Научная статья на тему 'Роль розничной торговли в экономическом развитии региона'

Роль розничной торговли в экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2420
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОН / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Евгений Степанович

Проводится анализ основных тенденций развития розничной торговли в регионе, структурных сдвигов в условиях кризиса. Дается оценка роли розничной торговли в экономическом развитии региона, факторов влияющих на ее развитие. Отмечается роль малого предпринимательства в сфере розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль розничной торговли в экономическом развитии региона»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (19), 2017 49 УДК 339.37

РОЛЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент, Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Проводится анализ основных тенденций развития розничной торговли в регионе, структурных сдвигов в условиях кризиса. Дается оценка роли розничной торговли в экономическом развитии региона, факторов влияющих на ее развитие. Отмечается роль малого предпринимательства в сфере розничной торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, регион, тенденции развития, факторы, малое предпринимательство.

Розничная торговля играет важную роль в социально-экономическом развитии национальной и региональной экономики. Сфера торговли обеспечивает обратную связь между потребителями и производителями что обеспечивает более качественное удовлетворение потребностей населения и развитие производственной сферы. Кроме того, активно внедряя новые формы и методы обслуживания потребителей (электронная коммерция, мерчандайзинг и т.д.), она стимулирует потребительский спрос, ускоряет денежный оборот, способствует развитию смежных отраслей национальной экономики. Торговля является одной из самых динамичных и востребованных сфер национальной экономики, с наиболее конкурентной средой с самым широким представительством всех форматов предпринимательства, стимулирует предпринимательскую инициативу и постоянное вовлечение в предпринимательство всех групп населения.

Развитие предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и в Ивановской области рассматривают, в первую очередь, через призму развития малого предпринимательства. Именно развитие малого предпринимательство является локомотивом развития как национальной, так и региональной экономик. В Ивановской области наиболее динамично малое предпринимательство развивается в сфере розничной и мелкооптовой торговли. В оптовой и розничной торговле функционирует самая большая доля малого бизнеса Ивановской области - 38,1% от общего числа малых предприятий (на конец 2014 года). Отличительной особенностью предприятий розничной торговли региона является их более существенный вклад, по сравнению с соседними регионами и средними цифрами по РФ, в наполнении регионального бюджета. Если доля поступлений налоговых платежей и сборов в бюджетную систему РФ в 2014 году от организаций розничной торговли в целом по РФ составляет 2,8%, по ЦФО - 4,2%, то по Ивановской области - 6,5%. Для сравнения в Костромской области - 4%, а во Владимирской - 4,6%. Если рассматривать в целом все виды деятельности, связанные с розничной и оптовой торговлей, торговлей автотранс-

портными средствами и т.п. (согласно принятой статистической методологии), то данный показатель составил по Ивановской области - 16,8%, а по Владимирской и Костромской областях, соответственно, 13,1% и 11,2% [1].

Развитие предпринимательства в розничной торговле региона складывается из двух основных составляющих: развитие малых предприятий (чаще всего в форме индивидуального предпринимательства) в рамках торговых центров и оптово-розничных торговых комплексов и развитие сетевой торговли. При этом в сетевой торговле присутствует как элемент крупного бизнеса (развитие собственной торговой сети), так и малого (использование франчайзинга). В области динамично развивается как федеральные, так и региональные торговые сети. Наиболее массово из федерального сетевого ритейла представлены «Магнит», «Пятерочка», а за последние пять лет к ним добавились «Лента» и «ОКЕЙ». Региональный ритейл в большей части представлен форматами магазинов шаговой доступности.

В целом за последние пять лет доля сетевой торговли в области достигла 27,2%, что в целом выше, чем в РФ (25%) и ЦФО (26,3%). С учетом кризисной ситуации в национальной и региональной экономике, развитие сетевой торговли привело к обострению конкуренции на рынке розничной торговли и ухода с рынка целого ряда ритейла малого предпринимательства в формате магазинов «У дома».

В табл.1 представлена динамика оборота розничной торговли Ивановской области в сравнении с динамикой денежных доходов населения (как основного фактора роста розничной торговли).

Таблица 1 - Изменения в структуре оборота розничной торговли 2005-15 г.г. _[23_

Показатель 2005 2008 2009 2010 2011 2013 2015 2015 к 2005

Оборот розничной торговли (РТ), млн.руб 21148 57855 59159 71001 90945 127422 148133

Темпы роста, в %% к 2005 году 100 273,6 279,7 335,7 430 602,5 689,2 689,2

Индекс физического объема оборота РТ 110,6 133,9 92,0 112,2 117,1 103,7 86,8 274,3

Денежные доходы на душу населения, руб. 41836 100246 112118 133482 156066 192176 270721

Темпы роста 100 239,6 268,0 319,1 373,0 459,4 647,1 647,1

Реальные денежные доходы, в %% 108 125,9 98,3 109,7 104,9 105,4 93,8 218,5

Как видно из представленной таблицы в обороте розничной торговли наблюдалась положительная динамика, за десять лет он вырос почти в семь раз. Относительное замедление темпов роста наблюдалось в 2009 и в 2015 годах, что связано с последствиями экономического кризиса (2009 год) и падением цен на нефть и международными санкциями (2015 год). При этом темпы роста оборота розничной торговли существенно опере-

жают темпы роста денежных доходов населения. В сопоставимых ценах данный разрыв еще более существенен. Негативная тенденция в обороте розничной торговли продолжилась и в 2016 году. Как свидетельствуют предварительные данные оборот розничной торговли за 9 месяцев снизился к аналогичному периоду 2015 года еще на 8%[4].

Основными составляющими оборота розничной торговли является торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Динамика изменения данных составляющих розничной торговли представлена в табл.2.

Таблица 2 - Изменения в структуре оборота розничной торговли _2005-15 г.г. [2,3]_

Показатель 2005 2008 2009 2010 2011 2013 2015 2015 к 2005

Оборот розничной торговли прод. товарами 10698 27882 31834 36576 44736 64832 74500,3

Темпы роста, в %% к 2005 году 100 260,6 297,6 341,9 418,2 606,0 655,2 655,2

Индекс физического объема оборота РТ прод.товарами 110,9 128,6 101,3 107,7 108,9 111,2 90,7 201,3

Оборот розничной торговли непрод. товарами 10450 29973 27325 34426 46210 62590 73632,4

Темпы роста, в %% к 2005 году 100 286,8 261,5 329,4 442,2 598,9 724,0 724,0

Индекс физического объема оборота РТ не-прод.товарами 110,4 138,4 82,9 117,4 125,8 97,1 83,3 327,2

Основное влияние на изменение объемов розничной торговли оказала торговля непродовольственными товарами. Особенно это характерно при сравнении индексов физического объема. Однако это не означает, что население региона с ростом реальных доходов резко увеличило потребление непродовольственных товаров.

По мнению специалистов, данные тенденции обусловлены следующими группами факторов:

- общеэкономическими (с ростом доходов населения, как правило, увеличивается потребление непродовольственных товаров, а также услуг общественного питания);

- потребительскими (с ростом доходов населения при достижении оптимального потребления продуктов питания в их потреблении происходят в основном структурные сдвиги);

- региональной спецификой (позиционирование Ивановский региона как межрегионального центра торговли товарами текстильной и легкой промышленности [5].

Данная ситуация во многом объясняется общим экономическим состоянием экономики региона. В региональной стратегии основной упор сделан на развитии текстильно-промышленного кластера в экономике. Соответст-

венно, на основе сложившейся за многие десятилетия специализации региона на текстильном производстве, наибольшее развитие получило швейное производство на базе, как собственных тканей, так и импортируемых из стран ближнего и дальнего зарубежья. Логическим продолжением развития швейного производства стало строительство крупных межрегиональных оптово-розничных торговых комплексов. Первым шагом в реализации стратегии развития текстильно-промышленного кластера региона явилось открытие первой очереди ТК «Текстиль Профи» в 2005. В настоящее время в наиболее крупных ТК - Текстиль Профи, РИО, Текстиль Макс функционирует более 2200 стационарных торговых точек. А с учетом других оптово-розничных центров количество стационарных торговых точек превышает 3,5 тысячи.

Указанные торговые комплексы позиционируют себя как межрегиональные оптово-розничные торгово-логистические центры и активно стимулируют привлечение предпринимателей и граждан из соседних регионов путем организации автобусных шоп-туров. Именно массовый приток предпринимателей из соседних регионов способствовал более быстрым темпам роста продаж непродовольственных товаров в регионе. Как показывают обследования в отдельные выходные дни в область прибывает более 100 автобусов не только из соседних регионов (Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской областей), но и из Мордовии, Татарстана, Коми, Башкортостана и даже Краснодарского края.

Развитие торговли в рамках оптово-розничных торговых комплексов явилось стимулом в развитии предпринимательства не только в сфере торговли, но и швейного производства, складского и транспортного хозяйства, маркетинговых услуг и ряда других, что позволило получить мультипликативный эффект в развитии экономики региона.

В регионе последние годы активно развивается торговля и в рамках супер- и гипермаркетов. Основные тенденции развития объектов розничной торговли современных форматов представлена в табл.3.

Таблица 3 - Основные инфраструктурные показатели, розничной _торговли в Ивановской области_

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Кол-во объектов розничной тор-

говли современных форматов:

- гипермаркетов 8 9 11 12 13

- супермаркетов 29 30 51 75 89

Обеспеченность населения тор- 110,6 105,8 129,3 150,1 162,5

говыми площадями современных

форматов, м2 на 1000 человек

Темпы роста 100 95,7 116,9 135,7 146,9

За рассматриваемый период количество супермаркетов в регионе выросло в 3 раза, причем наиболее активно они вводились в эксплуатацию с

3013 года. Это было связано в первую очередь с активизацией в регионе торговой деятельности сетевого ритейла «Магнита» и «Пятерочки».

За пять лет обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов в регионе выросло на 46,9%, что на 5,8 п.п. выше темпов в

среднем по ЦФО. По этому показателю регион существенно опережает со-

2 2 седнюю Владимирскую (на 30 м ) и Ярославскую (на 65 м ) области. Однако данный показатель все равно существенно отстает как от среднероссийских цифр (на 22,9%), так и по ЦФО (на 72,7%). Причем все эти годы основной прирост обеспечивался в областном центре.

Однако текущая рыночная ситуация в экономике страны и региона накладывает определенный отпечаток на стабильность работы объектов розничной торговли. Ожидания предпринимателей на активное развитие торговли в регионе в 2012-2013 годах нашло отражение в проектировании и строительстве целого ряда торговых комплексов. Их основной ввод пришелся на разгар экономического кризиса, когда у предпринимателей не оставалось другой альтернативы, т.к. в объекты уже были вложены существенные финансовые ресурсы. В итоге значительная часть торговых площадей остается невостребованной.

При изучении тенденций и перспектив развития розничной торговли в регионе важную роль играет мнение предпринимателей о влиянии рыночной среды на функционирование предприятий розничной торговли.

С 2010 года Росстатом проводятся репрезентативные выборочные исследования деловой активности организаций розничной торговли, охватывающее все группы организаций по формам собственности и размеру. В рамках исследования определяются факторы, ограничивающие деятельность организаций розничной торговли в регионе. Среди факторов выделяют следующие: недостаточный платежный спрос, недостаточный ассортимент, недостаток финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, сложности с получением кредита, высокий уровень налогов, высокая арендная плата, высокие транспортные расходы, недостаток складских помещений, недостаток торговых помещений, высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли, ограничений нет. Как показывают результаты исследования, для предприятий розничной торговли в регионе наиболее существенными факторами являются: высокая конкуренция, недостаточный платежеспособный спрос и высокий уровень налогов. При этом если в 2014 году фактор «высокий уровень конкуренции» отмечали 81,2% респондентов, то в 2016 году уже 70,2%. В тоже время практически неизменным оказался фактор «высокий уровень налогов», который колебался последние три года в диапазоне - 55-58%. Одновременно выросло влияние фактора «недостаточный платежеспособный спрос» - в среднем на 10-11% и существенно возросло влияние фактора «недостаток финансовых средств» до 49,2%. В отличии от респондентов в ЦФО и в среднем по РФ такие факторы как «недостаточный ассортимент»

и «недостаток складских помещений» для предпринимателей региона оказались несущественными.

В целом следует отметить, что благодаря созданию и развитию текстильного кластера в регионе, эффективно объединяющего производство, торговлю, логистику и другие сферы региональной экономики, социально-экономические последствия для экономики региона были не столь катастрофичными как, например, кризис 1998 года.

Список литературы

1. Торговля в России. 2015. Стат.сб./Росстат.- М., 2015.-243 с.

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения 12.12.2016)

3. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2015. Статистический сбор-ник/Ивановостат - Иваново, 2015.- 478 с.

4. Социально-экономическое положение Ивановской области в январе-октябре 2016 года. Ивановостат - Иваново, 2016.

5. Васильчук Е.С., Богомолов Е.А., Тетерина Н.В. Тенденции и перспективы развития рынка розничной торговли Ивановской области// «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития». Сборник материалов научно-практической конференции. Иваново, 2016, с.231-236.

Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

ROLE OF RETAIL TRADE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Abstract The analysis of the main trends of development of retail trade in the region, structural changes in the conditions of crisis. The evaluation of the role of retailers in the region's economic development, factors influencing its development. It is noted the role of small businesses in the retail sector.

Keywords: retail trade, region, development trends, the factors that small businesses.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ Волченко А.В., к.ю.н., ст. преподаватель (БЮИ МВД России имени И.Д. Путилина)

(e-mail: espy929@mail.ru) Когтева Анна Николаевна, к.э.н., доцент (e-mail: kogteva@bsu.edu.ru) НИУ «БелГУ», г.Белгород, Россия

В статье рассмотрены вопросы распространенности преступлений, которые совершаются путем использования информационно-коммуникационных систем; дана характеристика способов совершения преступлений указанной группы; проанализированы отличительные черты преступлений, которые совершаются путем использования информационно-коммуникационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.