m when using training tasks on exercise machines, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2014.
УДК 796.071.5:681.142
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ
Кирилл Андреевич Каинов, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассматривались особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий по предмету «Физическая культура» с использованием самооценки и самоконтроля учащихся, определялась эффективность применения самооценки и самоконтроля при формировании регулятивных универсальных учебных действий по разделам учебной программы и видам учебной деятельности.
Ключевые слова: эффективность, универсальные учебные действия, самооценка, самоконтроль, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p83-86 FORMING OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN CONTEXT OF “PHYSICAL EDUCATION” WITH THE USE OF STUDENT’S SELF-CONCEPTION
AND SELF-CONTROL Kirill Andrevich Kainov, the post-graduate student,
Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
In this article, we observed the aspects of formation of the regulative universal educational actions with use of self-conception and self-control in the context of physical education. In this work, we established the efficiency of using of self-conception and self-control for formation of the regulative universal educational actions in respect to different sections of the curriculum and types of the learning activities.
Keywords: efficiency, universal educational actions, self-conception, self-control, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта требует формирования у учащихся среднего общеобразовательного учреждения регулятивных универсальных учебных действий с использованием самоконтроля, адекватной самооценки их двигательной деятельности.
Важной задачей общеобразовательной школы является создание условий для развития необходимых способностей и индивидуальности каждого ученика. Он сможет стать полноправным участником образовательного процесса, если включить его в этот процесс, сформировав у него навыки самооценки и самоконтроля [1].
Контроль и оценка учебной деятельности школьника должна включать не только проверку усвоения знаний, выработку двигательных умений и навыков школьников по предмету «Физическая культура», но и развитие способности к рефлексии, то есть выявление проблем и определение пути их решения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опрос 49 учителей физической культуры города Волгограда показал, что большинство (57,1%) педагогов не использует самооценку и самоконтроль в процессе учебной деятельности; некоторые из специалистов (28,6%) лишь эпизодически применяют элементы самооценки и не знают, как формировать этот навык. Только отдельные (14,3%) спортивные педагоги используют самоконтроль в процессе урочных форм занятий, но применяют лишь по определенным разделам учебной программы по физической культуре. Таким образом, у преподавателей физической культуры не сформировано единое мнение о развитии и использовании самооценки и самоконтроля по предмету «Физическая культура». Они, в основном, не используют в учебной деятельности контроль и оценку со стороны школьников, не видят целесообразности в ней, а ученик освобождается от необходимости оценивать свою деятельность и лишается контролирующего компонента учебной деятельности, а так же мотивирующей основы. В повседневной педагогической практике педагоги не уделяют должного внимания формированию регулятивных универсальных учебных действий на основе использования самоконтроля, коррекции, самооценки.
В течение 2012-2013 учебного года на базах МОУ лицея № 7 (экспериментальная группа, 52 ученика пятых классов) и МОУ гимназии № 11 (контрольная группа, 51 ученик пятых классов) города Волгограда была апробирована методика формирования универсальных учебных действий по предмету «Физическая культура» с использованием самооценки и самоконтроля двигательных действий у учащихся. У учащихся контрольной группы обучение технике двигательным действиям осуществлялось по традиционной методике. В процессе учебной деятельности у занимающихся специфицировались условия для подбора средств и методов такого обучения, подбирались условия для рациональной организации учебной деятельности учащихся, направленной на формирование самооценки своей учебной деятельности, проведение внешней оценки своих двигательных умений и навыков у других школьников.
Главная задача учителя физической культуры в процессе учебной деятельности -научить учеников самостоятельно и адекватно оценивать и контролировать свою двигательную деятельность. В этом мы видели залог успешности ученика. Самоконтроль связан с процедурой оценивания своей учебной двигательной деятельности и деятельности своих товарищей. Это позволит школьнику определить свои ошибки и найти пути их исправления. Каждый этап формирования универсальных учебных действий имеет различные возможности: на этапе начального разучивания особое внимание уделялось определению предполагаемого результата обучения, созданию представления у школьников о двигательном навыке и определению точек контроля двигательного действия, по которым будет осуществляться самооценка и взаимная оценка друг друга; на этапе углубленного разучивания совершенствовалась техника двигательного действия, осуществлялся взаимный контроль и вносились необходимые коррективы в технику двигательных действий. Для формирования универсальных учебных действий с использованием самоконтроля и самооценки учащихся применялись следующие элементы: создание первоначального образа двигательного задания, словесное описание, выделение ключевых элементов двигательного задания, выполнение различных вариантов по образцу задания, определение точек контроля в каждом двигательном элементе, которые становятся критерием оценки; оценка действий себя и других учащихся. В процессе прохождения учебного материала школьники совместно с учителем вырабатывали критерии оценки и на контрольном уроке проводили самооценку двигательного действия и сравнивали ее с оценкой учителя.
Для этого в разделе «легкая атлетика» были выбраны такие упражнения: метание мяча, прыжок в длину с разбега; разделе «гимнастика» - опорный прыжок, лазание по канату; разделе «волейбол» - верхняя передача мяча, подача мяча. У учащихся экспери-
ментальной группы перед изучением анализируемых упражнений проводился анализ структуры двигательного действия, выделялись важные и второстепенные элементы техники движения, определялись критерии оценки как каждого отдельного элемента двигательного действия, так и в целом всего упражнения.
При изучении техники прыжка в длину с разбега выделяли следующие элементы, на основе которых производилась самооценка: разбег, отталкивание, фаза полета, приземление. В метании мяча выделялись такие элементы: разбег, скрестные шаги, финальное усилие, остановка после броска. Другие упражнения (опорный прыжок, лазание по канату, верхняя передача мяча, подача мяча) также были распределены на соответствующие элементы. Выделялись основные критерии оценки каждого элемента данного упражнения, проговаривались характерные ошибки при выполнении данных упражнений.
В процессе совершенствования техники анализируемых упражнений ученики давали самооценку техники выполнении двигательных действий, оценивали двигательные действия учащихся своего класса, совместно с преподавателем вносили коррективы в технику данных двигательных действий. На контрольном занятии после прохождении каждого раздела сравнивали свою самооценку техники анализируемого упражнения с оценкой учителя физической культуры и оценками своих товарищей.
В конечном обследовании большинство школьников экспериментальной группы смогли правильно оценить себя по разделу «легкая атлетика» (69,2%), разделу «гимнастика» (76,9%), разделу «спортивные игры» (67,3%). Среди учеников, необъективно оценивающих свои двигательные действия, преобладали школьники, сделавшие по 1-2 ошибки. В контрольной группе только 27,5% школьников смогли правильно оценить свои двигательные действия по анализируемым разделам учебной программы. В этой группе преобладали учащиеся, которые сделали при самооценке более двух ошибок.
Далее нами сопоставлялись экспертные оценки (учителя физической культуры с высшей категорией) техники выполнения двигательных действий (5-балльная шкала оценок) и получены такие результаты: метание мяча (экспериментальная - 4,35 баллов, контрольная - 3,76 баллов); прыжок в длину с разбега (экспериментальная - 4,33 баллов, контрольная - 3,86 баллов); опорный прыжок (экспериментальная - 4,27 баллов, контрольная - 3,71 баллов); лазание по канату (экспериментальная - 4,29 баллов, контрольная - 3,84 баллов); верхняя передача мяча (экспериментальная - 4,15 баллов, контрольная - 3,69 баллов); подача мяча (экспериментальная - 4,08 баллов, контрольная - 3,55 баллов). Нами также сопоставлялись и соответствующие приросты результатов (начальные и конечные) в метании мяча (экспериментальная - 12,6%, р<0,05), контрольная -8,4%, р>0,05) и прыжке в длину с разбега (экспериментальная - 8,7%, р<0,05), контрольная - 6,4%, р>0,05). Прослеживается очевидное преимущество учащихся экспериментальной группы в приросте данных результатов преимущественно за счет повышения технических характеристик двигательных действий.
Большинство (94,2%) занимающихся экспериментальной группы отмечали повышение интереса и заинтересованности в выполнении физических упражнений при таком методическом обеспечении учебного процесса. У учеников контрольной группы таких позитивных изменений нами не выявлено. Таким образом, за период исследования у учащихся экспериментальной группы на более высоком уровне сформирована техника изучаемых упражнений, они более успешны в самооценке своих двигательных действий и более результативно выполняют тестовые задания.
Вывод. Создание на уроке физической культуры условий для анализа техники двигательных действий, самоконтроля и адекватной самооценки элементов упражнений приводит к более прочному формированию универсальных учебных действий по предмету «Физическая культура», существенно повышает мотивацию к занятиям физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С. 65-87.
REFERENCES
1. Asmolov, А.О. (2008), “Strategy of sociocultural modernization of education: on the way to overcoming of identity crisis and formation of civil society”, Educational questions, No. 1, pp. 65-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 378.147:378.018.43
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПЕРМАНЕНТНОЙ СТАЖИРОВКИ СТУДЕНТОВ
Елена Сергеевна Киселёва, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка методики квалиметрической диагностики перманентности стажировки студентов. Известно, что в лучших мировых традициях профессионального образования - перманентная стажировка студентов университетов на предприятиях и организациях - стажировка, синхронная образовательному процессу, заключающаяся в непрерывном применении полученных знаний при решении социальных и профессиональных задач. Дефицит времени, отводимый на подготовку инженерных кадров и прохождение ими производственной практики, затрудняет формирование их социально-профессиональной компетентности. Наблюдается разрыв между учебной и профессиональной деятельностью будущих инженеров, между их теоретической и практической готовностью к будущей профессиональной деятельности, преодоление которой возможно на основе интеграции дидактических и информационных технологий. Авторами предложены критерии оценки взаимосвязи между освоением учебных дисциплин и практическим применением знаний в реальной или виртуальной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: перманентная стажировка, профессиональные задачи, информационные технологии, диагностика, критерии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p86-90
STUDENTS INTERNSHIP PERMANENCE QUALIMETRY ASSESSMENT
Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Lyudmila Nickolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslavovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is students internship permanence qualimetry assessment method elaborating. As well known, the best global traditions of vocational education include university student’s permanent internship in enterprises; such internship is synchronized with educational process and consists from the received knowledge permanent using during the social and professional tasks decision. However, the time shortage for engineer’s preparedness and practice in enterprises make difficulties for their social