализуются базовыми образовательными организациями в условиях функционирования единой муниципальной информационно-телекоммуникационной среды (интернет-платформ, образовательных порталов, публичных каналов профориентационной направленности) В информационно-образовательной среде муниципалитета и функционирующих в ней образовательных организациях реализуются обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, координационная, управленческая функции Например, обучающая функция информационно-образовательной среды муниципалитета интегрирует ресурсы образовательных учреждений и сетевых партнеров с целью формирования универсальных учебных действий (УУД) и навыков исследовательской, проектной деятельности обучающихся Развивающая функция способствует формированию необходимых гибких и твердых навыков и компетенций обучающихся Система профессиональных проб и ключевых муниципальных образовательных событий обеспечивает информирование обучающихся о мире профессий, оказывает социально-педагогическое влияние, приобщая их к общественной деятельности Воспитательная функция муниципальной информационно-образовательной среды направлена на формирование и развитие базовой культуры личности, способствует формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся, мотивирует их к приобретению профессии Коммуникативная функция позволяет субъектам образовательных отношений выстраивать коллаборацию и эффективную коммуникацию в муниципальной информационно-образовательной среде Управленческая функция обеспечивает контроль качества образования и ресурсное управление сетью образовательных организаций муниципалитета, ее взаимодействие с другими организациями социальной сферы и партнерами Субъектами-сетевыми партнерами в реализации образовательных программ выступают организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, вузы, средние профессиональные организации, силовые структуры, молодёжные центры, органы муниципального самоуправления, некоммерческие организации, средства массовой информации, действующие в муниципалитете и на территории южной агломерации Кемеровской области - Кузбасса

Управление формированием профессиональным самоопределением обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде включает пять основных аспектов деятельности:

- профессиональное информирование через предоставление сведений об организациях и предприятиях муниципалитета, о состоянии дел на рынке труда, о востребованных профессиях, а также о требованиях к личности, к профессиональным качествам будущего специалиста, информации о соответствующих профессиональных образовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса;

- в процессе профессиональных консультаций обеспечивается психолого-педагогическое сопровождения обучающихся, а именно: изучаются и сопоставляются возможности, интересы и желания обучающегося с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным и профессиональным качествам с целью выработки рекомендаций о выборе трека профессионального самоопределения;

- психолого-педагогическое тестирование, в ходе которого формируются рекомендации для построения индивидуального образовательного маршрута в рамках обучения по образовательным программам, в том числе обучения с использованием дистанционных технологий;

- профессиональные пробы осуществляются в условиях непрерывности реализации разноуровневых образовательных программ в образовательных организациях с участием сетевых партнеров;

- ознакомление обучающихся с содержанием и условиями будущей профессиональной деятельности

Управление профессиональным самоопределением обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде имеет гибкую организационную структуру (рис 2)

Основу данной организационно-педагогической модели составляют разноуровневые функционально-целевые компоненты:

- компоненты 1 уровня - ядро информационно-образовательной среды, являющееся открытой образовательной системой, сформированной на основе единых муниципальных информационных образовательных ресурсов, с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств и инновационных педагогических технологий;

- компоненты 2 уровня - субъекты сети: участники/структуры, образовательные организации / сетевые партнеры, педагоги-кураторы / исполнители профориентационной работы;

- компоненты 3 уровня - основные направления профориентацион-ной работы ресурсных образовательных организаций муниципалитета в рамках деятельности профильных классов, где у обучающихся формируются компетенции для самоопределения, саморазвития, самореализации, а также мягкие и жесткие навыки;

Рис. 2. Организационно-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде

- компоненты 4 уровня - открытые образовательные проекты и городские события, открытые образовательные программы профориен-тационной направленности, реализуемые образовательными организациями как самостоятельно, так и в сетевой форме

Организационно-педагогическая модель управления профессиональным самоопределением обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде охватывает всех субъектов образовательного процесса:

- обучающихся дошкольных образовательных организаций, в которых реализуются программы ранней профориентации с целью знакомства детей с миром профессий и основными трудовыми функциями;

- обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, в которых реализуются образовательные программы предпрофильного и профильного обучения, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, в результате освоения которых обучающиеся овладевают твердыми и гибкими компетенциями, универсальными учебными действиями, развивают креативность, логическое мышление, функциональную грамотность;

- родителей обучающихся, получающих необходимую информацию о рынке труда, востребованных профессиях в муниципалитете и регионе, а также образовательных организациях, в которых можно пройти профессиональное обучение;

Педагоги-кураторы по профориентационной работе назначаются приказами руководителей образовательных организаций и отвечают

за организацию деятельности классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по формированию профессионального самоопределения обучающихся

Основной управленческой задачей по формированию профессионального самоопределения обучающихся в муниципалитете является обеспечение системного, эффективного взаимодействия всех субъектов в муниципальной информационно-образовательной среде

Заключение

Апробированная организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде позволяет:

- реализовать механизмы распределённого ресурсного управления формированием профессионального самоопределения обучающихся через деятельность опорных образовательных организаций муниципалитета;

- обеспечить непрерывность и преемственность в организации процессов обучения, воспитания, профессиональной ориентации обучающихся муниципальной системы образования;

- организовать процесс построения индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся для получения дальнейшего профессионального образования;

- организовать эффективное сетевое взаимодействие всех субъектов-участников рассматриваемого процесса;

- апробировать и внедрить в практику различные формы, методы и технологии, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся в муниципальной информационно-образовательной среде

Список литературы

1. ЗеерЭ.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб . пос . для студ . вузов / Э .Ф . Зе-ер . - М: Академический Проект . - Екатеринбург: Деловая книга . - 2003. -С . 336.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-0ори-ентированной парадигмы образования [Текст] / А. В . Хуторской // Народное образование . - 2003. - № 2. - С. 55-61.

3 . Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б . Г . Ананьев . - СПб . - 2001. -С. 288.

4. Деркач А.А . Акмеологические основы развития профессионала / А .А . Дер-кач . - М . : Изд-во Моск. психол .-соц. ин-та. - Воронеж: Изд-во НПО «Мо-дек» . - 2004 (ФГУП ИПФ Воронеж). - С . 750.

5. Чистякова С.Н. Новые подходы к профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство . - 2013 - № 1 - С . 9-12 .

6 . Чурекова Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Текст] учебное пособие / Т . М . Чурекова, Г . А. Грязнова; М-во образования и науки РФ ., Федеральное гос . бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Кемеровский гос . ун-т» . - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т. - 2014. - С. 161.

7. Шацкий С.Т . Педагогические сочинения (в 4-х томах). Т. 4. / Сост . Бер-шадская Д. С. - М. - 2010.

8 . Беспалько В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения - М : Рос акад гос службы при Президенте РФ - 1994 - С 29

9. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды / под ред. А. И . Подольского. - Изд-е 3-е . М. - Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; МОДЭК. - 2018 .

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб . пособие для студ . высш . пед . учеб . заведений / В . А . Сластенин, И . Ф . Исаев, Е . Н . Шиянов; Под ред . В . А . Сла-стенина. - М. : Издательский центр «Академия» . - 2002. - С. 576.

11 Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем / И. Алексашина; [Вступ . ст . Ю . Н . Кулюткина]. -С.-Петерб. гос . ун-т пед . мастерства. - СПб. - 1997. - С. 153 .

12. Тряпицына А.П. Социальная педагогика: [Сборник] / Рос. гос. пед . ун-т им. А. И . Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ. - 1998. - С. 120.

13. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей [Текст] / И . С. Кон. - М. : Просвещение . - 1980. - 191 с.

14. Журавлев В.И Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы [Текст] / Кубан . гос . ун-т . - Ростов н/Д: Изд-во Рост . ун-та . -1972 - 199 с

15. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст]. - А . Е . Голомшток . - М . : Просвещение . - 1979. - 235 с .

16 Климов Е.А Психология профессионального самоопределения [Текст] -Ростов н/Д : Феникс - 1996 - 512 с

17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] - М : Институт практической психологии - Воронеж: НПО «МО-ДЭК» - 1996 - 256 с

18. Руднева Е.Л., Касаткина Н.Э. Многоуровневый комплекс моделей педагогического сопровождения как фактор результативности профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы / ред . С. В . Паниной и др . - Киров . : ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М К Амосова» - 2020 - Гл 2 - С 60

19 . Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение обра-

зов возможного будущего [Текст] / Д .А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова. -

2001. - С . 38 .

20 . Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию

[Текст]. - М . : Смысл . - 2006 г. - С . 365.

Сведения об авторе

Ненилин Сергей Николаевич - начальник МКУ Управление образованием г. Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, Россия. Email: [email protected]

Formation of Students' Professional Self-determination in the Municipal Information and Educational Environment

S . N. Nenilin

The research focuses on the issues of the formation of students' professional self-determination and presents the organizational and pedagogical model for managing students' professional self-determination and the results of its testing in the municipal information and educational environment. Technological progress calls into question the existence of many contemporary professions. The system of formation of professional self-determination should ensure the rational distribution of labor resources, a person's career choice, adaptation, and professional development throughout life. It requires changing and updating the organizational and managerial mechanisms existing in educational organizations and municipal educational systems and career guidance methods for students.

During the experimental work, the authors have developed and tested an organizational and pedagogical model for forming students' professional self-determination/ Moreover, the authors have created a municipal information and educational environment that has interactivity, and multifunctionality and operates in the network interaction of all subjects of the municipal education system. The interdepartmental coordination council for the training of professional personnel provides organizational and managerial support for forming the municipal information and educational environment.

This environment provides students' information and self-education, meets the needs of all its constituents (i.e., students, parents, educational organizations, employers, etc.), and contributes to the formation of a basic personality culture and necessary competencies for students' labor and social self-determination.

The municipal information and educational environment include educational organizations, enterprises, and institutions of all forms of ownership, functioning based on network interaction. In this environment, the educational process is carried out through the implementation of advanced pedagogical technologies: open network educational programs, elective courses, and key events implemented by basic educational organizations in the conditions of functioning of a unified municipal information and telecommunication environment (i.e., Internet platforms, educational portals, and public channels of career guidance).

Teaching, developing, educational, communicative, coordinating, and managerial functions are implemented in the information and educational environment of the municipality and the educational organizations that function within it .

Keywords: formation of students' professional self-determination; municipal information and educational environment; organizational and pedagogical model; network training; distance training; programs of extracurricular activity; professional testing; professional informing; professional tests; individual educational route.

References

1 . ZeerJe. F. Psihologija professij [Tekst]: ucheb . pos . dlja stud, vuzov / Je . F . Zeer. -M: Akademicheskij Proekt . - Ekaterinburg: Delovaja kniga. - 2003. - S . 336.

2. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-Oorientirovannoj paradigmy obrazovanija [Tekst] / A. V . Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S . 55-61. 3 . Anan'evB.G. Chelovek kak predmet poznanija / B . G. Anan'ev. - SPb . - 2001 -S . 288.

4. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala / A.A. Derkach. -M. : Izd-vo Mosk. psihol. -soc. in-ta. - Voronezh: Izd-vo NPO «Modek» . - 2004 (FGUP IPF Voronezh). - S . 750.

5. Chistjakova S.N. Novye podhody k professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Shkola i proizvodstvo . -2013 - № 1 - S . 9-12 .

6. Churekova T.M. Samoopredelenie i professional'naja orientacija uchashhihsja [Tekst] uchebnoe posobie / T. M . Churekova, G.A. Grjaznova; M-vo obrazovanija i nauki RF . , Federal'noe gos . bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh . prof, obrazovanija «Kemerovskij gos. un-t» . - Kemerovo: Kemerovskij gos. un-t . - 2014 . - S . 161 .

7. ShackijS.T. Pedagogicheskie sochinenija (v 4-h tomah). T . 4. / Sost . Bershadskaja D. S . - M . - 2010.

8 . Bespal'ko V.P. Proektirovanie pedagogicheskih sistem // Proektirovanie v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

obrazovanii: problemy, poiski, reshenija - M : Ros akad gos sluzhby pri Prezidente RF - 1994 - S 29

9 . Gal'perin P. Ja. Psihologija kak ob#ektivnaja nauka: izbrannye psihologicheskie

trudy / pod red. A . I. Podol'skogo. - Izd-e 3-e. M. - Voronezh: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta; MODJeK. - 2018.

10. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: Ucheb . posobie dlja stud, vyssh. ped. ucheb . zavedenij / V . A . Slastenin, I . F . Isaev, E . N . Shijanov; Pod red. V .A . Slastenina. -M. : Izdatel'skij centr «Akademija». - 2002. - S . 576.

11. Aleksashina l.Ju. Uchitel' i novye orientiry obrazovanija: Gumanizacija obrazovanija kak predmet teoreticheskoj refleksii i prakticheskogo osvoenija uchitelem / I. Aleksashina; [Vstup. st . Ju. N. Kuljutkina]. - S . -Peterb . gos. un-t ped. masterstva . - SPb . - 1997. - S . 153 .

12. Trjapicyna A.P. Social'naja pedagogika: [Sbornik] / Ros . gos . ped . un-t im . A. I. Gercena. - SPb . : Izd-vo RGPU. - 1998. - S . 120.

13 . KonIS. Psihologija starsheklassnika: Posobie dlja uchitelej [Tekst] / I . S . Kon . -M . : Prosveshhenie . - 1980. - 191 s.

14. Zhuravlev V.I. Voprosy zhiznennogo samoopredelenija vypusknikov srednej shkoly [Tekst] / Kuban . gos . un-t . - Rostov n/D: Izd-vo Rost . un-ta . - 1972. -199 s

15 . Golomshtok A.E. Vybor professii i vospitanie lichnosti shkol'nika [Tekst]. -A. E. Golomshtok. - M . : Prosveshhenie . - 1979. - 235 s.

16. KlimovE.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija [Tekst]. - Rostov n/D. : Feniks. - 1996. - 512 s.

17. Prjazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Tekst]. -M . : Institut prakticheskoj psihologii . - Voronezh: NPO «MODJeK» . - 1996. -256 s

18. Rudneva E.L., Kasatkina N.Je. Mnogourovnevyj kompleks modelej pedagogicheskogo soprovozhdenija kak faktor rezul'tativnosti professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja [Tekst] / Professional'noe samoopredelenie lichnosti: mehanizmy i obrazovatel'nye resursy / red. S . V . Paninoj i dr. - Kirov. : FGAOU VO «Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M . K. Amosova» . -2020 - Gl 2 - S 60

19. Leont'ev D.A. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushhego [Tekst] / D .A. Leont'ev, E. V. Shelobanova . -2001 - S 38

20.Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda ot modelirovanija k proektirovaniju [Tekst], - M . : Smysl . - 2006 g. - S . 365.

About the Author

Nenilin Sergey N. - Head of the Department of Education of Mezhdurechensk,

Kemerovo, Russia. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.