ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 91-104. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 91-104.
Научная статья УДК 373.1
doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-91-104
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ STEAMS-ПОДХОД
Т. А. Ювентин-Фавста
Татьяна Александровна Ювентин-Фавста АНО ДПО «Агентство сетевых инноваций», Москва, Россия, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-7995-3159
Аннотация. В статье представлена модель STEAMS-подхода к созданию развивающей среды и профессионального самоопределения обучающихся. Актуальность проблемы определяется новизной подхода к организации профориентационной работы со школьниками, вариантами интеграции урочной и внеурочной деятельности для формирования компетенций профессий будущего у обучающихся, отражен опыт работы инновационной площадки. Предпосылками исследования стали следующие проблемы: высокая значимость внедрения в школы инновационных решений и обучения школьников новым профессиям будущего. Цель статьи: анализ существующей проблемы в фокусе современных вызовов и образовательной политики, социального партнерства и сетевого взаимодействия. В качестве методологического основания берется широкий контекст образовательных и социальных преобразований. Раскрывается модель STEAMS-подхода и сетевого взаимодействия инновационных площадок. Делаются выводы о результате экспериментальной
© Ювентин-Фавста Т. А., 2023
работы и перспективах предложенной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как эффективной образовательной практики.
Ключевые слова: профориентация, самоопределение обучающихся, инновационная образовательная среда, сетевое взаимодействие, экспериментальные площадки, STEAMS-подход
Для цитирования: Ювентин-Фавста Т. А. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через STEAMS-подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 91-104. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-91-104.
Original article
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS THROUGH THE STEAMS APPROACH
Tatiana A. Iuventin-Favsta
The Agency network of innovation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-7995-3159
Abstract. The article presents the STEAMS model of the approach to creating a developing environment and professional self-determination of students. The relevance of the problem is determined by the novelty of the approach to organizing career guidance work with schoolchildren, options for integrating classroom and extracurricular activities to form the competencies of the professions of the future among students, reflects the experience of the innovation platform. The prerequisites for the study were the following problems: the high importance of introducing innovative solutions into schools and teaching schoolchildren new professions of the future. The purpose of the article is to analyze the existing problem in the focus of modern challenges and educational policy, social partnership and networking. The broad context of educational and social transformations is taken as a methodological basis. The model of STEAMS approach and network interaction of innovative platforms is revealed. Conclusions are drawn about the result of the experimental work and the prospects of the proposed model of organizational and pedagogical support for the professional self-determination of students as an effective educational practice.
Keywords: career guidance, self-determination of students, innovative educational environment, networking, experimental sites, STEAMS approach For citation: Iuventin-Favsta T. A. Organizational and pedagogical support of professional self-determination of students through the STEAMS approach. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(2):91-104. (In Russ.). doi: https://doi. org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-91-104.
Введение
Вектор развития экономики России все более ярко движется в направлении инновационного, технологического приоритета, государством осуществляются национальные проекты развития и поддержки для всех отраслей. С целью достижения технологического лидерства страны реализуются долгосрочные программы: Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, Национальная технологическая инициатива (НТИ) до 2035 года, Цифровая экономика Российской Федерации, Указ от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года». Цифровая трансформация экономики требует решительного переосмысления и реформирования образовательной среды как основополагающей при организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной подготовке обучающихся. Все рынки НТИ требуют высокого уровня освоения информационных технологий, создание сквозных цифровых продуктов. Новый технологический прорыв создает новые рабочие места, а готовность к освоению новых профессий становится все более актуальной. Важно со школы готовить к освоению новых технологий, развивая у детей дивергентное мышление, умение связывать в единый изобретательский проект знания по всем дисциплинам, умение постоянно учиться и взаимодействовать с другими для достижения единой цели.
Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки к будущим профессиям, помощи в формировании самоопределения школьников должно строиться в единстве всех участников образовательного процесса, социальных партнеров, бизнеса, промышленных компаний, институтов развития и региональных структур власти. Быстрыми темпами входят в обычную жизненную среду населения инновационные технологии, появляются совершенно новые профессии, требующие от специалистов сквозных компетенций и навыков XXI века. Атлас новых профессий [комментарий 1], топ-50 профессий Минтруда [11], направления перспективных рынков НТИ [комментарий 2] становятся главными ориентирами при разработке концепций и программ для освоения школьниками и студентами образовательных организаций всех видов и уровней. Как выстроить качественно новую систему педагогического сопровождения для профориентации и профподготовки школьников и студентов, достаточно много обсуждается, предлагаются разные решения. Проблемы профессионального самоопределения
личности и его сопровождения исследовались и были представлены в трудах таких современных ученых, как С. Н. Чистякова, И. С. Сергеев, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, О. Л. Гончарова, А. Ф. Зеер, Л. М. Митина, В. И. Блинов, В. А. Поляков, Н. В. Тарасова и др. [2; 3; 5-7; 10; 12-15; 17].
Сектор труда определяет высокий спрос преимущественно на вакансии, которые можно обозначить термином STEM [комментарий 3]. Поскольку конкурентные преимущества для каждой компании являются главными, то и требования к специалистам изменяются в соответствии с глобальными вызовами рыночной экономики. Все больше в описаниях вакансий можно увидеть требования к наличию совершенно разных умений для одной должности: не просто инженер, а человек, обладающий инженерным мышлением, управленческими навыками и хорошими гибкими навыками (Soft skills). Высокий уровень притязания к технологическим прорывам определил и наступивший кризис гениев, нехватку квалифицированных STEM-специалистов для высокотехнологичных компаний. STEM-образование с 2001 года активно развивается в Америке, правительство и корпорации инвестируют в развитие STEM-образования, чтобы подготовить недостающий кадровый потенциал. В России потребность в STEM-специалистах возрастает с каждым годом, сегодня на рынке труда больше 300 тыс. вакансий для специалистов IT, и потребность будет только нарастать. Цифровые технологии, большие данные, интернет вещей — основные направления ведущих компаний, а значит, и компетенции в IT и Data Science важно формировать у каждого школьника и студента. Например, McKinsey оценил с точки зрения экономии средств до 17% всего бюджета от внедрения технологий анализа данных в здравоохранение Америки, а Китай уже в 2020 году получил более $4 трлн добавленной стоимости за счет внедрения цифровых технологий [4, с. 579]. В перспективе STEM-образование будет осуществляться не только в вузах, но и в школе, будет ориентировано на развитие персонализации образования, через смешанные формы развивать проектное мышление и командную работу. В России массового перехода на STEM-образование пока еще нет, но активно внедряются его элементы, есть хорошие практики и опыт в отдельных образовательных организациях, создается множество онлайн-курсов для самостоятельного изучения студентами и взрослыми, с 2014 года стали открываться ЦМИТ, кванториумы, фаблабы, инженерные центры при вузах, технопарки; появляются магистерские программы STEM-подготовки учителей
в некоторых вузах страны. Последнее десятилетие в мировом сообществе уделяется внимание развитию креативной индустрии, связям интеллектуальной и творческой деятельности: например, компетенции виртуальной и дополненной реальности, промышленный дизайн, анимация, 3D. Занятость молодежи в данном направлении на сегодняшний день уже превышает занятость в реальном секторе, что ставит очередные задачи и перед системой образования, необходимость в ее трансформации. В концепции STEM-образования появилась потребность синтеза с искусством. Развивая данную концепцию, вводится термин STEАM — за счет добавления творческого направления, искусства (А — arts) [комментарий 4]. Таким образом, STEАM-подход учит объединять знания в области точных и естественно-научных направлений с творческим, искусством, что формирует у обучающихся нелинейное мышление, творческое воображение, лежащие в основе создания совершенно нового, революционного открытия. Автор в 2014 году предложила к STEAM-концепции добавить S (Self/Sport), что позволяет, на наш взгляд, формировать более успешную личность и способствовать гармоничному развитию каждого ребенка. С 2018 года нами запущен проект «Молодежное STEAMS-движение школьных профессиональных команд», поддержанный Российской академией образования, создана инновационная площадка РАО под научным руководством А. К. Орешкиной, заведующей лабораторией современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО. Развивая STEAMS-направление, мы объединили в сетевое взаимодействие детские дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, средние и высшие профессиональные организации, частные образовательные организации, центры дополнительного образования, технологические компании, инновационный бизнес, научные лаборатории, институты развития образования, некоммерческие образовательные организации. На основе государственно-частного и социального партнерства создали внешнюю сетевую платформу для взаимодействия, наставничества, менторства. Основная идея проекта «Молодежное STEAMS-движение школьных профессиональных команд» — построение и апробация перспективной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников, создание благоприятной среды для профподготовки по компетенциям новых профессий будущего, развитие наставничества и социального
партнерства для достижения высоких результатов в формировании гармоничной и успешной личности каждого ребенка. В инновационную площадку вошли 90 организаций из 29 субъектов Российской Федерации и 10 организаций из 6 зарубежных стран.
Методология и методы исследования. Необходимость развития приоритетных направлений для экономического благосостояния страны, определяется рядом государственных документов, которые также определили методологические основания нашего исследования: Национальный проект «Образование»: «Молодые профессионалы»; Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Цифровая экономика Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития РФ; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Предложен к рассмотрению проект «Молодежное STEAMS-движение школьных профессиональных команд» (далее — STEAMS), основанный на концепции STEAMS-образования и воспитания: подготовка детей в области высоких технологий через комплексный междисциплинарный подход с проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой, учитывающий творческое, физическое, нравственное, личностное развитие ребенка. Модель объединяет естественные и гуманитарные науки, инженерные и точные предметы, личностное развитие и здоровье в единую систему. В ее основе интегративный подход: программирование и биологию, основы здоровья и физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных жизненных, технологических задач. При этом формируя необходимые навыки успешной и здоровой личности, а также прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости. STEAMS-подход [комментарий 5] подразумевает комплексную систему по формированию всестороннего развития обучающегося. В рамках реализации STEAMS проходит серия системных образовательных и воспитательных программ и мероприятий в течение всего года по направлениям (паттернам) STEАMS, результатом которых должна стать демонстрация полученных навыков на главных мероприятиях проекта. Методы исследования: аналитические, диагностические, формирующие, статистические. Реализация инновационного проекта проходила в несколько этапов: 1-й этап (2018 год) — организационный, подготовительный; 2-й этап (2019-2022 годы) — практический, основной;
3-й этап (2023 год) — аналитический, итоговый.
Результаты исследования. С 1 сентября 2018 года проект STEAMS запущен в первых 10 пилотных образовательных организациях (два дошкольных учреждения, шесть школ, один колледж, один центр дополнительного образования). Созданы технологические площадки проекта на каждой базе и оснащены современным оборудованием по компетенциям [комментарий 6] профессий будущего[коммента-рий 7] по стандартам WorldSkills Russia. Обязательными для освоения являются компетенции: «Интернет вещей» [комментарий 8], «Робототехника», «Беспилотные летательные аппараты (БЛА)», «Мультимедиакоммуникации», «Информационные технологии (ИТ)», «Графический дизайн», «Мехатроника», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Инженерный дизайн CAD». Всего 50 компетенций для выбора и освоения в рамках проекта. Все компетенции являются перспективными профессиями будущего: например, компетенция «Интернет вещей» ставит перед собой целью подготовку специалистов, способных разрабатывать решения интернета вещей. По результатам освоения компетенции обучающийся может сдать демонстрационный экзамен[комментарий 9] по компетенции и получить сертификат по специальности будущего «Специалист по разработке систем интернета вещей». Специалисты данной компетенции в настоящее время широко востребованы на рынке труда. В качестве уровня требуемых умений и навыков участника чемпионатов профессионального мастерства («Московские мастера», «ЮниорПрофи», «Абилимпикс», WorldSkills Russia, JuniorSkills, Schoolskills и др.) по компетенции «Интернет вещей» берутся требования, предъявляемые сотрудникам, претендующим на роль специалиста по разработке решений интернета вещей (Solution Architect/ Solution Developer).
Создана внешняя коммуникационная партнерская сеть для поддержки реализации проекта STEAMS. На базе дошкольных организаций и начальной школы проект реализуется через внедрение технологических модулей в общеобразовательную программу, создается развивающая предметно-пространственная среда на основе междисциплинарного и прикладного подхода и интеграции всех направлений STEAMS. Осуществляется развитие детей через реализацию модулей: дидактическая система Ф. Фрёбеля, робототехника, мультстудия, цифровой БУМ (будущее умных машин), IT-старт, здоровье и Я, веселый эксперимент и пр. Сохраняя преемственность, далее с 5-го класса в школах реализация
проекта осуществляется через несколько ступеней развития и начинает свой путь с вовлечения детей в профпробы по нескольким компетенциям новых профессий будущего в рамках предметной области «Технология». Количество компетенций и их выбор определяется совместно со школьниками по результатам заполнения ими специально разработанной анкеты. Лидерами проекта разработана Концепция модели школьного курса технологии с модулями инновационного технологического практикума Schoolskills, разработаны учебно-методические комплексы по всем компетенциям профессий будущего, набран состав партнеров — компаний — разработчиков инновационного оборудования по обучению новым профессиям. В рамках экспериментальной работы на базах школ введены часы по выбору в 9-х классах, увеличено количество часов в 8-х классах. Само содержание курса обогащено количеством компетенций. Для 9, 10, 11-х классов использованы часы внеурочной деятельности, разработана взаимообогащающая интеграционная программа вариативной и инвариантной части на всех уровнях: базовом, углубленном, профи. Программа обогащена модулями инновационных технологических практикумов (профессиональных проб) до 2 часов в неделю для 5-6-х и 7-8-х классов. Для 9, 10 и 11-х классов модули предлагаются как для базового уровня (до 2 часов в неделю), так и для профильного уровня (до 6 часов в неделю для 9-го класса и до 4 часов в неделю для 10-го и 11-го классов) [1; 16]. Внеурочная деятельность и возможности дополнительного образования закрывают потребности в часах по программам развития всех направлений проекта. Для школьников 14+ реализуется проект «Школьная корпорация», позволяющий выполнять профессиональные задачи с оплатой их труда, что повысило мотивацию к углубленному освоению профессии. По итогам набора модулей в рамках одного профессионального направления проводится итоговая аттестация (демонстрационный экзамен) на получение профессии. Такая работа позволяет школьникам на этапе окончания школы иметь точный выбор профессии, нужного ссуза или вуза для поступления и в дальнейшем работать по выбранной профессии. По предложениям школьников и студентов разработан Конкурс международного молодежного олимпиадного движения STEAMS и включен в Перечень олимпиад и конкурсов Министерства просвещения[комментарий 10]. Проект был представлен более чем на 15 различных площадках всероссийских и международных мероприятий. Для эффективной и систематической
работы оператора проекта с сетью базовых экспериментальных площадок создан головной технологический центр (ЦУП-центр управления проектом) на базе ЦМИТ «РобоСКАРТ» в инновационном центре «Сколково». Для сетевого взаимодействия, автоматизации организационно-педагогических процессов, администрирования, непрямого контакта обучающегося с технологическим оборудованием ЦМИТ разработан программно-аппаратный комплекс RobotoLab Reports [комментарий 11]. На постоянной основе реализуются курсы повышения квалификации для педагогов, в том числе совместно с издательством «Просвещение», ФИРО РАНХиГС, МГПУ, «Сколково» и др. Ежегодно проводятся мероприятия: Международная стажировка «Стратегии инновационного образования для цифровой экономики. Школа как инновационная среда»; Международный CONNECTOR (совместно со специалистами из Эстонии, Норвегии, Дании, Германии, США, Италии), Международная научно-практическая конференция и конкурс педагогического мастерства «Педагог цифрового столетия»; Международный педагогический форум «Технологический вектор в образовании», международные стажировки для педагогов и обучающихся. Для школьников организовано шесть конкурсов всероссийского и международного уровней, включенных в Перечень Минпросвещения. Победители и призеры данных конкурсов включаются в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности [комментарий 12], что дает дополнительные баллы при поступлении в вузы и ссузы, участие в программах «Сириуса» и др. По результатам участия в мероприятиях проекта STEAMS школьники направляются по бесплатной квоте в МДЦ «Артек». Обучающиеся STEAMS успешно представляют разработки в зарубежных конкурсах, входят в региональные Малые научные академии, имеют патенты на изобретения, с ними заключаются отложенные договоры по трудоустройству в инновационные компании.
В результате исследовательской работы сформирована система оценки результативности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования; определен набор практических решений и технологий для эффективного организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования; разработана, научно обоснована и экспериментально
апробирована Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования; определены критерии и показатели готовности самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования; реализован оценочно-диагностический мониторинг готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Все материалы представлены в диссертационной работе.
Заключение. STEAMS-подход к организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся помогает выстроить весь процесс от идеи до эффективной реализации в любой образовательной структуре либо на уровне муниципалитета, региона. Все программы для всех возрастов полностью адекватны новым требованиям по ФГОС. Созданные площадки обеспечивают знакомство с миром профессий через профпробы, происходит ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Обеспечивается гибкий переход от общего к профессиональному образованию. Данную модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся можно считать эффективной образовательной практикой.
Комментарии
1. Атлас новых профессий — альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, разработанный в «Сколково». Сайт: https://atlas100.ru/catalog/
2. Проектный офис Национальной технологической инициативы. Сайт: https://nti2035.ru/
3. STEM (англ. Science, Technology, Engineering Mathematics — естественные науки, технологии, инженерия и математика) — термин, используемый в США для общего обозначения академических дисциплин.
4. Концепция STEAM зародилась в Школе дизайна Род-Айленд, г. Провиденс (англ. Rhode Island School of Design, Providence), при этом под Art следует понимать не эстетическое искусство в узком смысле, а широкий спектр гуманитарных направлений: языкознание (словесность), обществознание и все виды искусств, включая физические и изобразительные (изящные) искусства, а также музыку (physical arts, fine arts). В настоящее время STEAM считается наиболее сильной комбинацией академических направлений и методов обучения для образования
общества и инновационного развития экономики, внедренной многими институтами и организациями, а также принятым национальным стратегическим приоритетом не только в США, но и во многих других странах (Великобритания, Китай, Южная Корея, Австралия, Сингапур, Израиль, Индия, Тайвань, Канада и др.).
5. STEAMS: S-паттерн — Science (естественные науки); T-паттерн — Technology (технологии в общем смысле: изучение современных цифровых технологий и профессий будущего через новую систему профориентации и профподготовки школьников); Е-паттерн — Engineering (инжиниринг, проектирование, дизайн); А-паттерн — Art (искусство); М-паттерн — Mathematics (математика, программирование); S-паттерн — Self/Sport (личность/здоровье: формирование успешной личности через формирование физического, психологического, духовно-нравственного здоровья; формирование личностных компетенций и навыков XXI века, мягких навыков (soft skills). Сайт: https://vk.com/public166316243
6. Компетенция — это профессия, по которой проводятся профессиональные чемпионаты и соревнования для выявления и оценки способностей участника успешно действовать на основе профессиональных умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности. Сайт: https://nationalteam.worldskills.ru/skills/
7. Профессии будущего — профессии, которые появляются с возникновением и развитием новых технологий и становятся необходимыми для конкурентного преимущества страны. Например, специалист по кибербезопасности — это человек, который занимается выявлением угроз потери и повреждения цифровых данных, обеспечивает их защиту и безопасность.
8. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) — концепция сети, предполагающая использование огромного количества устройств (вещей), взаимодействующих не только с человеком, но и друг с другом, а также с другими информационными системами.
9. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia проводится с целью определения у обучающихся уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Сайт: https://worldskills.ru/
10. Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих
конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультур-но-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/2019 учебный год, Приказ Министерства просвещения № 197 от 9 ноября 2018 года.
11. На Программно-аппаратный комплекс RobotoLab Reports получено Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016662104 от 21.07.2016, ПАК включен в Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендованных к использованию в Российской Федерации.
12. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 607 от 7 декабря 2015 года «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности», постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». Образовательный фонд «Талант и успех» является в соответствии с пунктом 7 Правил оператором по формированию и ведению государственного информационного ресурса о детях.
Список источников
1. Аурениус Ю. К., Ботова А. А., Цветкова М. С. и др. Профориентационная модель "Schoolskills" для школьного курса Технологии с модулями инновационного технологического практикума / Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, 6-7 апреля 2018 года. М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А-Приор», 2018. С. 271-278. EDN XOAJAT.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 24 с.
3. Гончарова О. Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). М., 180 с.
4. Гурулева Т. Л. Современная система образования Китая: кросс-культурное взаимодействие Востока и Запада // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11 (4). С. 579 [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=7791 (дата обращения: 15.12.2022).
5. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Уч. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2003. 216 с.
6. Логвинова О. Н., Родичев Н. Ф., Махотин Д. А. Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации содержания учебного предмета «Технология» // Школа и производство. 2019. № 5. С. 3-8.
7. Митина Л. M. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: МПСИ, 2003. 160 с.
8. Поляков В. А. Профессиональное самоопределении / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 2. С. 212-213.
9. Приказ от 26 октября 2020 года № 744 (с изменениями на 20 октября 2021 года) «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (дата обращения: 11.01.2023).
10. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 490 с.
11. Родичев Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Новые ценности образования. М., 2006. Вып. 1-2. С. 234-251.
12. Сергеев И. С. К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «повышение престижа рабочих профессий» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceeducation.ru/119-14669 (дата обращения: 15.01.2023).
13. Тарасова Н. В. Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля обучения в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и ссуза: дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). М., 2005. 165 с.
14. Цветкова М. С., Аурениус Ю. К., Ювентин-Фавста Т. А. и др. Концепция модели школьного курса «Технологии» с модулями инновационного технологического практикума // Техническое творчество молодежи. 2018. № 3 (109). С. 10-15.
15. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9-12; № 2. С. 3-6.
References
1. Aurenius Ju. K., Botova A. A., Cvetkova M. S. i dr. Proforientacionnaja model' "Schoolskills" dlja shkol'nogo kursa Tehnologii s moduljami innovacionnogo tehnologicheskogo praktikuma / Nepreryvnoe obrazovanie: jeffektivnye praktiki i perspektivy razvitija: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 6-7 aprelja 2018 goda. M.: Moskovskij gorodskoj peda-gogicheskij universitet, OOO «A-Prior», 2018. S. 271-278. EDN XOAJAT. [In Rus].
2. Blinov V. I., Sergeev I. S., Esenina E. Ju. Osnovnye idei didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovanija i obuchenija. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. 24 s. [In Rus].
3. Goncharova O. L. Pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija obuchajushhih-sja v processe preemstvennosti nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk (13.00.08). M., 180 s. [In Rus].
4. Guruleva T. L. Sovremennaja sistema obrazovanija Kitaja: kross-kul'turnoe vzaimodejstvie Vostoka i Zapada // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015. № 11 (4). S. 579 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7791 (data obrash-henija: 15.12.2022). [In Rus].
5. Zeer Je. F. Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod: Uch. posobie / Je. F. Zeer, A. M. Pavlova, Je. Je. Symanjuk. M.: MPSI, 2003. 216 s. [In Rus].
6. Logvinova O. N., Rodichev N. F., Mahotin D. A. Modeli i mehanizmy setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij dlja realizacii soderzhanija uchebnogo predmeta «Tehnologija» // Shkola i proizvodstvo. 2019. № 5. S. 3-8. [In Rus].
7. Mitina L. M. Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii. M.: MPSI, 2003. 160 s. [In Rus].
8. Poljakov V. A. Professional'noe samoopredelenii / V. A. Poljakov, S. N. Chistjakova // Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija: V 2 t. / Gl. red. V. V. Davydov. M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1998. T. 2. S. 212-213. [In Rus].
9. Prikaz ot 26 oktjabrja 2020 goda № 744 (s izmenenijami na 20 oktjabrja 2021 goda) «Ob utverzhde-nii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebujush-
hih srednego professional'nogo obrazovanija». Ministerstvo truda i social'noj zashhity [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (data obrashhenija: 11.01.2023). [In Rus].
10. Prjazhnikov N. S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredelenija. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. 490 s. [In Rus].
11. Rodichev N. F. Obosnovanie koncepcii pedagogicheskoj podderzhki professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov / Novye cennosti obrazovanija. M., 2006. Vyp. 1-2. S. 234-251. [In Rus].
12. Sergeev I. S. K voprosu ob jeffektivnosti strategii professional'noj orientacii «povyshenie prestizha rabochih professij» // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 5 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.scienceeducation.ru/119-14669 (data obrashhenija: 15.01.2023). [In Rus].
13. Tarasova N. V. Professional'noe samoopredelenie uchashhihsja v vybore profilja obuchenija v uslovi-
jah vzaimodejstvija obshheobrazovatel'noj shkoly i ssuza: dis____kand. ped. nauk (13.00.01). M., 2005.
165 s. [In Rus].
14. Cvetkova M. S., Aurenius Ju. K., Juventin-Favsta T. A. i dr. Koncepcija modeli shkol'nogo kur-sa «Tehnologii» s moduljami innovacionnogo tehnologicheskogo praktikuma // Tehnicheskoe tvorchestvo molodezhi. 2018. № 3 (109). S. 10-15. [In Rus].
15. Chistjakova S. N. Novye podhody k formirovaniju professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Shkola i proizvodstvo. 2013. № 1. S. 9-12; № 2. S. 3-6. [In Rus].
Информация об авторе
Т. А. Ювентин-Фавста — генеральный директор
Information about the author
T. A. Iuventin-Favsta — General Director
Статья поступила в редакцию 05.02.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 05.02.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.