Научная статья на тему 'Экономико-статистический Анализ развития потребительского рынка товаров региона'

Экономико-статистический Анализ развития потребительского рынка товаров региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL CONSUMER COMMODITY MARKET / TURN OF RETAIL TRADE / RETAIL TRADE / REGION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

Цель данной статьи заключается в анализе потребительского рынка товаров региона в современных условиях на основе данных официальной статистики. Для реализации поставленной цели были решены следующие научные задачи: рассмотреть понятие потребительского рынка региона, его составные элементы и специфические функции в системе общественного воспроизводства; проанализировать динамику розничной торговли Тамбовской области; выявить основные тенденции, характеризующие развитие потребительского рынка товаров региона. Объектом исследования является потребительский рынок товаров Тамбовской области. Предметом исследования, в свою очередь, является состояние и развитие секторов розничной торговли региона. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по исследуемой проблеме, официальные материалы Росстата и Тамбовстата. В результате исследования установлено, что потребительский рынок товаров представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом. Проанализированы основные тенденции, присущие потребительскому рынку товаров Тамбовской области, определены его значимость и роль в экономике региона. Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка товаров региона показал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, рынок Тамбовской области находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF CONSUMER COMMODITY MARKET OF THE REGION

The purpose of this article consists in the analysis of a consumer commodity market of the region in modern conditions on the basis of data of official statistics. Authors solved the following scientific tasks for realization of a goal: to consider concept of the consumer market of the region, its components and specific functions of system of public reproduction; to analyze dynamics of retail trade of the Tambov region; to reveal the main tendencies characterizing development of a consumer commodity market of the region. Object of research is the consumer commodity market of the Tambov region. Subject of research, in turn, is the state and development of sectors of retail trade of the region. A theoretical and methodological basis of research is works of domestic and foreign economists, materials of periodicals and Internet resources on the studied problem made, official materials of Rosstat and Tambovstat. As a result of research authors established that the consumer commodity market represents the most important part of modern economy. Exactly here daily requirements of the population realize satisfaction which level, eventually, defines efficiency of functioning of economy in general. Authors analyzed the main tendencies inherent in a consumer commodity market of the Tambov region, defined its importance and a role in region economy. The carried-out monitoring of a state and development of a consumer commodity market of the region showed that, despite deterioration of an economic situation in the country, the market of the Tambov region is in a stage of development and further improvement.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистический Анализ развития потребительского рынка товаров региона»

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ РЕГИОНА

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Цель данной статьи заключается в анализе потребительского рынка товаров региона в современных условиях на основе данных официальной статистики. Для реализации поставленной цели были решены следующие научные задачи: рассмотреть понятие потребительского рынка региона, его составные элементы и специфические функции в системе общественного воспроизводства; проанализировать динамику розничной торговли Тамбовской области; выявить основные тенденции, характеризующие развитие потребительского рынка товаров региона. Объектом исследования является потребительский рынок товаров Тамбовской области. Предметом исследования, в свою очередь, является состояние и развитие секторов розничной торговли региона. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по исследуемой проблеме, официальные материалы Росстата и Тамбовстата. В результате исследования установлено, что потребительский рынок товаров представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом. Проанализированы основные тенденции, присущие потребительскому рынку товаров Тамбовской области, определены его значимость и роль в экономике региона. Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка товаров региона показал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, рынок Тамбовской области находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок товаров, оборот розничной торговли, розничная торговля, экономика региона

Современные рыночные преобразования в торговой деятельности страны обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли-продажи, высокого уровня конкуренции, как в целом, так и по регионам России.

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения. Вместе с тем, сфера торговли тесно связана с другими видами деятельности, выступает ориентиром при выборе направлений развития производства и связующим звеном в доведении товаров и услуг до потребителя, выполняет социальные задачи, формирует основы стабильности экономики. Это также важная сфера занятости населения в условиях рынка.

Одним из основных макроэкономических показателей потребительского рынка является оборот розничной торговли. Его объем, динамика, струк-

тура входят в число показателей, характеризующих экономический потенциал, как страны, так и регионов. По нему строятся всевозможные сопоставления. Оборот розничной торговли является базовым показателем для формирования объема конечного потребления при расчетах ВВП методом конечного использования.

Целью функционирования регионального потребительского рынка товаров является максимальное удовлетворение потребностей населения данной территории в товарах на основе максимального использования товарно-денежных отношений через рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения и обеспечение эффективного развития функционирования регионального воспроизводственного процесса.

Торговля вносит весомый вклад в экономику региона. Доля торговли в валовой добавленной стоимости Тамбовской области составляет четвер-

тую часть, каждый шестой рубль в налоговых поступлениях в бюджет региона обеспечивает торговля. Торговля - лидер среди других видов экономической деятельности экономики региона по числу созданных рабочих мест: общая численность занятых составляет около 10 % от всего занятого населения Тамбовской области [1]. Кроме того, в данной сфере региона занято более 15 тысяч индивидуальных предпринимателей [2].

Розничная торговля в своем развитии на протяжении последних лет проходила этапы, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, степенью и условиями конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг, однако непосредственно связан с общей экономической ситуацией в стране.

Так, вследствие мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., в 2009 г. произошло снижение оборота розничной торговли. В последующие годы постепенное восстановление потребительского спроса и рост оборота розничной торговли, как в Российской Федерации, так и в Тамбовской области подтвердило, что экономический кризис был преодолен.

В 2010-2013 гг. оборот розничной торговли уверенно увеличивался практически во всех регионах и России в целом.

Однако в 2014 г. российская экономика испытала на себе два потрясения, которые существенно повлияли на ее развитие.

Первое обусловлено интеграцией России в мировую экономику через экспорт природных ресурсов, и, соответственно, ее зависимостью от цикличности мировых сырьевых рынков. Во второй половине 2014 г. цены на нефть снизились более чем вдвое, в результате чего внешнеторговые условия для России ухудшились. Курс рубля снизился на 46 % по отношению к доллару США, что отрицательно повлияло на уже слабую деловую и потребительскую уверенность. В результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса [3, с. 6].

Второе потрясение было обусловлено геополитической напряженностью, которая возникла в марте 2014 г. и стала причиной экономических санкций [3, с. 6].

Несмотря на экономические потрясения, России удалось избежать рецессии. В 2014 г. экономический рост составил 0,6 %, от части благодаря эффекту переноса роста в 1,3 % в 2013 г. Также этому способствовали два фактора [3]:

1) адекватные и своевременные ответные меры правительства и Банка России, которые способствовали стабилизации экономической ситуации;

2) падение цены на нефть и ужесточение санкций началось в конце июля, поэтому их влияние на экономику начало ощущаться только в последнем квартале 2014 г.

В этой связи, на основе предоставленных Там-бовстатом статистических материалов, рассмотрим состояние потребительского рынка товаров в регионе в 1 полугодии 2015 г.

Так, по данным тамбовских статистиков оборот розничной торговли через все каналы реализации в январе-июне 2015 г. составил 82,8 млрд руб., что в товарной массе на 5,9 % меньше, чем в январе-июне 2014 г. [1, с. 89]. Подробная помесячная динамика оборота розничной торговли в 2013-2015 гг. представлена на рисунке 1.

Анализ данных рисунка свидетельствует о снижении оборота розничной торговли Тамбовской области в сравнении со среднемесячными значениями 2012 г. в первые месяцы 2015 г. и о некотором выравнивании ситуации в мае-июне текущего года.

Розничную торговлю нашего региона формируют два канала реализации потребительских товаров - это торговые предприятия (включая индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка) и розничные рынки и ярмарки. Снижение оборота розничной торговли в 1 полугодии 2015 г. наблюдается по всем каналам его реализации (табл. 1) [1, с. 90].

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению доли вещевых, смешанных и продовольственных рынков в обороте розничной торговли. Ритмичный темп жизни вынуждает людей стремиться экономить время и больше заботиться о качестве потребляемых товаров и собственном здоровье, а это, в свою очередь, приводит к тому, что значение рынков в обеспечении населения товарами стало ежегодно снижаться.

Этому также способствовали меры, принимаемые Правительством РФ, направленные на переход от неорганизованного формата торговли к организованному.

В январе-июне 2015 г. оборот розничной торговли Тамбовской области на 91,6 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Доля рынков и ярмарок составила 8,4 % [1, с. 91].

Основными составляющими организованной торговли являются крупные организации и субъекты среднего предпринимательства (35,2 %) и ма-

лые предприятия, включая микропредприятия лей, реализующих товары вне рынка, составила (29,0 %). Доля индивидуальных предпринимате- 27,4 % [1, с. 91].

150 140 130 120 110 100 90 80 -

I I II IV V VI VI VII IX X Я HI I II И IV V VI VI Mil К X М Л I II И IV V VI

2013 г. 2014 г. 2015 г.

-*- оборот розничной торговли тренд

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в Тамбовской области за 2013-2015 гг. (в % к среднемесячному значению 2012 г.) [1, с. 90]

Таблица 1

Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках Тамбовской области

в январе- июне 2015 г. [1, с. 90]

Январь-июнь 2015 г. Июнь 2015 г., в % к

млн руб. в % к январю-июню 2014 г. июню 2014 г. маю 2015 г.

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации 82803,0 94,1 93,8 102,7

в том числе: оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка 75821,5 93,6 93,9 102,7

продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 6981,5 99,3 93,7 101,8

Важным инновационным направлением развития и совершенствования торгующих организаций является сетевая торговля. Объекты сетевой торговли размещаются во всех муниципальных образованиях Тамбовской области, однако концентрация данных объектов в городских округах значительно выше. Наибольшее распространение получили торговые объекты «Магнит», «Семь дней», «Евросеть», «Перекресток», «Европа», «Эльдорадо». Основными характеристиками такого формата является развитая сеть с большим количеством торговых точек, широкий ассортимент предлагаемой продукции.

В качестве индикатора потребительских предпочтений следует отметить изменение товарной структуры оборота розничной торговли, соотношение пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) и непродовольственных това-

ров. О высоком уровне доходов, и соответственно, качестве жизни, населения свидетельствует значительное превышение доли непродовольственных товаров. В структуре оборота розничной торговли Тамбовской области удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия в 1 полугодии 2015 г. составил 49,7 %, непродовольственных товаров - 50,3 % [1, с. 91].

Пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) в январе-июне 2015 г. населению продано на 41,2 млрд руб., непродовольственных товаров на 41,6 млрд руб. По сравнению с соответствующим периодом 2014 г. продажа пищевых продуктов уменьшилась (в сопоставимых ценах) на 8,1 %, непродовольственных товаров -на 3,9 % [1, с. 92].

Продажа алкогольной продукции в абсолютном алкоголе в январе-июне 2015 г. по сравнению

с прошлогодним уровнем уменьшилась на 1,5 %. При этом следует отметить, что продажа винодельческой продукции, напитков слабоалкогольных, пива, напитков пивных и прочей алкогольной продукции увеличилась [1, с. 95].

Как известно, весомую роль в развитии потребительского рынка товаров играет уровень инфляции. Статистика свидетельствует, что за период с января по июнь 2015 г. потребительские цены на товары и услуги выросли на 8,0 %, в том числе на продовольственные товары - на 9,8 %, непродовольственные товары - на 9,6 %, на услуги - на 2,0 % [4].

Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни. В то же время уровень жизни или уровень материального бла-

гополучия характеризуется объемом реальных денежных доходов населения и соответствующим объемом потребления и занимает центральное место в социально-экономической жизни общества.

Изменение денежных доходов населения влияет на соотношение спроса и предложения на рынке потребительских товаров.

Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-июне 2015 г. снизились в сравнении с январем-июнем 2014 г. на 3,7 % (табл. 2) [1, с. 193].

На рисунке 2 представлена динамика реальных денежных доходов населения Тамбовской области в 2014-2015 гг. в процентах по сравнению с декабрем 2013 г. (рис. 2) [1, с. 193].

Динамика реальных денежных доходов населения Тамбовской области в январе-июне 2014-2015 гг. (в %) [1, с. 192]

Таблица 2

2015 г. 2014 г.

к предыдущему месяцу к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему месяцу к соответствующему периоду предыдущего года

Январь 49,1 98,0 53,7 105,8

Февраль 127,2 97,9 127,1 100,3

Март 88,5 93,6 92,5 92,5

Апрель 119,9 97,1 115,5 92,4

Май 93,6 96,0 94,7 116,1

Июнь 107,6 95,6 107,9 102,3

Январь-июнь - 96,3 - 101,5

Рис. 2. Реальные денежные доходы населения Тамбовской области в 2014-2015 гг. (в % к декабрю 2013 г.)

Анализ данных графика наглядно демонстрирует нам снижение реальных денежных доходов тамбовчан на протяжении всего анализируемого периода (за исключением декабря 2014 г.).

Снижение реальных денежных доходов населения в январе-июне 2015 г. по сравнению с январем-июнем 2014 г. повлекло за собой снижение потенциальных возможностей населения в приобретении почти всех видов товаров (табл. 3) [1, с. 209].

В регионе по-прежнему актуальной остается проблема качества предлагаемых населению товаров. При всем разнообразии имеющихся в продаже товаров, качество многих из них не отвечает требованиям стандартов, нормативной документации по качеству, а также безопасности применяемого сырья, материалов и компонентов, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям.

Покупательная способность денежных доходов населения Тамбовской области в январе-июне 2014-2015 гг. [1, с. 208]

Таблица 3

Январь-июнь 2015 г. в % к январю-июню 2014 г. июнь 2015 г. в % к январь-июнь 2014 г. в % к январю-июню 2013 г. июнь 2014 г. в % к

маю 2015 г. июню 2014 г.

маю 2014 г. июню 2013 г.

Продовольственные товары, кг

Говядина 82 93 107 90 116 109 116

Рыба мороженая 160 78 111 80 100 110 101

Масло сливочное 67 102 108 100 84 109 86

Масло подсолнечное 271 84 107 80 125 109 126

Молоко, литров 444 99 106 99 91 108 90

Яйца куриные, штук 3980 85 116 85 99 109 103

Сахар-песок 460 77 109 85 97 105 97

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов 444 95 108 97 107 105 105

Непродовольственные товары, штук

Куртка мужская с верхом из плащевых тканей утепленная 4,5 106 108 102 110 109 114

Пальто женское демисезонное 3,8 103 108 99 103 109 107

Холодильник 0,96 97 108 96 110 108 110

Телевизор цв. изображения 1,10 87 107 85 64 109 65

Бензин автомобильный, литров 664 107 107 106 101 109 102

Это подтверждают данные Территориального сфере защиты прав потребителей и благополучия управления Федеральной службы по надзору в человека по Тамбовской области (табл. 4).

Таблица 4

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок Тамбовской области в 1 полугодии 2015 гг. [1, с. 97]

Забраковано и снижено в сортности товаров, в % к общему объему проинспектированных товаров

отечественных импортных

январь-июнь 2015 г. январь-июнь 2014 г. январь-июнь 2015 г. январь-июнь 2014 г.

Продовольственные товары

Мясо и птица 1,0 0,5 100,0 -

Изделия колбасные 0,04 0,8 5,6 -

Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) 0,4 0,04 28,6 -

Кондитерские изделия 1,5 0,05 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макаронные изделия - 0,2 - -

Хлеб и хлебобулочные изделия 0,1 0,3 - -

Цельномолочная продукция 1,0 4,1 - -

Масло животное 1,2 - 0,8 -

Сыры 0,4 0,03 - -

Забраковано и снижено в сортности товаров,

в % к общему объему проинспектированных товаров

отечественных импортных

январь-июнь 2015 г. январь-июнь 2014 г. январь-июнь 2015 г. январь-июнь 2014 г.

Продовольственные товары

Продукция маргариновая и майонезная 0,2 - - -

Яйцо птицы 4,6 - - -

Безалкогольные напитки и минеральные воды 0,7 - - -

Непродовольственные товары

Изделия трикотажные 2,5 1,8 27,1 11,3

Изделия чулочно-носочные 8,0 - 8,9 9,4

Изделия швейные 43,3 - 42,3 15,8

Обувь кожаная - 30,0 21,1

Изделия кожгалантерейные - - 71,4 26,7

Изделия парфюмерно-косметические - - 12,8 40,3

Мебель бытовая 17,4 - 21,8 10,0

Так, по ряду товаров, поступивших на потребительский рынок в 1 полугодии 2015 г., наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам.

В январе-июне 2015 г. по данным Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области была проведена 331 проверка в розничной торговле, в том числе 124 проверки по юридическим лицам и 207 проверок - у индивидуальных предпринимателей. По итогам проведенных проверок было выдано 248 предписаний и наложено штрафов: «За нарушение правил продажи спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива» на сумму 35,0 тыс. руб., «За нарушение правил продажи отдельных товаров» - 101,8 тыс. руб., «За несоответствие качеству товара» - 139,0 тыс. руб., «За нарушение иных прав потребителей» - 132,5 тыс. руб., «За нарушение порядка ценообразования, обман потребителей, за продажу товаров при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» - 208,0 тыс. руб., «За нарушение правил реализации продукции животноводства, за повторные нарушения реализации в течение года и невыполнение в срок законного предписания» - 45,8 тыс. руб. [1, с. 97-98].

Кроме того, была проинспектирована управляющая рынками компания. По итогам данной проверки вынесено 4 постановления, наложено штрафных санкций на сумму 17,0 тыс. руб. и выдано одно предписание [1, с. 98].

Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка товаров региона показал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, рынок Тамбовской области находится в стадии развития. Состояние и закономерности развития потребительского рынка позволили сделать ряд выводов и обобщений [5]:

- формирование основ рыночной экономики способствовало росту доли розничной торговли в валовом региональном продукте (ВРП) области;

- снижение реальных денежных доходов населения в 1 полугодии 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 3,7 % привело к снижению покупательной способности населения;

- в 1 полугодии 2015 г. наблюдается снижение физической массы оборота розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (в среднем за месяц темп снижения оборота розничной торговли составил 4,5 %);

отмечено укрепление в торговле позиций малого бизнеса. В настоящее время более 2/3 оборота розничной торговли формируется за счет малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарную сеть, или торгующих на рынках;

- население региона отдает предпочтение торгующим организациям, доля продажи товаров на рынках снижается;

- не произошло заметного улучшения качества товаров, поступающих на потребительский рынок области, о чем свидетельствуют результаты проведенных территориальными органами Роспот-ребнадзора проверок.

Таким образом, приведенное исследование свидетельствует о том, что потребительский рынок играет значимую роль как в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения региона, так и в воспроизводственном процессе его экономики. Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров [6, с. 236]. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка,

включающая несколько этапов с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической ситуации в регионе.

Литература

1. Социально-экономическое положение Тамбовской области в январе-июне 2015 года. Доклад. Официальное издание // Тамбовстат. Тамбов, 2015.

2. Потребительский рынок товаров Тамбовской области. Официальное издание // Тамбовстат. Тамбов, 2014. С. 5.

3. Доклад об экономике России. 2015. № 3. Апр. URL: http://www.rer33-rus

4. URL: http://www.gks.ru

5. Черемисина Т. Н. Развитие потребительского рынка товаров Тамбовской области в условиях рыночной экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11. С. 229-236.

6. Черемисина Т. Н. О роли потребительского рынка товаров в экономике региона (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 236.

7. Черемисина Н. В. Совершенствование статистического учета ненаблюдаемой экономики как фактор повышения экономической безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. С. 31-36.

References

1. Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye Tambovskoj oblasti v yanvare-iyune 2015 goda. Doklad. Ofitsial'noye izdaniye [Economic and social situation of the Tambov region in January-June, 2015. Report. Official publication] // Tambovstat. Tambov, 2015.

2. Potrebitel'skij rynok tovarov Tambovskoj oblasti. Ofitsial'noye izdaniye [Consumer commodity market of the Tambov region. Official publication] // Tambovstat. Tambov, 2014. S. 5.

3. Doklad ob ekonomike Rossii. 2015. № 3. Apr. [Report on economy of Russia. 2015. № 3. Apr.] URL: http://www.rer33-rus

4. URL: http://www.gks.ru

5. Cheremisina T. N. Razvitiye potrebitel'skogo rynka tovarov Tambovskoj oblasti v usloviyakh rynochnoj ekonomiki [Development of a consumer commodity market of the Tambov region in the conditions of market economy] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 11. S. 229-236.

6. Cheremisina T. N. O roli potrebitel'skogo rynka tovarov v ekonomike regiona (na primere Tambovskoj oblasti) [About a role of a consumer commodity market in region economy (on the example of the Tambov region)] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 12. S. 236.

7. Cheremisina N. V. Sovershenstvovaniye statisticheskogo ucheta nenablyudaemoj ekonomiki kak faktor povysheniya ekonomicheskoj bezopasnosti [Improvement of the statistical accounting of non-observed economy as factor of increase of economic security] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. S. 31-36.

* * *

ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF CONSUMER COMMODITY MARKET

OF THE REGION

CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The purpose of this article consists in the analysis of a consumer commodity market of the region in modern conditions on the basis of data of official statistics. Authors solved the following scientific tasks for realization of a goal: to consider concept of the consumer market of the region, its components and specific functions of system of public reproduction; to analyze dynamics of retail trade of the Tambov region; to reveal the main tendencies characterizing development of a consumer commodity market of the region. Object of research is the consumer commodity market of the Tambov region. Subject of research, in turn, is the state and development of sectors of retail trade of the region. A theoretical and methodological basis of research is works of domestic and foreign economists, materials of periodicals and Internet resources on the studied problem made, official materials of Rosstat and Tambovstat. As a result of research authors established that the consumer commodity market repre-

sents the most important part of modern economy. Exactly here daily requirements of the population realize satisfaction which level, eventually, defines efficiency of functioning of economy in general. Authors analyzed the main tendencies inherent in a consumer commodity market of the Tambov region, defined its importance and a role in region economy. The carried-out monitoring of a state and development of a consumer commodity market of the region showed that, despite deterioration of an economic situation in the country, the market of the Tambov region is in a stage of development and further improvement.

Key words: regional consumer commodity market, turn of retail trade, retail trade, region economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.