4. Боумен К. Стратегия на практике. СПб.: Питер, 2003.
5. Виханскии О.С. Стратегическое управление. СПб.: Экономистъ, 2006.
6. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход СПб.: Питер, 2002. 864 с.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. СПб.: Вильямс, 2007.
8. Минцберг Г. Структурирование организаций. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. С. 254280.
9. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. СПб.: Питер, 2008.
УДК 339.3
Луговской Р.А., Сорокина М.В.
Проблемы и направления формирования стратегии развития
торговли санкт-Петербурга
В настоящее время Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) завершает работу по подготовке проекта мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации.
Указанным проектом предусматривается разработка Минпромторгом к концу 2009 года стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы. Кроме того, данным проектом мероприятий предусматривается доработка проекта Федерального закона "Об основах государственного планирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Принятие такого закона создаст условия для разработки и внедрения стратегии развития торговли как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов (регионов). В противном случае возможна несогласованность нормативно-правовых актов, что может негативно сказаться на развитии потребительского рынка России. Разработкой данного законопроекта занимались три федеральных ведомства: Минпромторг РФ, Минсельхоз РФ и Федеральная антимонопольная служба РФ. В результате несогласованности их действий этот важный документ не попал в утвержденный премьером В. Путиным "План законопроектной деятельности правительства РФ на 2009 год" [9].
Отсутствие до настоящего времени этих нормативных актов усугубило и без того сложную ситуацию в сфере торговли. Катализатором негативных изменений стал мировой финансовый кризис.
В п. VIII "Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" отмечается влияние глубокого финансового кризиса на большинство развитых и развивающихся стран: "Восстановление роста мировой экономики вероятно в долгосрочной перспективе" [1]. При таком прогнозе для преодоления кризисных явлений существенно возрастает значение государственного регулирования.
В настоящее время в России наблюдается спад во всех сферах экономики, не исключение и торговля. Отсутствие четко обозначенных стратегических ориентиров и государственных мер по регулированию данной сферы деятельности уже сейчас приводит к закрытию ряда торговых предприятий. Предприниматели вынуждены думать в первую очередь не о прибыли, а о безубыточности своего бизнеса.
Комплекс проблем, с которыми столкнулся сегодня торговый бизнес, обусловлен рядом следующих факторов:
Во-первых, это агрессивное проникновение сетевого формата, которое спровоцировало возникновение множества проблем не только малого предпринимательства в сфере потребительского рынка, но и всего малого бизнеса Санкт-Петербурга. Реализация "Концепции развития потребительского рынка СПб на 2005-2007 годы" N° 1420, утвержденной правительством Санкт-Петербурга, способствовала неоправданному увеличению влияния крупных торговых сетей. В результате в 2007 году их доля в товарообороте Санкт-Петербурга составила 82%, в то время как товарооборот малых предприятий - лишь 18%. Вследствие экспансии торговых сетей Россия рискует полностью
утратить контроль над сферой потребительского рынка. Монопольное положение сетей позволяет им блокировать производство отечественной продукции. В результате тормозится развитие основных фондов, снижается потребность в инновационных решениях. Производители нередко вынуждены либо работать с импортным сырьем, либо закрывать свой бизнес.
Ускоренный рост импорта потребитель -ских товаров сегодня наряду с регулированием правительством цен на газ, электроэнергию, бензин, услуги ЖКХ приводит к росту средних розничных цен на внутреннем российском рынке и тем самым ускоряет развитие инфляционных процессов. Дополнительными инфляционными составляющими являются рост издержек производителей, дефицит квалифицированной рабочей силы и изношенность производственных фондов. В торговых сетях ("Лента", "Окей", "Карусель") значительная доля товаров - импортные. По данным "Митлэнд Фуд Групп" рынок мясной продукции Санкт-Петербурга на 70% представлен импортом (в среднем по России - на 60%), кроме мяса птицы (70% товарооборота - отечественная продукция). В результате остро встает проблема продовольственной безопасности Санкт-Петербурга. Таким образом, в значительной степени преобладание импорта на потребительском рынке во многом обусловлено низкой результативностью действующей экономической модели, отсталой технической оснащенностью производителей, низкой эффективностью инструментов экономического регулирования в арсенале Правительства РФ [7, 8].
Во-вторых, это отсутствие возможности в результате кризиса использовать в достаточном объеме средства Стабилизационного фонда на развитие отечественной экономики.
В-третьих, это коррупция, которая тормозит нормальное развитие не только сферы торговли, но и всего малого и среднего предпринимательства в целом. На региональном уровне мелкое предпринимательство обладает наиболее благоприятной почвой для распространения коррупции, о чем свидетельствуют результаты опросов в странах с переходной экономикой. Следует особо отметить, что административная коррупция в отношении фирм связана с повышенным уровнем неопределенности, так как при нелегальной трансакции отсутствует механизм принуждения к исполнению условий соглашения. Коррупция, мешающая нормальному развитию предприятий торговли, связана с различными аспектами их деятельности.
Среди них: получение какого-либо разрешения, представление результатов проверки в чьих-либо интересах и др.
В-четвертых, это просчеты, допущенные правительством Санкт-Петербурга в выборе стратегических ориентиров развития торговли города. Среди них можно назвать недостаточно продуманные решения, связанные с ликвидацией остановочных павильонов, без предоставления приемлемых для предпринимателей альтернативных мест. Негативно сказался на развитии малого бизнеса действующий до недавнего времени механизм выкупа арендуемых помещений. Его применение привело, в конечном счете, к тому, что преимущества при выкупе получили крупные предприниматели, скупавшие несколько помещений одним лотом, а следовательно, по более низким ценам. Ситуация сохранялась до декабря 2008 года, пока не был принят закон Санкт-Петербурга "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". Этот закон предоставил возможность малым и средним предпринимателям, долгое время и добросовестно арендовавшим государственные помещения, выкупать их в первоочередном порядке целевым назначением.
В-пятых, это отсутствие эффективных инструментов законодательного регулирования торговли. Следствие этого - трудности, с которыми сталкивается большинство отечественных предприятий при сбыте своей продукции. Тормозится развитие промышленности, обусловленное комплексом нерешенных проблем: низкой инновационной активностью, неэффективным использованием субсидий, недостаточной обеспеченностью современным оборудованием для производства модернизированной продукции, отсутствием стандартов качества, низкими потребительскими характеристиками отечественных товаров. Например, отечественный автопром существенно уступает зарубежным производителям по качеству и комфорту производимой продукции. Существование ряда проблем обусловлено отсутствием должных социально-трудовых условий, не способствующих формированию и наиболее полному использованию имеющихся трудовых ресурсов. Большинство из перечисленных проблем актуально и для сельского хозяйства.
Развитие предпринимательства в сфере торговли в направлении стратегических интересов
общества требует эффективного государственного регулирования. Однако на практике мер государственного воздействия либо недостаточно, либо законы оказываются слишком "жесткими", что не способствует нормальному развитию отрасли. Отчасти причина этого - дефицит теоретико-методологических исследований, несмотря на большое количество публикаций по данной тематике.
Разработка региональной стратегии раскрывает новые возможности для использования потенциала бизнеса в сфере торговли. Повышается точность прогнозных решений, а следовательно, и качество стратегического планирования организаций, координации ресурсов, привлекаемых для достижения поставленных целей. Обоснованные нормативно-правовые акты, в конечном счете, обеспечивают перспективу социально-экономического благополучия населения региона.
Региональная стратегия развития предпринимательства в сфере торговли представляет собой совокупность концептуальных подходов к управлению предпринимательской (коммерческой) деятельностью в сфере торговли, разрабатываемых органами региональной государственной власти для определения хозяйствующими субъектами своих целей, формирования корпоративной стратегии и путей ее достижения. Региональная стратегия должна структурироваться по наиболее острым проблемам функционирования торговли. В рамках крупного, интенсивно развивающегося региона они есть следствие сложного переплетения совокупности взаимообусловленных явлений социальной жизни с разнонаправленным спектром воздействия.
Следует отметить опыт КНР, наглядно демонстрирующий важность развития собственной экономики, в которой поощряются люди, относя-
щиеся к зажиточным слоям населения [5].
На примере крупного мегаполиса - Санкт-Петербурга можно выделить ключевые проблемные зоны развития предпринимательства в сфере торговли. Большинство из них в той или иной степени обозначены в дебатах, проводимых научными и общественными организациями, органами государственной власти. Стоит отметить депутатские слушания 19.02.2008 г. "Торговля Санкт-Петербурга: состояние и перспективы развития", а также 10.07.2008 г. "Продовольственная безопасность Санкт-Петербурга", организованные Постоянной комиссией по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В процессе их проведения был определен комплекс проблем федерального и регионального уровней и отмечена необходимость их немедленного решения.
В настоящее время в Санкт-Петербурге государственное планирование социально-экономического развития осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года № 885 существенно отличается от аналогичного от 16 марта 2004 года № 402. В новом варианте госпланирования отсутствует ряд показателей (табл. 1.).
В числе инструментов планирования на сегодняшний день не предусмотрена разработка стратегии и программа развития торговли.
В п. 2.3.19 "Имидж Санкт-Петербурга в 2025 году" и в п. 3.4. "Развитие экономики" Концепции развития Санкт-Петербурга до 2025 года вопросы торговли не затрагиваются. Между тем в анализе внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга говорится о наличии современной торговой сети, емком
Таблица 1
Исключенные показатели из юсмламировамия
Показатель Срок действия
Стратегический план развития 10 лет
Основные направления развития Санкт-Петербурга, в т.ч. Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге 10 лет*
Реестр государственных функций Санкт-Петербурга 10 лет
Перспективный финансовый план Санкт-Петербурга 3 года
Балансы ресурсной обеспеченности стандартов проживания в Санкт-Петербурге 3 года
* Стандарты проживания в настоящее время утверждены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 г. № 1659 "О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга".
Таблица 2
Стратегия развития рынка торговли Санкт-Петербурга на среднесрочную перспективу
Раздел Краткое описание разделов
1. Общие положения Дано описание предназначения стратегии и основных понятий, используемых при ее изложении.
2. Описание современной ситуации и нерешенные проблемы Дается описание нерешенных проблем в сфере торговли, многие из которых были отмечены выше. К проблемам, требующим первоочередного решения, относятся следующие: отсутствие законодательных механизмов регулирования торговли; отсутствие поддержки малых и средних коммерческих предприятий со стороны исполнительных органов власти; конфликты интересов, что обусловливается попыткой малых торговых предприятий действовать в зоне интересов крупного бизнеса, вместо того, чтобы осуществлять поиск собственных рыночных ниш, не выгодных для сетевого формата; невысокое качество товаров и услуг не только в малом бизнесе, где контроль качества товаров, как правило, ослаблен, но и в сетевом ритейле; низкий профессионализм торгового персонала и отсутствие должной подготовки кадров в сфере торговли; отсутствие инструментов идентификации лучших производителей товаров и услуг (например, региональных лейблов), информирующих потребителя о надежности данного бизнеса и стимулирующих тем самым осуществление социально ответственного предпринимательства; отсутствие эффективных механизмов защиты прав потребителей; низкий уровень социальной ответственности торгового бизнеса и неэффективная система социальной защиты персонала торговых предприятий от произвола руководства К факторам, в существенной степени порождающим проблемы торговли, можно отнести следующие: отсутствие должного развития промышленности, сельского хозяйства и системы образования в Российской Федерации; отсутствие нормативно-правовых актов, направленных на поддержку отечественных производителей продовольственных и непродовольственных товаров; коррупцию; неразвитость системы обществ взаимного кредитования малого бизнеса; затягивание банками выдачи целевых кредитов агропромышленному комплексу; развитие эффективной системы государственных закупок у сельскохозяйственных предприятий, малого и среднего бизнеса.
3. Сценарии развития ситуации в торговле Разрабатываются сценарии функционирования торговли при оптимистической, пессимистической и наиболее вероятной альтернативах экономического развития региона.
4. Цель, ключевые задачи и приоритетные направления государственного регулирования в сфере торговли Определяются стратегическая цель развития торговли и ключевые ориентиры, обеспечивающие ее реализацию и фиксируемые в данном документе. Формулируются основные задачи, которые необходимо решить для оптимального развития торговли, а также выделяются основные направления торговой деятельности, требующие регулирования для обеспечения максимально эффективного развития торговли
5. Механизмы и комплекс мероприятий регулирования развития сферы торговли в рамках реализуемой стратегии. Проводится анализ проводимых правительством Санкт-Петербурга мероприятий в области регулирования торговли и акцентируется внимание на тех из них, которые не позволяют или чрезмерно ограничивают нормальное развитие торговли. Дается перечень направлений и мероприятий, обеспечивающих формирование условий для оптимального развития торговли. В рамках рекомендуемых направлений регулирования развития торговли даются перечень инструментов, механизмов их реализации и конкретные мероприятия, которые целесообразно реализовать для решения стратегических задач
Окончание табл. 2
Раздел Краткое описание разделов
6. Направления совершенствования законодательной базы для успешного развития предпринимательства в сфере торговли Дается описание мер законодательной поддержки реализации инструментария регулирования. Вносятся предложения по корректировке действующего законодательства, по введению в действие новых или отмены законодательных актов, препятствующих эффективному развитию торговли, с учетом интересов общества
7. Ожидаемые результаты мер государственного регулирования рынка торговых услуг и формы взаимодействия стейкхолдеров для осуществления контроля над реализацией стратегии Приводится описание ожидаемых результатов от реализации стратегии, показатели, на основе которых целесообразно оценивать эти результаты, механизм оценки эффективности реализуемой стратегии и ряд аспектов его практического применения. Кроме того, дается описание схемы взаимодействия ключевых стейкхолдеров для поддержки мероприятий государственного регулирования развития торговли и контроля над ее реализацией
потребительском рынке, росте международной торговли, благоприятной экономической конъюнктуре и росте инвестиций в экономику. Не вызывает сомнения, что в рамках концепции Санкт-Петербурга необходимо более детальное рассмотрение ряда аспектов стратегического развития торговли, как перспективной и важной отрасли. Этого требует комплексный подход к формированию стратегического видения развития региона, так как именно торговля является индикатором результативности работы большинства сфер предпринимательства, соответствия производственной продукции требованиям общества, востребованности инновационной деятельности.
Можно предложить ряд методико-техно -логических аспектов формирования стратегии развития торговли Санкт-Петербурга, которые целесообразно учесть при осуществлении данного направления стратегического планирования. С учетом разработанной Минпромторгом Федеральной стратегии торговли на 2010-2015 года, к декабрю 2009 года целесообразно определить основные ориентиры стратегии развития торговли в Санкт-Петербурге на 2011-2016 годы. Это позволит учесть требования федеральной стратегии в разделах соответствующей программы, основу которой следует подготовить к январю 2010 года (табл. 2).
В данной статье представлен комплексный методический подход к проектированию системы выработки формирования и реализации региональной стратегии развития сферы торговли с использованием инструментария государственного регулирования. Детальный анализ проблем функционирования ритейла и путей их решения позволил оценить возможности воздействия государства на результативность торговых услуг на основе действующих механизмов и направления их трансформации.
Формирование научно обоснованного стратегического видения направлений и путей развития сферы торговли в системном единстве со всеми аспектами социально-экономической жизни Санкт-Петербурга возможно лишь на основе опыта решения данных проблем в экономиках с идентичными стартовыми позициями с учетом специфических особенностей регионального развития.
На сегодняшний день насущными становятся использование более эффективных механизмов регулирования сферы торговли, согласование и координация взаимодействия ключевых стейк-холдеров с целью повышения социально-экономической эффективности функционирования не только торговли, взаимосвязанных с ней сфер экономической деятельности, но и всего региона. Для решения этой задачи необходима разработка правовых и нормативных актов, регулирующих
развитие торговли России в целом и Санкт-Петербурга в частности. Наличие взаимоувязанных стратегий торговли различных уровней способствует более эффективному использованию имеющейся ресурсной базы.
Стратегия торговли Санкт-Петербурга, определяемая концептуальными направлениями его развития, является вектором принятия комплекса решений, отвечающих интересам региона, бизнеса и всего населения города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года № 884 "О концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года".
2. Григорьев Л.М., Овчинников М.А. Коррупция и развитие. М.: ТЕИС, 2008. 51 с.
3. Дашков А.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. М.: Изд-книготорг. центр "Маркетинг", 2001. 596 с.
4. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2004. 352 с.
5. Зюганов Г.А. Идти вперед. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2007. 496 с.
6. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебник. СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2008.
7. Астафьева Нина. Что будет, если Петербург останется без импортного мяса // Город (812). № 8{26}. 2009. 9 марта. С. 22-23.
8. Шмидт Юлия, Карпова Яна. Неправильное соотношение // Коммерсантъ (Санкт-Петербург). 2007. 12 окт. № 187.
9. http://www.minprom.gov.ru
УДК 658.5:339.3
Русак А.Н.
Построение обучающейся организации в торговле на основе управления знаниями
В современных условиях хозяйствования способность организации к самообучению - необходимое условие для успешного существования торгового предприятия. Чем выше темп изменений, тем значительнее потребность в ускорении обучения как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации в целом. Анализ внутренней среды торгового предприятия должен предусматривать точное определение природы своих способностей, непрерывное изучение своих бизнес-процессов и их связи с внешней средой. Управляя этими знаниями, торговое предприятие сможет увеличить скорость развития организационного знания. Для этого в организациях должно проходить непрерывное обучение как необходимое условие эффективности работы. Исследуя внешнюю среду, торговое предприятие должно изучать потребности покупателей, интересы дистрибьюторов, поставщиков, конкурентов, контактных аудиторий, следить за экономическими тенденциями. Только благодаря пониманию своих собственных способностей и того, как они соотносятся с потребностями покупателей, торговое предприятие может развить свое конкурентное
преимущество. Но понимание собственного бизнеса само по себе не предоставит конкурентного преимущества. Организация не просто должна обучаться, но должна делать это быстрее своих конкурентов. Эта тема очень актуальна в нашей кризисной российской действительности. Розничная торговля, выполняя значимые для общества задачи, в современный период испытывает множество проблем: снижение покупательной способности населения, обострение конкуренции на потребительском рынке, нереализованная общественная потребность в качественных услугах. Самообучение выступает как способность организации сохранить свой потенциал, найти и занять нишу в изменившейся ситуации.
Известно несколько вариантов перевода термина "Learning Organization": обучающаяся организация, научающаяся организация, самообучающаяся организация, саморазвивающаяся организация. Наиболее известны определения термина "обучающаяся организация"; характеристики ее свойств приведены в табл. 1.
Обобщая точки зрения исследователей, можно выделить следующие подходы к определению понятия "обучающаяся организация":