Экономика. Рынок
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (на примере г. Москвы)
В.А. КЛЮКАЧ,
академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, академик РАСХН Н.М. СЕДОВА,
кандидат экономических наук, главный специалист Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии
За период государственных реформ, проводимых в сфере экономики, на потребительском рынке г. Москвы произошли значительные коренные изменения.
Программно-целевой метод развития всех секторов потребительского рынка города позволяет обеспечить комплексность в решении проблем розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, достичь качественно нового, более социально ориентированного облика потребительского рынка и услуг, способствовать поддержанию высоких темпов развития отрасли, увеличить предложение товаров и услуг, качественно повысить уровень жизни населения.
Потребительский рынок г. Москвы функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп жителей города.
В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 13,4 млн человек или около 9% всего населения России.
За период 2004-2005 гг. реальные денежные доходы москвичей возросли на 18,7%. На покупку товаров и оплату услуг направляется соответственно 52 и 18 процентов от массы денежных доходов населения. Все это обеспечивает
поддержку высокого потребительского спроса на товары и услуги.
Главной отличительной особенностью московского рынка товаров и услуг является его объем (одна четверть оборота России) и устойчивая динамика. В 2005 г. объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 6,2% и составил 1,6 трлн руб. Товарооборот общественного питания вырос на 9,4% и составил 66,3 млрд руб., объем реализации бытовых услуг - на 11,9% (43,2 млрд руб.).
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабилизация экономического положения в стране, активная политика социальных преобразований в Москве, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли. Реализация налоговой реформы и снижение налоговой нагрузки на юридических и физических лиц способствовали укреплению финансового положения предприятий. Доля предприятий торговли и общественного питания в налоговых поступлениях по городу составила 21,5% (Без учета крупнейших налогоплательщиков, зарегистрированных в Межрегиональных инспекциях ФНС России).
В ходе реализации Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 06.04. 2004 г. (далее - Программа на
2004-2006 гг.) удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем:
- закрепить результаты перехода потребительского рынка и услуг к рыночной экономике;
- осуществить меры по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения; улучшить условия питания учащихся в образовательных учреждениях города;
- уменьшить диспропорции в организации и функционировании секторов потребительского рынка и услуг;
- активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочения рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения;
- сократить долю неорганизованного рынка;
- создать правовые условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур.
В г. Москве сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового об-
For the period of the state reforms spent in sphere of economy, in the consumer market of Moscow there were significant basic changes.
служивания населения, которая насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2006 г.) 18,3 тыс. предприятий торговли; 8,9 тыс. предприятий общественного питания; 7,5 тыс. предприятий бытового обслуживания; 119 рынков; 21 тыс. объектов мелкой розничной сети.
Выполнены намеченные Программой на 2004-2006 гг. мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры и обновлению материально-технической базы. За 2004-2005 гг. введено в строй 3962 предприятия потребительского рынка и услуг, реконструировано 1797 предприятий, что значительно превысило задания Программы. В результате улучшилась обеспеченность населении города в предприятиях отрасли, которая составила в 2005 г. в расчете на 1000 жителей:
в торговле - 500,6 кв.м. торговой площади;
в общественном питании: общедоступная сеть - 33,5 посадочных мест;
в бытовом обслуживании - 5,3 рабочих мест.
Получили развитие сетевые структуры различного функционального назначения. Доля сетевых компаний в объеме товарооборота возросла с 5% в 2001 г. до 32% в 2005 г. Их общее число достигло 100, из них более половины -в торговле непродовольственными товарами.
Завершается преобразование сети рынков. Некоторые из них закрываются, другие реконструируются и превращаются в современные торговые комплексы, часть, имеющая традиционную сельскохозяйственную направленность, сохраняется.
Упорядочивается сеть мелкорозничной торговли. В 2005 г. со станций и из 25-метровой зоны метрополитена было выведено более 1,5 тыс. объектов мелкорозничной сети. Однако общее количество объектов мелкорозничной торговли в городе, по прежнему, избыточно.
Получила развитие ярмарочновыставочная деятельность. В 2004
- 2005 гг. проведено более 4,5 тыс. ярмарок с участием товаропроизводителей Подмосковья и регионов России. В рамках развития межрегионального со-
трудничества за этот период заключено и действует 280 соглашений с регионами Российской Федерации и странами СНГ.
В общественном питании успешно развиваются сетевые предприятия быстрого питания. За 2004-2005 гг. открыты 352 предприятия быстрого питания на 17,6 тыс. посадочных мест. Из них 134 (38%) предприятия введены в торговых комплексах и центрах, оптово-розничных рынках. Появились предприятия питания по типу «кейтеринг», участвующих в обслуживании выездных городских, международных, спортивных мероприятий.
В сфере потребительского рынка и услуг осуществлен комплекс мер по реализации социальной политики. Расширилось применение социальной карты москвича. В 2005 г. более 276 тыс. держателей социальной карты (в 2004 г-193 тыс.) воспользовались услугами предприятий потребительского рынка, при этом сумма предоставленных им скидок составила более 26 млн. рублей.
Увеличилось количество аккредитованных социальных магазинов. В настоящее время их 349, против 316 на начало 2005 года. В социальных магазинах обслуживается более 300 тыс. человек, пользующихся льготами. В 2005 г помимо инвалидов и участников ВОВ льготное обслуживание распространено на тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашизма и участников обороны г.Москвы.
Для поддержки пенсионеров и малообеспеченных граждан дополнительно к сети аккредитованных магазинов в 2005 г. более 350 торговых предприятий города осуществляли продажу товаров в утренние часы со скидкой 5-10 процентов.
Механизм аккредитации предприятий потребительского рынка города с позиций социальной поддержки ограниченной группы инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц себя оправдал и активно поддерживается населением.
В добровольном порядке в рамках собственных дисконтных программ обслуживание граждан с применением социальной карты в 2005 г. осуществлялось в 811 предприятиях торговли, общественного
Экономика. Рынок
питания и бытового обслуживания населения, в том числе в крупных сетевых компаниях.
После принятия дополнительных нормативных документов Правительства Москвы ускорилось развитие сети магазинов заказов «Утконос». Общее количество таких магазинов достигло 96; введен в строй распределительный центр площадью 115 тыс.кв.м. К началу 2007 г. ожидается увеличение сети до 200 магазинов.
В целях ускорения развития потребительского рынка и услуг города Москвы и улучшения его нормативного обеспечения был принят ряд дополнительных программных документов, основными из которых являются:
- программа совершенствования организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений г. Москвы на
2004 - 2006 гг.;
- программа по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005 - 2007 гг.;
- концепция развития оптовой торговли непродовольственными товарами в г. Москве на 2005
- 2007 гг.;
- концепция развития и размещения предприятий быстрого питания в г. Москве;
- основные направления развития бытового обслуживания населения в г. Москвы до 2008 г.
За период реализации Программы на 2004-2006 гг. было создано 64 тыс. новых рабочих мест, а общая численность работающих в отрасли превысила 1,4 млн человек.
Ряд заданий Программы на 2004-2006 гг. выполнялись с отставанием, в том числе: по преобразованию рынков в торговые комплексы; открытию крупных торговых объектов; развитию сети магазинов «Утконос»; строительству сетевых распределительных центров и магазинов-складов с технологией «Кэш энд Кэрри».
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и услуг г.Москвы позволяет сделать следующие основные выводы о существующих проблемах этого сектора экономики города, решение которых требует применения программных методов:
1. Ценовая доступность товаров и услуг.
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в г. Москве в 2005 г. (декабрь к декабрю) составил 110,4% (2004 г. - 111,5%). По стоимости жизни г. Москва относится к числу «дорогих» городов-мегаполисов в мире, московский прожиточный минимум - один из самых высоких в России. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, возросла в
2005 г. в городе на 10,7% (2004 г. -9,6%).
Рост потребительских цен, наряду с действием макроэкономических факторов, обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе факторов: высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки; наличие многочисленных посредников в оптовом звене; высокая импортная зависимость московского рынка; монополизм, в том числе со стороны крупных сетевых структур; недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне - в случаях низкой насыщенности торговой сети и др.
Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У половины московских семей почти три пятых потребительских расходов
приходится на покупку продуктов питания, у 10% - фактические расходы на питание не покрывают стоимость минимального набора, входящего в потребительскую корзину. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в г. Москве в 2005 г. дефицит средств, необходимых для доведения расходов на покупку продуктов питания в малообеспеченных семьях до стоимости минимального набора, входящего в потребительскую корзину, оценивался в 1,7 млрд руб.
Это определяет высокую зависимость уровня потребления в таких семьях от изменения цен на продовольственные товары.
Проблема ценовой доступности - крупная структурной проблема
потребительского рынка города.
Сектор торговли и бытового обслуживания со средними (умеренными) ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. При контингенте потребителей, превышающем 30% всего населения города, доля таких предприятий в стационарной сети по торговле продовольственными товарами составляет порядка 9%.
Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем по мере сокращения числа рынков наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые «торговые зоны». Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Неудовлетворительным по отношению к спросу населения является диапазон предложения услуг (цена-качество) в общественном питании и бытовом обслуживании. Уровень потребления этих услуг у основной части жителей г. Москвы заметно снизился по сравнению с дореформенным периодом. В указанных секторах недостаточна сеть социально ориентированных предприятий, а также предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения - одна из главных проблем развития потребительского рынка г. Москвы в рассматриваемой перспективе (2007-2009 гг.).
Во-первых, требуется реализовать комплексные меры по сдерживанию роста потребительских цен на основе совершенствования системы товародвижения и развития логистики, укрепления связей с отечественными товаропроизводителями, создания конкурентной среды при продаже товаров и услуг и т.д.
Во-вторых, для проведения качественных структурных
Экономика. Рынок
преобразований на потребительском рынке необходимо задействовать механизмы государственной координации и правового регулирования. В отношении малообеспеченных категорий населения должны быть реализованы меры их прямой адресной поддержки, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.
2. Территориальная доступность предприятий потребительского и рынка и услуг.
При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая обеспеченность населения торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании и рабочими местами в бытовом обслуживании ниже установленных расчетных нормативов в г. Москве и уступает аналогичным показателям обеспеченности в крупных мегаполисах за рубежом. Так, в крупных европейских столицах (городах Париж, Рим, Берлин) показатель обеспеченности торговыми площадями превышает 1000 кв.м в расчете на 1000 жителей, в Стокгольме - более 800 кв.м, в Варшаве -650 кв.м.
Недостаток предприятий потребительского рынка и услуг особенно проявляется на местном уровне. В городе имеется 608 проблемных зон, в которых дефицит торговых площадей оценивался в размере 1,2 млн кв.м. Темпы восполнения этой сети явно недостаточны. Так, за 2005 г. открыто 489 предприятий шаговой (пешеходной) доступности с общей площадью 126 тыс. кв.м. При этом сдерживающим фактором является невозможность использования выделяемых земельных участков (нежилых помещений) для нормальной работы предприятий, осуществляющих торговые или бытовые услуги.
Успешное решение проблемы устранения этих зон невозможно без создания эффективной информационной базы о существующих потребностях, мониторинга ситуации на местном уровне, организации соответствующей деятельности. Требуется введение системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее
состояние, гарантийные обязательства и целевые индикаторы в части обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами на предприятиях общественного питания и рабочими местами на предприятиях бытового обслуживания в районах проживания москвичей.
Важное отличие решения проблемы территориальной доступности в 2007-2009 гг. от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли, активное развитие сети малых предприятий в проблемных зонах. Следует отметить, что успешность ее решения во многом зависит от городской поддержки функционирования предприятий шаговой доступности. Мировой опыт показывает, что небольшие магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ретей-леров. Например, в Австрии супермаркеты обязаны закрываться в 19.00 - в самый час пик, а в воскресенье - не могут работать. При этом в ФРГ, где подобные ограничения сняты, только с 1994 по 2004 гг. число небольших магазинов (шаговой доступности) сократилось на 40%
3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг.
Повышение качества обслуживания на предприятиях торговли и бытовых услуг связано как с устранением диспропорций в системе товародвижения, так и с переходом к новым стандартам, возможным лишь в новых и реконструируемых предприятиях.
В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей классов «А» и «В», отвечающих международным стандартам качества, а также низкотемпературных холодильников.
Низкий уровень организации логистики товародвижения проявляется в неудовлетворительном соотношении складских и тор-
говых площадей, которое в городе оценивается как 1:1,3. По этому показателю г. Москва значительно отстает от современного мирового уровня. В Европе использование 1 кв. м в опте обеспечивает нормальную работу до 8 кв. м торговых площадей в рознице как результат развития логистики и правильной организации торгового процесса.
Результаты проверок контролирующими органами свидетельствуют о наличии серьезных проблем в профессиональном образовании работников торговли и особенно бытового обслуживания, специалистов массовых профессий и технического персонала. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
Особого внимания требует вопрос по обучению новым профессиям. Не хватает специалистов по логистике, по ремонту торгово-технологического, теплового, холодильного оборудования.
4. Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика.
Опыт крупнейших мегаполисов мира показывает, что городские власти имеют мощные рычаги воздействия на бизнес, как стимулирующие, так и ограничительные. Так, в Нью-Йорке действует более 50 программ содействия бизнесу, ориентированных на обеспечение доступа к нежилым помещениям, финансовым ресурсам для расширения бизнеса, снижения затрат на энергию, подбор персонала и т.д. В Лондоне реализуется программа продовольственного обеспечения города, охватывающая как первичное сельскохозяйственное производство, так и систему дистрибуции продукции по всем каналам в интересах жителей, контроля ее качества,
утилизации отходов, решения вопросов продовольственной безопасности. Городские власти при разработке и осуществлении правового регулирования предприятий потребительского рынка учи-
Экономика. Рынок
тывают специфические особенности мегаполисов, а также городов со столичными функциями, требующих соответствующей специфики и в нормативных актах.
Требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продукции, борьбы с контрафактной продукцией.
Программное решение указанных проблем позволяет обеспечить качественно новый, более социально ориентированный облик потребительского рынка и услуг, способствует поддержанию высоких темпов развития отрасли, увеличению предложения товаров и услуг, реализации городских программ социально-экономического развития, позволяет создать новые рабочие места, гарантированно обеспечивать значительную часть поступлений в городской бюджет.
Выполнение программы на среднесрочную перспективу связано с наличием ряда рисков. Источниками их существования являются:
- зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе - сохранение низкой покупательной способности значительной части населения без мер социальной защиты жителей г.Москвы, высокая инфляция и импортная зависимость рынка, особенно продовольственного;
- частная собственность предприятий потребительского рынка. Выполнение основных заданий Программы лимитировалась возможностью выделения ресурсов, решения по которым принимали бизнес-структуры, исходя из предпринимательской целесообразности, в соответствии с конъюнктурой рынка, влиянием большого числа неконтролируемых факторов внешней среды;
- финансовые возможности бюджета г. Москвы.
(Продолжение следует)