Научная статья на тему 'К вопросу о современном развитии регионального потребительского рынка товаров'

К вопросу о современном развитии регионального потребительского рынка товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL CONSUMER COMMODITY MARKET / RETAIL TRADE / REGION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Т.Н.

В статье автор анализирует основные тенденции, присущие потребительскому рынку товаров Тамбовской области, определяет его значимость и роль в экономике региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемисина Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON MODERN DEVELOPMENT REGIONAL CONSUMER COMMODITY MARKET

In article the author analyzes the basic tendencies inherent in a consumer commodity market of the Tambov region, defines its importance and a role in region economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном развитии регионального потребительского рынка товаров»

Проблемы экономики и менеджмента

Т.Н. Черемисина

аспирант, ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ

Аннотация. В статье автор анализирует основные тенденции, присущие потребительскому рынку товаров Тамбовской области, определяет его значимость и роль в экономике региона.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок товаров, розничная торговля, экономика региона.

T.N. Cheremisina, Tambov State University named after Derzhavin

TO THE QUESTION ON MODERN DEVELOPMENT REGIONAL CONSUMER COMMODITY MARKET

Abstract. In article the author analyzes the basic tendencies inherent in a consumer commodity market of the Tambov region, defines its importance and a role in region economy.

Keywords: regional consumer commodity market, retail trade, region economy.

Потребительский рынок товаров, как одна из составляющих экономики региона, оказывает активное воздействие на состояние процессов производства товаров и услуг, их распределения и потребления. Рынок товаров выполняет важные экономические и социальные функции, в том числе по поддержанию уровня жизни населения, занятости, развития малого бизнеса и ряда других задач по обеспечению макроэкономической стабильности. В его формировании находят свое отражение жизненные потребности населения области.

Процессы развития потребительского рынка товаров в Тамбовской области отражают общее состояние этой сферы в Российской Федерации. В начале 1990-х годов ситуация на потребительском рынке характеризовалась наличием тотального дефицита как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. По критически важным позициям товарного ассортимента существовала карточная система. Проведение либерализации цен в 1992-1993 годах позволило добиться насыщения розничной торговой сети необходимым ассортиментом товаров, но ввиду сопутствовавшей гиперинфляции доступность этих товаров для населения резко снизилась. Во многом проблема дефицита решалась за счет резкого открытия доступа на внутренний рынок продукции зарубежных производителей, что привело к ухудшению положения отечественных предприятий, не способных в столь короткий срок реорганизовать производство, привести его в соответствие с требованиями конкуренции с импортными аналогами.

С ростом доходов и развитием рыночных систем оптовой и розничной торговли взамен демонтированных систем планового снабжения и распределения происходило поэтапное насыщение потребительских рынков по мере удовлетворения потребностей населения - от жизненно важных к потребностям более высокого порядка. К концу 2000-х годов потребительские рынки практически по всем направлениям товаров сформированы, созданы оптовые и розничные структуры национального, регионального и локального масштаба, решена проблема ассортимента, развивается конкуренция.

96

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Обеспеченность населения товарами неуклонно повышается.

Тамбовской области за 2000-2010 гг.

В последние 10 лет (не считая 2009 г., когда последствия мирового экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 г., отразились и на экономике страны и практически всех регионов) потребительский рынок товаров Тамбовской области развивается быстрыми темпами - в среднем 10,1% прироста ежегодно (рис. 1).

В 2010 году оборот розничной торговли на душу населения составил 89,8 тыс. рублей, против 82,2 тыс. рублей в 2009 году. Среди регионов Центрального Федерального Округа Тамбовская область в 2010 году по обороту розничной торговли на душу населения занимала 9 место (в 2009 году - 7 место) [1, с. 61].

Таблица 1 - Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах Тамбовской области за 2005-2010 годы (в среднем на потребителя в год, кг)

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Все домашние хозяйства

Хлебные продукты 122,3 116,8 110,0 106,7 104,1 99,6

Картофель 97,5 91,1 88,7 84,5 84,1 81,3

Овощи и бахчевые 78,7 78,1 77,3 78,7 81,7 87,3

Фрукты и ягоды 35,7 36,1 42,9 37,1 43,0 43,9

Мясо и мясопродукты 57,0 54,8 60,3 59,7 59,9 63,0

Молоко и молочные продукты 225,6 233,8 223,6 242,5 265,6 237,6

Яйца, штук 221 211 198 207 199 201

Рыба и рыбопродукты 15,4 16,5 16,0 17,5 18,2 19,0

Сахар и кондитерские изделия 27,0 26,6 26,8 26,9 26,6 28,0

Масло растительное и другие жиры 10,6 9,6 8,9 9,2 9,7 9,3

Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. За 2010 год реальные располагаемые

№ 1 (5) - 2012

97

Проблемы экономики и менеджмента

доходы населения области увеличились на 6,8%, а оборот розничной торговли на 4,1% (в 2009 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 5,4%, а оборот розничной торговли - на 6,0%). Таким образом, можно сделать вывод, что экономика региона стала более потребительски ориентированной.

Начиная с 2000 года, благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, начала меняться и структура потребления (табл. 1) [2, с. 61].

Во-первых, как видно из таблицы 1 стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, рыбы, молока, фруктов, ягод, тогда как картофель и хлебные продукты, игравшие до 2005 года заметную роль в рационе населения, постепенно уступали свои позиции.

Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем стала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 3,7% в 2000 году до 1,6% в 2010 году. Причем, если в 2000 году рост благосостояния в большей степени способствовал покупкам одежды и обуви, то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов для отдыха и развлечений.

Большинство организаций, как по России, так и по Тамбовской области, в дореформенный период относилось к государственному сектору экономики. В настоящее время его доля снизилась по области до 3,5% (по итогам 2010г.). Государственный сектор существенно потеснили другие участники рынка - субъекты малого предпринимательства (малые, микро- предприятия и индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка). Их роль в формировании оборота розничной торговли растет.

В регионе наблюдается переориентация населения на покупку товаров в магазинах, в следствие чего при увеличении по сравнению с 2009 годом объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 5,0%, объемы продажи на рынках упали на 0,9%. В 2010 году оборот розничной торговли вещевых, смешанных и продовольственных рынков составил 15,5 млрд рублей или 15,7% от общего объема оборота розничной торговли против 16,5% - в 2009 году [1, с. 50, 56].

Опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. В 2010 году розничные торговые сети по Тамбовской области формировали в среднем 15,0% общего оборота розничной торговли, или 33,7% оборота розничной торговли торгующих организаций. Все большее количество жителей региона готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки.

Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получать серьезные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведет к серьезному снижению внутренних издержек.

Сохранив свои позиции в кризисный период за счет гибкой ценовой политики (розничный оборот торговых сетей вырос в 2009 году на 23,1%, при отрицательной динамике розничного товарооборота по всем хозяйствующим субъектам), в 2010 году по сравнению с 2009 годом сетевые структуры увеличили оборот розничной торговли на

98

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

25,2% против 4,1% по всем хозяйствующим субъектам области.

Прочное место в торговле, по-прежнему, занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2010г. почти треть (30,6%) всего оборота розничной торговли; по сравнению с 2009г. индекс физического объема оборота розничной торговли малых предприятий возрос на 2,7% (в сопоставимых ценах) [2, с. 82].

В структуре оборота розничной торговли в 2010 году отмечалась тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. на 2,5% в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 5,6%. С 2008 года началось постепенное восстановление потребительского спроса, в результате чего доля непродовольственных товаров стабилизировалась. В 2010 году в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров увеличилась до 50,0% против 43,1% в 2008 году.

В 2010году тенденция изменения потребительских цен вернулась к докризисному периоду. Так после отмечавшегося в 2009 году снижения темпов прироста цен на товары в потребительском секторе (6,8% - один из самых низких за весь период наблюдения), в 2010 году индекс потребительских цен на товары вырос и составил 108,6%. Потребительские цены на продовольственные товары росли быстрее (на 11,8%), чем на непродовольственные товары (на 5,2%).

Отмечается снижение качества товаров, поступивших в 2010 год на потребительский рынок, таких как: мясо и птица, изделия колбасные, продукция рыбная, сыры, цельномолочная продукция, кондитерские и хлебобулочные изделия, крупа. В основном указанная тенденция наблюдалась по товарам отечественного производства.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что потребительский рынок играет значимую роль как в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения региона, так и в воспроизводственном процессе его экономики. Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка, включающая несколько этапов с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической ситуации в регионе.

Список литературы:

1. О состоянии розничной торговли в 2010 году и первом полугодии 2011 года. -М. - 2011. // Росстат.

2. Тамбовская область в цифрах. Краткий статистический сборник. - Тамбов. -2011. // Тамбовстат.

List of references:

1. About a condition of retail trade in 2010 and the first half of the year 2011. - М - 2011.//Rosstat.

2. The Tambov region in figures. The short statistical collection. - Tambov. - 2011 .//Tambovstat.

№ 1 (5) - 2012

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.