Научная статья на тему 'Основные направления формирования рыночной инфраструктуры реализационной деятельности'

Основные направления формирования рыночной инфраструктуры реализационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования рыночной инфраструктуры реализационной деятельности»

- внутрирегиональной, когда в рамках одного региона происходит состязание между госструктурами различных уровней власти (федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления) за участие (прямое, косвенное) в корпоративном бизнесе и между бизнес-структурами за протекционизм, силовое покровительство со стороны государства, за предоставляемые им гарантии в самых различных направлениях предпринимательской деятельности -кредит, госзаказ, условия приватизации и т. д. К этой форме относится также конкуренция региональных и федеральных бизнес-структур за условия хозяйствования - рынок сбыта, ресурсов и получаемые доходы внутри конкретного региона.

Указанные формы конкуренции, борьбы тесно взаимосвязаны, и усиление внутрирегиональной конкуренции, как правило, сопровождается нарастанием межрегиональной. Об этом свидетельствуют такие процессы, как выход хозяйствующих субъектов за пределы данного региона и, наоборот, вхождение новых субъектов на данный региональный рынок. Так, многие крупные корпорации имеют расчетные счета в банках других регионов, организуют там свои филиалы, дочерние компании, фор-

-♦

мируют межрегиональные структуры и предпринимательские сети. В России эти процессы особо наглядно проявляются в сфере торговли (риэлторская сеть "Пятерочка", "Седьмой континент", "Бе1а" и т.д.). Однако следует отметить, что высокая степень межрегиональной конкуренции (за инвестиции) при продуманном механизме хозяйствования в регионе и не конфронтационном взаимодействии государственных органов и бизнес-структур может и не сопровождаться усилением внутрирегиональной конкуренции. Таким образом, прямые и обратные связи между этими формами конкуренции могут быть различными по силе своего проявления и взаимодействия.

На наш взгляд, одним из цивилизованных способов разрешения существующих противоречий является переход от конфронтационных отношений к согласованным партнерским отношениям государства и бизнеса. Это дает стабильность в национальной экономике, повышает ее эффективность, снижает риск и неопределенность хозяйствования, уменьшает девиантность в экономическом поведении субъектов, что в конечном счете ведет к сокращению трансакционных издержек.

УДК 338.242

Н.Ю. Бессонова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2003. № 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕАЛИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процесса коммерциализации и приватизации. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр. Стратегия развития торговых предприятий направлена на устранение этих причин с целью создания оптимальных условий для их деятельности.

Формирование инфраструктуры реализационной деятельности предполагает проведение преобразований в оптовой и розничной торговле, общественном питании и сфере услуг.

Развитие оптового торгового звена в целом предусматривает обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. На концептуальном уровне стратегия развития оптового звена исходит из того, что потребности рынка товаров народного потребления будут удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба (оптовыми предприятиями первого уровня);

- оптовыми предприятиями регионального масштаба (оптовыми предприятиями второго уровня).

Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня обеспечат оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны. Главное целевое назначение данного вида оптовых структур состоит в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий станет, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой - исключение возможности такого участия третьих стран в обеспечении поставки на российский рынок ряда товаров, которое завышает общий уровень цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня будут гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

Основу национальной оптовой торговой системы, её внутренний контур составляют оптовые структуры регионального уровня. Как правило, эти оптовые организации при формировании собственной коммерческой стратегии достаточно точно определяют зону своего влияния на рынке услуг оптовой торговой деятельности.

Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба является обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом не следует предусматривать никаких ограничений на формирование структуры их хозяйственных связей со стороны органов исполнительной власти регионов.

Формирование национальной оптовой торговой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечит для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур. Вместе с тем обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

Видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности диктуется мотивацией товаропроизводителя при выборе им того или иного канала продвижения на рынок своей продукции. Отсюда главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы данные требования товаропроизводителей. С учетом этого обстоятельства структура оптового звена будет развиваться на основе выделения в его составе:

- специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки. В числе организаторов оптового оборота должны быть также склады гарантийного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия. Доля участия организаторов оптового оборота в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.

Структурные преобразования розничной торговли опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. По различным оценкам более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продажи. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия. В перспективе общий вектор динамического соответствия форм продажи товаров должен приобрести прямо противоположную направленность. При этом развитие магазинных форм продажи товаров будет опираться на широкое типовое разнообразие розничных торговых предприятий. Общими принципами развития розничной торговой сети станут:

- универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых "удобных" магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового обслуживания будет обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие форм торгового обслуживания способно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

- магазинов самообслуживания;

- магазинов салонной торговли;

- магазинов посылочной торговли;

- магазинов-складов с технологией "Кэш энд кэрри";

- "клубных" магазинов;

- магазинов-автоматов.

Формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено, прежде всего, на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.

Разнообразие розничных торговых предприятий (с позиций их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания) должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

- магазинов местного значения;

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- магазинов (палаток, киосков, павильонов) вдоль автомагистралей.

Системная организация объектов розничной торговли будет опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие вне-магазинных форм продажи товаров, которое, с одной стороны, обусловливается эволюцией самой торговой практики, а с другой - подготовлено все более масштабным проникновением в быт рядового покупателя разнообразных средств технического прогресса. В связи с этим внемагазинные формы продажи всегда нацелены на определенные сегменты товарного рынка, и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.

Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место и вещевые рынки, и уличная подвижная торговля. Перспективой разви-

-♦

тия вещевых рынков станет их ориентация на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии "сэконд хэнд", реализацию изделий кустарного промысла, обеспечение частного импорта товаров.

Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создаст предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. Приоритетным направлением развития электронной коммерции в России на первом этапе может быть признана торговля между бизнес-партнерами ("бизнес-бизнес"). В свою очередь, целенаправленное и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения этого направления во многом расширит возможности реализации и электронной торговли компаний с потребителями.

Из всех отраслей потребительского рынка наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики претерпело общественное питание. Дальнейшее развитие этой сферы возможно только на основе выработки четкой региональной политики восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей стабилизации рыночных отношений. Так, например, с 1998 г. в г. Саратове весьма интенсивно развивалась сеть предприятий "быстрого" питания. К 2000 г. их было открыто более 50 единиц.

В перспективе основными направлениями политики местных органов исполнительной власти в области реформирования системы общественного питания должны стать:

- содействие развитию сети предприятий общественного питания, включая сеть "быстрого" питания, в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, в аэропортах и на вокзалах;

- деятельность по восстановлению и расширению сети социально ориентированных предприятий общественного питания.

Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания будет осуществляться, с одной стороны, по пути унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), с другой - по пути широкой дифференциации этих структур с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.

Серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Прослеживается достаточно устойчивая тенденция к свертыванию лечебно-профилактического пита-

ния для работающих с вредными условиями труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка в общественном питании.

Наиболее перспективной моделью организации массового питания в масштабах отдельного административного или муниципального образования может стать автономное функционирование ресторанов, кафе, столовых, а также формирование добровольных контрактных объединений предприятий быстрого обслуживания на основе договоров коммерческой концессии. При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различаться, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы (например, "Русское бистро", "Золотой цыпленок", "Быстрые пельмени", "Макдоналдс", "Пицце-Хат", "Овощной бар" и т.п.).

Рассмотренный комплекс сможет самым оптимальным образом решать поставленные перед ним задачи, если будет поддерживаться ресурсными и финансовыми возможностями местного бюджета.

Бытовое обслуживание населения представляет собой деятельность бытовых служб по оказанию ремонтных, профилактических услуг и работ, работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде. Развитие сферы бытовых услуг на современном этапе должно быть направлено на создание в Саратовской области условий для ее перехода к качественно новому состоянию, приближенному к европейскому уровню обслуживания населения.

В 1998 - 2000 гг. произошли коренные структурные изменения и на рынке платных, в том числе бытовых услуг. В настоящее время в сфере бытового обслуживания 99% предприятий относится к негосударственному сектору.

Согласно общеконцептуальной стратегии развития основных видов бытового обслуживания населения его сеть необходимо развивать по двум направлениям:

- открытие престижных салонов для состоятельных граждан;

- открытие муниципальных предприятий социальной направленности для малообеспеченных категорий населения.

Все эти вопросы отражены в "Концепции развития отраслей потребительского рынка Саратовской области на 2000 - 2003 гг.".

В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Вместе с тем участие органов государственного

управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время необоснованно сужено. В свою очередь, данное обстоятельство негативно отражается на функционировании рынка.

Главной постоянной функцией государства станет экономическое регулирование. Стратегической целью регулирования будет создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

Основными задачами системы государственного регулирования торговли являются: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя; регулирование иностранных инвестиций в сфере торговли; обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; поддержание требуемых товаро-потоков для обеспечения государственных нужд.

Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, следует опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также более широко использовать горизонтальные межведомственные согласования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, по формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

Задачами федерального уровня будут: таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование; создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания; установление правил продажи отдельных товаров и оказание отдельных видов услуг; разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации; балансовые расчёты в качестве основы структурных преобразований; поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке; формирование надёжного информационного обеспечения участников рынка; разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования ста-

♦-

нут: формирование региональной торговой политики и её приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке. Отсутствие такой системы угрожает дестабилизацией социальных и экономических основ развития рынка.

Стратегической целью национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- создать целостную и непротиворечивую нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ на рынок некачественной и опасной продукции;

- сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию;

- создать единую информационную систему контролирующих органов;

- обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за поставку на рынок некачественной продукции;

- обеспечить оказание помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведении ее идентификации и оценке качества.

На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя роль государства будет состоять в обеспечении эффективного контроля допуска хозяйственных структур к оказанию рыночных услуг (услуг реализации). Инструментом решения данной задачи станет сертификация систем оказания торговых услуг. Анализ первых итогов введения сертификации услуг торговли и общественного питания показывает, что в этом процессе наметились кризисные явления.

Целевое направление в деятельности органов исполнительной власти - оперативное доведение

предпринимателям и потребителям информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.

Информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем. При этом локальные подсистемы единой информационной системы будут образовывать региональные контрольно-надзорные органы.

Формирование единой информационной системы должно опираться на уже существующие в сфере контроля безопасности и качества товаров и услуг информационно-аналитические системы.

Для обеспечения свободной ориентации потребителя в вопросах безопасности и качества реализуемых товаров необходимо в полной мере задействовать возможности негосударственных организаций - торгово-промышленных палат и обществ потребителей. При этом основные направления их работы следует нацелить на объективную оценку репутации товаропроизводителей на основе учета и анализа потребительских рекламаций, на массовое распространение данных о сравнительных характеристиках конкурирующих товаров, полученных на основе профессионально выполненных испытаний, на проведение различных экспертиз по заявкам потребителей, на правовую поддержку потребителей в вопросах защиты их прав в судах.

Анализ правоприменительной практики в торговле позволяет утверждать, что сосредоточение правового регулирования торговли исключительно в рамках частного права нежелательно и практически невозможно.

Объективная потребность регулирования торговли несколькими отраслями права, с одной стороны, и задача оптимизации правовой базы торговли - с другой, стимулируют постановку вопроса разработки специального правового акта. Роль специального правового акта мог бы выполнить федеральный закон "О государственном регулировании внутренней торговли". Вместе с тем данный правовой акт не должен охватывать все нормы регулирования торговой деятельности, так как многие из них достаточно динамичны и не поддаются в связи с этим кодификации. Он должен предполагать издание на его основе четко очерченного круга нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные правоотношения в торговле.

Стратегические направления развития инфраструктуры реализационной деятельности на потребительском рынке позволяют утверждать, что они явятся для всех участников рынка залогом коммерческого успеха и эффективности функционирования системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.