Научная статья на тему 'Анализ педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления к личностным достижениям в ФСД (физкультурно-спортивной деятельности)'

Анализ педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления к личностным достижениям в ФСД (физкультурно-спортивной деятельности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОСТНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / PERSONAL ACHIEVEMENT / THE DESIRE FOR PERSONAL ACHIEVEMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SUCCESS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафоненко Светлана Владимировна

В статье дан анализ педагогических условий, формирующих стремление к личным достижениям в ФСД, которые обеспечивают развитие навыков самоконтроля и самооценки себя, как личности, формируют навыки планирования и прогнозирования результатов, самореализацию в соревновательных ситуациях, формируют умения в самооценке личностных достижений; и исключают снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, формирование мотивации избегания неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафоненко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TEACHING OF PROVIDING THE FORMATION DESIRE FOR PERSONAL ACHIEVEMENT IN THE FSD (SPORTS ACTIVITY)

The paper analyzes the pedagogical conditions that foster the desire for personal achievement in the FSD, which ensure the development of skills of self-control and self-esteem themselves, as individuals, form the skills of planning and predicting outcomes, self-fulfillment in competitive situations, the ability to form a self-assessment of personal achievement, and eliminate low self-esteem students, situations do not succeed, negative rating actions teacher students create the motivation of avoiding mishaps.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления к личностным достижениям в ФСД (физкультурно-спортивной деятельности)»

В.М. Савицкий

СПЕЦИФИКА ЛЕКСИЧЕСКИХ..

ского глагола to destroy ‘истреблять’ (destruction ‘истребление’, destructive ‘истребительный’, destroyer-1 ‘тот, кто истребляет’), приведенные в словарной статье этого глагола (словарь [9]), не имеют дефиниций, поскольку их значения однозначно выводятся из значения производящего глагола и значений словообразовательных моделей, а значит, это не идиомы. Лишь ЛСВ destroyer-2 снабжен дефиницией ‘a small swift war-vessel using guns and torpedoes’ - ‘небольшой быстроходный боевой корабль, имеющий на вооружении пушки и торпеды’ (рус. эсминец), ибо его значение невыводимо из значения глагола и словообразовательной модели. Значит, это идиома. Ср. рус. истребитель-1 (неидиома) - истребитель-2 ‘боевой самолет, предназначенный для уничтожения самолетов противника’ (идиома). Однако следует учитывать, что не во всех (хотя и во многих) толковых словарях использован этот принцип и что в отношении заглавных слов словарных статей данный критерий не работает, так как все они снабжены дефинициями. Сам по себе этот критерий не обеспечивает сплошной выборки идиом, но он может применяться в комбинации с другими критериями.

Подводя итог, подчеркнем еще раз: фразовые и лексические идиомы образуют единый структурно-семантический класс языковых единиц. Фразовые идиомы тяготеют к превращению в лексические и действительно регулярно превращаются в них, сохраняя идиоматич-ность на лексическом уровне языка.

Традиция, по которой идиомами называются только раздельнооформленные языковые единицы, не имеет под собой логического основания; на наш взгляд, термин идиома целесообразно распространить и на идиоматичные слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины. Избр. труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. С. 118-139.

2. Кунин А.В. Предисловие. Англо-русский фразеологический словарь. М.: Русский язык, 1984. С. 7-14.

3. Аничков И.Е. Идиоматика и семантика // Вопросы языкознания. 1992. № 5. С. 140-150.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2000. 537 с.

5. Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «отдельности») слова. Проблемы теории и истории языка: Сб. науч. тр. М.: АН СССР, 1952. С. 182-203.

6. Назарян А.Г. Фразеология современного французского языка. М.: Высшая школа, 1987. 288 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.

8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000. 1290 с.

9. Practical English Dictionary. Holland Enterprises. 1991. 480 p.

PECULIARITIES OF LEXICAL IDIOMS

© 2013 V.M. Savitsky, doctor of philology, professor of the department of «English philology and cross-cultural communication»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with idiomatic words regarded as a kinds of idioms, alongside with idiomatic set phrases and idiomatic sentences. Structural peculiarities of lexical idioms are demonstrated. A wide interpretation of the notion of idiom is offered.

Keywords: idiom, idiomaticity, semantic integrity, language pattern, lexical constituent.

УДК 372.8

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ В ФСД (ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

© 2013 С.В. Сафоненко, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры «Спортивные дисциплины»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье дан анализ педагогических условий, формирующих стремление к личным достижениям в ФСД, которые обеспечивают развитие навыков самоконтроля и самооценки себя, как личности, формируют навыки планирования и прогнозирования результатов, самореализацию в соревновательных ситуациях, формируют умения в самооценке личностных достижений; и исключают снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, формирование мотивации избегания неудач.

Ключевые слова: личностные достижения, стремление к личностным достижениям, педагогические условия, достижение успеха, самореализация, самооценка.

Как отмечается различными исследователями (Е.П. Ильин [1], М.Е. Кутепов [2], А.К. Маркова [3]), решение проблемы физического воспитания подрастающего поколения, требует создания специфических педагогических ситуаций и условий, обеспечивающих рост личностных достижений учащегося в процессе физического самосовершенствования. При этом понятие «личностные достижения» следует отличать от традиционного понятия «достижение», затрагивающего в основном учебную деятельность учащегося и оставляющее без внимания развитие его личности [4; 5].

Правильное сочетание педагогических условий формирующих стремление к личностным достижениям в сфере физической культуры и спорта подразумевает учет индивидуальных особенностей учащихся, структуру их ценностей и формирующих необходимый уровень мотивации, на фоне особой организации учебного процесса, устанавливающей связь между усилиями ученика

в овладении новым учебным материалом и степенью достижений при положительной объективной оценке, что обеспечивает повышение уровня личностных достижений учащихся.

Для подтверждения этого нами был организован и проведён педагогический эксперимент в на базе школ г. Самары, в котором предполагалось определить эффективность применения педагогических условий в процессе формирования стремления к личностным достижениям у учащихся средних классов на уроках физической культуры.

В эксперименте приняли участие две группы испытуемых - экспериментальная (п=32) и контрольная (п=32). Вначале все испытуемые были подвергнуты контрольным испытаниям, направленным на выявление уровня физической подготовленности как критерия достижений. Уровень физической подготовленности определялся на основании результатов, показанных в следующих

контрольных испытаниях: бег 30 метров с высокого старта, челночный бег (3х10 м), прыжок в длину с места, шестиминутный бег, наклон вперёд из положения сидя, подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики); на низкой перекладине из виса лёжа (девочки).

Затем в экспериментальной группе формирование стремления к личностным достижениям осуществлялось с помощью специально разработанных педагогических условий, обеспечивающих развитие навыков самоконтроля и самооценки себя, как личности, формирование навыков планирования и прогнозирования результатов, самореализацию в соревновательных ситуациях (с другими, с самим собой), формирование умений в самооценки личностных достижений; и исключающих снижение самооценки учащихся, ситуации не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, формирование мотивации избегания неудач.

В контрольной группе уроки проводились без изменения. Экспериментальная работа осуществлялась на уроках физической культуры в течение девяти месяцев.

Исследование показателей уровня физической подготовленности учащихся средних классов контрольной и экспериментальной группы обнаружило прирост результатов в предложенных контрольных испытаниях.

Сравнительный анализ показал, что у испытуемых экспериментальной группы прирост показателей уровня физической подготовленности за период эксперимента выше, чем у испытуемых в контрольной группе (табл. 1,2).

Таблица 1

Динамика показателей уровня физической подготовленности учащихся средних классов в экспериментальной группе

Уровень физической подготовленности Эксперимен- тальная группа Раз- ница 1 Stu-denta Р <

до после

1.Наклон из положения сидя (см.) 5,5 11,7 6,6 1,97 -

2.Прыжок в длину с места (см.) 145,7 188,3 42,6 2,93 -

3.Бег 30 м.(сек.) 6,0 4,9 1,1 2,78 0,01

4.Подтяги-вание (раз) 4,2 7,1 2,9 3,05 0,01

5.Челноч-ный бег 3*10 м.(сек.) 9,4 8,4 1,0 2,63 0,05

6.Шестими-нутный бег (м.) 1133 1227 94 2,13 0,05

Так, прирост показателя гибкости составил 6,6 см. (наклон из положения сидя) (1=2,97; п=32; р<0,01), в контрольной группе - 3,5 см. (1=2,22; п=32; р<0,05), разница между группами 2,5 см.; показателя скоростно-силовых способностей составил 42,6 см. (прыжок в длину с места) (1=2,93; п=32; р<0,01), в контрольной группе - 15,2 см., разница между группами 27,4 см.; показателя скоростных способностей составил 1,1 сек. (бег 30м.) (1=2,78; п=32; р<0,01), в контрольной группе -0,5 сек.( 1=2,11; п=32; р<0,05), разница между группами

0,6 сек.; показателя силовых способностей составил 2,9 раза (подтягивание) (1=3,05; п=32; р<0,01), в контрольной группе - 1,3 раза (1=2,15; п=32; р<0,05), разница между группами 1,6 раза; показателя координационных способностей составил 1 сек (челночный бег 3*10 м.) (1=2,63; п=32; р<0,05)., в контрольной группе - 0,6 сек., разница между группами 0,4 сек.; показателя выносли-

вости составил 94 метра (шестиминутный бег) (1=2,13; п=32; р<0,05), в контрольной группе - 58 метров, разница между группами 36 метров.

Таблица 2

Динамика показателей уровня физической подготовленности учащихся средних классов в контрольной

группе

Уровень физической подготов- ленности Контрольная группа Раз- ница 1 Studenta Р<

до после

1.Наклон из положе-ния сидя (см.) 5,1 8,6 3,5 2,22 0,05

2.Прыжок в длину с места (см.) 142,1 157,3 15,2 1,20 -

3.Бег 30 м.(сек.) 6,2 5,7 0,5 2,11 0,05

4. Подтягивание (раз) 4,0 5,3 1,3 2,15 0,05

5.Челноч-ный бег 3*10 м.(сек.) 9,3 8,7 0,6 1,83 -

6.Шестими-нутный бег (м.) 1140 1198 58 1,71 -

Обнаруженная разница прироста показателей экспериментальной и контрольной группы обусловлена на наш взгляд, различными педагогическими приёмами, применяемыми в ходе уроков и условиями. Значительный прирост уровня физической подготовленности в экспериментальной группе объясняется увеличением активности учащихся в процессе изучения нового материала, добросовестным отношением к учебным заданиям, высоким интересом к собственным результатам, что возникло благодаря внедрению в учебный процесс условий, повышающих стремление к достижению успеха, чувство соперничества, значимость самоконтроля индивидуальных показателей, и приёмов, исключающих ситуации неудачи и возникновение негативного эмоционального состояния.

Прирост результатов в контрольной группе можно объяснить применением традиционных средств, условий, педагогических приёмов, эффективность которых, как показал сравнительный анализ результатов, ниже, чем разработанной нами методики применяемой в экспериментальной группе.

Значительный прирост уровня физической подготовленности в экспериментальной группе объясняется увеличением активности учащихся в процессе изучения нового материала, добросовестным отношением к учебным заданиям, высоким интересом к собственным результатам, что возникло благодаря внедрению в учебный процесс условий, повышающих стремление к достижению успеха, чувство соперничества, значимость самоконтроля индивидуальных показателей, и приёмов, исключающих ситуации неудачи и возникновение негативного эмоционального состояния.

Участникам эксперимента обеих групп предлагалось оценить уровень личностных достижений по 10-балльной шкале в следующих категориях: положительные эмоциональные переживания, развитие волевых качеств в результате выполнения физических упражнений, повышение уровня физической подготовленности, повышение двигательного опыта, одобрение со стороны сверстников, одобрение со стороны педагога, достижение высоких результатов на соревнованиях разного уровня, успешное выполнение нормативов, улучшение фигуры, развитие умения преодолевать трудности, при-

знание спортивных успехов окружающими, достижение поставленных целей.

Затем в экспериментальной группе формирование стремления к личностным достижениям осуществлялось с помощью специально разработанных педагогических условий, обеспечивающих развитие навыков самоконтроля и самооценки себя, как личности, формирование навыков планирования и прогнозирования результатов, самореализацию в соревновательных ситуациях (с другими, с самим собой), формирование умений в самооценки личностных достижений; и исключающих снижение самооценки учащихся, ситуации не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, формирование мотивации избегания неудач.

В результате педагогического эксперимента установлено, что участники обеих групп до эксперимента наиболее высоко оценивали такие личностные достижения как положительные эмоциональные переживания в процессе занятий (5,65 балла), развитие волевых качеств (5,6 балла), умение преодолевать трудности (5,2 балла). Самооценка уровня остальных достижений не превышала пяти баллов.

Анализ результатов опроса, проведённого после эксперимента показал, что в экспериментальной группе самооценка уровня личностных достижений значительно возросла и свидетельствует о положительной динамике мотивации к занятиям и личностном росте. Так, самооценка положительных эмоциональных переживаний в процессе занятий за период эксперимента возросла на 3 балла (1=2,67; п=32; р<0,05), достижения в развитии волевых качеств увеличилась на 2,2 балла (1=2,68; п=32; р<0,05), на 3,1 балла (1=2,76; п=32; р<0,01) повысилась самооценка достижений в уровне физической подготовленности, достижения в повышении двигательного опыта увеличились на 4,1 балла (1=2,58; п=32; р<0,05), самооценка достижений высоких результатов на соревнованиях различного уровня возросла на 3 балла (1=2,68; п=32; р<0,05), в успешном выполнении нормативов на 5 баллов (1=3,59; п=32; р<0,01), в улучшении фигуры на 3,4 балла (1=2,38; п=32; р<0,05), в признании спортивных успехов окружающими на 4 балла (1=2,69; п=32;

р<0,05), стал выше оцениваться уровень достижений в поставленных целях (на 4,4 балла 1=2,75; п=32; р<0,01) и позитивное отношение со стороны педагога на 4,9 балла (1=3,47; п=32; р<0,01).

В контрольной группе достоверно возросла самооценка следующих достижений: повышение двигательного опыта на 3 балла (1=2,34; п=32; р<0,05); одобрение со стороны педагога на 2,8 балла (1=2,67; п=32; р<0,05); успешное выполнение нормативов на 2,8 балла (1=2,56; п=32; р<0,05); улучшение фигуры на 2,4 балла (1=2,28; п=32; р<0,05). В остальных показателях самооценки уровня личностных достижений достоверных различий не выявлено.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены достоверные позитивные изменения самооценки уровня личностных достижений в сфере физической культуры, а также уровня физической подготовленности учащихся в экспериментальной группе. Полученные результаты позволяют утверждать, что включение в учебно-воспитательный процесс педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации и оказывающих положительное воздействие на процесс оценивания учащимся своих достижений и успехов, формирует стремления к новым результатам в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

2. Кутепов М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. ВНИИФК. М., 1980. 25 с.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1991. №1. С. 27-32.

5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001. 136 с.

ANALYSIS OF THE TEACHING OF PROVIDING THE FORMATION DESIRE FOR PERSONAL ACHIEVEMENT IN THE FSD (SPORTS ACTIVITY)

©2013

S.V. Safonenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor ofthe department of “Sports discipline”

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation : The paper analyzes the pedagogical conditions that foster the desire for personal achievement in the FSD, which ensure the development of skills of self-control and self-esteem themselves, as individuals, form the skills of planning and predicting outcomes, self-fulfillment in competitive situations, the ability to form a self-assessment of personal achievement, and eliminate low self-esteem students, situations do not succeed, negative rating actions teacher students create the motivation of avoiding mishaps.

Keywords: personal achievement, the desire for personal achievement, pedagogical conditions, success, self-actualization, self-esteem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.