Научная статья на тему 'Развитие рынка потребительских услуг в г. Казани и методы стимулирования дальнейшего развития отрасли'

Развитие рынка потребительских услуг в г. Казани и методы стимулирования дальнейшего развития отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земченко А.А.,

Анализ структуры, механизма функционирования, форм и методов мониторинга за состоянием и системы регулирования потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка потребительских услуг в г. Казани и методы стимулирования дальнейшего развития отрасли»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК32

А.А.Земченко

студент Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП),

г. Казань, РФ E-mail: 2738245@mail.ru Научный руководитель: Юнусова Р. С.

к.с.н., доцент,

Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП), г.Казань

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ В Г. КАЗАНИ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Аннотация

Анализ структуры, механизма функционирования, форм и методов мониторинга за состоянием и системы регулирования потребительского рынка.

Ключевые слова

Потребительский рынок, оборот розничной торговли, стимулирование развития рынка.

Анализируя ретроспективу и текущее состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в г. Казани, становится очевидным, что за последние годы можно отметить положительную динамику большинства показателей, характеризующих эти сферы. Тенденции роста объемов оптового и розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг приобрели устойчивый характер .

Потребительский рынок является тем институтом, который непосредственно связывает экономику и социальную сферу, несет двоякую общественную нагрузку - удовлетворения материальных потребностей домашних хозяйств и реализации принципов смягчения социальных диспропорций в сфере обмена и потребления. Рыночные преобразования в

России направлены, в конечном счете, на становление такой системы хозяйствования, которая обеспечила бы рост благосостояния населения на основе широкой экономической самодеятельности. Уровень благосостояния в условиях рыночной экономики самым непосредственным образом проявляется, однако, во включенности домохозяйств в потребительский рынок, на котором их денежные доходы и имущественные права могут быть обменены на товары, услуги, работы, удовлетворяющие их потребности. Таким образом, именно отрасль торговли выступает в роли «барометра» успешности осуществляемых реформ.

По самой природе своих функций сфера торговли наиболее конкретным образом раскрывается на региональном и местном уровне, ибо такие основные характеристики, как ассортимент товаров и услуг, структура и интенсивность их потребления, самым непосредственным образом зависят от состава, уровня доходов, стратегий потребления и накопления домашних хозяйств.

Анализ структуры, механизма функционирования, форм и методов мониторинга за состоянием и системы регулирования потребительского рынка выполняет важную и актуальную в научном и социальном плане задачу, поскольку позволяет оценить степень успешности перестройки народнохозяйственного механизма в направлении реализации интересов и потребностей конечных адресатов экономической и социальной политики - населения конкретных городов.

Одной из особенностей потребительского рынка Казани является тот факт, что торговое предпринимательство не только вносит весомый вклад в его объемные показатели. Оно отличается высокой динамикой развития, функционируя в условиях плотной конкуренции, в том числе, с крупными сетевыми структурами, а также в значительной мере обслуживает потребности межмуниципального уровня (выступая зачастую поставщиком первого звена для других муниципальных потребительских рынков).

Предприятия малого бизнеса неизменно играют исключительно важную роль на каждом потребительском рынке, хозяйство которого базируется на рыночных отношениях, хотя, безусловно, везде существует своя специфическая «среда» становления и изменения малого бизнеса. Однако в Казани процесс становления малых предприятий-участников потребительского рынка протекал наиболее интенсивно - как в силу объективных обстоятельств (столичный статус и центральное экономико-географическое положение города), так и субъективных причин (целенаправленная, осознанная политика поддержки малых форм предпринимательства со стороны городских властей в начала рыночных реформ).

В то же время доминируют - как по объемным показателям, а с начала 2000-х гг. и по темпам увеличения доли в совокупном обороте торговли - крупные предпринимательские структуры, а в последние годы в связи с экспансией западных сетевых структур («Ашан», «Метро» и др.) - сверхкрупные торговые структуры. В данной связи явственно обозначились тенденции к «смычке» фискально-бюджетных интересов городских властей с интересами дальнейшей экспансии крупного торгового бизнеса, наступление на самый низовой сектор торговли (неорганизованная торговля, мелкооптовые рынки).

Розничная торговля выступает одним из видов экономической деятельности, для которого характерны высокие устойчивые темпы развития, что является необходимым фактором экономического роста и условием повышения качества жизни населения, удовлетворения его текущих и долгосрочных потребностей. Значимость данного сектора для российской экономики и основные принципы его регулирования нашли отражение в федеральном законе № 9-ФЗ от 24.02.2011 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», реализация которого способствует повышению эффективности институциональной среды рыночных отношений. Особенности функционирования сферы розничной торговли традиционно создают предпосылки для реализации потенциала малого и среднего предпринимательства, что способствует созданию новых рабочих мест, пополнению доходной части консолидированного бюджета, применению креативных новаторских способностей граждан.

Стимулирование развития рыночных услуг населению осуществляется такими же методами, какими осуществляется регулирование государством экономики. Необходимость воздействия муниципальных органов на рынок платных услуг вытекает из следующих причин.

Во-первых, необходимо создать реальный конкурентный рынок услуг, который обеспечивает более низкую стоимость услуг для потребителей посредством «вымывания» более дорогих услуг на подведомственной территории.

Во-вторых, необходимо сформировать институт защиты прав потребителей на основе полномочий органов местного самоуправления. Формирующийся рынок услуг должен обеспечивать для потребителей возможность выбрать более качественное обслуживание, а также санкции к недобросовестным производителям.

Мероприятия по стимулированию развития сферы услуг на муниципальном уровне пересекаются с программами стимулирования развития малого бизнеса. Во многом положительная динамика в развитии сферы услуг наблюдается именно благодаря малому бизнесу.

В большинстве видов рыночных услуг конкурентная среда может быть создана с помощью мелкорозничной сети. Объекты мелкорозничной сети используются для быстрого продвижения товаров и услуг к населению в районы города с неразвитой сетью магазинов, предприятий общественного питания и потребительских услуг, в общественные места и места отдыха граждан, для формирования торговых рядов, при проведении массовых или торговых мероприятий, ярмарок и т.д.

Мелкорозничная сеть по своему назначению не только дополняет сеть магазинов, предприятий

общественного питания и предприятий потребительских услуг, но и создает им реальную конкуренцию. Объекты мелкорозничной сети размещаются, как правило, в границах улиц, вне кварталов жилой застройки. Так для реализации данной идеи на территории муниципального образования г. Казани была разработана и принята к реализации программа «шаговой доступности» предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В рамках данной программы предусмотрено установление объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в радиусе шаговой доступности, т.е. в пределах 600-700 метров.

Однако при выборе места для размещения объектов мелкорозничной сети также должны учитываться установленные законодательством санитарно-защитные зоны.

Для планомерного развития муниципального рынка услуг Казани решаются следующие первоочередные задачи:

- анализируется существующая нормативно-правовая база в сфере потребительского рынка: отмена устаревших нормативных документов, приведение существующих в соответствие с требованиями принимаемых федеральных нормативно-правовых актов;

- разработка программы развития рынка муниципальных услуг на территории г. Казани на 2019 год;

- формирование и ведение Единого информационного Реестра предприятий потребительского рынка и услуг;

- повышение уровня обслуживания населения, обеспечение безопасности, а также качества предоставляемых услуг;

- разработка схемы размещения объектов торговли, общественного питания и услуг с учетом нормативов обеспеченности населения объектами потребительского рынка;

- развитие рынка услуг, что включает в себя: инвентаризацию существующих предприятий, мониторинг цен на социально значимые услуги, осуществление информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка услуг, содействие в обустройстве объектов рынка услуг приспособлениями для обеспечения доступа и передвижения лиц с ограниченными возможностями;

- содействие внедрению передовых банковских технологий безналичных расчетов в сфере розничных платежей.

Проблема конкурентоспособности может быть решена более эффективно, если уделяется необходимое внимание социальному капиталу, инновационной окружающей среде и другим областям городского функционирования, обеспечивающих рост качества жизни. Список использованной литературы:

1. ФЗ № 9-ФЗ от 24.02.2011 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

2. Старовойтов В. Г. Повышение конкурентоспособности городов России.//Вестник Оренбургского университета. - 2004. - №8. - с.56-60.

3. Андреев, В.Е. Конкурентоспособность региона и методика её оценки -М.: Инфра-М, 2001.

4. Вальвашов, А.Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города - М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.

5. Вендина О. Невидимые сдвиги в развитии городов// Население и общество. - 2010. - №1.- С.407 - 408

6. Информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Казани» 2015, 2016, 2017 гг.

7. Статистический бюллетень январь-июнь 2018 г. «Казань и города-миллионники РФ»

8. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». Казань: Госкомстат по РТ, 2017.

© Земченко А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.