Научная статья на тему 'Роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований'

Роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2470
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СФЕРА ТОРГОВЛИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONSUMER MARKET / TRADE / PUBLIC CATERING / CONSUMER SERVICES / THE NEEDS OF THE POPULATION / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурар В. И., Ващенко Р. Р.

Потребительский рынок представляет собой важнейшую сферу социально-экономического развития любого муниципального образования. Здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых определяет эффективность функционирования экономики в целом.В научной работе рассмотрены значение и роль потребительского рынка, его структура. Обоснована необходимость регулирования рынка органами местного самоуправления. Также проведен анализ потребительских рынков разных муниципальных образований (городов Краснодар и Оленегорск) и предложены рекомендации по их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурар В. И., Ващенко Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The consumer market is a crucial part of the socio economic development in any municipality. The daily needs of the population are realized here.The article reveals the importance and the role of the consumer market, its structure and shows the necessity of market regulation by local governments. The analysis of consumer market of different municipalities and recommendations for their development are also given below.

Текст научной работы на тему «Роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований»

УДК 338

роль потребительского рынка в развитии экономики муниципальных образований

Аннотация. Потребительский рынок представляет собой важнейшую сферу социально-экономического развития любого муниципального образования. Здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых определяет эффективность функционирования экономики в целом.

В научной работе рассмотрены значение и роль потребительского рынка, его структура. Обоснована необходимость регулирования рынка органами местного самоуправления. Также проведен анализ потребительских рынков разных муниципальных образований (городов Краснодар и Оленегорск) и предложены рекомендации по их развитию.

Ключевые слова: потребительский рынок; сфера торговли; общественное питание; бытовое обслуживание населения; потребности населения; муниципальное образование.

Abstract. The consumer market is a crucial part of the socio - economic development in any municipality. The daily needs of the population are realized here.

The article reveals the importance and the role of the consumer market, its structure and shows the necessity of market regulation by local governments. The analysis of consumer market of different municipalities and recommendations for their development are also given below.

Keywords: the consumer market; trade; public catering; consumer services; the needs of the population; the municipality.

Мурар В. И.,

студентка

Финансового университета Н [email protected]

Ващенко Р. Р.,

студент

Финансового университета Н [email protected]

Одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления является развитие и регулирование потребительского рынка.

Потребительский рынок - важнейшая область рыночной экономики, которая выступает индикатором уровня социального развития общества, поскольку здесь переплетаются экономические и социальные составляющие народного хозяйства.

Правовед Н.Н. Таскаев определяет потребительский рынок как область деятельности, связанную с реализацией товаров (услуг), заказов, с исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли [1].

Более широко трактует данный вопрос, делая акцент на субъекты потребительского рынка, И.В. Ско-пина: «это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, сфере платных услуг» [2].

Под объектом потребительского рынка понимают выносимый на рынок продукт, который используют для индивидуального потребления в виде товаров и платных услуг. Структурообразующими элементами в части субъектных отношений со стороны спроса выступают носители спроса - потребители в лице всего населения региона,а также его отдельных демографических (молодежь, дети,

Научный руководитель: Бутова Т.В., кандидат экономических наук, доцент.

Рис.1. Структура потребительского рынка

пожилые люди) и экономических (низкодоходные и высокодоходные категории населения) групп; городское и сельское население. Со стороны предложения субъектами потребительского рынка являются товаропроизводители и производители услуг в лице предприятий, организаций, учреждений и частных лиц. Помимо этого, сюда включают субъекты инфраструктуры потребительского рынка.

Потребительский рынок обладает следующими свойствами: является инструментом формирования потребительских ценностей и удовлетворения потребностей населения; обеспечивает нормальное денежное обращение; создает новые рабочие места для населения; формирует сферу деятельности большого числа организаций и предприятий; прямо и косвенно воздействует на развитие других рынков.

В структуру потребительского рынка включают три основные сферы: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание, которые представляют собой совокупность товарных рынков и рынков услуг (рис.1).

Рассмотрим состояние потребительского рынка и его значение для развития экономики города на примере Краснодара.

Краснодар как столица Кубани выступает в качестве центрального звена потребительского рынка края. В нем сконцентрировано значительное количество предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, которые

предлагают свои товары и услуги не только жителям города, но и покупателям близлежащих муниципальных образований, а также транзитным пассажирам.

В Краснодаре сосредоточено более 60% всего розничного товарооборота Кубани, 42% оборота общественного питания и более 40% объема оказываемых платных услуг [3].

В сфере торговли трудятся более 90 тыс. человек. В отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения занято почти половина всех субъектов малого предпринимательства.

В последние годы потребительский спрос заметно изменился, повысились требования к культуре обслуживания, качеству и ассортименту товаров. Возрос приток покупателей в организованную торговую сеть, обеспечивающую необходимые гарантии, более полный учет товарооборота, а также увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Краснодар упрочил свой статус крупнейшей торговой площадки не только Краснодарского края, но и всего Юга России. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в Краснодаре составляет более 1107 кв. м, что превышает среднекраевой уровень почти в 2 раза и опережает соответствующие показатели административных центров других краев и областей Юга России.

В городе значительно сократилось количество объектов мелкорозничной торговли, при этом

возросло число супер- и гипермаркетов, торговых и торгово-развлекательных центров. По их количеству Краснодар сегодня уступает только Санкт-Петербургу.

Структуру розничной торговой сети Краснодара составляют [3]:

416 супер-, гипермаркетов; 6766 стационарных магазинов; 710 стационарных мелкорозничных объектов; 333 нестационарных объекта сезонного типа. По специализации они подразделяются на: 23 рынка; 342 аптеки;

4526 непродовольственных магазинов; 2240 продовольственных магазинов; 85 автосалонов.

В Краснодаре функционируют такие крупные торговые сети, как «X5RITAIL», «О'Кей», «Ашан», «Ле-руа Мерлен», «Лента», «М-видео», «Медиа-Маркт», «Техносила», «DOMO», «METRO», «Пятерочка», «Бау-центр», «Перекресток», «Евросеть», «OBI», «Магнит», «Декатлон», «Эльдорадо», «Поиск», «Техносклад», «Спортмастер» и др.

В связи с ростом конкуренции розничных торговых сетей и гипермаркетов оптовая торговля переходит на новые методы ведения бизнеса. По состоянию на 1 января 2013 г. в муниципальном образовании город Краснодар зарегистрировано 11 925 организаций, имеющих ОКВЭД оптовой торговли [3].

Фактически осуществляют деятельность всего 2600 предприятий, работающих с использованием складских помещений. В основном оптовые предприятия арендуют используемые площади.

Широко развивающейся сферой в городе выступает отрасль общественного питания. Для нее характерно стремительное расширение сети за счет ежемесячного открытия новых предприятий всех типов собственности, внедрение современных стандартов и технологий, связанных с сетевыми формами организаций. Для новых предприятий характерны повышенные условия комфортности и обслуживания посетителей, обширный ассортимент предлагаемых продуктов, изделий и услуг.

Общедоступная сеть общественного питания на 1 января 2013 г. включала 1049 предприятий на 55,5 тыс. посадочных мест [3].

В Краснодаре насчитывается 79 ресторанов, 536 кафе, 58 баров, 235 закусочных и общедоступных столовых, 141 предприятие других типов, а также 6 магазинов «Кулинария».

Численность работающих в отрасли составляет около 13 тыс. человек.

млрд руб

1,5 i

2011 год

2012 год

Рис.2. Оборот крупных исредних предприятий общественного питания в 2011-2012 гг. [3]

Рис.3. Оборот крупных исредних предприятий бытового обслуживания в 2011-2012 гг. [3]

Оборот крупных и средних предприятий общественного питания в 2012 г. составил 1,2 млрд руб., или 116,9% к уровню 2011 г.

Немаловажное значение имеет и бытовое обслуживание граждан. На сегодняшний момент в сфере бытового обслуживания населения трудятся более 23 тыс. человек на 2645 объектах сферы бытовых услуг, из них [3]:

• в парикмахерских и салонах красоты - 743;

• мастерских по ремонту одежды - 150;

• мастерских по ремонту обуви - 118;

• мастерских по ремонту бытовой техники - 74;

• мастерских по ремонту телерадиоаппаратуры - 28;

• мастерских по ремонту оргтехники и компьютеров - 94;

• мастерских по ремонту сотовых телефонов - 78;

• банях, саунах - 111;

• фотоателье - 57;

• приемных пунктах химчисток, прачечных - 46;

• автомойках - 500;

• прочие услуги - 646.

В 2012 г. оборот крупных и средних предприятий бытового обслуживания населения составил 55,2 млрд руб., или 106,3% к уровню 2011 г.

Таблица 1

обеспеченность торговыми площадями города оленегорска и населенного пункта (н.п.) высокий [4]

из них по месту осуществления деятельности

профиль предприятий розничной торговли количество магазинов, всего количество магазинов общая площадь, кв. м площадь торгового зала, кв.м

город оленегорск н.п. высокий город оленегорск н.п. высокий город оленегорск н.п. высокий

Всего 136 106 30 273 65,2 1500,4 17 879,1 994,5

Из них:

продовольственные 65 50 15 5899,9 895,2 2841,0 574,2

промышленные 58 43 15 8193,4 605,2 6383,5 420,3

смешанные 13 13 - 13 271.9 - 8654,6 -

Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы. Сфера потребительского рынка играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии города. Она обеспечивает рабочие места для более 126 тыс. человек и создает условия для осуществления деятельности почти половины всех субъектов малого предпринимательства. Увеличение оборота предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания свидетельствует о конкурентоспособной среде на рынке и развитом деловом климате.

Внедрение современных стандартов и технологий как по обслуживанию населения, контролю качества продукции, так и по учету товарооборота и количеству оказываемых услуг обеспечивает удовлетворение потребностей жителей, а также повышение налоговых поступлений в бюджет, что способствует развитию муниципального образования и повышению качества жизни населения.

Теперь с юга страны переедем на север, проанализируем потребительский рынок муниципального образования Оленегорска (Мурманская область) с подведомственной территорией.

В торговой сфере осуществляют свою деятельность 136 предприятий розничной торговли всех форм собственности совокупной общей площадью 27,4 тыс.кв.м и совокупной общей площадью торговых залов 17,9 тыс.кв.м (табл. 1).

Структура фактической обеспеченности торговыми площадями в городе Оленегорске следующая:

• магазины с реализацией продовольственной группы товаров - 106,0 кв.м на 1000 человек населения при минимальном нормативе 121,0 кв.м;

• магазины с реализацией непродовольственной группы товаров -238,2 кв.м на 1000 человек населения при минимальном нормативе 276,0 кв.м.

Для данного муниципального образования существует потребность в открытии новых торговых предприятий. Ценовая политика функционирующих объектов розничной торговли непродовольственной группой товаров указывает на слабую конкуренцию на потребительском рынке сложной бытовой и компьютерной техники, мебели, хозяйственных товаров и одежды. Ограниченность предложения продукции, его ассортимента препятствует достижению доступности товаров для всего населения и удовлетворению его потребностей в полной мере.

В сфере общественного питания осуществляют свою деятельность 18 предприятий всех форм собственности с общим числом посадочных мест на 998 человек, из них 1 кафе с площадью зала обслуживания посетителей 85,0 кв.м находится в населенном пункте Высокий [4].

Существующая сеть общедоступного общественного питания не удовлетворяет спрос населения ввиду отсутствия здоровой конкуренции.

Таблица 2

Услуги, предоставляемые населению в оленегорске [4]

Услуги количество объектов, единиц

всего в том числе в н.п. высокий

Ремонт обуви 6 1

Ремонт и пошив одежды, головных уборов 4 -

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, изготовление металлоизделий 3 -

Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств 5 -

Изготовление и ремонт мебели 3 -

Химическая чистка и крашение - -

Прачечные 1 -

Бани и душевые (сауны) 2 -

Ремонт жилья, мебели 8 -

Парикмахерские 14 2

Фотоателье 2 -

Ритуальные услуги 1 -

Ремонт часов 1 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резка стекла, зеркал, обработка, шлифовка граней, сверление, производство изделий из стекла 1 -

В настоящее время на территории города работает 51 объект бытового обслуживания населения (табл. 2).

В городе Оленегорске в начале 2012 г. был проведен социологический опрос населения на предмет удовлетворенности сферой потребительских услуг, оказываемых в муниципальном образовании.

Согласно опросу, на рынке бытовых услуг муниципального образования отсутствуют или недостаточно развиты такие необходимые для полноценного проживания услуги, как:

• химическая чистка и крашение;

• ремонт сложной бытовой техники;

• ремонт компьютерной техники.

Приветствовалось бы развитие производства

продукции сельского хозяйства: птицеводства (куры, гуси, кролики и др.), тепличного хозяйства (помидоры, огурцы, зелень).

Таким образом, анализ потребительского рынка данного муниципального образования привел к следующим выводам. Нехватка торговых площадей, предприятий общественного питания и бытовых услуг, недостаточное предложение товаров и услуг вызывает удорожание продукции, отсутствие широкого ассортимента. Низкая конкуренция мешает внедрению современных технологий и форм организации бизнеса. Все это ограничивает доступность продукции для низкодоходных групп населения и препятствует удовлетворению потребностей жителей города в полной мере.

В настоящее время в условиях вступления в ВТО на органы местного самоуправления ложится важная задача по адаптации и поддержке участников потребительского рынка. Прежде всего необходимо:

• создание благоприятных условий для повышения предпринимательской активности как главного индикатора развития муниципального образования;

• рациональное размещение хозяйствующих объектов по его территории.

Кроме того, местные органы должны уделять особое внимание вопросам качества и безопасности продукции, насыщению и диверсификации рынка. Таким образом, особая роль государственного регулирования на муниципальном уровне заключается в учете интересов всех участников рынка.

Помимо прочего, использование положительного зарубежного опыта по контролю качества продукции, развитию потребительского кредита, созданию разветвленной инфраструктуры повысит эффективность функционирования потребительного рынка. Опыт США необходимо переосмыслить и научиться применять в России на уровне муниципальных образований. Безусловно, процесс реорганизации потребует определенных финансовых и человеческих ресурсов, но это не должно стать помехой для реализации поставленных целей. Учитывая пройденный США путь от первых законов по контролю безопасности потребительских товаров, качества продуктов питания до четко отработанной структуры потребительского кредитования, требуется таким образом настроить процесс реформирования в России, чтобы он занял меньше времени, но принес не менее оптимистичные результаты, соответствующие планам и прогнозам.

Согласно данным анализа, потребительский рынок города краснодара во многом отвечает необходимым требованиям. Однако есть потребность дальнейшего повышения уровня информационно-методического обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимо формирование соответствующей инфраструктуры в вопросах кредитно-финансовой поддержки предприятий и организаций сферы потребительского рынка. Так, например, применяя опыт США, возможно создание специализированных информационных агентств: кредитных и кредитно-сыскных бюро, которые позволят собрать всю необходимую финансовую и личную информацию о потенциальных клиентах, снижая риски и издержки предприятий.

Для решения проблем развития потребительского рынка города оленегорска необходимо осуществить следующие мероприятия.

• Проведение диверсификации потребительского рынка путем открытия новых предприятий, создания здоровой конкуренции. Необходимо разработать программы поддержки малого и среднего бизнеса, включающие не только финансовую помощь (выдачу субсидий), но и различные налоговые льготы и налоговые каникулы для отдельных групп субъектов малого бизнеса.

• Внедрение современных технологий и форм организации бизнеса. Использование таких форм, как государственно-частное партнерство, которое позволяет распределить риски между участниками и учитывать интересы обеих сторон.

• Формирование перспективных планов развития сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг, учитывающих необходимость в создании тех или иных предприятий в соответствии с прогнозами численности населения и планами застройки жилых массивов.

• Повышение уровня квалификации и профессиональной этики персонала.

Таким образом, органы местного самоуправления могут обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие путем регулирования потребительского рынка. Потребительский рынок - один из инструментов воздействия на повышение уровня жизни, а также показателей качества жизни жителей любого муниципального образования.

Подводя итог, можно выделить основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

• организация насыщенности рынка, широкого ассортимента товарами и удовлетворение спроса на товары и услуги разнодоходных групп населения;

• обеспечение ценовой доступности и защита интересов низкодоходных групп населения;

• создание условий на нормативном уровне для развития деловой активности в муниципальном образовании; стимулирование внедрения новых технологий и методов обслуживания населения;

• обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

• защита прав потребителей, обеспечение доступности и безопасности продукции.

литература

1. Зейналов М.М., Нурмагомедова Л.М. Правовые основы определения понятия «потребительский рынок» // Современное право. № 5. 2009.

2. Скопина И.В. Регулирование развития регионального потребительского рынка // Управление региональными экономическими системами: Сб. ст. междунар. конф. Киров, 2003.

3. Официальный портал Администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара. [Электронный ресурс]: http://krd.ru/upravLenie-torgovli-i-bytovogo-obsLuzhivaniya-naseLeniya/info-dLya-yur-i-fiz-Lits/prog-itogi (дата обращения: 17.02.2014).

4. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией. [Электронный ресурс]: http://www.gorodolenegorsk. ru/podderzhka_predp/1289/ (дата обращения: 17.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.