КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ А.В. Смирнов, аспирант
Владимирский государственный университет
Потребительский рынок Владимирской области представляет собой самостоятельную отраслевую систему, совокупность субъектов оптовой, розничной торговли и общественного питания, занимающихся на территории области оказанием торговых и иных услуг. Осуществление их деятельности в условиях общих и специальных мер государственного регулирования нацелено на достижение баланса товарного предложения и платежеспособного покупательского спроса населения. При этом должны быть обеспечены доступность населению потребительского рынка в его цивилизованных формах, реализация прав граждан на безопасность и качество товаров.
Потребительский рынок - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения области. С его помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь весомым источником занятости населения и поступления денежных средств, потребительский рынок тем самым формирует основы финансовой стабильности региона.
В 2004 году вклад торговли и общественного питания в бюджеты всех уровней Владимирской области составил около 10 % от общего объёма доходов, по этому показателю торговля уступает лишь промышленности и значительно превосходит сельское хозяйство и строительство.
За период рыночных преобразований потребительский рынок претерпел коренные изменения. На потребительском рынке области, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда.
Рост объёмов и совершенствование структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретают все более устойчивый характер. На протяжении последних лет наблюдается высокий прирост оборота розничной торговли, составивший за 2001 год 7 %, 2002 год - 3,2 %, 2003 год - 8,6 %, 2004 год - 12,1 %, первое полугодие 2005 года - 18,6 %. По темпам прироста оборота розничной торговли Владимирская область занимает одно из первых мест в ЦФО. Вместе с тем позитивные тенденции развития торговли сопровождаются рядом серьезных негативных явлений. За годы реформ резко снизились покупательские возможности населения, происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности товародвижения.
Рост объемов торговли в значительной степени обусловлен развитием ее материальной базы, созданием новых торговых предприятий и интенсификацией работы действующих. Предприятия торговли и общественного питания активно развиваются на всей территории области, они мобильны и быстро приспосабливаются к динамичным условиям рынка.
Инфраструктура розничной торговли развивается по следующим направлениям: строительство новых объектов, реконструкция и модернизация действующей сети предприятий торговли и общественного питания; развитие сетевых торговых структур; трансформирование рынков в современные торговые комплексы; упорядочение работы рынков и мелкорозничной торговой сети; развитие социальных направлений деятельности в торговом обслуживании населения и ряду других.
Несмотря на растущую динамику оборота розничной торговли по области в последние годы, не удалось компенсировать резкое падение предыдущего десятилетия. Физический объём оборота розничной торговли за 2004 год составил лишь 48,4 % от уровня 1990 года, а оборота общественного питания - 38 %.
Улучшается макроструктура оборота розничной торговли. За последние пять лет более динамично развивается продажа непродовольственных товаров. В 2000 году их доля составляла 47,7 %, в 2001 году -48,1 %, в 2002 году - 48,6 %, в 2003 году - 48,8 %, в 2004 году - 48,9 %, в первом полугодии 2005 года -48,8 %.
Доля непродовольственных товаров возросла, в основном, за счет увеличения доли товаров длительного пользования и медикаментов. Темпы роста оборота розничной торговли непродовольственными товарами выше темпов в продовольственной группе.
В структуре формирования оборота розничной торговли наблюдается усиление позиций организованного рынка, что выражается в росте доли продажи товаров через сеть торгующих организаций. В первом полугодии 2005 года удельный вес торгующих организаций составил 82 % (в 2004 году - 81,1 %, в 2003 году - 78,5 %, в 2002 году - 75,2 %, в 2001 году -74 %). Соответственно снизилась доля вещевых, смешанных и продовольственных рынков. В первом полугодии 2005 года они формировали 18 % оборота розничной торговли (в 2004 году - 18,9 %, в 2003 году - 21,5 %, в 2002 году - 24,8 %, в 2001 году - 26 %).
Постепенно укрепляются позиции организованного сектора розничного звена. Опережающие темпы прироста стационарной розничной сети повлекли изменения в структуре объектов розничной торговой сети области. Удельный вес предприятий стационарной розничной сети в общем количестве объектов розничной сети увеличился с 74,5 % в 2002 году до 77,6 % в 2003 году.
По уровню и интенсивности развития инфраструктуры стационарной розничной торговой сети территориальные образования области имеют существенные отличия, что отражает показатель обеспеченности торговыми площадями в расчете на тысячу жителей. В городах Владимире и Коврове, округе Александров, Киржачском, Петушинском и Юрьев-Польском районах уровень обеспеченности населения розничной торговой сетью сопоставим со среднеобластным. На начало 2004 года обеспеченность населения области торговыми площадями розничной торговой сети составила 356 квадратных метров торговой площади в расчёте на тысячу жителей, колеблясь от 540 в городе Владимире до 142 в городе Радужный.
В последние годы в структуре формирования розничной торговой сети произошли положительные изменения, свидетельствующие о существенном увеличении удельного веса стационарной розничной сети до 81,4 % в первом полугодии 2005 года (в 2000 году ее доля составляла 73,4 %) и, соответственно, сокращении доли мелкорозничной сети до 18,6 % в первом полугодии 2005 года против 26,6 % в 2000 году.
В системе торгового обслуживания мелкорозничная торговая сеть как дополнительная организационная форма торговли может быть сориентирована на розничную продажу характерных для нее товаров (газет, журналов, цветов, мороженого, сувениров).
Оборот общественного питания в сопоставимых ценах к предыдущему году составил в 2000 году 96 %, в 2001 году - 104 %, в 2002 году - 104 %, в 2003 году
- 119 %, в 2004 году - 100,3 %, в первом полугодии 2005 года - 100,6 %.
Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения в 2000 году составил 7442 руб., в 2001 году
- 9403 руб., в 2002 - 10984 руб., в 2003 году - 13383 руб., в 2004 году - 16674 руб. Однако наблюдается существенная дифференциация по районам области, которая в значительной мере обусловлена общими различиями в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, а также доходов населения.
Основным источником финансирования нового строительства, реконструкции и модернизации действовавших объектов торговли является инициативный капитал коммерческих структур и предпринимателей: за счет участия в долевом строитель-
стве возводимых жилых массивов с последующим выкупом площадей и размещения на них предприятий торгового комплекса, путем выкупа частными фирмами в собственность квартир на первых этажах жилых зданий, некомфортных для проживания и расположенных вдоль линий центральных транспортных магистралей, для открытия на их базе дополнительных торговых точек.
Развитие торговой инфраструктуры происходит по различным направлениям. Во многих городах области открыты новые современные торговые центры с предоставлением населению, кроме торговых, разнообразных бытовых услуг: «Славянский базар», «Добряк» в г. Владимире, торговый комплекс «Гермес» в о. Муром и многие другие. Активно развиваются сетевые структуры - оптово-розничные объединения «Эльдорадо», «Элеком», «Ополье-Владимир», «Мака-ров+К», «Мальцов-холдинг» и другие, имеющие свою сеть магазинов с чётко отлаженным ритмом поставок товаров на основе прямых договоров, заключенных с отечественными производителями и крупными оптовиками.
Таким образом, позитивные тенденции развития стационарной торговой сети характерны для многих территориальных образований области. Однако как уже отмечалось, имеют место существенные отличия в развитии отдельных территорий области.
Сеть предприятий общественного питания активно развивается на всей территории области, что имеет особое значение с учетом уникального статуса городов Владимирского края, входящих в Малое Золотое Кольцо России.
За период экономических реформ наиболее интенсивно изменялась сеть оптовой торговли потребительскими товарами. По состоянию на 1 января 2004 г. в области насчитывалось 1094 организаций оптовой торговли с общей складской площадью около 174 тысяч квадратных метров. За 2003 год прирост количества объектов составил 34,2 %, складская площадь организаций оптовой торговли увеличилась на 20,6 тыс. кв.м. или на 13,5 %.
Организация оптовыми предприятиями собственной системы сбыта приводит к формированию крупных торговых объектов, именуемых сетевыми структурами. Примерами таких предприятий стали торговые сети ООО "Эльдорадо", ОАО "Меркурий плюс", ОАО "Кенгуру", ОАО "Элеком" и ряд других занимающих доминирующие позиции на потребительском рынке области. Появляются организации торговли - принципиально нового вида магазин-склад, ("Кэш энд Керри"), представляющие собой большой распределительный центр с организацией широкой системы доставки продуктов в розничные магазины. Появление таких структур, ориентированных на мелкооптовых покупателей, отмечено в ряде
территорий: в округе Александров открыто пять таких оптовых предприятий, в округе Муром одно. Доведенное до оптимального число эффективно работающих оптовых предприятий такого типа позволит наладить и обеспечить устойчивое снабжение розничной торговой сети. Несмотря на положительную динамику развития, роль оптового звена в организации товароснабжения сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей розничной торговой сети остается недостаточной.
Отрицательно влияет на состояние потребительского рынка неравномерное размещение оптовой сети на территории области. В городах сосредоточено 91,6 % площадей организаций оптовой торговли, в том числе во Владимире - 65 %.
Наметившаяся в последние годы тенденция перераспределения доли между областным центром и другими территориями существенным образом не изменила ситуацию.
Крупными недостатками сложившейся системы товародвижения являются высокие издержки вследствие низкого уровня организации логистики, большой процент износа производственных фондов на большинстве оптовых организаций и зачастую хранение товаров в неприспособленных помещениях. Кроме того, основной причиной низкого качества поступающих в розничную торговлю товаров, является отсутствие на потребительском рынке полноценного оптового звена, способного осуществлять контроль качества товаров на стадии их поступления от предприятий промышленности и импортеров.
Таким образом, нынешнее состояние оптового звена отстает от значительных структурных изменений розничной торговой сети, не отвечает потребностям и запросам как розничной торговли, так и товаропроизводителей. Формирование и развитие сети оптовой и мелкооптовой торговли предполагает, прежде всего, ликвидацию нецивилизованной торговли, внедрение новейших мировых технологий, информативность, дополнительные поступления в бюджет, улучшение качества товаров и культуры обслуживания.
В решении государственной задачи снижения уровня бедности населения важнейшим звеном является потребительский рынок, развитие инфраструктуры которого во многом определяет качество торгового обслуживания.
Наметившаяся во второй половине 90-х годов тенденция снижения численности бедного населения и его доли в общей численности была нарушена финансовым кризисом 1998 года. Начиная с 2001 года
наблюдается снижение доли малоимущего населения, однако за чертой бедности остаются около 30 % населения области.
Проблема бедности населения требует вмешательства со стороны администрации области и органов местного самоуправления. Это вмешательство включает в себя определение перечня социально значимых товаров, потребности в них по группам населения и территориям, а также субъектов рынка, на которые можно возложить снабжение указанными товарами. Одним из направлений решения проблемы бедности в области является организация социальных магазинов.
Таким образом, современная инфраструктура потребительского рынка - это сложная, постоянно меняющаяся система. Создаются новые организации, развиваются принципиально новые организационно-правовые формы этих организаций, идет поиск новых форм и методов работы, меняются технологии обслуживания покупателей.
В этих условиях на передний план выдвигаются задачи совершенствования инфраструктуры потребительского рынка, доведение возрастающих объемов товарной массы до конечного потребителя с наибольшей эффективностью, совершенствование организации торгового процесса, повышение качества торгового обслуживания, вытеснение с потребительского рынка внемагазинных форм торговли.
Литература
1. В.А. Кретинин. Результаты программно-целевого управления региональным развитием. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областному экономическому совещанию) № 1 (41) / 2005, с. 22-25.
2. В.А. Кретинин. Диагностика социально-экономических процессов в регионе. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областному экономическому совещанию) № 1 (36) / 2004, с. 61-64.
3. В.А. Кретинин. Мониторинг регионального развития. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областной научно-практической конференции) № 1 (26) / 2002, с. 62-65.
4. Владимирская область 2005. Статистический ежегодник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. С. 391-412.