Научная статья на тему 'Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении'

Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПОДДЕРЖКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENT / SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Федорова Наталья Петровна, Романов Дмитрий Александрович, Тихомирова Татьяна Владимировна

Статья посвящена педагогической поддержке студента в личностно-профессиональном самоопределении как актуальной проблеме. Известно, что требования демократического общества формируют новый социальный заказ образовательным учреждениям – готовить обучающихся к успешной социализации в современных условиях. Эффективным способом оказания помощи обучающемуся в личностно-профессиональном самоопределении является правильно организованная поддержка этого процесса. Новые образовательные технологии (дидактические информационные инновации) должны быть направлены на педагогическую поддержку личности и содействие её развитию, повышению резистентности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. Реализовать подобные технологии возможно в условиях информатизации образования на основе интеграции гуманитарных (личностно ориентированных) технологий и информационных инноваций. Обосновано, что применение современных информационных технологий – значимый фактор повышения эффективности содействия студенту в личностно-профессиональном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Федорова Наталья Петровна, Романов Дмитрий Александрович, Тихомирова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students support in personal and professional self-determination

The article deals with the students support in personal and professional self-determination. As well known, the democracy state requirements form the new social order to educational establishments – to prepare the students to socialization in modern society. The effective students support in personal and professional self-determination requires the correct structuring of this process. The new educational technologies must be oriented on personal support and resistance to increasing external and internal factors. The realization of such technologies is possible in conditions of education informatization based on integration of humanitarian (personal oriented) technologies and computer-aided innovations. We proved that application of modern informational technologies is an important factor of students support efficiency increase in personal and professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении»

УДК 378.147 ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Ирина Сергеевна Ворошилова, мастер спорта СССР, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена педагогической поддержке студента в личностно-профессиональном самоопределении как актуальной проблеме. Известно, что требования демократического общества формируют новый социальный заказ образовательным учреждениям - готовить обучающихся к успешной социализации в современных условиях. Эффективным способом оказания помощи обучающемуся в личностно-профессиональном самоопределении является правильно организованная поддержка этого процесса. Новые образовательные технологии (дидактические информационные инновации) должны быть направлены на педагогическую поддержку личности и содействие её развитию, повышению резистентности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. Реализовать подобные технологии возможно в условиях информатизации образования на основе интеграции гуманитарных (личностно ориентированных) технологий и информационных инноваций. Обосновано, что применение современных информационных технологий - значимый фактор повышения эффективности содействия студенту в личностно-профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: личностно-профессиональное самоопределение, студент, поддержка, образовательный процесс, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p19-23

STUDENTS SUPPORT IN PERSONAL AND PROFESSIONAL SELFDETERMINATION Irina Sergeevna Voroshilova, Master of sports of the USSR, senior teacher,

Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Vladimirovna Tihomirova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The article deals with the students support in personal and professional self-determination. As well known, the democracy state requirements form the new social order to educational establishments - to prepare the students to socialization in modern society. The effective students support in personal and professional self-determination requires the correct structuring of this process. The new educational technologies must be oriented on personal support and resistance to increasing external and internal factors. The realization of such technologies is possible in conditions of education informatization based on integration of humanitarian (personal oriented) technologies and computer-aided innovations. We proved that application of modern informational technologies is an important factor of students support efficiency increase in personal and professional self-determination.

Keywords: personal and professional self-determination, student, support, educational process,

models.

ВВЕДЕНИЕ

В Национальной доктрине развития образования личностно-профессиональное самоопределение обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений, ориентированных на их социализацию. Различные аспекты самоопределения обучающихся вызывают интерес у современных специалистов [1-3].

Информатизация образования создаёт благоприятные условия для оказания помощи студенту в личностно-профессиональном самоопределении, благодаря мониторингу его учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности. Однако по-прежнему недостаточно используют потенциал дидактических информационных технологий для поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопределении. Цель исследования - создание моделей педагогической поддержки студента в личностнопрофессиональном самоопределении.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическая поддержка обучающегося в самоопределении - вид педагогического взаимодействия, направленного на предупреждение трудностей в выборе жизненного пути. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование готовности студента к личностно-профессиональному самоопределению. Одним из важнейших критериев социально-профессиональной компетентности будущего профессионала является умение сделать правильный жизненный выбор (как в профессиональной, так и физкультурно-спортивной деятельности).

Пример. Возможное “поле” применения инженера-программиста широко. Но в какой сфере он найдет себе наилучшее применение? Какие знания, умения и компетенции (помимо предусмотренных образовательными стандартами) ему следует развивать? Безусловно, будут отличаться специальные знания и умения программиста, работающего в банковской сфере, пищевой промышленности, энергетике и т.д.

Пример. При кафедре физического воспитания и спорта функционируют 12 спортивных секций в целях создания условий для формирования физической культуры личности студентов и обеспечения единства учебной и внеучебной физкультурноспортивной деятельности. Но какую именно секцию следует выбрать конкретному студенту?

Кроме того, в последнее время всё большее число выпускников вузов стремятся получить дополнительное высшее образование для расширения социальнопрофессиональной компетентности, для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Например, специалист с медицинским образованием получает второе высшее образование (программиста) для возможности интеграции медицинской деятельности с информационными технологиями (в перспективе - стать заместителем главного врача по информационным технологиям).

В условиях информатизации образования возможно осуществлять мониторинг учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности обучающегося, результаты которого - основа для педагогической поддержки студента в самоопределении. Алгоритм поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении следующий.

Шаг 1. Осуществляют сбор и анализ мониторинговой информации об учебнопрофессиональной деятельности студента, производят комплексную диагностику его социально-профессиональной компетентности.

Шаг 2. Принимают решение (на основе решающих правил) о рекомендации студенту выбора того или иного направления профессиональной деятельности, предприятия или организации (при этом учитывают все виды информации, в том числе динамику знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и т.д.).

Шаг 3. Анализируют успешность выбора (принятого решения), заносят его в базу данных и корректируют модель принятия решения.

Шаг 4. Шаги 1 - 3 выполняют, пока имеется возможность осуществлять мониторинг учебно-профессиональной деятельности студента.

Шаг 5. Пополняют электронные образовательные ресурсы разработками, позволяющими студенту самостоятельно получить недостающие знания (для более эффективно-

го самоопределения).

По возможности, производят сбор данных о профессиональной деятельности выпускников вузов (отсроченный мониторинг) для пополнения базы данных, что, в свою очередь, позволит скорректировать модель процесса принятия решений, связанных с личностно-профессиональным самоопределением (мониторинговые технологии предполагают контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений).

Алгоритм поддержки студента в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности аналогичен вышеописанному (включает диагностику физической культуры личности и помощь студенту в выборе спортивной секции на основе ранее описанных моделей отбора).

Современные педагогические программные продукты позволяют обучающемуся эффективно моделировать элементы жизненной и профессиональной деятельности (имитировать профессиональную деятельность), включать его в различные социально значимые формы совместной деятельности и осуществить “пробу сил” в выборе направления будущей профессиональной деятельности. Педагогические программные продукты инновационного типа предназначены в основном для коллективного использования несколькими обучающимися и позволяют в некоторой мере уравнять их возможности, полнее учесть их познавательные интересы, увязать их технологическую подготовку с ведущим профилем обучения. Электронные образовательные ресурсы, являющиеся обязательной составляющей информационно-образовательной среды, содержат базу данных о реальных производственных задачах (подобная база данных является пополняемой благодаря мониторингу учебно-профессиональной деятельности студентов в ходе реальной стажировки на предприятиях).

В условиях информатизации образования система педагогического обеспечения поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении приобретает иной облик, по сравнению с традиционным представлением (табл. 1). Реализация данной системы производится посредством информационной технологии педагогической поддержки студента в самоопределении. Очевидно, что социальный аспект такой технологии - педагоги, работодатели и студенты в их тесном взаимодействии (связан с содержательным компонентом), информационный - модели учебно-профессиональной деятельности студента, критерии и методы диагностики его готовности к самоопределению (связан с критериально-диагностическим и научно-методическим компонентами), инструментальный - информационно-образовательная среда, содействующая реализации целесмысловой программы педагогической поддержки (информационно-методический компонент).

Таблица 1

Компоненты системы педагогического обеспечения поддержки студента в условиях

информатизации образования

№ Компонент Составляющие

1 Проектно- технологический 1. Организационно-педагогическая модель поддержки студента в самоопределении. 2. Информационные технологии педагогической поддержки.

2 Критериально- диагностический 1. Критерии оценки и методы диагностики готовности студента к самоопределению. 2. Критерии оценки и методы диагностики учебно-профессиональной деятельности студентов.

3 Научно- методический Модели учебно-профессиональной деятельности студентов и методы принятия решений, связанных с самоопределением.

4 Информационно- методический Информационно-образовательная среда (электронные образовательные ресурсы и педагогические программные продукты).

5 Содержательный 1. Деятельность педагогов-предметников. 2. Руководство производственной практикой и дипломным проектированием.

В условиях информатизации образования иной облик приобретает педагогическая поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении. Если в традиционном понимании педагогическая поддержка студента в самоопределении состоит в помощи студенту в преодолении трудностей в выборе профессионального пути, то информационные технологии педагогической поддержки студента в самоопределении включают в себя не только диагностику его компетентности и принятие решение о профессиональном выборе, но и восполнение “пробелов” в его социально-профессиональной компетентности для расширения пространства его профессионального выбора, с целью повышения вероятности устроиться стажёром на выбранное предприятие. Такая поддержка позволяет устранить внутренние факторы (слабые стороны в социальнопрофессиональной компетентности), препятствующие реализации интересов студента, принятого решения в выборе личностно-профессионального пути. В этом - гуманистическая ценность информационных технологий поддержки студента в личностнопрофессиональном самоопределении.

Аналогичным образом мониторинговые технологии физического воспитания (в современном понимании - физкультурного образования) способствуют эффективной поддержке студента в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности. Диагностика физической культуры личности (а также ряда значимых личностнопрофессиональных качеств - дисциплинированности, волевых качеств и т.д.) и моделирование физкультурно-спортивной деятельности позволят не только помочь произвести студенту верный выбор направления физкультурно-спортивной деятельности (выбор вида спорта), но и устранить (полностью или частично) слабые стороны физической культуры личности (прежде всего - физических качеств), препятствующие реализации этого выбора. Кроме того, это позволит при принятии решения о выборе вида спорта устранить противоречия между двумя группами показателей, являющимися факторами целесообразности выбора той или иной спортивной секции - уровнем развития значимых (для данного вида спорта) компонентов физической культуры личности и необходимостью (целесообразностью) их развития (благодаря занятиям в спортивной секции) у конкретного студента. Кроме того, в рамках основных занятий по учебной дисциплине “Физическая культура” возможно формирование у студентов определённых знаний об избранных видах спорта, а также значимых двигательных умений. Всё это создаёт предпосылки для того, чтобы дальнейшая физкультурно-спортивная деятельность студента (после реализации выбора) была успешной.

Очевидно, что поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении (в расширенном понимании) связана не только с мониторингом его учебнопрофессиональной или физкультурно-спортивной деятельности, но и с индивидуализацией и дифференциацией обучения, т. к. внутренние факторы у разных студентов, препятствующие реализации выбора или расширению его пространства, различны.

Заключение. Информатизация образования (включая физическое воспитание) предоставляет новые возможности в решении дидактических задач, в том числе поддержке студента в личностно-профессиональном самоопределении. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в направленности её на индивидуальное саморазвитие и устранение внутренних факторов, препятствующих ему.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а1 от 03.03.2011 года и в рамках Федеральной целевой программы № 10.7079.2013 “Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, С. И. Организация инновационной среды образовательного учреждения / С.И. Андрющенко, В. А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного

университета. - 2012. - Вып. 1 (47). - С. 145-150.

2. Математические модели преемственности в формировании личностнопрофессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Те-рюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 6673.

3. Математические модели спортизации физического воспитания в вузе / И.С. Ворошилова, Д.А. Романов, Н.А. Синельникова, А.А. Свирид, Н.П. Федорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 60-64.

4. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.

REFERENCES

1. Voroshilova I.S., D.A. Romanov, N.A. Sinelnikova, A.A. Svirid and N.P. Fedorova (2011), “Mathematical models of physical education sportization in higher school”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 60-64.

2. Andryuschenko S.I. and Petkov V.A. (2012), “Educational establishment innovate environment organization”, Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta,- Vol. 47, Issue 1, pp. 145-150.

3. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanova M.L. and Teryukha R.V. (2012), “Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities” Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 66-73.

4. Kiseleva E.S., L.N. Karavanskaya, Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2012.

УДК 378

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель,

Павел Вячеславович Мельничук, соискатель,

Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Практика инженерных вузов свидетельствует о том, что субъекты образовательного процесса, которыми являются руководящий состав, преподаватели, офицеры курсантских подразделений, имеют огромные возможности по формированию педагогической подготовленности курсантов. Научный анализ и обобщение опыта такой работы позволяют совершенствовать процесс педагогической подготовки курсантов. При этом эффективность зависит от следующих педагогических условий: создание у должностных лиц научного представления о педагогической подготовке; рост слагаемых педагогического мастерства должностных лиц; придание процессу формирования педагогической подготовленности определённой целеустремлённости; осуществление постоянного квалифицированного руководства процессом формирования педагогической подготовленности курсантов со стороны должностных лиц; обеспечение педагогической направленности всех видов учебных занятий; использование офицерами воспитательных структур и офицерами курсантских подразделений различных форм и методов воспитательной работы с целью формирования у курсантов общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств; побуждение курсантов к целенаправленному профессионально-педагогическому самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.