Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О.А., Зотов В.В.

В статье исследуется проблема социально-профессионального самоопределения обучающихся, актуализируются препятствия и трудности в формировании данного личностного феномена. Обозначаются факторы успешного социально-профессионального самоопределения обучающихся и направления психолого-педагогической работы - личностное, межличностное, социальное (средовое). Определено, что личностные факторы профессионального самоопределения обусловлены внутренними ресурсами личности, межличностные (наличием знаний и навыков в общении со сверстниками и взаимодействием с педагогами), социальные (наличием социально-экономических условий современной профессиональной деятельности и специфики профессионально-ориентированных образовательных программ, с учетом их содержания с производством). Отмечается необходимость учета современных профессиональных тенденций в образовательном процессе. Уровень новизны определяется комплексным подходом учета ключевых факторов процесса социально-профессионального самоопределения, где каждый элемент является неотъемлемой частью системы формирования гармоничной личности. Авторами выявлено, что учет факторов социально-профессионального самоопределения имеет особенности и специфическое применение при формировании отдельных траекторий развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калимуллина О.А., Зотов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article discusses the problem of social-professional self-determination of students. The characteristics and content of professional self-determination and development of modern schoolchildren are considered, obstacles and difficulties in the formation of this personal phenomenon are highlighted. The factors of successful social-professional self-determination of students and the directions of psychological and pedagogical work are indicated - personal, interpersonal, social (environmental). Personal factors of professional self-determination are manifested in the internal resources of the student, interpersonal - in the acquisition of professional knowledge and skills in communicating with peers and interaction with teachers, social - taking into account the social and economic conditions of modern professional activity, the development of professionally oriented curricula and the organization of communication with production. The need to take into account modern professional trends in the school educational process is noted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Общее образование

УДК 378

К вопросу исследования факторов социально-профессионального самоопределения обучающихся: концептуальный аспект

Factors of social-professional self-determination of students

Калимуллина О.А., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, olca.1970@mail.ru

Зотов В.В., Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), vvzotov777@yandex.ru

Kalimullina O., Volga Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, olca.1970@mail.ru Zotov V., Kosygin State University of Russia, vvzotov777@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.019

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, педагогическая психология, психология образования, обучающиеся, личность, развитие.

Keywords: social-professional self-determination, professional development, educational psychology, educational psychology, high school students.

Аннотация. В статье исследуется проблема социально-профессионального самоопределения обучающихся, актуализируются препятствия и трудности в формировании данного личностного феномена. Обозначаются факторы успешного социально-профессионального самоопределения обучающихся и направления психолого-педагогической работы - личностное, межличностное, социальное (средовое). Определено, что личностные факторы профессионального самоопределения обусловлены внутренними ресурсами личности, межличностные (наличием знаний и навыков в общении со сверстниками и взаимодействием с педагогами), социальные (наличием социально-экономических условий современной профессиональной деятельности и специфики профессионально-ориентированных образовательных программ, с учетом их содержания с производством).

Отмечается необходимость учета современных профессиональных тенденций в образовательном процессе. Уровень новизны определяется комплексным подходом учета ключевых факторов процесса социально-профессионального самоопределения, где каждый элемент является неотъемлемой частью системы формирования гармоничной личности. Авторами выявлено, что учет факторов социально-профессионального самоопределения имеет особенности и специфическое применение при формировании отдельных траекторий развития личности.

Abstract. The article discusses the problem of social-professional self-determination of students. The characteristics and content ofprofessional self-determination and development of modern schoolchildren are considered, obstacles and difficulties in the formation of this personal phenomenon are highlighted. The factors of successful social-professional self-determination of students and the directions of psychological and pedagogical work are indicated - personal, interpersonal, social (environmental). Personal factors ofprofessional self-determination are manifested in the internal resources of the student, interpersonal - in the acquisition of professional knowledge and skills in communicating with peers and interaction with teachers, social - taking into account the social and economic conditions of modern professional activity, the development of professionally oriented curricula and the organization of communication with production. The need to take into account modern professional trends in the school educational process is noted.

Введение. Одним из ведущих направлений научных исследований выступает теоретико-методологический аспект воспитания в условиях современного образовательного процесса, в частности, формирования личности

обучающихся, развития качеств и навыков межличностного общения, становления ценностно-мотивационной сферы и

профессионального самоопределения.

Действительно, в рамках образовательного

процесса личность проходит достаточно длинныи маршрут от появления в ее жизни учебной (личностно- и социально-значимой) деятельности от другого, значимого взрослого и сверстников, до формирования у нее мировоззрения, установок к социальным, политическим и экономическим явлениям, устойчивым межличностным (деловых и интимных) взаимоотношениям с другими подростками и взрослыми до прогнозирования перспектив собственного жизненного пути. На протяжении процесса обучения формируется множество личностных и межличностных новообразований, которые трансформируют его жизнь до возраста взрослого человека. При этом отметим, что частным новообразованием и новой сферой жизнедеятельности обучающегося является его социально-профессиональное развитие [10].

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является всестороннее

рассмотрение факторов социально-

профессионального самоопределения

обучающихся, через рассмотрение

концептуальных аспектов основных траекторий развития личности.

Методология исследования.

Профессиональное развитие обучающихся в образовательном процессе начинается с младших классов при знакомстве с различными сферами человеческой деятельности на учебных предметах, взаимодействии со взрослыми -представителями различных профессий при ориентации на профессии в условиях игровой деятельности (которая занимает одно из ведущих видов наравне с учебной). Отметим, что это предварительный этап профессионального развития, однако представления о мире профессий, знания о различных видах труда и деятельности, образ профессионала и будущей деятельности уже начинают формироваться с раннего периода. Более интенсивным этот процесс становится в условиях следующей образовательной ступени (в средней школе) при освоении предметных областей разнообразных учебных предметов, развитии взаимодействия со взрослыми, разнообразии форм внеаудиторной деятельность (кружки и секции, участие в социальных инициативах, др.). Старшая ступень общего образования обусловливает не только развитие приобретаемого опыта и расширения кругозора, но и осмысление новых ценностно-мотивационных образований, находящих свое проявление в личностном росте, способах самореализации, поиска смысла жизни, профессиональных предпочтений и интересов, социально-значимых мотивов деятельности.

Результатом личностного осознания

обучающимися этих вопросов и проблем являются их профессиональные ориентации,

профессиональное самосознание и социально-профессиональное самоопределение [7].

Целесообразно отметить, что данный феномен необходимо рассматривать и как процесс, и как устойчивое мотивационное состояние обучающегося. В первом значении социально-профессиональное самоопределение определяется как процесс формирования профессиональных интересов и мотивов, развития устойчивой направленности на определенную

профессиональную сферу. Причем, процесс ориентирован на получение опыта определенной профессиональной деятельности, формирования умений общения с представителями конкретной профессии, выявления собственных способностей, склонностей, интересов, предпочтений в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности личности.

В значении устойчивого состояния и новообразования личности социально-профессиональное самоопределение возникает у подростка в виде специфического профессионального самосознания: он рассматривает себя как способного и склонного к определенному виду деятельности и как выбравшего эту деятельность исходя из собственных предпочтений или

привлекательности данной профессии. Это проявление самосознания, а данное состояние и образ самого себя обусловливают у обучающегося переживание чувства готовности к определенной профессии, направленности на овладение ею, желание быть информированным в части развития в условиях трансформационных процессах, характерным всем сферам современной профессиональной деятельности, стремление формировать практический опыт деятельности.

Социально-профессиональное самоопределение обучающегося является необходимым элементом его общего жизненного самоопределения [12]. С поиском определения своего места в жизни, выбора жизненной перспективы и цели сталкивается личность при условии развития его Я-концепции. С этих позиций представляется целесообразным рассматривать проблему формирования профессиональной идентичности.

Для обучающегося профессиональное самосознание и идентичность выступает одним из вариантов жизненного самоопределения, жизненной идентичности, поскольку

профессиональная сфера деятельности составляет ценностную основу всей жизни человека. Выбор

определенной профессии или профессиональной сферы трансформирует личностные свойства обучающегося и внутренне, и внешне. Внутренний аспект развития заключается в том, что личностная структура субъекта образования, его иерархия мотивов и ценностей, Я-концепция получают определенность: личность

ориентирована на приобретение определенных знаний и навыков и готова к отдельным действиям и деятельности, связанными с будущей профессией. Внешне же субъект преобразует собственное поведение: он мотивирован на получение определенной информации по предметным областям в условиях образовательного процесса и во внеучебной деятельности, формирует взаимодействие или продуктивно актуализирует существующие связи, включаясь в различные виды активности, овладевая новыми знаниями и умениями (самостоятельно или с помощью других).

Необходимо также отметить и возрастную специфику такого личностного новообразования, как социально-профессиональное

самоопределение. Этот возрастной период для обучающегося характеризуется противоречивым состоянием: с одной стороны, возникает потребность в собственном развитии, приобретении социального статуса,

формировании определенной профессиональной идентичности и профессиональных предпочтений, с другой - личность все еще остается в прежней ситуации развития. Это период, когда субъект зависим от родителей и семьи, когда он не наделен определенными правами и у него не сформированы личностные качества,

профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной взрослой жизни и профессиональной деятельности.

Отметим, что социально-профессиональное самоопределение и идентичность имеют высокую значимость для становления личности обучающегося и ее жизненной и профессиональной перспективы. Однако несмотря на очевидный и в некотором смысле обязательный/неотвратимый характер всех вышеперечисленных личностных и

профессиональных новообразований существуют трудности и препятствия для гармоничной реализации данного процесса [9;21].

Результаты. Прежде всего, необходимо указать на внешние и социальные препятствия профессионального самоопределения

обучающихся. К таковым относятся: само трансформирующееся общество; изменение социальных ценностей и приоритетов; продолжающееся размытие рамок социального

статуса и профессионального признания. Глобализация всех сфер жизнедеятельности человека, с одной стороны, позволяет развиваться в очень узких и мало востребованных областях, с другой - в этом процессе на первый план выходит именно личностная идентичность и самостоятельный характер оценки самого себя. Школьник, молодой человек теперь меньше может быть подвержен внешнему социальному одобрению при выборе своего жизненного и профессионального пути, но качественно, позитивно и эффективно это будет только тогда, когда сам субъект будет способен независимо от других и без ориентации на других осуществлять собственный выбор, иметь внутреннюю мотивацию достижения и развития.

Не менее влиятельным в этом же блоке трудностей является постепенное исчезновение или падение популярности традиционных профессий, а также появление новых, свойственных постиндустриальному

производству, еще пока не занявших определенное место в общественном сознании специальностей. Современный мир профессий предлагает обучающемуся множество сфер приложения собственных способностей и талантов. Технологическое развитие и новые потребности современной действительности формируют спрос на новые специальности, однако само профессиональное образование всех его уровней не в полной степени полноты представляет методические основы обучения новым компетенциям. Вместе с этим некоторые из новых профессий так же быстро могут исчезать или терять свою актуальность, также и возникать.

Существует и другая проблема. Даже выбрав специальность и образование по всегда востребованной профессии, субъект

образовательной системы не может быть уверен, что получит самую актуальную информацию: социальные и технологические изменения постоянно вносят коррективы в необходимые компетенции и знания. Таким образом, обучающемуся школьнику необходимо приобретать навыки постоянного

профессионального саморазвития и

профессиональной самоориентации.

Последнее, в том числе, относится к внутренним трудностям профессионального развития и самоопределения современного обучающегося. Среди них отметим, прежде всего, становление личностного самосознания и самопонимания. В зависимости от того, насколько сам обучающийся знает себя и предпочтения, сильные и слабые личностные особенности, склонности и способности, возникает жизненная

перспектива (необязательно на много лет вперед, но хотя бы на ближайшие годы) и уверенность в себе и определенность собственной идентичности. В настоящее время многие обучающиеся (и даже выпускники) недостаточно представляют себе свою будущую жизнь и имеют разрозненные и неосмысленные представления о самом себе, при этом профессиональное самоопределение замедляется, поскольку является компонентом Я-концепции личности.

Еще одной личностной трудностью является недостаточная сформированность ценностно-мотивационной сферы для жизненного и профессионального самоопределения. В качестве ведущих мотивов у многих обучающихся старших классов и выпускников могут выступать самопрезентация, выстраивание

взаимоотношений со сверстниками, получение опыта общения. С другой стороны, из-за ограниченного практического и

профессионального опыта у субъекта не проявляется устойчивая заинтересованность в какой-либо социальной и трудовой сфере. Такая не профессионально-ориентированная

мотивационная структура личности препятствует самоопределению: обучающиеся оказываются не готовыми к профессиональному развитию, а значит эти трудности переносятся и на последующие возрастные периоды и уровни образования личности.

Выявленные препятствия на пути социально-профессионального самоопределения

обучающихся возможно преодолевать с помощью учета системы факторов и использования комплекса психолого-педагогических

мероприятий, а также с опорой на личностное становление школьников.

Для достижения успешного социально-профессионального самоопределения

обучающихся необходимо актуализировать внимание на системе факторов. Для обозначения этих факторов выделим в образовательном процессе аспекты, связанные с профессиональным развитием обучающегося - личностный, межличностный и социальный (средовой) [15].

Личностный вектор акцентирует внимание на внутренних ресурсах и механизмах личностного и профессионального становления обучающегося. При этом должны учитываться возрастные особенности данного периода, поскольку для старшего подросткового и раннего юношеского возраста характерна направленность на свой внутренний мир, самоидентификацию, познание себя, поиск смыслов и постановка целей, то необходимо данную готовность обучающегося использовать в его учебной и внеучебной

деятельности. Опора на личностно значимые мотивы и интенции как в межличностном общении, так и в педагогическом воздействии (об это речь пойдет ниже) позволит простимулировать их выраженность и приобретение доминирующего статуса в ценностно-мотивационной сфере. Более того, важна не просто ориентация на профессиональное развитие и самоопределение, но конкретизация этих мотивов и стремлений. Чем более точно обучающийся может охарактеризовать свои интересы, тем большее значение они будут иметь в системе регуляции собственной деятельности. Подросток сможет направлять свое поведение на овладение определенными знаниями и получение определенного опыта, принимать эффективные и встроенные в систему его ценностей и целей решения, наконец, выстраивать собственную жизненную перспективу и жизненный план. Последнее может им осуществляться уже в момент обучения в старших классах и окончания школы в виде приобретения знаний, связанных с будущей профессией или сферой интересов, поиска возможностей получения опыта (в том числе во внеучебной деятельности, связанной с социальной активностью) и выбора места дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Межличностные факторы формирования социально-профессионального самоопределения обучающегося выражаются в воздействии на него со стороны сверстников и взрослых, выстраивании межличностных взаимоотношений с другими подростками и своих профессиональных (деловых) взаимоотношений с другими взрослыми (в первую очередь, педагогами). Самостоятельное развитие и поиск профессиональных предпочтений приобретают более устойчивые формы под влиянием других людей, в частности, сверстников, которые проявляют те же интересы. Более того, совместная деятельность увеличивает результативность общих усилий и учит школьника искать информацию у других, выстраивать с ними диалог, решать совместные проблемы. Поэтому организация секций, кружков, клубов, специальных групп по интересам, активность в социальных акциях и объединениях формирует основы не только профессионального самоопределения, но и способствует развитию межличностных, внутригрупповых,

межгрупповых и социальных компетенций, востребованы современной постиндустриальной действительностью.

Отмечая значимость межличностных взаимоотношений обучающихся с педагогом,

необходимо отметить специфические

особенности. Эти отношения начинаются с форм «ребенок-взрослый» и «ученик-учитель» и могут трансформироваться к завершению обучения в системе общего образования в формы «взрослый-взрослый», «(молодой) профессионал-профессионал». Педагог вводит обучающегося во взрослый мир, а также в профессиональную сферу деятельности, раскрывая особенности профессиональной сферы, сущность профессионализма. Организация многообразия форм взаимодействия между обучающемся и педагогом обусловливает формирование опыта взаимоотношений «руководитель-подчиненный», «лидер-исполнитель», «коллега-коллега» и др. При этом обучающийся наблюдает проявление профессиональных компетенций в

педагогической сфере деятельности

(профессиональную саморегуляцию, постановку профессиональных целей и решения профессиональных, стандартных и

нестандартных, задач). Это согласуется с формированием основ развития форм современного взаимодействия с другими взрослыми, представителями современных профессий при условии создания для обучающихся эффективных форм социально и личностно значимой активности.

Социальные (или средовые) факторы социально-профессионального самоопределения обучающихся относятся к широкому окружению (социальные, экономические и политические условия) и содержанию образовательного процесса. Социальные условия становления личности обучающегося по своей сущности динамичны, поэтому целесообразно выстраивание форм преемственности профессионального развития. Прежде всего это относится непосредственно к востребованности профессионального самоопределения в условиях совмещения традиционных и современных (цифровых) профессиональных сфер. Другим аспектом является взаимосвязь

профессионального самоопределения и личностного развития, жизнеобеспечения и социального статуса. Здесь может наблюдаться расхождение между «истинными»

профессиональными ориентациями и

«социальным заказом», социальными условиями для успешного овладения новой профессией. Отметим, что в рамках психолого-педагогической проблематики представляется актуальной подготовка учеников не к конкретной специальности, а к широкому спектру трудовых профессиональных действий, которые могут быть использованы подростком в будущем в различных

сферах постиндустриального производства. С другой стороны, система образования в ее целостности ступеней и уровней ориентирована на сближение с современными профессиональными практиками овладения профессиональными знаниями и навыками в системе общего образования. Это также находит свое выражение в ряде исследовательских работ по психолого-педагогическим проблемам личностного

самоопределения обучающихся (мотивация, принятие решения, способности, одаренность) [2-5;8;19;22], межличностного и профессионального общения (компетентность педагога, социально-психологический класс) [6; 11; 13], формирования образовательной среды и социальных условий реализации общего образования (разработка специальных учебных программ, алгоритмов профессионального самоопределения)

[1;17;18;20].

Актуальным аспектом с позиции социальных (средовых) факторов является разработка образовательных программ, методического инструментария, обеспечивающих эффективность как учебной, так и во внеучебной деятельности. Учитывая, что существующие образовательные стандарты общего образования не позволяют свободно проектировать структуру учебного предмета и конкретных занятий, целесообразно включение в содержание обучения современной проблематики цифрового общества, экономики, науки, технологий, культуры. Это будет способствовать расширению мировоззренческой картины мира и кругозора обучающихся, повышению мотивационной готовности личности к жизни в современном постиндустриальном цифровом мире и овладению современными профессиями.

Также отметим направление социальных разработок профессионального самоопределения обучающихся - производственное или организационное. При этом приоритет взаимосвязи связи между образованием и производством чаще всего принадлежит иным уровням образования, однако в практике существуют интегративные формы связи по введению элективных курсов, связанных с практикой обучающихся [14;16;23]. При этом интегрируются интересы сторон - обучающегося (получение опыта), педагога (модификация учебных программ) и производства (получение представлений о подрастающем поколении и подготовка новых рабочих мест современных социальных и технологических трендов.

Развитие и углубление концептуальных представлений, формирование научных основ и разработка теоретико-методологических

оснований получения профессиональных знаний и умений обучающимися направлено на обеспечение процесса модернизации образования и современных трансформационных процессов.

Заключение. Отметим, что рассмотренная в обобщенном концептуальном аспекте проблема социально-профессионального самоопределения обучающихся является актуальной как для современного общества и образования, так и для самих субъектов образовательного процесса (обучающихся), поскольку она выступает одной из ведущих задач встраивания учебных предметов и форм социальной активности личности в формирующееся профессиональное сознание подростка. Актуализация данной цели направлена на «профессионализацию» образовательного процесса (его аудиторных и внеаудиторных форм), формирование профессионально значимых мотивов и будущих профессиональных интересов личности.

Представленные направления психолого-педагогической деятельности в образовании, во-первых, позволяют обозначить проблематику

развития форм профессионального

самоопределения в образовательной организации, во-вторых, скорректировать образовательный процесс в аспекте целей и задач личностного и профессионального самоопределения

обучающихся.

Представляется целесообразной разработка теоретико-методологического контекста форм социально-профессионального самоопределения как междисциплинарного феномена,

формирующегося при условии взаимосвязи ведущих научных идей педагогики, психологии и самой сферы развития профессиональных трансформаций на современном этапе на основе научно обоснованной концепции, с учетом форм социально и личностно значимой активности обучающихся. Полученные результаты исследования можно использовать для формирования ключевых стратегий развития обучающихся и дальнейшего выстраивания и разработку алгоритма формирования их индивидуальной траектории обучения.

Литература:

1. Андреянова Т.А. Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» как фактор социально-профессионального самоопределения учащихся / Т.А. Андреянова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату / Материалы II Международной научно-практической конференции; гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: НОЧУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 1013.

2. Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 7. - №2 1. - С. 154-164.

3. Бадашкеев М.В. Психологические аспекты личностно-профессионального самоопределения учащихся в условиях сельской школы / М.В. Бадашкеев // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - №2 2. - С. 78-87.

4. Балаева Е.А. Принятие решения как фактор успешного социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи / Е.А. Балаева // Вопросы гуманитарных наук. - 2011. - №2 6(56). - С. 220223.

5. Брызгалова П.Г. Опыт работы по социально-профессиональному самоопределению учащихся старших классов / П.Г. Брызгалова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.19. - С. 56-60.

6. Гвоздева Т.В. Формирование социальной компетентности педагога как условие становления профессионального самоопределения учащихся:

сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / Т.В. Гвоздева // Конференциум АСОУ. - 2017. - № 1. - С. 267-270.

7. Диннер И.В. Процесс и этапы профессионального самоопределения в условиях трансформации социально-трудовых отношений / И.В. Диннер // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2020. - Т. 18. - № 1. - С. 77-88.

8. Дубовцева М.В., Кузьмина Ю.А. Социально-профессиональное самоопределение одаренных учащихся / М.В. Дубовцева, Ю.А. Кузьмина // Современная образовательная среда: теория и практика / Материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 28 ноября 2018 г.). -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2018. - С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Журкина А.Я., Сергушин Е.Г., Сергушина О.В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций / А.Я. Журкина, Е.Г. Сергушин, О.В. Сергушина // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - №° 1(82). - С. 29-36.

10. Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи / Э.Ф. Зеер // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - № 3(36). - С. 16-26.

11. Конобеева Т.А., Кац С.В. Социально-психологический класс - новый формат профильного образования старшеклассников / Т.А. Конобеева, С.В. Кац, В.Ш. Крупник, И.В. Потапов, Л.В. Хаймович, А.А. Чекалина, Е.Г. Ушакова. - М.: Московский городской педагогический университет. - 2019. - 156 с.

12. Кудрявцева М.Г. Содержание и условия социально-профессионального самоопределения

учащихся в процессе экономико-технологическои подготовки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кудрявцева Марина Геннадьевна. - Казань. - 2004. - 163 с.

13. Лупанова Н.А. Влияние социальной компетентности педагога на формирование готовности учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности / Н.А. Лупанова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 49-59.

14. Немирич Т.Н., Маланов И.А. Допрофессиональная подготовка сельских школьников / Т.Н. Немирич, И.А. Маланов // Образование и право. -2018. - № 12. - С. 268-277.

15. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство / Р.Е. Пономарев. - М.: МАКС Пресс. - 2014. - 100 с.

16. Рудакова А.А., Зайцева А.С. Элективные курсы «Учебная практика» и «Производственная практика» как средство формирования профессиональных компетенций школьников / А.А. Рудакова, А.С. Зайцева // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 1. - С. 1-13.

17. Спектор Г.З. Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Спектор Галина Захаровна. - М., 2003. - 189 с.

18. Уткина Т.В., Рыженкова Н.В. К вопросу об организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях социального

партнерства на основе образовательного кластера / Т.В. Уткина, Н.В. Рыженкова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 314.

19. Федорова Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников / Л.Д. Федорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 3. - С. 19-23.

20. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. -С. 9-12.

21. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Манухина С.Ю. Теория и практика психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, С.Ю. Манухина. - М.: Литера, 2011. - 142 с.

22. Шилова М.И., Вебер С.А. Теория и практика наполнения сфер образовательного пространства в контексте личностного самоопределения старшеклассника / М.И. Шилова, С.А. Вебер // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 4. - С. 208-217.

23. Щуркина И.И. Организация работы по профориентации школьников и профадаптации студентов в техникуме / И.И. Щуркина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. -№ 1-2. - С. 37-37.

References:

1. Andreyanova T.A. Author's additional general educational program "Fine Arts" as a factor of social and professional self-determination of students / T.A. Andreyanova // Modern trends in the organization of the educational process: from idea to result / Materials of the II International Scientific and Practical Conference; ch. ed. M.P. Nechaev. Cheboksary: NOCHU DPO "Expert and Methodological Center", 2018. - pp. 10-13.

2. Aron I.S. Motivation for professional self-determination of adolescents who are in a special social situation of development / I.S. Aron // Psychological Science and Education. - 2015. - T. 7. - № 1. - S. 154-164.

3. Badashkeev M.V. Psychological aspects of personal and professional self-determination of students in the conditions of a rural school / M.V. Badashkeev // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2016. - № 2. - S. 78-87.

4. Balaeva E.A. Decision-making as a factor of successful social and professional self-determination of students / E.A. Balaeva // Questions of the Humanities. -2011. - № 6(56). - S. 220-223.

5. Bryzgalova P.G. Experience in social and professional self-determination of senior students / P.G. Bryzgalova // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2015. - T.19. - S. 56-60.

6. Gvozdeva T.V. Formation of social competence of a teacher as a condition for the formation of professional self-determination of students: a collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences / T.V. Gvozdev // ASOU Conference. - 2017. - № 1. - P. 267-270.

7. Dinner I.V. The process and stages of professional self-determination in the conditions of transformation of

social and labor relations / I.V. Dinner // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. - 2020. - T. 18. - № 1. - S. 7788.

8. Dubovtseva M.V., Kuzmina Yu.A. Socio-professional self-determination of gifted students / M.V. Dubovtseva, Yu.A. Kuzmina // Modern educational environment: theory and practice / Materials of the IV International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, November 28, 2018). - Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus". - 2018. - S. 24-28.

9. Zhurkina A.Ya., Sergushin E.G., Sergushina O.V. Theoretical aspects of the formation of social and professional self-determination of students of educational organizations / A.Ya. Zhurkina, E.G. Sergushin, O. V. Sergushina // Integration of education. - 2016. - T. 20. - № 1(82). - S. 29-36.

10. Zeer E.F. Psychological features of predicting the professional future of youth / E.F. Zeer // Actual problems of psychological knowledge. - 2015. - № 3(36). - S. 16-26.

11. Konobeeva T.A., Katz S.V. Socio-psychological class - a new format of specialized education for senior pupils / T.A. Konobeeva, S.V. Katz, V.Sh. Krupnik, I.V. Potapov, L.V. Khaimovich, A.A. Chekalina, E.G. Ushakov. - M.: Moscow City Pedagogical University. - 2019. - 156 p.

12. Kudryavtseva M.G. The content and conditions of social and professional self-determination of students in the process of economic and technological training: diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Kudryavtseva Marina Gennadevna. - Kazan. - 2004. - 163 p.

13. Lupanova N.A. The influence of the teacher's social competence on the formation of the readiness of pupils and students for professional self-determination in the

information field of activity. Lupanova // Siberian Pedagogical Journal. - 2009. - № 3. - S. 49-59.

14. Nemirich T.N., Malanov I.A. Pre-professional training of rural schoolchildren / T.N. Nemirich, I.A. Malanov // Education and Law. - 2018. - № 12. - P. 268-277.

15. Ponomarev R.E. Educational space / R.E. Ponomarev. - M.: MAX Press. - 2014. - 100 p.

16. Rudakova A.A., Zaitseva A.S. Elective courses "Educational practice" and "Industrial practice" as a means of forming professional competencies of schoolchildren / A.A. Rudakova, A.S. Zaitseva // Pedagogy and education. -2021. - № 1. - P. 1-13.

17. Spector G.Z. Formation of the creative personality of the future teacher in the process of artistic and technological activity: diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Spektor Galina Zakharovna. - M., 2003. - 189 p.

18. Utkina T.V., Ryzhenkova N.V. On the issue of organizing work on the professional self-determination of students in the context of social partnership on the basis of an educational cluster / T.V. Utkina, N.V. Ryzhenkova // Modern problems of science and education. - 2017. - № 5. -P. 314.

19. Fedorova L. D. Professional self-determination of schoolchildren / L.D. Fedorova // Municipal education: innovation and experiment. - 2014. - № 3. - S. 19-23.

20. Chistyakova S.N. New approaches to the formation of professional self-determination of schoolchildren in the context of continuous education / S.N. Chistyakova // School and production. - 2013. - № 1. - P. 9-12.

21. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Manukhina S.Yu. Theory and practice of psychological and pedagogical support of social and professional self-determination of students / S.N. Chistyakova, N.F. Rodichev, S.Yu. Manukhin. - M.: Litera, 2011. - 142 p.

22. Shilova M.I., Weber S.A. The theory and practice of filling the spheres will educate a separate space in the context of a senior pupil's personal self-determination / M.I. Shilova, S.A. Weber // Bulletin of KSPU im. V.P. Astafieva. - 2012. - № 4. - S. 208-217.

23. Shchurkina I.I. Organization of work on vocational guidance of schoolchildren and professional adaptation of students in a technical school / I.I. Shchurkina // Professional education and labor market. - 2015. - № 1-2. - S. 37-37.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Калимуллина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогики и психологии», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: olca.1970@mail.ru

Зотов Владимир Владимирович (г. Москва, Россия), кандидат экономических наук, доцент, директор Института социальной инженерии, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина» (Технологии. Дизайн. Искусство), e-mail: vvzotov777@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.