Научная статья на тему 'Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий'

Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА / ENGINEERING SPECIALIZATIONS / PROFESSIONAL PRACTICE / ICT / VIRTUAL POLY-FUNCTIONAL ESTABLISHMENT OF REMOTE ACCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошун Кристина Вячеславовна

Статья посвящена подготовке студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий, внедрению в учебный процесс практических версий инновационных полифункциональных виртуальных предприятий для студентов инженерного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошун Кристина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS OF ENGINEERING UNIVERSITY FOR PROFESSIONAL PRACTICE ON THE BASIS OF ICT

The article is devoted to the training of students of engineering university for professional practice on the basis of ICT, implementation of practical versions of innovative poly-functional virtual establishments in the learning process of students of engineering university.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий»

педагогика высшей школы

К.В. Хорошун

подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий

статья посвящена подготовке студентов инженерного вуза к производственной практике на основе информационных технологий, внедрению в учебный процесс практических версий инновационных полифункциональных виртуальных предприятий для студентов инженерного вуза.

Ключевые слова: инженерные специальности, производственная практика, информационные технологии, виртуальное полифункциональное предприятие удаленного доступа.

Современные тенденции модернизации инженерного образования в условиях информатизации общества и векторов развития инженерного дела ставят следующие задачи: повышения престижа инженерного труда и инженерной профессии; осуществления перехода на многоуровневую подготовку специалистов в соответствии с принципами Болонской декларации и рыночными отношениями с работодателями; обеспечения качественной профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров в условиях конкуренции на мировом рынке инженерного труда; внедрения профессиональных стандартов и сертификации квалификации инженеров; обновления кадровой и материально-технической базы вузов; обеспечения непрерывности практики и пр.

В связи с этим целостный образовательный процесс предусматривает непрерывную самостоятельную учебно-профессиональную деятельность студентов, осуществляемую в ходе интеграции образовательной и профессиональной среды при проведении производственной практики как вида учебных занятий студентов и компонента основной образовательной программы.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет практику как «вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» [1]. Производственная практика является важнейшей составляющей профессиональной подготовки инженеров, механизмом интеграции теоретического и практического обучения и инструментом

независимой оценки сформированное™ компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов.

проанализировав проблемы организации производственной практики в инженерных вузах и выявив недостаточный уровень кооперации вуза и потенциальных работодателей, социально-профессиональную неготовность студентов к самостоятельной работе, недостатки нормативноорганизационного и учебно-методического обеспечения практики и пр., мы пришли к выводу, что для максимально эффективного выполнения функций этого вида учебных занятий необходимо осуществлять специальную подготовку студентов, активно задействовав педагогический коллектив, осуществляющий теоретическое и практическое обучение посредством включения элементов имитации различных видов инженерной деятельности с целью решения реальных производственных задач в рамках виртуального полифункционального предприятия удаленного доступа (ВПУД). Такое предприятие представляет собой совокупность телекоммуникационных учебно-методических комплексов, дистанционно имитирующих различные виды профессиональной деятельности обучающегося, которые студент осуществляет самостоятельно в период производственной практики на предприятии.

Исследование дидактических возможностей ВПУД показало, что с его помощью можно эффективно моделировать как элементы, так и в целом конкретные виды инженерной деятельности; включать студентов в различные социально значимые формы совместной профессиональной деятельности; осуществлять пробу сил будущего инженера в выборе направления профессиональной деятельности; обеспечивать полноценную имитацию социализации личности на производстве. ВПУД можно также рассматривать как виртуальный ресурсный центр стажировки будущего инженера; форму компьютерной имитации производственной деятельности; средство интеграции учебной и профессиональной деятельности студента на этапе подготовки к производственной практике; фактор формирования социально-профессиональной компетентности студентов в единстве ее подсистем; технологию мониторинга и контроля учебно-профессиональной деятельности студентов в режиме онлайн.

однако, признавая многие преимущества ВПУД, мы отдаем себе отчет, что имитация производственной деятельности на его основе не отменяет производственной практики как формы реальной профессиональной деятельности будущего инженера, но может служить эффективной организационной формой подготовки к ней студентов.

К сожалению, следует выделить факторы, препятствующие широкому использованию ВПУД. Это неспособность существующих виртуальных

педагогика и психология

педагогика высшей школы

предприятий в полной мере обеспечивать интеграцию теоретических знаний и практических умений студентов; недостаточное содействие индивидуализации и дифференциации процесса обучения; неадекватность моделирования производственной (профессиональной) деятельности. В связи с этим очевидна необходимость создания виртуальных предприятий инновационного типа, применение которых позволит преодолеть указанные недостатки и создать условия для обеспечения готовности студентов к производственной практике.

Опираясь на результаты теоретического исследования и методологические работы в области моделирования (В.А. Веников, А.М. Новиков, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Штофф и др.), изучив и уточнив цели и место производственной практики в структуре образовательной программы, а также дидактические возможности информационных технологий в инженерном образовании и специфику виртуального предприятия, мы разработали концептуальную модель подготовки студентов инженерного вуза к производственной практике, которая опирается на пять базисов: педагогический, определяющий аксиологические ориентиры производственной практики и концептуальные подходы в подготовке к ней; онтологический, раскрывающий логику и этапы подготовки к производственной практике; методический, характеризующий методику применения ВПУД в подготовке студентов к практике; технологический, устанавливающий правила отбора и создания инженерно-технологического обеспечения ВПУД; компьютерно-коммуникативный, определяющий задачи и специфику компьютерной поддержки подготовки студентов к производственной практике.

На основе этих базисов построены компоненты концептуальной модели подготовки студентов к производственной практике (таблица 1).

Инновационность предложенной модели мы рассматриваем как реализацию идеи перманентной стажировки в различных видах инженерной деятельности посредством интеграции теоретического и практического обучения и организации работы обучающихся в полифункциональном виртуальном предприятии удаленного доступа, реализующем функции управления виртуальной производственной практикой и мониторинга социально-профессиональной компетентности обучающегося.

В данной модели предприятие удаленного доступа создает оптимальные условия для формирования в интерактивном режиме программы виртуальной перманентной стажировки студентов в конкретных видах инженерной деятельности; работы удаленного пользователя с электронными профессионально ориентированными образовательными ресурсами; проведения тестирования обучающихся перед допуском к реальной

производственной практике; предоставления дополнительного сервиса удаленному преподавателю для контроля и коррекции учебно-профессиональной деятельности студентов; диагностики и оценки качества заданных условий виртуальной производственной практики. Программно-методические средства ВПУД позволяют студенту по индивидуальному заданию выбирать объект изучения из предлагаемого множества альтернатив (воображаемое предприятие, на котором имитируется профессиональная деятельность), настраивать его параметры, конфигурировать заданную схему и режимы проведения учебно-профессионального эксперимента, обрабатывать результаты эксперимента и проводить их строгую математическую оценку (в том числе рейтинговую).

Таблица 1

компоненты концептуальной модели подготовки студентов к производственной практике

№ компонент Составляющие компонента

1 Проектно- технологический 1. Эталонная структурно-функциональная модель ЛПК студентов инженерного вуза. 2. Организационно-педагогическая модель подготовки студентов к производственной практике. 3. Теоретическая модель технологии применения ВПУД.

2 Критериально- диагностический Математические модели диагностики: а) социально-профессиональной компетентности студентов и ее составляющих; б) учебно-профессиональной деятельности; в) результатов виртуальной и реальной практики; г) учебно-методического обеспечения ВПУД и электронных образовательных ресурсов.

3 Содержательно- методический Содержательно-математические модели: а) информационнообразовательной среды (ВПУД и электронных образовательных ресурсов) и учебно-информационного взаимодействия; б) информационного обеспечения мониторинга учебно-профессиональной деятельности студентов (база данных).

4 Процессуальный Структурно-логическая модель этапов и содержания подготовки студентов к производственной практике.

Эффективность применения авторской версии полифункционального ВПУД как формы подготовки к производственной практике обеспечивается его вариативностью и адаптивностью к возможностям и потребностям студентов; автоматизированным мониторингом их учебно-профессиональной деятельности; комплексным (сопряженным) формированием составляющих социально-профессиональной компетентности; перманентностью стажировки будущих инженеров; динамичностью дистанционного обучения.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Механизм диагностики и оценки готовности студентов к производственной практике представляет собой автоматизированный мониторинг, который носит трансдисциплинарный характер, является педагогическим сопровождением перманентной подготовки обучающихся к производственной практике. Индикаторами готовности студентов к производственной практике являются уровни сформированности социально-профессиональной компетентности (первоначальная осведомленность, функциональная грамотность, культура личности, компетентность).

Библиографический список

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012). Ц^: //Мр://и^. consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 15.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.