Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития удаленной розничной торговли'

Проблемы и тенденции развития удаленной розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК УДАЛЕННОЙ ТОРГОВЛИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутякова Анна Сергеевна

Исследованы тенденции развития рынка удаленных продаж, вопросы государственного регулирования удаленной торговой деятельности, даны предложения по развитию интернет-торговли продовольственными товарами и определены факторы, влияющие и сдерживающие развитие дистанционной торговли.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the tendencies of development of distant sales market, issues of state regulation of distant trade activity are researched, suggestions about development of provisions' web-trade are given and factors influenced and restrained the development of distant trade are defined

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития удаленной розничной торговли»

УДК 339.371.5

А.С. Крутякова

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УДАЛЕННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Сегодня в развитии ритейла в России можно выделить три ключевых направления: рост числа основных игроков как за счет объединения компаний, так и за счет открытия новых магазинов; расширение производства собственных торговых марок как способ предложить потребителям товары высокого качества и по доступным ценам; развитие интернет-торговли [2] как наиболее перспективной в связи с глобальной информатизацией общества формы удаленной торговли.

За последние десять лет рынок удаленных продаж вырос в России почти в 20 раз, достигнув в 2010 г. 394 млрд р. Несмотря на устойчивую динамику роста, доля удаленных каналов в розничной торговле России отстает от мирового уровня в 1,5 раза. Более половины объема этого рынка приходится на интернет-торговлю (192 млрд р. по итогам 2010 г. [1]). Наблюдается бурное развитие сети Интернет и интернет-торговли в регионах. С 2010 г. отношение дохода от продаж в регионах к значению аналогичного показателя для Москвы составляет 80: 20, в 2009 г. оно было 40:60 [3]. Сегодня рынок удаленной торговли занимает уже 4,3 % от объема всей розничной торговли в России [1]. Приведенные количественные характеристики развития удаленной торговли позволяют рассматривать ее как самостоятельную, активно формирующуюся отрасль с высоким потенциалом роста.

В этих условиях значимым становится государственное регулирование удаленной торговой деятельности, направленное на обеспечение социально-экономической эффективности и качества обслуживания населения при дистанционном способе продажи товаров. Однако в действующем Федеральном законе № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», определяющем ключевые понятия в сфере торговли и основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, специфика такой формы торговой дея-

тельности, как удаленная торговля с помощью интернет-технологий, не учитывается. В главе 4 этого закона, содержащей меры по развитию торговой деятельности, указывается цель развития торговой деятельности. Такой целью является «достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары» [4, ст. 19, п. 1]. Исходя из того, что других целей развития торговой деятельности в законе не приводится, сформулированную цель можно полагать стратегической целью развития торговли, что, на наш взгляд, является спорным по следующим причинам:

во-первых, развитие торговли, как и любого другого вида позитивной экономической деятельности, должно быть нацелено на укрепление экономики страны и повышение уровня и качества жизни населения, следовательно, «достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» следует рассматривать лишь как один из этапов достижения указанной цели;

во-вторых, нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов нельзя рассматривать в качестве основного критерия оценки доступности товаров для населения, так как понятие «доступность товаров» предполагает не только физическую, но прежде всего экономическую доступность товаров для населения;

в-третьих, полагать, что достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов неизбежно приведет к удовлетворению спроса на продовольственные и непродовольственные товары, по крайней мере, наивно. Подтверждение этого тезиса - наблюдавшееся в конце 80-х - начале 90-х гг. введение карточной системы на товары повседневного спроса при функционирующих в шаговой доступности магазинах;

в-четвертых, сформулированная в законе цель развития торговли противоречит эволюционному развитию форм торговой деятельности, которое является следствием объективных процессов развития в стране информационно-коммуникационных технологий и построения в России информационного общества.

Таким образом, для определения мер по развитию и регулированию торговли указанную в законе цель развития торговой деятельности необходимо переосмыслить с учетом сложившихся реалий.

Объективный анализ сложившейся ситуации содержится в проекте Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 20102015 гг. и период до 2020 г., разработанном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации [5]. Положения Стратегии основаны на анализе статистических данных, интервью с представителями торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти. Стратегия учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и утвержденных стратегий развития отраслей российской промыш-

ленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

Основная цель реализации Стратегии - максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы предполагается значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли.

В настоящее время уровень развития интернет-торговли в регионах России определяется распространением интернет-технологий. Данные таблицы свидетельствуют о существенной неравномерности проникновения информационно-коммуникационных технологий в регионы. Однако аудитория пользователей сети

Сравнение показателей развития Интернет в 2009 г. по округам*

Федеральные округа Степень проникновения, % Количество доменов на 1000 пользователей Средняя цена за 1 Мбит/с, руб. Количество блогов на 1000 пользователей Количество новостей от одного СМИ Прирост количества рекламодателей, %

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный 32 38 29 29 31 28 38 43 23 22 20 33 25 17 489 584 896 320 321 546 1465 3.8 4.1 3.2 5,7 5,7 6,1 5.9 7,7 11,3 14,3 9,9 15,8 10,1 13,3 +83 +80 +97 +102 +86 +97 +102

В среднем по округам 32 26 660 4,9 11,8 +93

Москва 59 193 106 23 20 +39

Санкт-Петербург 57 85 132 16,4 15,1 +69

* По данным аналитической группы департамента маркетинга компании «Яндекс» (ада1у81@уаддех-team.ru).

Интернет уверенно растет, и кризис не помешал росту рынка электронной торговли.

Разрыв между столицами и регионами по доле интернет-пользователей, делающих покупки в режиме он-лайн, во многом объясняется тем, что доходы региональных пользователей гораздо ниже, чем в столицах, да и средний стаж использования Интернет в регионах также не очень велик. На ближайшие пять лет прогнозируется рост количества покупателей на 120 %, причем 93 % новых покупателей появятся в регионах [3].

Респонденты, уже имеющие опыт покупок товаров или услуг через Интернет, как правило, уверены в качестве предлагаемой там продукции, но испытывают опасения относительно несвоевременной доставки или того, что цена может по каким-либо причинам оказаться выше, чем было указано [3]. В ближайшем будущем будут пользоваться спросом железнодорожные и авиабилеты, билеты в театры и кино, спортивные товары, различные карты оплаты, а также услуги по оформлению документов, бронированию гостиниц, скачиванию и просмотру фильмов он-лайн [3].

Интернет-торговля продовольственными товарами становится перспективным направлением бизнеса. В 2009 г. расходы на приобретение продуктов питания и безалкогольных напитков составили 28 % от всех расходов населения РФ. Однако интернет-торговля продовольственными товарами находится в России в зачаточном состоянии, поскольку многие покупатели сомневаются в качестве продуктов и безопасности платежей. Клиентская база в основном ограничена пределами мегаполисов.

Тем не менее розничные продавцы продовольствия, реализующие проекты, связанные с торговлей через Интернет, уже сейчас получают конкурентные преимущества в результате перемен, происходящих в образе жизни покупателей. В последние годы такие проекты были успешными в Москве в связи с постоянными автомобильными пробками, побудившими многих покупателей выбирать стандартные наборы продуктов на сайтах продавцов. В частности, существенный рост продаж зафиксирован в период с 2007 по 2009 гг. в таких крупных продовольственных интернет-магазинах, как

www.Dostavka.7cont.ru,www.Service77.ru, www. Nyam-Nyam.ru и www.Korzinka.com [6].

Крупнейшие российские сетевые торговые компании также планируют в ближайшем будущем развивать интернет-торговлю продовольственными товарами с целью увеличения продаж и сокращения издержек и, следовательно, повышения общей эффективности деятельности. Так, руководство X5 Retail Group (дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипер-маркеты «Карусель») заключило соглашение о создании совместного предприятия с опытными предпринимателями в области электронной коммерции - владельцами интернет-магазинов www.bolero.ru и www.003.ru.Bolero.ru и 003.ru -популярные российские интернет-ресурсы, работающие на рынке онлайн-торговли более восьми лет. Bolero.ru специализируется на продаже книг и медиа-продукции, 003.ru - ведущий российский интернет-магазин по продаже электроники и бытовой техники. По итогам IV квартала 2009 г. средний чек покупки составил 3427,4 р.

Компании X5 Retail Group и Auchan Group [7, 8] также ставят своей целью развитие интернет-торговли в России. Эти крупнейшие игроки сферы розничной торговли продовольствием с годовым объемом продаж, превышающим 5 млрд долл. США, планируют инвестиции в области современных технологий интернет-торговли, таких как платежная система PayPal. Осуществление этих планов кардинально изменит состояние интернет-торговли в России.

В последнем отчете аудиторской компании PricewaterhouseCoopers [9] говорится, что экономический спад стал катализатором развития сегмента интернет-торговли во всем мире. Традиционный бизнес компаний рынка розничной торговли и производства потребительских товаров столкнулся с серьезными трудностями в период беспрецедентной экономической нестабильности. В то же время интернет-подразделения этих компаний испытывают на себе повышенное внимание со стороны как потребителей, находящихся в поиске более выгодных сделок, так и руководства, стремящегося к снижению издержек.

С началом кризиса в традиционных магазинах бытовой техники и электроники было зафик-

сировано значительное снижение продаж. За 2009 г. рынок сократился, по разным оценкам, на 2540 %. При этом оборот интернет-подразделений крупнейших торговых сетей вырос на 40-80 %: снизив свои затраты, они получили возможность установить более привлекательные цены, тем самым увеличив объем продаж. Даже торговые сети, позиционирующие себя в качестве дискаунте-ров, не в состоянии конкурировать по ценам с интернет-магазинами.

Тем не менее по состоянию на 2009 г. Интернет приносит традиционным торговым сетям не больше 2-3 % от всей выручки. На данном этапе эти проекты, скорее, имеют имиджевый статус, являясь дополнительным каналом продаж и отражая стремление торговых сетей не упустить возможностей стремительно развивающегося и перспективного интернет-рынка.

Серьезной проблемой является наличие «серых» схем. «Серые» схемы позволяют недобросовестным продавцам получать существенные конкурентные преимущества за счет предложения товара по более низкой цене. Основными способами, позволяющими получать такого рода преимущества, являются целенаправленное уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов за счет использования в операционной деятельности так называемых «фирм-однодневок» и систематических нарушений принципов ведения бухгалтерской отчетности [3].

Возможность оплаты наличными интернет-покупок - одна из причин распространения «серых» схем на рынке интернет-торговли. Неучтенные наличные средства вовлекаются в «серый» оборот, выручка от реализации которых служит дополнительным стимулом для недобросовестных игроков рынка. Неучтенная наличность является причиной уклонения от уплаты налогов, что и позволяет получать 50-70 %-ю разницу в цене при реализации товаров и услуг [3].

Основные факторы, влияющие на развитие дистанционной торговли [5]:

- степень проникновения недорогого и качественного (широкополосного) доступа в Интернет;

- развитая система почтовой и курьерской доставки;

- большая территория страны и невысокая плотность населения;

- развитие дистанционных технологий;

- развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей;

- защищенность прав потребителей при осуществлении покупок через Интернет;

- рост благосостояния населения.

Основные факторы, сдерживающие развитие

дистанционной торговли [5]:

- несовершенство нормативно-правового регулирования;

- недостаточное развитие платежных систем;

- недостаточное развитие логистических услуг и нехватка складских помещений.

Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы.

Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование дистанционной торговли, упростить процедуры формирования баз данных клиентов. Так, Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» предписывает всем компаниям, использующим базы данных, получать от клиентов письменное согласие с указанием паспортных данных. Трудности с заполнением дополнительной анкеты, необходимость указывать паспортные данные делают заказ товаров по каталогу менее привлекательным, более сложным и дорогостоящим.

Обеспечение развитой и надежной системы электронных платежей требует совершенствования законодательства, регулирующего электронные платежи, что позволит снизить степень «серости» этого рынка и защитить права потребителей. В настоящее время подавляющее большинство товаров оплачивается на почте наложенным платежом, что замедляет получение денег компанией-продавцом и делает товар дороже из-за комиссионных сборов почты. Развитие банковской и платежной инфраструктур могло бы улучшить эту ситуацию.

Важно, чтобы участники этого рынка вырабатывали и своевременно представляли консолидированные предложения по актуальным вопросам его развития регулирующим органам, в том числе и Экспертному совету по развитию торговой деятельности при Минпромторге РФ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт № 02.740.11.0587).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рынок удаленной торговли в России: актуальные проблемы регулирования [Электронный ресурс] // Новости ТПП РФ. - Режим доступа: http://www.tpprf. ru/ru/news/about/index.php?id_12=32138

2. Итоги XVI Международного Бизнес саммита Food Business Russia 2011 [Электронный ресурс] // B2B Conference Group. - Режим доступа: http://www. b2bcg.ru/ru/news/2011/02/08/itogi-biznes-sammita-food-business-russia-2011

3. Электронная торговля - 2010 [Электронный ресурс] : матер. VI конф. по интернет-продажам и электронной коммерции. Москва, 14-15 октября 2010 г. -Режим доступа: http://conf.oborot.ru/about.html

4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон № 381-ФЗ. -

Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=95629

5. Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года [Текст] : проект. - М.: Минпромторг, 2010. - 127 с.

6. Официальный сайт USDA Foreign Agricultural Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nutfruit.org/GAIN Report Number: RSAT01013

7. Официальный сайт X5 Retail Grouр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: x5.ru

8. Официальный сайт Auchan Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: auchan.ru

9. Официальный сайт аудиторской компании PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pwc.ru

УДК 330.354

С.А. Медведева

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРИБОРОСТРОЕНИИ

В условиях перехода к постиндустриальной экономике и интеграции России в международное экономическое пространство происходит ужесточение конкурентной борьбы [1]. Одна из главных задач отечественной экономики - повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, в числе которых промышленные предприятия и отрасли [4].

Среди разрабатываемых государственных программ по поддержке и развитию отраслей промышленности приоритетны те, которые способствуют снижению зависимости экономики от сырьевых и добывающих отраслей и увеличению количества производств, использующих инновационные технологии для изготовления продукции с большой долей добавочной стоимости в цене конечной продукции [5]. Такой отраслью - одной из важнейших стратегических для России - является приборостроение как сфера реализации высокотехнологичных разра-

боток, в том числе с использованием нанотех-нологий в соответствии со стратегическими программами развития России [5].

Отметим, что предпринимательство - это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, особая форма экономической активности, основанная на инновационном, самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров и услуг, приносящих субъекту предпринимательской активности доход и осознание своей значимости [3].

В приборостроении одна из важнейших задач для предпринимательских структур (ПС) - повышение их инновативности за счет инновационного потенциала (ИП). Актуальность формирования, развития и реализации ИП как одного из ключевых факторов развития экономической системы любого уровня объясняется в первую очередь тем, что его использование становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.