ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С. 65-87.
REFERENCES
1. Asmolov, А.О. (2008), “Strategy of sociocultural modernization of education: on the way to overcoming of identity crisis and formation of civil society”, Educational questions, No. 1, pp. 65-87.
Контактная информация: moy_liceum_7@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 378.147:378.018.43
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПЕРМАНЕНТНОЙ СТАЖИРОВКИ СТУДЕНТОВ
Елена Сергеевна Киселёва, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка методики квалиметрической диагностики перманентности стажировки студентов. Известно, что в лучших мировых традициях профессионального образования - перманентная стажировка студентов университетов на предприятиях и организациях - стажировка, синхронная образовательному процессу, заключающаяся в непрерывном применении полученных знаний при решении социальных и профессиональных задач. Дефицит времени, отводимый на подготовку инженерных кадров и прохождение ими производственной практики, затрудняет формирование их социально-профессиональной компетентности. Наблюдается разрыв между учебной и профессиональной деятельностью будущих инженеров, между их теоретической и практической готовностью к будущей профессиональной деятельности, преодоление которой возможно на основе интеграции дидактических и информационных технологий. Авторами предложены критерии оценки взаимосвязи между освоением учебных дисциплин и практическим применением знаний в реальной или виртуальной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: перманентная стажировка, профессиональные задачи, информационные технологии, диагностика, критерии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p86-90
STUDENTS INTERNSHIP PERMANENCE QUALIMETRY ASSESSMENT
Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Lyudmila Nickolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslavovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is students internship permanence qualimetry assessment method elaborating. As well known, the best global traditions of vocational education include university student’s permanent internship in enterprises; such internship is synchronized with educational process and consists from the received knowledge permanent using during the social and professional tasks decision. However, the time shortage for engineer’s preparedness and practice in enterprises make difficulties for their social
and professional competence formation. There is gap between educational and professional activity of future engineers, also between theoretical and practical preparedness to the future professional activity, but such problem solving is possible during the educational and computer-aided technologies integration. The author offered the criteria reflected the correlation between the subjects study and practical knowledge using during the real or virtual professional activity.
Keywords: permanent internship, professional tasks, computer-aided technologies, assessment and criteria.
Формирование социально-профессиональной компетентности будущих инженеров немыслимо без производственной практики - одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки будущих инженеров, направленной на закрепление и применение знаний и умений, полученных в вузе, в реальных производственных условиях. Главное требование к образовательному процессу - обеспечение интеграции учебной и профессиональной деятельности студента, главная задача подготовки к производственной практике - создание индивидуальных (психологических) предпосылок для максимально быстрой и успешной адаптации к реальной производственной деятельности и социализации студента на предприятии. В связи с этим необходима перманентная подготовка студентов к производственной практике на основе современных образовательных технологий, интеграция их учебной и профессиональной деятельности.
Дефицит времени, отводимый на подготовку бакалавров в целом и прохождение ими производственной практики в частности, затрудняет формирование их социальнопрофессиональной компетентности. Кроме того, не всегда имеет место широкое пространство выбора для студента вуза в стажировке на предприятиях или организациях. Наблюдается разрыв между учебной и профессиональной деятельностью будущих инженеров, преодоление которого возможно на основе применения современных дидактических (в том числе дидактических информационных) технологий. Проблема исследования - вопрос, какой должна быть профессиональная подготовка будущего инженера в условиях информатизации образования, чтобы обеспечивалось непрерывное применение полученных им знаний при решении социальных и профессиональных задач? Цель исследования - выделение критериев оценки перманентности стажировки студентов как механизма обеспечения взаимосвязи между их учебной и профессиональной деятельностью.
Анализ литературы и имеющегося опыта подготовки будущих инженеров к производственной практике позволил сделать вывод о том, что в условиях модернизации и информатизации непрерывного профессионального образования наиболее эффективно решается проблема подготовки студентов к производственной практике на основе применения современных информационных технологий, прежде всего - виртуальных предприятий удаленного доступа (ВПУД) - телекоммуникационных учебно-методических комплексов, имитирующих деятельность удаленного обучающегося на предприятии для его подготовки к реальной профессиональной (производственной) деятельности. Использование информационно-образовательного потенциала виртуального предприятия - значимый фактор интеграции учебной и профессиональной деятельности студента до производственной практики (т.е. на этапах подготовки к ней) в условиях модернизации и информатизации профессионального образования. Очевидно, что имитация производственной деятельности на основе виртуального предприятия не “отменяет” производственной практики как формы реальной производственной деятельности будущего инженера (стажировки на реальном предприятии).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимо различать ориентированность трансдисциплинарного образовательного процесса на интеграцию учебной и профессиональной деятельности студентов, с одной стороны, и взаимосвязь учебной и профессиональной деятельности конкретного студента, с другой стороны. Перманентность стажировки (её интегрированность с освое-
нием теоретических курсов) характерна для конкретного студента. Рассмотрим критерии её оценки.
Параметр D1 - коэффициент охвата практической подготовкой (применением полученных знаний и умений при решении социальных и профессиональных задач) транс-
1 ( N Л
дисциплинарного образовательного процесса: D =— PI IIS I. Здесь: N - число учеб-
1 N Dd 1J
ных дисциплин, Р - мощность множества, U - символ объединения множеств, Si - множество реальных социальных или профессиональных задач, решенных обучающимся в ходе освоения i-й учебной дисциплины. Например, бакалавр, проходящий подготовку по направлению 080100 “Экономика”, может при изучении математики произвести анализ рисков предприятия.
Параметр D2 - коэффициент охвата реальной стажировкой (работой на предприя-
2 M
тии, включая производственную практику) процесса обучения: d2 = — ■ Т~^(t. ■ K.).
3 i=i
Здесь:
М - число предприятий, на которых работал (проходил стажировку) студент во время обучения в вузе,
Т - общая трудоёмкость (в академических часах) образовательного процесса в вузе (исключая производственную практику),
ti - число часов стажа работы обучающегося на i-м предприятии,
К - степень близости работы (служебных поручений, производственных задач) обучающегося на i-м предприятии получаемой в вузе профессии (специальности или направления подготовки).
Градация степеней близости: 1 - полное соответствие, 0,8 - высокая степень соответствия, 0,6 - должная степень соответствия, 0,4 - средняя степень соответствия, 0,2 -низкая степень соответствия. Например, если будущий инженер-программист, проходя стажировку на заводе измерительных приборов, производит моделирование в математической интегрированной среде электрических схем, то степень соответствия будущей профессии - высокая (он работает как инженер-математик). Наличие минимальной степени соответствия обусловлено тем, что реальная стажировка способствует формированию у обучающегося социального опыта, а также ряда общекультурных компетенций. Коэффициент “2/3” в знаменателе необходим для преобразования академических часов в астрономические.
Параметр D3 - коэффициент охвата виртуальной стажировкой (имитацией производственной деятельности путем учебно-информационного взаимодействия с компьютерной системой учебного назначения - ВПУД) процесса обучения: D3 = —1 5 ■ т . Здесь:
3 Т
т - общее время работы обучающегося с компьютерной системой учебного назначения, позволяющей имитировать производственную деятельность.
Параметр D4 - коэффициент прироста знаний и умений обучающегося благодаря
. „ D р(зун<„ж ) З Р
прохождению реальной или виртуальной стажировки: D4 = Р^ЗУН—). Здесь: Р -
мощность множества, ЗУНвуз - множество знаний и умений, сформированных у обучающегося благодаря освоению учебных дисциплин, ЗУНстаж - множество знаний и умений, сформированных у обучающегося благодаря реальной или виртуальной стажировке. Например, будущий инженер-программист, проходя стажировку на предприятиях пищевой промышленности, овладел методом AST (метод ускоренной оценки порчи пищевых продуктов).
Параметры D5 и D6 - соответственно абсолютный и относительный коэффициенты охвата знаний и умений решением реальных социальных или производственных задач:
р(зУНстаж и зун,у3) D
А = I zi , D6 — —7-------------------------------------------------------------5-г. Здесь: Р - мощность множества,
Р(ЗУНт и ЗУНуз)
и - символ объединения множеств, zi - число случаев использования /'-го знания или умения при решении реальных социальных или профессиональных задач. При этом возможно сформировать матрицу Z — \zi ■ , где zi ■ — 1, если ье знание или умение
применялось при решении _|-й социальной или профессиональной задачи, 0 - в противном случае, Я - число решённых обучающимся реальных социальных или профессиональных задач, Б - мощность банка знаний и умений обучающегося. Очевидно, что
/ \ р R
Г — Р(ЗУНеШж и ЗУНуз), DJ .
г=1 ] —1
Параметры D1 - соотношение прироста мотивационного компонента социальнопрофессиональной компетентности к приросту операционного (системы знаний и умений) за время профессиональной подготовки: D = —;-------^Мот-------- Здесь: Мот -
7 Р{ЗУНеуз и ЗУНтаж ) сформированность мотивационного компонента социально-профессиональной компетентности.
Если считать перманентную стажировку будущего инженера информационной образовательной технологией, то её инструментальным аспектом будет полифункциональ-ное ВПУД, которое позволяет не только осуществлять непосредственную имитацию производственной деятельности будущего инженера, но и реализовать мониторинг учебно-профессиональной деятельности обучающегося (рейтинговый контроль, диагностику социально-профессиональной компетентности, прогнозирование учебных и профессиональных достижений), интерактивную поддержку обучающегося в личностнопрофессиональном самоопределении (на основе мониторинговой информации, включая результаты виртуальных стажировок), интерактивное обучение и адаптивное тестирование обучающегося, пополнение электронных образовательных ресурсов (включая реальные производственные задачи с их решениями) и интерактивное конструирование виртуальных предприятий (настройку параметров имитации производственной деятельности). Известно, что любая модель беднее реального явления (это её фундаментальное свойство). Пусть N - число аспектов реальной профессиональной деятельности, М - число аспектов, которые моделируются с помощью ВПУД, - значимость /'-го аспекта. Тогда
коэффициент достоверности виртуальной стажировки (моделирования профессиональ-
М N
ной деятельности) ^ — wi / I wi.
i=1 i=1
Заключение. Учебно-информационное взаимодействие на базе ВПУД - основа виртуальной стажировки как дидактической информационной технологии (технологии подготовки будущего инженера к производственной практике). Для учебнопрофессиональной деятельности на основе полифункционального ВПУД характерен высокий креативный потенциал, проявляющийся в формировании значимых личностнопрофессиональных качеств студентов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме “Мониторинг качества непрерывного образования”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И.С. Ворошилова, Н.П. Фёдорова, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 2 (96). - 2013. - С. 19-23.
2. Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп : Изд-во АГУ. - 2011. - Выпуск 1. - С. 25-30.
REFERENCES
1. Voroshilova, I.S., Fedorova, N.P., Romanov, D.A. and Tihomirova, T.V. (2013), “Students support in personal and professional self-determination” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No 2, pp. 19-23.
2. Khazova S.A. (2011), “Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport” Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.06.2014.
УДК 612.76
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК 15-16 ЛЕТ
Светлана Петровна Клеменчук, старший преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт
Аннотация
Статья содержит теоретический анализ основополагающих принципов и методов, способствующих формированию телесной пластичности. Телесная пластичность двойственна по своей природе, в связи с этим основополагающими принципами являются: общепедагогические, специфические, которым относится и метод чувственного и рационального познания как эффективного способа формирующего двигательно-пристрастное переживание у человека и осознания своей собственной телесности. Осознанное выполнение двигательных действий является залогом соматоп-сихического благополучия девушек 15-16 лет.
Ключевые слова: телесная пластичность, общепедагогические принципы, специфические принципы, методы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p90-94
FUNDAMENTAL PRINCIPLES AND METHODS FOR FORMING THE EFFECTIVE BODILY PLASTICITY FOR GIRLS AGED 15-16 YEARS OLD
Svetlana Petrovna Klemenchuk, the senior teacher,
The Stavropol State Pedagogical Institute
Annotation
This article contains a theoretical analysis of the fundamental principles and methods for facilitating the formation of bodily plasticity. Bodily plasticity dual by nature, concerning it the fundamental principles are: pedagogical, specific ones, which apply the method of sensory and rational cognition as an effective method of forming the motor-partisan human experience and awareness of their own physicality. Consciously acting of motor actions is the key to somatopsychic prosperity of the girls aged 15-16 years.
Keywords: bodily plasticity, general pedagogical principles, specific principles, methods.
ВВЕДЕНИЕ
В теории и методике физического воспитания анализ системы принципов и методов, а также ее унификация занимает основное место. Рефлексивный анализ не только