РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.А. Анненкова, Л.В. Артемьева
Аннотация. Рассмотрены современные тенденции развития потребительского рынка Орловской области, инфраструктура сферы торговли и общественного питания. Обобщены проблемы, свойственные посткри-
зисному периоду развития регионального потребительского сектора, а также приоритетные направления государственного регулирования.
Ключевые слова: региональный потребительский рынок, сектор розничной торговли, сектор оптовой торговли, структура розничного и оптового оборотов.
Российский потребительский рынок с момента начала рыночных преобразований претерпел серьезные изменения, которые связаны с широкомасштабным развитием предпринимательских сетей в розничной торговле и общественном питании, значительным сокращением неорганизованной торговли, ростом конкуренции между крупными сетями в этом секторе.
В настоящее время, несмотря на влияние последствий мирового финансового кризиса, ситуация на потребительском рынке Орловской области характеризуется относительной сбалансированностью и устойчивой товарной насыщенностью. Инфраструктура сферы торговли в Орловской области в целом расширяется.
В регионе за последние годы происходил рост числа магазинов и предприятий общественного питания, вместе с тем наблюдалось снижение количества предприятий оптовой торговли. Так, к 2011 году торговая инфраструктура представлена: 3924 объектами стационарной розничной торговли, из них 777 - продовольственных, 1234 - смешанных, 1913 - непродовольственных; 13 рынками и 33 ярмарками более чем на 10000 торговых мест; 954 объектами мелкорозничной торговой сети [1. - С.138].
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в стационарной торговой сети, удельный вес которых в 2010 году достиг 88, 9 % (2009 год - 88,4 %) от объема оборота розничной торговли.
На потребительском рынке области развиваются прогрессивные формы торгового обслуживания населения. По методу самообслуживания работают 560 магазинов (прирост к 2009 году составил 10,2%), из них - 241 в сельских муниципальных районах (прирост к
2009 году -18,1%).
В сфере торговли и общественного питания области занято более 41 тысячи человек. За 2010 год создано дополнительно 1956 рабочих мест.
Рост розничной торговли базируется на изменении уровня жизни населения, обусловленном стабильной экономической ситуацией в регионе, положительной динамикой роста реальных доходов населения по сравнению с 2009 годом на 14%, реальная начисленная заработная плата в
2010 г. была на 5% выше, чем годом ранее.
Как следует из данных, приведенных на рисунке 1, последствия финансового кризиса не значительно сказались на розничном рынке региона. Вместе с тем наблюдается снижение темпов прироста розничного товарооборота с 36% в 2008г. до 18% в 2010 году.
Товарооборот в расчете на одного жителя области за 2010 год составил 79,5 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 17%.
Оборот розничной торговли региона оценивается в сумме 62,3 млрд. рублей, его рост в товарной массе составил 161,4 % к уровню докризисного 2007 года. В структуре розничного товарооборота на долю продуктов питания приходится 46,2%, тогда как непродовольственные товары занимают большую долю - 53,8%.
Наряду с изменениями абсолютных величин объема оборота розничной торговли происходило изменение и его структуры в разрезе хозяйствующих субъектов. Так, доля торгующих организаций возрастала из года в год и составила в 2010 г. более 70% всего оборота розничной торговли. Удельный вес оборота индивидуальных предпринимателей колеблется по годам и в 2010 г. составил 16,7%. Он сопоставим с показателями 2006г. Доля оборота розничных рынков и ярмарок снижалась
с 2007г., что связано с их реорганизацией в связи с введением в действие Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Наибольший удельный вес продаж указанного сектора торговли приходится на непродовольственные товары - 62,1%, тогда как на продукты питания - 37,9 %.
Оборот розничной торговли по Орловской области за период 2006-2010 г. г., млн.рублей (в фактически действовавших ценах)
Рисунок 1 - Динамика розничного товарооборота Орловской области за период с 2006 по 2010 годы, в млн. руб. в фактически действовавших ценах
Сектор оптовой торговли в посткризисный период развивался менее стабильно в отличие от розничного (рисунок 2). Так, в 2009 году оптовый товарооборот снизился на 21% по сравнению с 2008г. Товарооборот оптовой торговли по Орловской области в 2010 году вернулся на докризисный уровень и составил 43,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11 % больше, чем годом ранее.
Удельный вес отрасли торговли в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней региона стабилен и за анализируемый период составляет около 19 %.
В регионе активно развиваются объекты торговли сетевого ритейла как федерального, так и регионального уровня.
Таким образом, торговля проявила себя как одна из динамичных сфер региональной экономики. Развитие потребительского рынка области осуществляется в тесной увязке с социально-экономическими преобразованиями, намеченными органами государственной власти региона и предусмотренными в региональных целевых программах.
Вместе с тем в развитии потребительского сектора региона существуют проблемы, свойственные посткризисному периоду как федерального, так и регионального уровней. Среди них:
1. Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности на федеральном уровне. Например, это запрет на размещение в жилых зданиях площадей более 1000 кв. м., в то время как современные строительные технологии позволяют избежать превышения разрешенного шума.
2. Недостаточность государственного регулирования отдельных видов торгово-посреднического предпринимательства.
3. Недостаточное инфраструктурное обеспечение развития объектов торговли.
4. Нехватка кадров, отвечающих современным требованиям.
5. Недостаточная привлекательность для бизнеса развития сферы торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
В этой связи в качестве первоочередных мероприятий, направленных на повышение эффективности го-
сударственного регулирования исследуемого сектора на территории региона, следует выделить:
Оборот организаций с основным видом деятельности "оптовя торговля" по Орловской области за 2006-2010 годы, млн. рублей (в фактически действовавших ценах)
4355С
41553 __
30000 25000 2 0000 15000 10000 5000
о
1Ш
2009 г. 2010 г.«
Рисунок 2 - Динамика оптового товарооборота Орловской области за период с 2006 по 2010 годы, в млн. руб. в фактически действовавших ценах
1. Проведение экспертной оценки существующей нормативно-правовой базы всех уровней для обеспечения стабильной работы торговли на территории региона, формирование и издание методических указаний для предпринимателей по нормативно-правовой базе, в которых необходимо представить комментарии к документам, регламентирующим эту сферу деятельности.
2. Разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для увеличения емкости торговой сети и улучшения ее территориальной доступности, в том числе за счет более эффективного использования нежилого фонда города, незаселенных и незастроенных зон города.
3. Разработка социально-ориентированной политики в сфере торговли, в которой целесообразно предусмотреть разработку и внедрение социальных карт горожан для адресной поддержки льготных категорий населения, состоящих на учете в органах социальной защиты, разработка мероприятий по внедрению системы приобретения товаров и услуг со скидкой с использованием социальной карты, а также механизмов привлечения организаций торговли на добровольной основе к обслуживанию социально незащищенных граждан с применением социальных карт, в том числе в рамках реализации собственных дисконтных программ.
4. Формирование системы мониторинга развития торговли и конъюнктуры соответствующих рынков, что позволит диагностировать систему регулирования, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, осуществлять научно обоснованное целе-полагание деятельности органов регулирования торговли, корректировать их дальнейшую работу.
Таким образом, сфера торговли Орловской области в настоящее время является многофункциональной, многоуровневой, инвестиционно привлекательной отраслью экономики региона. Она выполняет важные экономические и социальные функции, в том числе по поддержанию достойного уровня жизни населения, занятости, развитию малого предпринимательства и ряда других задач по обеспечению экономической стабильности региона. На сектор торговли и сферу услуг финансово-экономический кризис оказал не столь значительное влияние, как, например, на банковский. Об этом свидетельствует положительная динамика таких показателей как, прирост розничного и оптового товарооборота, прирост числа хозяйствующих субъектов сектора, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Список использованных источников:
1. Итоги социально-экономического развития Орловской области за 2005-2010 годы.- Орел: Орелстат, 2011.- 256с.
2. Павленко Е.Л. Взаимодействие государственной власти и частного бизнеса для обеспечения конкурентоспособности регионального потребительского рынка// Региональная экономика: теория и практика. -2011.- №42. - С.36-39.
3. Фетисова О.В., Курченков В.В. Влияние деятельности сетевых компаний на развитие региональных потребительских рынков// Региональная экономика: теория и практика. - 2011.- №35. - С.29-33.
Информация об авторах
Анненкова Алла Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,е-шаП: аааппепк[email protected];
Артемьева Людмила Владимировна, соискатель Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.