Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы развития потребительского рынка региона'

Современные тенденции и проблемы развития потребительского рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1404
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РЕГИОНА / ОТРАСЛЬ ТОРГОВЛИ РЕГИОНА / СЕКТОР РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / СЕКТОР ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ / ОБЪЕКТЫ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА / СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анненкова Алла Анатольевна, Артемьева Людмила Владимировна

В статье рассмотрены тенденции развития потребительского рынка в Орловской области в посткризисный период. Выявлены проблемы, свойственные современному периоду функционирования потребительского рынка, и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы развития потребительского рынка региона»

УДК [332.1:339](470.319)

АННЕНКОВА А.А., Современные тенденции и АРТЕМЬЕВА Л.В. проблемы развития

потребительского рынка региона

В статье рассмотрены тенденции развития потребительского рынка в Орловской области в посткризисный период. Выявлены проблемы, свойственные современному периоду функционирования потребительского рынка, и их причины.

Ключевые слова: потребительский рынок региона, отрасль торговли региона, сектор розничной торговли, сектор оптовой торговли, объекты сетевого ритейла, система потребительской кооперации.

Эффективность развития регионального хозяйства зависит не только от реального сектора экономики, но и от формирования развитой системы региональных рынков и рыночной инфраструктуры. Ее развитие позволяет значительно увеличить объем валового регионального продукта, налоговых поступлений в региональный бюджет, обеспечить высокий уровень занятости населения и т.п. Формирование цивилизованного потребительского рынка включает в себя структурные изменения как в производстве, так и в сферах обращения и потребления товаров. Этому процессу должна способствовать разработка долгосрочной концепции развития регионального потребительского рынка, реализация которой должна определяться с учетом особенностей социально-экономической ситуации в регионе.

Современный потребительский рынок региона имеет устойчивое состояние, и его следует охарактеризовать как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью объектов торговли и общественного питания.

Инфраструктура сферы торговли в Орловской области расширяется. Так, к 2011 году она представлена: 3924 объектами стационарной розничной торговли (темп роста к 2009 году - 104,6 %), из них 777 - продо-

вольственных, 1234 - смешанных, 1913 -непродовольственных; 13 рынками и 33 ярмарками более чем на 10 000 торговых мест; 954 объектами мелкорозничной торговой сети (темп роста к 2009 году - 122%).

В развитие инфраструктуры отрасли в 2010 году привлечено инвестиций в объеме более 739 миллионов рублей, что позволило открыть 349 новых и реконструировать 96 действующих объектов торговли.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в стационарной торговой сети, удельный вес которых в 2010 году достиг 88,9% (2009 год - 88,4 %) от объема оборота розничной торговли.

На потребительском рынке области развиваются прогрессивные формы торгового обслуживания населения. По методу самообслуживания работают 560 магазинов (в 2009 году - 508), из них - 241 в сельских муниципальных районах (в 2009 году - 204).

Обеспеченность населения региона торговыми площадями в 2010 году составила 522,33 кв. м при расчетном нормативе 464,04 кв. м на 1 тысячу жителей.

В сфере торговли и общественного питания области занято более 41 тысячи

человек. За 2010 год создано дополнительно 1956 рабочих мест.

Рост розничной торговли базируется на изменении уровня жизни населения, обусловленном стабильной экономической ситуацией в регионе, положительной динамикой роста реальных располагаемых доходов населения по сравнению с 2009 годом на 14% (реальная начисленная заработная плата в 2010 г была на 5% выше, чем годом ранее).

В 2010 году общий объем товарооборота розничной торговли и общественного питания Орловской области достиг 64,6 млрд. рублей, что на 16,4 % выше уровня 2009 года. Как следует из данных, приведенных на рисунке 1, последствия финансово-экономического кризиса не слишком сильно сказались на розничном рынке региона. Вместе с тем наблюдается снижение темпов прироста розничного товарооборота с 36% в 2008 г. до 18% в 2010 году.

ОбОрОТ РОЗНИЧНОЙ торговли ПО Орловском области за пор иод ? С С 6," 0:0 гг., млн. рублем [н фактически действовавших ценах)

2006г. 200? г. 200Вг 2005| 2010'г

Рисунок 1 - Динамика розничного товарооборота по Орловской области за период с 2006 по 2010 год.

Товарооборот в расчете на одного жителя области за 2010 год составил 79 507 рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 17%.

Оборот розничной торговли оценивается в сумме 62,3 млрд. рублей, его рост в товарной массе составил 109,7% к уровню 2009 года.

В макроструктуре общего объема розничного товарооборота на долю продуктов питания приходится 46,2% (28,8 млрд. руб-

лей). Непродовольственные товары занимают большую долю - 53,8% (33,5 млрд. рублей). При этом темп роста в сопоставимых ценах по обороту продуктов питания составил 111,3%, непродовольственных товаров - 108,3%.

Наряду с изменениями абсолютных величин объема оборота розничной торговли происходило изменение и его структуры в разрезе хозяйствующих субъектов (рисунок 2). Доля торгующих организаций возрастала из года в год и составила в 2010 г. более 70% всего оборота розничной торговли. Удельный вес оборота индивидуальных предпринимателей колеблется по годам и в 2010 г. составил 16,7%, т.е. сопоставим с показателями 2006 г.

Доля оборота розничных рынков и ярмарок снижалась с 2007 г Это связано с их реорганизацией в связи с введением в действие Федерального закона от 30.12.2006 г № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

■ оборот [ЮвиЛчмОн юргооли ЮргуЮчЦНК ор! ЛнЩЛ цьНн И ШЦЦЛ ЛД^^Л |.м** 1 ПрСЛЛрнр.иЧ.П^ЛОн ПнГ рынка

Рисунок 2 - Структура розничного товарооборота по Орловской области в разрезе хозяйствующих субъектов.

Оборот розничных рынков и ярмарок области в 2010 году составил 6,9 млрд. рублей с увеличением темпов роста в сопоставимых ценах на 3,8%. Наибольший удельный вес продаж указанного сектора торговли приходится на непродовольственные товары 62,1% (4,2 млрд. рублей), тогда как на продукты питания - 37,9% (2,6 млрд. рублей). Доля розничных рынков и ярмарок в

Структура оборота розничной торговли Орловской области в разрезе хозяйствую тик субъектов, млн.руб.

общем объеме товарооборота розничной торговли области в 2010 году составила 11,1%, тогда как в 2009 г - 11,6%.

Сектор оптовой торговли в посткризисный период развивался менее стабильно в отличие от розничного (рисунок 3). Так, в 2009 году оптовый товарооборот снизился на 21% по сравнению с 2008 г.

Товарооборот оптовой торговли по Орловской области в 2010 году вернулся на докризисный уровень и составил 43,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11% больше, чем годом ранее.

Рисунок 3 - Динамика оптового товарооборота по Орловской области за период с 2006 по 2010 годы.

В 2010 году организациями, осуществляющими торговую деятельность на территории региона, было уплачено в консолидированный бюджет 3179,8 тыс. рублей. Удельный вес отрасли торговли в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 2010 год составил 19,1%.

В 2011 году положительные тенденции динамики развития сферы торговли и общественного питания в Орловской области сохраняются.

В регионе активно развиваются объекты торговли сетевого ритейла: сеть продовольственных гипермаркетов «ЛИНИЯ» и Мега-комплекс «ГРИНН» ЗАО «Корпорация «ГриНН», «Магнит» Орловского филиала ЗАО «Тандер», супермаркет «Европа-24» -филиал ООО «Европа», сеть супермаркетов

товаров для дома «Уюттера» ООО «Плане-таСтрой», ОАО «Детский мир» - крупнейшей российской компании в сфере розничных продаж товаров детского ассортимента Группа компаний «Детский мир», сеть магазинов фиксированной цены «^ХРЯЮЕ» и т.д.

Наряду с федеральным сетевым ритей-лом активно развиваются региональные сети: ООО «ТД «Орловский каравай», ООО «МАН», ЗАО «Паллада торг», ООО «Продуктовая лавка», ООО «Аквилон», ООО «Перспектива», ООО «ЮНИТ», ООО «Торгсеть», магазины «Дары моря» ИП Коняшин К.П., ООО «Тросна», ОАО «База строительных товаров», ООО «Эдем», группа компаний «Возрождение», оказания полного спектра услуг автомобильного бизнеса и др.

Важнейшей структурой, обеспечивающей товарами сельских жителей региона, является система потребительской кооперации ОПО «Союз Орловщины».

Потребительская кооперация области обслуживает более 313 тысяч человек, проживающих в сельской местности, в том числе 35,3 тыс. человек являются её пайщиками.

За 2010 год розничный товарооборот по системе потребкооперации достиг 2,4 млрд. рублей с темпом роста к уровню 2009 года в сопоставимых ценах 115,2%; оптовый товарооборот - 170,8 млн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах увеличился на 33,1%.

На базе потребительских обществ созданы и действуют 17 сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровней.

Привлечение банковских кредитов, займов сельскохозяйственного кредитного кооператива ОПО «Союз Орловщины», заемных средств от населения позволило инвестировать в потребительскую кооперацию за период с 2006 по 2010 год 468 млн. рублей, в том числе в развитие торговли и общественного питания направлено 60% этих средств.

В рейтинге Центросоюза среди 70 потребительских союзов в 2010 году потребительская кооперация Орловской области занимает 12-е место.

Таким образом, торговля проявила себя как одна из динамичных сфер региональной экономики. Развитие потреби-

тельского рынка области осуществляется в тесной увязке с социально-экономическими преобразованиями, намеченными органами государственной власти области и предусмотренными в региональных целевых программах.

Вместе с тем в развитии потребительского сектора региона существуют проблемы, свойственные посткризисному периоду как федерального, так и регионального уровней. Среди них:

1. Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности на федеральном уровне. Так, существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых наблюдается излишнее регулирование, не обязательное для достижения целей государства и региона по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей. Например, это запрет на размещение в жилых зданиях площадей более 1000 кв. м, в то время как современные строительные технологии позволяют избежать превышения разрешенного шума. Дополнительной проблемой является также запрет на учет в себестоимости товаров потерь, понесенных продавцом в процессе осуществления своей операционной деятельности, таких, например, как бой тары при транспортировке и складировании.

2. Недостаточность государственного регулирования отдельных видов торгово-посреднического предпринимательства. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации чаще проверяют деятельность крупных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.

3. Недостаточное инфраструктурное обеспечение развития объектов торговли.

Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги,

склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

Наблюдается низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Подобная ситуация не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров в отдельные районы региона, нарушает процесс товарообмена между районами и другими регионами, тесно связанными торговыми отношениями, создает угрозу дефицита и приводит к росту цен на отдельные группы товаров. В некоторых случаях высокие затраты на доставку приводят к тому, что содержать торговые точки в некоторых районах становится экономически нецелесообразным, что снижает обеспеченность населения торговыми площадями, ухудшает качество жизни и увеличивает нагрузку на государственный бюджет. Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.

Отсутствуют устойчивые прямые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли (особенно небольшими локальными игроками).

Недостаточен уровень развития кооперации среди малых производителей и малых организаций торговли; наблюдается большое число посредников.

4. Кадровый дефицит.

Фактором дефицита квалифицированных кадров среднего звена является не-

эффективность программ обучения торговым специальностям в российских вузах. Ключевыми факторами дефицита сотрудников более низкой квалификации являются социальная непрестижность рабочих профессий в торговле, низкие зарплаты и социальные гарантии (отсутствие таковых). Ограничение на развитие современных форматов торговли может привести к замедленному развитию розничного сектора.

Требуется введение стимулирующих механизмов для привлечения частных инвесторов в сферу развития базовой инфраструктуры.

5. Недостаточная привлекательность для бизнеса развития сферы торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.

Значительное количество населенных пунктов на территории РФ в целом и в Орловской области в частности относится либо к малопривлекательным для развития розничной торговли (высокие риски того, что возврат на инвестированный капитал будет ниже стоимости капитала), либо к полностью непривлекательным (невозможно в нормальных рыночных условиях получать операционную прибыль). Эта проблема обусловлена двумя факторами: недостатком инфраструктуры и низким уровнем платежеспособного спроса в данных населенных пунктах (низкая плотность населения и низкий уровень доходов населения). Обеспечение жителей таких территорий доступом к товарам является одной из важных задач государственной политики по отношению к сектору торговли.

Актуальным в 2010 году для предприятий сферы торговли было приведение торговой деятельности в соответствие с положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В рамках реализации положений этого закона органами исполнительной власти региона осуществляются следующие меры:

- определен уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой деятельности - Департамент экономики Орловской области (в соответствии с постановлением Правитель-

ства Орловской области от 7 июня 2010 года № 185 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"»;

- проводится информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара, осуществляется мониторинг экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории региона;

- разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Орловской области, в том числе для входящих в ее состав муниципальных образований;

- в сети Интернет в информационной системе «Портал Орловской области -публичный информационный центр» размещены необходимые информационные ресурсы;

- осуществляются меры поддержки российских, в том числе региональных, товаропроизводителей:

- осуществлялось взаимодействие с вузами г. Орла по вопросам разработки инновационных продуктов питания функционального назначения с использованием отечественного сырья, внедрения их в производство на предприятиях региональных товаропроизводителей и наполнения потребительского рынка области новыми видами продовольственных товаров.

- создан Межведомственный координационный совет по вопросам развития торговой деятельности при Правительстве Орловской области;

- осуществляется мониторинг средних розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости и их изменений с целью выявления отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а также объектов торговли, в которых отмечается рост розничных цен на эти товары не менее чем на 30%;

- анализируются причины роста цен, и вырабатывается комплекс мер по недопу-

щению необоснованного роста розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

Таким образом, сфера торговли Орловской области в настоящее время является многофункциональной, многоуровневой, инвестиционно привлекательной отраслью экономики региона. Она выполняет важные экономические и социальные функции, в том числе по поддержанию достойного уровня жизни населения, занятости, развитию малого предпринимательства и ряду других задач по обеспечению экономической стабильности региона. На сектор торговли и сферу услуг финансово-экономический кризис оказал не столь значительное влияние, как, например, на банковский. Об этом свидетельствует положительная динамика та-

ких показателей, как розничный и оптовый товарооборот, прирост числа хозяйствующих субъектов, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Список литературы:

1. Пилипцова Г.В. Приоритеты государственного развития предпринимательства в сфере услуг// Российское предпринимательство. 2009. № 5 (1).

2. Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

3. Чирихин С.Н. Развитие торговой инфраструктуры как направление регулирования розничного продовольственного рынка региона// Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 38 (173).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.