Научная статья на тему 'Современное состояние конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в Российской Федерации и республике Татарстан'

Современное состояние конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в Российской Федерации и республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РЕГИОН / ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насретдинов И.Т.

Усиление конкуренции на потребительском рынке обуславливает, по мнению автора статьи, необходимость управления конкурентоспособностью торговой отрасли страны, региона. Социальную миссию в торговой отрасли России выполняет потребительская кооперация. Отмечено, что роль потребительской кооперации в торговой отрасли состоит в том, чтобы способствовать товаропроизводителям в их воспроизводственном развитии и повышении эффективности торговли на основе кооперативных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в Российской Федерации и республике Татарстан»

18(153) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО КОМПЛЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН

И. Т. НАСРЕТДИНОВ,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, ректор Казанского кооперативного института

Усиление конкуренции на потребительском рынке обуславливает, по мнению автора статьи, необходимость управления конкурентоспособностью торговой отрасли страны, региона. Социальную миссию в торговой отрасли России выполняет потребительская кооперация, которая в настоящее время имеет низкую конкурентоспособность. Отмечено, что роль потребительской кооперации в торговой отрасли состоит в том, чтобы способствовать товаропроизводителям в их воспроизводственном развитии и повышении эффективности торговли на основе кооперативных взаимосвязей.

Ключевые слова: конкурентоспособность, торговая отрасль, потребительская кооперация, регион, торговый комплекс.

Своевременная российская экономика представляет собой совокупность сложных, неустойчивых и противоречивых процессов, которые затронули все отрасли национальной экономики, в том числе и торговлю. В этой связи создание эффективно функционирующей и конкурентоспособной отрасли торговли в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики регионов.

Постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и пред-

ложения на различные товары, наблюдающиеся в стране и регионах, обусловливают необходимость формирования в структуре торговой отрасли системы управления конкурентоспособностью, которая могла бы адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов торговли и т. д. В связи с этим возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий отрасли.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли. В Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах темпы прироста оборота розничной торговли превысили среднероссийский показатель (на 2,5—5,9%). В 25 регионах России, включая автономные округа, в 2008 г. отмечается более чем 20%-ный прирост объема. На 7 субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург,

□ Прирост оборота розничной торговли

] Прирост оборота общественного питания

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли и общественного питания в 2005 (в процентах к предыдущему году)

Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Тюменскую области и Краснодарский край приходилось 43,2% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву — 19 % [2].

Во всех субъектах Российской Федерации наблюдался рост оборота розничной торговли. Наибольшее его увеличение (на 20 % и более по сравнению с 2006 г.) отмечено: в республиках Да-

Млрд руб.

400

350

250

100

-2008 гг.

■ Оборот розничной торговли в январе-декабре 2008 г. -Темпы роста оборота, в %

Рис. 2. Оборот розничной торговли в регионах Поволжского федерального округа в январе—декабре 2008 г., темпы роста оборота, %

гестан, Башкортостан, Марий Эл, Алтай, Татарстан, Хакасия, Чеченской Республике; Краснодарском крае, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Липецкой, Омской, Орловской, Московской, Рязанской, Ростовской, Тульской, Ульяновской, Ленинградской, Оренбургской, Тюменской, Курганской областях; Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

На потребительском рынке Республики Татарстан в 2008 г. сохранялись высокие темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания, торговая инфраструктура продолжала развиваться (рис. 2).

По данным Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, оборот общественного питания в 2008 г. составил 20 460,2 млн руб., или 109,5 % (в сопоставимых ценах) к январю-декабрю 2007 г. [3].

Оборот розничной торговли % Республики Татарстан в январе-

декабре 2008 г. составил 369 299,3 млн руб., что в товарной массе на 19,9% больше, чем в соответствующем периоде 2007 г., в том числе в декабре оборот на 6,2 % превысил уровень декабря

2007 г., составив 36 199,5 млн руб. Оборот розничной торговли на душу населения в январе-декабре

2008 г. составил 98 174 руб. [1]. По объему оборота розничной торговли Республика Татарстан по итогам января-декабря 2008 г. заняла третье место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая Самарской области и Республике Башкортостан.

В целом по Республике Татарстан динамика объемов продаж на протяжении 2008 г. имела устойчивый характер. По показателю среднемесячного

оборота розничной торговли на душу населения в 2008 г. республика находится на 4-м месте в Приволжском федеральном округе с показателем 98,0 тыс. руб.

Почти 90 % оборота розничной торговли республики формируется в городах, только в г. Казани сосредоточено 59 % товарооборота.

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в целом по республике по итогам 2008 г. составляет 560 м2 (в 2007 г. — 539 м2), в среднем по городам — 696 м2 (679 м2), в том числе по г. Казани — 813 м2, в районахреспублики — 281м2 (252 м2).

По данным за 2008 г., представленным администрациями городов и районов Республики Татарстан, количество работающих на торговых предприятиях республики составило 212,2тыс. чел., среднемесячная заработная плата на предприятиях розничной торговли республики составила 6 643 руб., что в сравнении с 2007г. на 33 % больше [1].

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-декабре 2008 г. составил 45,6 %, непродовольственных товаров — 54,4 %.

В то же время во многих, преимущественно сельских районах республики, в структуре продаж доля продовольственных товаров занимает более 70%: Ютазинском, Кукморском, Черемшанском, Р. Слободском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Пестречинском, Атнинском, Буинском, Тукаевс-ком и Кайбицком.

Источниками формирования товарных ресурсов в республике являются поставки предприятий промышленности местных производителей (63 %), производителей Российской Федерации (33%), а также импорт (4 %).

При этом в среднем в Республике Татарстан доля продукции местных производителей составляет более 70 % в структуре продаж хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля, капусты, моркови, свеклы, говядины, свинины, яиц, творога, сметаны, масла животного, молокаи кисломолочных продуктов, сахара, колбасныхизделий, муки пшеничной (рис. 3).

Доля республиканских производителей в формировании продовольственных товарных ресурсов в городах и районах республики различается. Так, если обеспеченность продукцией, входящей в состав потребительской корзины, за счет местного производства в целом по республике составляет 71,4% (в 2007г. — 63,8%), а в сельских районах республики — 78,2% (78%), то рассчитанный по 14 городам Республики Татарстан этот показатель составил 68,1 % (67,9%).

Также различна и доля продукции, произведенной в республике, в обороте и ассортименте крупных торговых сетей. Так, лидируют «Эдельвейс», «Народный», «Пятерочка». Самый низкий показатель уторговыхсетей «Реал», «Метро», «Эссен».

Исторически ведущая роль в торговом обслуживании республики принадлежала торговле потребительской кооперации. В силу объективных причин государство оказывало финансовую поддержку, реализуя товары и услуги совместно с потребительской кооперацией. Развитие коммерческого предпринимательства не решает данную проблему в силу низкой экономической эффективности. Во многих отдаленных и малонаселенных сельских территориях России потребительская кооперация остается единственной системой, обслуживающей местное население. Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации России за 2008 г. составил 183 млрд руб. На предприятиях системы работают около 300 тыс. чел.

Торговые организации потребительской кооперации, выполняя социальные задачи, с одной стороны, функционируя в условиях жесткой конкуренции — с другой, пытаются решить проблему поддержания достаточного уровня конкурентоспособности.

Экономика потребительской кооперации включает в себя несколько отраслей и подотраслей. Традиционными среди них являются: торговля; общественное (массовое) питание; закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья; производство товаров народного потребления; подсобное сельскохозяйственное производство; производственные и бытовые услуги; строительство; транспорт; внешнеторговые операции.

Ведущая роль принадлежит торговле, производственной и закупочной деятельности, причем

71,2

71,4

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Рис. 3. Изменение доли продукции республиканских производителей в реализации товаров в районах Республики Татарстан в 2003-2008, %

80 -1

79,5

79

78,5

к 78

о а 77,5

77

76,5

76

79,0

78,9

2004 г.

2008 г.

Рис. 4. Доля розничной торговли в совокупном объеме деятельности потребительской кооперации Республики Татарстан

торговля и закупки экономически связывают потребление и производство, промышленность и сельское хозяйство, город и деревню. Данная тенденция наблюдается в большинстве потребительских обществ России.

Торговля — основной вид деятельности организаций потребительской кооперации. Торговый комплекс потребительской кооперации России включает более 50 тыс. магазинов, из них 20тыс. закупают сельхозпродукцию у населения.

В общем объеме розничного товарооборота Российской Федерации на долю потребительской кооперации приходится 4,7 % [4]. Однако, ее удельный вес в продаже социально значимых товаров для сельского населения является доминирующим.

Сегодня доля потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли Республики Татарстан составляет 1,2%. За последние шесть лет данный показатель снизился более чем в два раза (рис. 5).

Конкуренция на сельском рынке имеет свои особенности. Основными конкурентами являются частные предприниматели. В отличие от потребительских кооперативов они в основном не располагают материально-технической базой и арендуют торговые помещения у потребкооперации. Конкуренты не имеют и профессионального кадрового состава. В системе же потребкооперации 32 % работников имеют высшее и среднее специальное образование.

В торговле заняты две трети общей численности работников системы. Данная тенденция закономерна, причем как для

5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

4,4

российской, так и для зарубежной потребительской кооперации.

В последнее десятилетие резко ужесточилась конкурентная борьба в сфере торговли. Условием победы в этой борьбе является возможность использования инвестиций в модернизации торговли, мобильность в концентрации и централизации капитала. Кооперативы же, так как действуют в секторах с преобладанием мелкого товарооборота (и мелких капиталов), не всегда имеют такие возможности, что и предопределяет зачастую конкурентную борьбу за рынки сбыта продукции.

В результате экономические позиции кооперативного движения в целом ослабли. Особенно пострадала потребительская кооперация. Начиная с 1960-хгг. доля кооперативной торговли в общем товарообороте развитых стран продолжает снижаться. В абсолютных величинах кооперативный товарооборот растет, но в относительных, по отношению к частной торговле, сокращается. Доля потребительской кооперации в торговле продовольственными товарами и предметами домашнего обихода в странах Западной Европы и России выглядит следующим образом, %:

Голландия — 2; Германия — 10

Италия — 3; Люксембург — 12

Франция — 4; Швеция — 14

Англия — 8,7; Дания — 26

Норвегия — 25; Россия — 1

Первостепенная задача торгового комплекса потребительской кооперации России сегодня — не остаться в стороне от происходящих перемен. Новая общественно-экономическая среда, сложившаяся

3,7

2,9

2,5

2,1

1,6

1,2

2002

2003

2004

2005 Год

2006

2007

2008

Рис 5. Доля потребительской кооперации в обороте розничной торговли Республики Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в России в результате рыночных преобразований, требует перехода потребкооперации на принципиально новый уровень экономического развития, использование имеющихся конкурентных преимуществ, являющихся непременным условием успешной деятельности в период глобализации.

Роль потребительской кооперации в торговой отрасли состоит в том, чтобы способствовать товаропроизводителям в воспроизводственном их развитии и повышении эффективности торговли на основе кооперативных взаимосвязей.

Потребительская кооперация решает важнейшие задачи в торговом секторе экономики:

• в развитии торговли на основе кооперативного предпринимательства и формировании интегрированных структур;

• в расширении видов деятельности торговли и развитии собственной инфраструктуры путем создания кооперативов;

• в реализации национальных проектов, в том числе по развитию села, посредством создания дополнительных рабочих мест и гарантированного уровня доходов, предоставлении сельским жителям возможности покупки качественных и относительно недорогих товаров первой необходимости и разнообразных услуг. Анализ мировых тенденций развития потребительской кооперации определил два основных направления:

1) отказ от многоотраслевой деятельности и специализация потребительских кооперативов на торговой деятельности;

2) концентрация (укрупнение) кооперативных организаций с целью противостояния мощной конкуренции на основе эффективного централизованного управления и максимальной концентрации финансовых ресурсов.

Потребкооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступив самый выгодный сегмент сельского рынка частным предпринимателям. Доля частной торговли в сельской местности составляет 90 % от общего объема розничного товарооборота.

Основные причины убыточной торговой деятельности заключаются в снижении объемов реализации товаров, недостаточном размере торговой надбавки, росте издержек обращения, отсутствии собственных оборотных средств для закупки товаров, неэффективном использовании торговых площадей, свертывании оптовой торговли.

Основным конкурентоспособным преимуществом на товарных рынках является цена. Для сохранения и повышения конкурентоспособности нужна поддержка внутренних цен на энергоносители и сырье на уровне 40 % от мировых уровней. Однако в России цены на многие виды топлива, сырья и полуфабрикатов, а также тарифы на перевозку грузов оказались выше мирового уровня.

Очевидно, что чем шире в торговых организациях набор конкурентных преимуществ, чем благоприятнее предпосылки для успешной деятельности на товарных рынках, тем более устойчивые позиции может занять кооперативная организация в отдельных сегментах и видах товарного рынка.

Сегодня конкуренция стала реальностью для предприятий системы потребительской кооперации. Произошел резкий спад объемов деятельности в отраслях торговли, заготовок сельхозпродукции и сырья, производства, общественного питания, что привело к потере некогда монопольных позиций.

Конкурентоспособность системы потребительской кооперации России находится в прямой зависимости от конкурентоспособности ее торговой отрасли. Это обусловливает крайнюю необходимость разработки методов и механизмов ее обеспечения.

Список литературы

1. Города и районы Республики Татарстан в цифрах: стат. сборник. Казань: Татарстанстат, 2009.230 с.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации // URL: http: //www. economy, gov, ra.

3. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: комплексный информационно-аналитическийдоклад. Казань, 2009. № 12. 152 с.

4. Центросоюз Российской Федерации //URL: http: //www. rus. coop. ra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.