Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций'

Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SELF-DETERMINATION / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / FACTORS OF FORMATION OF SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATION ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журкина Алла Яковлевна, Сергушин Евгений Геннадьевич, Сергушина Ольга Васильевна

Введение: актуализируются теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях. Делается акцент на междисциплинарные связи, интеграционные подходы в изучении проблем самоопределения личности. Материалы и методы: статья была написана при использовании ряда теоретических методов педагогического исследования, позволяющих мысленное проникновение в сущьность изучаемого педагогического явления: анализ, синтез, сравнение обобщение, метод исследования причинных связей Результаты исследования: раскрывается сущность социально-профессионального самоопределения и дается основание для обособления этого понятия из всей пирамиды терминов, характеризующих описание процесса выбора профессии. Обосновывается социальная направленность акта выбора профессии и доказывается, что вместе с выбором профессии определяется и будущее социальное положение личности. Знание теоретических основ процесса социально-профессионального самоопределения является залогом качественной подготовки детей к сознательному и обоснованному выбору профессии. Особое внимание уделяется закономерностям, принципам и факторам этого процесса. Обсуждение и заключения: детально обосновывая внешние и внутренние факторы социально-профессионального самоопределения, авторы предлагают рассматривать их исключительно в системе, с присущей ей динамикой и неразрывной связью со средой, высказывают мысль о том, что изменения социальной среды всегда влекут за собой изменения в системе факторов. Важное значение в статье придается рассмотрению проблемы противоречий процесса формирования социально-профессионального самоопределения. Доказывается ведущая роль педагогического сопровождения в процессе социально-профессионального самоопределения личности учащегося, анализируются современные подходы к понятию педагогического сопровождения. Авторы характеризуют педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, ориентированной на создание социально-педагогических условий успешного обучения, воспитания и развития учащегося в образовательном процессе. По результатам анализа противоречий, закономерностей, принципов, факторов, технологий формирования СПС учащихся авторы определяют ряд эффективных педагогических условий: наличие концепции развития учебной организации и программы ее реализации как технологии формирования учащихся к СПС; изменение содержания всего учебно-воспитательного процесса учебной организации таким образом, чтобы задача формирования социально-профессионального самоопределения учащихся пронизывала все компоненты учебно-воспитательной деятельности; системную, разноуровневую подготовку учителя к данному виду работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журкина Алла Яковлевна, Сергушин Евгений Геннадьевич, Сергушина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Formation of Socio-Professional Self-Determination of Learners at Education Establishments

Introduction: the article reveals the theoretical aspects in formation of socio-professional self-determination of learners in education institutions. The emphasis is on interdisciplinary links, integration approaches in the study of problems of self-determination. Materials and Methods: the article was written using a number of methods of theoretical pedagogical study, allowing mental penetration into the essence of the phenomenon under study teacher: analysis, synthesis, comparison, generalization method of investigating causal relationships. Results: the authors reveal the essence of the socio-professional self-determination and present grounds for separation of this concept out from the pyramid of the terms that characterise the description of the career choice process. The article substantiates the social orientation of the act of choosing a profession. It argues that career choice affects the future social position. Knowledge of theoretical bases of process of socio-professional self-determination is very important for preparation of children for conscious career choices. Special attention is paid to the regularities, principles and factors of this process. Discussion and Conclusions: giving a thorough account of internal and external factors of socio-professional self-determination, the authors propose to consider them solely in the system, with its inherent dynamics and the inextricable connection with the environment, suggest that changes in the social environment always entail changes in the system of factors. The article is concerned with the problem of contradictions of the process of formation of socio-professional self-determination. The authors highlight the leading role of pedagogical support in the process of socio-professional self-determination of a student's personality, analyse modern approaches to the concept of pedagogical support. The authors characterize the educational support system as a professional educator focused on creating social and pedagogical conditions for the successful training, education and development learner in the educational process. According to the authors, for the effective development of socio-professional self-determination of students one should focus on compliance with the principles, accounting regularities and factors of this activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций»

УДК 37.014.553 Б01: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036

теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций

А. Я. Журкина1, Е. Г. Сергушин2*, О. В. Сергушина2

ФГНУРАО «Институт содержания и методов обучения»,

г. Москва, Россия, 2ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, *[email protected]

введение: актуализируются теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях. Делается акцент на междисциплинарные связи, интеграционные подходы в изучении проблем самоопределения личности. Материалы и методы: статья была написана при использовании ряда теоретических методов педагогического исследования, позволяющих мысленное проникновение в сущьность изучаемого педагогического явления: анализ, синтез, сравнение обобщение, метод исследования причинных связей

результаты исследования: раскрывается сущность социально-профессионального самоопределения и дается основание для обособления этого понятия из всей пирамиды терминов, характеризующих описание процесса выбора профессии. Обосновывается социальная направленность акта выбора профессии и доказывается, что вместе с выбором профессии определяется и будущее социальное положение личности. Знание теоретических основ процесса социально-профессионального самоопределения является залогом качественной подготовки детей к сознательному и обоснованному выбору профессии. Особое внимание уделяется закономерностям, принципам и факторам этого процесса.

обсуждение и заключения: детально обосновывая внешние и внутренние факторы социально-профессионального самоопределения, авторы предлагают рассматривать их исключительно в системе, с присущей ей динамикой и неразрывной связью со средой, высказывают мысль о том, что изменения социальной среды всегда влекут за собой изменения в системе факторов. Важное значение в статье придается рассмотрению проблемы противоречий процесса формирования социально-профессионального самоопределения. Доказывается ведущая роль педагогического сопровождения в процессе социально-профессионального самоопределения личности учащегося, анализируются современные подходы к понятию педагогического сопровождения. Авторы характеризуют педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, ориентированной на создание социально-педагогических условий успешного обучения, воспитания и развития учащегося в образовательном процессе. По результатам анализа противоречий, закономерностей, принципов, факторов, технологий формирования СПС учащихся авторы определяют ряд эффективных педагогических условий: наличие концепции развития учебной организации и программы ее реализации как технологии формирования учащихся к СПС; изменение содержания всего учебно-воспитательного процесса учебной организации таким образом, чтобы задача формирования социально-профессионального самоопределения учащихся пронизывала все компоненты учебно-воспитательной деятельности; системную, разноуровневую подготовку учителя к данному виду работы.

Ключевые слова: самоопределение; социально-профессиональное самоопределение; принципы, закономерности, противоречия, факторы формирования социально-профессионального самоопределения; педагогическое сопровождение; образовательная организация

Для цитирования: Журкина А. Я, Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 29-36. Б01: 10.15507/19919468.082.020.201601.029-036

© Журкина А. Я., Сергушин Е. Г., Сергушина О. В., 2016

29

HHTErPAIiHii 0BPA30BAHHii. T. 20, №1.2016

theoretical aspects of formation of socio-professional self-determination of learners at education establishments

A. Ya. Zhurkina", E. G. Sergushinb*, O. V Sergushinab

aInstitute of Content and Methods of Training, Russian Academy of Education,

Moscow, Russia, bMordovia State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, *[email protected]

Introduction: the article reveals the theoretical aspects in formation of socio-professional self-determination of learners in education institutions. The emphasis is on interdisciplinary links, integration approaches in the study of problems of self-determination.

Materials and Methods: the article was written using a number of methods of theoretical pedagogical study, allowing mental penetration into the essence of the phenomenon under study teacher: analysis, synthesis, comparison, generalization method of investigating causal relationships.

Results: the authors reveal the essence of the socio-professional self-determination and present grounds for separation of this concept out from the pyramid of the terms that characterise the description of the career choice process. The article substantiates the social orientation of the act of choosing a profession. It argues that career choice affects the future social position. Knowledge of theoretical bases of process of socio-professional self-determination is very important for preparation of children for conscious career choices. Special attention is paid to the regularities, principles and factors of this process.

Discussion and Conclusions: giving a thorough account of internal and external factors of socio-professional self-determination, the authors propose to consider them solely in the system, with its inherent dynamics and the inextricable connection with the environment, suggest that changes in the social environment always entail changes in the system of factors. The article is concerned with the problem of contradictions of the process of formation of socio-professional self-determination. The authors highlight the leading role of pedagogical support in the process of socio-professional self-determination of a student's personality, analyse modern approaches to the concept of pedagogical support. The authors characterize the educational support system as a professional educator focused on creating social and pedagogical conditions for the successful training, education and development learner in the educational process. According to the authors, for the effective development of socio-professional self-determination of students one should focus on compliance with the principles, accounting regularities and factors of this activity.

Keywords: self-determination; socio-professional self-determination; principles, regularities, contradictions, factors of formation of socio-professional self-determination; pedagogical support; education organisation

For citation: Zhurkina AYa, Sergushin EG, Sergushina OV. Theoretical aspects of formation of socio-profes-sional self-determination of learners at educational establishments. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 1(20):29-36. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036

введение

Профессиональное самоопределение в условиях развивающегося постиндустриального общества требует не эмпирического усовершенствования отдельных звеньев подготовки подрастающего поколения к выбору профессии, а научно обоснованного преобразования в целом - изменения ее содержания, форм, методов и средств. Даже в стабильно развивающемся обществе, возникают и проблемы в воспитании подрастающего поколения [1, с. 18]. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание гражданина России - нравственного и ответственного, инициативного и компетентного профессио-

нала [2]. В новом ФЗ «Об образовании в РФ» в качестве основного используется понятие воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося.

Нет сомнений, что самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В силу этого обстоятельства наблюдаются различные подходы к определению понятия. Устойчивый характер приняло словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании. В общей пирамиде терминов, характери-

зующих процесс становления личности школьника, наиболее широким выступает понятие, «жизненное самоопределение», поскольку рассматривает человека как субъекта собственной жизни.

результаты исследования

В психолого-педагогической литературе для описания процесса выбора профессии наиболее употребляемо понятие «профессиональное самоопределение». Объективную основу этого процесса составляют разделение общественного труда и индивидуальные различия между людьми как производителями материальных и духовных благ. Поскольку социальный характер разделения труда обусловливает неравноценность различных его видов [3, с. 334], и это в известной степени определяет социальную направленность самого выбора профессии, можно утверждать, что вместе с выбором профессии определяется и будущее социальное положение. Вследствие этого мы считаем, что профессиональное самоопределение обязательно имеет социальный характер и может быть только социально-профессиональным.

Социально-профессиональное самоопределение (СПС) как структурный компонент жизненного самоопределения личности необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием личности в целом на всех этапах жизни человека [4, с. 72]. Вместе с тем это поиск реализации личностных задатков и способностей в рамках конкретной профессиональной деятельности с опорой на индивидуальные жизненные и социальные установки.

Педагогическое содержание процесса формирования СПС состоит не только в направленности на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, личностных оснований такого выбора. Выявление особенностей в процессе социально-профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии [5, с. 95].

Педагогическое сопровождение СПС учащихся - это профессиональная деятельность педагога, нацеленная на взаимодействие со школьником для оказания ему всесторонней педагогической поддержки в социальной адаптации, в развитии личностного роста, выборе способов поведения (включая альтернативные), в принятии решения об избираемой социально-профессиональной деятельности и самоутверждения в ней [4]. По сути, это процесс формирования у личности школьника своего отношения к социальной и трудовой сферам деятельности [6].

Таким образом, педагогическое сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности педагога, которая ориентирована на создание социально-педагогических условий успешного обучения, воспитания и развития учащегося в образовательном процессе [7].

Проведенный нами анализ современных подходов к понятию педагогического сопровождения позволяет вычленить следующие предлагаемые варианты:

1) деятельность педагога, ориентированная на овладение ребенком социально-культурным нормами, которые лежат в основе процесса его самореализации и саморазвития (А. В. Мудрик) [8, с. 63];

2) установка на открытое общение, понимание ученика, помощь в личностном росте (В. И. Слободчиков);

3) педагогическая поддержка, имеющая пролонгированный характер (О. С. Газман);

4) деятельность педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина) [9].

На наш взгляд, процесс формирования СПС у учащихся образовательных организаций подчиняется общим законам материалистической диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания [10, с. 3]. В связи с этим движущей силой данного процесса являются присущие ему противоречия. В качестве

основного противоречия процесса СПС мы определяем несоответствие между объективной общественной потребностью в СПС каждого молодого человека и недостаточным уровнем готовности учащихся к нему. Разумеется, это, выделенное нами как основное, противоречие обусловливается противоречиями более низкого порядка:

а) между личностью школьника и социумом;

б) противоречия, обусловленные взаимодействиями педагога и учащегося;

в) противоречия, связанные с интеллектуальными внутренними несогласо-ванностями определяющейся личности по поводу социально-профессионального выбора.

Материалы и методы

С точки зрения авторов статьи, процесс организации деятельности по формированию СПС в образовательной организации обязан охватывать весь период обучения школьников, и в конечном итоге должен обеспечить: во-первых, готовность школьника в необходимой мере адаптироваться в окружающей его социальной и природной среде, к выполнению основных общих для всех социальных функций; во-вторых, умение ставить образовательную и социально-профессиональную цель в условиях изменяющегося общества и рынка труда и владеть способам деятельности по организации достижения поставленной цели. Вполне очевидно, что формирование СПС учащихся необходимо проектировать, как любую другую деятельность [11].

Учитывая, что формирование СПС у учащихся является содержательным аспектом образовательной деятельности педагога, то оно, бесспорно, подчиняется общим закономерностям и принципам педагогики, которые достаточно полно изучены и описаны. Вместе с тем в силу специфики этого процесса как деятельности педагога можно констатировать наличие характерных только для него закономерностей и принципов.

Прежде всего выделим такую важную закономерность как обусловленность формирования СПС школьников объективными интересами общества.

другая закономерность процесса формирования СПС учащихся - единство и взаимосвязь процессов формирования и саморазвития личности. Еще одна, не менее важная, на наш взгляд, закономерность - зависимость эффективности процесса формирования учащихся к СПС от их включенности в разнообразные виды деятельности. Только прикладывая свои усилия и действия в приобретении социального опыта и системы социальных ролей, человек может саморазвиваться и приобретать необходимые личностные характеристик. Следующая, выделяемая нами закономерность, - зависимость эффективности формирования СПС у учащихся от степени осознанности перспективы своего социального и профессионального роста [12, с. 1368]. Не видя перспективы роста, молодой человек вряд ли изъявит готовность к самоопределению в какой-либо социально-профессиональной сфере.

Выявленные закономерности позволяют определить специфику общепедагогических принципов относительно процесса формирования СПС у учащихся образовательных организаций:

- принцип добровольности и самостоятельности - человек должен сделать выбор сам. задача педагога нам видится в создании необходимых для этого условий;

- принцип системности и последовательности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение определенной последовательности формирования сознания и опыта деятельности;

- принцип гуманизации и демократизации отношений между учителем и учеником. Отсутствие подобных отношений в современной социально-политической обстановке может только негативно сказаться на результатах самоопределения школьников;

- принцип активности и сознательности. Активность молодых всегда социальна по своей природе. Однако школьники должны осознавать необходимость этапного продвижения в выборе сферы деятельности и активно овладевать приемами по усвоению знаний и умений для этого;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Этот известный общепедагогический принцип в процессе формирования СПС играет существенную роль. В своих предпочтениях школьники не однородны, без учета этого сложно говорить об эффективности данного процесса. Бесспорно, изучение не только возрастных, но и, прежде всего, индивидуальных особенностей школьников является неотъемлемой задачей учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение процесса формирования СПС [5, с. 95];

- принцип природосообразности, на наш взгляд, занимает особое место в ряду принципов формирования СПС. Сформулированный еще в XVII в. Я. Ко-менским принцип получил новое звучание. В русле представленной проблемы он предполагает, что процесс формирования СПС должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Процесс формирования социально-профессионального самоопределения - процесс многофакторный. Согласно теории Л. С. Выготского, личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек [13]. Известно, что высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Поэтому, на наш взгляд, переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью социального и культурного опыта человечества. В то же время совершенно очевидно, что невозможно все индивидуальные проявления личности человека объяснить влиянием системы общественных отношений, а тем более нельзя вывести их из индивидных характеристик.

Учитывая, что факторы, влияющие на формирование СПС личности, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного региона, отдельной семьи и индивидуальных черт каждого человека, мы предлагаем всю совокупность факторов свести к двум большим группам: факторы внешние и факторы внутренние. Внешние факторы, в свою очередь, из-за своей многочисленности и разноуровности подразделяем на общие и частные. Общие факторы можно охарактеризовать такими явлениями как общественно-политический строй государства, социально-экономические и природно-климатические условия жизни людей, средства массовой коммуникации, государственная образовательная политика и другие. частные факторы, непосредственно влияющие на человека, объединяют на наш взгляд, особенности экономического и демографического развития региона, систему муниципальных высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, влияние родителей и их культурно-образовательный уровень и др. [14].

По нашему мнению, внутренние факторы тоже неоднородны и неравноценны и зависят от целого ряда индивидуальных особенностей человека как на индивидном, так и на личностном уровнях. Для нас вполне очевидно, что на индивидном уровне СПС человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента, типа нервной системы, пола, возраста, конституции тела, от генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности и некоторых других характерологических свойств. На личностном уровне формирование СПС зависит от многих личностных особенностей, развитости социального мышления, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы социально-профессионального выбора. Несомненно, что существует ряд внутренних факторов оказывающих влияние на формирование СПС, обеспечивающих направленность

личности школьника, т. е. активизируют данный процесс. Мы убеждены, что все факторы, влияющие на формирование СПС, необходимо рассматривать в системе. Предложенная нами система факторов достаточно динамична. Однако здесь необходимо отметить,что для любой системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимосвязи с которой она проявляет свою целостность. Поэтому любые изменения среды неизбежно влекут за собой изменения в системе факторов.

Следовательно, даже при наличии высокого уровня формирования СПС нельзя говорить об окончательно сформированном профессиональном выборе. Поэтому мы считаем, что гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив -это важнейшее условие полноценного самоопределения, особенно в условиях социально-экономических изменений, происходящих в современной России.

обсуждение и заключения

Таким образом, осознавая актуальность эффективного формирования социально-профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях, следует акцентировать внимание на соблюдении принципов, учете закономерностей и факторов этой деятельности. Это возможно, если в рамках учебной организации будут созданы следующие педагогические условия, позволяющие целенаправленно и системно готовить учащихся к выбору профессии: во-первых, при наличии концепции развития учебной организации и программы ее реализации как технологии формирования учащихся к СПС;

во-вторых, если формирование социально-профессионального самоопределения учащихся пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную деятельность учебной организации.

в-третьих, если имеет место разноуровневая подготовка учителя к данному виду работы (на уровне вуза, ИПК, на метобъединениях и кафедрах конкретных учебных организаций).

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. РодичевН. Ф., Грачева Л. Ю. Социально-профессиональное определение молодежи в контексте современного отечественного образования // Социальная педагогика в России. 2014. № 2. С. 18-25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?UserID=174808424&SesCookieID=393241954&id=21646420&UserID= 177735637&SesCookieID=386986932 (дата обращения: 12.09.2015).

2. Чистякова С. Н. Научно-методическое и организационное обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи // Профессиональное образование в россии и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 33-39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22260515 (дата обращения: 12.09.2015).

3. Глушач Н. Н., Манухина С. Ю. Труд как социально-психологическая категория // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 334-337. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23151177 (дата обращения: 12.09.2015).

4. Королева А. Ю., Сергушин Е. Г. Современные условия профессионального самоопределения бакалавров педагогического // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 72-74. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22770644 (дата обращения: 12.09.2015).

5. Сергушин Е. Г. Формирование у подростков готовности к социально-профессиональному самоопределению // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2007. № 3. С. 95-103.

6. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 23-29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20210455 (дата обращения: 12.09.2015).

7. Шалавина Т. И. Готовность будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников // Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодежи: теория и практика / под общ. ред. С. Н. Чистяковой. СПб. : ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. С. 153-160.

8.МудрикА. В. Поколение как субъект социального воспитания и объект социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2012. № 3. С. 63-68. URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=17761096 (дата обращения: 12.09.2015).

9. Профессиональное самоопределение молодежи / А. Я. Журкина [и др.] // Педагогика. 1993. № 5. С. 33.

10. Осипов В. Е. Диалектика, ее сущность, принципы и основное содержание // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 4. С. 3-11. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12225997 (дата обращения: 12.09.2015).

11. Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования : коллективная монография / под общей ред. С. Ю. Манухиной, С. Н. Чистяковой. М. : Литера, 2012. 207 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18915754 (дата обращения: 12.09.2015).

12. Сергушина О. В., Сергушин Е. Г. Теоретические основы процесса формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению школьников // В мире научных открытий. 2011. Т. 21, № 9.5 (Проблемынауки и образования). С. 1368-1378. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17345800 (дата обращения: 12.09.2015).

13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо, 2005. 1136 с.

14. Журкина А. Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании // Внешкольник. 2003. № 2. С. 18.

Поступила 01.12.15.

Об авторах:

Журкина Алла Яковлевна, ведущий научный сотрудник ФГНУ РАО «Институт содержания и методов обучения» (Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2555-3248, [email protected]

Сергушин Евгений Геннадьевич, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3909-4633, [email protected]

Сергушина Ольга Васильевна, декан факультета среднего профессионального образования, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9592-4067, [email protected]

REFERENCES

1. Rodichev NF, Gracheva LYu. Sotsialno-professionalnoye opredeleniye molodezhi v kontekste sovre-mennogo otechestvennogo obrazovaniya [Social-professional self-determination of youth in the context of modern domestic education]. Sotsialnayapedagogika vRossii = Social pedagogy in Russia. 2014; 2:18-25. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?UserID=174808424&SesCookieID=393241954&id=21646420 &UserID=177735637&SesCookieID=386986932 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

2. Chistyakova SN. Nauchno-metodicheskoye i organizatsionnoye obespecheniye professionalnoy orientatsii uchashcheysya molodezhi [Scientific-methodical and organizational support of professional orientation of students]. Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad. 2014; 2(14):33-39. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22260515 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

3. Glushatch NN, Manukhina SYu. Trud kak sotsialno-psikhologicheskaya kategoriya [Work as socio-psychological category]. Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnyye i sotsialnyye nauki = Orel State University Bulletin. Series: Humanities and social Sciences. 2014; 4:334-337. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23151177 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

4. Koroleva AYu, Sergushin EG. Sovremennyye usloviya professionalnogo samoopredeleniya bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern conditions of professional self-determination among bachelors of pedagogical education]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of research: pedagogy and psychology. 2014; 4:72-74. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22770644 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

5. Sergushin EG. Formirovaniye u podrostkov gotovnosti k sotsialno-professionalnomu samoopre-deleniyu [Formation of teenagers' preparedness to professional self-determination]. Prilozhenie kzhurnalu «Sredneyeprofessionalnoye obrazovaniye» = Secondary vocational education: appendix. 2007; 3:95-103.

6. Chistyakova SN, Rodichev NF, Sakharova VI. Tendentsii razvitiya professionalnoy orientatsii uchash-cheysya molodezhi i vyzovy vremeni [Development trends of professional orientation among students and challenges of time]. Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad. 2013; 2 (10):23-29. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20210455 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

7. Shalavina TI. Gotovnost budushchego uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu profes-sionalnogo samoopredeleniya shkolnikov [Preparedness of prospective teacher to pedagogical support of professional self-determination of students]. Nastoyashcheye i budushcheye professionalnoy orientatsii studentov: teoriya i praktika = The Present and the future of professional orientation of students: theory and practice. St. Petersburg, FSSI IPO OV RAO. 2012. p. 153-160.

8. Mudrik AV. Pokoleniye kak subekt sotsialnogo vospitaniya i obekt sotsialnoy pedagogiki [Generation as a subject of social education and social pedagogy]. Sotsialnaya pedagogika v Rossii = Social pedagogy in Russia. 2012; 3:63-68. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17761096 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

9. Zhurkina AYa, Polykov VA, Chistyakova SN. Professionalnoye samoopredeleniye molodezhi [Professional self-determination of youth]. Pedagogika = Pedagogics. 1993; 5:33.

10. Osipov VE. Dialektika, ee sushchnost, printsipy i osnovnoye soderzhaniye [Dialectics, its essence, principles and main contents]. Gumanitarnyye i sotsialno-ekonomicheskiye nauki = Humanities and socioeconomics. 2005; 4:3-11. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=12225997 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

11. Manukhina SYu, Chistyakova SN (ed.). Formirovaniye sotsialno-professionalnogo samoopredeleniya molodezhi v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [The formation of social-professional self-determination of youth in conditions of continuous education: the collective monograph]. Moscow: Litera Publ.; 2012. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18915754 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

12. Sergushina OV, Sergushin EG. Teoreticheskiye osnovy protsessa formirovaniya gotovnosti k sotsialno-professionalnomu samoopredeleniyu shkolnikov [Theoretical foundations of formation process of preparedness for socio-professional self-determination of schoolchildren]. Vmire nauchnykh otkrytiy = In the World of Scientific Discoveries. Krasnoyarsk; Scientific-innovative centre; 2011. 9.5(21) (Problems of Science and Education):1368-1378. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17345800 (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

13. Vygotsky LS. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [History of development of higher mental functions]. Moscow: Smysl Publ.; 2005.

14. Zhurkina AYa. Samoopredeleniye detey i molodezhi v dopolnitelnom obrazovanii [Self-determination of children and young people in further education]. Vneshkolnik = Adult education specialist. 2003; 2:18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted 01.12.15.

About the authors:

Alla Ya. Zhurkina, leading researcher, Institute of Content and Methods of Training, Russian Academy of Education (8, Pogodinskaya St., Moscow, Russia), Dr.Sci. (Pedagogy), professor, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-2555-3248, [email protected]

Evgeny G. Sergushin, associated professor, Chair of Pedagogy, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11a, Studencheskaya St., Saransk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-3909-4633, [email protected]

Olga V. Sergushina, dean of Faculty of Secondary Vocational Education, associated professor, Chair of Pedagogy of Preschool and Primary Education Faculty, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11a, Studencheskaya St., Saransk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-9592-4067, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.