Научная статья на тему 'Современные форматы магазинов'

Современные форматы магазинов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

7774
1029
Поделиться
Ключевые слова
МАГАЗИН / ФОРМАТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЕВРОПЕЙСКАЯ / ГИПЕРМАРКЕТ / СУПЕРМАРКЕТ / ДИСКАУНТЕР / МАГАЗИН У ДОМА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ж.Ж.

В статье рассматриваются два подхода к классификации предприятий розничной торговли, на основе чего делаются выводы о сути понятия «формат магазина», после чего приводится европейская классификация современных форматов магазинов, адаптированная к российским условиям

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Ж.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современные форматы магазинов»

экономика

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ МАГАЗИНОВ

ЗАХАРОВА Ж.Ж.,

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

Аннотация: в статье рассматриваются два подхода к классификации предприятий розничной торговли, на основе чего делаются выводы о сути понятия «формат магазина», после чего приводится европейская классификация современных форматов магазинов, адаптированная к российским условиям.

Ключевые слова: магазин, формат, классификация, национальный стандарт, европейская, гипермар-кет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, специализированный.

Бурное развитие розничной торговли с переходом России от административно-командной системы к рыночной естественным образом было основано на смене государственной собственности частной. В этот момент складываются новые условия функционирования предприятий розничной торговли, положившие начало развитию совершенно новых форматов торговли.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации торговые предприятия классифицируются по следующим признакам (рис.1):

• по формам собственности

• по видам торговли

• по специализации торговой деятельности

• по способу организации торговой деятельности

• по виду торгового объекта

• по формам торгового обслуживания покупателей

• по условиям реализации товаров (наличие или отсутствие торгового зала)

• по типам предприятий [1]

Представляет интерес европейская классификация розничных магазинов с учетом российской

специфики. Но здесь необходимо обусловить ещё одно понятие «формат магазина». Существует множество интерпретаций этого понятия, приведем некоторые из них.

Формат магазина - сложное понятие, которое в зависимости от совокупности большого количества факторов определяет стандарты и технологию работы торговой точки [5].

Формат магазина - понятие комплексное, и представляет собой набор характеристик, присущих определенному магазину: форму организации торговли в магазине, его социальную миссию, уровень цен, модель взаимоотношений с поставщиками, площадь товарного зала, технологию размещения товаров, широту ассортимента, уровень обслуживания и др [6]. Формат магазина зависит в первую очередь от формы организации торговли в магазине. Однако отдельный формат магазина может включать в себя подвиды. Например, такой формат магазина, как дискаунтер, включает в себя, в свою очередь, дискаунтные универмаги, магазины - убийцы товарных категорий, жесткий и мягкий дискаунт. Формат магазина - супермаркета также объединяет такие виды магазинов, как классический супермаркет,

Рис. 1. Классификация торговых предприятий по различным критериям

гипермаркет, супермаркет деликатесов, экономичный супермаркет и баумаркет.

Расположение магазина имеет порой решающую роль для выбора его формата. Торговые центры и бутики обычно располагаются в центральных районах города, а вот магазины формата мини-маркет и дискаунтер чаще всего находятся в спальных районах.

Формат магазина зависит и от размеров торговой площади: обычно небольшие магазины рассчитаны на небольшой контингент покупателей или являются узкоспециализированными, а магазины с огромными торговыми площадями, как правило, универсальные (продовольственные и непродовольственные).

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе понятий «тип магазина» и «формат магазина» лежат одни и те же критерии, а именно, вид магазина в зависимости от специализации торговой деятельности, площадь торгового зала, методы продажи товаров, форма торгового обслуживания покупателей. Учитывая тот факт, что нормативная литература рекомендует определенный способ типизации предприятий торговли, будем считать понятия «тип магазина» и «формат магазина» равнозначными.

Руководствуясь Национальным стандартом Российской Федерации в сфере услуг торговли, где излагается нормативная информация относительно типов предприятий розничной торговли, и, используя информацию экспертов, которую можно найти в современных периодических изданиях, выделим пять основных форматов магазинов.

• гипермаркет и Cash&Carry;

• супермаркет;

• дискаунтер;

• «магазин у дома»;

• специализированный магазин [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магазины первых четырех форматов отличает

реализация продукции в основном ежедневного использования, такой как продовольственные то-

вары, средства гигиены и прочее. Однако крупные магазины в силу широкого ассортимента и значительных площадей имеют возможность реализации товаров длительного пользования.

Последний тип магазинов выделяют в отдельный формат, как ритейлеров товаров длительного пользования и товаров не ежедневного использования. Данный тип магазинов не предназначен для ежедневного посещения.

Гипермаркет - универсальное предприятие розничной торговли, магазин площадью не менее 4000 м2, имеющий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками. Форма торгового обслуживания покупателей преимущественно самообслуживание. Отличительные особенности этого типа предприятия: широкая зона обслуживания; организованная стоянка для парковки автотранспорта; наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации; до 40 % площадей используют под размещение непродовольственных товаров; возможна реализация товаров дистанционным способом; оказание дополнительных услуг торговли [1].

Cash&Сarry - неспециализированное предприятие розничной и мелкооптовой торговля ненор-мируемой площади, с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Форма торгового обслуживания покупателей - самообслуживание. Отличительной особенностью этого типа магазина является - реализация товаров с невысоким уровнем наценок [1].

Гипермаркеты и магазины Cash&Сarry - это крупноформатные магазины, завоевывающие последнее время все большую популярность у населения. Гипермаркеты в силу своих размеров расположены обычно на окраинах города. Дополнительными отличительными признаками

Рис. 2. Европейская классификация форматов магазинов

экономика

данного формата могут служить ассортиментная матрица, насчитывающая не менее 35-40 тыс. наименований товара (для Cash&Carry меньше, что обусловлено спецификой представления товара на торговых площадях), бесплатная парковка, наличие сопутствующих услуг (финансовые услуги, развлечения, точки питания, бытовые и фармацевтические услуги и прочее). Торговые площади занимают 60-70% от общей площади магазина, остальное пространство отводится под сопутствующие услуги и малоформатные магазины. К данному формату можно отнести несколько торговых сетей, действующих на российском рынке, - Auchan, METRO С&С, «Лента», «Мос-март», «Карусель», «Наш Гипермаркет», Real, «Бахетле», «О'Кей». Стоит отметить, что данные отличительные черты характерны в основном для российских гипермаркетов, расположенных в крупных городах, в то время как в Европе и в средних российских городах размеры их могут быть существенно меньше [2].

Гипермаркет и магазин Cash&Carry также несколько различаются. Магазины Cash&Carry специализируются в основном на мелкооптовой и розничной торговле, причем оплата покупок осуществляется только наличными. Это позволяет снизить расходы, которые несет магазин в случае использования кредитных и дебетовых карт (отчисление процента банкам за осуществление операций), а также в случае использования счетов-фактур (риски неоплаты покупки потребителем). Также магазины Cash&Carry отличает стремление минимизировать складские расходы за счет использования торговых площадей для хранения продукции. Наличие в торговом зале крупногабаритных мелкооптовых партий существенно снижает возможность увеличить разнообразие ассортимента. Вследствие этого представленная линейка товаров не превышает 15-20 тыс. наименований на такой же площади, что и у гипермаркета. Следствием экономии пространства является отсутствие некоторых услуг, рассчитанных на привлечение широкого круга потребителей, характерных для гипермаркета, таких как бытовые услуги, финансовые услуги и прочее. К данному типу магазинов относятся METRO C&C, «Лента», «АМИК C&C»[2].

Уровень цен в гипермаркетах, которые ориентируются на различные группы потребителей, в том числе и на потребителей с высоким доходом, достаточно высок и соответствует уровню цен в супермаркетах. Однако некоторые группы товаров, преимущественно товары первой необходимости, имеют минимальную наценку - 5-10%, что создает впечатление низких цен. На прочие товарные группы торговая наценка может достигать 20-25%.

Мелкооптовая торговля в магазинах Cash&Carry позволяет делать наценку 10% на большинство групп товаров. Для гипермаркетов также обычным является собственное производ-

ство FMCG (быстрооборачиваемых потребительских товаров, в основном пищевых), что позволяет снизить их розничную цену. Так, наиболее часто распространено собственное производство хлебобулочных изделий, салатов, мясной продукции. В магазинах Cash&Carry, как правило, такие производства отсутствуют.

К супермаркетам относятся универсальные предприятия розничной торговли площадью не менее 600 м2, имеющие универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками. Форма торгового обслуживания - самообслуживание либо индивидуальное обслуживание через прилавок. Отличительными особенностями подобных предприятий является наличие непродовольственных товаров, которые составляют не более 30 % всего ассортимента: наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации; возможна реализация товаров дистанционным способом; оказание дополнительных услуг торговли [1].

Ассортиментная линейка составляет порядка 5-20 тыс. наименований товаров. Классический супермаркет предполагает также наличие сопутствующих услуг, в том числе и производства продуктов первой необходимости. Бесплатные парковки также являются атрибутом супермаркетов. Предоставление дополнительных услуг населению, существенные затраты на оформление торгового помещения, а также местоположение в центральных и густонаселенных районах с высокой стоимостью земли делают супермаркеты относительно дорогими магазинами. В связи с этим уровень цен в супермаркетах значительно выше, чем в гипермакетах. Торговая наценка составляет порядка 20-25% на большинство групп товаров [2].

Супермаркеты рассчитаны на удовлетворение широких групп населения, в основном среднего класса и людей с высоким доходом. В России существует несколько крупных сетей, которые придерживаются формата супермаркета - это «Па-тэрсон», «Перекресток», «Седьмой Континент».

Дискаунтеры представляют собой неспециализированные предприятия розничной или мелкооптовой торговли с ненормируемой торговой площадью, имеющие широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Форма торгового обслуживания - самообслуживание. Особенностью этих предприятий является реализация товаров с невысоким уровнем наценок [2].

Дискаунтеры (экономичные супермаркеты). Дискаунтеры в основном ориентированы на покупателей со средним и низким уровнем дохода. Данная стратегия определяет внешний вид, ассортиментную и ценовую политику магазина, а

также набор дополнительных услуг населению. Торговая площадь дискаунтеров может составлять от 200 до 800 кв. м. Дискаунтеры предлагают ограниченный ассортимент товаров. Количество товаров может варьироваться от 1 до 4 тысяч наименований. Дополнительные услуги, характерные для крупноформатных магазинов, обычно отсутствуют [2].

Данный тип магазинов последнее время пользуется большой популярностью, особенно в регионах. В первую очередь это объясняется сравнительно низкими доходами населения в малых городах по отношению к населению мегаполисов. К известным сетям, действующим в данном формате, можно отнести «Пятерочку», «Магнит», «Копейку», «Дикси».

«Магазины у дома». «Магазин у дома» - один из наиболее перспективных форматов магазинов. Он пока не получил большого распространения в России, но в западных странах пользуется большой популярностью. Это магазин небольшой площадью - 150-300 кв. м, обслуживающий жителей небольшого района или квартала. Данные малоформатные магазины привлекают покупателей хорошим качеством продуктов, а также тем, что расположены в радиусе шаговой доступности. Магазины данного типа придерживаются среднего уровня цен, что отличает их от дискаунтеров. Кроме того, в них обычно представлены товары максимально широкого ассортимента, включающие и непродовольственный сегмент. Ниша «магазинов у дома» в настоящее время развита слабо, что объясняется недостатком внимания к этому сегменту со стороны крупных сетей. Однако в последнее время ряд крупных сетей начали развивать и этот сегмент.

Специализированный магазин представляет собой предприятие оптовой и мелкооптовая торговли по типу специализированного общетоварного (продовольственного или непродовольственного) склада с ненормируемой площадью магазина. Форма торгового обслуживания - преимущественно самообслуживание. Особенностями подобных предприятий является наличие организованной стоянки для парковки автотранспорта и оказание дополнительных услуг торговли [1].

Специализированные магазины обычно выделяют в качестве отдельного формата магазина, так как для них характерна иная специфика продажи и продвижения товара, нежели для прочих форматов. Главное отличие специализированных магазинов состоит в том, что они занимаются реализацией товаров в основном среднесрочного и долгосрочного пользования и не предназначены для ежедневного посещения. К таким магазинам относятся магазины бытовой техники, магазины по продаже средств сотовой и радиосвязи, книжные магазины, магазины, торгующие одеждой, лекарствами, косметикой, строительные DIY магазины и т. д. Размеры магазина не ограничены, хотя в большинстве случаев они не превышают

размеров супермаркета. Набор дополнительных услуг также не является обязательным. Ассортиментная матрица определяется в зависимости от характера продаваемой продукции [2].

Примерами магазинов данной группы являются магазины бытовой техники - «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Магазин электроники «Мир»; магазины сотовой связи - «Евро-сеть», «Связной», «Диксис»; магазины косметики и парфюмерии - «Алькор», «Арбат Престиж», «Южный Двор», «Единая ЕвропаСБ»; магазины фармацевтики - «Аптечная сеть 36,6», «Фарма-кор», «Ригла», Natur Produkt Holdings Limited S.A. Что касается магазинов одежды и аксессуаров, то часть из них представлена российскими дистрибьюторами (Mercury, «ДжамильКо»), которые имеют права (нередко эксклюзивные) на представление известных брендов. Кроме того, все чаще международные группы сами открывают дочерние компании в нашей стране. Например, таким путем пошел крупнейший мировой торговец люксовыми товарами LVMH (марки Louis Vuitton, Christian Dior и другие).

Таким образом, можно выделить пять современных форматов магазинов, сложившихся в результате процесса развития розничной торговли в России, начиная с 1992 года после глобальной смены типа собственности, преобладающего в экономике, и установления рыночных отношений. Этот сложный период ознаменовался тем, что России пришлось стремительно «догонять» развитую капиталистическую Европу, поэтому в основу классификации форматов розничной торговли положены европейские критерии, но адаптированные к условиям российской рыночной экономики. Итак, наиболее успешными на сегодняшний день признаны следующие форматы магазинов: гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, специализированный

Литература

1. ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771 - ст)

2. Центр макроэкономических исследований БДО Юникон, Розничная торговля в России: состояние и основные тенденции // Аналитический сборник - 2006. октябрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гончаренко, Л.Н. Управление прибылью коммерческо-предпринимательских структур [Текст]: дис.канд.эконом.наук / Л.Н.Гончаренко. -Омск: ОмГУ, 2006. - 162 с.

4. Безбородова, Т.М. Управление предприятиями торговли [Текст]: учебное пособие / Т.М Безбородова, М.Б. Дюжева. - Омск: ОИ (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2013. - 340 с.

5. http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/ retail_concept.htm

6. http://supersales.ru/about