Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры регионального потребительского рынка'

Развитие инфраструктуры регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры регионального потребительского рынка»

УДК 339.13

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Современное состояние потребительского рынка во многом обусловлено развитием и совершенствованием его инфраструктуры, в состав которой входят три важнейших ее составляющих: торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Для развития внутренней торговли Саратовской области в 1998 -2003 гг. характерен динамизм, сопровождающийся стабильностью и достаточной насыщенностью рынка товарами народного потребления. В продаже постоянно имелись практически все основные виды продовольственных и непродовольственных товаров, что в известной степени повлияло на социально-политическую обстановку в регионе.

Рассмотрим ситуацию на рынке продовольственных товаров. В последнее время отечественная промышленность увеличила производство ряда продовольственных товаров и потеснила в этом секторе рынка большинство иностранных компаний. Положительные тенденции в отечественной промышленности позволили стабилизировать уровень товарных запасов на предприятиях розничной торговли, создать предпосылки для обеспечения спроса населения на основные продовольственные и социально значимые товары. В основном указанная стабилизация потребительского рынка продовольственных товаров была достигнута за счет обеспечения соответствия ресурсов товаров в торговле уровню платежеспособного спроса населения. В рассматриваемый период на рынке усилилась дифференциация населения по расходам на покупку продуктов питания.

Анализ динамики розничных цен на товары в 2003 г. показал, что по сравнению с 2002 г. цены возросли на 6,8%, в том числе на продовольственные товары - на 5,3%. Значительно подорожали алкогольные напитки (116,5%), плодоовощная продукция (117,7%), рыба и морепродукты (108,9%), хлеб и хлебобулочные изделия (105,8%). Однако подешевели масло сливочное, сахар-песок, масло подсолнечное, молоко и молокопродукты, крупа и бобовые (от 1 до 11%). Так, стоимость «корзины» с набором из 25 основных продуктов питания в среднем по Саратовской области к концу 2003 г. составила 1696,3 руб. в расчете на месяц и по сравнению с началом года увеличилась на 8,1%.

Формирование потребительского рынка непродовольственных товаров происходит на фоне некоторого оживления активности отечественной промышленности. Наблюдаемая положительная динамика роста выпуска основных непродовольственных товаров сохранилась: по изделиям легкой и текстильной промышленности, сложной бытовой техники, выпускаемой с использованием импортных комплектующих изделий и по лицензиям иностранных фирм (электропылесосов, телевизоров цветного изображения), и др. Следует отметить, что рост производства большинства указанных товаров лишь компенсировал резкое сокращение объемов их выпуска в предыдущие годы.

Благодаря принятию комплекса мер на федеральном и региональном уровнях внутренний потребительский рынок непродовольственных товаров имеет сбалансированный характер. Рассмотрим

Н.Ю. Бессонова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 10

ситуацию, сложившуюся на внутреннем рынке Саратовской области. За последние 10 лет произошла структурная перестройка этого сектора экономики. С 1997 по 2003 г. доля негосударственных предприятий в розничном товарообороте возросла с 79 до 95 %, количество работников сферы торговли и общественного питания увеличилось почти в 2 раза и составило в 2003 г. около 165 тыс. человек, или 18% от численности занятого населения области. На территории области функционирует свыше 14 тыс. предприятий торговли и общественного питания, около 200 рынков и торговых рядов.

Позитивные тенденции на потребительском рынке области наметились в последние три года (2000 - 2003 гг.) : поддерживалась высокая насыщенность торговой сети основными продуктами питания, изменился внешний вид предприятий, их техническое оснащение, упорядочена уличная торговля.

Инфляционные процессы послужили причиной изменения структуры товарооборота. Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли в 1994 и в 1998 г. превышала 50%. Однако в последние годы наметилась положительная тенденция к сокращению доли продовольственных товаров, и в 2003 г. она составляла 46%, что говорит о замедлении темпов роста цен и об увеличении реальных денежных доходов населения. Доля торговли и общественного питания в валовом региональном продукте области возросла с 6,8% в 1996 г. до 13,1% в 2003 г.

Налоговые поступления платежей в бюджетную систему от предприятий торговли и общественного питания составили 6,5% от поступлений по всем отраслям экономики. Дальнейшее развитие получила фирменная торговля. Всего в области осуществляют деятельность свыше 500 фирменных магазинов, которые реализуют продукцию местных товаропроизводителей. Наибольшей популярностью у населения пользуются магазины Михайловской птицефабрики, предприятий хлебопекарной промышленности, Саратовского молочного комбината, Саратовской кондитерской фабрики, ОАО "Ликсар" и др.

В Саратовской области сфера торговли и общественного питания - одна из важнейших бюджетообразующих отраслевых систем, формирующих основы финансовой стабильности региона. За годы рыночных преобразований в сфере торговли сформировалась конкурентная среда и отношения свободной купли-продажи, возросла предпринимательская и инвестиционная активность, потребительский рынок стал практически полностью насыщен товарами и услугами. Вместе с тем развитие торговли сопровождается рядом негативных проявлений. В данной сфере сосредоточен значительный объем теневого оборота. Рост звенности товародвижения сопровождается ростом цен реализации.

Сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров не обеспечивает эффективного противодействия проникновению на потребительский рынок некачественных товаров. Неоправданно рассредоточено регулирование развития торговой инфраструктуры, что проявляется в диспропорциональности развития отдельных звеньев торговой системы. Неразвитость информационной инфраструктуры усиливает рыночную неопределенность.

Для преодоления негативных тенденций развития торговли существует необходимость в достижении следующих целей:

- совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей процессы в сфере торговли определенными группами товаров;

- внедрения прогрессивных технологий торгового обслуживания;

- осуществления комплекса мероприятий по упорядочению торговли в различных местах города Саратова и области;

- повышения эффективности контролирующей деятельности за счет совершенствования форм взаимодействия с органами контроля и надзора на потребительском рынке;

- содействия внедрению региональных систем идентификации качества различных видов товаров;

- дальнейшего развития внешнеторговой деятельности;

- создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания.

Стратегия развития оптовой торговли базируется на разработке конкретной структурной политики, она предусматривает, наряду с определением общего механизма ее проведения, конкретизацию основных направлений структурных преобразований. Основой общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на создание системы оптовых продовольственных рынков, включая межрегиональный рынок федерального значения, реально содействующих обеспечению продовольственной безопасности региона. Представляя собой внешний контур единой оптовой системы региона, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговли. Эта зона и должна обеспечить устойчивость оптовой торговой системы области. Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать независимые оптовые структуры, которые, как правило, самостоятельно определяют собственную коммерческую стратегию и масштаб своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые системы формируются также

сбытовыми подразделениями предприятий местной промышленности и оптовыми структурами крупных розничных организаций. Сбытовые подразделения предприятий местной промышленности специализируются на оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли - на единовременных массовых закупках товаров для собственных нужд. Обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Необходимо также обеспечить видовое разнообразие действующих на потребительском рынке области оптовых структур, которое диктуется товаропроизводителем при выборе того или иного канала продвижения на рынок своей продукции.

Главная задача структурной реорганизации оптового звена - стимулирование развития таких структур, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей. Основная функция этих структур - создание необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами. Это могут быть оптовики универсальные или специализирующиеся на отдельных группах товаров. Они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов. Важным звеном оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота -оптовые продовольственные рынки и оптовые ярмарки. Оптовые продовольственные рынки являются самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения. Они призваны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия. Ярмарки представляют собой форму организации оптовой торговли, основной целью которой является расширение потребительского рынка за счет установления хозяйственных связей между субъектами потребительского рынка, а также регионами.

Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как она непосредственно затрагивает интересы населения. Общими направлениями развития розничной торговой сети должны стать:

- универсализация торговли продовольствием, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- создан ие торговых сете й, крупных униве рсал ь-ных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых "удобных магазинов", расположенных в непосредственной близости от жилых массивов и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

- формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

Перечисленные направления предполагают наличие в сети розничной торговли разнообразных форм торгового обслуживания (магазины с традиционными формами обслуживания, самообслуживания, салонной торговли, посылочной торговли и т.п.). Розничная торговля должна ориентироваться на конкретные зоны торгового обслуживания. Формирование полноценной социально ориентированной рыночной среды предполагает формирование системы субъектов розничной торговли.

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров. Система сертификации услуг розничной торговли и общественного питания формируется медленно.

Для стабилизации внутреннего рынка в настоящее время имеются необходимые предпосылки. Дальнейшее реформирование внутренней торговли должно проводиться на принципах системности организационных решений, строгого разграничения предметов ведения по вопросам торгового обслуживания между всеми уровнями управления, обеспечения строгой ответственности государственных органов в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Одним из механизмов регулирования рынка товаров услуг является нормативно-правовая база, совершенствование которой имеет целью обеспечить усиление механизма государственного регулирования торговой деятельности и защиты внутреннего рынка, предусматривает расширение комплекса средств поддержки прогрессивных форм

торговли, оптовой и розничной, а также отечественного производства и товаропроизводителя.

Однако, несмотря на то, что динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер, в развитии потребительского рынка наблюдается еще целый ряд проблем, требующих дальнейшего решения, особенно на региональном уровне.

Автором было проведено маркетинговое исследование потребительского рынка Саратовской области, которое позволило выявить, что становление рыночных отношений предъявляет новые качественные требования к стратегии экономического и социального развития Саратовской области. Характерной чертой стратегии является создание условий для устойчивого экономического роста и превращения на этой основе Саратовской области в регион-донор Российской Федерации. Важным условием решения широкого спектра проблем региональной экономики является совершенствование систем управления субъектами потребительского рынка.

По большинству показателей, характеризующих состояние потребительского рынка, розничный товарооборот, оборот общественного питания, Саратовская область занимает доминирующее положение среди рассматриваемых Поволжских регионов.

Как известно, на динамику товарооборота определяющее влияние оказывает соотношение между спросом и предложением. Спрос, в свою очередь, во многом зависит от уровня доходов населения, а предложение - от состояния потребительского рынка.

Как отмечалось выше, внутренняя торговля является важным источником пополнения доходов бюджета всех уровней. В частности, её доля в формировании валового внутреннего продукта страны составила больше 20%.

Важное значение в решении региональных проблем совершенствования функционирования сферы обращения играет потребительский рынок г. Саратова - крупнейшего населенного пункта области. Потребительский рынок города на 1.01.2003 г. представлен 5000 объектами: 2276 предприятий стационарной розничной торговли, 562 предприятия общественного питания, 850 предприятий оптовой торговли, 58 рынков и торговых комплексов (ряды); 900 предприятий бытового обслуживания населения.

За период 1997 - 2002 гг. потребительскому рынку города характерно динамичное развитие, о чем свидетельствуют основные показатели его деятельности.

Только за 2002 г. число предприятий розничной торговли возросло на 237 единиц, в том числе торгующих продовольственными товарами -

на 136, непродовольственными и смешанными -на 101. Сохраняется тенденция к увеличению фирменной сети, что обусловлено политикой, направленной на поддержку отечественных товаропроизводителей. Число таких магазинов ежегодно растет, только за 2002 г. прибавилось 10 магазинов, из которых больше половины - продовольственные.

Кроме того, созданию в городе условий для лучшего снабжения и большего удобства в приобретении товаров способствуют 58 рынков и торговых комплексов (рядов), в 2002 г. их число возросло на 10 единиц за счет открытия 8 новых продовольственных и смешанных рынков и 2 вещевых.

В соответствии с общей концептуальной направленностью на универсализацию продовольственной торговли в Саратове наблюдается снижение количества специализированных магазинов. В этой связи практически во всех продовольственных магазинах открываются отделы по продаже населению овощей, фруктов, молочных продуктов и хлеба, что удобно для покупателя и выгодно для продавца.

Кроме сказанного, отметим, что в последнее время существенно изменилось лицо стационарной мелкорозничной сети города: на смену старым, ветхим ларькам и киоскам появились современные мини-магазины, не уступающие по своему дизайну и интерьеру европейским аналогам. На начало 2002 г. в городе функционировало 299 мини-магазинов, т. е. на 56 единиц больше, чем на тот же период 2001 г. Причем расположены они (для большего удобства населения), как правило, вблизи жилых массивов и на остановочных пунктах.

Небезынтересно, что в 2002 г. расширилась сеть магазинов "Скупка", особенностью которых является то, что при согласии клиента с ценой, предлагаемой брокером магазина, деньги ему выдаются сразу.

Высокую обеспеченность торговыми площадями имеют практически все районы города, кроме Заводского. Динамичное развитие сети предприятий розничной торговли позволило уже в 2002 г. полностью обеспечить г. Саратов торговыми площадями в соответствии с градостроительными и другими нормами.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень развития потребительского рынка и жизни населения нашего города, является объем товарооборота и бытовых услуг (таблица). Оборот розничной торговли г. Саратова за 2002 г. составил 13,6 млрд руб., т. е. почти 60% от среднеобластного. По сравнению с 2001 г. его объем вырос на 2,8%, такой барьер преодолен впервые за годы рыночных преобразований, в предыдущие годы этот показатель снижался.

Динамика розничного товарооборота и объема бытовых услуг по г. Саратову

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Темпы роста за 2002/1999 гг.

Объем розничного товарооборота, млн руб. 3747,1 6954,5 8999,0 9435,5 2,6 раз

Среднедушевой товарооборот на одного жителя, тыс. руб. 4,20 7,7 10,07 10,6 2,5 раз

Объем бытовых услуг, млн руб. 185,9 290,6 392,0 447,6 2,4 раз

Объем услуг на одного жителя, руб. 208,4 320,8 438,5 504,0 2,4 раз

Численность населения города Саратова, тыс. чел. 892,0 906,0 893,9 887,9 —

Важно, что главной особенностью 2002 г. стало прогрессивное изменение структуры оборота розничной торговли в сторону реализации непродовольственных товаров, удельный вес которых составил 57% в общем обороте. Отрадно сознавать то, что сегодня далеко не все доходы населения направляются в продовольственную корзину: каждый горожанин в 2002 г. 8,9 тыс. руб. из 15,6 тыс. руб. общей суммы среднедушевого товарооборота потратил на предметы гардероба и домашнего обихода. Вместе с тем необходимо заметить, что доля товаров местного производства в общем объеме реализации продовольственных товаров составляет более 60%, т. е. наши предприятия могут выпускать конкурентоспособную продукцию. Так, до недавнего времени Саратовский жировой комбинат переживал спад производства, а выпускаемая им продукция не выдерживала рыночной конкуренции. В настоящее же время, с приходом к руководству деловых и активных людей, за короткий период на предприятии проведены реконструкция и переоборудование. В результате майонез "Букет" занял на международной выставке в Москве 3-е место по России среди большого множества представленных там образцов. Аналогичный пример можно привести и по Саратовской кондитерской фабрике. Однако иначе складывается ситуация на предприятиях, выпускающих товары непродовольственной группы. Так, не выдерживает конкуренции продукция Саратовского подшипникового завода, в частности стиральные машины "Аленка", которые по своему дизайну во многом уступают импортным, да и российским аналогам. К сожалению, основную массу товаров на свой городской потребительский рынок мы все же завозим, хотя могли бы выпускать на своей территории.

Большую роль в улучшении обеспечения населения продуктами питания играет общественное питание.

Существенно за последнее время изменилась общедоступная сеть предприятий общественного питания: открыты и действуют современные рестораны ("Морской конек", "Дикий запад", "Кристалл"), бары ("Брудершафт", "Пиковая дама", "Дон Диего"), кафе ( "Алсу", "Элвис" и др.).

По-прежнему в развитии общественного питания сохраняется тенденция к увеличению количества предприятий быстрого обслуживания. В на-

стоящее время в городе их 340. Такие предприятия, как кафе "Равиоли", "Бургерс Ройял", "Элвис-Центр", справедливо заслужили широкую популярность и одобрение у населения благодаря качественному и быстрому обслуживанию, сравнительно низким ценам, что привлекает все более широкий круг потребителей.

Оборот общественного питания в Саратове за 2002 г. составил 350 млн руб., или на 2,9 % больше, чем за тот же период 2001 г.; в общем обороте удельный вес продукции собственного производства составил в 2002 г. 77,3%, что на 2,8% больше, чем в предыдущем году.

Бытовое обслуживание населения города сегодня представляют более 1000 предприятий различных форм собственности, из которых 45% приходится на долю частных предпринимателей.

В структуре бытовых услуг преобладают услуги по ремонту автомобилей (28%), парикмахерские услуги (17%), услуги по пошиву и ремонту одежды (12%), ремонту сложнобытовой техники (8%). К сожалению, небольшой удельный вес имеют, как и прежде, услуги химчистки, прачечных, услуги проката.

В настоящее время предприятиями бытового обслуживания города оказывается 750 видов бытовых услуг из 849, предусмотренных российским классификатором (т.е. 88%). Однако и здесь не обходится без проблем. Из-за высокого уровня цен на парикмахерские услуги большинству населения они становятся не по карману, во многих семьях элементарные стрижки членов семьи осуществляются собственными силами.

Вместе с тем постоянно увеличивается количество новых видов услуг и форм обслуживания: установка сигнализации и противоугонных устройств на автомобили, мойка автомобилей, стирка и чистка ковровых изделий на дому у заказчика, мгновенная компьютерная обработка фотографий (в том числе восстановление старых), изготовление бассейнов, бурение скважин на дачах, напыление стекла и стеклянной посуды, стрижка животных и др. В парикмахерских города организованы такие новые виды услуг, как наращивание ногтей, удлинение волос, подбор прически на компьютере, макияж и татуаж. В 2002 г. одним из приоритетных направлений в развитии услуг быта было расширение их видов и увеличение их объемов, оказываемых на

льготных условиях малообеспеченным группам населения. С принятием Программы социальной поддержки этой категории граждан появилась объективная возможность расширить круг данных предприятий, оказывающих те или иные услуги на льготных условиях адресно. Только за 2000 - 2002 гг. объемы таких услуг увеличились в три раза. Эту тенденцию предполагается сохранить и в последующие годы.

Важнейшей задачей, наряду с перечисленными, является работа по доведению качества сферы услуг до европейского уровня (парикмахерских, включая новейшие виды маникюра и педикюра, дизайнерских услуг по индивидуальному пошиву и изготовлению одежды). Предполагается сохранить, а по возможности и увеличить сеть приемных пунктов химчистки одежды и стирки белья, которая в последнее время практически "умирает".

Первостепенное внимание и поддержка оказываются социально-приоритетным видам услуг (ремонту и пошиву обуви, ремонту швейных изделий, телевизоров и холодильников, услуги парикмахерских, ритуальные услуги, изготовление фотографий для документов).

В 2002 г. населению города Саратова было оказано бытовых услуг (по оперативным данным) на 450 млн руб., что на 0,5% больше уровня предыдущего года. В расчете на одного жителя этот показатель составляет 506 руб., что почти на 10 руб. больше, чем в 2000 г.

Безусловно, наиболее важными на сегодня в развитии потребительского рынка являются вопросы совершенствования организации торговли, общественного питания и сферы услуг.

Особую актуальность приобретает ярмарочная торговля. С целью обеспечения населения города продуктами питания и другими товарами народного потребления (преимущественно местных товаропроизводителей) постоянно организуются и проводятся общегородские ярмарки, которые, как правило, имеют тематический и адресный характер. Только за 2002 г. в городе было проведено 450 ярмарок по продаже продовольственных товаров населению, а также первая благотворительная ярмарка "Милосердие-2002" для малообеспеченных слоев населения.

Одним из важных направлений совершенствования организации торговли является проведение конкурсов профессионального мастерства среди объектов потребительского рынка на звание "лучшего предприятия", а также проведение выставок-продаж, покупательских конференций. Примером тому служат конкурсы "Топ-имидж-2002", "Мисс выпускной бал-2002" и др. Совместно с агентом "АРТ" в городе был проведен фестиваль парикмахерского искусства «Стиль XXI века».

Однако по-прежнему слабым звеном в деятельности потребительского рынка является большое количество нарушений торговых, санитарных, ветеринарных и других правил, о чем свидетельствуют многочисленные проверки со стороны контролирующих органов, которым подверглись предприниматели. Только за 2002 г. проверен 1761 объект потребительского рынка. Но как положительный момент необходимо отметить сокращение проверок по сравнению с 2001 г. в 1,6 раза, поскольку проводились преимущественно комплексные проверки в рамках утвержденного городским Межведомственным советом плана. По результатам таких проверок привлечено к административной ответственности 595 нарушителей действующего законодательства, которые оштрафованы на 220,4 тыс. руб.

Целью проводимых проверок является не только привлечение нарушителей установленных правил торговли к ответственности, но и разъяснение действующего в защиту прав потребителей законодательства, своевременное доведение до потребителей изменений и дополнений к нему.

Количество выявляемых на объектах потребительского рынка города нарушений свидетельствует о том, что жалобы предпринимателей на большое число контролирующих органов и проверок являются необоснованными. Уровень нарушений, выявляемых при повторных проверках, не снижается.

Анализ проверок соблюдения правил торговли показал, что из общего числа нарушений более 40% приходится на долю частных предпринимателей, торгующих на рынках и объектах мелкорозничной уличной торговли.

Росту нарушений на потребительском рынке способствует огромный приток в сферу торговли людей с низкой квалификацией, либо вообще без таковой, что, естественно, отражается на качестве обслуживания населения и качестве реализуемой продукции.

Большое количество жалоб поступает на частных предпринимателей, что свидетельствует об их менее добросовестном отношении к своему делу. Руководители стационарных магазинов чаще всего имеют специальное образование, давно работают в сфере торговли, пекутся о репутации магазина в условиях жесткой конкуренции, чего нельзя сказать о частных предпринимателях, среди которых преобладают граждане без профессионального образования, не имеющие элементарных знаний и навыков.

В заключение отметим, что разработанные и действующие в настоящее время Программа развития торговли и общественного питания в г. Саратове на 2003 - 2006 гг. и Программа развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.