Научная статья на тему 'Укрепление конкурентного механизма в аграрном секторе потребительского рынка'

Укрепление конкурентного механизма в аграрном секторе потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ РЫНОК / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ / РЫНОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / THE AGRARIAN MARKET / QUALITY OF PRODUCTION / COMPETITION / COOPERATIVE FORMS / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина И. П.

Потребительский рынок, являясь составной частью экономики, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на продукты питания, потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE COMPETITIVE MECHANISM IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE CONSUMER MARKET

The consumer market, being a component of economy, is called to provide conditions for full and duly satisfaction of demand of the population on food stuffs, consumer goods and service, quality and safety of their granting, availability of the goods and services in all territory of area.

Текст научной работы на тему «Укрепление конкурентного механизма в аграрном секторе потребительского рынка»

Если проанализировать финансовые результаты от реализации продукции сельского хозяйства, например, по районам Челябинской области, то они не смогут выйти на режим устойчивого функционирования, т. к. не достигается вышеназванный уровень даже с госдотациями.

Данная задача усложняется, если земля будет в аренде, поскольку сельхозтоваропроизводителю, арендующему ее, придется платить собственнику арендную плату и исполнять другие рентные платежи.

Для сельскохозяйственных предприятий важно установить приоритетность госсубсидий с учетом качества сельхоззмель, поскольку именно этот показатель играет важнейшую роль в доходности агропредпринимателей.

Группировкой сельских хозяйств Челябинской области была установлена зависимость их доходности от качества почв, на основе чего определена доля приращения рентабельности, позволяющая выявить долю увеличения государственных (региональных) субсидий, необходимых сельхозпредприятиям для осуществления ими расширения воспроизводства.

Поскольку основная доля сельскохозяйственных предприятий (около 80 %) имеет достаточно высокий балл бонитета (от 60 до 80), то в группу низких значений данного показателя вошло лишь ограниченное число организаций.

Согласно выявленной зависимости, допол-

сельскохозяйственным предприятиям, уровень рентабельности которых превышает ее нормативное значение для данной группы, имея балл бонитета 81 и более.

Особо нуждаются в дополнительных госдотациях сельхозпредприятия первой группы с бюджетом до 50 баллов, для которых нормативное значение рентабельности производства агропродукции составляет 38 %. А фактическое — минус 3 %.

Нормативная рентабельность была рассчитана нами по технологическим картам возделывания и уборки зерновых культур в условиях почв разного качества, на которых эти культуры имеют известную урожайность, а значит, и соответствующую себестоимость. Поэтому хозяйствам первой группы увеличение государственной поддержки составит 38 %, второй — 14 %, третьей — 6,5 % и четвертой — 1,4 %. При условии, что предприятия, входящие в эти группы, используют все свои внутрихозяйственные резервы организационно-экономического, технико-технологического и маркетингового характера, а главное — примут возможные меры по сохранению плодородия почв, что должно подтверждаться их мониторингом. Причем мониторинг проводится не только для обследования полей, но и для выявления уровня хозяйствования, оцениваемого сопоставлением результатов производственной деятельности с требованиями, изложенными в региональной (зональной) системе ведения сельского хозяйства.

нительных госдотаций не потребуется лишь тем

Литература

1. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М. : Агропресс, 2002. 638 с.

2. Милосердов В. В. Государственное регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 2. С. 8-14.

УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО МЕХАНИЗМА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

И. П. ЧУПИНА,

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, К. Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: аграрный рынок, качество продукции, конкуренция, кооперативные формы, рыночная торговля.

Keywords: the agrarian market, quality of production, competition, cooperative forms, marketing.

В структуре рынка потребительских товаров и услуг ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. В структуре рынка потребительских товаров можно выделить рынок продовольственных товаров и рынок товаров народного потребления. Потребительский рынок характеризуется относительно высокой насыщенностью. Потребность населения в товарах народного потребления обеспечивается как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других субъектов Российской Федерации и импортных товаров.

Современный рынок выполняет социальные функции по обслуживанию определенных слоев населения, а также способствует сдерживанию роста розничных цен. Доля рынков в общем объеме всего розничного товарооборота составила 16,5 %.

Несмотря на значительный рост предприятий стационарной торговой сети, рынки продолжают оставаться востребованными значительной частью населения. Это обусловлено как разнообразием реализуемых товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции местного производства, так и гибкой ценовой политикой, доступностью товаров различным слоям населения. Рынки продолжают оставаться весомым источником занятости населения.

Фактором сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка, в частности рынка продовольственных товаров, является создание и дальнейшее развитие конкурентной среды.

Цель и методика исследований.

В данной статье мы рассмотрим тенденции развития внутренней торговли продовольственного рынка.

В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Появление на потребительском рынке различных сетевых структур, с магазинами современных форматов, новыми технологиями и более высоким качеством обслуживания населения, способствует усилению конкуренции в сфере торговли.

Конкурентными преимуществами крупных розничных сетей перед автономными магазинами являются: возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов.

Позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Из-за несовершенства сложившейся системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит наращивание цен реализации. Значение оптового звена, как основного регулятора рынка, во многом утрачено.

Одной из составляющих потребительского рынка является розничная торговля. Это основное звено всей системы торгового обслуживания населения. Современные тенденции ее развития основываются на соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, т. е. стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.

В качестве первоочередных мер, направленных на создание условий для благоприятной конкурентной среды в сфере розничной торговли, целесообразны следующие шаги:

1) оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры;

2) создание сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети;

3) модернизация городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;

4) организация и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;

5) создание сети торговых точек (павильонов, киосков), ориентированных на продажу товаров продовольственной группы местных производителей;

6) соразмерное распределение торговых площадей в жилых районах посредством установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью.

Основываясь на перечисленных направлениях развития, инфраструктура розничной торговли обеспечит разнообразие форм торгового обслуживания, удовлетворяющего потребности самых широких слоев населения.

Новое качественное развитие в системе торгового обслуживания могут получить продовольственные рынки, ориентированные на реализацию продуктов фермерских хозяйств и садоводческих обществ, сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла.

Данная мера позволит увеличить число участников продовольственного рынка, которые способны ограничить сегмент продовольственного рынка, занятого

Экономика

импортной продукцией, за счет увеличения предложения высококачественной продукции местного производства.

В целях развития конкуренции, соперничества между хозяйствующими субъектами, основной задачей является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка. Решению данной задачи служит формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей создание условий для появления торгово-транспортных организаций, а также развития сети организаций, оказывающих логистические услуги.

В условиях современных рыночных отношений, складывающихся на потребительском рынке, развитие предприятий общественного питания может идти в направлении расширения числа предприятий общественного питания, основная задача которых — создание услуг, соответствующих спросу, существующему на рынке, и получение в результате этого прибыли. Это предприятия открытой сети, которые могут работать в разных форматах, определяемых сегментом обслуживаемых потребителей.

Более подробно остановимся на специфике конкурентной среды в аграрном секторе экономики. На современном этапе в России сложились особые условия, обуславливающие специфику конкуренции в аграрном секторе России. Это деятельность в условиях кризиса, причиной которого явилось несоответствие институциональных основ российского государства рыночному порядку. Выявлено, что действие всех факторов производства пока не способствует развитию эффективной конкуренции. Во-первых, действие технико-экономических факторов. Сейчас в аграрном производстве нет резерва финансовых и материально-технических средств. В отличие от развитых стран, не отлажен инвестиционный механизм. Слабо развита производственная инфраструктура. Во-вторых, большая степень износа (физического и морального) основных средств производства, снижающаяся фондовооруженность отрасли, деградация и выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных угодий. В-третьих, незавершенность правовых аспектов деятельности. В целом, отсутствует строгая система законов, регулирующих конкурентную борьбу на продовольственных рынках. В-четвертых, несовершенство организационно-управленческих условий. В этом суть несовершенной структуры сельскохозяйственного производства, где налицо несоответствие форм и методов управления требованиям рыночного порядка, недостаточное использование в управлении мотивационных факторов, а также слабое информационное обеспечение управления производством, слабое развитие интеграционных связей в рамках агробизнеса. В-пятых, несоответствие социально-психологических факторов деятельности аграрного сектора рыночной экономики. Это психологическая и техническая неподготовленность большинства крестьян к самостоятельной деятельности в условиях рынка, отсутствие традиций рыночной этики поведения, навыков конкурентной борьбы.

Выявлено, что в последние годы произошли значительные изменения в практике функционирования мирового продовольственного рынка. Обострение конкурентной борьбы привело к созданию международной организации, регулирующей конкуренцию на этом рынке.

Но положение дел таково, что иногда ВТО пытаются использовать как орудие в конкурентной борьбе страны с развитым аграрным сектором, используя методы «коллективной дипломатии». Этому способствует и то, что основная масса экспортно-импортных операций с продовольствием, ведется крупными транснациональными корпорациями, имеющими тесные связи с национальными правительствами и осуществляющими лоббирование своих интересов через национальные и международные органы власти. В Россию пока идет больше импорта продовольствия, а не технологий, и это подавляет российский агропромышленный комплекс, не дает ему спокойно адаптироваться к изменившимся условиям. У нас еще мало мощных вертикально интегрированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффективную конкурентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособление крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам, основным экспортерам продовольствия, сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, т. к. это минимизирует их издержки. России же, на данном этапе, выгоднее купить подороже продукты на внутреннем рынке, т. к. это максимизирует доходы общества и государства в целом. Тем более что конкурентные цены, складывающиеся на мировом рынке, не всегда отражают истинное положение рыночной конъюнктуры. Дешевый импорт может носить черты монополистического характера, быть мнимым или временным.

Институциональные преобразования в аграрной сфере России пока не получили достаточного динамизма. Далеко не завершена земельная реформа. Пока в России нет объективных условий, которые могут обеспечить это. В первую очередь, общая убыточность сельскохозяйственного производства, как источника земельной ренты в аграрном производстве, без чего невозможно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка. Выявлено, что для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недостаточно институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия экономических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства. Пока не удается переломить тенденцию к свертыванию и натурализации сельскохозяйственного производства. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, других рыночных институтов, обуславливают высокие трансакционные издержки в экономике России. Это сдерживает развитие эффективных производственных структур в аграрном секторе, ведет к тому, что пока на аграрном рынке России преобладают нетипичные субъекты конкурентной борьбы, такие как крупные коллективные хозяйства, а также подсобные хозяйства населения.

Негативное давление внешних условий не дает возможности фермерским хозяйствам реализовать все потенциальные преимущества, которые заложены в них. Поэтому их роль на продовольственном рынке России пока очень мала. В этих условиях, по нашему мнению, целесообразно развитие различных форм кооперации и интеграции в аграрном производстве, в том

числе небольших коллективных форм хозяйствования. Мировой опыт хозяйствования доказал эффективность и жизнеспособность такой формы организации производства в сельском хозяйстве. Мы считаем, что и в России есть объективные условия для появления и функционирования таких хозяйств. Одновременно необходима вертикальная интеграция производства на основе использования потенциала существующих коллективных хозяйств, агрокомбинатов, образования новых кооперативных форм хозяйствования. Надо ориентироваться на создание таких структур, которые могут вести конкуренцию не только в производстве, но и в сфере сбыта продукции. В связи с этим необходимо ускоренное развитие производственной инфраструктуры аграрного производства. Именно она способствует минимизации трансакционных издержек, усиливает конкуренцию на рынке и конкурентоспособность участников этой борьбы. В первую очередь, это развитие финансово-кредитной сферы, развитие коммуникаций, информационное обеспечение аграрного производства. Это поможет быстрее реализовать потенциальные возможности российского агропромышленного комплекса. Специфика формирования конкурентной среды в аграрной сфере России может быть раскрыта как создание соответствующих институциональных условий, адекватных современному рыночному порядку, дающих возможность более полной реализации потенциальных конкурентных преимуществ аграрного сектора России.

Как отмечал А. Л. Пустуев в своей работе «Формирование конкурентной среды в оптово-розничной сфере продовольственного рынка региона», в реализации этих возможностей важное место занимает участие государства. Рынок аграрной продукции подразумевает активное участие государства в формировании конкурентной среды в этой отрасли.

Конкуренция в аграрном секторе является результатом действия единства противоречивых факторов: максимальной свободы деятельности рыночных сил и значительного воздействия государства на идущие в отрасли процессы, что обеспечивает в целом эффективность общественного производства. Регулирование конкуренции на аграрном рынке в развитых странах представляет собой развитую и дорогостоящую систему. В настоящее время в России невозможно обеспечить такую же мощную поддержку аграрной сферы, но можно учесть принципы и методы, используемые для этого.

Выводы. Анализ.

Обобщение теоретических основ и практики государственного регулирования конкурентных отношений в аграрном секторе за рубежом и в России позволяют нам сформулировать следующие направления государственной поддержки формирования конкурентной среды на современном этапе переходного периода. Свои усилия правительство может сконцентрировать для создания благоприятных условий в аграрном производстве и создания системы сбыта для отечественных продуктов питания, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Это введение льготного налогового режима для аграрного сектора, ограничение деятельности естественных монополий на аграрном рынке, всемерное содействие в становлении и развитии производственной инфраструктуры, применение протекционистской политики по отношению к внутреннему продовольственному рынку. Реализация данных мероприятий предполагает целый комплекс программ и мероприятий.

В первую очередь, завершение создания законодательной базы, разграничение функций различных государственных органов, что, в конечном счете, должно привести к постепенному становлению и укреплению действия конкурентного механизма в аграрном секторе экономики России.

Функционирование в условиях конкурентного рынка предполагает использование производителями всех методов конкурентной борьбы. Это и ведение ценовой конкуренции, и неценовая конкуренция. Как мы выяснили, одной из причин медленной адаптации сельскохозяйственного производства к рыночному порядку, является отсутствие опыта ведения конкурентной борьбы субъектами производства. Для обеспечения конкурентоспособности, российскому аграрному сектору необходимо резко увеличить производительность труда, улучшить качество продукции, увеличить глубину

переработки продовольственных товаров, расширить ассортимент предлагаемой продукции. Для этого необходима оптимизация структуры производства, улучшение стада животных, оптимизация структуры выпускаемой продукции, а также расширение подсобного производства на селе, широкое использование маркетинга, рекламы. При осуществлении рекламной кампании необходима консолидация усилий частных российских фирм, государственных и негосударственных организаций в пропаганде отечественных продуктов. В основе конкурентоспособности наших товаров должна быть экологически чистая продукция на основе производства экологически чистого сырья. Для этого необходимо привлечение в производство достижений науки в области селекции, биотехнологии и других сфер. Все это может позволить в будущем обеспечить конкурентоспособность российских производителей на мировом и оте-

чественном аграрном рынке.

Литература

1. Гусманов У. Г., Гусманов Р. У., Насыров З. И. Коллективное и крупнотоварное производство — основа высокоэффективного сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2011. № 2. С. 72-75.

2. Авдашева С. Б., Шаститко А. Е., Кузнецов Б. В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4.

3. Еременко В. И. Теоретические аспекты российского конкурентного права // Государство и право. 2002. № 2.

4. Пустуев А. Л. Формирование конкурентной среды в оптово-розничной сфере продовольственного рынка региона // Матер. межвуз. науч.-практ. конф. «Роль вузовской науки и образования в реализации программы «Уральская деревня». Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2009. С. 352-360.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ

В. А. БОРОВИНСКИХ,

ассистент кафедры финансов и кредита,

Т. Н. МЕДВЕДЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая

1 1 1 1 641300, Курганская область,

кафедрой финансов и кредита, Курганская ГСХА тел 89091754237?™тан-йд™в5@уа пае*ш

Ключевые слова: сельскохозяйственное предприятие, оборотные средства, потребность. Keywords: agriculture organization, circulating assets, requirement.

Сельскохозяйственная отрасль — важнейшая составная часть экономики любого государства, от которой зависит его продовольственная безопасность и независимость. Из-за сезонного характера производства она, как никакая другая, нуждается в поддержке, в том числе посредством кредитования. Однако банковские структуры неохотно работают с сельскохозяйственными товаропроизводителями по различным причинам.

Несомненно, экономические показатели сельскохозяйственных предприятий имеют зависимость и от погодных условий. Например, в 2009-2010 гг. многие товаропроизводители, особенно отрасли растениеводства, получили убытки, их производство было нерентабельным. Но при всей значимости природных факторов — в сельском хозяйстве решающее влияние на эффективность производства оказывают всё же экономические факторы.

Это, прежде всего, материально-техническая база, ведущее место в которой занимают основные

производственные фонды. Помимо средств труда, для ведения экономической деятельности необходимы предметы труда (сырье, материалы). Специфику оборотных средств в сельском хозяйстве можно обозначить в следующих положениях: более длительный их оборот в связи с продолжительностью процесса производства в отрасли; неравномерность и сезонность их использования; значительный внутрихозяйственный оборот; незавершенное производство, которое у большинства сельскохозяйственных организаций представляет собой затраты под урожай будущего года; структура оборотных средств организации зависит от зональных особенностей, производственного направления и сочетания отраслей [3].

Эффективность использования предметов труда оценивается при помощи материалоотдачи, которая показывает, сколько организациями получено выручки на каждый рубль использованных материалов (в стоимостном выражении). В динамике за анализируемый период (2005-2010 гг.) материалоотдача в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.