Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров Тамбовской области'

Роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ / НОВЫЕ ФОРМАТЫ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ФОРМАТ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / REGIONAL CONSUMER MARKET OF GOODS / NEW FORMATS / NETWORK TRADE / FORMAT OF STEP AVAILABILITY / SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна

В статье исследована роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров на примере Тамбовской области; выявлены основные тенденции и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SMALL BUSINESS AND NEW FORMATS FOR REGIONAL TRADE DEVELOPMENT OF CONSUMER GOODS MARKET OF TAMBOV REGION

The article explores the role of small business and new formats for regional trade development of consumer goods market by the example of Tambov region, identifies the main trends and challenges of small and medium-sized enterprises in trade.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров Тамбовской области»

УДК 330.190.2

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НОВЫХ ФОРМАТОВ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Татьяна Николаевна ЧЕРЕМИСИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: t_cheremisina@mail.ru

В статье исследована роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров на примере Тамбовской области; выявлены основные тенденции и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок товаров; новые форматы; сетевая торговля; формат шаговой доступности; малое предпринимательство.

Мировой опыт развития экономических отношений показывает, что малый бизнес -это важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес является одним из важных слагаемых, определяющих темпы экономического роста и качество валового внутреннего продукта, формирующего примерно его половину. Но дело не только в количественных показателях - этот сектор, по своей сути, является наиважнейшим элементом рыночной инфраструктуры.

Малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей, в связи с чем малое предпринимательство в настоящее время является неотъемлемым элементом современной рыночной системы экономики страны.

За период 1990-2000 гг. в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. В связи с этим произошли изменения в структуре направлений деятельности малых предприятий. В 1990 г. 26 % малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 г. - уже только 9 %, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций [1].

Становление и развитие предпринимательства в современной России характеризуется высокими показателями динамики, особенно в сфере торговли. В секторе торговли

работает около 42 % малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. На торговлю приходится более 60 % оборота малых предприятий Российской Федерации [1].

В сфере торговли существуют объективные предпосылки для развития малого предпринимательства и реализации индивидуальной предпринимательской активности. При этом относительно невысокая фондоемкость и материалоемкость процессов оказания услуг торговли позволяют начинать бизнес при малых объемах начального капитала.

Малые предприятия позволяют за короткий период приобщить к бизнесу и предпринимательству большое количество людей, помогают безработным найти работу, обучают и обеспечивают работой малоквалифицированных рабочих. Велика роль малых предприятий и в процессе структурных изменений. Они позволяют развиваться конкуренции, что делает процесс переструктури-зации более независимым, чем при вовлечении в него больших фирм. Малые предприятия более гибки по сравнению с большими.

Для подтверждения данных высказываний проведем небольшой анализ деятельности малого бизнеса в Тамбовской области.

Субъекты малого предпринимательства Тамбовской области формировали в 2010 г. более половины всего оборота розничной торговли (58,4 %), в т. ч. на малые предприятия приходится 36,3 % оборота розничной торговли, или 30,1 млрд руб. По сравнению с 2009 г. индекс физического объема оборота

розничной торговли малых предприятий возрос в сопоставимых ценах на 2,7 % [2].

Реализацию товаров населению осуществляют малые предприятия всех видов экономической деятельности.

На начало 2011 г. на территории Тамбовской области действовало 8327 малых предприятий (с учетом временно приостановивших финансово-хозяйственную деятель-

ность). За год их количество увеличилось на 1245 единиц или на 17,6 %. Значительную часть (41,9 %) от общего количества малых предприятий области составляют предприятия и организации с видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», в т. ч. 19,9 % приходится на предприятия «розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования». Относительно 2009 г. их число возросло на 16,8 и 8,4 % соответственно, и составило 3491 и 1657 единиц [2].

Существенную роль в насыщении потребительского рынка товарами, в оживлении спроса-предложения на местных товарных рынках за счет создания конкуренции другим субъектам торговли играют индивидуальные предприниматели. По состоянию на 1 января 2011 г. в области было зарегистрировано 26,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, из них 14,8 тыс. человек или 59,4 % заняты розничной торговлей [2].

В 2010 г. оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил

27,0 млрд руб. По сравнению с 2009 г. их объем увеличился на 2,7 % [2].

Индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков и ярмарок, в истекшем году формировали 32,5 % оборота розничной торговли торгующих организаций области, по сравнению с 2009 г. их удельный вес снизился на 0,8 п.п. [2].

Несмотря на бурный рост субъектов малого бизнеса, Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад субъектов малого предпринимательства в ВВП России не превышает 25 %, тогда как в США этот показатель - более 50 % [1].

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

- наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

- дефицит финансовых ресурсов;

- сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

- проблемы подключения к инженерным коммуникациям и др.

Высокая значимость малого бизнеса для эффективного развития страны осознается на государственном уровне. В последние годы проводится значительное количество мероприятий для решения проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Так, для снижения налоговой нагрузки малого и среднего бизнеса был принят федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 26 ст. 2 данного закона, субъекты РФ получают возможность устанавливать ставку единого налога при применении УСН в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для снижения уровня административных барьеров был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, с целью снижения коррупции государственных органов.

Приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 г. № 123 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», целью которой является содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле.

В рамках указанной программы предусмотрена методическая поддержка со сторо-

ны Министерства промышленности и торговли органам государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли.

На региональном уровне существует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса. На программные мероприятия выделяются значительные государственные средства. Практически в каждом регионе разработана стратегия или программа поддержки малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на среднесрочную перспективу. В Тамбовской области также были разработаны программы: по развитию малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 гг., по развитию конкуренции в Тамбовской области на 2009-2012 гг.

В данных региональных программах выделяется ряд общих мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые стимулируют развитие предприятий торговли на территории регионов.

На потребительском рынке товаров происходят количественные и качественные изменения, вызванные применением передовых технологий, использованием современных методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий потребительского рынка. В регионах открываются новые магазины современных форматов - супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, торговые центры, магазины «шаговой доступности».

Во многих субъектах Российской Федерации достижение разнообразия торговых форматов и открытие магазинов «шаговой доступности» являются приоритетными направлениями совершенствования торговой деятельности.

Одной из основных тенденций российской розничной торговли является развитие сетевых форматов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Наряду с внедрением сетевой торговли получили развитие и небольшие магазины формата «магазин у дома» (за рубежом -«бентамы», «удобные магазины», «соседские магазины»), которые предполагают обслуживание жителей из близко расположенных домов. Их характеризует удобный (часто круглосуточный) режим работы и расположение «в пределах шаговой доступности»

(т. е. короткой пешей прогулки). Такой магазин открывается в расчете на проживающих в радиусе 400-800 м и совершающих целевые покупки от двух до семи раз в неделю для восполнения пробелов в домашнем ассортименте. Кроме утилитарной функции такие магазины играют и социальную роль, т. к. покупатели имеют дело со знакомыми продавцами и встречают соседей; они становятся местом не только покупок, но и соседского общения, культурной коммуникации.

Уникальность этих «магазинов у дома» состоит в том, что только в этом формате возможно достижение высокого уровня индивидуального сервиса, т. к. отношения между покупателями и продавцами складываются дружеские, доверительные и неформальные. Качество обслуживания в индивидуальных магазинах всегда намного выше, чем в сетях, в которых предлагают низкие цены, но не предлагают сервиса.

По прогнозам специалистов, формат шаговой доступности выживает практически при всех изменениях рынка, в т. ч. и при появлении крупных форматов. Это связано с тем, что для жителей многих городов страны стала главным критерием выбора места покупок близость магазина к дому.

В этих магазинах есть необходимый набор товаров хорошего качества, постоянный ассортимент. Покупки совершаются быстро, покупателей устраивают и цена, и сервис, и комфорт.

Современной тенденцией развития продовольственной торговли является универсализация магазинов непродовольственной направленности - увеличение специализированных и узкоспециализированных магазинов.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Одним из направлений развития розничной торговли является расширение фирменной торговли. Фирменные магазины - одна из самых быстрорастущих форм магазинной торговли.

Еще один вариант развития розничной торговли - франчайзинг. Сейчас многие крупные компании заключили договоры

франчайзинга в регионах. Для небольших предприятий розничной торговли франчайзинг - это и постоянство поставок, и раскрученная узнаваемая торговая марка, и готовые маркетинговые разработки, хотя при этом предприятие не теряет самостоятельности. Общим для всех условием является поддержание единого сетевого стиля и оборудования, сопоставимого уровня цен и включения в ассортимент обязательного перечня товаров.

Как было отмечено выше, одним из направлений деятельности розничной торговли в последние годы стало развитие сетевых компаний. Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т. е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы. Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом.

Региональный аспект анализа формирования сетевых структур в торговле, становления элементов сетевой экономики предполагает рассмотрение торговой сети как части социального и экономического инфраструктурного комплекса конкретного региона со всеми его особенностями, проблемами и тенденциями развития.

Хозяйственный аспект заставляет рассматривать торговую сеть как крупную коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на потребительском рынке и существенно влияющую на все экономические показатели региона или страны в целом.

Одна из наиболее острых проблем российской экономики - слабая адаптация предприятий к условиям современного рынка, связанная с отсталостью технической и технологической базы и неконкурентоспособно-стью продукции - сегодня во многом находит решение за счет интеграции различных компаний в те или иные виды сетей, создающих наилучшие условия для использования общих преимуществ.

Все больше ученых и практиков соглашаются с тем, что развитие сетевых процессов на региональном потребительском рынке товаров - это неизбежный, активно развивающийся процесс, соответствующий реали-

ям формирования постиндустриального общества.

Проникновение сетевых структур следует рассматривать как новый, активно формирующийся процесс на региональном потребительском рынке, о чем свидетельствуют следующие тенденции и закономерности.

Нарастает суперактивная диверсификация видов деятельности, осуществляемых торговыми сетями, посредством организации собственного производства потребительских товаров, формирующего дополнительный ассортимент, повышение качества услуг торговли, конкурентоспособности предприятия.

В Тамбовской области даже обеспеченная часть населения одинаково часто посещает как супермаркеты, так и гипермаркеты, хотя за границей имидж обязывает их совершать покупки в супермаркетах премиум-сегмента. Успешность новых супермаркетов, прежде всего, зависит от того, насколько качественны ассортимент и сервис. В частности, какую готовую продукцию магазин сможет предложить покупателю. Приходится делать ставку на наличие большого выбора готовой еды, которая производится на территории супермаркета и пользуется хорошим спросом среди покупателей, большую часть которых составляют состоятельные люди.

Отличительными признаками торговой сетеобразной структуры, создаваемой в целях реформирования и повышения эффективности торговой деятельности, являются: ориентация на определенный тип потребителя или группы товаров, создание формализованной организационной структуры, функциональное назначение которой заключается в обеспечении организационного взаимодействия в сети (управление ресурсами, поставками товаров, маркетинг, реклама и т. д.).

Перспективы развития любой новой сети зависят от финансового ресурса оператора, умения эффективно выстроить бизнес в нынешних экономических условиях. Пока тенденция такова, что крупнейшие ритейлоры за счет оборота, больших объемов закупок, грамотной логистики и маркетинга могут не только выживать, но и активно развиваться. О какой-либо острой конкуренции в Тамбовской области пока говорить не приходится, места хватает всем и есть, куда расти. Доля сетевого ритейла в области пока невелика: ни у одного участника нет и 15 %-й доли рынка.

Для нашей области характерно в основном развитие сетей других субъектов РФ: «Магнит», «Копейка-Воронеж», «Линия»,

«Реал», «Семь дней», «Топ книга», «Евросеть», «Модис», «Эльдорадо», «Глория

Джинс» и др.

Сохранив свои позиции в кризисный период за счет гибкой ценовой политики (розничный оборот торговых сетей вырос в 2009 г. на 23,1 %, при отрицательной динамике розничного товарооборота по всем хозяйствующим субъектам), в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сетевые структуры увеличили оборот розничной торговли на 25,2 % против 4,1 % по всем хозяйствующим субъектам.

В 2010 г. розничные торговые сети по Тамбовской области формировали в среднем

15,0 % общего оборота розничной торговли, или 33,7 % оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу составил соответственно 15,8 и 17,6 % [2].

Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выход товарооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров.

С приходом сетей появилась насущная необходимость бороться за покупателя, повышать качество обслуживания, развивать сервис и новые услуги.

Одновременно доминирование крупной сетевой торговли ставит в зависимость местных производителей от продавца в части ужесточения условий поставки товаров и их реализации («входной бонус», споры по возврату остатков нереализованной продукции и др.).

Сегодня в области проводится работа по экономически эффективному размещению предприятий потребительского рынка шаговой доступности. Сеть таких предприятий будет развиваться в дополнение к действующим магазинам, как путем нового строительства небольших отдельно стоящих объектов, так и за счет открытия предприятий в жилых и нежилых помещениях первых этажей.

На сегодняшний день в Тамбовской области работают предприятия 74 непродовольственных и 14 продовольственных розничных торговых сетей, которые формируют, как и в среднем по России, третью часть оборота розничной торговли торгующих организаций области. Среди них федеральные торговые сети: «Магнит», «Европа», гипермаркеты «Линия», «Реал», «Пятерочка»,

«Эльдорадо», «М-Видео», «Самсунг», областные: «Эконом», «Бегемот» и др.

В 2007 г. в Тамбове начали работу сразу множество крупных магазинов, среди которых торгово-развлекательный комплекс

«Фестиваль-Парк», занимающий площадь 11,75 тыс. м2, гипермаркет «Линия» (8,3 тыс. м2), магазин «Стройдепо» (4,8 тыс. м2) и ряд других, положивших начало новому этапу в отечественной торговле.

В Тамбове в 2012 г. начнут работу торгово-развлекательный комплекс площадью 17 тыс. м2 по улице Чичерина, супермаркет «Магнит», площадь которого 6,3 тыс. м2, торговые центры по улице Сенько, Магистральной, Студенецкой и др.

Относительно медленные темпы прихода в Тамбовскую область крупных ритэйлеров связаны, во-первых, с размерами города - в первую очередь начинают освоение с крупных городов, во-вторых, с тем, что администрация области старалась сдержать развитие в регионе крупных компаний, дав возможность встать на ноги и стать конкурентоспособными своим торговым предприятиям. В настоящее время в регионе открыто 20 магазинов сети «Эконом», 14 магазинов сети «Лига Плюс», 7 магазинов «Пряники дешево», региональные супермаркеты «Южный» и «Улей».

Местные предприниматели высказывали опасения, что с приходом в регион сетей федеральных магазинов начнется передел рынка торговли, в то время как представители областной администрации надеялись, что это станет новым этапом в развитии торговли, способным увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако надежды властей не оправдались - сетевые магазины отчисляют налоги по месту государственной регистрации, в результате органы местной власти теряют существенную часть доходов, причем, не стоит рассчитывать и на увеличение налоговых поступлений на доходы физических

лиц, поскольку сотрудников сетевых организаций хорошей заработной платой не балуют.

Тем временем, опасения предпринимателей оправдались - даже небольшое число сетевых магазинов поставило под угрозу существование малого и среднего бизнеса, составляющего сейчас около 70 % общего объема розничной торговли.

При освоении региона сетевыми организациями возникают две серьезные проблемы, одна из которых - выживание на рынке мелких магазинов, а порой и хорошо развитых региональных сетей, что связано, в первую очередь, с их более высокими ценами. Благодаря большим объемам закупок, организованным поставкам и системе скидок, сетевые компании работают в наиболее выгодных для себя условиях, в то же время предлагая клиентам товар по более низкой цене.

Еще одной проблемой, ставшей уже актуальной и для тамбовских производителей, являются жесткие условия сотрудничества с сетевыми организациями - им невыгодно связываться с небольшими объемами продукции, поставляемыми региональными предприятиями, поскольку собственный ассортимент представлен достаточно широко. В результате местным производителям зачастую приходится соглашаться на любые, даже не слишком выгодные для себя условия.

В каждом регионе стараются найти собственный выход из сложившейся ситуации. В Липецке, к примеру, создаются объединения мелких магазинов, позволяющих договариваться о поставках крупных партий продукции на тех же условиях, что и для сетевых организаций.

Работа в этом направлении ведется и в Тамбовской области - магазины малого формата планируется разместить на льготных условиях, для чего будет создан перечень муниципальной недвижимости для аренды ее представителями малого и среднего бизнеса. А для успешной реализации продукции региональных предприятий с круп-

ными сетевыми компаниями было подписано соглашение, в котором оговорено, что местные продовольственные товары должны составлять не менее 10-20 % от общего объема продаж.

Конечно, это стало лишь началом работы по поддержке малого и среднего бизнеса. Готовящийся сейчас закон о торговле дает надежду, что доля присутствия на рынке сетевых организаций будет оптимальна для данного региона, что позволит федеральной антимонопольной службе влиять на их работу. Кроме того, ожидается, что при создании закона будет учтен зарубежный опыт - во многих странах сетевые магазины могут находиться лишь на окраинах городов, с числом жителей не менее 40 тыс. человек.

Таким образом, роль малого предпринимательства и новых форматов торговли в развитии регионального потребительского рынка товаров Тамбовской области, во-первых, состоит в развитии конкуренции; во-вторых, позволяет за короткий срок приобщить к бизнесу большое количество людей, тем самым решая проблемы занятости в регионе; в-третьих, разнообразит рынок товаров, при этом удовлетворяя платежеспособный спрос населения; в - четвертых, способствует привлечению инвестиций; в-пятых, способствует дальнейшему продвижению товаров и услуг местных производителей.

1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. Утверждена приказом Минпром-торга России от 31 марта 2011 г. № 422.

2. Статистический ежегодник, 2010 // Тамбов-стат. Тамбов, 2011.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

4. Программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2009-2012 годы.

Поступила в редакцию 17.01.2012 г.

UDC 330.190.2

ROLE OF SMALL BUSINESS AND NEW FORMATS FOR REGIONAL TRADE DEVELOPMENT OF CONSUMER GOODS MARKET OF TAMBOV REGION

Tatyana Nikolayevna CHEREMISINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: t_cheremisina@mail.ru The article explores the role of small business and new formats for regional trade development of consumer goods market by the example of Tambov region, identifies the main trends and challenges of small and medium-sized enterprises in trade.

Key words: regional consumer market of goods; new formats; network trade; format of step availability; small entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.