Научная статья на тему 'Тенденции развития розничной торговли на региональном рынке (на примере Омского региона)'

Тенденции развития розничной торговли на региональном рынке (на примере Омского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3999
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ФОРМАТЫ / РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / РЫНОК / МАГАЗИН / ТОВАРООБОРОТ / RETAIL TRADE / FORMATS / A RETAIL NETWORK / THE MARKET / SHOP / GOODS TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебренникова Екатерина Сергеевна

В данной статье анализируется состояние розничной торговли в целом по России, и в частности, в Омском регионе. Также рассматриваются основные тенденции развития розничной торговли на региональном рынке. Даётся краткая характеристика основным форматам розничной торговли, описывается их состояние и перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article the condition of retail trade as a whole across Russia, and in particular, in Omsk region is analyzed. Also the basic tendencies of development of retail trade in the regional market are considered. The short characteristic is given to the basic formats of retail trade, their condition and prospects of the further development is described.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития розничной торговли на региональном рынке (на примере Омского региона)»

УДК 339.372.4 Серебренникова Екатерина Сергеевна,

аспирантка

Уфимский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: ekaterinass.88@mail.ru 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18

р.т. 8 (3812) 69-29-76

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО

РЕГИОНА)

В данной статье анализируется состояние розничной торговли в целом по России, и в частности, в Омском регионе. Также рассматриваются основные тенденции развития розничной торговли на региональном рынке. Даётся краткая характеристика основным форматам розничной торговли, описывается их состояние и перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: розничная торговля; форматы;

розничная сеть; рынок; магазин; товарооборот.

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли. Уровни развития регионального потребительского рынка в целом и розничной торговли в частности являются важнейшими индикаторами, отражающими социально-экономические процессы, происходящие в регионе, динамику изменения уровня жизни населения. Эти уровни во многом зависят от внутренних общеэкономических условий, конъюнктуры внешних рынков, а также особенностей социально-экономического положения региона.

В январе-марте 2010 года сектор розничной торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в марте 2010 года также как и в марте 2009 года составил 49%, непродовольственных товаров - 51%. [7].

На чём основан этот успех? Как статистические данные, так и экспертные оценки свидетельствуют о начавшемся общем подъёме покупательной способности во всех сегментах потребительского рынка. Наиболее бурно развиваются сотовые

ритейлы и продавцы бытовой техники и электроники. Весьма успешно развиваются многие региональные торговые сети.

Общий успех розничной торговли обеспечили, прежде всего, потребительские расходы, которые начали расти быстрее, чем доходы. Стали меньше тратить денег на еду и больше - на отдых, развлечения, образование, транспорт. И это при очевидном резком расслоении потребителей: 10% обеспеченных граждан получают примерно 30% всех доходов в стране. Особенно бурно в торговле увеличивается сегмент класс «люкс». И именно он в наибольшей степени привлекает иностранных инвесторов [3, с. 3-5].

Современный этап развития розничной торговли в России можно охарактеризовать также усилением концентрации торгового бизнеса, при этом обороты более крупных компаний растут быстрее - совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объёмов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании зарабатывают, прежде всего, за счёт оборота. Новые форматы торговых объектов развиваются согласно изменениям нужд покупателей, технологиям торгового обслуживания населения. Выбор оптимального формата - это поиск компромисса между маркетинговой политикой объединённой торговой сети и технологией, прежде всего -логистикой и организацией продажи товаров.

На данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.

Среди национальных операторов:

- иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;

- российские компании, планирующие экспансию во все регионы;

- иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию.

Среди локальных компаний:

- работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы страны [6, с.53-56];

- работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России.

На рынке розничной торговли наблюдаются различные форматы: Розничная торговля продовольственными товарами:

Супермаркеты. Помимо прочно закрепившихся на этом рынке участников, таких как «Перекрёсток», «Рамстор», «Седьмой Континент», «Патерсон» и «Азбука вкуса», на сцене сегодня присутствует новый сильный игрок - холдинг «Марта», развивающий одновременно две сети. Одна из них - с немецкой группой Rewe под торговой маркой Billa. Сеть состоит из 14 магазинов. Приобретённые недавно сети «Столица-Север» (пять магазинов) и «Продмак» (17 магазинов) будут реорганизованы под торговую марку Billa. Ожидается, что общее число магазинов сети в ближайшее время увеличится до 50.

Дискаунтеры. Из-за низкого уровня доходов российские потребители всё ещё остаются довольно чувствительными к цене продукции. Поэтому формат дискаунтеров является одним из наиболее успешных. На этом рынке полностью доминируют российские компании. Список лидеров возглавляет «Килограмм» (бывшая «Пятёрочка»), открывший за пять лет более 400 магазинов и превратившийся в самую крупную российскую сеть розничной торговли продовольственными товарами. После «Килограмма» идёт сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома», и широко представленная во многих регионах. Важными участниками рынка являются также сети «Дикси» («Дисконт-центр») и «Копейка», магазины которые сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

Магазины «Кэш энд Керри». На этом рынке доминируют три крупных участника: «Геомарт», «Метро», «Лента». В последний год «Метро» очень успешно развивала свою сеть -компания удвоила количество магазинов с семи до 14. До недавнего времени деятельность третьего крупного участника этого сегмента - «Ленты» - была сосредоточена в основном на рынке Санкт-Петербурга. Сейчас компания рассматривает другие города, например, Нижний Новгород.

Магазины «Возле дома». В настоящий момент самым быстроразвивающимся сегментом являются магазины «возле дома». Потребность в них возросла в связи с ростом жилищного строительства. Арендуя или покупая помещения прямо внутри дома, торговцы открывают свои небольшие магазинчики, продавая товары первой необходимости и не только. Это очень удобно, так как магазины расположены в шаговой доступности от места проживания.

Розничная торговля непродовольственными товарами:

Одежда и обувь. На сегодняшний день параллельно с китайским производством одежды и обуви Россия развивает собственную сеть производства этих товаров. Например,

торговая марка «Твоё» прекрасно справляется с пошивом спортивной и классической одежды для подростков и молодёжи. Прекрасно с этим справляются и местные Омские производители ^ Jayne-пошив женской одежды, «Башмачок»-пошив обуви для взрослых). В планах у этих предприятий, безусловно, выход в другие регионы России.

Аптеки. Первая сеть аптек - «36,6» - появилась в России относительно недавно, в 1998 году, и на сегодняшний день является самым крупным оператором, количество торговых точек которого превышает 250. Все остальные участники рынка, например «Ригла», «Натур Продукт», «Чудо доктор», «Доктор Стопетов», работают в том же формате, что и «36,6».

Электроника. Доминирующую роль на рынке играют несколько крупных российских сетей, таких как «Эльдорадо», «Техносила», «М-видео». Германская сеть «Медиа маркт», которая недавно вошла на российский рынок, в том числе и на омский, может стать первым международным предприятием розничной торговли в этом сегменте после приобретения «Эльдорадо» [2, с.5-6]. Таким образом, развитие розничной торговли в Российской федерации характеризуется в целом положительными тенденциями.

Проанализируем основные тенденции развития в Омском регионе и выясним, насколько они соответствуют общероссийским.

Устойчивое социально-экономическое положение Омского региона и положительная динамика основных экономических показателей, в том числе устойчивый рост розничного товарооборота, зарплаты, пенсий, во многом определяют современное состояние потребительского рынка и розничной торговли в Омском регионе.

В настоящее время на потребительском рынке Омска работает более 5 тыс. объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, их доля составляет почти 40% от общего количества хозяйствующих субъектов. Оборот розничной торговли малого предпринимательства соответствует 7% от общего оборота розничной торговли [1, с.58-59].

Кроме расширения потребительского рынка, в Омском регионе происходят позитивные изменения в организации торговли. Это проявляется, прежде всего, в соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Так, объём розничного товарооборота торгующих организаций с 2007 по 2009 гг. вырос на 80%, а темп роста оборота розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил только 46%. В результате, в 2009 г. оборот розничной

торговли на 75% формировался стационарной сетью и 35% оборота обеспечивали рынки, несмотря на то, что доступные цены, широкий ассортимент товаров, свободный режим работы являются конкурентными преимуществами этих форм торговли. Таким образом, укрепляются позиции организованной торговли. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, добротного качества, а с другой - о неудовлетворённости населения качеством товаров и условиям их продажи на рынке.

Расширение сети розничной торговли характеризуется масштабным распространением создания крупных продовольственных магазинов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, активное развитие сетевой торговли в Омском регионе началось в 2001-2002 гг., когда наметились положительные тенденции в формировании регионального платёжеспособного спроса населения и целесообразности инвестиционных вложений в эту сферу деятельности. В настоящее время в продовольственном сегменте Омска преобладают омские торговые сети: ООО «Бакалея сервис» (с торговыми марками «Экономный» и «Омич и К» около 30 магазинов, обслуживающих в основном сегмент потребителей со средним доходом), ООО «Наш магазин» с 11 супермаркетами, которые ориентированы на покупателей со средним и выше среднего доходами. Учитывая высокий уровень развития пищевой промышленности в Омском регионе, получила серьёзное расширение фирменная торговля сети магазинов «Омский бекон», «Оша». Единственным представителем общероссийского оператора в Омской области является торговая сеть «Килограмм» (бывшая «Пятёрочка»), которая на условиях франчайзинга открыла за 2 года в Омске уже 16 универсамов-дискаунтеров.

В отличие от продовольственного сегмента на Омском рынке бытовой и цифровой техники закрепились крупные общероссийские сети, такие, как «Эльдорадо», «Электронный рай», «Домотехника», «Евросеть», «Цифроград» и др. Крупные оптовые структуры общенационального масштаба при развитой системе таможенного, транспортного, страхового и банковского обслуживания, расположенные в крупных финансовых центрах страны, обеспечивают оборот крупных партий товаров по всей территории России или по нескольким регионам, тем самым, формируя крупных операторов рынка бытовой и цифровой техники в регионах.

Анализ Омского рынка одежды и обуви показывает, что в этом сегменте ещё велика доля продаж на вещевых рынках.

Таким образом, оценивая современное состояние розничной торговли в Омском регионе можно сказать, что на фоне стабильного социально-экономического положения области в ней повторяются положительные общероссийские тенденции развития: устойчивый рост числа действующих в торговле хозяйствующих субъектов; ежегодный рост товарооборота розничной торговли; формирования омских продовольственных сетей; появление устойчивых брендов, т.е. торговля выходит на новый уровень развития, связанный с формированием эффективных ритейлеров, усилением внутриотраслевой конкуренции, переходом на более современные системы и технологии, проявление интереса к Омскому рынку крупных иностранных инвесторов, что приводит к дальнейшему развитию стационарной розничной и оптовой торговли за счёт нового строительства, модернизации существующих объектов с применением инновационных технологий и современного оборудования.

Литература

1. Основные направления социально-экономического развития города Омска до 2010 г. (проектная версия). Омск, 2005. Ч. 4.

2. Перспективы развития розничной торговли в России // Российский универмаг. 2006. № 24.

3. Провинция ждёт инвесторов // Российская торговля. 2006. № 4.

4. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2005 г. // Доклад. Омскстат. Омск, 2005.

5. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2009 г. // Коммерческие вести. 2010. №5.

6. Тренды российского ритейла // Российская торговля. 2006. №12.

7. URL: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.