Научная статья на тему 'Комплексный анализ состояния потребительского рынка Владимирской области'

Комплексный анализ состояния потребительского рынка Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ состояния потребительского рынка Владимирской области»

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ А.В. Смирнов, аспирант

Владимирский государственный университет

Потребительский рынок Владимирской области представляет собой самостоятельную отраслевую систему, совокупность субъектов оптовой, розничной торговли и общественного питания, занимающихся на территории области оказанием торговых и иных услуг. Осуществление их деятельности в условиях общих и специальных мер государственного регулирования нацелено на достижение баланса товарного предложения и платежеспособного покупательского спроса населения. При этом должны быть обеспечены доступность населению потребительского рынка в его цивилизованных формах, реализация прав граждан на безопасность и качество товаров.

Потребительский рынок - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения области. С его помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь весомым источником занятости населения и поступления денежных средств, потребительский рынок тем самым формирует основы финансовой стабильности региона.

В 2004 году вклад торговли и общественного питания в бюджеты всех уровней Владимирской области составил около 10 % от общего объёма доходов, по этому показателю торговля уступает лишь промышленности и значительно превосходит сельское хозяйство и строительство.

За период рыночных преобразований потребительский рынок претерпел коренные изменения. На потребительском рынке области, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда.

Рост объёмов и совершенствование структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретают все более устойчивый характер. На протяжении последних лет наблюдается высокий прирост оборота розничной торговли, составивший за 2001 год 7 %, 2002 год - 3,2 %, 2003 год - 8,6 %, 2004 год - 12,1 %, первое полугодие 2005 года - 18,6 %. По темпам прироста оборота розничной торговли Владимирская область занимает одно из первых мест в ЦФО. Вместе с тем позитивные тенденции развития торговли сопровождаются рядом серьезных негативных явлений. За годы реформ резко снизились покупательские возможности населения, происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности товародвижения.

Рост объемов торговли в значительной степени обусловлен развитием ее материальной базы, созданием новых торговых предприятий и интенсификацией работы действующих. Предприятия торговли и общественного питания активно развиваются на всей территории области, они мобильны и быстро приспосабливаются к динамичным условиям рынка.

Инфраструктура розничной торговли развивается по следующим направлениям: строительство новых объектов, реконструкция и модернизация действующей сети предприятий торговли и общественного питания; развитие сетевых торговых структур; трансформирование рынков в современные торговые комплексы; упорядочение работы рынков и мелкорозничной торговой сети; развитие социальных направлений деятельности в торговом обслуживании населения и ряду других.

Несмотря на растущую динамику оборота розничной торговли по области в последние годы, не удалось компенсировать резкое падение предыдущего десятилетия. Физический объём оборота розничной торговли за 2004 год составил лишь 48,4 % от уровня 1990 года, а оборота общественного питания - 38 %.

Улучшается макроструктура оборота розничной торговли. За последние пять лет более динамично развивается продажа непродовольственных товаров. В 2000 году их доля составляла 47,7 %, в 2001 году -48,1 %, в 2002 году - 48,6 %, в 2003 году - 48,8 %, в 2004 году - 48,9 %, в первом полугодии 2005 года -48,8 %.

Доля непродовольственных товаров возросла, в основном, за счет увеличения доли товаров длительного пользования и медикаментов. Темпы роста оборота розничной торговли непродовольственными товарами выше темпов в продовольственной группе.

В структуре формирования оборота розничной торговли наблюдается усиление позиций организованного рынка, что выражается в росте доли продажи товаров через сеть торгующих организаций. В первом полугодии 2005 года удельный вес торгующих организаций составил 82 % (в 2004 году - 81,1 %, в 2003 году - 78,5 %, в 2002 году - 75,2 %, в 2001 году -74 %). Соответственно снизилась доля вещевых, смешанных и продовольственных рынков. В первом полугодии 2005 года они формировали 18 % оборота розничной торговли (в 2004 году - 18,9 %, в 2003 году - 21,5 %, в 2002 году - 24,8 %, в 2001 году - 26 %).

Постепенно укрепляются позиции организованного сектора розничного звена. Опережающие темпы прироста стационарной розничной сети повлекли изменения в структуре объектов розничной торговой сети области. Удельный вес предприятий стационарной розничной сети в общем количестве объектов розничной сети увеличился с 74,5 % в 2002 году до 77,6 % в 2003 году.

По уровню и интенсивности развития инфраструктуры стационарной розничной торговой сети территориальные образования области имеют существенные отличия, что отражает показатель обеспеченности торговыми площадями в расчете на тысячу жителей. В городах Владимире и Коврове, округе Александров, Киржачском, Петушинском и Юрьев-Польском районах уровень обеспеченности населения розничной торговой сетью сопоставим со среднеобластным. На начало 2004 года обеспеченность населения области торговыми площадями розничной торговой сети составила 356 квадратных метров торговой площади в расчёте на тысячу жителей, колеблясь от 540 в городе Владимире до 142 в городе Радужный.

В последние годы в структуре формирования розничной торговой сети произошли положительные изменения, свидетельствующие о существенном увеличении удельного веса стационарной розничной сети до 81,4 % в первом полугодии 2005 года (в 2000 году ее доля составляла 73,4 %) и, соответственно, сокращении доли мелкорозничной сети до 18,6 % в первом полугодии 2005 года против 26,6 % в 2000 году.

В системе торгового обслуживания мелкорозничная торговая сеть как дополнительная организационная форма торговли может быть сориентирована на розничную продажу характерных для нее товаров (газет, журналов, цветов, мороженого, сувениров).

Оборот общественного питания в сопоставимых ценах к предыдущему году составил в 2000 году 96 %, в 2001 году - 104 %, в 2002 году - 104 %, в 2003 году

- 119 %, в 2004 году - 100,3 %, в первом полугодии 2005 года - 100,6 %.

Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения в 2000 году составил 7442 руб., в 2001 году

- 9403 руб., в 2002 - 10984 руб., в 2003 году - 13383 руб., в 2004 году - 16674 руб. Однако наблюдается существенная дифференциация по районам области, которая в значительной мере обусловлена общими различиями в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, а также доходов населения.

Основным источником финансирования нового строительства, реконструкции и модернизации действовавших объектов торговли является инициативный капитал коммерческих структур и предпринимателей: за счет участия в долевом строитель-

стве возводимых жилых массивов с последующим выкупом площадей и размещения на них предприятий торгового комплекса, путем выкупа частными фирмами в собственность квартир на первых этажах жилых зданий, некомфортных для проживания и расположенных вдоль линий центральных транспортных магистралей, для открытия на их базе дополнительных торговых точек.

Развитие торговой инфраструктуры происходит по различным направлениям. Во многих городах области открыты новые современные торговые центры с предоставлением населению, кроме торговых, разнообразных бытовых услуг: «Славянский базар», «Добряк» в г. Владимире, торговый комплекс «Гермес» в о. Муром и многие другие. Активно развиваются сетевые структуры - оптово-розничные объединения «Эльдорадо», «Элеком», «Ополье-Владимир», «Мака-ров+К», «Мальцов-холдинг» и другие, имеющие свою сеть магазинов с чётко отлаженным ритмом поставок товаров на основе прямых договоров, заключенных с отечественными производителями и крупными оптовиками.

Таким образом, позитивные тенденции развития стационарной торговой сети характерны для многих территориальных образований области. Однако как уже отмечалось, имеют место существенные отличия в развитии отдельных территорий области.

Сеть предприятий общественного питания активно развивается на всей территории области, что имеет особое значение с учетом уникального статуса городов Владимирского края, входящих в Малое Золотое Кольцо России.

За период экономических реформ наиболее интенсивно изменялась сеть оптовой торговли потребительскими товарами. По состоянию на 1 января 2004 г. в области насчитывалось 1094 организаций оптовой торговли с общей складской площадью около 174 тысяч квадратных метров. За 2003 год прирост количества объектов составил 34,2 %, складская площадь организаций оптовой торговли увеличилась на 20,6 тыс. кв.м. или на 13,5 %.

Организация оптовыми предприятиями собственной системы сбыта приводит к формированию крупных торговых объектов, именуемых сетевыми структурами. Примерами таких предприятий стали торговые сети ООО "Эльдорадо", ОАО "Меркурий плюс", ОАО "Кенгуру", ОАО "Элеком" и ряд других занимающих доминирующие позиции на потребительском рынке области. Появляются организации торговли - принципиально нового вида магазин-склад, ("Кэш энд Керри"), представляющие собой большой распределительный центр с организацией широкой системы доставки продуктов в розничные магазины. Появление таких структур, ориентированных на мелкооптовых покупателей, отмечено в ряде

территорий: в округе Александров открыто пять таких оптовых предприятий, в округе Муром одно. Доведенное до оптимального число эффективно работающих оптовых предприятий такого типа позволит наладить и обеспечить устойчивое снабжение розничной торговой сети. Несмотря на положительную динамику развития, роль оптового звена в организации товароснабжения сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей розничной торговой сети остается недостаточной.

Отрицательно влияет на состояние потребительского рынка неравномерное размещение оптовой сети на территории области. В городах сосредоточено 91,6 % площадей организаций оптовой торговли, в том числе во Владимире - 65 %.

Наметившаяся в последние годы тенденция перераспределения доли между областным центром и другими территориями существенным образом не изменила ситуацию.

Крупными недостатками сложившейся системы товародвижения являются высокие издержки вследствие низкого уровня организации логистики, большой процент износа производственных фондов на большинстве оптовых организаций и зачастую хранение товаров в неприспособленных помещениях. Кроме того, основной причиной низкого качества поступающих в розничную торговлю товаров, является отсутствие на потребительском рынке полноценного оптового звена, способного осуществлять контроль качества товаров на стадии их поступления от предприятий промышленности и импортеров.

Таким образом, нынешнее состояние оптового звена отстает от значительных структурных изменений розничной торговой сети, не отвечает потребностям и запросам как розничной торговли, так и товаропроизводителей. Формирование и развитие сети оптовой и мелкооптовой торговли предполагает, прежде всего, ликвидацию нецивилизованной торговли, внедрение новейших мировых технологий, информативность, дополнительные поступления в бюджет, улучшение качества товаров и культуры обслуживания.

В решении государственной задачи снижения уровня бедности населения важнейшим звеном является потребительский рынок, развитие инфраструктуры которого во многом определяет качество торгового обслуживания.

Наметившаяся во второй половине 90-х годов тенденция снижения численности бедного населения и его доли в общей численности была нарушена финансовым кризисом 1998 года. Начиная с 2001 года

наблюдается снижение доли малоимущего населения, однако за чертой бедности остаются около 30 % населения области.

Проблема бедности населения требует вмешательства со стороны администрации области и органов местного самоуправления. Это вмешательство включает в себя определение перечня социально значимых товаров, потребности в них по группам населения и территориям, а также субъектов рынка, на которые можно возложить снабжение указанными товарами. Одним из направлений решения проблемы бедности в области является организация социальных магазинов.

Таким образом, современная инфраструктура потребительского рынка - это сложная, постоянно меняющаяся система. Создаются новые организации, развиваются принципиально новые организационно-правовые формы этих организаций, идет поиск новых форм и методов работы, меняются технологии обслуживания покупателей.

В этих условиях на передний план выдвигаются задачи совершенствования инфраструктуры потребительского рынка, доведение возрастающих объемов товарной массы до конечного потребителя с наибольшей эффективностью, совершенствование организации торгового процесса, повышение качества торгового обслуживания, вытеснение с потребительского рынка внемагазинных форм торговли.

Литература

1. В.А. Кретинин. Результаты программно-целевого управления региональным развитием. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областному экономическому совещанию) № 1 (41) / 2005, с. 22-25.

2. В.А. Кретинин. Диагностика социально-экономических процессов в регионе. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областному экономическому совещанию) № 1 (36) / 2004, с. 61-64.

3. В.А. Кретинин. Мониторинг регионального развития. Информационно-методический бюллетень Администрации Владимирской области (спецвыпуск к областной научно-практической конференции) № 1 (26) / 2002, с. 62-65.

4. Владимирская область 2005. Статистический ежегодник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. С. 391-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.