Научная статья на тему 'Развитие потребительского рынка товаров Тамбовской области в условиях рыночной экономики'

Развитие потребительского рынка товаров Тамбовской области в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОКУПАТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / CONSUMER COMMODITY MARKET / DOMESTIC TRADE / RETAIL TRADE / PURCHASING POWER OF THE POPULATION / BUYERS AND SELLERS / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / INDIVIDUAL BUSINESSMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна

Статья посвящена вопросам развития потребительского рынка товаров Тамбовской области. На основе данных официальной статистики автором проведен мониторинг современного состояния и развития потребительского рынка товаров в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COMMODITY MARKET OF THE TAMBOV REGION IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Article is devoted to questions of development of consumer commodity market of the Tambov region. On the basis of data of official statistics the author carried out monitoring of current state and development of consumer commodity market in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие потребительского рынка товаров Тамбовской области в условиях рыночной экономики»

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Т. Н. ЧЕРЕМИСИНА

Статья посвящена вопросам развития потребительского рынка товаров Тамбовской области. На основе данных официальной статистики автором проведен мониторинг современного состояния и развития потребительского рынка товаров в регионе.

Ключевые слова: потребительский рынок товаров, внутренняя торговля, розничная торговля, покупательная способность населения, покупатели и продавцы, субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели.

Будущее российской экономики объективно связано с развитием и совершенствованием рыночных отношений, эффективными преобразованиями в различных сферах экономики.

Необходимым условием структурной перестройки и дальнейшего экономического роста является наращивание оборота розничной торговли и повышение ее эффективности. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем нынешнего развития российской экономики является продолжение процесса развития потребительского рынка в стране.

В сфере обращения в настоящее время происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров, созданию действенного рыночного механизма. Этому способствовали разгосударствление торгово-сбытовой системы, ее демонополизация, приватизация и акционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений.

На современном этапе важное значение приобретают проблемы оптимизации, совершенствования механизма организационно-экономических отношений на потребительском рынке товаров.

В этой ситуации все большее значение и актуальность приобретают проведение научных исследований и разработка практических рекомендаций в области формирования и развития потребительского товарного рынка.

Рынок выражает собой систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

В зависимости от объектов купли-продажи общий рынок товаров (услуг) делится на рынок

товаров и услуг (товаров широкого потребления), рынок факторов производства и финансовый рынок.

Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями.

Потребительский рынок товаров представляет собой также отношения купли-продажи со своей иерархией и структурой.

Основа рыночной деятельности - процесс обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма. Этот процесс определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка - продавцы и покупатели.

Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого оказывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность.

Внутренняя торговля - это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.

Внутренняя торговля включает оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля осуществляет продажу товаров крупными партиями для производственного потребления или перепродажи.

Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или их небольшим количеством конечному потребителю. Этот процесс выступает завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.

Сущность торговли заключается в функционировании развернутого и разветвленного процесса обмена товаров на деньги. Современный торговый механизм представляет собой сложный и многоструктурный инструмент управления и распределения. С целью изучения механизма формирования регионального потребительского рынка товаров считаем необходимым провести мониторинг современного состояния и развития потребительского рынка товаров в Тамбовской области.

Торговля - одна из основных сфер экономики Тамбовской области. Среди различных видов экономической деятельности региона торговля1 относится к числу важнейших по объему производимой добавленной стоимости; ее доля в ВРП области в 2009 г. составила 25,6 % (для сравнения: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -

15,7 %; обрабатывающие производства - 12,3 %; транспорт и связь - 10,6 %) [3, с. 53].

В торговле Тамбовской области занято более 60 тыс. чел. (12 % численности всех занятых в экономике). Налоговые платежи отрасли составляют около 11% налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации от всех предприятий области [3, с. 54].

С 2000 по 2008 гг. розничная торговля Тамбовской области находилась в стадии стабильного подъема. Среднегодовой темп роста за этот период по области составил 111,8 %.

Однако последствия экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 г., отразились и на экономике Тамбовской области. Высокий уровень инфляции, снижение реальных денежных доходов не могли не сказаться на состоянии розничной торговли региона. В 2009 г. оборот розничной торговли по сравнению с 2008 г. уменьшился в сопоставимых ценах на 6 % и составил 89,9 млрд руб.

Снижение продолжилось и в 1 квартале 2010 г., когда индекс физического объема составил 85,7 %. Однако со второго квартала 2010 г. ситуация изменилась и темпы роста достигли во втором квартале - 107,0 %, в третьем - 112,2 %, в четвертом -

108,0 %. В целом, в 2010 г. оборот розничной торговли по области составил 98,3 млрд руб. и превысил аналогичный показатель 2009 г. в сопоставимых ценах на 4,0 % (рис. 1).

120000 100000 80000 60000 40000

20004,5’ 23828,3 2000013795,1 17011,1* —

140

38831,9 29400* =й-----

0

98311,1 120 89859,4 =р

100 80 60 40 20 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем оборота розничной торговли, млрд рублей

Индекс физического объема оборота розничной торговли к предыдущему году

* - млн руб.

Рис. 1. Изменение оборота розничной торговли Тамбовской области за 2000-2010 гг.

Одним из критериев оценки развития розничной торговли является показатель - оборот роз-

1 Здесь и далее мы условно будем называть этот вид деятельности «торговля». В соответствии с классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), сюда относятся оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования.

ничной торговли на душу населения. В среднем на одного жителя области оборот розничной торговли в 2010 г. составил 89,8 тыс. руб. Для сравнения: в целом по России этот показатель составил 115,2 тыс. руб. За последние три года этот показатель в регионе вырос в 1,5 раза. Однако среди областей Центрального Федерального округа по

обороту розничной торговли на душу населения Тамбовская область в 2010 г. занимала лишь 9 место и 3 место среди областей Центральночерноземного региона.

Информация о состоянии и развитии потребительского рынка товаров, о его закономерностях необходима для разработки соответствующей государственной социально-экономической политики, регулирования ряда рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности.

В конечном итоге рынок товаров призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.

Именно в сфере товарного обращения еще в условиях плановой экономики существовали некоторые элементы и проявления рыночных отношений, насколько это допускала плановая система фондированного распределения товаров как производственного, так и потребительского назначения.

Так, например, в настоящее время, как и раньше, продолжают осуществлять свою деятельность розничные рынки и ярмарки.

Однако, если в период экономических реформ роль вещевых, смешанных и продовольственных рынков Тамбовской области ежегодно возрастала, то, начиная с 2002 г., произошла переориентация населения с рынков к цивилизованной торговле в магазинах. За последние восемь лет их доля в общем обороте розничной торговли сократилась в три раза.

На 1 января 2011 г. на территории области функционировало 28 розничных рынков [5].

По данным тамбовских статистиков в последние годы роль рынков и ярмарок в обеспечении населения Тамбовской области снизилась. Так, в данном секторе торговли тамбовчане стали меньше покупать молочные продукты, пищевые масла и жиры, сахар, чай, муку, крупу, макаронные изделия; из непродовольственных товаров -нательное белье, туалетное и хозяйственное мыло, синтетические, чистящие, моющие и полирующие средства, косметические и парфюмерные товары, часы, напольные покрытия и ковры.

Вместе с тем, по-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, фруктами, свежими овощами и картофелем, одеждой из меха, верхней одеждой, обувью кожаной, тканями.

В настоящее время в розничной торговле Тамбовской области происходят не только количественные, но и качественные изменения, на-

правленные на увеличение доли организованного сектора. Происходит смена направления развития в торговом сегменте: реконструируются уже

имеющиеся старые магазины и помещения различного назначения под новые торговые площади, ведется строительство современных торговых центров. Самыми крупными реализованными проектами в сфере торговли в последние годы стали гипермаркеты «Линия» и «Реал», супермаркет «Магнит», ТЦ «Глобус», «Башня», «Москва», «Улей», «Стройдепо». Все торговые центры обладают развитой инфраструктурой, которая обеспечивает комфортное нахождение в центрах как для арендаторов, так и для посетителей, и предоставляют хорошую транспортную доступность. К услугам арендаторов не только качественные торговые площади, но и удобные офисные помещения. Все современные торговые центры ориентированы на торговлю качественным товаром, хороший сервис, большой и разнообразный выбор товаров.

В области созданы все условия для дальнейшего развития торговли: введена работа магазинов в круглосуточном режиме, без перерыва и выходных. Крупные торговые центры предлагают дополнительные услуги при продаже товаров: продажа товаров в кредит, доставка и установка крупногабаритных товаров; почти во всех магазинах действует самообслуживание; проводятся различные рекламные акции, дегустация товаров.

Стационарная современная торговля стала занимать ведущие позиции в формировании розничного товарооборота. Так в 2010 г. основную часть (84,3 %, или 82,9 млрд руб.) оборота розничной торговли Тамбовской области обеспечивали торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка) (рис. 2).

Как видно из данных рисунка 2, почти третья часть оборота розничной торговли (26,3%) по итогам 2010 года была сформирована крупными и средними организациями Тамбовской области.

Большинство организаций как по России, так и по Тамбовской области в дореформенный период относилось к государственному сектору экономики. В настоящее время его доля снизилась по области до 3,5 % (по итогам 2010 г.). Государственный сектор существенно потеснили другие участники рынка - субъекты малого предпринимательства (малые, микро- предприятия и индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка). Их роль в формировании оборота розничной торговли растет.

2009 2010

■ продажа товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках

■ крупные и средние организации всех отраслей экономики

■ индивидуальные предприниматели, имеющие и арендующие стационарную торговую сеть, осуществляющие свою деятельность вне рынков

малые предприятия всех отраслей экономики

Рис. 2. Структура формирования оборота розничной торговли Тамбовской области по хозяйствующим субъектам в 2009 и 2010 гг. (в процентах от общего объема розничного товарооборота)

В формировании оборота розничной торговли Тамбовской области малые предприятия занимают лидирующую позицию. На них в 2010 г. приходилось 30,6 % оборота розничной торговли, или 30,1 млрд руб. (рис. 2). По сравнению с 2009 г. индекс физического объема оборота розничной торговли малых предприятий возрос на 2,7 %.

Реализацию товаров населению осуществляют малые предприятия всех видов экономической деятельности.

На начало 2011 г. на территории Тамбовской области действовало 8,2 тыс. малых предприятий (с учетом временно приостановивших финансовохозяйственную деятельность). Значительную часть (42,2 %) от общего количества малых предприятий области составляют предприятия и организации с видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», в том числе 21,6 % приходится на предприятия «розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» [2, с. 24].

Существенную роль в насыщении потребительского рынка товарами, в оживлении спроса-предложения на местных товарных рынках за счет создания конкуренции другим субъектам торговли создают индивидуальные предприниматели. По состоянию на 1 января 2011 г. в области было зарегистрировано 25,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, из них 14,9 тыс. человек (58,7 %) заняты розничной торговлей [2, с. 18].

В 2010 г. оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 27,0 млрд руб. По сравнению с 2009 г. их объем увеличился на 2,7 %.

Индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков и ярмарок, в 2010 г. формировали 27,4 % оборота розничной торговли торгующих организаций области (рис. 2), по сравнению с 2009 г. их удельный вес снизился на 0,4 п.п.

В качестве индикатора потребительских предпочтений следует отметить изменение товарной структуры оборота розничной торговли, соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров. Данное соотношение свидетельствует о ежегодном росте до 2008 г. доли непродовольст-

венных товаров. В 2007 г. она достигла максимального значения и составила 60,3%.

В 2008 г. ситуация изменилась, доля непродовольственных товаров стала снижаться. В 2010 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) и непродовольственных товаров сложился по 50 %.

На объемы покупок товаров и пользования услугами оказывал влияние ряд факторов: ассортимент, наличие средств у населения. Ситуация с покупательной способностью населения в области в 2008-2010 гг. на основные продовольственные и непродовольственные товары складывалась следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Покупательная способность населения Тамбовской области за 2008-2010 гг. (кг)

[1, с. 16].

Как видно из данных таблицы 1, покупательная способность населения Тамбовской области за последние годы несколько выросла, что, конечно же, связано с ростом среднедушевых доходов населения. Так, по данным Тамбовстата, в 2010 г. наблюдается рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,2 %, реальной заработной платы - на 5,2 %, реального размера начисленных пенсий - на 34,8 % (табл. 2). По состоянию на 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2010 г. по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринима-

тельства) на 32,7 % снизилась задолженность по заработной плате [2, с. 29].

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Тамбовской области, руб. [2, с. 29].

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % 2009 г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения) 11252,8 12091,5 13592,3 112,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника 10296 11606 12624 108,8

Средний размер назначенных пенсий 4102,7 5567,2 6817,6 122,5

Развитие потребительского рынка товаров и рост реальных доходов населения Тамбовской области напрямую влияют на структуру потребления материальных благ и услуг. В 2010 г. в сравнении с 2009 г. население области в основном сохранило уровень потребления продуктов питания (табл. 3). Однако существенного улучшения в питании населения не происходит. Имеет место недостаточное потребление животного белка, витаминов, макро- и микроэлементов, биологически активных веществ. По энергической ценности потребляемый набор продуктов незначительно превышает нижний предел (табл. 3).

Рацион питания домохозяйства тесно связан с величиной его бюджета. В 2010 г., по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы на покупку продуктов питания, алкогольных напитков и непродовольственных товаров у 10 % населения с самым низким уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в 2010 г. составили 1718 руб. в месяц на члена домашнего хозяйства, в то время как у 10 % населения с высоким уровнем ресурсов - 12774 руб. [2, с. 29].

В низкодоходных домашних хозяйствах расходы на покупку продуктов питания составляли 54 % всех расходов на покупку товаров, в высокодоходных - 22 %.

В 2010 г. 10,0% населения с наибольшими располагаемыми ресурсами потребляли больше, чем 10,0 % населения с наименьшими ресурсами фруктов и ягод в 2,6 раза, мяса и мясопродуктов -в 2,5 раза, яиц - в 2,0 раза, рыбы и рыбопродуктов -в 1,8 раза, молока и молочных продуктов - в 1,7 раза, сахара и кондитерских изделий - в 1,6 раза, овощей и бахчевых - 1,5 раза, хлебных продуктов - на 12,9 % при сокращении потребления картофеля на 13,0 % [1, с. 19].

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2009 г.

Говядина (кроме бескостной) 71,0 63,9 76,1 119,1

Масло животное 78,3 70,8 68,2 96,3

Масло растительное 172,9 224,1 270,9 120,9

Молоко, литров 503,5 406,0 432,2 106,5

Яйца, штук 3715 4062 4753 117,0

Сахар-песок 554,9 446,0 423,6 95,0

Хлеб пшеничный из муки 1го сорта 434,1 473,6 540,6 114,1

Рис 309,7 291,8 377,6 129,4

Картофель 844,2 902,6 843,8 93,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Костюм мужской (двойка), шт. 3,5 3,0 3,2 106,7

Сорочка мужская верхняя из х/б или смесовых тканей, шт. 32,3 26,5 26,8 101,1

Пальто женское демисезонное, шт. 3,186 2,9 3,1 106,5

Куртка мужская, шт. 6,2 4,6 4,4 95,7

Джемпер, свитер, жакет для взрослых, шт. 17,8 12,6 13,1 104,0

Бензин, л 541 621 640 103,1

Таблица 3

Рациональные нормы и фактическое потребление основных продуктов питания жителями Тамбовской области1

в 2008-2010 гг. (в среднем на одного жителя в год, кг)

2008 г. 2009 г. 2010 г. Рациональные нормы 2010г. в % к рациональным нормам

Потребление продуктов питания, кг в год:

хлебные продукты 106,7 104,1 99,6 105 94,9

картофель 84,5 84,1 81,3 105 77,4

овощи и бахчевые 78,7 81,7 87,3 140 62,4

фрукты и ягоды 37,1 43,0 43,9 80 54,9

мясо и мясопродукты 59,7 59,9 63,0 70 90,0

молоко и молочные продукты 242,5 265,6 237,6 360 66,0

рыба и рыбопродукты 17,5 18,2 19,0 18 105,6

сахар и кондитерские изделия 26,9 26,6 28,0 35 80,0

масло растительное и другие жиры 9,2 9,7 9,3 13 71,5

яйца, шт. 207 199 201 265 75,8

Энергетическая ценность, ккал в сутки 2384 2406 2378 min 2237 106,3

Раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создает два поляризованных класса общества с разными представлениями о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база не

укрепляется, что создает угрозу социальных конфликтов.

В Тамбовской области степень социального расслоения в 2010 г. достигла 14,8 раза против

11,8 раза в 2005 г. (табл. 4) [5].

Дифференциация доходов населения Тамбовской области в 2000-2010 гг. (по данным бюджетного обследования домашних хозяйств)

Таблица 4

2000 2005 2008 2009 2010

Денежные доходы 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе по 20-ти процентным группам населения: первая (с наименьшими доходами) 6,7 6,2 5,4 5,5 5,4

вторая 11,5 11,1 10,2 10,3 10,2

третья 16,3 15,9 15,1 15,2 15,2

четвертая 23,0 22,9 22,7 22,7 22,7

пятая (с наивысшими доходами) 42,5 43,9 46,6 46,3 46,5

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,356 0,374 0,407 0,404 0,406

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), раз 10,5 11,8 15,0 14,7 14,8

В 2010 г. на долю 20 % наиболее обеспеченного населения приходилась практически половина (46,5 %) общего объема денежных доходов (табл. 4), на долю 20 % наименее обеспеченного -

5,4 % [5]. Подобный дисбаланс вызывает социально-экономическую напряженность.

В регионе по-прежнему актуальной остается проблема качества предлагаемых населению товаров. При всем разнообразии имеющихся в продаже товаров, качество многих из них не отвечает требованиям стандартов, нормативной документации по качеству, а также безопасности применяемого сырья, материалов и компонентов, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям.

Это подтверждают данные Территориального управления Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия

человека по Тамбовской области (табл. 5). Так, по ряду товаров, поступивших на потребительский рынок в 2010 г., наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам. В основном улучшилось качество продукции импортного производства.

В то же время по таким товарам, как трикотажные изделия, кожаная обувь, кожгалантерей-ные изделия, мебель, бытовая химия качество проинспектированных образцов (проб) в 2010 г. было хуже, чем в 2009 г., независимо от страны их производства.

В 2010 г. по данным Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области была проведена 1451 проверка в розничной торговле, по результатам которой выдано 88 предписаний и наложено

1 Расчеты автора по [1, с. 19].

штрафов: «За несоответствие требованиям стандарта» - на сумму 71,0 тыс. руб., «За нарушение правил продажи отдельных товаров и обман потребителей» - на сумму 145,3 тыс. руб.; «За незаконную продажу товаров» - на сумму 3,0 тыс. руб.; «За продажу товаров, выполнение работ, либо

оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольнокассовых машин» - на сумму 41,5 тыс. руб.; «За нарушение иных прав потребителей» - на сумму

75,0 тыс. руб.; «За нарушение порядка ценообразования» - на сумму 51,4 тыс. руб. [2, с. 31-32].

Таблица 5

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок Тамбовской области в 2009-2010 гг. (в % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе) [2, с. 32].

Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров

отечественных импо ртных

2009 г. | 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Пищевые продукты и табачные изделия

Мясо и птица 0,7 97,3 - -

Изделия колбасные 0,2 3,2 - -

Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) 0,4 12,3 - -

Сыры 0,2 4,7 20,0 -

Продукция маргариновая и майонезная 0,7 0,3

Масла растительные 11,6 2,5 - -

Цельномолочная продукция 0,2 9,5 - -

Яйцо птицы - 13,0 - -

Кондитерские изделия 0,3 12,7 - -

Изделия макаронные - 7,4 - -

Крупа 0,04 15,1

Хлеб и хлебобулочные изделия 0,03 3,0 - -

Непродовольственные товары

Изделия трикотажные - 37,8 36,2 42,4

Изделия чулочно-носочные - 19,8 35,0 25,9

Изделия швейные - 11,0 32,9 21,6

Обувь кожаная - 9,2 34,9 55,6

Изделия кожгалантерейные - 4,2 35,8 47,5

Мебель бытовая - 9,9 - 25,7

Папиросы и сигареты 0,2 17,9 - -

Кроме того, в 2010 г. было проверено 15 торговых мест на розничных рынках. Из оборота было изъято (забраковано) в процентах к общему количеству проинспектированного товара: изделий колбасных - 10,0 %, изделий трикотажных -

61,8 %, обуви кожаной - 77,7 %, изделий швейных - 62,5 %, материалов строительных - 30,0 %, игрушек и украшений елочных - 38,0 %.

В результате в 2010 г. было вынесено 14 постановлений о наложении штрафных санкций на сумму 19,0 тыс. руб., выдано 15 предписаний.

Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка товаров региона показал, что рынок Тамбовской области находится в стадии развития. Состояние и закономерности развития потребительского рынка позволили сделать ряд выводов и обобщений:

- формирование основ рыночной экономики способствовало росту доли розничной торговли в валовом региональном продукте (ВРП) области -

если в 1995 г. на ее долю приходилось 13,6 % объема ВРП, то в 2009 г. - уже 25,6 %;

- увеличение реальных денежных доходов населения в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на

6,8 % привело к повышению покупательной способности населения;

- в течение 2010 г. наблюдался устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (в среднем за месяц темп прироста оборота розничной торговли составил

8,5 %);

- отмечено укрепление в торговле позиций малого бизнеса. В настоящее время более 2/3 оборота розничной торговли формируется за счет малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарную сеть или торгующих на рынках;

- население региона отдает предпочтение торгующим организациям, где темпы роста со-

ставили 5,0 %, тогда как по розничным рынкам и ярмаркам продажа уменьшилась на 0,9 %;

- не произошло заметного улучшения качества товаров, поступающих на потребительский рынок области, о чем свидетельствуют результаты проведенных территориальными органами Роспотребнадзора проверок.

На основе проведенного исследования для дальнейшего развития торговли в Тамбовской области, на наш взгляд, необходимо:

- развитие инфраструктуры предприятий торговли;

- дальнейшее развитие материально-технической базы на основе рационального размещения вновь вводимых предприятий и реконструкции уже имеющихся;

- обеспечение населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его функционирования;

- улучшение качества торгового обслуживания;

- снижение уровня издержек торговых предприятий за счет внедрения новых технологий и прогрессивных форм организации розничной торговли;

- стимулирование реализации продукции местного производства через торговую сеть;

- дальнейшее упорядочение рынков, превращение их в объект цивилизованной торговли посредством строительства на их территориях торговых комплексов.

Все эти перечисленные предложения позволят повысить эффективность розничной торговли,

увеличить насыщение потребительского рынка качественными товарами, улучшить жизненный уровень населения Тамбовской области, что весьма важно в современных экономических условиях.

Литература

1. Об уровне жизни населения Тамбовской области в 2010 году. // Тамбовстат. Тамбов, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О состоянии розничной торговли в 2010 г. // Тамбовстат. Тамбов, 2011.

3. Черемисина Н. В. Ненаблюдаемая экономика региона: проблемы статистического учета в розничной торговле (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.

4. иКЬ: http://www.gks.ru.

5. иКЬ: http://www.tmb.gks.ru.

* * *

DEVELOPMENT OF THE CONSUMER COMMODITY MARKET OF THE TAMBOV REGION IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

T. N. Cheremisina

Article is devoted to questions of development of consumer commodity market of the Tambov region. On the basis of data of official statistics the author carried out monitoring of current state and development of consumer commodity market in the region.

Key words: consumer commodity market, domestic trade, retail trade, purchasing power of the population, buyers and sellers, subjects of small business, individual businessmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.