Научная статья на тему 'О комплексном обслуживании населения Москвы по месту жительства в 2009-2010 гг'

О комплексном обслуживании населения Москвы по месту жительства в 2009-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ / КОМПЛЕКС ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА. / COMPLEX OF URBAN ECONOMY / ACHIEVEMENT OF PROGRAMME TARGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышков В. И.

В статье исследован потребительский рынок, являющийся важнейшей составляющей единого комплекса городского хозяйства. Рассмотрены программные подходы правительства Москвы к развитию потребительского рынка и услуг и определены основные приоритеты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reports on the research of consumer goods market as a major part of a united complex of urban economy. Complex approaches of Moscow government to development of consumer market and services and considered and major priorities are determined.

Текст научной работы на тему «О комплексном обслуживании населения Москвы по месту жительства в 2009-2010 гг»

ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Научная школа под руководством доктора экономических наук, профессора Владимира Ивановича Малышкова была создана в 2005 г. на базе кафедры экономики и управления предприятиями питания. Научные исследования кафедры получили отражение в многочисленных публикациях: монографиях, учебных пособиях, научных статьях в периодических изданиях и сборниках научных трудов. В рамках научной школы преподаватели кафедры участвуют в разработке актуальных научно-практических тем, успешно внедряемых московскими предприятиями питания.

Д-р экон. наук В. И. Малышков

О КОМПЛЕКСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В 2009-2010 гг.

В статье исследован потребительский рынок, являющийся важнейшей составляющей единого комплекса городского хозяйства. Рассмотрены программные подходы правительства Москвы к развитию потребительского рынка и услуг и определены основные приоритеты деятельности.

Ключевые слова: потребительский рынок, реализация программных целей, комплекс городского хозяйства.

Потребительский рынок Москвы - важнейшая составляющая единого комплекса городского хозяйства столицы. Влияя на жизнь каждого человека, именно он предопределяет социальную стабильность общества. Основная задача потребительского рынка состоит в создании условий для полного удовлетворения потребностей населения и гостей столицы в товарах и услугах достойного качества и возможности ценовой доступности для всех социальных групп населения. Задача стабилизации и управления развитием потребительского рынка приобретает государственное значение.

Программные подходы правительства Москвы к развитию сферы потребительского рынка и услуг города позволяют своевременно определять приоритеты, реагировать на изменяющиеся условия деятельности операторов рынка и услуг, оценивать результаты выполнения поставленных задач и их действенность.

2008 год - это второй год по реализации четвертой Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг на 2007-

2009 годы, принятой правительством Москвы на заседании 29 августа 2006 г.

Сегодня потребительский рынок Москвы - это 40,4 тыс. стационарных предприятий, из них 20,8 тыс. предприятий розничной торговле; 9,6 тыс. предприятий питания; 10,0 тыс. объектов бытового обслуживания. В отрасли трудится около 1,5 млн. человек.

Показатели обеспеченности населения предприятиями отрасли растут. На 1 октября 2008 г. обеспеченность на 1000 жителей города в предприятиях розничной торговли составляла 706 кв. м торговой площади (в 2007 г. - 670 кв. м), в общедоступной сети общественного питания - 37,8 посадочных мест (в 2007 г. - 35,9 посадочных мест), в бытовом обслуживании - 7,1 рабочих мест (в 2007 г. - 6,6 рабочих мест).

В городе активно строятся как крупные торговые комплексы городского значения, так и небольшие предприятия местного уровня.

Крупные торговые многофункциональные центры в последние годы активно строятся и в центральной части города, и за ее пределами в местах хорошей транспортной доступности с обширными территориями для парковки автомобилей. За два неполных года с начала реализации программы их в городе открыто 96. На потребительский рынок города пришли известные западные сетевые компании: «Метро Кэш энд Керри», «Ашан», «Метро-Реал», «ОБИ» и др.

В городе активно развиваются отечественные крупные сетевые компании: «Седьмой Континент», «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и др. Только за 9 месяцев 2008 г. в Москве введен в действие 31 крупный многофункциональный торговый комплекс, 10 из которых имеют общую площадь свыше 20 тыс. кв. м.

Среди крупных объектов, открытых в 2008 г., следует назвать тор-гово-офисный центр «Неглинная Plaza» (75 тыс. кв. м), торговый дом «ЦВУМ» (67 тыс. кв. м) в Центральном административном округе; торговый комплекс «Тушинский рынок» (34,9 тыс. кв. м) в СевероЗападном административном округе; торгово-развлекательный центр «Алтуфьевский» (14,8 тыс. кв. м) в Северо-Восточном административном округе и др.

Широкое развитие получили современные, соответствующие мировому уровню рестораны, кафе, бары, предоставляющие населению и гостям столицы разнообразные кухни народов мира, современные предприятия бытового обслуживания (в том числе по типу «мультисер-вис»).

Особое внимание уделяется комплексному решению проблем обслуживания населения по месту жительства за счет открытия предприятий шаговой доступности. В 2007 г. завершена начатая в 2005 г. работа

по ликвидации дефицита объектов потребительского рынка и услуг шаговой доступности в 608 проблемных зонах (их открыто более 5,5 тыс.).

На базе современных автоматизированных технологий, не имеющих аналогов в зарубежной практике, в городе создана сеть уникальных магазинов-заказов «Утконос». Применение специально сконструированного оборудования и автоматизированных технологий позволяет одному магазину «Утконос» общей площадью 250-300 кв. м обеспечить товарами до 25 тыс. жителей по ценам на 10-15% ниже среднегородских в ассортименте, соответствующем гипермаркету.

Активная политика социально-экономических преобразований в Москве, проводимая руководством города, позволила только в I полугодии 2008 г. привлечь в развитие отрасли более 12 млрд. долларов иностранных инвестиций. Доля инвестиций в отрасли в общих инвестициях в городе составляет 60,5%.

Торговая сеть в городе продолжает динамично развиваться. В 2008 г. было открыто 2835 новых и реконструировано около 680 предприятий потребительского рынка и услуг. Доля объема товарооборота Москвы в Российской Федерации составила 18,0%.

Товарооборот общественного питания в 2008 г. составил 90,6 млрд. рублей, или по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах выше на 8,7%. Населению оказано услуг бытового характера на 51,1 млрд. рублей (прирост - 85,1%).

Главная цель развития потребительского рынка и услуг - дальнейшее проведение качественных преобразований на потребительском рынке, направленных на человека - потребителя и предпринимателя.

Развитие рынка розничной торговли и сферы услуг населению в Москве нашло свое подтверждение в Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы. Это прежде всего наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей столицы на потребительские товары, услуги общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам высокого качества, создание максимальных удобств потребителям в местах массового проживания.

Направление программы по развитию отраслей и инфраструктуры потребительского рынка включает реализацию мероприятий по ликвидации сети рынков и преобразованию их в современные торговые комплексы при сохранении к концу 2009 г. 16 сельскохозяйственных рынков; максимальному сокращению мелкорозничной сети при сохранении социально значимых объектов, оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах и др., а также по дальнейшему развитию сети предприятий бы-

тового обслуживания в районах массовой жилой застройки, в домах и микрорайонах для молодых семей, в общежитиях, институтах и др.

Размещение сети потребительского рынка на территории города характеризуется крайней неравномерностью как по административным округам, так и по районам. Если в городе 706 кв. м торговых площадей на 1000 жителей, то в Северо-Западном административном округе -474 кв. м, в Северном - 497 кв. м, а в Юго-Восточном - почти в 1,8 раза больше (836 кв. м). В общественном питании в Юго-Западном и Северо-Восточном административных округах обеспеченность в посадочных местах (соответственно 24 и 31 посадочное место) в полтора раза выше, чем в Южном и Северо-Западном административных округах (соответственно 16,8 и 19,5 посадочных мест). Аналогичная диспропорция существует и в бытовом обслуживании: в Юго-Восточном и Западном административных округах соответственно почти в 1,6-1,7 раза больше, чем в Северо-Восточном и Северо-Западном. Еще более пестрая картина в разрезе районов города.

Опросы, проведенные РЭА им. Г. В. Плеханова и Институтом социальных инициатив, показали, что население в режиме шаговой доступности испытывает определенные проблемы:

- в торговле продовольствием - в небольших универсальных продовольственных магазинах и минисельхозрынках;

- в непродовольственной торговле - в магазинах по продаже галантерейных товаров, хозяйственных, по продаже одежды и обуви эконом-класса, товаров для ремонта квартир;

- в бытовом обслуживании - в ателье, химчистках и прачечных, мастерских по ремонту обуви, технических средств для реабилитации инвалидов, металлоремонту, парикмахерских эконом-класса и др.

По данным социологов, в целом около 70% москвичей нуждаются в небольших предприятиях «у дома».

В рамках реализации Городской программы развития потребительского рынка в 2007-2009 гг. планируется обеспечить ввод более 5 тыс. новых предприятий, в том числе в торговле - более 1,3 тыс., в общественном питании - 700 предприятий, в бытовом обслуживании -3 тыс. предприятий. Будет реконструировано и модернизировано более 1,6 тыс. предприятий инфраструктуры потребительского рынка.

За этот период в Москве планируется за счет средств инвесторов строительство 184 многофункциональных крупных торговых комплексов с широким предоставлением населению разнообразных товаров и услуг.

Большинство из вновь открываемых торговых комплексов служат не только для приобретения разнообразных товаров и оказания услуг, в том числе известных зарубежных торговых марок, но и для проведения

семейного досуга с учетом имеющихся запросов и интересов (многозальные кинотеатры, катки, разнообразная индустрия развлечений и др.).

Среднесрочной программой предусматривается также ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания. В этих целях в сфере бытовых услуг намечено открыть 3 тыс. новых предприятий и реконструировать 475. Среди них мастерские по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, часов, парикмахерские, пункты приема заказов по месту проживания (на дому, в гостиницах) и т. д. Получат дальнейшее развитие предприятия типа «мультисервис».

Предусматривается расширение разнообразных услуг студентам и преподавателям. Например, сегодня в 20 московских вузах уже работает около 40 прачечных самообслуживания.

С каждым годом в Москве растет спрос на услуги предприятий питания. Предприятия ресторанного бизнеса предлагают москвичам и гостям столицы блюда более 70 стран мира с высоким уровнем сервиса. В городе функционируют свыше 800 сетевых предприятий питания под собственной торговой маркой, из них 60% - предприятия быстрого питания: «Грабли», «Елки-Палки», «Русское бистро», «Му-му», «Рос-тикс», «Макдоналдс», «Кофе Хаус» и др. Востребованность русской кухни предполагает развитие предприятий на основе современных технологий типа «1-2-3 кафе», «Грабли», «Му-Му» и др.

Программой на 2007-2009 гг. предусматриваются существенные преобразования рынков, расположенных в городе. В целом за этот период должен быть завершен ввод 30 современных торговых комплексов на месте ранее действующих рынков.

К 2010 г. должен быть завершен второй этап развития современной инфраструктуры оптовой торговли непродовольственными товарами. В целом объем нового строительства объектов оптовой торговли класса А и Б должен составить около 1200 тыс. кв. м.

Многолетние тенденции развития потребительского рынка столичного мегаполиса позволяют сделать вывод, что имеются все рычаги для комплексного обслуживания населения Москвы по месту жительства.

В условиях сокращения территориальных резервов для создания и развития благоприятной среды жизнедеятельности в целях устойчивого развития города правительством Москвы в мае 2008 г. принята Концепция освоения подземного пространства. При подготовке Концепции и программы по ее развитию предложена разработка предпроектной и конкурсной документации по наиболее значимым территориям города, на которых возможно размещение крупных многофункциональных подземных комплексов, включая торговлю, в составе системы общест-

венных центров городского значения. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого развития и комфортного проживания в городских мегаполисах, схожих с Москвой, показатель освоения подземного пространства должен быть не менее 20-25%.

Согласно Концепции, доля освоения подземных пространств должна возрасти с 10% в 2008 г. до 15% в 2010 г., а по площадям - с 700 тыс. до 1 млн. кв. м.

В октябре 2008 г. правительство Москвы в ходе рассмотрения вопроса о совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве определило приоритеты для развития сети шаговой доступности. В условиях дефицита площадей для качественного развития и размещения социально значимой сети, особенно в местах сложившейся застройки, в ближайшей перспективе возможно использование площадей за счет реконструкции и надстройки центральных тепловых пунктов (ЦТП) на внутри-дворовых территориях жилой застройки. Это особенно важно, поскольку точечная застройка запрещена.

Предварительные расчеты показывают, что только за счет этого источника при проведении реконструкции и надстройки 1457 отдельно стоящих ЦТП ориентировочно можно получить около 730 тыс. кв. м полезных площадей для решения поставленных задач по совершенствованию комплексного обслуживания населения города.

Целесообразно подготовить максимальный набор услуг, возможных к внедрению в предприятиях потребительского рынка и услуг, и закрепить их нормативно:

- продажа авиа-, железнодорожных и театральных билетов;

- городская справка;

- оплата различных видов услуг;

- молодежные и детские кафе;

- бюро путешествий;

- клининговые услуги;

- услуги нянь и горничных;

- пункты приема белья в стирку и чистку и др.

По существу, внедрение таких проектов позволит обеспечить качественную структурную перестройку в развитии и размещении сети, в создании возможностей каждому жителю нашего мегаполиса приобретать товары и услуги повседневного спроса рядом с домом и послужит дальнейшему развитию торгового предпринимательства как одной из основ формирования хозяйственного уклада города.

Королева С. И. Организационно-экономические преобразования на потребительском рынке 79

Список литературы

1. Общественное питание сегодня: теория и практика / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.

2. Общественное питание: состояние и перспективы развития / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.

3. www.mos-pit.ru

Д-р экон. наук С. И. Королева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ

В статье рассмотрена взаимосвязь экономических преобразований с потребностями населения. Представлена система совершенствования и развития инфраструктуры потребительского рынка с обеспечением ее квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: экономические преобразования, удовлетворение потребностей населения, повышение квалификации кадров.

За последние почти два десятилетия Россия прошла путь, который можно оценивать по-разному, но то, что он был значимый в истории государства, ясно всем.

Демонтаж планово-распределительной системы одновременно с распадом межреспубликанских экономических связей и изменением роли государства, и прежде всего государственного бюджета, привели к резкому сокращению государственных инвестиций и государственного заказа, быстрому изменению масштабов и структуры спроса. В то же время предложение товаров и услуг, определяемое возможностями технологической модернизации экономики, накопленными производственными мощностями, подлежало тяжелой и длительной реструктуризации. В резко возрастающей степени оно реализовывалось за счет импорта, подавляющего менее конкурентоспособное отечественное производство.

Переход к рыночному механизму хозяйствования потребовал качественно новой системы управления как на макро-, так и на микро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.