Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №2
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА «ШКОЛА - ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ»
А. В. Гвоздева, А. В. Чаплыгина
(Курский государственный университет; e-mail: [email protected])
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки основных теоретических положений, направленных на формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательных кластеров различного типа как объединений, ведущих эффективную подготовку самостоятельных, социально активных специалистов широкого профиля для различных сфер жизни общества. В данной статье представлены методологические основы формирования профессионального самоопределения обучающихся для образовательного кластера «школа - вуз - предприятие», включающие в себя подходы (системный, деятельностный, кластерный, практико-ориентированный и аксиологический), условия, принципы (общедидактические и специфические), средства, методы развития и становления необходимых составляющих качеств профессионального самоопределения. Обоснованы сущностные и содержательные характеристики процесса формирования профессионального самоопределения в соответствии с теоретическими и практическими представлениями современной науки. Рассмотрены этапы формирования профессионального самоопределения в соответствии с периодами развития его компонентов у обучающихся. Выделены и описаны четыре группы критериев исследуемого процесса, позволяющих оценивать сформированность основных компонентов профессионального самоопределения обучающихся (мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой); качество усвоения знаний и практических умений, образовательную активность личности (информационно-когнитивный и профессионально-деятельностный) и соответствие профиля подготовки обучающихся их профессиональным намерениям (критерий соответствия).
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа - вуз - предприятие».
Интенсивное обновление современного общества связано с реализацией мероприятий по подготовке специалистов широкого профиля,
коммуникабельных, активных, социально и профессионально мобильных, способных самостоятельно углублять и расширять свои знания, а также осуществлять свою деятельность на уровне мировых стандартов, что находит отражение в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. Подготовка такого специалиста оказывается эффективной, если формирование его профессионального самоопределения как явления, основанного на личностном отношении к будущей профессии и успешно реализуемого только при высоком уровне знаний и мотивации, начинается уже на ступени общего образования.
Традиционно с целью формирования профессионального самоопределения у обучающихся в средних общеобразовательных организациях реализуется специально спроектированная система профессиональной ориентации. Однако она не учитывает тот факт, что процесс формирования профессионального самоопределения осуществляется на двух уровнях: гностическом, состоящем в перестройке сознания и самосознания обучающихся по мере знакомства с той или иной профессией, и практическом, состоящем в удовлетворенности или неудовлетворенности реальными изменениями своего социального статуса, что приводит к недостаточной её результативности: большинство выпускников школ не имеют представления о сущности своей будущей профессии [2]. Поэтому, проанализировав современную психолого-педагогическую литературу относительно вопроса поиска новых способов осуществления процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся, мы пришли к выводу, что этот процесс целесообразно осуществлять в рамках образовательных кластеров различного состава, в частности, построенных по типу «школа - вуз - предприятие».
Эффективную деятельность кластеров по формированию профессионального самоопределения обучающихся определяет теоретико-методологическая основа, характеризующая компоненты профессионального самоопределения, условия, средства и методы их развития и становления, адекватно, корректно описывающая основы функционирования кластера в целом и его элементов и позволяющая формулировать выводы, проверяемые экспериментально. Теоретико-методологическая основа формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа - вуз -предприятие» опирается на следующие методологические подходы: системный, определяющий процесс объединения субъектов «школа», «вуз», «предприятие» в образовательный кластер - систему, обладающую свойствами целостности, открытости, динамичности и синергии; деятельностный, состоящий в особой организации деятельности
обучающихся каждым из субъектов образовательного кластера, при которой возрастает доля личностного участия обучающихся в познании; кластерный, проявляющийся через организацию системы сотрудничества, партнерства, в которой интегрируются на основе добровольности и социальной этики цели, интересы, деятельность и возможности образовательных организаций (школы и вуза) с субъектом рынка труда - предприятием; практико-ориентированный, позволяющий обучающимся сочетать обучение в общеобразовательной организации с практической деятельностью в условиях университета и предприятия и аксиологический, способствующий появлению у обучающихся личных ценностей в образовательном пространстве изучаемого предмета.
Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера осуществляется в три этапа: 1 этап - определение профессиональных склонностей обучающихся; 2 этап - формирование профессиональной направленности; 3 этап - профессиональное самоопределение (профильное обучение и дополнительное образование). Логика выделения данных этапов обусловлена периодами формирования компонентов профессионального самоопределения обучающихся, среди которых можно выделить индивидуально-личностные качества обучающегося; его мотивы и ценности; деятельность участника профессионального самоопределения по оценке собственных профессиональных способностей и осуществлению выбора профессии; прогностическую деятельность участника профессионального самоопределения и социальную включенность личности. Индивидуально-личностные качества включают физические качества обучающегося, его индивидуально-типологические особенности. Их рассмотрение при формировании первичного самоопределения обучающихся очень важно, так как дает возможность адекватно оценить пригодность обучающегося к выбранной профессии. Мотивы профессиональной деятельности, ценностные и нравственные ориентации субъекта профессионального самоопределения, интересы, направляющие социальную активность личности в рамках образовательного кластера выступают основной побудительной силой выбора профессии, устремленности к высоким достижениям в ней и профессионального самоопределения в целом. Особое внимание уделяется созданию профессионального идеала личности специалиста, преобразуемого в соответствующий мотив у старшеклассника. Оба вышеописанных компонента целесообразно рассматривать с точки зрения системного подхода, так как он позволяет рассматривать личность обучающегося как единую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов - его физических качеств, мотивов, ценностей.
Деятельность участника профессионального самоопределения в условиях образовательного кластера включает в себя рефлексивные
действия по оценке собственных способностей, возможностей и личностных черт и действия, направленные на принятие решений относительного своего профессионального выбора и меры по их осуществлению. Успех в осуществлении старшеклассником этой деятельности в условиях образовательного кластера приводит к более быстрому формированию профессионального самоопределения, неудачи же корректируют представления обучающегося относительно правильности выбора профессии. Прогностическая деятельность участника профессионального самоопределения включает в себя цели, планы обучающегося на будущее, отношение к престижу профессии. В условиях образовательного кластера знания по профильному предмету преподносятся старшеклассникам таким образом, чтобы он понимал, где и когда они будут применимы. За счет осознания обучающимися необходимости применения приобретенных фундаментальных знаний при реализации различных видов практической деятельности, увеличивается мотивация к изучению предмета, интерес к освоению профессий, использующих такие знания, а значит интенсивнее протекает процесс профессионального самоопределения. Прогностическую деятельность обучающегося логично характеризовать с точки зрения деятельностно-го подхода, потому что при этом он выступает активным субъектом познания будущей профессии, её положительных и отрицательных сторон.
Социальная включенность участника профессионального самоопределения в условиях образовательного кластера обеспечивается знанием требований общества, предъявляемых к специалистам, и умением ориентироваться на рынке труда. Такие знания и умения обучающиеся получают через организуемые субъектами кластера мероприятия, на которых осуществляется оценка социально-экономической стороны будущей профессии, обсуждается её престижность и востребованность. В процессе обучения в образовательном кластере личные ценности старшеклассников расширяются и включают в свой круг всё больше социальных ценностей, превращая обучающегося в социально-активного индивида. При формировании данного компонента профессионального самоопределения особое внимание следует уделять концепциям аксиологического подхода.
Реализация описанных выше этапов формирования профессионального самоопределения обучающихся основывается на общедидактических и специфических принципах. К общедидактическим относим следующие известные принципы обучения: принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых; принцип научности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности; принцип наглядности обучения и т.д. К специфическим принципам мы относим
нижеследующие: принцип создания обучающей среды; принцип высокого уровня предметной подготовки; принцип систематичности и непрерывности профессионального самоопределения; принцип оптимальности; принцип сотрудничества и сотворчества [4].
Перечисленные выше принципы находятся в тесной взаимосвязи и зависят от комплекса педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся. Мы выделяем три типа педагогических условий: организационные, психолого-педагогические и информационно-методические. Организационные условия включают, прежде всего, разнообразные формы организации учебной деятельности. Изучение профильного предмета осуществляется по двум направлениям: школьная программа в соответствии с образовательными стандартами под руководством учителя и преподавателей университета и обучение старшеклассников в рамках дополнительного образования рабочей профессии. Помимо этого организуются практики на площадке предприятия, где обучающиеся закрепляют полученные в школе и университете знания, умения и навыки, и знакомятся с технологическими особенностями производства. Интеграционные процессы, имеющие место в образовательном кластере, безусловно, охватывают данные формы обучения, что приводит к их существенной модификации, приобретению ими ряда особенностей. К психолого-педагогическим условиям мы относим психологические особенности обучающихся, продуктивные методы обучения, приоритет практических, ролевых, деловых ситуаций, стимулирование творческих подходов к решению учебных задач, приближенных к реальной обстановке. Особенности профессиональной подготовленности, под которыми понимаются характеристики личности, представляющие собой профессиональные качества: самостоятельность, критичность и оперативность мышления, способность к реальной оценке действий, обобщениям, получению конечного результата. К информационно-методическим условиям мы относим комплекс информационных образовательных ресурсов, а именно цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий (в частности интегратив-ную практико-ориентированную технологию, направленную на формирование профессионального самоопределения и включающую в себя методические рекомендации к лабораторному практикуму, проблемно-ситуационные задания, оценочные средства), обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде, информационно-методическую поддержку профориентационной подготовки, современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
Для качественной оценки эффективности формирования профессионального самоопределения обучающихся необходимы критерии, оценивающие сформированность основных компонентов профессионального самоопределения обучающихся (мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой); критерии, позволяющие оценивать качество усвоения знаний и практических умений по профилирующему предмету будущей профессии, и критерии оценки образовательной активности личности (информационно-когнитивный и профессионально-деятель-ностный); критерий, оценивающий, в какой степени профиль подготовки, получаемый обучающимися, соответствует их профессиональным намерениям (критерий соответствия).
Таким образом, теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного кластера «школа - вуз - предприятие» дают возможность реализовывать данный процесс на научной основе, контролировать и корректировать его по мере необходимости с целью увеличения эффективности и способствуют созданию образовательной среды, позволяющей обучающимся осуществить ранний осознанный выбор будущей профессии, освоить профессиональные образовательные программы, повысить уровень предметной подготовки и активизировать свой творческий потенциал в различных видах деятельности, что в итоге приводит к формированию личности специалиста, соответствующего требованиям современного общества.
Список литературы
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. (URL: Ы^://минобрнауки.рф/колле-гия/319/файл/2293Д3.06.17-Стратегия^ 23.03.2018)
2. Белова С. Н., Чаплыгина А. В. Анализ современных подходов к проблеме профессионального самоопределения обучающихся в мировом образовательном пространстве. [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. (URL: http://scientific-notes.ru/pdf/050-023.pdf 15.11.2018)
3. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество / Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 52-69.
4. Гвоздева А. В., Чаплыгина А.В. Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. [Офиц. сайт]. (URL: http://scientific-notes.ru/pdf/051-032.pdf 15.09.2018)
Сведения об авторах
Гвоздева Анна Вячеславовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры романо-германской филологии Курского государственного университета. Тел. 8-919-213-31-93. E-mail: [email protected]. Чаплыгина Анастасия Валентиновна - ассистент кафедры химии Курского государственного университета. Тел. 8-920-260-01-16. E-mail: [email protected].
Theoretical and methodological basis of the students professional self-determination formation within the educational cluster «school-university-enterprise» conditions
Gvozdeva A. V. - Doctor of Education, Professor of the Department of Romance-Germanic Philology of Kursk State University. E-mail: [email protected] Chaplygina A. V. - Applicant of the Chemistry Department of Kursk State University. E-mail: [email protected]
The relevance of this research is determined by the need of fundamental theoretical positions development that form the students' professional self-determination quality within the conditions of various educational clusters, such as associations, that effectively train independent and socially active wide profile specialists for different spheres of social live. The article presents theoretical and methodological foundations of students professional self-determination formation within the educational cluster named «school-university-enterprise», including approaches, conditions, means, and methods required for development of the necessary professional self-determination components. Basic and substantial characteristics of the professional self-determination development process have been grounded in accordance with theoretical and practical views of modern science. The article draws attention to the stages of professional self-determination development in accordance with the periods required for students to develop its components. There have been extracted and described four criteria groups of research process that allow to evaluate the completeness of the students' professional self-determination basic components formation.
Key words: professional self-determination, self-determination formation within the educational cluster «school-university-enterprise» conditions.
References
1. Strategija razvitija sistemy podgotovki rabochih kadrov i formirovanija prikladnyh kvalifikacij v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. [Elektronnyj resurs] [Strategy for the development of a system for training personnel and the formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period up to 2020]. - Moscow. URL: https://minobrnauki.rf/kollegija/319/fajl/2293/13.06.17-Strategija.pdf (Accessed: 23.03.2018).
2. belova S. N., Chaplygina A. V. Analiz sovremennyh podhodov k probleme professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v mirovom obrazovatel'nom prostranstve. [Elektronnyj resurs] [Analysis of modern approaches to the problem of professional self-determination of students in the global educational space]. Uchjonye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University], 2018, no. 1(45). Available at: http://scientific-notes.ru/pdf/050-023.pdf (Accessed: 15.11.2018). (In Russ., Abstr. in Engl.).
3. Nikiforov A.L. Dejatel'nost', povedenie, tvorchestvo. [Activity, behavior, creativity]. Dejatel'nost': teorii, metodologija, problem [Activity: theory, methodology, problems]. - Moscow: Politizdat, 1990, pp. 52-69.
4. Gvozdeva A. V., Chaplygina A. V. Teoreticheskie osnovy obrazovatel'nogo klastera v formirovanii rannego professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja [Elektronnyj resurs] [Theoretical foundations of the educational cluster in the formation of early professional self-determination of students]. Uchjonye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University], 2018, no. 2(46). Available at: http://scientific-notes.ru/pdf/051-032.pdf (Accessed: 15.09.2018). (In Russ., Abstr. in Engl.).