Научная статья на тему 'Некоторые проблемы развития потребительского рынка города Москвы'

Некоторые проблемы развития потребительского рынка города Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернухина Г.Н.

Характеризуется современное состояние потребительского рынка Москвы, выявляются тенденции его расширения и обновления. Предлагаются пути повышения эффективности потребительского рынка в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы развития потребительского рынка города Москвы»

Г. Н. Чернухина

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА МОСКВЫ

Характеризуется современное состояние потребительского рынка Москвы, выявляются тенденции его расширения и обновления. Предлагаются пути повышения эффективности потребительского рынка в регионе.

Ориентация на индивидуальные предпочтения, высокое качество и доступность товаров приобрела ключевое значение для развития экономики и выдвинула торговлю на позиции одной из ведущих отраслей. Изменения, происходящие в торговле, теснейшим образом связаны с реформированием экономики в целом. Именно в торговле началось возрождение предпринимательства, приватизация предприятий.

Система торговли до 90-х гг. была жестко регламентирована, поскольку в экономике господствовала планово-распределительная система. Рынок был не насыщен, характеризовался товарным дефицитом. При этом выделялось несколько субъектов: советские магазины, оптовые и мелкооптовые рынки и первые элитные супермаркеты. После 90-х гг. стали возникать торговые сети, и рынок постепенно насыщался товарами массового спроса. Возникла конкуренция между розничными сетями и мелкооптовыми рынками.

Кризис 1998 г. привел к существенным изменениям в торговле: демонтаж планово-распределительной системы, резкое сокращение государственных инвестиций, обретение самостоятельности предприятиями. Возникают первые магазины-дискаунтеры, супермаркеты, строятся крупные торговые центры. Ушли в прошлое такие понятия, как госцена, дефицит, спекуляция. Сложилась ситуация, когда крупные универмаги и универсамы ориентировались на состоятельных покупателей, а мелкооптовые розничные рынки - на низкодоходные группы населения. Средние магазины оказались в наименее выгодном положении. Ограниченный платежеспособный спрос, удорожание энергоносителей, транспорта, высокая аренда, новая налоговая система - все это привело к снижению рентабельности средних предприятий. За период реформ сеть магазинов повседневного спроса сократилась на 50%. Была серьезно нарушена логистика товародвижения, разрушено оптовое звено, что в первую очередь негативно сказалось на результатах работы малых предприятий.

Сейчас ситуация характеризуется сокращением мелкооптовой торговли, укрупнением розничных сетей, приходом на российский рынок глобальных зарубежных транснациональных операторов и соответственно обострением конкуренции.

Завершен важный этап рыночных преобразований на потребительском рынке столицы - практически все предприятия отрасли стали собственностью акционерных или частных компаний (осталось всего 76 государственных предприятий). Период адаптации к рыночным реформам проходил и проходит по-разному. Если крупные торговые предприятия после акционирования смогли выжить самостоятельно, то для эффективной работы малого предпринимательства необходима поддержка государства.

Доля малых предприятий потребительского рынка товаров и услуг в московском розничном товарообороте составляет 60% (80 тыс. предприятий). Им трудно конкурировать с крупным бизнесом: не хватает складских помещений, нет постоянных поставщиков, отсутствует отлаженная система логистики и взаимодействия с банками. Недостаток средств для организации маркетинговых исследований и слабость оптового звена не могут обеспечить эффективности малого бизнеса. Хотя в городе работают 5 тыс. предприятий оптовой торговли.

Спасение малого и среднего бизнеса от разорения видится в его поддержке и стимулировании государством, организации на этой основе новых рабочих мест. Это особенно важно в условиях нашествия транснациональных сетей. Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо создавать равные конкурентные возможности для крупных, средних и малых предприятий, снижать налоговую нагрузку и укреплять их финансовое положение. Важно также налаживать контакты малого торгового предпринимательства и оптовиков, при которых оптовики получают гарантированный сбыт, а торговые предприятия - гарантированную поставку за счет банковских кредитов. Выдержать конкуренцию с сетевыми компаниями может помочь и консолидация малых предприятий, объединение их финансовых ресурсов при сохранении самостоятельности.

Государственная поддержка должна быть направлена на: формирование цивилизованного оптового конкурентного рынка, его структурную перестройку; организацию развитой товаропроводящей сети, исключающей множество посредников; совершенствование системы складского хозяйства и автотранспорта. Необходима организация конкурентной среды и защиты от теневых оборотов, что невозможно без достижения прозрачности бизнеса. Следует всячески поддерживать отечественного производителя, стимулировать увеличение продаж конкурентоспособных то-

варов, особенно в условиях наплыва импортной, не всегда безопасной продукции, а также повышать экспортный потенциал.

Стратегическая задача - обеспечить качество и безопасность товаров и услуг - наиболее остро стоит в сфере неорганизованной торговли, где высока доля фальсифицированной, контрафактной и некачественной продукции.

Объединение, интеграция, консолидация, создание ассоциаций -названия различны, но суть одна - не потерять оставшиеся небольшие магазины, возродить дорогие и привычные сердцу и кошельку москвичей гастрономы, универмаги, универсамы, торговые сети «Молоко», «Хлеб» и др. Хорошо бы они располагались, как и раньше, в зоне пешеходной доступности и были удобны для покупателей. А закупки следует предоставить централизованному оптовому звену. Государству останется решить задачу с льготными кредитами, подготовкой специалистов, развитием прогрессивных форм - лизинга, франчайзинга. При таких условиях одиночные магазины смогут развивать маркетинг, формировать круг постоянных поставщиков за счет крупных партий товаров и соответственно иметь скидки с цены у оптовиков, внедрять современные технологии организации продаж и логистики, экономя на издержках.

Потребительский рынок Москвы - одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Бурное развитие города, экономическая и финансовая стабильность привлекают российских и иностранных инвесторов. За 2003 г. в отрасль поступило только иностранных инвестиций 8,1 млрд. долл. США (это 60% от всех инвестиций в городе), что позволило только за 2002-2003 гг. реконструировать и модернизировать 5 тыс. предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, что дало дополнительный прирост в несколько тысяч рабочих мест. Положительную динамику имели вложения в обновление производственных фондов.

Московская региональная система торгового обслуживания -крупнейшая в России, она насчитывает в своем составе 17,8 тыс. стационарных предприятий торговли, 138 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети, около 100 тыс. предприятий малого бизнеса. Создано около 900 рабочих мест в городе. В краткосрочной перспективе планируется ввести в действие 850 предприятий торговли, 140 предприятий быстрого питания, 200 магазинов-дискаунтеров, 140 пунктов заказа «Утконос». Не секрет, что инвестиции идут в первую очередь в развитие сетевых компаний. Здесь среди инвесторов крупнейшие банки России и Запада. Но, как уже отмечалось, государство должно поддержать малый и средний бизнес.

Москва быстрее других регионов восстановила свой финансовый потенциал и продолжает проводить преобразования. В настоящее время в

Москве сконцентрировано 8,4% занятого населения страны, 8% основных фондов. Экономика Москвы сосредоточивает 21% ВВП России (в 1997 г. - 5%). Валовой рыночный продукт на душу населения в Москве в 32 раза превосходит этот показатель по России. Доля Москвы в объеме розничного товарооборота России - около 27%. Увеличилась покупательная способность населения. Денежные доходы москвичей превысили среднероссийский уровень на душу населения в 4,2 раза и возросли на 26% против 4,4% в 2002 г. Однако - цифры свидетельствуют - налицо существенное социальное расслоение общества. Остается значительным уровень инфляции на потребительском рынке, заметно снизилось среднедушевое потребление услуг общественного питания и бытового обслуживания, дифференциация цен превышает порой 30%.

Москва - один из дорогих городов-мегаполисов в мире, где достаточно высокий прожиточный минимум. Рост цен объясняется повышенными издержками обращения, наличием многочисленных посредников, большой долей импортных товаров, недостаточной конкуренцией в местах низкой насыщенности торговыми сетями (обеспеченность торговыми площадями, приходящимися на 1 жителя, в 2 раза отстает от аналогичного показателя в крупных европейских столицах). Задача государства -косвенно регулировать цены на основные продукты питания в условиях обилия торговых посредников, накручивающих цены. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей всех групп населения поддержка Департамента торговли должна быть направлена на увеличение доли социально ориентированных предприятий.

На место открытых рынков претендуют расширяющиеся торговые сети, которым уже угрожают крупные транснациональные компании. Правительство Москвы не отказывается от реконструкции рынков, ориентированных именно на низкодоходные группы населения. Департаментом потребительского рынка и услуг задумана масштабная модернизация рынков: до 2006 г. будут реконструированы 69 из 135 рынков столицы. Рыночные ряды и лавки превратятся в цивилизованные торговые центры, причем, что немаловажно для города, на это пойдут деньги инвесторов, а не городской казны.

В условиях уменьшения доли продовольственных рынков проблема удовлетворения низкодоходных групп решается за счет открытия ма-газинов-дискаунтеров типа «Копейка», «Пятерочка», «Дикси». Сейчас в Москве действует около 250 магазинов этого типа, среди них рекордсмен по темпам роста - «Пятерочка» (имеет в своем активе 100 магазинов).

В качестве проблемы, требующей неотложного решения, необходимо отметить продолжающееся «вымывание» объектов, продающих товары повседневного спроса. Органы государственного управления не обеспечивают сохранности профиля социально значимых объектов, не

уделяют достаточного внимания развитию сети магазинов социально гарантированного уровня торгового обслуживания в пределах пешеходной доступности. Сложившееся размещение объектов потребительского рынка и услуг не полностью отвечает потребностям населения, особенно эта ситуация отражается на пожилых людях с низким уровнем доходов, которые за долгие годы привыкли приобретать товары повседневного спроса в советских универмагах, расположенных в доступных пределах. Ситуация сложилась таким образом, что эта категория покупателей не знает, где купить, например, галантерейные товары, те же нитки, иголки, пуговицы, белье отечественного производства.

В связи со сложившимся размещением торговой сети и расширением сетевых форм торговли выдвигается задача - обеспечить территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города. Приоритетное значение должно получить развитие сети небольших магазинов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий москвичей в местах их проживания. Недостаточность таких объектов обусловлена трудностями с выделением нежилых помещений. В этом плане показателен опыт ЦАО столицы, где планируется открыть 70 продовольственных магазинов с социально гарантированным уровнем цен, а в ближайшие годы - еще 150. Магазины будут размещены в проектируемых и строящихся крупных торговых комплексах и на первых этажах жилых домов, в том числе и в расселенных коммунальных квартирах. Этот проект можно взять на вооружение.

Подводя итог сказанному, отметим, что среди очередных задач по повышению эффективности потребительского рынка первостепенное значение имеют:

— расширение производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособных отечественных товаров, поддержание инновационных проектов, освоение новых рынков;

— создание условий для здоровой конкуренции, что будет способствовать снижению цен и укреплению небольших магазинов;

— государственная поддержка предпринимательства, особенно малого и среднего, и создание на их базе новых рабочих мест;

— наращивание инвестиций в развитие инфраструктуры, строительство, модернизацию и реконструкцию предприятий;

— увеличение доли социально ориентированных объектов, улучшение территориального размещения торговой сети, упорядочение рыночной торговли;

— структурная перестройка оптового звена, оптимизация системы товародвижения, сокращение излишних посреднических звеньев.

Анализ свидетельствует о наличии основных предпосылок для качественного и продуктивного решения стоящих проблем.

Список литературы

1. Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 г.: Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 632-ПП.

2. Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2003 г. и Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 г.: Постановление Правительства Москвы от 13 января 2004 г. № 5-ПП.

3. Сборник статистических материалов по итогам развития внутренней торговли в Российской Федерации в 2000 году. III Всероссийский торговый форум. М., 2001.

4. Торговля в России. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003.

5. Торговый кодекс столицы: Информационно-аналитический сборник. Специальный выпуск / Под ред. В. И. Малышкова. 2003. Ноябрь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.