О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Т. Н. ЧЕРЕМИСИНА
В статье рассматривается понятие потребительского рынка региона, его составные элементы и специфические функции в системе общественного воспроизводства. Автор анализирует основные тенденции, присущие потребительскому рынку товаров Тамбовской области, определяет его значимость и роль в экономике региона.
Ключевые слова: региональный потребительский рынок товаров, розничная торговля, новые форматы, экономика региона.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является потребительский рынок. Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом.
Для потребительского рынка определяющим признаком является личное потребление приобретаемых товаров и услуг отдельными лицами или семьями, в то время как для других клиентурных рынков характерно использование товаров и услуг в дальнейшем для производства других продуктов. В данной ситуации не следует искать четких границ разделения единого рынка на различные типы клиентурных рынков, поскольку одни и те же лица, организации или учреждения могут выступать и как покупатели, и как продавцы на различных рынках практически в одно и то же время.
Региональный потребительский рынок имеет специфические функции в системе общественного воспроизводства. Эти особенности предопределяются экономическим назначением потребительских товаров и услуг, которые являются предметом обмена на данном рынке.
Региональный потребительский рынок выполняет следующие функции в экономике региона:
- удовлетворяет платежеспособные потребности населения (личных и коллективных) в потребительских товарах и услугах;
- осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
- обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
- устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
- выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
- определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;
- обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях;
- создает конкурентную среду, стимулирующую повышение эффективности производства через снижение затрат, внедрение достижений научно-технического процесса, специализацию, кооперирование;
- способствует ликвидации предприятий (как производящих потребительские товары, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по критериям хозяйственной эффективности и общественной полезности.
Региональный потребительский рынок состоит из трех основных элементов - рынка продовольственных товаров, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики региона. Наиболее крупными из перечисленных рынков являются рынки продовольственных и непродовольственных товаров, хотя их удельный вес за последние десять лет значительно снизился за счет роста рынка платных услуг (рис. 1).
2000 г. 1,9%
2005 г.
42,8%
55,3%
21,6%
33,9%
44,5%
2010 г.
И Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия □ Оборот розничной торговли непродовольственными товарами 0 Объем платных услуг
Рис. 1. Структура потребительского рынка Тамбовской области за 2000-2010гг. (в %)
В настоящее время сфера потребительского рынка - одна из самых доходных, инвестиционно привлекательных и растущих сегментов экономики региона. Достаточно благоприятная макроэкономическая ситуация, рост реальных денежных доходов населения, интенсивное развитие потребительского кредитования, оказание малому и среднему бизнесу государственной поддержки в различных формах определяют основные направления перспективного развития рынка товаров и услуг Тамбовской области.
Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни. В то же время уровень жизни, или уровень материального благополучия, характеризуется объемом реаль-
ных денежных доходов населения и соответствующим объемом потребления и занимает центральное место в социально-экономической жизни общества.
Изменение денежных доходов населения влияет на соотношение спроса и предложения на рынке потребительских товаров.
Номинальные денежные доходы населения Тамбовской области в 2010 г. составили
178,6 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 12,6 %. Денежные расходы населения выросли на 10,5 % и составили 157,5 млрд руб., превышение денежных доходов над расходами увеличилось и составило 21,1 млрд руб. против
16,0 млрд руб. в 2009 г. [2].
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6,8 %.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Тамбовской области, за 2008-2010 гг. представлены в таблице 1 [2, с. 32].
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Тамбовской области, за 2008-2010 гг. (руб.)
Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения, которая не может быть использована для покупки товаров и оплаты услуг, реализуется за пределами региона, а также накапливается в виде наличных денег. Это означает, что деньги изымаются из обращения и не возвращаются в денежно-
- наиболее значимыми для населения являются потребности в продуктах питания;
- на втором месте по значимости находятся непродовольственные товары;
- третье место занимают расходы на оплату услуг.
В структуре использования денежных доходов населения в 2010 г. доля потребительских расходов составила 71,5 % всех денежных доходов населе ния (в 2009 г . - 73,5 %), из них расходы на покупку товаров - 56,4 % (58,2 %).
Следует отметить, что при всем многообразии факторов, оказывающих воздействие на региональный потребительский рынок, существенная роль принадлежит социально-демографическим и географическим сдвигам в структуре населения; изменениям потребительских предпочтений; изменениям в уровне и структуре цен и их стремлению к ценам индустриально развитых стран мира; формированию новых современных форм торгового обслуживания; интенсивному развитию рекламной деятельности; переоснащению материально-технической базы торговли и сферы услуг на основе нового оборудования, информационных технологий, автоматизации управления товародвижением и др.
кредитную систему, не участвуют в кругообороте товарных и денежных ресурсов региона.
Потребительский рынок является важным фактором экономического роста региона. Доказательством этому может служить тот факт, что четвертая часть (25,6 %) валового регионального продукта области в 2009 г. формировалась в сфере оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, по сравнению с 15,1 % в промышленном производстве [3, с. 24].
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2009 г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения) 11 252,8 12 091,5 13 592,3 112,4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника 10 296 11 606 12 624 108,8
Средний размер назначенных пенсий 4102,7 5567,2 6817,6 122,5
Рассмотрев общую структуру потребительских расходов населения Тамбовской области в 2010 г. (табл. 2), автор делает следующие выводы:
Таблица 2
Структура использования денежных доходов населения Тамбовской области, за 2008-2010 гг.
(в %)
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Денежные доходы 100,0 100,0 100,0
из них использовано на: покупку товаров и оплату услуг 73,3 73,5 71,5
из них на: покупку товаров 58,7 58,2 56,4
оплату услуг 14,6 15,3 15,1
оплату обязательных платежей и взносов 6,3 6,3 6,1
сбережения 5,3 8,6 9,7
из них во вкладах и ценных бумагах 1,2 3,3 5,0
покупку валюты 2,2 1,5 0,9
прирост (+), уменьшение (-) денег на руках 12,4 10,1 11,8
Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Тамбовской области. В последние годы розничная торговля, по данным Тамбовстата, постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных видов экономической деятельности региона.
В этом активно растущем секторе экономики занято около 25 тыс. чел. или 8,4 % от общей численности занятых. При этом важно, что уровень износа основных фондов в отрасли не превышает 15 %, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики региона в целом, где аналогичный показатель составляет почти на 42 процентных пункта больше.
Строительство торговых комплексов - один из самых бурно развивающихся секторов, создающий предпосылки для активного развития торговли, укрепления внутреннего рынка, развития рыночной конкуренции и высокого уровня обслуживания покупателей. На развитие розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), включая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, в 2010 г. было направлено 809,1 млн руб. (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности), что выше уровня 2009 г. на 9,6 % (в сопоставимых ценах) [2, с. 98].
Отрасль отличается также высокой долей частной собственности, оцениваемой в 94 %, и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.
В последние 10 лет (не считая 2009 г.) потребительский рынок товаров Тамбовской области развивается быстрыми темпами - в среднем
10,1 % прироста ежегодно (табл. 3).
Таблица 3
Динамика оборота розничной торговли Тамбовской области за 2000-2010 гг.
(млн руб.)
По данным Тамбовстата за 2010 г. оборот розничной торговли через все каналы реализации
составил 98,3 млрд руб., что в товарной массе на 4,1 % больше, чем в 2009 г. (в целом по России прирост составил 4,4 %, в среднем по областям ЦФО - 7,0 %), против снижения на 6,0 % в 2009 г. По индексу физического объема оборота розничной торговли среди областей, входящих в ЦФО, Тамбовская область в 2010 г. занимает 16 место [1].
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, вырос на 5,6 %, непродовольственными товарами - на 2,5 %.
В 2010 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров сложился по 50,0 % соответственно.
Оборот розничной торговли в 2010 г. на 84,3 % формировался за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предприятиями вне рынка, что на 0,8 процентных пункта выше 2009 г.
В 2010 г. оборот розничной торговли на душу населения составил 89,8 тыс. руб., против
82,2 тыс. руб. в 2009 г.
Среди регионов ЦФО Тамбовская область в 2010 г. по обороту розничной торговли на душу населения занимала 9 место (в 2009 г. - 7 место) [1, с. 61].
Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. Предпосылкой сохранения активного роста потребительского спроса будет сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов населения.
За 2010 г. реальные располагаемые доходы населения области увеличились на 6,8 %, а оборот розничной торговли - на 4,1 % (в 2009 г. реальные располагаемые доходы населения снизились на 5,4 %, а оборот розничной торговли - на 6,0 %). Таким образом, можно сделать вывод, что экономика региона стала более потребительски ориентированной.
Начиная с 2000 г., благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, начала меняться и структура потребления (табл. 4).
Во-первых, как видно из таблицы 4, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, рыбы, молока, фруктов, ягод, тогда как картофель и хлебные продукты, игравшие до 2005 г. заметную роль в рационе населения, постепенно уступали свои позиции.
Годы Оборот розничной торговли - всего В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
2000 13795,1 -
2001 17011,1 106,3
2002 20004,5 106,2
2003 23828,3 108,1
2004 29400,0 112,1
2005 38831,9 120,4
2006 48268,5 114,5
2007 62610,3 119,3
2008 85132,1 118,1
2009 89859,4 94,0
2010 98311,1 104,1
Таблица 4
Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах Тамбовской области за 2005-2010 гг.
(в среднем на потребителя в год, кг)
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Все домашние хозяйства
Хлебные продукты 122,3 116,8 110,0 106,7 104,1 99,6
Картофель 97,5 91,1 88,7 84,5 84,1 81,3
Овощи и бахчевые 78,7 78,1 77,3 78,7 81,7 87,3
Фрукты и ягоды 35,7 36,1 42,9 37,1 43,0 43,9
Мясо и мясопродукты 57,0 54,8 60,3 59,7 59,9 63,0
Молоко и молочные продукты 225,6 233,8 223,6 242,5 265,6 237,6
Яйца, шт. 221 211 198 207 199 201
Рыба и рыбопродукты 15,4 16,5 16,0 17,5 18,2 19,0
Сахар и кондитерские изделия 27,0 26,6 26,8 26,9 26,6 28,0
Масло растительное и другие жиры 10,6 9,6 8,9 9,2 9,7 9,3
Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем стала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 3,7 % в 2000 г. до
1,6 % в 2010 г. Причем, если в 2000 г. рост благо-
состояния в большей степени способствовал покупкам одежды и обуви, то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов для отдыха и развлечений (табл. 5).
Таблица 5
Динамика товарной структуры оборота розничной торговли Тамбовской области
за 1990-2010 гг.
В % к итогу
1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010
Все товары 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия 49,6 43,6 43,6 43,3 39,7 43,8 49,3 50,0
Мясо (включая мясо птицы) 3,9 4,5 4,0 3,2 3,7 3,3 5,2 5,3
Колбасные изделия 4,9 5,2 2,7 3,5 2,7 2,4
Рыба и рыбопродукты 1,5 1,4 0,9 0,9 1,0 0,8 1,0 0,9
Животное масло 1,5 1,2 0,6 0,8 0,5 0,5 0,4 0,6
Растительное масло 0,5 0,6 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4
Молоко и молочные продукты 1,9 1,9 1,1 0,9 1,0 0,9 2,0 2,1
Яйца 1,3 1,4 1,1 1,0 0,7 0,7 1,1 0,9
Сахар 1,9 2,3 1,6 2,1 1,2 1,1 1,4 1,6
Кондитерские изделия 2,7 3,1 1,8 1,5 1,8 1,6 1,6 1,6
Хлеб и хлебобулочные изделия 2,9 5,7 3,7 2,3 1,4 1,4 1,6 1,6
Мука 0,5 1,0 0,6 0,5 0,3 0,4 0,4 0,4
Картофель 0,3 0,4 0,8 0,9 0,7 0,7 2,0 2,0
Овощи 1,3 1,0 1,2 1,7 1,6 1,4
Плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни 2,1 1,3 2,6 1,7 1,4 1,3 1,6 1,6
Табачные изделия - - - - - 0,6 0,7 0,7
Алкогольные напитки 7,3 7,4 10,8 10,2 7,3 5,5 5,9 5,9
Непродовольственные товары 50,4 56,4 56,4 56,7 60,3 56,2 50,7 50,0
Ткани 1,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1
Одежда и белье 6,7 5,5 7,2 5,7 4,3 3,3 3,7 3,7
Трикотажные изделия 2,4 1,0 0,6 0,5 0,8 0,7
Обувь кожаная, текстильная и комбинированная 2,9 1,1 1,2 1,1 0,8 0,9 0,9 0,9
Папиросы и сигареты 1,8 0,8 0,7 0,8 0,8
Легковые автомобили 1,6 3,2 4,5 7,0 9,2 7,8 4,8 4,8
Ювелирные изделия 1,6 0,6 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2
В регионе наблюдается переориентация населения на покупку товаров в магазинах, вследствие чего при увеличении по сравнению с 2009 г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 5,0 %, объемы продажи на рынках упали на 0,9 %. В 2010 г. оборот розничной торговли вещевых, смешанных и продовольственных рынков составил 15,5 млрд руб. или 15,7 % от общего объема оборота розничной торговли против 16,5 % - в 2009 г. [1, с. 50, 56].
Опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Все большее количество жителей региона готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получать серьезные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведет к серьезному снижению внутренних издержек.
Отличительными признаками торговой сетеобразной структуры, создаваемой в целях реформирования и повышения эффективности торговой деятельности, являются: ориентация на определенный тип потребителя или группы товаров, создание формализованной организационной структуры, функциональное назначение которой заключается в обеспечении организационного взаимодействия в сети (управление ресурсами, поставками товаров, маркетинг, реклама и т. д.). Неудивительно, что стремительно растут обороты сетей.
Сохранив свои позиции в кризисный период за счет гибкой ценовой политики (розничный оборот торговых сетей вырос в 2009 г. на 23,1 %, при отрицательной динамике розничного товарооборота по всем хозяйствующим субъектам), в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сетевые структуры увеличили оборот розничной торговли на
25,2 % против 4,1 % по всем хозяйствующим субъектам области.
В истекшем году розничные торговые сети по Тамбовской области формировали в среднем
15,0 % общего оборота розничной торговли, или 33,7 % оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу составил соответственно 15,8 % и 17,6 % [1, с. 59].
Прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2010 г. почти три четвертых (73,7 %) всего оборота розничной торговли; по сравнению с 2009 г. индекс физического объема оборота розничной торговли малых предприятий возрос на 2,7 % (в сопоставимых ценах).
В структуре оборота розничной торговли в 2010 г. отмечалась тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. на 2,5 % в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 5,6 %. С 2008 г. началось постепенное восстановление потребительского спроса, в результате чего доля непродовольственных товаров стабилизировалась. В 2010 г. в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров увеличилась до 50,0 % против
43,1 % в 2008 г.
В 2010 г. тенденция изменения потребительских цен вернулась к докризисному периоду. Так после отмечавшегося в 2009 г. снижения темпов прироста цен на товары в потребительском секторе (6,8% - один из самых низких за весь период наблюдения) в 2010 г. индекс потребительских цен на товары вырос и составил 108,6 %. Потребительские цены на продовольственные товары росли быстрее (на 11,8 %), чем на непродовольственные товары (на 5,2 %).
Отмечается снижение качества товаров, поступивших в 2010 г. на потребительский рынок, таких как: мясо и птица, изделия колбасные, продукция рыбная, сыры, цельномолочная продукция, кондитерские и хлебобулочные изделия, крупа. В основном указанная тенденция наблюдалась по товарам отечественного производства.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что потребительский рынок играет значимую роль как в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения региона, так и в воспроизводственном процессе его экономики. Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка, включающая несколько этапов с возможными
альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической ситуации в регионе.
Литература
1. О состоянии розничной торговли в 2010 году и первом полугодии 2011 года. М., 2011. // Росстат. С. 51.
2. Тамбовская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Тамбов, 2011. // Тамбовстат. С. 32.
3. Черемисина Н. В. Ненаблюдаемая экономика региона: проблемы статистического учета в розничной торговле (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011, № 10.
* * *
ABOUT THE ROLE OF THE CONSUMER COMMODITY MARKET IN REGION ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION)
T. N. Cheremisina
In article the concept of the consumer market of the region, its components and specific functions of system of public reproduction are considered. The author analyzes the main tendencies inherent in a consumer commodity market of the Tambov region, defines its importance and a role in region economy.
Key words: regional consumer commodity market, retail trade, new formats, region economy.