Научная статья на тему 'Разработка предложений по формированию региональной стратегии развития торговли'

Разработка предложений по формированию региональной стратегии развития торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ СЕТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговской Роман Андреевич

Рассмотрены проблемы предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли на примере одного из субъектов Российской Федерации. Предложен общий механизм формирования региональной стратегии в данной области государственного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of entrepreneurship in the commerce in one of the regions of Russian Federation are considered. The general mechanism to develop the regional strategy for state regulating of this activity is proposed

Текст научной работы на тему «Разработка предложений по формированию региональной стратегии развития торговли»

Данное расширенное определение понятия управления продуктом учитывает различную природу продуктов и особенности современного маркетинга, позволяет определить рамки данной деятельности.

Кроме того, выделены этапы маркетинговой деятельности по управлению продутом, что поможет учитывать особенности ее видов и стадий, в частности — выбрать типовые методы принятия решений для каждого этапа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин И. Когда и зачем проводить маркетинговые исследования // Генеральный директор, 2006, http://www.consult.ru/themes/default/publication. asp?folder=1924&publicationid=372.

2. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №5, http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=24.

3. Гафиуллина Л.Ф. Маркетинг как направление предпринимательской деятельности // Академия управления ТИСБИ. Режим доступа: http://www.tisbi. ru/science/vestnik/2002/issue4/Econ3.html.

4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 620 с. http://www.aup.ru/books/m92/4_7.htm.

5. Завгородняя А.В., Ямпольскач Д.О. Маркетинговое планирование. СПб.: Питер, 2002, 352 с.

6. Займан С. Конец маркетинга, каким мы его знаем. М.: Попурри; 2003, 384 с.

7. Келлер К. Л., Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2006. 816 с.

8. Кленси К. Дж., Крейг П. С., Вольф М. М. Истоки моделированного пробного маркетинга / 4p.ru,

2007, №5, http://www.advertology.ru/article47382. htm.

9. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 719 с.

10. Мешалкина Ю.В. Интернет как источник маркетинговой информации // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №2, http://www.dis.ru/market/ arhiv/2003/2/11.html.

11. Павлов Н.В. Автоматизация обработки документов в учреждении. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 227 с.

12. Фуколова Ю. Десять способов узнать правду // Секрет Фирмы, 2004, http://koi.psycho.ru/biblio/ advert/research/10_sposobov_pravda.html.

13. Харитонов А. Определяя границы CRM. // Intelligent Enterprise, 2007, №7 (163), http://iemag. ru/articles/detail.php?ID=5621&phrase_id=3747.

14. Avlonitis G.J, Papastathopoulou P. Product and Services Management, CA, Sage Publications, 2006. 280 р.

УДК 658.5 : 339.3

Луговской Р.А.

Разработка предложений по формированию региональной стратегии развития торговли

С 1999 года в России формируются предпосылки для активного развития крупных торговых сетей. В связи с этим в прессе стали чаще писать о проблемах розничной торговли. Среди специалистов и журналистов активно обсуждается вопрос о последствиях вторжения западных торговых сетей для экономики нашей страны. Опасения обусловлены, прежде всего,

возможным негативным влиянием доминирования сетевых структур на развитие отечественных производителей товаров. Связано это с тем, что в ассортименте торговых сетей преобладают товары зарубежного производства. Например, в момент появления на нашем рынке турецкой сети "Рамстор" на ее прилавках 85 % товаров были импортными.

Развивающиеся региональные рынки торговых услуг остаются привлекательными для иностранных инвесторов. Торговые сети с иностранным капиталом имеют возможность быстро окупать вложенные средства и наращивать обороты. Региональные органы государственной власти, как правило, активно поддерживают развитие сетевого ритейла вследствие ощутимого его участия в формировании региональных бюджетов. В результате в условиях недостатка бюджетных средств, проблемы малого и среднего бизнеса отходят на второй план.

С оживлением инвестиционного климата в интенсивно развивающихся регионах появились новые возможности для решения социально-экономические проблем, значительная часть которых непосредственно связана с развитием малого и среднего бизнеса. Все очевиднее становиться необходимость реализации продуманной государственной стратегии в сфере торговли, без которой в настоящее время невозможно решение задач повышения качества жизни населения крупного города.

Несмотря на большое количество публикаций, посвященных развитию предпринимательства и государственному регулированию в сфере торговли, на практике мы слишком часто сталкиваемся с недостаточностью мер государственного воздействия или слишком "жесткими" законами, не способствующими нормальному развитию отрасли. Рассмотрим на примере Санкт-Петербурга проблемы формирования региональной стратегии с позиций стейкхол-деров, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании, — общества в целом, регионального правительства, держателей облигаций, кредиторов, акционеров, руководства организаций, сотрудников компании, и, наконец, клиентов. Такой анализ позволяет дополнить информацию, используемую органами государственной власти, для разработки необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность различных организаций в сфере торговли.

Разработка региональной стратегии раскрывает возможности для целенаправленного развития предпринимательства в сфере торговли, повышает точность прогнозных решений, а, следовательно, и качество стратегического планирования организаций, координации ресурсов, привлекаемых для достижения поставленных целей. Обоснованные нормативно-

правовые акты, в конечном счете, обеспечивают перспективу социально-экономического благополучия населения региона.

Региональная стратегия развития предпринимательства в сфере торговли представляет собой совокупность концептуальных подходов к управлению предпринимательской (коммерческой) деятельностью в сфере торговли, разрабатываемых органами региональной государственной власти для определения хозяйствующими субъектами своих целей, формирования корпоративной стратегии и путей ее достижения.

Региональная стратегия должна структурироваться по наиболее острым проблемам функционирования торговли. В рамках крупного, интенсивно развивающегося региона они являются следствием сложного переплетения совокупности взаимообусловленных явлений социальной жизни с разнонаправленным спектром воздействия. Выделим ключевые проблемные зоны развития предпринимательства в сфере торговли на примере крупного мегаполиса — Санкт-Петербурга. Большинство из них в той или иной степени обозначены в дебатах, проводимых научными и общественными организациями, органами государственной власти. Стоит отметить депутатские слушания "Торговля Санкт-Петербурга: состояние и перспективы развития", которые состоялись 19.02.2008 г. и еще раз обозначили необходимость решения существующих проблем на федеральном и региональном уровнях.

• Экспансия транснационального капитала.

Реализация "Концепции развития потребительского рынка СПб" на 2005-2007 годы, утвержденной Правительством СПб № 1420, способствовала неоправданному увеличению влияния крупных торговых сетей (ТС). В результате в 2007 году их доля в товарообороте Санкт-Петербурга составила 81 %, в то время как товарооборот малых предприятий составил лишь 19 %. В конце 2007 года Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что во всем мире соотношение оборотов ТС и небольших магазинов составляет 40 на 60. В Петербурге же аналогичное соотношение оценивается как 70 на 30.

Агрессивное проникновение сетевого формата спровоцировало возникновение множества проблем не только малого предпринимательства в сфере потребительского рынка, но и всего малого бизнеса Санкт-Петербурга.

В результате экспансии сетей Россия рискует полностью утратить контроль над сферой потребительского рынка. Монопольное положение сетей позволяет им блокировать производство отечественной продукции. Не поставляется оборудование и теряется необходимость в инновационных решениях. Производители вынуждены либо работать с импортным сырьем, либо закрывать свой бизнес. Ускоренный рост импорта потребительских товаров сегодня наряду с регулированием правительством цен на газ, электроэнергию, бензин, услуги ЖКХ. Все это приводит к росту средних розничных цен на внутреннем российском рынке и тем самым ускоряет развитие инфляционных процессов. Дополнительными инфляционными составляющими являются рост издержек производителей, дефицит квалифицированной рабочей силы и изношенность производственных фондов. На значительный рост цен в 2007 году сразу же отреагировало Правительство Российской Федерации заявлением Бориса Грызлова: ".. .Сельхозпроизводители цены не поднимают, а поднимают сетевые организации" [5].

Монетарная политика, проводимая Министерством финансов РФ, обуславливает невмешательство государства в экономику. Однако, по мнению многих исследователей, в частности немецкого экономиста В. Ойкен, при всех достоинствах экономики она обладает и существенным недостатком: свободная конкуренция при стихийном развитии порождает монополию и олигополию. Это доказывается практикой, что мы и наблюдаем в Санкт-Петербурге.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), разрабатывает меры антимонопольного регулирования для их включения в проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". По существующему проекту ФЗ планируется снизить порог доминирования торговых сетей на локальных рынках до 15 %. Помимо этого ФАС ищет способы борьбы с private labels — товарами, выпускаемыми ТС под собственной маркой, поскольку в результате ограничивается доступ на рынок поставщиков наиболее востребованных продуктов питания.

Сетевые ритейлеры, разумеется, не поддерживают меры ФАС, направленные на осуществление структурных преобразований. Искусственные ограничения в отношении сов-

ременных розничных форматов, по их мнению, не отвечают рыночной логике и могут привести к развитию неорганизованных форм торговли, росту теневого рынка. Однако становится все очевиднее, что малый и средний бизнес нуждается в защите, особенно со стороны Правительства РФ.

• Ограничение деятельности мелкорозничной торговли.

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.04 № 1885 "О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта" была ликвидирована значительная часть из более чем 1800 остановочных павильонов. При этом далеко не всем предпринимателям предоставили альтернативные места. В соответствии с Постановлением Правительства от 06.09.05 № 1322 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 16.01.03 № 53-ра" практически прекращена деятельность почти 2000 малых предпринимателей в зоне ответственности метрополитена. Их долю рынка занимают сетевые структуры.

Следует отметить, что значительное количество альтернативных мест изначально располагалось в неприемлемых зонах. В результате количество предпринимателей, сумевших получивших альтернативные места по закону и сохранить свой бизнес, исчисляются единицами.

Обозначенные выше проблемы дают возможность сформировать пять стратегических блоков, по которым следует дифференцировать комплекс действий, обеспечивающих достижение национальных приоритетов развития предпринимательства в сфере торговли, а также основные направления стратегического развития самой сферы торговли.

1. Действия Правительства РФ — поддержать предложения Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации об ограничениях в режиме работы, размещении, а также слияний и поглощений, снижении порогов доминирования на региональных рынках в отношении крупных торговых сетей. Кроме этого необходимо уделить внимание техническому перевооружению на государственных сельскохозяйственных предприятиях, не забывая развивать отечественную промышленность для производства собственных тракторов и прочей техники, а также следить и регулярно обновлять технопарк сельхоз предприятий.

2. Действия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

2.1.Ускорить рассмотрение и принятие законопроекта "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в РФ", предусмотрев в нем, в частности:

• аналогичные европейским нормы ограничения деятельности крупных торговых сетей в части режима работы, порядка размещения, вопросов слияния и поглощения, снижения порогов доминирования и др.;

• создание нормативно-правового обеспечения приоритетности малого предпринимательства в сфере потребительского рынка.

2.2.Ускорить принятие проекта Федерального закона №193202-4 "Об особенностях участия малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества" с целью наделения субъектов малого предпринимательства преимущественным правом приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества.

3. Действия региональных правительств — внести изменения и дополнения в существующие законодательные акты и нормативные документы, осуществить разработку новых, создать другие условия, необходимые для развития наиболее востребованных обществом аспектов предпринимательства региона в сфере торговли. Особенно внимание следует уделить дополнительным льготам и созданию условий предпринимателям для развития сельского хозяйства, чтобы отечественные производители могли полностью обеспечить страну сельскохозяйственной продукцией и конкурировать с импортными товарами.

В частности Правительству Санкт-Петербурга:

а. Внести изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.06 №1430 "О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга", предусматривающие возможность как реализации полного ассортимента продуктовых товаров (включая пиво, табачные изделия и алкогольные напитки), так и создания подобных магазинов с непродовольственным ассортиментом товаров первой необходимости, исключив при этом ограничения по площади торговых объектов.

b. Ускорить разработку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании "удобных магазинов" ("магазинов фирменной торговли"), предусматривающего, в т.ч., приоритетную реализацию продукции предприятий местной пищевой промышленности и использование, в первую очередь, в качестве торговых объектов существующих комплексов (зон) мелкорозничной торговли (КМРТ) в зависимости от возможности создания на занимаемых территориях сооружений капитального характера — на основе целевого предоставления земельных участков для преобразования существующих комплексов мелкорозничной торговли в капитальные сооружения.

c. Внести изменения в Перечень критериев (показателей) оценки социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга путем разделения показателей по обеспеченности площадью торговых залов продовольственных и непродовольственных магазинов, а также ввести повышающие показатели:

• по объему продукции, товаров и услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства;

• по совокупному объему средств, вносимых в бюджет Санкт-Петербурга субъектами малого предпринимательства в качестве арендной платы за объекты недвижимости, являющиеся собственностью казны Санкт-Петербурга.

d. Разработать и создать систему социально-потребительского мониторинга структуры торговли в Санкт-Петербурге.

4. Действия органов законодательной власти регионов — обеспечить законодательную поддержку регулирования розничной торговли региона в направлении сформулированных стратегических инициатив.

В частности Законодательному Собранию Санкт-Петербурга:

а. Разработать и принять закон Санкт-Петербурга о регулировании розничной торговли в Санкт-Петербурге, предусмотрев в нем, в частности:

• равенство прав торговых форматов, определение нижних и верхних порогов доли розничного товарооборота сетевой и мелкорозничной торговли;

• меры по поддержке мелкорозничной торговли (включая целевые выделения объектов недвижимости для ее размещения) в целях сохранения конкурентной среды и поддержки отечественных товаропроизводителей.

Ь. В рамках разработки проекта закона Санкт-Петербурга "Об обороте твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге" определить нормы, регламентирующие порядок утилизации и уничтожения некачественной и опасной пищевой продукции.

5. Действия предпринимателей в сфере торговли — в рамках выбранной рыночной ниши обеспечить эффективное функционирование бизнеса с учетом интересов стейкхолдеров, а также требований современных стандартов корпоративной социальной ответственности региона.

К наиболее значимым направлениям такой деятельности относятся:

a. интеграция новых взаимовыгодных видов деятельности предприятий-производителей и торговли, не входящей в крупные торговые сети;

b. развитие сети независимых продавцов;

c. использование дистанционных форм торговли;

d. разработка системы стимулирования и мотивации;

e. объединение в общественные организации и другие союзы.

Мероприятия, перечисленные в рамках каждого блока, детализируются и координируются с учетом возможности взаимной поддержки и непротиворечивости. При таком подходе к формированию региональной стратегии развития предпринимательства обеспечивается комплексность решения стержневых задач в сфере торговли на основе ресурсного синергизма.

Реализация данных предложений позволит задать вектор направления при разработке стратегии развития торговли на федеральном и региональном уровнях, что в свою очередь поможет наиболее эффективно развиваться предприятиям торговли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2004. 352 с.: ил. (Серия "Учебник для вузов").

2. Стратегическое управление организациями: Мировая теория и российская практика: Труды всероссийской научно-практической конференции.

СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 180-182.

3. Юлия Шмидт, Яна Карпова. Неправильное соотношение // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 12.10.2007. № 187.

4. Еженедельный журнал "Итоги" // 21.04.2008 г. № 17 (619). С. 34-38.

УДК 339.187,339.13,339.146,658.8

Самагина О. А.

стратегические факторы повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности

Хлебопекарная промышленность представляет собой важнейший вид деятельности по производству продуктов питания. Данная деятельность способна удовлетворить потребность населения в хлебобулочных изделиях, которые покрывают более 96 % энергетической ценности пищевого рациона. Отечественное производство хлебобулочных изделий создано

более 75 лет назад и в настоящее время представляет собой широкую сеть хлебозаводов и пекарен, обеспечивающих данной продукцией население в любой местности страны. По уровню специализации и концентрации производства, производительности труда, технологии и ассортименту изделий хлебопечение занимает ведущее место среди пищевых производств, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.