Научная статья на тему 'Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации'

Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розница / торговля / сеть / форматы / retail trade / network / format

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Ольга Викторовна

Форматы розничной торговли развиваются во всем мире по единой логике, и российский розничныйрынок повторяет основные этапы развития рынков более развитых стран. Темпы роста долиорганизованной розничной торговли будут в ближайшее время увеличиваться. Розничная торговляпринимает все более цивилизованный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of mergers, acquisitions, and franchising by the leading networks as a strategy to expand into new markets increases the development rate of share in organized retail. Modern systems of trade forces out the traditional ways; the process leads to a more civilized retail practice.

Текст научной работы на тему «Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации»

Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации

3. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. СПб.: Питер, 2008

4. ЛебедевИ.В. Франчайзинг по русски. Мифы и реальность. СПб.: Вектор, 2006.

5. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу / Пер. с англ. М.: Сибли Интернэшнл, Инк., 1995.

6. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. М.: Современная экономика и право, 2000.

7. Франчайзинг — путь к богатству / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2007.

8. Сосна С.А., ВасильеваЕ.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

9. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор. Киев: Истина, 2002.

УДК 339.378

РАЗВИТИЕ ФОРМАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михайлова Ольга Викторовна, студентка, olgura@list.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The use of mergers, acquisitions, andfranchising by the leading networks as a strategy to expand into new markets increases the development rate of share in organized retail. Modern systems of trade forces out the traditional ways; the process leads to a more civilized retail practice.

Форматы розничной торговли развиваются во всем мире по единой логике, и российский розничный рынок повторяет основные этапы развития рынков более развитых стран. Темпы роста доли организованной розничной торговли будут в ближайшее время увеличиваться. Розничная торговля принимает все более цивилизованный характер.

Key Words: retail trade, network, format

Ключевые слова:розница, торговля, сеть, форматы

Розничная торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах [1].

В последние годы в России начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:

• поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;

• занятия свободной ниши;

• агрессивного проникновения — создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

• концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

• централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

• сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

67

СФЕРА УСЛУГ

• внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;

• оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

• использование метода штрихового кодирования;

• внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления. Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен

весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

На практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу [3. С. 520].

Российский розничный рынок остается высокодезинтегрированным. Пока на нем мало компаний национального масштаба. Это делает необходимой растущую консолидацию рынка. Она пойдет двумя основными путями: с помощью укрупнения российских торговых сетей и прихода в Россию крупных международных ритейлеров.

Столица остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает Россию на 3—4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. В столице сейчас действуют около 50 продовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров. По некоторым оценкам предполагалось, что к 2010 году доля объединенных торговых сетей России достигнет 40—60% общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%.

Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами — совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в $1 млрд. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10—20%. Сегодня торговые компании зарабатывают, прежде всего, за счет оборота [5].

Классифицировать сетевых ритейлеров можно по разным признакам: ценовой категории, специализации, масштабу и охвату деятельности, происхождению, формату и т.д.

Так, в зависимости от ценовой категории продовольственные розничные сети могут подразделяться на премиум-класс, средний класс, масс-маркеты и нижний сегмент.

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации

По специализации сетевые ритейлеры делятся на универсальные и профессиональные магазины.

По масштабу деятельности выделяют региональные (локальные), национальные (федеральные) и международные торговые сети.

Главным отличием федеральных торговых сетей от региональных является планирование общероссийской экспансии в федеральные округа страны. Федеральная сеть предполагает большие объемы продаж, достаточное количество магазинов, представленность в нескольких городах России, а также определенный уровень стандартов работы.

В конце 2007 года Тамбовское УФАС разработало критерий оценки того, имеет ли право торговая сеть называться федеральной. Согласно этому критерию к федеральным сетям относятся только ритейлеры, которые представлены во всех 86 субъектах РФ. Однако представители многих ритейлеров сочли неадекватным данное нововведение УФАС, поскольку в России практически не существует федеральных торговых сетей, соответствующих данному критерию.

В зависимости от происхождения розничные сети бывают иностранными и отечественными. Одно из основных различий между отечественными и западными сетевыми структурами — последние обладают огромными финансовыми ресурсами. Крупные зарубежные компании инвестируют в строительство супермаркетов и гипермаркетов. Их главные конкурентные преимущества — умеренные цены и

насыщенный ассортимент, насчитывающий более 60 тыс. наименований.

Как правило, в целях сегментирования чаще всего используют классификацию розничных сетей по такому признаку, как формат. Формат является интегральной характеристикой торговых точек, сочетающей в себе различные признаки: торговая площадь, местоположение, ассортимент, цена, предлагаемые услуги, физические атрибуты магазина, внутренняя атмосфера магазина, послепродажный сервис и т. д.

Несмотря на то, что современные форматы розничной торговли присутствуют в России уже более 10 лет, до сих пор не сформировалась единая классификация форматов продовольственных розничных сетей, которой придерживались бы все ритейлеры и специалисты рынка.

Требования к форматам в России определены только в одном документе — Государственном стандарте России ГОСТ Р 51773—2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», действующем с 2002 года [2].

В соответствии со стандартом все предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины. Интересующие нас современные форматы продуктового ритейла в основном относятся к универсальным магазинам. Все предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера

Таблица

Типы универсальных предприятий розничной торговли продовольственными товарами с самообслуживанием (по ГОСТР 51773-2001«Розничная торговля. Классификация предприятий»)

Тип Минимальная торговая площадь, м2 Ассортимент товаров Форма торгового обслуживания

Гипермаркет 5000 Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание

Магазин-склад 650 Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам (Супермаркет) 400 Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание

Товары повседневного спроса 100 Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса Преимущественно самообслуживание

69

СФЕРА УСЛУГ

торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания.

В соответствии с государственным стандартом, универсальные магазины подразделяются на гипермаркеты, универмаги, универмаги «Детский мир», магазины-склады, универсамы (супермаркеты), гастрономы и универсальные магазины товаров повседневного спроса. Из них имеют отношение к сетевой розничной продовольственной торговле, характеризующейся самообслуживанием и универсальным ассортиментом продовольственных товаров, лишь несколько: гипермаркет, магазин-склад, супермаркет и универсальный магазин товаров повседневного спроса. Их сравнительная характеристика представлена в табл.

Данная классификация не совершенна и практически не используется при сегментировании рынка продовольственного ритейла, поскольку она основана на незначительном числе признаков (площадь, ассортимент, форма обслуживания) и не дает информации о таких важных признаках как ценовая категория, характеристика целевой аудитории, место расположения, качество обслуживания и т. д.

Ввиду того, что на момент введения стандарта в действие некоторые современные форматы розничной торговли отсутствовали на российском рынке или были недостаточно развиты, данная классификация упускает из внимания некоторые современные форматы.

Кроме того, ГОСТ носит рекомендательный характер, и в современной торговой практике часто встречаются явные несоответствия с его классификацией предприятий. К примеру, розничная продовольственная сеть «Станем Друзьями» называет свои магазины самообслуживания «гастрономами», тогда как по государственному стандарту «гастрономом» является предприятие с формой обслуживания исключительно через прилавок.

Как уже было отмечено, в настоящее время еще не сложилось универсальной классификации форматов предприятий сетевой розничной торговли продовольственными товарами в нашей стране. Обобщив различные классификации, приводимые участниками рынка, аналитиками и консультантами, можно выделить следующие форматы:

•супермаркет;

•гипермаркет;

•«магазин у дома» и «удобный магазин»;

•дискаунтер (жесткий и мягкий) или универсам экономичного класса;

•сash&carry;

• продуктовый бутик или гастроном класса премиум и суперпремиум.

Нечеткость классификации связана с тем, что сетевая розничная торговля в России продолжает бурно развиваться, появляются новые форматы и видоизменяются существующие. В связи с этим в различных источниках представлены различные требования к таким характеристикам сетевых продовольственных магазинов, как размер торговой площади, ширина и глубина товарного ассортимента, качество обслуживания и т. д. Таким образом, профили форматов розничной торговли в России в настоящее время весьма размыты.

Супермаркет. Супермаркеты предлагают широкий товарный ассортимент — от 4 тыс. до 20 тыс. наименований (обычно 10—15 тыс. товарных позиции), примерно 80% из которых составляют продовольственные товары). Для супермаркетов характерно высокое качество обслуживания. Соответственно, они применяют значительную торговую наценку (около 30%), ориентируясь преимущественно на средний сегмент потребительского рынка. Располагаются супермаркеты в самых разных районах, но тяготеют к центру и густо населенным городским территориям. Типичные примеры — супермаркеты компаний «Седьмой континент», «Перекресток», «Патэрсон».

Гипермаркет. В соответствии с принятыми общемировыми стандартами гипермаркетом называется магазин крупного формата, в котором продовольственные и непродовольственные товары продаются на одной и той же торговой площадке и оплачиваются на одних и тех же кассах, продажи осуществляются по принципу самообслуживания, ассортимент товаров широкий и быстро обновляется, действуют политика низких цен и системы скидок и имеется стоянка для автомобилей.

Гипермаркеты намного крупнее супермаркетов, их торговая площадь, как правило, составляет от 5 тыс. до 20 тыс. кв. м. Предлагаемый ими товарный ассортимент превосходит 30 тыс. позиций, а в отдельных из них достигает и 60 тыс. наименований. Доля продовольственных товаров здесь меньше, чем в супермаркетах — 60—65%.

Гипермаркеты предлагают менее высокое качество обслуживания в торговом зале, здесь

70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Развитие форматов предприятий сферы услуг в Российской Федерации

покупатель больше предоставлен самому себе, это компенсируется большим торговым пространством, поистине гигантским ассортиментом, относительно низкими ценами и широким спектром дополнительных услуг. Минимальный набор дополнительных услуг: заведение общественного питания, банкоматы, салон связи, несколько специализированных отделов непродовольственных товаров. Некоторые магазины привлекают на свои площади значительное число организаций-компаньонов. Подавляющее большинство гипермаркетов реализует продукцию под собственными торговыми марками. На территориях магазинов обычно создаются пекарни, холодные и горячие цеха по производству готовых блюд.

Гипермаркеты характеризуются эффективной организацией торговли, предоставлением покупателям специальных транспортных средств, наличием просторных парковок.

С целью привлечения наибольшего количества покупателей в современных гипермаркетах присутствуют как товары низких ценовых категорий, так и элитные. Они имеют более низкую торговую наценку, чем супермаркеты. От других магазины данной категории отличаются наличием в большом объеме сезонной продукции, в то время как супермаркеты ориентированы преимущественно на постоянный ассортимент.

Поскольку гипермаркеты нуждаются в крупных земельных участках, то располагаются преимущественно на городской периферии. В качестве примеров приведем гипермаркеты Auchan, Real, «Мосмарт», «Карусель» и «О’Кей».

Среди других особенностей формата — прямые поставки товара в магазины от поставщиков, минуя распределительный центр. В ряде крупноформатных магазинов большая часть товара хранится прямо в зале — на стеллажах над торговыми рядами.

Кэшэндкерри. Большим сходством с гипермаркетами обладают мелкооптовые магазины «кэш энд керри». Они также имеют солидные торговые площади (как правило, 8—10 тыс. кв. м.), широкий ассортимент товаров (20—40 тыс. позиций), предлагают относительно низкие цены. Их отличие заключается в соединении торговых и складских площадей, а также в предложении товара относительно крупными партиями, поскольку они ориентируются прежде всего на мелкооптовых покупателей.

В розницу они тоже активно торгуют, сочетая, таким образом, мелкооптовый и розничный форматы. Инвестиции в строительство такого торгового объекта и доходы от него сопоставимы с показателями гипермаркетов. Располагаются они также в периферийных (окраинных) зонах. Пионером в таком торговом формате стала немецкая сеть Metro. C&C, а ее последователем стала Санкт-Петербургская «Лента».

Дискаунтер, или универсам экономичного класса. Магазины-дискаунтеры имеют ряд общих признаков: применяют более простое оборудование, часть товаров в зале предлагается непосредственно в производственной или транспортной таре, используется минимальное количество персонала, и как результат всего этого — снижение издержек обращения и установление более низких цен.

Есть два вида дискаунта: «мягкий» и «жесткий». Основная разница между ними это оформление торгового зала. У «жесткого» дискаунта оформление предельно простое: строгие стеллажи, дешевое оборудование, примитивная раскладка товара. В «мягком» дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания. Еще одно различие — широта ассортимента. «Мягкий» дискаунтер предлагает 1100 и более наименований против 700—900 «жесткого».

Дискаунтер, или универсам экономичного класса внешне напоминает супермаркет, но, как правило, меньше по масштабам (их стандартная торговая площадь — 400—1000 кв. м).

Часто дискаунтер рассматривают как разновидность супермаркета, характеризующуюся низкой ценовой категорией. Товарный ассортимент дискаунтеров значительно скромнее (от одной до трех тыс. наименований) с ориентацией на наиболее быстро реализуемые товары. Здесь меньше известных брендов, цены заметно ниже (торговая наценка не превышает 10-15%).

Дискаунтеры ориентируются на нижний, наиболее массовый сегмент рынка, на тех, для кого цена является решающим фактором при выборе магазина. Соответственно, ниже в них и качество обслуживания. Для дискаунтера зона влияния определяется в две автобусные остановки (около 500 м).

Обеспечить низкие цены дискаунтеру можно при значительных объемах закупки. Для сбыта такого количества товара необходимо большое число магазинов, оперативный обмен

71

СФЕРА УСЛУГ

данными между ними и центральным офисом, а также эффективная работа распределительного центра. Выручка на один квадратный метр в ведущих супермаркетах и универсамах экономичного класса, по оценкам экспертов, оказывается примерно одинаковой, но благодаря более скромным площадям годовая выручка дискаунтера ниже, чем в обычном супермаркете. Дискаунтеры тяготеют к полупериферийным и периферийным городским зонам.

Среди наиболее известных российских сетей, работающих в формате дискаунтеров, — сети «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси».

Магазин у дома и удобный магазин. В своем стремлении привлечь покупателя новые торговые форматы приближаются к нему пространственно. Специальная ниша обустраивается теми, кто развивает торговый формат «магазинов у дома», или «соседских магазинов». Их характеризует удобный (часто круглосуточный) режим работы и, главное, расположение «в пределах шаговой доступности» (т.е. короткой пешей прогулки). Такой магазин открывается в расчете на проживающих в радиусе 400—800 м и делающих покупки от двух до семи раз в неделю. Он расположен так, чтобы 2—3 тыс. семей могли пользоваться им, дойдя до него не более чем за десять минут. В отличие от гипер- и супермаркетов, ориентирующих покупателей на «шоппинг», в «магазинах у дома» чаще совершаются отдельные целевые покупки (для восполнения пробелов в домашнем ассортименте). Это локальные магазины, в которых покупатели имеют дело со знакомыми продавцами и встречают своих соседей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения торгового формата «магазины у дома» организуются как минимаркеты с торговой площадью 300—500 кв. м (хотя в отдельных случаях она может достигать 1000 кв. м). Несмотря на малую площадь, они предлагают большой ассортимент товаров повседневного спроса — от 4 тыс. до 7 тыс. наименований. Большую их часть составляют продукты питания, в том числе делается акцент на категорию «фреш». По сравнению с дискаунтерами «соседские магазины», как правило, требуют более весомых инвестиций, но и годовой оборот в них может быть больше. «Магазины у дома» призваны работать в среднем ценовом сегменте, применяя относительно высокую торговую наценку. Средний товарный чек в

них меньше, чем в супермаркете из-за меньшего количества покупок.

В качестве примера приведем сеть «магазинов у дома» «Квартал» группы компаний «Виктория», а также сети магазинов «Дейли».

«Магазины у дома» часто называют «удобными магазинами» (convenience stores), потому что «удобство» (близость к дому) является главной услугой, которую они предоставляют покупателю. Однако понятие «удобных магазинов» шире, и целесообразно отделить их от формата «соседский магазин». Типичный пример «удобного магазина», не являющегося в то же время «магазином у дома», — минимаркеты, расположенные вдоль крупных транспортных магистралей, а также на автозаправочных и железнодорожных станциях. Они еще меньше по площади, а их товарный ассортимент скромнее и сконцентрирован на товарах импульсного спроса [4].

Гастроном класса премиум и суперпремиум.

По площади они напоминают небольшой супермаркет (500—1000 кв. м), но размеры инвестиций в их создание сопоставимы с затратами на открытие крупного супермаркета. Их отличительная черта — работа в высшем потребительском сегменте рынка и ориентация на обеспеченного покупателя. Цены здесь на 40—50% выше среднего уровня, хотя многие товары доступны и среднеобеспеченным клиентам. При достаточно широком товарном ассортименте (6—8 тыс. наименований), упор делается на высокое качество продуктов и уровень обслуживания. Располагаются такие магазины, естественно, в центральных районах или вблизи элитных поселков.

В свою очередь, эта группа магазинов имеет два подформата. Первый — это так называемые гастрономические бутики, где торговая наценка составляет от 50 до 200%. В них делается акцент на эксклюзивность товаров (например, предлагается сыровяленая колбаса из мяса кролика Gorona Monts или утиная фуагра с плодами дерева кумару). В качестве примера можно привести магазин Hediard. Второй, относительно более демократичный, торговый формат представлен более крупными супермаркетами премиум класса, такими, например, как «Калинка-Стокманн», «Глобус Гурмэ» и «Азбука вкуса». Выбор здесь относительно менее изысканный, что компенсируется более широким качественным ассортиментом [4].

72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Государственная жилищная политика: повышение уровня доступности жилья

Какой из форматов продовольственной розничной торговли будет доминирующим на рынке в будущем, сказать сложно. Международный опыт свидетельствует о том, что приверженность покупателей тому или иному формату зависит от большого количества факторов, вплоть до исторических и культурных особенностей страны. В данный момент финансовый кризис заставит розничные сети пересмотреть политику в отношении форматов. Сейчас на первый план выходят дискаун-

Литература

теры вместо супермаркетов и гипермаркетов, на которые год назад делались ставки. В связи со смещением спроса в область более дешевых продуктов, сети будут вынуждены менять ассортимент или формат магазина.

В дальнейшем потребители будут большее внимание уделять стоимости продукции. Уже сейчас мы видим, что потребители начинают более активно пользоваться услугами розничных компаний, ориентированных на цену товаров.

1. ГОСТ Р 51303—99 Торговля. Термины и определения

2. ГОСТ Р 51773—2001 Розничная торговля. Классификация предприятий

3. Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2007.

4. www.rbk.ru

5. www.retail.ru

УДК 338.242

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ

Бондаренко Марина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, m.bond@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Modern and comfortable housing for citizens is one of the prioritiesfor socio-economic development in Russia. The growth of the affordable housing market is the process when the ratio of house prices, household incomes, and mortgage options allow most of the population to buy housing using their own and borrowed funds.

Обеспечение граждан современным и комфортным жильем на сегодняшний день является одной из приоритетных задач социально-экономического развития России. В современных условиях актуальная задача — формирование рынков доступного жилья, когда соотношение цен на жилье, доходов населения и параметров ипотечного кредитования позволили бы большей части населения страны приобретать жилье за счет собственных и заемных средств.

Key Words: housing market

Ключевые слова: рынок жилья

Одной из главных задач федеральных органов власти в плане реализации региональной политики является обеспечение равномерного развития территории страны. Это касается и рынков жилья субъектов Российской Феде-

рации. Когда заходит речь о региональной политике, проводимой федеральными властями в различных социально-экономических областях, в том числе и в жилищной сфере, необходимо учитывать разрывы в уровнях развития

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.