Научная статья на тему 'Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии'

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ООО / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УПРАЖНЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМООЦЕНКА / FGOS OOO / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / EXERCISE / SELF-MONITORING / SELF-EVALUATION / THE INITIAL COURSE IN GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Игорь Сергеевич, Власова Елена Александровна, Дмитриева Елена Александровна

Ориентация на результаты образования это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Среди метапредметных результатов обучения особое место занимают умения самоконтроля и самооценки, направленные на организацию и становление обучающегося в роли субъекта учебной деятельности. Представленные в статье упражнения, классифицируемые по этапам формирования контрольно-оценочной деятельности (упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку; упражнения умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат) и объекту действия (упражнения на сопоставление работы с образцом; упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условий), разработаны на географическом и биологическом содержании и призваны содействовать стремлению к самоконтролю и самооценке, овладению учащимися приемами самоконтроля и самооценки, принятию и сохранению учебной задачи по самооценке и самоконтролю и самостоятельности в их осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицын Игорь Сергеевич, Власова Елена Александровна, Дмитриева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Self-Control and Self-Esteem Skills of 5-6 Form Pupils at Study the Initial Course in Geography and Biology

Results orientation education is a critical component of the structure of the Federal state educational standards of the second generation. In the Federal state educational standard of basic General education there are requirements for the results of mastering basic educational programmes, which are structured according to the key objectives of General education and include subject, metasubject and personal results of training. Among the interdisciplinary learning outcome skills of self-control and self-assessment have a special role aimed at organization and development of the student in the role of the subject of the educational activity. Presented in the paper exercises, classified according to the stages of formation of monitoring and evaluation activities (exercises for shaping the actions of self-monitoring and assessment of the work results; exercises for forming skills to carry out planning and operational self-monitoring and self-evaluation; exercises of skills to compare the predicted and obtained result) and the object of the action (exercises on matching the sample; exercises to perform actions on the model; detailed instructions; exercises on the implementation of a self-checking algorithm; exercises on the change of the action, given the changed conditions), are developed on a geographical content and promote the desire for self-control and self-assessment, students master the techniques of self-control and self-esteem, acceptance and preservation learning objectives for self-evaluation and self-control and autonomy in their implementation.

Текст научной работы на тему «Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии»

УДК 372.891

И. С. Синицын, Е. А. Власова, Е. А. Дмитриева

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся 5-6 классов при изучении начального курса географии и биологии

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Среди метапредметных результатов обучения особое место занимают умения самоконтроля и самооценки, направленные на организацию и становление обучающегося в роли субъекта учебной деятельности. Представленные в статье упражнения, классифицируемые по этапам формирования контрольно-оценочной деятельности (упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку; упражнения умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат) и объекту действия (упражнения на сопоставление работы с образцом; упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условий), разработаны на географическом и биологическом содержании и призваны содействовать стремлению к самоконтролю и самооценке, овладению учащимися приемами самоконтроля и самооценки, принятию и сохранению учебной задачи по самооценке и самоконтролю и самостоятельности в их осуществлении.

Ключевые слова: ФГОС ООО, универсальные учебные действия, упражнение, самоконтроль, самооценка.

I. S. Sinitsyn, E. A. Vlasova, E. A. Dmitrieva

Formation of Self-Control and Self-Esteem Skills of 5-6 Form Pupils at Study the Initial Course in Geography and Biology

Results orientation education is a critical component of the structure of the Federal state educational standards of the second generation. In the Federal state educational standard of basic General education there are requirements for the results of mastering basic educational programmes, which are structured according to the key objectives of General education and include subject, metasubject and personal results of training. Among the interdisciplinary learning outcome skills of self-control and self-assessment have a special role aimed at organization and development of the student in the role of the subject of the educational activity. Presented in the paper exercises, classified according to the stages of formation of monitoring and evaluation activities (exercises for shaping the actions of self-monitoring and assessment of the work results; exercises for forming skills to carry out planning and operational self-monitoring and self-evaluation; exercises of skills to compare the predicted and obtained result) and the object of the action (exercises on matching the sample; exercises to perform actions on the model; detailed instructions; exercises on the implementation of a self-checking algorithm; exercises on the change of the action, given the changed conditions), are developed on a geographical content and promote the desire for self-control and self-assessment, students master the techniques of self-control and self-esteem, acceptance and preservation learning objectives for self-evaluation and self-control and autonomy in their implementation.

Keywords: FGOS OOO, universal learning activities, exercise, self-monitoring, self-evaluation, the initial course in Geography.

Постановка проблемы. Важнейшим образовательным результатом обучения, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), являются универсальные учебные действия (УУД), под которыми общепринято понимать совокупность обобщенных действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [6]. В составе УУД особое место занимают учебные

действия самоконтроля и самооценки, способствующие организации и становлению обучающегося в роли субъекта учебной деятельности, что, в свою очередь, обусловлено тем, что все учебные действия становятся произвольными и регулируемыми только при наличии самоконтроля и самооценки в структуре учебной деятельности. Вопросы формирования у школьников учебного действия самоконтроля в процессе учебной деятельности рассмотрены в научных исследованиях отечественных педагогов и психологов, а также в работах, посвященных математическому и филоло-

© Синицын И. С., Власова Е. А., Дмитриева Е. А., 2016

гическому образованию, прежде всего, в начальной школе. Вместе с тем приходится констатировать, что недостаточно накоплен опыт в решении данного вопроса применительно к предметным областям «география» и «биология».

Цель исследования - разработка системы упражнений, направленных на формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся 5-6 классов в процессе изучения начального географии и биологии.

Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании использовались анализ психологической, педагогической, методической литературы, нормативной документации в области образования, опыта практики по исследуемой проблеме, наблюдение учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что под самоконтролем традиционно понимают действия обучающихся, проявляющиеся в осуществлении контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий [2, 4, 5]. Также было установлено, что существует множество классификаций действий самоконтроля. Для нашего исследования интерес представляет классификация Л. В. Берцфаи, наиболее соответствующая современным требованиям, предъявляемым к уровню овладения школьниками учебной деятельностью. Согласно этой классификации выделяются три вида самоконтроля: контроль в форме произвольного внимания, используемый при сопоставлении действия с заданным образцом; упреждающий контроль, используемый при отсутствии образца и заключающийся

в соотнесении действия с условиями его выполнения и ожидаемыми результатами; рефлексивный самоконтроль, используемый в случае перестройки способа действия или его создания и представляющий собой систему проб, состоящих в приме-ривании изменяющегося способа действия к новым условиям его выполнения [1].

Самооценка учащегося рассматривается как учебное действие, заключающееся в определении степени усвоения способа решения учебной задачи и умения соотнести полученный результат с целью [2, 3, 5].

Структуру контрольно-оценочной деятельности можно представить следующим образом: выяснение цели деятельности, первоначальное ознакомление с конечным результатом ^ сличение хода работы и достигнутого результата с образцом ^ оценка состояния выполненной работы, установление и анализ допущенных ошибок ^ коррекция работы на основе данных самооценки, внесение усовершенствований [3, 5].

Основой формирования у учащихся учебных действий самоконтроля и самооценки служит система упражнений, под которыми необходимо понимать метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых умений [5]. При планировании системы упражнений за основу была взята классификация, предложенная Л. В. Ижойкиной, согласно которой выделяют следующие виды упражнений [5] (см. табл 1):

Таблица 1

Виды упражнений на формирование умений самоконтроля и самооценки

Упражнения

Этапы формирования умений самоконтроля и самооценки Объект действия

— упражнения для формирования действий самоконтроля и самооценки по результатам работы; — упражнения для формирования умения осуществлять планирующий и пооперационный самоконтроль и самооценку; — упражнения для формирования умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат; — упражнения для формирования умений сопоставлять прогнозируемый и полученный результат — упражнения на сопоставление работы с образцом; — упражнения на выполнение действий по образцу, по развернутой инструкции; — упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму; — упражнения на изменение действий с учетом изменившихся условия

Рассмотрим примеры упражнений по формированию у учащихся учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении географии и биологии.

Упражнение на сопоставление работы с образцом, на формирование итогового самоконтроля и самооценки

Пример 1. Определи внутренние оболочки Земли и подпиши цифру напротив названия оболочки. _

1 -2 -

3 -

4 -

Проверь себя:

1 - земная кора,

2 - мантия,

3 - внешнее ядро,

4 - внутренне ядро

О

Оцени себя, закрась кружок одним из цветов: красным цветом, если выполнил сам, верно; зеленым цветом, если выполнил сам, но есть ошибки; желтым цветом, если не смог выполнить, но теперь знаешь, как.

Пример 2. Определи компоненты строения клетки растений и подпиши их названия.

Проверь себя: 1 - ядерная оболочка, 2 - ядро, 3 - клеточная стенка, 4 - пора, 5 - клеточная мембрана, 6 - хло-ропласты, 7 - вакуоль, 8 - цитоплазма, 9 - ядрышко_

Упражнение на составление образца действий, на выполнение действий по образцу

Пример 3. Обозначь на схеме части речной системы. Схему № 1 заполни с помощью учебника, закрой ее листом бумаги. Схему № 2 заполни самостоятельно, проверь себя по схеме № 1.

Оцени себя, закрась кружок с тем результатом, который получен:

выполнил верно

О

есть ошибки

О

возникли трудности, но теперь я знаю, как

Пример 4. Рисунок № 1 заполни, используя текст учебника, закрой его листом бумаги. Рисунок № 2 заполни самостоятельно и проверь себя.

Оцени себя, закрась кружок с тем результатом, который получен:

выполнил верно

О

есть ошибки

О

возникли трудности, но теперь я знаю, как

О_

Упражнение на сопоставление работы с образцом, на формирование итогового самоконтроля и самооценки, на осуществление парного контроля

Пример 5. Определи, какой объект в какой впадает: Волга, Кама, Каспийское море, Вятка.

Проверь себя: Вятка — Кама — Волга —Кас-пийское море.

Оцени себя - закрась кружок в таблице оценивания одним из цветов: красным, если выполнил правильно; зеленым, если допустил 1-2 ошибки; синим, если допустил более 2 ошибок.

Пусть сосед по парте проверит и оценит твою работу. Проверь и оцени работу товарища, используя образец.

Таблица оценивания:

Самооценка Оценка товарища Оценка учителя

О О О

Пример 6. Определи уровни организации организма по соподчиненности: ткань, орган, система органов, клетка, организм.

Проверь себя: клетка ^ ткань ^ орган ^ система органов ^ организм.

Оцени себя - закрась кружок в таблице оценивания (см. табл. из примера 5) одним из цветов: красным, если выполнил правильно; зеленым, если допустил 1-2 ошибки; синим, если допустил более 2 ошибок. Пусть сосед по парте проверит и оценит твою работу. Проверь и оцени работу товарища, используя образец.

Упражнения на осуществление самоконтроля по алгоритму

Пример 7. Среди перечисленных горных пород выбери те, которые имеют осадочное происхождение:

1) каменный уголь,

2) гранит,

3) торф,

4) мрамор,

5) галька,

6) базальт.

Как ты думаешь, правильно ли выполнил упражнение?

- уверен, правильно;

- сомневаюсь;

- думаю, что есть ошибки.

Проверь себя: 1, 3, 5.

Оцени себя: выполнил упражнение без ошибок - 5 баллов; допустил 1 ошибку - 4 балла; допустил 2 ошибки - 3 балла; допустил 3-4 ошибки - 2 балла.

Пример 8. Из перечисленных типов тканей выбери ткани животных:

1) проводящая,

2) соединительная,

3) основная,

4) нервная,

5) механическая,

6) мышечная.

Проверь себя: 2, 4, 6. Для оценки своих знаний используй алгоритм примера 7.

Упражнение на выполнение действий по развернутой инструкции, на формирование пооперационного самоконтроля

Пример 9. Узнай горную породу по описанию. Глубинная порода зернистого строения. Бывает разного цвета, что зависит от окраски его «составных» частей: кварца (белый, бесцветный, ко-

ричневатый), полевого шпата (белый, желтый, розовый) и слюды (белая и черная). Различна и величина зерна. Незаменимый строительный материал.

Проверь себя: гранит.

Опиши горную породу, которую ты встречал в природе или которая тебе хорошо знакома. Опиши так, чтобы ее можно было узнать. Воспользуйся образцом и планом: 1. Какое происхождение она имеет? 2. Какой внешний вид (цвет, форма и т. д.) она имеет? 3. Где используется человеком?

Расскажи соседу по парте, попроси оценить твою работу и оцени его. Оцени по алгоритму: 1. Последовательность описания. 2. Полнота описания. 3. Достоинства, недостатки.

Пример 10. Прочитай текст и определи, о какой жизненной форме растений идет речь. В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

Проверь себя: лиана.

Опиши другую жизненную форму растений так, чтобы ее узнали твои одноклассники.

Упражнение на выполнение действий по развернутой инструкции, на формирование прогностической самооценки, на формирование планирующего самоконтроля

Пример 11. С помощью линейки измерь в сантиметрах на карте атласа расстояние между Москвой и Ярославлем -_км; между Москвой и Тверью -_км. Ближе друг к другу города_и_.

Выполняя упражнение, действуй по алгоритму:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Прочитай внимательно задания упражнения.

2. Представь результат.

3. Составь план действий: вспомни, как определить по карте расстояние от одного объекта до другого, выполни задание; запиши ответ.

4. Проверь себя: а) уверен, что выполнил задания правильно; б) сомневаюсь, думаю, что есть ошибки.

Упражнение на формирование прогностической самооценки, планирующего контроля, сверку с образцом

Пример 12. Начерти схему мирового круговорота воды в природе. Подпиши основные элементы:

Оцени свои возможности перед выполнением задания, выбрав нужное утверждение: а) я знаю результат, могу выполнить задание; б) я сомневаюсь в выполнении задания, постараюсь выполнить; в) мне нужна помощь в выполнении задания.

Проверь себя:

Оцени себя: а) задание выполнил верно - 5 баллов; б) задание выполнил верно, воспользовался помощью - 4 балла; в) задание выполнил, есть ошибки - 3 балла; г) задание не выполнил, над темой нужно еще поработать.

Пример 13.

Начерти или изобрази схему передвижения веществ по растению. Оцени свои возможности перед выполнением задания, выбрав нужное утверждение: а) я знаю результат, могу выполнить задание; б) я сомневаюсь в выполнении задания, постараюсь выполнить; в) мне нужна помощь в выполнении задания.

Проверь себя: линиями со стрелками вниз изображено движение органических веществ из листьев по всему растению в корень; линиями со стрелками вверх - движение минеральных веществ и воды из корня по всему растению к листьям для испарения влаги.

Пример 14. Расскажи соседу по парте о приборе, который изображен на рисунке, придерживаясь следующего плана: а) Как называется данный прибор? б) Для чего он используется? в) Как устроен этот прибор? г) Как им пользоваться? Если затрудняешься, прочитай еще раз материал учебника. Попроси товарища оценить тебя.

Пример 15. Расскажи соседу по парте о приборе, который изображен на рисунке, придерживаясь следующего плана: а) Как называется данный прибор? б) Для чего он используется? в) Как устроен этот прибор? г) Как им пользоваться?

Если затрудняешься, прочитай еще раз материал учебника. Попроси товарища оценить тебя.

Пример 16. Вставь пропущенные слова: Дневной бриз образуется потому, что суша_Над сушей возникает_Над водоемом давление_Дневной бриз дует с_на_

Оцени себя: а) уверен, что выполнил задания правильно; б) сомневаюсь; в) думаю, что есть ошибки.

Проведи самоконтроль, сравнив свои ответы с ответами на листе контроля. Лист самоконтроля: нагревается быстрее, низкое давление, высокое, с водоема на сушу.

Составь самостоятельно текст про муссон и его возникновение и обменяйся с соседом по парте. Проверь и оцени его.

Пример 17. Вставьте в текст пропущенные слова. Хламидомонада - подвижная одноклеточная_ На переднем конце ее тела расположены

два_ с помощью которых она передвигается.

Снаружи покрыта плотной_, под которой находится бесцветная_ и_. Значительную часть

клетки занимает_, содержащий хлорофилл.

Проведи самоконтроль, сравнив свои ответы с ответами на листе контроля. Лист самоконтроля: водоросль, жгутика, клеточной стенкой, цитоплазма, ядро, хроматофор.

В заключение следует подчеркнуть, что применение подобных упражнений усиливает ответственность учащихся, приучает работать без ошибок, при выявлении - исправлять их; активизирует процесс обучения, пробуждает интерес к занятиям, то есть способствует формированию контрольно-оценочной деятельности.

Библиографический список

1. Берцфаи, Л. В. Специфика учебного действия контроля [Текст] / Л. В. Берцфаи // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 55-61.

2. Большой психологический словарь [Текст] / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Прайм -Еврознак, 2003. - 672 с.

3. Воронцов, А. Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Первое сентября. - 2011. - № 13. -С. 16-19.

4. Дергунова, Н. М. Методика самоконтроля учебных действий учащихся при изучении химии в основной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. М. Дергунова. - СПб., 2009. - 200 с.

5. Ижойкина, Л. В. Самоконтроль и самооценка учебных действий школьников при организации урока окружающего мира [Текст] / Л. В. Ижойкина // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 24-27.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / под ред.

A. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bercfai, L. V. Specifika uchebnogo dejstvija kontrolja [Tekst] / L. V. Bercfai // Voprosy psihologii. -1979. - № 4. - S. 55-61.

2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod. red.

B. G. Meshheijakova, V. P. Zinchenko. - M. : Prajm-Evroznak, 2003. - 672 s.

3. Voroncov, A. B. Podhody k organizacii kontrol'no-ocenochnoj dejatel'nosti shkoly v uslovijah perehoda na Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart ob-shhego obrazovanija [Tekst] / A. B. Voroncov // Pervoe sentjabrja. - 2011. - № 13. - S. 16-19.

4. Dergunova, N. M. Metodika samokontrolja uchebnyh dejstvij uchashhihsja pri izuchenii himii v os-novnoj shkole [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / N. M. Dergunova. - SPb., 2009. - 200 s.

5. Izhojkina, L. V. Samokontrol' i samoocenka uchebnyh dejstvij shkol'nikov pri organizacii uroka okru-zhajushhego mira [Tekst] / L. V. Izhojkina // Nachal'naja shkola. - 2013. - № 10. - S. 24-27.

6. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v os-novnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij [Tekst] : posobie dlja uchitelja / pod red. A. G. Asmolova. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 159 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.