Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе внеурочных форм занятий'

Формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе внеурочных форм занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каинов Андрей Николаевич, Каинов Кирилл Андреевич, Курьерова Галина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов в процессе внеурочных форм занятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий. Занятия в спортивных секциях с учетом двигательных интересов занимающихся, активизация участия в спортивных соревнованиях по программам «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», стимулирование участия в спортивных соревнованиях и регулярный контроль посещаемости спортивных секций со стороны родителей обеспечивали формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе их внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каинов Андрей Николаевич, Каинов Кирилл Андреевич, Курьерова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the universal educational actions among the students at the middle school age during extracurricular activities

The article deals with the questions of formation of the universal educational actions among the 5 th class students of the secondary school during at school and out of school extracurricular activities. Occupations in sports sections taking into account the motive interests, activation of the participation in sports competitions under the programs "Presidential Competitions", "Presidential Sports games", stimulation of the participation in the sports competitions and regular control of attendance of the sports sections from the side of the parents provided the formation of the universal educational actions among the pupils at the middle school age in the course of their extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе внеурочных форм занятий»

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ

ЗАНЯТИЙ

Андрей Николаевич Каинов, кандидат педагогических наук, директор, Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7(МОУ лицей № 7), г. Волгоград; Кирилл Андреевич Каинов, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК); Галина Ивановна Курьерова, учитель, Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7(МОУлицей № 7), г. Волгоград

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов в процессе внеурочных форм занятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий. Занятия в спортивных секциях с учетом двигательных интересов занимающихся, активизация участия в спортивных соревнованиях по программам «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», стимулирование участия в спортивных соревнованиях и регулярный контроль посещаемости спортивных секций со стороны родителей обеспечивали формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе их внеурочной деятельности.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, учащиеся, внеурочные формы занятия, показатели, формирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p76-79

FORMATION OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AMONG THE STUDENTS AT THE MIDDLE SCHOOL AGE DURING EXTRACURRICULAR

ACTIVITIES

Andrey Nikolaevich Kainov, the candidate of pedagogical sciences, director, Municipal educational institution of lyceum No. 7 of Volgograd; Kirill Andreevich Kainov, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Culture; Galina Ivanovna Kurierova, the teacher, Municipal educational institution of lyceum No. 7 of Volgograd

Annotation

The article deals with the questions of formation of the universal educational actions among the 5th class students of the secondary school during at school and out of school extracurricular activities. Occupations in sports sections taking into account the motive interests, activation of the participation in sports competitions under the programs "Presidential Competitions", "Presidential Sports games", stimulation of the participation in the sports competitions and regular control of attendance of the sports sections from the side of the parents provided the formation of the universal educational actions among the pupils at the middle school age in the course of their extracurricular activities.

Keywords: universal educational actions, students, extracurricular activities, indicators, formation.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существенно повысились требования к процессу формирования личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учащихся общеобразовательных учреждений. Это требует широкого спектра направлений деятельности учителя физической культуры и учащихся. Поэтому важно правильно распределить эту деятельность в процессе урочных и внеурочных форм организации занятий [1, 2]. Если у школьных педагогов имеется опыт изучения теоретического раздела программы по предмету «физическая культура» на уроках, то во внеурочных формах организации занятий (занятия в режиме учебного дня, внеклассные и внешкольные мероприятия) реализуется преимущественно двигательная деятельность учащихся. Следова-

тельно, в процессе внеурочной деятельности необходимо активно формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие, умение проявлять и контролировать свои знания, двигательные умения и навыки, определять ошибки и их устранять, развивать контрольно-оценочную деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку действий, формировать социально-личностное развитие, познавательные интересы и мотивацию к внеурочной деятельности [3]. Такой подход позволит развивать способности, выявлять проблемы внеурочной деятельности и определять пути их решения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос 49 учителей физической культуры города Волгограда показал, что большинство (85,7%) педагогов проводят занятия в спортивных секциях и в основном культивируют в общеобразовательных учреждениях наиболее популярные виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика), которые еще и составляют основу учебных программ по физическому воспитанию учащихся. В большинстве (85%) общеобразовательных учреждений спортивные секции проводят учителя физической культуры и тренеры ДЮСШ и только в отдельных (15%) учреждениях - учителя физической культуры.

По данным опроса, 42,9% учителей физической культуры проводят школьные спортивные соревнования по 2-3 видам спорта, 46,9% педагогов - по одному виду спорта (чаще специализация педагога), а 10,2% специалистов их вообще не проводит. Основные причины низкой педагогической активности учителей физической культуры в процессе внеурочной деятельности: большая загруженность спортивного зала; большое количество межшкольных спортивных соревнований; наличие второй смены в общеобразовательном учреждении.

Опрос 636 учащихся 5-6 классов города Волгограда позволил выявить их двигательные интересы и предпочтения, наиболее привлекательные направления спортивной деятельности. Наибольшее количество респондентов (53,2%) отдавали предпочтения занятиям спортивными играми (баскетбол, волейбол, футбол), 15,3% обучающихся проявляли интерес к единоборствам (борьба, бокс, восточные единоборства). Легкая атлетика заинтересовала 52 человека (8,2%), а акробатику и аэробику выбрали 39 учащихся (6,1%), остальные виды спорта составили 6,0%. Достаточно большая доля (11,2%) респондентов не смогла определиться с предпочтениями при выборе вида спорта. Анализ исследования показал, что, к сожалению, двигательные предпочтения обусловлены доступностью мест проведения учебно-тренировочных занятий, а не физкультурно-спортивными интересами самих школьников. По данным опроса, 87,8% учащихся выбрали вид спорта для занятий по фактическим местам проведения секций.

При опросе так же выяснилось, что 243 школьника (38,2%) принимали один раз участие во внутришкольных спортивных соревнованиях, 97 учащихся - два и более раз, и только 15 человек (2,4%) участвовали более трех раз. Ни один респондент не указал в процессе опроса об участии в спортивных викторинах, теоретическом опросе во внеурочной деятельности.

Опрос 156 родителей показал в целом низкую заинтересованность в спортивных устремлениях своих детей: только 37 человек (23,7%) интересуется спортивными достижениями учащихся, а 31 родитель контролирует посещаемость спортивных секций. В рейтинге родителей предмет «физическая культура» - восьмое место из 11 дисциплин. Результаты исследования свидетельствуют о серьезных проблемах в организации внеурочной деятельности учащихся среднего школьного возраста по предмету «физическая культура».

В течение 2013-2014 учебного года на базах МОУ лицея № 7 (экспериментальная группа, п=102) и МОУ гимназии № 11 (контрольная группа, п=101) города Волгограда был проведен педагогический эксперимент: апробировали инновационное содержание и организацию внеурочной деятельности по физической культуре. Учащиеся обеих групп

были приблизительно одинаковыми по уровням физического развития и физической подготовленности, проявлению интереса к мероприятиям внеурочной деятельности. В процессе этой деятельности закреплялись предметные и личностные универсальные учебные действия, формировалась мотивация к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Особенности организации внеурочной деятельности у учащихся экспериментальной группы:

- организация спортивных секций с учетом двигательных интересов учащихся для девочек (волейбол, баскетбол, акробатика, спортивная аэробика, легкая атлетика) и для мальчиков (футбол, легкая атлетика, рукопашный бой, ОФП);

- привлечение тренеров СДЮШОР для работы с учащимися;

- организация очных (после уроков) внутрилицейских соревнований между классами по программе «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», футболу, баскетболу, легкой атлетике;

- внесение в портфолио учащихся раздел «участие в спортивных соревнованиях» с получением за это дополнительных баллов;

- проведение среди учащихся 5-6 классов викторин и олимпиад по предмету «физическая культура».

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Многие (54,9%) школьники экспериментальной группы посещали спортивные секции в течение года, 18 учащихся (17,7%) начали заниматься, но в течение учебного года изменили свои первоначальные предпочтения и стали заниматься спортом в других секциях, 14 школьников (13,7%) уклонились от занятий в спортивных секциях, а остальные пытались заниматься спортом в течение учебного года, а затем прекратили эти устремления. Во внутришкольных соревнованиях регулярно (более 3 раз в течение учебного года) принимали участие 76 учащихся (74,5%) и только 5 (4,9%) учеников не участвовали в спортивных соревнованиях. Более 59,8% школьников подтвердили, что интерес к занятиям физической культурой у них повысился в связи с включением рейтинговых баллов в портфолио и шаговой доступности спортивных секций, а так же отметили важность контроля за их спортивными успехами со стороны родителей.

Только 37 школьников (36,6%) контрольной группы посещали спортивные секции, но к концу учебного года их количество сократилось до 29 учащихся (28,7%). Во внут-ришкольных соревнованиях регулярно (более 3 раз в течение учебного года) принимали участие 68 учащихся (67,3%), а не участвовали в соревнованиях 14 (13,8%) школьников. Только 24,8% родителей регулярно отслеживали посещения спортивных секций своих детей.

Большинство (92,2%) учащихся экспериментальной группы выполнили нормативы по программе «Президентские состязания», в контрольной группе этот показатель составил 81,2%. 22 ученика (21,6%) экспериментальной группы участвовало во внутришкольных мероприятиях, 17 школьников (16,7%) - в олимпийской викторине, 15 детей (14,7%) оказывали помощь в проведении спортивных соревнований среди учащихся младшего школьного возраста. Результаты учащихся контрольной группы были менее выражены: внешкольные мероприятия - 9,9%, олимпийская викторина - 6,9%, помощь в проведении спортивных соревнованиях - 5,0%.

У учащихся экспериментальной и контрольной групп (конечное обследование) оценочные показатели физической подготовленности выглядели так: «отлично» - 19,6% (контрольная - 13,9%), «хорошо» - 44,1% (контрольная - 37,6%), «удовлетворительно» -34,3% (контрольная - 42,6%), «неудовлетворительно» - 2,0% (контрольная - 5,9%).

Таким образом, учащиеся экспериментальной группы проявили больший интерес к занятиям физической культурой и спортом во внеучебной деятельности, более полно удовлетворяли свои двигательные потребности и более результативно реализовали свои

двигательные возможности, достигли положительных результатов в формировании предметных и личностных универсальных учебных действий.

Выводы. Занятия в спортивных секциях с учетом двигательных интересов занимающихся, активизация участия в спортивных соревнованиях по программам «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», стимулирование участия в спортивных соревнованиях и регулярный контроль посещаемости спортивных секций со стороны родителей обеспечивали формирование универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста в процессе их внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодков. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.

3. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлов, А.М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.

REFERENCES

1. Baranov, Yu.Yu., Kislyakov, A.V. and Solodkov. M.I. (2013), Modelling student's extracurricular activities. Methodological; recommendations: textbook for general education teachers, Education, Moscow.

2. Grigoriev, D.V. and Stepanov, P.V. (2010), Extracurricular students activity. Methodological designer: textbook for a teacher, Education, Moscow.

3. Kozlov, V.V. and Kondakov, A.M. (2009), The fundamental core of general content education, Education, Moscow.

Контактная информация: moy_liceum_7@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2014.

УДК 797.122

К ВОПРОСУ О БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ

НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, Сергей Викторович Верлин, заслуженный тренер России, директор,

Государственное училище олимпийского резерва, Бронницы, Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Анализ техники гребли включает количественное и качественное описание динамических и кинематических показателей гребли, определяющих скорость прохождения соревновательной дистанции. Процесс оценки технической подготовленности, определения эффективности техники предполагает знание параметров биомеханических моделей выдающихся спортсменов и всегда ориентирован на принцип достижения максимально возможного спортивного результата. В качестве «индикаторов» эффективности техники гребли применяются показатели или характеристики, которые раскрывают особенности спортивного движения.

Ключевые слова: качественные и количественные характеристики гребли, степень использования сегментов тела при выполнении гребка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.